![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Проблема метода познания в философии Ф. Бекона и Р. Декарта | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Основные работы: Система социологии, Социальная мобильность, Социальная и культурная динамика. Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) нидерландский философ, представитель рационализма и пантеизма, значительное внимание уделял проблемам метода познания, наиболее полно разработал концепцию субстанции. Основные работы: Этика, Богословско-политический трактат. Тейяр де Шарден Пьер (1881-1955) французский философ, теолог, ученый-палеонтолог, создатель концепции христианского эволюционизма, в которой стремился примирить (408) христианское вероучение с современным научным знанием. Основные работы: Феномен человека, Божественная среда, Наука и Христос. Тертуллиан Квинт Септимий Флорес (ок. 160 после 220) христианский теолог и философ, представитель раннехристианской апологетики, обосновывал несовместимость библейского вероучения и философской мудрости, утверждал бесспорный приоритет веры по отношению к разуму. Основные сочинения: Апология, Прещения против еретиков. Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) английский историк и философ
Социальная природа НТР выражается и в порождаемых ею противоречиях - в неоднозначности ее влияния на природу и общественную жизнь, которое может быть и положительным и отрицательным. Здесь многое зависит от социальных условий ее развития. контроля общества над использованием ее достижений. Современное общество заинтересовано в соединении достижений НТР с гуманистическими целями, ибо “онаучивание” производства и вызываемая им революция в средствах труда создает материально-технические предпосылки для реализации масштабных социальных программ, воплощения идеалов всестороннего и гармоничного развития человека, а реальное осуществление этого зависит от социальной ориентации НТР. 15.1 Основные черты философии Р. Декарта. Проблема метода познания в философии Р. Декарта. Декартовское сомнение призвано снести здание прежней традиционной культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в самом своем существе. Антитрадиционализм - вот альфа и омега философии Декарта. Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип революционеров, усилиями которых и была создана наука нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового тина общества и нового типа человека, что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения, с другой.
Ведь то, как он думал, и что высказано в предметном языке, в существующих текстах, — не совсем одно и то же. Поэтому здесь и необходима редукция, благодаря которой мы получаем совершенно другое пространство и время. Мы получаем не хронологическую последовательность, а некую вертикаль или веер, створки которого располагаются не линейно, а сосуществуют. Это как бы не ускользающая, а скользящая точка одновременности. Какое-то вертикальное или веерное сечение, позволяющее нам соприсутствовать с Платоном, Декартом, Буддой и т. д. Это точка, где прошлое соприсутствует с будущим, а будущее — с прошлым. — Или «вечное настоящее». Ну, условно, это можно назвать и «вечным настоящим», или динамической вечностью. И этот переход нашей мысли о философах, бывших до нас или существующих рядом с нами, в это измерение является, на мой взгляд, самым существенным актом в нашем отношении к истории философии. — То есть, занимаясь историей философии, ты вместе с тем не считаешь это занятие, подобно, например, Ясперсу, единственной философской задачей, доставшейся современности, как писал об этом еще в середине 60-х годов в статье «К проблеме метода истории философии»
Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический. 15, 16. Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии новых времен. (эмпиризм и рационализм). Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
На основе рационального сознания создаются и первые утопии, рисующие идеальное государство, - "Утопия" Т. Мора, "Город Солнца" Т. Кампанеллы и др. Философия Нового времени охватывает период XVI- XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. Отсюда возникают новые задачи и приоритеты в философии Нового времени. В центре внимания новой философии - теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные "частные" науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.). Они ищут законы разума, возможности которого представляются безграничными
И такая возможность - заслуга философии и ее вклад в естественно- научный метод познания. Философия Спенсера конечно не претендовала на то чтобы физики обсуждали законы природы на ее языке, а не на языке математики, а биологи использовали структуру ее планов эволюции для постро- ения принципов таксономии или описаний живых сообществ. Но со- циологические науки сразу же стали претендовать на эволюционизм как на метод в социологии, пользуясь его широко заявленной все- общностью. В.С.Соловьев обращаясь к Канту как к основателю тео- ретического подхода в нравственной философии в своей работе "Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии" по проблеме всеединства добра называл спенсеровский метод анализа нравственных данных не иначе как "эмпирические осложнения нату- ральных фактов". "Органическая" теория общества Спенсера не отличалась особой оригинальностью, спекулируя на крайне идеалистическом понимании сил общественного развития, признавая, что такой сложный орга- низм как общество "живет не хлебом единым", фактически строила - 11 - всю теорию по образу эволюции "агрегатов", каковыми для Спенсе- ра были неорганические тела и простые живые организмы, считая в данном случае движущими силами не законы природы, а загадочные сверхестественные силы.
