телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАКанцтовары -30% Электроника, оргтехника -30% Одежда и обувь -30%

все разделыраздел:Философия

Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов

найти похожие
найти еще

Гуашь "Классика", 12 цветов.
Гуашевые краски изготавливаются на основе натуральных компонентов и высококачестсвенных пигментов с добавлением консервантов, не
170 руб
Раздел: 7 и более цветов
Фонарь садовый «Тюльпан».
Дачные фонари на солнечных батареях были сделаны с использованием технологии аккумулирования солнечной энергии. Уличные светильники для
106 руб
Раздел: Уличное освещение
Крючки с поводками Mikado SSH Fudo "SB Chinu", №4BN, поводок 0,22 мм.
Качественные Японские крючки с лопаткой. Крючки с поводками – готовы к ловле. Высшего качества, исключительно острые японские крючки,
58 руб
Раздел: Размер от №1 до №10
Иными словами, даже если некоторые конфигурации генерированы искусственно, извне, только некоторые из них действительно жизнеспособны . Параметры порядка и цепи циклической причинности являются, стало быть: - способом познания сложного; - способом построения сложной организации; - способ включения отдельного элемента (скажем, человека в социуме) в целое, в интерактивную сеть коммуникаций и деятельности. Существенно при этом то, что не только параметры порядка определяют поведение отдельных элементов (принцип подчинения), но и каждый отдельный элемент вносит вклад в определение параметров порядка как динамических характеристик системы, а в состояниях неустойчивости (вблизи бифуркации или момента обострения) поведение отдельного элемента может стать существенным, детерминировать становление нового коллективного образца поведения. Важно понять, что становление целого связано с видоизменением, деформацией частей (ибо они входят в иную среду, где действуют иные правила поведения), а, изменяя части, целое может пробудить новые необычные, ранее невиданные свойства какой-либо части или некоторых частей, может вызвать их к бытию. Важно понять и то, что мы не внешние наблюдатели коэволюционного процесса, но участники самой игры. Мы внутри самих тенденций коэволюционного развития. Мы не вправе пассивно ждать, что произойдет. Мы можем и должны стать создателями желаемого будущего. В этом связи И.М.Савельева и А.В.Полетаев справедливо отмечают: "Исторические понятия вроде "необходимости", которые доминировали в общественной мысли эпохи прогресса, заменены психологическими терминами, такими как "выбор" или "сценарий". Новый образ будущего представляет человека одновременно автором, режиссером и актером новой мировой драмы" . Денис Габор как-то сказал, что наилучший способ предсказать будущее - это его создать. В синергетике эта установка приобретает особый смысл . Если нам удастся определить спектры целей развития сложных систем, спектры структур-аттракторов их эволюции (для простейших природных систем это уже осуществлено, и в настоящее время с этих методологических позиций проводится моделирование экономического развития некоторых регионов России в условиях нестабильности и экономического кризиса), то необычайно возрастает роль и ответственность субъектов в выборе наиболее благоприятных сценариев развития. Именно в этом плане мы можем говорить о человеческой особенности коэволюционных процессов. Особенность в математическом смысле означает, что точку, в которой производная функции обращаются в ноль или - что для нас более важно в плане термодинамики режимов с обострением - достигается бесконечное значение самой функции, т.е. ход кривой качественно меняется (это, например, точка возврата, узловая точка, точка излома, или же асимптотическая точка и т.п.); в физическом смысле - это момент неустойчивости, фазового перехода, перестройки хода эволюционного процесса. Именно в такие моменты неустойчивости человек как активный субъект конструирования мира может сыграть решающую роль в определении того русла, по которому пойдем эволюционный процесс в соответствии со спектром структур-аттракторов среды и собственными ценностными предпочтениями. 4. Человек как микрокосм.

