![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Философско-антропологические аспекты педагогики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Суперструны, или За пределами стандартных представлений // Успехи физических наук. 1986. Т. 150. Вып. 4. С. 561575. 49. Каландадзе А. Н. Разыскания по археологии доантичной Грузии: Автореф. дисс. Pд-ра истор. наук. Тбилиси: Ин-т истории, археологии и этнографии им. И. А. Джавахишвили АН Груз.ССР, 1969. 72 с. 50. Кларк Дж. Д. Доисторическая Африка. М.: Наука, 1977. 264 с. 51. Клягин Н. В. От доистории к истории: Палеосоциология и социальная философия. М.: Наука, 1992. 192 с. 52. Клягин Н. В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). М.: ИФРАН, 1996. 252 с. 53. Клягин Н. В. Человек в истории. М.: ИФРАН, 1999. 238 с. 54. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков: Изд-во ХГУ, 1956. 347 с. 55. Козинцев А. Г. Проблема грани между человеком и животными: антропологический аспект // Этнографическое обозрение. 1997. P4. С. 96104. 56. Колосов Ю. Г. Аккайская мустьерская культура. Киев: Наукова думка, 1986. 224 с. 57. Коростовцев М. А
Средством выявления базисной структуры является трансцендентальный вопрос об условиях возможности феноменологически описываемых явлений человеческого существования. Именно в этой связи Плеснер указывал на Канта, как на важнейшего предшественника современной философской антропологии. В методологическом аспекте можно утверждать, что философско-антропологическая мысль Плеснера движется от феноменов к базисной структуре как условию их возможности, а затем - от базисной структуры к феноменам с целью их объяснения. Соответственно эта структура должна обладать не “завершающе- теоретической”, а “открывающе-экспонирующей” ценностью. Вопрос о структуре человеческого существования Плеснер пытается развернуть в двух направлениях: 1. горизонтальном. Рассматривает способы отношения человека к миру и его деяния в мире. 2. вертикальном. Исследуется “положение человека в мире как организма в ряду организмов”, то есть базисная структура человеческого бытия выявляется через рассмотрение человека в космологически-органической перспективе, в ряду растение - животное - человек, которые являются различными формами жизни.
Многие из них были открыты и опубликованы еще в XIX столетии, давно введены в научный оборот и неоднократно привлекались к исследованию в разных аспектах. На втором месте – сборники антропологического содержания («Пчела», «Изборник 1076 г.», «Измарагд» и др.), жития святых, летописные повести разнообразного содержания и пр. Особое место занимают апокрифы. Актовый материал, в частности духовные и договорные грамоты, также содержит сведения историко-культурного характера. Отдельный интерес представляют берестяные грамоты, общая численность которых подбирается к 1000. Изобразительное искусство, архитектура, музыка также являются ценным источником, дающим богатый материал исследователям древнерусской культуры. Крайне мощный пласт представляют собой данные по народной культуре, представленные как этнографическими, так и фольклорными и изобразительными материалами. Особенности источниковой базы отдельных периодов в истории древнерусской культуры будут затрагиваться в процессе анализа каждого из них. Глава I. Философско-антропологическое осмысление культуры 1. Антропологизация теории культуры Процесс антропологизации знаний, берущий своим истоком, вероятно, еще положение И
Этот парадокс распространяется и на частные антропологические аспекты, в том числе на проблематику творчества. При этом, утрата интуитивного знания о себе самом является не только итогом "антропологического ренессанса" последних десятилетий, но и более глобальных имперсонолистических тенденций, широко распространившихся в западноевропейском мышлении в последние столетия - в ту эпоху, которую принято называть эпохой гуманизма. Все это свидетельствует о наличии глобального кризиса современного миропонимания. Если усилия, производимые в частных сферах не приводят к каким-то ощутимым результатам, то это свидетельствует о ложности более общих мировоззренческих схем. В такой ситуации разумно поискать основу для осмысления проблемы человека и проблемы его творчества где-то в стороне от стержневого направления развития научно-философской мысли. Если попытаться поискать выход из сложившейся ситуации, то прежде всего следует найти ту общемировоззренческую традицию, в которой тема человека получила бы свое наиболее полное развитие, где каждый человек считался бы существом личностным - свободным и неповторимым в своем индивидуальном бытии.
