![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Библиографическая деятельность библиотеки | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Колоссальный рост печатной продукции поставил перед библиотеками проблемы отбора, обработки и рационального хранения огромных массивов печатных изданий, использования машинного поиска нужных публикаций и быстрейшей доставки их читателю. С резким увеличением численности учёных и специалистов и повышением уровня образования всего населения возрастает читательский спрос на научную литературу и потребность в оперативной библиографической информации о ней. Решение этих задач ведёт к возникновению в библиотеках новых отраслевых и специализированных отделов (например, организация в 1955 в областных библиотеках СССР отделов патентно-технической литературы, а в 1965 — отделов обслуживания работников сельского хозяйства). Изменения в условиях деятельности библиотек настоятельно требуют замены прежних весьма трудоёмких приёмов учёта и обработки литературы с помощью традиционной библиотечной техники (инвентарных книг, каталожных карточек и т.д.) механизацией и автоматизацией этих процессов, использования в работе с книгой приемлемых для библиотек методов информатики. В конце 50—60-х гг. 20 в. уровень технического оснащения библиотек значительно вырос
САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВКафедра Управление и экономика в социально-культурной сфере Дипломная работа « ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности»Студентки культурологического факультета специализация «Управление и экономика в СКС» 3 курса ФК 38 Т группы Драган Ирины Петровны Научный руководитель: Нюшенкова Маргарита Лаврентьевна, зав. кафедрой УЭСКС, КПН профессор. Рецензент: Колбина Мария Семеновна, директор ЦБС г. Тольятти. ПЛАН.1. Введение. с. 3-62. Основная часть. 2.1.ЦБС «Кунцево»: новый этап развития. Концептуальные задачи развития ЦБС. с. 7-14 2.2.Базовые нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения библиотеки и пользователя, библиотеки и государства. с. 15-23 2.3.Информационная и библиографическая деятельность библиотеки. с. 24-35 2.4.Творческое развитие личности детей и подростков в библиотеках. с. 36-41 2.5.МАРКЕТИНГ– МИКС: оптимизация работы библиотеки. с. 42-553.Заключение. с. 56-594. Список используемой литературы. с. 60-615. Приложение. с. 62-65 1. ВВЕДЕНИЕ. В последние 10 лет библиотеки в нашей стране активно востребованы обществом.
Информационно-библиографическая работа библиотек позволяет читателю получить информацию о том, в каких изданиях содержатся интересующие его материалы. В условиях быстрого роста числа научных публикаций полнота и оперативность библиографического отражения получаемых библиотеками материалов приобретают большое значение. Участие библиотек в системе научно-технической информации ставит перед ними ряд проблем: координация своей деятельности с работой информационных центров, работа со специальными видами технических изданий, применение современной техники для обработки и поиска печатной информации. В некоторых случаях фонды отраслевых библиотек являются литературной и библиографической базой всей системы научно-технической информации в данной отрасли. Успешная деятельность советских библиотек, их демократизм и широко поставленная разнообразная воспитательная работа, содействующая росту культурного уровня и профессионального образования читательских масс, оказывают влияние на развитие библиотечного дела за пределами СССР. Развились международные связи советских библиотек: с 1959 они активно участвуют в работе Международной федерации библиотечных ассоциаций (см
Рубрики географического указателя сопровождаются родовыми характеристиками (оз. = озеро, м. = море, р. = река и т.д.), а также административно - территориальной принадлежностью населённых пунктов (у. = уезд, губ. = губерния, обл. = область и т.д.). В примечаниях к указателю приводят список принятых условных сокращений. В терминологическом совпадении наименований объектов содержания собираемых в рубрике материалов уточняется путём пометок в скобках: «Колумбия (округ)» и «Колумбия (республика)». Литература Библиотековедение, библиографоведение, информатика: терминологический путеводитель / ; науч. ред. М.Г. Вохрышева. - М: Либерия-Бибинформ, 2007. - 104 с. Блюменау, Д.И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов: учеб. - практ. Пособие / Д.И. Блюменау. - СПб.: Профессия, 2002. Библиографическое описание документа: метод. Указания в помощь написанию курсовых и дипломных работ по библиографии . - Самара: , 2007 - 38 с. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник. СПб.: Профессия, 2003. - 304 с. Справочник библиографа / науч. ред.А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2005. - 560 с. Задание 2.Дайджест включает в себя обзор наиболее актуальных статей из книг и периодических изданий.