Такие приемы уже давно используются в технике, где решаются вариационные задачи, задачи оптимизации функционирования, учитываются допуски. И суть дела здесь не только в том, чтобы подправлять ход процесса сборки целого, управлять ходом коэволюции, но и в том, чтобы выявлять разные возможные варианты построения целого. Опыт, накопленный при решении технологических задач, можно попытаться перенести на сверхсложные системы: коэволюцию человека и природы, коэволюцию различных стран и геополитических регионов в мировое сообщество. Важнейшей вытекающей их синергетики идеей здесь является то, что для устойчивого развития, для динамично развивающегося процесса коэволюции необходимы определенная доля хаоса, спонтанности развития и самоуправления, и определенная доля внешнего управления, которые должны быть согласованы друг с другом. Обе крайности - как чистый хаос, чисто стихийные, рыночные механизмы отбора и "выживания сильнейших", так и тотальное внешнее управление, полный контроль и политика протекционизма по отношению к избранным организациям или структурам, государственная монополия и т.п. - не приемлемы. Хаос как сложная взаимосвязь элементов порядка и беспорядка в сложных системах природы, человеческой психики и социума выполняет ряд немаловажных функций в процессах самоорганизации и самоуправления: - хаос, малые флуктуации есть механизм выхода на тенденцию самоструктурализации открытой нелинейной среды, на одну из спектра потенциально возможных; - хаос есть способ синхронизации темпов эволюции подсистем внутри сложной системы и тем самым как способ сохранения ее целостности; - балансирование на краю хаоса представляет собой способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность), способ построения сложных коэволюционных ландшафтов в биологии, экологии, экономике, культуре (С.Кауффман); - хаос является фактором приспособления к изменчивым условиям окружающей среды, подготовки к различным вариантам будущего развития; - хаотичность, разбросанность, разнообразие элементов есть основа достижения их единства, организации (единство через разнообразие как принцип теории систем, порядок из хаоса /И.Пригожин/, порядок через шум /Х. фон Фёрстер/, организующая случайность /А.Атлан/); - хаос является стимулом, толчком эволюции, выходом из эволюционного тупика, а спонтанность процессов представляет собой нечто вроде их жизненного порыва; в и, наконец, хаос - фактор обновления сложной организации. 7. Влияние будущего. Темпоральные особенности структур-аттракторов Известно, что тот, кто не может извлечь уроки из истории, должен пережить ее снова. Конечно, учиться на историческом опыте - одна из основ текущей деятельности. Но, оказывается, сегодняшняя деятельность не только определяется прошлым, но и строится из будущего. Она должна строиться с ориентацией (сознательной или неосознаваемой, интуитивной) на одну из возможных (и осуществимых!) в данной социальной среде структур-аттракторов развития. Считается, что лишь настоящее нам более или менее доступно, будущее достижимо лишь через сложную работу по прогнозированию и конструированию, тогда как прошлое - через не менее трудоемкую работу по реконструированию и описанию.

