телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы
путь к просветлению

РАСПРОДАЖАТовары для животных -30% Сувениры -30% Рыбалка -30%

все разделыраздел:Философия

Система взглядов Фомы Аквинского

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Совок №5.
Длина совка: 22 см. Цвет в ассортименте, без возможности выбора.
18 руб
Раздел: Совки
Браслет светоотражающий, самофиксирующийся, желтый.
Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях. Легкость крепления позволяет
66 руб
Раздел: Прочее
Третий уровень - животные, здесь форма есть действующая причина (causa efficie s), поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному входит в материю, организуя и оду- шевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе независимо от материи (forma per se, forma separa a). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая ра- зумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у Фомы название "самосущего". В отличие от нее, чувственные души живот- ных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие дейс- твия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как челове- ческая душа бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной при- роде. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди че- ловеческих способностей, видя и в самой природе прежде всего ее разум- ное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступ- ками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием. В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индиви- дуумы. Этот своебразный персонализм составляет специфику как томист- ской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, ду- хов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая ма- лейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерар- хической лестнице. У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы- текает из их единичной сути. Все единичное является сотворенным, су- ществует благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обу- ловленный и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущ- ности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношения сущности и существования укрепляет дуализм бога и мира, что соответс- твует главным принципам христианского монотеизма. Концепция универсалий. В связи с учением о форме более внимательно рассмотрим концепцию универсалий Аквината, которая выражает позиции умеренного реализма. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах (i rebus) как их сущностная форма (forma subs a iales); во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного (pos res); в-третьих, они существуют до вещей (a e res) как идеаль- ный предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.

В средние века выяснилось, что августинизм не способен противос- тоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было "оседлать" арис- тотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения от католической ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому учению стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили схоластики доминиканского ордена, наиболее выдающимися из них были Альберт Великий и Фома Аквинский. Сам Альберт не создал логически стройной, единой философской системы. Выполнил эту задачу только его ученик Фома. Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан- дольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет всту- пает в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж.Его учителем становиться Альберт Великий, за которым он следует в Кельн-на-Рейне. В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать там свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он знакомится с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было очень важным, здесь он становится известным препода- вателем теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса- нуова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по- лучил прозвище "ангельского доктора" (doc or a gelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу. Фома Аквинский - автор множества работ, посвященных вопросам тео- логии и философии. Главными трудами его считаются "Сумма теологии" (1266-1274) и "Сумма против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии" (т.е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая догматика. Она становится основным произведением всей схоластической теологии. Наука и вера. Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. За- дачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский приз- нает также возможность достижения объективного, верного знания и от- вергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле- но прежде всего на объект, но не в коем случае не внутрь, на субъек- тивные стороны мышления. И хотя познание объективно и истинно оно не может охватить все. Над царством философского, метафизического познания находится другое царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест- венной силой мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авторов ранней схоластики, например Абеляра и Ансельма, которые стремились сделать постижимой разумом всю область христианской догматики. Область наисущественейших таинств христианской веры остается для Аквинского вне философского разума и познания (например триединство, воскресение и т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких как, божест- венное откровение, благая весть, которые содержаться только в вере. Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога.

Разум возвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, кото- рое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание и созерцание бога. Познание является наивысшей функцией человека, бог же - неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключена в познании, созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта- ний, разум ведет человека к нравственному порядку, который выражает божественный закон; разум показывает, как следует себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью. Учение о государстве. Аквинат, будучи аристотеликом, подобно Альберту Великому, интере- совался миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру приро- ды, к естественнонаучным вопросам. Аквинского же интересовал нравс- твенный мир и, таким образом, общество. Центром его интересов были ду- ховные и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде всего в общество и государство. Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Аквинат, однако, решительно выступает про- тив социального равенства, сословные различия он считает вечными. Под- данные должны подчиняться господам, покорность является их основной добродетелью, ка и всех христиан в целом. Лучшая форма государства - монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире. Задача монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Важнейшими предпосылками для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо- состояния граждан. Внешней целью и смыслом является достижение небес- ного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь, представленная священниками и наместниками бога на земле - римским па- пой. Роль церкви выше, чем государства и поэтому владыки этого мира должны быть подчинены церковной иерархии. Аквинат провозглашает необ- ходимость безусловного подчинения светской власти власти духовной, всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви. Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный им классификационно-упорядоченный метод упорядочения, различения и разме- щения отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинс- кого вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене и во всей католической церкви. Сопротивление оказывала прежде всего францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некото- рые признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы, напри- мер то, что человек имеет лишь одну форму (т.е. деятельность души), которой все подчинено; она не принимала также отрицание духовной мате- рии, признание опосредованного познания души. В конце 13-го начале 14-го в. томизм преобладал в доминиканском ордене. Аквинский был признан его "первым доктором", в 1323г. провозг- лашен святым, в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Твердыней то- мизма становится университет в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Пос- тепенно томизм становится официальной доктриной церкви. Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике "Ae er i Paris" учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк- ви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм (), расчленен- ный на различные направления.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Мудрость Запада

