![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Из истории возникновения и развития понятия «гражданское общество» | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И кажется, что такой взгляд необходим для гегелевской диалектической схемы. Ведь идея корпорации кульминация понятия гражданского общества, сохраненного в понятии государства. 1 W, 7, S. 336; R, 258, прибавление [24: 285]. 2 Надо помнить, что отчасти Гегель имел отношение к обучению немцев политическому самосознанию. 3 См. W, 7, S. 344; R, 265, прибавление [24: 291]. 249 Часто говорилось, что, дедуцировав конституционную монархию в качестве наиболее разумной формы политической организации, Гегель канонизировал Прусское государство того времени. Но хотя, подобно Фихте, он и мог счесть Пруссию самым перспективным инструментом для обучения немцев политическому самосознанию, его историческое чутье было слишком развито, чтобы он мог допускать, что один частный тип государственного устройства может быть благоприятно принят любой нацией безотносительно к ее истории, традициям и духу. Он мог много говорить о разумном государстве, но он был слишком благоразумен сам, чтобы думать, что какое-то государственное устройство может быть навязано всем нациям только потому, что оно лучше всего соответствует запросам абстрактного разума. "Конституция развивается из духа нации только как нечто тождественное с его собственным развитием; и она, вместе с этим духом, проходит ступени образования и изменения, требующиеся ее духом
Уже в сложные, и неоднозначно оцениваемые 90-годы, в стране были заложены основы гражданского общества и правовой государственности. В последние годы в своем развитии страна все уверенней становится на путь набирающей силу социальной и политической стабильности, приближаясь к тому качественному состоянию политической системы, которое в политической науке определяется понятием устойчивого развития. Вместе с тем по ряду причин объективного и субъективного характера все заметнее становятся проблемы, выступающие тормозом на пути реальной демократизации российского общества, становления в стране действительно правовой, социально ориентированной политической системы. Анализ этих проблем и путей их разрешения предполагает обращение к исследованию гражданского общества как одному из важнейших механизмов функционирования и развития демократических политических систем. В своем историческом развитии понятие гражданское общество прошло сложный и длительный путь и, тем не менее, до настоящего времени в политической науке нет однозначного отношения к содержательным характеристикам и определению его места в структуре демократических политических систем.
Так не могло продолжаться вечно. Режиму бесконечных религиозных войн между отдельными мировыми религиями и церквями, беспримерных по своей жестокости и бескомпромиссности, должен был быть положен конец. Отсюда второй этап в реализации глобализационного проекта нашей эры. Им стал процесс секуляризации и выхода на безрелигиозный, политико-правовой уровень консолидации глобализационного процесса. Это прежде всего фундаментальная логика либерализма во всемирной истории. Именно он расчистил завалы феодальной эпохи и пробудил народы от патриархального чванства. Именно он заложил основы буржуазного развития и гражданского общества как универсалий современной культуры. Капитал стал главным фактором глобализации человека и человечества. Он стал действительным культом, отчуждавшим от человека всеобщность труда в форме всеобщности его мертвых продуктов. И все для того, чтобы высветить своим отраженным светом конечную вершину глобализационного восхождения - величие деятельностного начала в человеке. Эта перевернутая пирамида капитала должна была рано или поздно встретиться с восходящей пирамидой созидающей деятельности человека
Политизация ряда институтов гражданского общества (церковь, СМИ) вызвана тем, что государство не обеспечивает условий для их нормального функционирования. Поэтому многие институты включаются в политический процесс. В условиях развитого гражданского общества и правового государства каждый институт, как правило, выполняет только принадлежащие ему функции.Таким образом, понятие гражданского общества является сравнительно молодым понятием, возникшим в раннекапиталистическую эпоху XIX в. Причинами возникновения гражданского общества стали новые общественные отношения, потребовавшие ограничения государственного вмешаельства в саморегулирующиеся механизмы гражданского общества и поставившие вопрос о необходимости защиты правовыми способами частного интереса.Гражданское общество представляет собой сумму всех негосударственных отношений. Центральная роль индивида и саморегулируемость ~ основные черты гражданского общества. Тем не менее оно тестейшим образом связано с государством.ГЛАВА II ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВОСуть и назначение государства, наиболее общие закономерности его развития раскрываются во взаимоотношениях его с гражданским обществом.