Коэволюция различных систем означает трансформацию всех подсистем посредством механизмов установления когерентной связи и взаимного согласования параметров их эволюции. Нелинейный синтез - это объединение не жестко установленных, фиксированных структур, а структур, обладающих разным "возрастом", находящихся на разных стадиях развития. Это - соединение элементов "памяти", причем "памяти разной глубины" . 2. Волна конструктивизма в философии, науке и искусстве Холистические представления, развиваемые синергетикой, тесно связаны с представлениями об активности субъекта, о принципах его созидательной и конструктивной деятельности в мире. Нарастающая волна конструктивизма охватывает и философию, и науку, и искусство. В психологии здесь флагманом выступает так называемый деятельностный подход. Его развитие было связано, прежде всего, с именами российских психологов А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и их учеников, причем, как показывает В.А.Лекторский, деятельностный подход в современной психологии не только не утрачивает своего значения, но и является весьма перспективным . В его рамках субъект определяется через его деятельность, в процессе которой он создает предмет, опредмечивает свои замыслы, а предмет не только противостоит ему, но и обратно влияет на него, является способом конструирования субъекта деятельности. Если не понимать деятельность в плане безграничной переделки и покорения природы, а также проектирования будущих форм организации сложных социоприродных и геополитических систем, без учета многообразия собственных тенденций развития этих систем, то такая деятельность вполне попадает в русло коэволюционной стратегии развития. Именно в этом плане разрабатывал психологическую теории деятельности В.В.Давыдов. "Такой подход предполагает наличие нередуцируемого многообразия, плюрализма разных позиций, точек зрения, ценностных и культурных систем, вступающих в отношение диалога и меняющихся в результате этого. Так понятая деятельность предполагает не идеал антропоцентризма в отношениях человека и природы, а идеал коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге". В философии, прежде всего в теории познания, - это радикальный конструктивизм как мыслительный подход, который исходит из того, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько творит его. Этот подход развивается разными авторами на базе различных дисциплинарных областей: на базе системной теории и кибернетики - Х. фон Фёрстером, нейробиологии и когнитивной науки - У.Матураной и Ф.Варелой, генетической эпистемологии - Ж.Пиаже, психологии восприятия - У.Найссером, существуют и иные подходы. Фон Фёрстер говорит о том, что окружающий мир, в том виде как мы его воспринимаем, является нашим изобретением, т.е. мы не открываем мир, отражая его нашими органами чувств, а изобретаем, конструируем его в соответствии со своим эволюционно-биологически определенным когнитивным аппаратом. Матурана и Варела, создатели теории автопоэзиса, утверждают, что "всякая деятельность есть познание, а всякое познание есть деятельность" , что было развито в последствии Варелой в виде концепции инактивированного, или ситуационного, познания, играющей ныне ключевую роль в развитии различных направлений когнитивной науки.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Брошюры 1-6 и Выпуск №4 Российское Философское общество РАН

То, что было идеалом на этапе возникновения дисциплинарно организованной науки, становится реальностью в современных условиях. На месте слабо стыкующейся мозаики картин исследуемой реальности возникает единая научная картина мира, вбирающая в себя содержание различных дисциплин. Осознание этой целостности имеет непреходящую ценность, поскольку во многом определяет стратегию дальнейшего развития человечества. От того, как человек будет строить свои взаимоотношения с окружающим миром, зависит само его существование. Не случайно проблемы коэволюции человека и биосферы постепенно становятся доминирующими проблемами не только современной науки и философии, но самой стратегии человеческой практической деятельности, поскольку дальнейшее развитие мира, дальнейшее его благополучие требуют очень точной согласованности характера эволюции человеческого общества, его производительных сил и развития природы. Но если согласованность процессов, протекающих в мире неживой материи, обеспечивается механизмами естественной самоорганизации, то обеспечение согласованности характеристик природной среды и общества может быть осуществлено только человеком

скачать реферат Коэволюционная парадигма

На каждом из этих уровней существуют устойчивые инвариантные структуры и одновременно биохимические процессы, ведущие к усложнению феномена жизни, к усложнению ее разнообразия и системности. Э. Янч говорил о коэволюции макро- и микроструктур, где важное место занимает возникновение симбиоза и организм - элемент одного микроуровня - становится элементом макроуровня (биогео-ценозом). Возникновение человека означает, что само различение эволюции макро- и микроструктур потеряло смысл. Необходимо выработать, как отметил Ю.В. Чайковский, новый язык для понимания коэволюционных процессов. Таким языком, адекватным для описания коэволюции, может быть язык когерентности, т.е. согласованности фаз движения. Он позволяет описать взаимную приспособляемость организмов (взаимопомощь по П.А. Кропоткину, спаривание, симбиоз) и их “частей” (“сродство частиц” по Мопертюи, “корреляция частей” по Кювье и т.д.). Исходным для книги Э. Янча “Самоорганизующаяся Вселенная” является, как видно из названия, идея самоорганизации, которая включает в себя, во-первых, специфическую макроскопическую динамику процессов системы, во-вторых, обмен и коэволюцию со средой, и, в-третьих, самотрансцендирование, эволюцию эволюционных процессов.