С другой стороны, Скот не против умозрительного доказательства, основанного на понятии о первом бытии, не имеющем причины, отчасти в духе Авиценны. В действительности это вариант онтологического доказательства Ансельма. Но знание о Боге невозможно через сотворенные вещи, чье существование случайно и зависит от Его воли. Фактически существование вещей отождествляется с их сущностью. Вспомним, что у Фомы Аквинского такое отождествление служит для определения Бога. Знание относится к сущности, и, значит, она отлична от идей в уме Бога, поскольку мы не можем познать его. Раз сущность и существование совпадают, значит, каждый индивидуум является тем, что он есть, не может быть материей, а должен быть формой, в противоположность взгляду Фомы Аквинского. Хотя формы, по Дунсу Скоту, реальны, он не присоединяется к полноценному платоновскому реализму. Он допускает разнообразие форм в индивидууме, но они различаемы только формальным образом, так что не возникает вопроса об их независимом существовании. Как верховная власть заключается в воле Бога, так и в человеческой душе, считает Дунс, воля управляет умом

скачать реферат Билеты по - ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Юридический позитивизм (Д. Остин). ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8. по курсу ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Учение римских юристов о праве. Политические и правовые идеи революционных демократов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский) и П.Я. Чаадаева. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9. по курсу ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Политико-правовые идеи раннего христианства. Политико-правовые взгляды М.Н. Сперанского и Н.М. Карамзина. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10. по курсу ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Политико-правовая концепция Аврелия Августина. Политико-правовые идеи А.Н. Радищева. Политические идеи декабристов. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11. по курсу ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Политико-правовые взгляды Фомы Аквинского. Социально-политические проекты В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12. по курсу ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского. Политические и правовые идеи в России IX-XVII в.в. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13. по курсу ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Политико-правовая концепция Н.Макиавелли. Политическое и правовое учение марксизма.

Игровой набор "Строим дом".
Игровой набор "Строим дом" из серии "Детский сад" от компании ПК "Форма" состоит из домика и строительного
646 руб
Раздел: Наборы строительной техники
Наполнитель бумажный (50 грамм), натуральный.
Вес: 50 грамм. Бумажный наполнитель используют в качестве декоративного материала, создавая из него на поверхности подарков различные
448 руб
Раздел: Упаковочные ленты, банты
Каска с подставкой под банки.
Не дай себе засохнуть! На стадионе или в парке, на дискотеке или вечеринке, в жаркий полдень или среди ночи, если с Вами пивная каска,
524 руб
Раздел: Прочее
 Этика свободы

Или, проще говоря, принимая решения по поводу экономической справедливости в конкретной ситуации, мы обычно не полагаемся на какие-то универсальные правила, точно определяющие «правильный» или «справедливый» выбор»[27]. В целом, Макклелланд находит аргументы Ротбарда «несколько странными» «взгляды Фомы Аквинского минус теология» и затем полностью их отклоняет на том основании, что «большинству американцев многие положения [Ротбарда] покажутся либо крайностью, либо упрощением, либо и тем и другим одновременно, а аргументы по большей части покажутся скорее любопытными, нежели убедительными. Лучшее свидетельство тому та незначительная роль, которую играет Либертарианская партия в американской политике [«Редукция» Ротбардом моральных дилемм к одному или нескольким базовым принципам] уже само по себе вызывает возражения, поскольку достигается это за счет игнорирования чего-то важного или по крайней мере чего-то важного для подавляющего большинства американцев»[28] Сразу же по прочтении этого текста возникают некоторые возражения и вопросы, среди которых не последнее место занимает тот поистине странный факт, что наш автор, по-видимому, считает, что эмпирические факты, вроде того, что немногие верят в р, имеют какое-то отношение к вопросу об истинности, действительности или обснованности р