Советские философы сумели в эти годы установить уважительные и плодотворные отношения с естествоиспытателями, что резко контрастировало с тем, что имело место в 30—40-е гг. В 60—70-е гг. появляются работы, которые можно с полным основанием отнести к зарождающейся философской антропологии. Ряд философов в эти годы приходит к мысли о невозможности исследования проблем теории сознания вне рамок целостной философско-антропологической концепции. В кон. 60-х гг. (посмертно) была опубликована работа C. Л. Рубинштейна «Человек и мир», в которой разработана оригинальная концепция онтологии человеческого сознания 204 ФИЛОСОч/ИЯ В СС^г к у il w^ 1 СОВЕТСКОЙ РОС С J*" (ученики С. Л. Рубинштейна А. В. Брушлинский и К. А. Славс- кая попытались впоследствии применить его идеи к исследованию философских оснований психологии). Этой тематике посвящены работы М. К Мамардашвили 80-х гг. И. Т. Фролов исследовал феномен человека (в частности, проблемы смысла жизни и смерти в единстве биологических и аксиологических аспектов). Концепцию глубинного общения разрабатывал Г. С. Батищев. Работы H. H
Та самая, знакомая нам по Э.В.Ильенкову, "печать идеального". Но В.И.Вернадский подходит к проблеме прежде всего как геолог и вообще натуралист широкого профиля, а поэтому ограничивается аспектом взаимодействия человечества с природой, воздействия человечества на природу. То, что получается в результате такого взаимодействия и воздействия, и есть ноосфера по В.И.Вернадскому. Излагая идеи В.И.Вернадского, я опираюсь на его статью "Несколько слов о ноосфере" (см. в кн.: "Русский Космизм. Антология Философской мысли". М., "Педагогика-Пресс", 1993). В романе И.А. Ефремова "Час Быка" идея В.И.Вернадского о ноосфере интерпретируется иначе: ".Человек погружён в неощутимый океан мысли, накопленной информации, который великий учёный ЭРМ" (Эры Разобщённого Мира) "Вернадский назвал ноосферой. В ноосфере - все мечты, догадки, вдохновенные идеалы тех, кто давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы познания, творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков". В какой-то мере такая трактовка правомерна. В известной мне текущей публицистике она даже общепринята. Но думаю, это всё же на совести интерпретаторов, а не самого В.И.Вернадского. "Сферы" можно выделить и внутри межчеловеческого взаимодействия.
При этом философский и социологический аспекты рассматривались как модусы государственности. Большая часть западногерманских политологов в духе классических традиций видит в государственном администрировании воплощение «трансцендентального разума», «вечных» ценностей и сферу реализации свободы. Это в наиболее яркой форме иллюстрируют концепции Х. Куна, Э. Форстхоффа, Э. Хиппеля. По мнению Куна, основой, на которой должен строиться предмет теории административно-государственного управления, и тем, из чего он черпает свою экзистенцию, является человеческая природа, в силу чего рассмотрение государственного администрирования должно носить философский характер: «Государство живет человеком: человек основывает, формирует, руководит им и одновременно живет в нем, постигая его как свою судьбу. Философско-антропологический подход к государственному администрированию свойствен также А. Гелену. По его мнению, административно-государственное управление и право являются «фундаментальными антропологическими институтами». Стремление к стабильности внутреннего и внешнего мира, пронизывающее, по мнению Гелена, все человеческое бытие, становится основой административно-государственного управления.
Естественно, данный перечень не является исчерпывающим».1 Для решения задач военно-исторической антропологии необходимо изучение войн и вооруженных конфликтов всех периодов и стран. «Вместе с тем, приоритетным объектом исследования в отечественной историографии, на наш взгляд, должны явиться войны с участием России (СССР). При этом ключевыми направлениями могут стать: – изучение опыта участия России (СССР) в мировых и локальных войнах в историко-антропологическом аспекте; – сравнительно-исторический анализ российских войн как социально, социо- и этнокультурного, социально-психологического явлений; – сравнительное изучение психологии разных категорий военнослужащих русской и советской армий на разных этапах российской истории». 1 Для каждого нового научного знания необходимо иметь методологическую основу. «Для военно-исторической антропологии наиболее продуктивным, на наш взгляд, является синтез идей и методологических принципов трех основных научных направлений – исторической школы «Анналов», философской герменевтики и экзистенциализма.