Игровой набор "Весы".
Размер: 280х122х130 мм.
338 руб
Раздел: Кассы, весы, игрушечные деньги
Набор для творчества "Свечи".
С помощью этого набора дети научатся делать настоящие восковые свечи своими руками. Оригинальные свечи будут красивым дополнением к
894 руб
Раздел: Наборы по изготовлению свечей
Набор кастрюль Nadoba "Maruska" (малый).
Вся посуда серии Maruska изготовлена из высококачественной нержавеющей стали 18/10. Толщина стенок - 0,6 мм. Прочное трехслойное
3393 руб
Раздел: Наборы кастрюль
 Ребенок в мире Эроса

Можно указать на одну из плодотворных попыток постижения сущности процессов коэволюции т.Pн. «дендроидно-ретикулярный принцип»10. Согласно этому системообразующему фактору при бифукарционном ветвлении образовавшаяся ветвь отсекает возможность «реализации» другой в том же направлении, что ведет к невоспроизводимости коэволюционных процессов. Эта модель хорошо объясняет механизм формирования органов и их функциональную, дифференциацию, а также ряд других биологических феноменов. Подведем первые итоги рассмотрения феноменов неотении и педогенеза и шире всего, что известно к настоящему времени о биологической и этологической основе детской сексуальности. Кроме упомянутых источников сошлемся еще на Джека и Линду Палмер, авторов руководства по эволюционной психологии11 и на работу отечественного этолога В.Р. Дольника12. Итак, природа заложила в геном врожденные механизмы сексуального поведения, в том числе и моторных актов, направленных на стимуляцию своих и чужих половых органов, причем как в однополом, так и в разнополом вариантах

скачать реферат Курс Концепции современного естествознания

В квантовой теории возникает проблема создания языка, наши обычные понятия не могут бьггь применены к строению атома. Математические схемы более однозначно отражают эксперимент (Гейзенберг 1989: 104-117). Современная физическая картина мира принципиально не завершена. Но самое трудное в науке то, что нет никаких успехов включения человека в единую теорию. После Ньютона и Энштейна у нас нет чегкой формулы мира. Какую роль в мире, который находится в процессе строительства, играют люди? Предопределено ли будущее и можем ли мы играть какую-то роль в формировании мира, если мы часть природы (И. Р. Пригожин)? Возникает потребность в универсальной теории коэволюции человека и природы. 4.8.История космологических представлений В конце "" в. стало ясно, что Вселенная является системой, эволюционирующей от планковских размеров (10" см.) до масштабов 10~' см. или даже больше. Эволюцию Вселенной и изучает космология. История развития космологических представлений включает три этапа: от древнегреческих моделей Космоса до гелиоцентрической модели Н. Коперника, от работ И Кеплера, Г. Галилея, стационарной, механистической картины мира И.

 Драма советской философии.

Выясняется, что эти компоненты (биологическое и «неорганическое» тело человека)P продукт двух разных процессов развития: естественной эволюции биосферы и искусственной, осуществляемой благодаря человеческой деятельности, которая порождает объекты и процессы, маловероятные для естественного развития Вселенной, но не противоречащие ее законам (природа не создала ни колеса, ни машин, ни ЭВМ на кристаллах). Дивергенция этих двух процессов сегодня проявляется в экологическом и антропологическом кризисах и остро ставит проблему коэволюции человека и природы!. Корректное обсуждение возможностей такой коэволюции предполагает понимание диалектически противоречивого развития человека как социобиологической системы. Новую актуальность обретает и подход Ильенкова к проблеме личности и сознания применительно к современным ситуациям усложнения коммуникаций и обезличивания результатов человеческого творчества. Развитие современных систем человек компьютер по новому заставляют оценить его интерпретацию сознания, а также доставленную им проблему идеалов и идолов технологической цивилизации