скачать реферат Искусство Византии

Но оно хронологически выходит за рамки рассматриваемого периода и принадлежит другой эпохе. Что касается культурного развития Латинской империи и владений латинских баронов на земле Византии, то оно знаменует культурное взаимодействие греческой и западной цивилизаций. Католическая церковь прилагала большие усилия для распространения среди греков латинской культуры и католического вероучения. Уже в 1205 г. была сделана попытка основать в Константинополе католический университет. Центром распространения католицизма в Латинской империи стал монастырь св. Доминика в Константинополе, где в 1252 г. монахом Бартоломеем было составлено полемическое произведение «Против ошибок греков». Одновременно византийская культура стала оказывать влияние и на просвещенных людей, приехавших с Запада. Так, католический архиепископ Коринфа Гийом де Мэрбеке, человек широко образованный, сведущий в латинской и греческой философии, переводил на латынь Аристотеля, Гиппократа, Архимеда и Прокла. Эти переводы, по-видимому, оказали влияние на формирование философских взглядов Фомы Аквинского. При дворе латинских императоров, князей и баронов распространялись западные обычаи и развлечения, турниры, песни трубадуров, праздники и театральные представления.

 Наставление в христианской вере, тт. 1,2

В Вестминстерском исповедании (V, 2) сказано: «По тому же провидению Бог установил вероятность событий согласно природе вторичных причин. Наряду с неизбежностью существуют свобода и условие». 214 Thomas Aquinas. Summa theol., I, XIX, 3. Барт и Низель, приведя высказывания Бонавентуры, Дунса Скота, Эразма и Эка, совпадающие с этим утверждением, указывают на его опровержение в сочинении Лютера «De servo arbitrio» («О рабской воле») (Werke, В. 18, S. 615 f.) Позиция Меланхтона по этому вопросу не отличается от взглядов Фомы Аквинского и Кальвина. (См., напр., CR, XXI, 649 f.) 215 К.Тринкхаус использовал этот отрывок для характеристики позиции Кальвина, отрицающей «хаотичность исторических событий и личных судеб» (Trinkhaus С. Renaissance Problems in Calvin's Theology // Studies in the Renaissance. N.Y., 1955, v. 3, p. 65). 216 С точки зрения Кальвина, в жизни каждый человек во всех обстоятельствах имеет дело с Богом. Ср. Ill, III, 6,16; III, VII, 2. Это его убеждение носило глубоко личный характер. Так, в письме Фарелю, касающемся тяжёлого для него решения вернуться в Женеву (24 октября 1540 г.) Кальвин писал: «Я совершенно убеждён, что здесь я имею дело с Богом» («mihi esse negotium cum Deo»). 217 Эта фраза, безусловно, имеет отношение к критике, которой подвергали Кальвина Себастиан Кастеллио и его сторонники

скачать реферат История психологии

Арабская философия и её восприятие античных идей. Психологические проблемы в схоластических системах. Психология Фомы Аквинского. Гуманизм как основа психологических воззрений в эпоху Возрождения. Проблема человека в деятельности итальянских гуманистов (Данте, Боккачио, Петрарка) и северном гуманизме (Эразм Роттердамский, Меланхтон, Рейхлин). Психологические идеи Френсиса Бэкона. Роль вспомогательных средств в процессе познания. Оценка Л.С. Выготским идей Ф. Бэкона об орудиях и вспомогательных средствах познания. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: Проблемы познания и путей совершенствования человека в мистицизме (М. Экхарт, ХШ-ХIV вв.). Зарождение сакрального подхода к проблеме души. Сравнительная характеристика номинализма и реализма. Сравнительный анализ исповеди Августина и Абеляра. Общая характеристика достижений духовной психологии. Развитие схоластики, особенности психологических исследований в ранней и поздней схоластике. ЛИТЕРАТУРА: Грановский Т. Н. Лекции по истории Средневековья. - М., 1987. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности. - М., 1999. Ибн Сина. Канон врачебной науки. - Ташкент, 1954. - Кн. 1. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. - М., 1962. Леонардо да Винчи. Избранное. - М., 1952. Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001. Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д, 1998. Уарте X. Исследование способностей к наукам. - М., 1960. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998. Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996. Тема 4. «Психологическая мысль XVII в – начала XIX в.». (8 часов) ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: Ассоциативная и эмпирическая психология в Англии: а) Эпифеноменализм Т.