Часто эти методы противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве от других средств познания. Так Ф Бэкон считал основным методом познания индукцию, а Р Декарт – дедукцию вместе с интуицией. Однако в эпоху Нового времени эти крайние точки зрения начали преодолеваться. Так, Галилей, Ньютон, Лейбниц, признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании, отмечали в месте с тем, что процесс движения от фактов к законам не является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое время не удавалось. В совр науч познании противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (напр абстрагирование, идеализакция, проблема, гипотеза и т.д.). Индукция представляет собой умозаключение в котором заключение не вытекает логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность заключения.
смотреть на рефераты похожие на "Основы философских знаний"Электронная версия 1.04 от 18.01.2003. Подготовил Агран . Помогал Vahhabi . Щербаков Эдуард Леонидович ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ Учебное пособие Пособие вводит читателя в одну из основных областей духовной культуры — философию. Кратко прослеживаются главные этапы развития философской мысли, начиная с философских учений Древнего Востока и кончая нашим временем. Рассматриваются ключевые проблемы методологии познания, философии техники, взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства. Пособие предназначено для студентов высших технических учебных заведений. ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное пособие специально разработано для студентов технических вузов, что отличает его от других учебных пособий по философии. Обилие точных дисциплин в техническом вузе, серьёзные учебные нагрузки, особенности технического стиля мышления, а также то обстоятельство, что студенты специализированного вуза иногда недооценивают роли гуманитарных знаний, — всё это обусловливает особенности преподавания философии будущим инженерам.
Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия, первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь является также наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему – единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны мира. Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное – непознаваемо. 5. Античная наука и проблема метода познания. Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематических занятий наукой.
Диалектико-материалистическая философия формирует исход- ные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, че- ловеческого сознания. Энгельс подходит к вопросу об атрибу- тивности сознания с позиции диалектики развития материи, рассматривает дух, сознание как необходимое следствие развер- тывания содержащихся в самом основании материи возможностей. Эта концепция развития сознания является предпосылкой решения вопроса о природе сознания. 7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика? Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений, находящихся в самих разнообразных отношениях, свя- зях друг с другом. Любые предметы и события суть звенья бес- конечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое - цепи, в своем глубинном основании нигде не разорван- ной, хотя материя и дискретна: все взаимодействует со всем. В истории философии даже существовал взгляд, что мы не можем двинуть мизинцем, не "побеспокоив" всего мироздания. Вселен- ная по Г.Лейбницу, есть как бы океан, так что малейшее движе- ние в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии.
Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.17.Проблема человека в философии Просвещения. Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения - идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством.
В данной работе сделанная попытка объяснить, что такое познавательный процесс и метод познания, рассматривается становление научной методологии на первом, и, по моему мнению, самом главном этапе, ее зарождении. Этим и является интересная философия нового времени. В курсовой охвачен первый период этой эпохи, в которой самыми яркими были два противоположных взгляда на метод познания - это индукция Бекона и дедукция Декарта. Их философская концепция интересна тем, которые были одни из первых в этом направлении философии. Другие философы того времени (Локк, Гоббс, Беркли, Юм, Спиноза) не ставили перед собой основную цель – это изобретение метода. А философия Джона Локка и Томаса Гоббса боль касается социальной и политической проблемы. Но они так же, как и другие, сыграли значительную роль в истории философии. Курсовая работа состоит из двух основных разделов. В первом – обсуждаются взгляды философов того периода на проблематику онтологии. Во втором представлено основные гносеологические позиции рационалистов и эмпириков Нового времени.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт. Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного познания. Идеи: 1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его изречение. 2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов и процессов». 3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен соответственно организован и подчинён определённой цели. 4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться: -паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого сознания» как такового); -муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов); Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории). 1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки: -«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах); -«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю; -«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум; -«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления (научные, философские, религиозные).