скачать реферат По "лестнице наук" - к искусству

Истинное знание представляется неопровержимой, самозамкнутой системой . При неклассическом типе научной рациональности (XX век) в трактовках стал учитываться наблюдатель, средства и операции его деятельности. Объект понимался как сложная саморегулирующееся многоуровневая система. Пространство и время относительны, связи между явлениями имеют вероятностный характер. Концепция покорения природы уступает место стремлению свести к минимуму неблагоприятное воздействие человеческой деятельности на природу . В совремённом, постнеклассическом типе научной рациональности (с конца XX века) при трактовках учитываются не только средства и операции, но и ценностно-целевые характеристики деятельности наблюдателя. В качестве объектов выступают сложные открытые саморазвивающиеся системы, для них характерна эволюция, которая представляет собой процесс самоорганизации - недетерминированный, нелинейный, вероятностный, разнонаправленный. Идеальные взаимоотношения с природой в настоящее время понимаются как коэволюция человека, общества и природы . Для постнеклассического типа научной рациональности характерен переход от моделирующего мышления к образному, взаимопроникновение конкретно–научных и философских, естественно-научных и гуманитарных, фундаментальных и прикладных знаний .

скачать реферат Кант и Вернадский

В рамках данной парадигмы возникает экологическая катастрофа, ибо человек неизбежно представляет себя Абсолютом, т.е. абсолютной системой координат по отношению к миру, с которым можно говорить языком насилия. Вернадский часто сетовал на непонимание своих идей, и это не случайно, поскольку «фаустовский восторг» (Ясперс) перед наукой и техникой в общественном сознании, в том числе и в некоторых концепциях космизма, до сих пор не преодолен, что продуцирует сциентизм и антропоцентризм (17). Идея ноосферы как раз и ориентирует на смену антропоцентристской парадигмы, на установление гармонии общества и природы, на понимание в общем-то простой мысли: человек не должен забывать, что он существует в рамках разрешенной космосом свободы. Космизм Вернадского в известном смысле есть преодоление антропоцентристских воззрений Канта. Ибо преодолевалась просветительская картина мира и человека. Человек снова становится частью природы, включается в космоэволюционный процесс, а мысль понимается как естественный продукт и соучастник данного процесса.

скачать реферат Терминология и мифы эволюционизма

Иногда говорят о коэволюции, как о согласованном изменении элементов некоторой системы. Однако, в этом случае термин "коэволюция" не означает ничего более, чем просто взаимное согласование элементов. О коэволюции элементов (то есть, об их совместной эволюции) нельзя говорить, даже если они являются частью эволюционирующей системы. Их изменения и в этом случае не эволюционны, а лишь реализуют, отражают эволюционный процесс, оставаясь в рамках своей определённости (смотрите выше замечание о выведении новых пород и синтезе химических элементов). Особо модным стало использование термина "коэволюция" в социально-экологическом контексте для обозначения стремления к гармоничному взаимодействию цивилизации и биосферы (Моисеев Н. Н.). Такая трактовка термина, конечно, не имеет прямого отношения к парадигме глобального эволюционизма. Серьёзно её можно обсуждать лишь в сферах экологии, социальной этики, политики, просвещения. Коэволюция человека и биосферы с научной позиции (без эмоционально-оценочного экологического пафоса) значит не более, чем просто взаимодействие эволюционирующей социальной системы с окружающей средой.

скачать реферат Личности студента и преподавателя

При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими- либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредствуется объектом деятельности (субъект- объект- субъект). В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствования, причём опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Набор крепированной бумаги, 10 рулонов.
Крепированная бумага прекрасно подходит для воплощения творческих идей не только детей, но и взрослых. Насыщенный цвет бумаги сделает
359 руб
Раздел: Самоклеящаяся, флуоресцентная, перламутровая и прочие
Настольная семейная игра "Кошки-мышки. Сырная охота".
Четыре маленьких мышонка карабкаются на гигантский сыр и соскальзывают вниз через отверстия. Цель погони - заполучить 5 лакомых кусочков
685 руб
Раздел: Игры на ловкость
Качели детские подвесные (КД 150 ПЛ).
Качели подвесные очень удобны и просты в применении. Легкие дачные подвесные качели. Конструкция из пород дерева с низким содержанием
535 руб
Раздел: Качели
скачать реферат Природа биологического познания