скачать реферат Психологические взгляды Иоанна Дамаскина

В целом Ждан оценивает Средневековье как «темное» время, хотя и говорит, что эта эпоха «выдвинула плеяду великих людей, которыми гордится человечество»2. Среди них «первые провозвестники еще смутных коммунистических идей. вожди народных масс., родоначальники утопического социализма., великие мыслители и философы., гениальные поэты и писатели»3. Упоминаются некоторые фамилии, говорится о важной роли религий в это время, кратко рассматриваются взгляды Фомы Аквинского. Но это уже XIII век, а периоду с V по XI - XII века уделено приблизительно столько же внимания, как и в книга М.Г. Ярошевского. У Т.Д. Марцинковской в учебнике по истории психологии появляется отдельная глава «Развития европейской психологии в IV - XI веках»1, где упоминаются имена Августина Аврелия (354 - 430), Иоанна Скота Эриугены (810 - 877), Пьера Абеляра (1079 - 1142). Для нас важной видится мыль автора о том, что «одним из характерных стереотипов при анализе Средневековья стало представление об однозначно негативном характере развития науки и общества в целом в этот период.

скачать реферат Теория языкознания

На Западе (в ареале Roma ia и Germa ia, а позднее в ареале Slavia La i a) системы письма формировались посредством постепенного, преимущественно стихийного приспособления знаков латиницы к звуковым системам своих языков. На Востоке, в сфере влияния Византии, изобретались оригинальные алфавиты, имевшие своим основным прототипом греческое письмо (таковы письмо коптское, готское, с сильным влиянием других источников армянское и грузинское, славянское в двух своих разновидностях - глаголица и кириллица).С другой стороны, европейская лингвистическая мысль, опираясь на протяжении многих веков на каноны греческой (на Востоке) и в значительно большей степени латинской (на Западе) грамматики, изложенной в фундаментальных учебных руководствах Элия Доната и Присциана, развивая лингвофилософские взгляды отцов церкви, используя достижения схоластической логики, идеи Августина Блаженного, Исидора Севильского, Фомы Аквинского, Уильяма Кончийского, Иордана Саксонского, Петра Гелийского, Роберта Килвордби, Роджера Бэкона, Ральфа де Бовэ, Петра Испанского и многих других учёных, заново осмысляя для себя наследие Аристотеля, последовательно строила новые системы философии языка (философские грамматики) и в русле универсализма формировало высокоразвитую, строго доказательную грамматическую науку, противостоящую практической грамматике (грамматике как искусству).Внимание мыслителей Средневековья всё вновь и вновь обращалось к проблеме связи мышления, языка и предметного мира, к сущности абстрактных имён.

скачать реферат Религиозная философия

Неотомизм Неотомизм как направление - детище официального католичества, и, как следует из самого этого слова, своим предшественником имеет томизм. В широком смысле томизм - это название системы, которая следует учению св. Фомы Аквинского в философских и теологических вопросах. В более узком смысле этот термин относится к взглядам, которых придерживается томистская школа. Возвращаясь к неотомизму, можно сказать, что это - томизм на современном этапе, который берет начало в последней четверти XIX века. Именно к этому времени в силу объективных причин произошло возрождение схоластицизма. Именно тогда, в 1879 году, папа Лев XIII издал энциклику Ae er i Pa ris ("Отцу вечному"), посвященную христианской философии и имевшую в качестве подзаголовка - "В целях возрождения в католических школах христианской философии согласно духу ангелического доктора философии св. Фомы Аквинского". Философия и теология в неотомизме неразрывно связаны. Говоря о неотомизме, как о влиятельном течении в философии католицизма, эту философию нельзя отрывать от положений христианской веры, "употребления разума в религиозных целях".