Историю школы целесообразно рассматривать не только через призму истории педагогики и эволюции собственно педагогической и философско-антропологической идей, но и в более широком контексте эволюции идеологий, доктрин, выступавших непосредственным базисом всех крупных государственных школьных реформ. Раннереформаторские идеологические представления о человеке и смысле его бытия, составившие основу деятельности протестантских церковно-приходских школ в 16—17 вв.; концепция «общего блага» с её трактовкой целей человеческой деятельности, характерной для эпохи просвещённого абсолютизма, когда также значительно продвинулось просвещение масс в Европе в 18 в.; раннелиберальные концепции блага общества; последующие государственным идеологам, доктрины (включая социализм) с их трактовками проблемы «общества и личности» и места школы в её решении — все они значимы для понимания истории школы не меньше, чем педагогическое наследие Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта с их пониманием ребёнка, целей воспитания и субъектов педагогического процесса.
На этом фоне весьма актуальным становится развитие в отечественном образовании идеи народности, обращенной к истокам народной культуры и опирающейся на ее национальное своеобразие и особенности менталитета русского народа. На сегодняшний день данная проблема актуальна не только в педагогическом смысле, но имеет в некоторой степени и политическое звучание. Возникновение различных националистических течений в обществе, межэтнические войны и конфликты, приведшие к человеческим трагедиям и многочисленным жертвам, побуждают более глубоко осмыслить необходимость сочетания национальных и общечеловеческих ценностей в образовании. Народной педагогике необходима четкая гуманистическая направленность, обеспечивающая воспитание толерантности и уважения к другим народам и культурам и исключающая различные формы этноцентризма и этнической нетерпимости. В психолого-педагогической литературе представлены исследования отдельных аспектов развития народности, народной культуры и народной педагогики. Так, истоки идеи народности в образовании отражены в трудах классиков русской педагогики Ломоносова М.В., Ушинского К.Д., Толстого Л.Н. Свое развитие освещение данной проблемы получило в работах Белинского В.Г., Радищева А.Н., Чернышевского Н.Г., Добролюбова Н.А., Бунакова Н.Ф., Водовозова В.И., Сороки-Росинского В.Н., Лорки Д.О. и др. В современной литературе философско-педагогический аспект развития идеи народности раскрывается в исследованиях Вдовина А.И., Гершунского Б.С., Марциновской Г.Д., Шириповой Н.И., Усенко О.Г., Ломакиной Н.Г., Зарипова А.Я., Гнатенко П.И. и др. Таким образом, в научно-теоретическом плане актуальность исследования обусловлена необходимостью определения сущности идеи народности, выявления источников, критериев, условий ее развития в отечественном образовании. Имя Ушинского К.Д. занимает особое место в русской мировой педагогике.
Скорее, катексисы оральной, анальной и фаллической стадий смешиваются и синтезируются с генитальными импульсами. Важнейшая биологическая функция генитальной стадии – воспроизводство; психологический аспект связан с определенной степенью стабильности и безопасности этого. Несмотря на то, что Фрейд выделил четыре стадии личностного развития, он не предполагал наличия резких переходов от одной к другой. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми четырьмя стадиями. Заключение Фрейдизм как социальную и философско-антропологическую доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придает универсальное значение. Фрейдизм с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого, двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в котором он видел источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения.
Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижением. В этой работе, как и в труде другого теоретика философской антропологии Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в космологической перспективе рассматривались некоторые существенные аспекты отношения человека к животному и растительному миру. Этот органический, биоантропологический подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философского антропологического мышления и был унаследован другими представителями философской антропологии (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом и др.). Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые её научные и теоретические достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические теории – биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др., которые при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения философской антропологии.
Рассматривая его сущность и существование в их отношении к высшему бытию, к Богу, в перспективе вечности, спасения, она выступает как способ самопознания, выражает целостность теологии в чрезвычайно важном ракурсе — отношении к ее субъекту. Именно богословская антропология призвана, по мнению ряда теологов, выразить и оценить с христианских позиций, как становится и определяется человеческая самоидентичность, высветить роль веры в становлении человеческого “Я”, личности, интегрировать различные аспекты человековедения в единую теорию. Развитие философско-антропологической мысли на Западе в XX в. показывает, что попытка примирить противоречия в которые впало человечество, явилась несостоятельной. Социальные последствия научно-технического прогресса, глобальные проблемы современности во многом определяют духовную ситуацию конца тысячелетия, настроения людей и мысли философов. “Современная ситуация, — отметил Г. Хольц, — выглядит так, как будто бы человечество вступило в один из самых глубоких кризисов всей своей истории”. Парадокс состоит в том, что человек, теперь — “житель планеты”, который может и должен мыслить и действовать “в планетном аспекте”, сознает себя не столько a imal ra io ale, сколько a imal i securum — беспокойным, необеспеченным и беззащитным животным.