Известный русский философ и богослов С. Булгаков писал, что «православие не стоит на страже частной собственности», не защищает капиталистическую систему хозяйства и, напротив, положительно относится к социализму (как идеалу: Достоевский говорил, что православие есть наш русский социализм), аскетизму, послушанию и смирению в противоположность отстаиванию личностью своих прав и свобод. 5. Высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству и т.д. Возможно, это реакция на слабость государственного начала на ранних этапах российской истории. Здесь же можно указать и на другую сторону медали: обусловленное огосударствлением общественной жизни слабое развитие структур гражданского общества, которые и обеспечивают во многом эффективность правового регулирования в странах с развитым правовым государством, развитой правовой системой. W 2. Особенности советской правовой системы В 1917 г. в нашей стране был начат коммунистический эксперимент строительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда, всеобщем счастье и отсутствии эксплуатации человека человекам
В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами.
СМОЛЕНСКИЙ АВТОТРАНСПОРТЫЙ КОЛЛЕДЖ ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ: “ОБШЕСТВОЗНАНИЕ” НА ТЕМУ: “Что такое цивилизация? История возникновения данного понятия. Выполнил студент 13 гр. Андросов Сергей Николаевич Проверил преподаватель Науменкова В.Н. СМОЛЕНСК 2004 г. ПЛАН 1) Значения слова “цивилизация” .(9) 2) История возникновения цивилизации .(4) 3) Понятие Цивилизации .(8) 4) Заключение (11) 5) Список литературы .(12) 1)Значения слова “цивилизация” Просветители первыми ввели в широкий научный оборот и понятие цивилизации. По их мнению, цивилизация представляла собой, с одной стороны, определенный этап в развитии человеческого общества, следующий за дикостью и варварством, с другой,— всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни различных народов. Употребляя термин Цивилизация в первом его значении, они подчеркивали, что цивилизацию от ранних ступеней развития человечества отличают: возникновение пашенного земледелия, появление государства и писанного права, городов, письменности.
В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически важный элемент политической системы общества, хотя в либерально- демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной.».) Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.14. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества. Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное общество нельзя называть гражданским. Ведь в таком обществе не существует понятий «гражданство» и «гражданин». Нельзя так сказать и о рабовладельческом и феодальном государстве.
В настоящее время теория правового государства, пожалуй, является единственно возможным его оправданием. Таким образом, гражданское общество является необходимым условием для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод. В виду этого их изучение представляется весьма актуальным. Понятие гражданское общество появилось в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых. Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан. Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г.
Предмет исследования – теоретические основы гражданского общества и процесс его становления. Цель работы: Всесторонне изучить теоретические основы гражданского общества и выявить предпосылки его возникновения, условия, сопутствующие его формированию. Цель работы конкретизируется в постановке следующих задач: проанализировать эволюцию понятия «гражданское общество» в социально-философской мысли; выявить существенные признаки, основные функции и структуру гражданского общества; рассмотреть историю становления институтов гражданского общества в Западной Европе, США И России. Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как: функциональный, сравнительно-правовой, историко-философский и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта. Задачи работы определяют ее структуру. Она состоит из двух глав, разделенных на шесть параграфов, введения, заключения, списка использованной литературы и источников. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и задачи, объект и предмет исследования. В первой главе раскрываются теоретические основы гражданского общества.
