![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Определение предмета и метода проектирования устойчивого развития в системе Природа-Общество-Человек | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Из этого следует, что свобода не есть некое абстрактное состояние, адекватное произволу. Свобода 468 исторически всегда конкретна и относительна. Чтобы уяснить ее конкретность и относительность, следует посмотреть на нее через призму соотнесенных категорий необходимости и случайности конкретного исторического этапа развития конкретного общества и конкретного индивида. Только так можно понять свободу как способ человеческого бытия. Мера свободы является устойчивой характеристикой в системе отношений «природа-общество-человек», где мера свободы человека определяет степень свободы общества и форму его отношения к природе. Там, где есть подливная свобода, там нет уродливых форм отчуждения. Там, где есть отчуждение человека от всего, от всех и от самого себя, там нет реальной свободы, а есть произвол и царство жестокой необходимости. (См.: Кальной И. И. Отчуждение: истоки и современность. Симферополь, 1990). Для полного выявления соотнесенности закономерного и случайного, свободного и необходимого нужно воспользоваться еще одной парой философских категорий
Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах дошкольного, школьного и послешкольного образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе «Природа – общество – человек». Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды. Послешкольное экологическое образование включает дальнейшее развитие общетеоретических знаний в сочетании с овладением практическими сведениями и навыками их применения в условиях деятельности, определяемой той или иной профессией. Непрерывность экологического образования предполагает совокупное влияние и рациональное использование разнообразных источников знаний и средств массовой информации (Зверев И.Д., 1990). Междисциплинарность в экологическом образовании и воспитании. Межпредметный подход предполагает взаимосогласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях получения экологических знаний. Важно сочетать логику развития ведущих положений и понятий, входящих в содержание того или иного предмета с последовательным обобщением и углублением экологических проблем.
Таким образом, материя приспосабливается к разуму, а разум "характеризуется неограниченной способностью разложения на составные части, в соответствии с каким-либо законом, и повторного сложения в любую систему" (26: р. 65). Они составляют неразделимую пару. Представьте, каково было бы состояние разума, лишись он окружения материального мира, где существует "неограниченная способность разложения на составные части, в соответствии с каким-либо законом, и повторного сложения в любую систему". Он оказался бы не только неспособным выделять определенные предметы из их устойчивой совокупности, но был бы также бессилен создавать приспособления и машины, используемые для усиления органов действия и чувств, которыми наделила человека Природа. Делимость и податливость неорганической материи (либо материи, приведенной в состояние неорганической) столь же необходима для разума, как вода необходима рыбе, чтобы плавать, а воздух - птице, чтобы летать: вода и воздух - их жизненные стихии. "Важнейшая функция нашего разума, каким его сформировала эволюция жизни, - это освещать путь нашего поведения, подготавливать наши действия по отношению к разным предметам, предвидеть в конкретных ситуациях благоприятные либо неблагоприятные последствия таких действии
Явно выраженная и прочувствованная всеми угроза жизни на Земле показала зыбкость человеческой цивилизации. "Расшатать нашу общую лодку" оказывается не так уж трудно. Поэтому злободневным на сегодняшний день становится проблема устойчивого развития земной цивилизации, самой Земли и околоземного пространства, как ойкумены всей земной биоты. К обсуждению этой проблемы нами привлечён новый подход, основанный на фундаментальных принципах синтетических и междисциплинарных наук синергетики и информациологии. Список литературы Сулейменов О. Язык письма. Взгляд в доисторию - о происхождении письменности и языка Малого человечества. - Алматы-Рим: Изд-во "Sa -Paolo", 1998. - 501 c. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. Изд. 4. - М.: Международное издательство информациологии, 1996. - 215 с. Аубакир Д. Гармония в науке, технике и в жизни - неисчерпаемый источник бытия и вечный двигатель интеллекта. - Алматы: изд-во КазГосИНТИ, 2001. - 200 с. Лосев К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. - М.: Космосинформ, 2001. - 400 с. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 416 с. Юзвишин И.И. Основы информациологии. Учебник. 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2001. - 600 с. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. - Дубна: Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 2000. - 282 с. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа-общество-человек: Устойчивое развитие. - Москва-Дубна: ГНЦ РФ ВНИИгеосистем; Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 2000. - 282 с.