Изначально коэволюцию рассматривали как процесс, призванный объяснить лишь различные виды симбиотических отношений: хищник-жертва, паразитизм, комменсализм и др. Однако идея коэволюции приобретает универсальный характер. С концепцией коэволюции человека и биосферы в отечественной литературе первым выступил Н.В. Тимофеев-Ресовский в 1968 году. Имеет место коэволюция идей, что наглядно демонстрирует развитие молекулярной биологии. 2. Философско-методологические проблемы биологииРассмотрим философско-методологические проблемы биологии природа, структура, особенности биологического познания и знания; сущность биологического закона; как устроена научная теория, можно ли в биологии отыскать сходные единицы, которые были обнаружены в структуре физического знания; о взаимодействии методов исследования биологии и других точных наук; о соотношении теоретического и эмпирического в биологии. Специфика этих проблем такова, что они не надстраиваются как философские над биологией, а непосредственно выводятся как проблемы биологического познания, требующие философского осмысления.

скачать реферат Шпаргалки по философии

Наука допускает, что все могло возникнуть из ничего, теория показывает, что Вселенных может быть много. 2. Теория самоорганизации - синергетика (Хакен) - междисциплинарная теория, изучающая процессы самоорганизации в открытых динамических системах нелинейной природы (обращает внимание на случайные отклонения от среднего, если флуктуации системы больше, то услойчивость меньше - либо разрушение (как в механических системах), либо переход на новый уровень устойчивости (динамические системы). 3. Системный тип мышления, позже энергетический тип мышления (ХХ век) - концепция коэволюции человека и биосферы. 6. Философия и география. Стили мышления в научной картине мира. НКМ - высшая форма обобщения научно-теор знания - представление о мире, выраж в чувственно-конкретной образной и понятийно-теор форме. В каждой эпохе свой стиль мышления (СМ). Открытие закона механики - детерминистический СМ - мех НКМ. В XIX в - вероятностный СМ (термодинамика). В ХХ в сформировался системный СМ (кибернетики). Сейчас изменения в сторону синергетического стиля (продвинутый вероятностный СМ). Синергетика - междисц теория процессов самоорганизации в открытых, динамических неравновесных, нелинейных системах (природа, об-во, мышление).

скачать реферат Коэволюционная парадигма и современная биология

Это значит, что проблемы организации живого составляют заботу самого биологического знания, обращенного, с одной стороны, ко всем общенаучным новациям, а с другой — к собственной истории, собственному опыту многотрудных попыток совместить организацию и эволюцию. Именно этот опыт, как исторически накопленный, так и современный, способен, думается, скорректировать обобщающие эволюционные концепции и определить место биологии в их создании. Главная цель сказанного состоит в том, чтобы разрушить привычные представления о способах проникновения идей биологического эволюционизма я культуру, в обсуждение актуальных общенаучных и даже общечеловеческих проблем. Происходит вовсе не простое «использование» понятий эволюционной биологии, но поистине творческий процесс их переосмысления, в равной мере плодотворный как для биологии, так и для других наук, «подключенных» к проблемам коэволюции Человека, Природы и Общества. Область исследования коэволюции, ведущие проблемы этого исследования предстоит обозначить более определенно. Но постановка проблем коэволюции стимулирует не только научный, но и общемировоззренческий поиск Заключение.