Третьи считают, что впервые это понятие употребил в 1767 г. А. Фергюсон и трактовал его как состояние гражданственности и следствие цивилизации. Однако, хотя многие мыслители античности использовали понятие «гражданское общество» или иные термины, близкие ему по звучанию и смыслу, содержание, вкладываемое в это понятие античными мыслителями и современными авторами, отнюдь не идентично. Это объясняется различным пониманием демократии, свободы, прав и обязанностей граждан. В целом для античности, как и для средневековья, характерно отсутствие четкого разграничения между обществом и государством, поскольку государственное, общественное и полисное означали, по сути дела, одно и то же. Некоторые изменения в понимании гражданского общества происходят в эпоху Возрождения, когда внимание все больше акцентируется на отдельной личности, ликвидации неравенства, утверждении права в жизни суверенного государства. Но и здесь и личность, и общество еще растворены в государстве. Далее, за начальным следует естественно-правовой период. Это время возникновения и развития идеи гражданского общества в концепциях естественного права и общественного договора XVII–XVIII веков.
Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов». Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли Само понятие "гражданское общество" появилось в XVII в., в частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, В. фон Гумбольта и др. Они уже не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного правления. При этом они исходили из теории договорного происхождения государства, в основе которой лежала идея общественного договора. Согласно этой теории, законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому все граждане согласились по своей воле.
В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами.
Вот почему стоит обратиться к истокам появления этого понятия, его первоначальному содержанию, и сравнить его с нынешним пониманием гражданского общества. 2.1 Характеристика и понятие гражданского общества. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью.
Для него даже возникла определенная трудность в составлении полного и точного их перечня. Социальная дифференциация не только не останавливалась, но и шла все более усиленным ходом; переходные слои становились основными, выделялись в свою очередь новые переходные слои и т.д. В последующие этапы российской истории социальные краски не поблекли, а становились все ярче. Сословный состав населения России в конце XIX в. представлен в виде дворянства потомственного, дворянства личного и служащего; городских сословий; сельских сословий; военных сословий; иностранцев. Организация городских сословий включала, к примеру, купцов, мещан, цеховых и рабочих людей. Увеличение числа социальных делений свидетельствовала о достижении достаточно высокого уровня цивилизованности в России, развитых форм гражданского общества. Обратимся к понятию «гражданин» и производным от него в словаре В.Даля. Гражданин - городской житель, т.е. купец, мещанин или цеховой. Интересно, что «бюргер» в немецком языке означает одновременно и «гражданин» и «буржуа».
Понятие гражданское общество появилось в XVII веке, сначала в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка. Затем оно получило свое развитие в XVIII веке в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Д. Вико и других ученых. Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан1. Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т.е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга»2.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: исследовать взаимосвязь института наследования и института права собственности; проанализировать понятие наследственных правоотношений и правопреемства при наследовании; -провести анализ оснований наследования по законодательству РФ; - определить правовое положение субъектов наследственного правопреемства с учетом их очередности наследования по закону; -провести анализ проблем, возникающих при приобретении наследства; -разработать предложения по совершенствованию норм гражданского законодательства, регулирующих вопросы наследования. Объектом исследования явились общественные отношения в сфере правового регулирования наследования по ГР РФ. Предметом исследования выступают нормы гражданского права, закрепленные в нормативно-правовых актах, правоприменительной практики судов общей юрисдикции по проблемам приобретения наследства. Методология исследования определяется использованием общеисторического, сравнительного, логико - познавательного, формально- логического, диалектического и других методов. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Глава 1. Понятие и содержание института наследования 1.1 История возникновения, развития и правовая природа института наследования История наследственного права России застает славян в период, переходный от родового быта к государственному устройству.
Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское общество. В чем же сущность гражданского общества? При всех различиях, существующих в трактовке этого понятия, есть общее главное действующее лицо гражданского общества - человек как личность, а не как безликий народ. Человек как личность - это индивид, имеющий определенную обусловленную систему потребностей, интересов, ценностей. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного развития, члена гражданского общества. Гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от государства индивидов. Это - система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных.
![]() | 978 63 62 |