В любом случае существующая тенденция позволяет говорить о надвигающейся глобальной неустойчивости общественного сознания. Проблема устойчивости. Революции. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция по окружающей среде, на которой была констатирована глобальность экологического кризиса, нарушение равновесия в системе природа – общество за счет мощного антропогенного воздействия, а также провозглашена концепция устойчивого развития. Сохранение устойчивости – объективное требование нашего времени, поскольку воспроизведение экономического пути передовых стран развивающимся миром быстро приведет к исчерпанию невозобновимых ресурсов и ускоренному разрушению природы, в которой уже произошли глобальные изменения. Вслед за решениями конференции в Рио-де-Жанейро провозглашались многочисленные национальные и партийные концепции устойчивого развития, подчас прямо противоречащие друг другу. Но общим местом для них было игнорирование такого фактора как состояние общественного сознания, таящего в себе угрозу возникновения неустойчивости
В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космология) она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. но уже XIX в. по праву может быть назван веком эволюции. Сначала в геологии, затем в биологии и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее и большее внимание. Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в XIX – первой половине XX в. происходило независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) не имел общего, стержневого для всего естествознания (а также для всей науки) выражения. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации. Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез).
Наряду с этим философия начинает включать в себя размышления о человеке (Протагор, Гор-гий), достигая в учении Сократа своей первоначально высшей формы. Учения Платона и Аристотеля знаменовали собой возникновение первых всесторонне разработанных философских систем. Для Платона философия была связана с познанием объективного мира идей, который и определял ее предмет. В эпоху феодализма философия как форма познания и область теоретических представлений не перестала развиваться, хотя рост ее знания был, возможно, и минимальным. Предметом философии стали реальности, рассматриваемые в свете их сотворения богом как трансцендентной силой, и потому возможности философии как теоретико- рационального и системного отношения к наличному, данного разуму и чувству миру, были крайне ограниченными. Особенно большие трудности философия испытала в связи с резким умалением ее статуса в духовной жизни общества. Положение философии в качестве служанки богословия повлекло за собой упадок ее социального и институционального бытия, ее достоинства как духовного и ценностного феномена, Если отвлечься от негативных последствий этого размежевания, скажем, от сциентистских, различного рода техницистских, нигилистических и других квазифилософских суждений о философии, то его положительными результатами стали более строгое и критичное отношение философии к самой себе, укрепление рефлективной и методологической тенденции, а также более осмотрительное отношение философии к определению своего предмета. Говоря словами Т. И. Ойзермана, предметом философского исследования становится «специфический оптимум (природа, общество, человек, познание, нравственность и т. д.). Именно изучение таких неограниченных, бесконечно многообразных по своему содержанию комплексов явлений делает необходимым применение философских категорий как особого рода понятий, определение которых во всяком случае непосредственно не основывается на обобщении эмпирических данных, имеющихся в распоряжении ученого».
Целевой компонент модели экологического обучения и воспитания состоит из совокупности образовательных целей: Обучающие цели при применении элементов географического прогнозирования в экологическом обучении и воспитании школьников в системе географического образования предполагают формирование и развитие системных знаний: об экологической составляющей современной географической картины мира; о природных процессах, протекающих на глобальном, региональном и локальном уровнях; о развитии общества и природы в их взаимодействии, о причине и путях преодоления противоречий в системе «природа-общество-человек». практикоориентированных умений по изучению и охране окружающей среды; исследовательских умений в области рационального природопользования Развивающие цели применения элементов географического прогнозирования при экологическом обучении и воспитании школьников в системе географического образования предусматривают развитие: способностей и потребностей школьников в экологической деятельности; интеллектуальное развитие школьников.
Проблемы леса в системе "природа-общество-человек" в российских реалиях Моисеев Н.А., директор Института леса РАСХН, академик РАСХН Главным лейтмотивом повестки данного форума является наука и практика управления жизнью на Земле, в том числе в России с учетом ее нынешних реалий. И хотя главный аспект - экологический, я ловлю себя на мысли, что сам по себе он не состоятелен, если его не связывать со всеми другими аспектами, лежащими в основе управления. Мне пришлось однажды быть на диспуте профессиональных экономистов и экологов, которые после дебатов пришли к выводу, что принятие решений в идеале бы должно подчиняться "3 Э" в следующей их соподчиненности: вначале этика, потом экология, и затем уже только экономика. Но пока-то, как известно, в реальной жизни все делается как раз наоборот. Тем более в нынешних реалиях на первом месте стоит даже не просто экономика, которая казалось бы должна быть нацелена на разумное хозяйство, а спекулятивная экономика, особо не считающаяся с нравственными устоями жизни на земле.
Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д. Интерес- специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты. Склонность - направленность индивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающая волевой компонент. Идеал- образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется. Мировоззрение- система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности. Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле.
Мера – это зона в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики. Взаимный переход количественных и качественных изменений Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия. Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности, “права” которых простираются от одного узла к другому: это “узловатая линия мер” (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а порой и условны. Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле это понятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальный характер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животного царств, а также самого человека. Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новое качество.