скачать реферат Размышления учителя экологии на пороге Эры Водолея

И роль преподавателей вузов, учителей школ не в том, чтобы оспаривать права на термин, а в том, чтобы экология в сознании выпускников школ и вузов не осталась только наукой о природе. Экология, действующая на эмоционально-волевую сферу каждого обучающегося, пусть даже через самое подробное описание катастроф и неудач, вряд ли справится с ее ролью запустить и поддерживать в каждом процесс саморазвития экологического нравственного императива. Там, где "можно" и "нельзя" сталкиваются с "хочу - не хочу", образование востребует новую методологию, объектами которой становится уже не только уровень знаний, но и нравственная сфера, и общий уровень культуры каждого. Н.Н. Моисеев в последнее время все чаще упоминал о смене духа экологического образования и воспитания "к балансу свободы и ответственности каждого". Так, может быть, хватит уже "бороться" и "защищаться"? Пора строить из того, что имеем. Строить, а не спорить о том, как назвать тот кирпич, который каждый из нас кладет в это здание, что и называют-то по-разному: ноофера, общество устойчивого развития, этап коэволюции человека и природы, а, может, просто - единственно возможное будущее для человечества. Май, 2000. .В журнале "Экология и жизнь" (2'2000) опубликована подборка материалов о 12-летнем образовании.

скачать реферат Взаимодействие биологического и социогуманитарного знания при изучении антропосоциогенеза

Затем, на наш взгляд, логичным будет раскрытие сущности стратегии коэволюции природы и общества. Важно сообщить, что ее истоки лежат в русской народной культуре, построенной на идее единства, всеобщей связи человека и природы. Человек мыслился как неотъемлемая часть природы, отражение гармонии и закономерностей Космоса. Из этих мифопоэтических истоков на рубеже 19-20 вв. в отечественной философии созревает «русская идея» -идея всеединства, вселенскости, соборности. В трудах В.С. Соловьева, П.А. Флоренского эта идея рассматривается как оздоровление, совершенствование всего живого благодаря духовным усилиям людей. На этой духовной идее родился и развивался русский космизм (его представители: Н. Ф. Федоров, Н. Т. Умов, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский), подготовивший, в свою очередь, почву для создания В. И. Вернадским учения о биосфере и ее эволюции в ноосферу, а затем и современных концепций о соединении человека с природой. Одним из первых, кто понял необходимость утверждения новых отношений человека и природы, был В. И. Вернадский. Занимаясь эволюцией биосферы и ролью живого вещества в преобразовании геологических оболочек Земли, он не мог не заметить все возрастающего вмешательства человека в биосферные процессы.

Глобус Земли физико-политический, с подсветкой, рельефный, 250 мм (арт. Ве022500261).
Глобус Земли физико-политический, рельефный. Диаметр: 250 мм. Материал: пластмасса. Актуальная карта. Крым в составе РФ. Упаковка:
937 руб
Раздел: Глобусы
Подставка для бумаг вертикальная "Techno" (классическая).
Классическая вертикальная подставка для бумаг - незаменимый атрибут рабочего стола. Подставка выполнена из высококачественного серого
314 руб
Раздел: Подставки, лотки для бумаг, футляры
Магнитные Пифагорики №1.
«Магнитные пифагорики 3+» - первая ступень обучающего комплекса игр «Пифагорики» для детей старше трех лет. Игровой комплекс построен на
509 руб
Раздел: Игры на магнитах
скачать реферат Коллективный труд и возникновение речи и языка как социальные предпосылки возникновения психики человека

При таком решении проблема происхождения языка необходимо связывается с внешне двигателъно выраженными сигналами. Это понятие обычно обозначают термином «кинетическая речь». Поясним эту гипотезу. Дело в том, что совместная деятельность с некоторым вещественным объектом предполагает кооперацию усилий и, следовательно, распределение этих усилий в процессе труда. Необходимость распределения усилий естественно приводит к появлению внешне двигательных процессов, направленных не на достижение требуемого эффекта, например на перемещение тяжелого предмета, а направленных на других участников совместной деятельности и, тем самым, выполняющих особую сигнальную функцию. Так, если человек в кооперации с другими людьми прилагает в одиночку свое усилие для того, чтобы сдвинуть тяжесть, препятствующую осуществлению действия, и оказывается не в состоянии этого сделать, то само усилие этого человека выступает как сигнал, служит указанием для совместно действующих с ним людей на необходимость присоединиться к этому усилию. Таким образом, в данном примере действие, направленное на перемещение тяжести, объективно связывает носителя этого действия с другими людьми. Установление факта, что усилия, направленные на объект, также воздействуют и на соучастников трудового процесса общения, естественно приводит к тому, что возникает возможность общения, которая и реализуется с помощью этих трудовых действий.