В основу изучения данного раздела следует положить анализ В.В. Зеньковского основных педагогических течений из его книги "Педагогика". Целесообразно рассмотреть и педагогический аспект разрушительного влияния на личность человека оккультных учений и тоталитарных сект. "Основные проблемы воспитания: воспитание и свобода, воспитание и развитие". Основное внимание следует обратить на отсутствие противоречий в православной педагогики между воспитанием и свободой, если свобода рассматривается как условие и результат нравственного самоопределения человека. Для более глубокого рассмотрения влияния на развитие ребенка следует изучить особенности детского возраста и условия его рождения для духовной жизни. В этом разделе целесообразно рассмотреть антропологические проблемы педагогики. "Особенности развития и духовного становления человека в разные периоды его жизни". При рассмотрении данного раздела следует провести сравнительный анализ психологического и святоотеческого взглядов на развитие и духовное становление ребенка в разные периоды его жизни и кризисные возрасты. "Православная семья".
"Экс-центрическая позициональность" человека в антропологии Гельмута Плеснера как возможное основание философско-религиозной антропологии. Значительное воздействие на развитие современной философской антропологии, в том числе философско-религиозной, оказала теория Гельмута Плеснера. Его теория призвана выявить "базисную структуру" человеческого бытия, способную объяснить все его специфические свойства и характеристики. Философская антропология должна быть "принципиальным осмыслением человеческого существа". Экспликация базисной структуры должна ответить на вопрос, "каковы условия возможности человеческого бытия", и указать место человека в целом бытия. "Поскольку философия формулирует проблему антропологии, - отмечает Плеснер, - постольку она ставит проблему способа существования человека и его положения в целом природы". Средством выявления базисной структуры является трансцендентальный вопрос об условиях возможности феноменологически описываемых явлений человеческого существования. Именно в этой связи Плеснер указывал на Канта, как на важнейшего предшественника современной философской антропологии. В методологическом аспекте можно утверждать, что философско-антропологическая мысль Плеснера движется от феноменов к базисной структуре как условию их возможности, а затем - от базисной структуры к феноменам с целью их объяснения.
Как видно Фрейд здесь разделяет психику на д) организовывать свою работу в тесном сотрудничестве со всеми категориями лиц, находящимися в поле ее деятельности. 3. При психотерапии следует руководствоваться, прежде всего, созданием теплых близких отношений, а не верой психотерапевта в некие применяемые им методы. 4. Психотерапевт должен стремиться к пониманию своей роли в мире, в котором он работает, к осознанию культурных, социальных философских аспектов своей профессии и тех проблем, с которыми ему приходится иметь дело. 5. Детские неврозы несут в себе значительный потенциал личностного роста, предоставляя возможность обратиться к решению проблем и получить доступ к ресурсам, которые, в противном случае, остались бы подавлены. Я считаю, что данная работа может использоваться различными людьми, имеющими или собирающимися иметь дело с детьми, в качестве общего краткого введения в тему психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей. Она дает представление не только о развитии детских неврозов, их предупреждении и излечении, но и антропологических аспектах как неврозов, так и психотерапии.
Они несут в себе еще далеко не использованный ценный и во многих отношениях новаторский материал. Возможно, самое большое влияние на современную педологию и педагогическую антропологию оказал Жан Пиаже (1896–1980, Швейцария), основатель женевской школы генетической психологии. Опираясь на прямые наблюдения и непосредственное взаимодействие с детьми, Пиаже развивал теорию стадиального развития способностей в детях. Он описал основные этапы научения в детстве и характеризовал особенности восприятия ребенком себя и мира на каждой стадии его умственного роста. Итак, педагогическую антропологию в целом можно охарактеризовать как способ антропологического обоснования образования. Это достаточно общая характеристика задач и цели педагогической антропологии конкретизируется представителями этого течения внутри философии образования в различных направлениях. Одни из них подчеркивают, что педагогическая антропология является эмпирической теорией и философским анализом понятий педагогики. Другие усматривают основную задачу педагогической антропологии в развертывании теории личности и ее генезиса.
ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И ФРЕЙДИЗМ ВВЕДЕНИЕ В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека. И в то же время, Фрейда называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, "трагическим Вотаном сумерков буржуазной психологии", а разработанную им психоаналитическую теорию сопоставляют с хиромантией. Возникнув как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем в исключительно влиятельную философско антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения. Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом.
![]() | 978 63 62 |