Дуга с подвесками "Лето".
Дуга с подвесками "Лето" крепится с помощью специальных прищепок к коляске, автокреслу или детской кроватке. Яркие
755 руб
Раздел: Дуги и погремушки для колясок
Пенал школьный, цвет черный.
Пенал школьный без наполнения, два отделение, металлическая "собачка" со шнурком, обработанные внутренние швы, два внутренних
531 руб
Раздел: Без наполнения
Корзина "Плетенка" с крышкой, 35х29х17,5 см (коричневая).
Материал: пластик. Ширина: 29 см. Длина: 35 см. Высота: 17,5 см. Цвет: коричневый.
303 руб
Раздел: Корзины для стеллажей
скачать реферат История психологии

Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз - перемещение зри тельных осей Ибн-аль-Хайсам подверг анализу зависимость зрительного восприятия от его длительности, еде лав акцент на факторе времени. Подметив, что при кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые объекты, он сделал вывод условием возникновения зрительного образа служат не только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся в нервной системе следы прежних впечатлений. Параллельно, продолжался, хотя и более медленно процесс исследования психики человека и в Европе, хотя оно испытывало сильнейшее давление средневековой католической церкви, и как следствие, рассматривало все с точки зрения религии (достаточно лишь обратиться к схоластике средневековья и ее взглядам на систему психики человека). Понятие об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник религиозного самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора модернизированной и теологической психологии у Фомы Аквинского.

скачать реферат Проблема бытия человека

Основные философские школы религиозной философии В истории только что завершившегося XX века можно выделить несколько направлений в религиозной философии. Это неотомизм - наиболее развитое течение (М.де Вульф, Ж.Маритен, Э.Жильсон); современные варианты креационизма, предоставляющие доказательства бытия Бога, религиозная антропология, учение о человеке, его месте в мире и его назначении, неоавгустинизм и неосхоластика, протестантская неоортодоксия, диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер), религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель), теология "смерти Бога" (Д.Бонхеффер, Т.Альтицер) и т.п. Ниже мы рассмотрим некоторые из этих философских движений.Неотомизм Неотомизм как направление - детище официального католичества, и, как следует из самого этого слова, своим предшественником имеет томизм. В широком смысле томизм - это название системы, которая следует учению св. Фомы Аквинского в философских и теологических вопросах. В более узком смысле этот термин относится к взглядам, которых придерживается томистская школа.

скачать реферат Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает оно в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории. При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека.

скачать реферат Социология

Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. II. Наименование занятий, их содержание и вопросы для самостоятельного изучения 2.1 Название тем лекционных занятий Тема 1. Социология как наука об обществе. Предмет социологии и ее структура. Методы социологического исследования (2 часа) Покажите связь социологии с другими науками об обществе. Укажите функции социологии. Что такое методология социологического исследования. Что такое количественный подход в социологическом исследовании? Что такое качественный подход в социологическом исследовании? Тема 2. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта (3 часа) Чем социально-философские воззрения Платона отличаются от социально-философского учения об обществе Аристотеля? Каковы особенности воззрений о власти и государстве у Цицерона? Обратите внимание на теософию Августина Блаженного и схоластику Фомы Аквинского. Каковы основные положения их учений? Тема 3. Классические и современные социологические теории. Русская социологическая мысль (3 часа) Каковы основные взгляды об обществе и государстве И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, К. Маркса Каковы основные идеи Г.

скачать реферат Структура и организация учебного процесса в средневековом университете (Болонья, Париж, Прага)

Формальная поступенчатая система была на первый взгляд весьма эффективной. Однако все без исключения знания, усваиваемые на лекциях и диспутах и демонстрировавшиеся затем на экзаменах, были чисто академическими, никоим образом не связанные с реальными профессиональными навыками. Если мы возьмем два типа знаний, имеющих место в философии Аристотеля, «теоретическое» ( heoreia) и «практическое» (praxis), то первое было гипертрофированно, а второе игнорировалось. В результате, покидая alma ma er, выпускник оказывался «книжным человеком» (homo li era us), часто не способным решать какие-либо практические задачи. Стоит отметить, что вплоть до XVII в. выпускники медицинского факультета не занимались лечением.Заключене Таков в самых общих чертах учебный процесс в средневековом западноевропейском университете. Несмотря на все свои недостатки, средневековый университет все же давал возможность получить неплохое образование. В университетах обучались такие известные деятели культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам и др.