Науки о природе и обществе нуждаются в определенном философском обосновании. Гуссерль определял объект, цели и метод философии: ее основной объект - это научное знание и познание, ее цель - построить науку о науке, т.е. “наукоучение”. Решающая проблема теории познания - проблема объективности познания. Вслед за рационалистом Р. Декартом Гуссерль стремился отыскать последние самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание о эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е. сведения высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех догматических принципов, которые вырастают на почве обычной “естественной установки” сознания в своем отношении к миру. С его точки зрения, философия призвана стать борцом и за необходимое человечеству самосознание: как раз это и было основанием всего логического здания его системы. Гуссерль призывал к свершению “ эпохе” - воздержанию от какого- либо утверждения. В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания - интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет.
Это основной способ понимания мира в первобытном обществе (мироощущение. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорирует различия между человеком и природой. Религия - культ богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхъестественное, базируется на вере. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объекта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь 2. Основные проблемы и разделы философии К проблемам философии относятся: - отологические (проблемы бытия, человечества – мате-рия и сознание, движение и развитие, пространство и время, явление и сущность, причина и следствие, необходимость и случайность, форма и содержание, качество и количество, единство и борьба противопо-ложностей, отрицание и отрицание отрицания, возможность и действительность, часть, целое и система, единичное, особенное и всеобщее и др.); - гносеологические (теории познания – чувственное и рациональное познание, абсолютная и относительная истина); - аксиологические (вопросы культуры и системы ценностей – природа и общество, материальная, социальная, политико-правовая, духовная сферы жизни общ-ва, культура и общ-во, сущность чел-ка, личность и общ-во, общественное и индивидуальное сознание и др.); - проблемы истории философии (древнегреческая натурфилософия (Гераклит, Элеаты, Демокрит), школа Сократа, Платон и Аристотель, Философия Средневековья, философия эпохи Возрождения, Английские философы XVII – XVIII (Бэкон, Гоббс, Локк), Декарт и Спиноза, философия франц. просвещ., Кант и Фихте, Маркс, Гегель, Фейербах, философия жизни (Шопенгауэр, Ницше) и 3.
Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. (2) Рационализм 17 в. о проблеме познания Для рационализма XVII века, включая Декарта, Мальбрашна, Спинозу, Лейбница, математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было сомнения. В круге вопросов философии, которые разрабатывал Д., первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Д. видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека Д. ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств, с другой В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания.
Мартин Лютер отрицает свободу воли, которую признает Эразм. Микола Макиавелли (1469-1527) разделяет установки религии и политики. Человеком движет эгоизм и материальный интерес. Высшим законом политики явл. достижения могущества гос-вом. Государь должен быть сильным, сочетать в себе качества льва и лисы. Использовать все средства для укрепления гос-ва, в том числе и насилие. Насилие должно созидать, а не разрушать. Все средства хороши для достижения свой цели в политике. 20. Бэкон как родоначальник эмпирического метода исследования. 17в. назыв. эпохой научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. В 17в продолжается старая полемика между номинализмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и философия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадлежит знаменитый афоризм Все суета сует:>. 3 подхода к проблеме смысла жизни: 1) Смысл присущ ее глубинным основаниям - характерно для религиозного истолкования жизни. бог сотворил человека по своему образу и подобию и надо в себе проявить его. 2) Смысл жизни за пределами жизни, т.е. чел. способен построить мир на началах добра и справедливости. он стремится к прогрессу. прогресс предполагает цели, а цели придают смысл жизни. будущее обоготворяется за счет прошлого и настоящего. 3) Смысл созидается самим чел-ом.
Учение о познании и о роли вспомогательных средств в познавательной деятельности человека. Роль опыта в познании, виды опытов. Оценка Л.С. Выготским идей Ф. Бэкона об орудиях и вспомогательных средствах познания. Ключевые понятия: софисты, софистика, эйдолы, теория истечений, теория гедонизма, всеобщий детерминизм, объективный идеализм, генезис, катарсис, киники, атараксия, стоики, пантеизм, Логос, неоплатонизм, холизма, эманация, экстаз, интроспекция, сакральная психология, волюнтаризм, теория двух истин, томизм, имманентность, интенция, сенсуализм, индукция. Тема 3. Развитие психологии как науки о явлениях сознания (до формирования экспериментальной психологии) Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании (XVII –. первая половина XIX вв.). Выделение сознания в качестве критерия психики в рационалистической философии. Проблема метода в рационалистической философии Р. Декарта (1596-1650), ее связь с математическими и естественными науками. Дуализм системы Декарта. Концепция человека. Выделение сознания в качестве атрибута духовно субстанции.
![]() | 978 63 62 |