С некоторой долей условности, можно говорить, что метод исключается из сферы теоретической педагогики, которую начинают наполнять "цели", "процессы", и "системы". С другой стороны, метод превращается в род элемента, средства, характеризующего отдельный аспект педагогической реальности, но не ее целостность. Так, весьма характерно, что методы у Гербарта возникают только после того, как решена главная проблема - построения ступеней процесса обучения, по отношению к которым, методы представляют собой практико-ориентированные способы действий со стороны учителя. С другой стороны, Дистервег, обусловливает выбор (обратим внимание, выбор, но не следование!) метода ответом на вопрос: "Как следует излагать данный предмет сообразно с законом развития человеческой природы и уровнем развития учеников?"2. Важно, что при этом понятие "метода обучения" используется, фактически, наравне и в едином смысле с понятиями "способ обучения" и "ход обучения".
Власть в градостроительстве должна стать просвещенной и взять на себя задачу инициировать и поддерживать создание информационной основы для градостроительной деятельности. В скором времени информация в градостроительстве перейдет на самоокупаемость, но сейчас необходим стартовый запал. Ощущается настоятельная потребность под эгидой власти структурировать градостроительство как систему научных знаний, развивая теорию и прикладные разделы градостроительной науки10. Это касается и организации высшего образования в области градостроительства. Разработка современной национальной градостроительной доктрины начата в России в 1996 году в РААСН. Промежуточные результаты составили основу "Государственного доклада о состоянии и развитии градостроительства в Российской Федерации в 1996 году" (М.: Госстрой России - РААСН. 1997). В настоящее время разработка темы продолжена и взята Госстроем России под свою тематику. Согласно доктрине, общая цель развития градостроительства в РФ - устойчивое развитие системы расселения и городов в XXI веке без системной их деградации, а также определение главных средств и путей достижения этой цели, поддерживаемых государством.
Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения. Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности. Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека.
Без определения совместных целей и взаимного участия в их реализации они могут принимать решения, исключающие друг друга. После вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. предпринимались неоднократные попытки реформирования системы органов исполнительной власти на федеральном уровне. Однако в основном эти попытки сводились к упразднению одних, созданию других и изменению иерархической подчиненности министерств и ведомств, образованию многочисленных комитетов и комиссий при Президенте РФ. Проведенная работа по анализу формирования и функционирования федеральных органов исполнительной власти, практики их деятельности, разработка организационных мер по совершенствованию бездействующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне позволяет обосновать вывод о необходимости разработки специальной федеральной программы, предметом которой должно стать развитие системы исполнительной власти в Российской Федерации. Подобная программа по своему содержанию и форме должна находиться в рамках общей концепции проводимой в Российской Федерации административной реформы.
В третьей главе «Разработка инструментария оценки эффективности управления развитием муниципальных образований» предлагается авторская система оценки эффективности управления местным развитием в логике концепции развития местных сообществ и подхода управления по результатам. Проводится анализ эффективности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований Краснодарского края с использованием предложенной системы. Обосновывается возможность построения эконометрической модели для оценки управления развитием. При формировании инструментария оценки за основу мы взяли управление по результатам как альтернативу детализированным алгоритмам действий и жесткому пошаговому контролю. Рассматриваемый подход наиболее удобен для оценки качества управления развитием сложных социально-экономических систем, каковыми являются местные сообщества. При определении предмета оценки эффективности управления развитием муниципальных образований нельзя ориентироваться только на «непосредственный результат», то есть результат, учитывающий только прямые следствия управленческой деятельности (принимаемые решения и реализуемые мероприятия) – это слишком узкая трактовка.
Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифологии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение. Мировоззрение шире, чем философия. Мировоззрение - система обобщенных чувствовании, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жизненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально- политических, нравственных, эстетических и религиозных принципов познания и оценок. Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Древней Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди.
И, наоборот, отсутствие воспитания может крайне отрицательно сказаться на развитии подрастающего человека. Природа дает человеку только семена знаний, нравственности, развить и оформить их дано только организованному и планомерно поставленному воспитанию. Воспитание должно строиться только в генетическом плане, в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Коменский различает следующие этапы познавательной деятельности в процессе обучения: 1. Первый этап – упражнения преимущественно внешних чувств с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их. 2. Второй этап – упражнения больше внутренних чувств, силы воображения и памяти с их исполнительными органами – рукой и языком – путем изучения определенных предметов. 3. Третий этап – это развитие понимания и суждения обо всем материале, сообразно ощущениям, тоже при помощи определенных предметов. 4. Четвертый этап – развитие преимущественно того, что относится к области воли, т.е. способности, которая научит сохранять гармонию.
![]() | 978 63 62 |