скачать реферат Насекомые

На дно террариума можно насыпать грунт и прикрыть его листвой. Если растения будут густыми, то укрытие можно не делать. Температура содержания богомола зависит от вида и его места обитания. Можно проводить опрыскивание террариума, но не часто. Не забывайте о вентиляции. Кормить можно кузнечиками или саранчой. Я думаю, что богомолы охотно будут поедать и кормовых сверчков. Богомолы очень прожорливы и за время своей жизни поедают огромное количество насекомых. Так, личинка самца древесного богомола (Hierodula e uide a a) за 85 дней своего развития съела 147люцерновых тлей, 41плодовую мушку и 266комнатных мух. Для человека богомол не опасен, но колючие шипы, которые располагаются на его передних лапах, могут и поцарапать руки. Если наблюдать за богомолом во время еды, то процесс поглощения богомолом своей жертвы напоминает поедание человеком курицы. Особенно процесс поедания мелких частей. Богомол тщательно пережёвывает кусочки, как человек грызёт куриную ножку, а затем выплёвывает твёрдый хитин. Богомолы распространены, главным образом, в жарких странах, и есть среди них довольно крупные виды, как, например, аргентинский богомол (Ma is arge i a), который достигает в длину 78мм.

скачать реферат Природные ресурсы

Распространение: Керченский п-ов (курорт Булганакские сопки), Таманский, Апшеронский п-ва, Грузия (курорт Ахтала), Туркмения и Южный Сахалин. Гидротермальные грязи характерны для районов с активной вулканической деятельностью. Проявляются на участках выхода на поверхность горячих газопаровых струй с углекислым газом и сероводородом. Струи бьют под сильным давлением и растворяют породу, в результате образуется жидкая грязевая масса. В грязевом растворе преобладают сульфаты и резкая кислая реакция. В настоящее время гидротермальные грязи не применяются. Действие грязей: • тепловое - эффект более высокий, чем в минеральных водах, так как грязь отличается высокой теплоемкостью и дольше сохраняет температуру; прогревание способствует расширению сосудов, соответственно ускоряются ток крови и процессы обмена; • механическое - благодаря пластичности слой грязи сдавливает ткани и способствует распространению тепла на большую глубину; • химическое - воздействие неорганических и органических биологически активных микроэлементов (Fe, Y,Вг, сульфиды, органические кислоты и т. д.) на функции;систем организма человека: улучшение обменных процессов, кровообращения, питания тканей, укрепление иммунной системы, противоаллергическое действие; • местное - грязь обладает адсорбционными свойствами - удаление с кожи и слизистых болезнетворных микроорганизмов (противовоспалительное, рассасывающее, обезболивающее действие).

скачать реферат Основы социокультурного проектирования

Они вносят в общественную жизнь напряженность, нестабильность. Самоопределение личностей и социальных групп осуществляется путем отрицания, противопоставления себя предкам. Личность здесь лишена зашиты, испытывает одиночество, “отлучена” от целого, общего. Это крайние типы культурных систем. В реальности же в любой культуре процессы сохранения и изменения присутствуют, но в различной степени выраженности. Причем, процессы сохранения почти всегда преобладают над изменением. Оптимальный вариант развития культуры предполагает гармоничное сочетание этих тенденций, их взаимодополняемость в соответствии со спецификой национальной культуры. Процессуальный, предметный и идеальный “миры культуры” в совокупности и определяют уровень развития человека и одновременно новый виток культурного развития общества, человечества, ибо человек есть не только творение, но и творец культуры. Это уровень зависит от культурной среды обитания человека, от содержания и качества его предметного и духовного окружения, которое человек осваивает в процессе культурной деятельности.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.