Увлекательная настольная игра "Цветариум", новая версия.
Игроки будут совершать много интересных действий: высаживать цветы на клумбах, выкорчёвывать их в случае необходимости, устраивать своим
712 руб
Раздел: Карточные игры
Сковорода "Mayer & Boch" (гранитное покрытие), 24 см.
Материал: алюминий, гранитное покрытие. Внутреннее покрытие: антипригарное гранитное покрытие. Диаметр: 24 см. Высота борта: 4,5
824 руб
Раздел: Сковороды с керамическим покрытием
Насадка на унитаз "Roxy-Kids" с ножками и ступенькой.
Позволяет отказаться от использования обычного детского горшка Легко собирается и разбирается для транспортировки. Ступенька с
2117 руб
Раздел: Сиденья
скачать реферат Бегство от свободы

Мы полагаем, что определенные противоречия в его системе можно понять лишь с помощью анализа психологического смысла его концепций. Если мы хотим понять, что было нового в доктринах Реформации, то сначала нам необходимо рассмотреть существенные теологические принципы средневековой церкви. Несмотря на все общие элементы старой и новой теологии, дух католической церкви существенно отличался от духа Реформации, особенно в отношении взглядов на человеческое достоинство и свободу, на значение поступков человека в определении его судьбы. В течение долгого периода, предшествовавшего Реформации, католическое богословие придерживалось следующих принципов: человеческая природа – хотя и испорчена грехом Адама – внутренние стремится к добру; человеческая воля свободна в этом стремлении к добру; человеческая воля свободна в этом стремлении к добру; собственные усилия человека способствуют его спасению; церковное причастие, основанное на искупительной смерти Христа, может спасти даже грешника. Некоторые из наиболее выдающихся теологов – такие, как Августин и Фома Аквинский, - придерживаясь этих взглядов, в то же время выдвигали доктрины, проникнутые совсем иным духом.

скачать реферат Теологическая теория права

Тогда же завершилось создание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В ее постороение огромную роль сыграл доминиканский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 года), чьи сочинения явились своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду с массой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается, конечно, и вопросов государства, закона, права. Оних речь идет в труде "О правлении властителей", в произведении "Сумма теологии" и др. В своих произведениях ученый–богослов пытается приспособить взгляды Аристотеля к догмам католической церкви и таким путем еще более укрепить ее позиции. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природе есть "животное общительное и политическое". В людях изначально заложено стремление к объединению. По этой причине и возникает политическая общность (государство). Процедура учреждения государственности аналогична, по мнению богослова, процесу сотворения мира Богом.

скачать реферат Античные традиции в мировой и европейской культурах

Существовало два главных течения – материализм и идеализм, но было очень много школ, имеющих большие теоретические расхождения, такие, например, как противоречия во взглядах на бытие и становление (Парменид и Гераклит), на наслждения и аскетизм (киреноики и киники), на вопрос о соотношении формы и материи (Платон и Аристотель), на необходимость и свободу (стоицизм и Эпику) и другие. Античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Непреходящей заслугой античной философии является в первую очередь всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также разработка (или хотя бы постановка) всех основных философских проблем. Идеи античной философии нашли отклик и в средневековье, особенно в учениях Фомы Аквинского и после – в неотомизме. Античные авторы влияют на теории прогресса эпохи Просвещения, особо ощутимо это влияние на философов и ученых Нового времени: влияние платоновский учений на Коперника, Кеплера и Галилея, историческая концепция античности легла в основу теории возрастов от Бэкона до Гегеля.

скачать реферат Политическая мысль в средние века

Политическое учение Фомы Аквинского XIII в. – век наивысшего могущества Римской церкви. В это время происходит окончательное становление средневековой религиозной догматики. Этим церковь обязана Фоме Аквинскому, который помимо богословия и философии трактовал проблемы права, морали, государства, экономики. Фома Аквинский родился под Неаполем, принадлежал к аристократическому роду. Фома – первый схоластический учитель церкви («князь философии»). Учился в Кельне, Болонье, Риме, Неаполе. С 1279 г. признан официальным католическим философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Его политические взгляды изложены в работе «О правлении государей», в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля. Одна из частей главного произведения «Сумма теологий» специально посвящена законам. В 1323 г. причислен к лику святых. В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. «Государственное сообщество, - писал он, - является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.