Сверстник грядущих поколений: [Рец. на кн.: Андреев К. Три жизни Жюля Верна. - М., 1956] // Комсом. правда. 1957. - 29 июня; Левин Ф. Рец.: [Андреев К. Искатели приключений. М., 1966] // Лит. газ. - 1967. - 4 янв.; Осипов А. Фантастика от "А" до "Я". Андреев К.К. // Альтаир.- М.,1993.- N 1.- С.155-156; Рысс Е. Послесловие // Андреев К. Искатели приключений. - М.,1969. АНИКЕЕВ Владимир Иванович (1950) - Библиограф, переводчик НФ. Окончил Химический фак. Белорусского Гос. ун-та. Работал младшим науч. сотрудником в ин-те биоорганической химии АН Белоруси. Научную работу совмещает с переводческой (переводы НФ с англ. и пол. яз.) и библиографической деятельностью в области НФ. Наибольший интерес представляет биобиблиографический справочник, составленный А. - "Писатели и критики научной фантастики в Польской республике" (1990). Член редколлегии НФ-журнала "Фантакрим-MEGA". Живет в Минске. Библиография 1.Библиографические работы 1. Библиография переводов произведений Пола Андерсона на рус. яз. // Фантакрим-MEGA. - Мн.,1991. - N 3. - С.89 . - В соавт. с И.Г.Халымбаджой. 2
Такая методология открывает перспективы для обоснования новых методов, разработка и включение которых призваны обогатить теорию библиографоведения. Целесообразным будет взять за основу в библиографической типологии четыре систематические категории: тип, род, вид, индивид. Индивид характеризует систематизацию самых конкретных, реально существующих объектов, процессов, явлений библиографии (например, данный учебник по библиографии). Другие категории (тип - род - вид) отражают уже идеальную систематизацию. Существо и взаимосвязь их следует понимать исходя из диалектического восхождения от абстрактного к конкретному, где каждый уровень восхождения будет обозначен соответствующей систематической категорией по образцу известной диалектической триады ИЛО Профиздат, - 2000. 9. Коготков Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д.Я. Коготков. - СПб. : Профессия, 2005. 10. Леонов В.Б. Библиография как профессия. – М, - 2005, - 321 с. 11. Матульский Р.С. Общее библиотековедение: учебное пособие для вузов. – Либерия, - 2004. 12. Моргенштерн И. Г. Библиотечное дело и библиография // Сов. библиотековедение. - 1986.-№ 1.-С. 99-104. 13. Моргенштерн И. Г. Новый учебник по фондам // Сов. библиотековедение. - 1992. -№ 5-6. - С. 77-84. 14. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – Ч.1.: Теоретические основы ББК 15.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное образовательное учреждение высшего Профессионального образования ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.С. Пушкина КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету Библиотековедение на тему Информационные потребности и информационные запросы Магадан, 2007 год ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Сущность информационных потребностей 2. Соотношение информационных потребностей с информационными интересами и запросами 3. Классификация информационных потребностей Потребители библиографической информации и особенности их информационных потребностей ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Вся библиографическая деятельность библиотеки в конечном итоге нацелена на удовлетворение информационных потребностей читателей. Информационная потребность прямо или косвенно обусловливает все организационные и технологические аспекты библиографирования документов и библиографического обслуживания читателей в библиотеке. Отсюда - постоянный интерес библиотечно-библиографической науки и практики к информационным потребностям, к методам их изучения. Поэтому, рассматривая общие вопросы библиографической деятельности библиотек, нельзя пройти мимо изучения информационных потребностей как основы и цели этой деятельности, проблем классификации потребителей библиографической информации.
В докладе были оттенены задачи организации и обработки специализированных фондов этих библиотек, всемерной активизации библиографической деятельности. Специфические ее черты в технических библиотеках получили освещение в составленном М. П. Гастфером и В. А. Панкратовым пособии «Задачи технической информации и роль технической библиотеки» (М., 1934). В нем было определено место специальной библиотеки в системе научно-технической информации. В конце 1936 г. М. П. Гастфер сообщил об информационной и справочно- библиографической работе технических библиотек на всесоюзном совещании по теоретическим вопросам библиотековедения и библиографии, проходившем под руководством Н. К. Крупской. С середины 30-х годов библиографическая деятельность ГНБ приобрела особенно широкий размах. Был образован библиографический журнал «Новости технической литературы», выходивший тогда в шести отраслевых сериях по основным отраслям тяжелой промышленности. Продолжалось издание (начатое еще в 1928 г.) аннотированной картотеки «Техкарт», служившей материалом для создания справочно-библио-графического аппарата технических библиотек.
Маркетинговый подход характеризуется тем, что главным в деятельности библиотек является спрос читателей (реальных и потенциальных) на разные виды библиотечно-библиографических услуг и продукции. Таким образом, работа библиотек оценивается не по количеству и ассортименту произведенных, а по количеству востребованных (использованных) читателями услуг и продуктов библиотечно-библиографической работы. Библиотека должна быть готова к систематическому обновлению предоставляемых видов услуг в соответствии с интересами пользователей. Использование маркетинга должно улучшить обслуживание пользователей благодаря мобильному реагированию на их запросы, которые становятся все более разнообразными. Именно поэтому необходимы изменения в библиотечных технологиях и анализ имеющихся ресурсов. Выполнение требований относительно ориентации на пользователя предусматривает: - изучение спроса, то есть выявление его содержания, установление услуг, которым пользователи отдают предпочтение, определение времени, места, условий в которых пользователь желал бы удовлетворить свой спрос на услуги; - формирование спроса или стимулирование его, развитие при пассивности читателей, эпизодичности использования услуг; - установление численности и состава групп читателей, которым необходимы библиотечные услуги; - оценку качества своей деятельности на основании вкусов пользователей и интенсивности спроса; - регулирование, а в случае необходимости и быстрое изменение номенклатуры и содержания своих услуг.
Главным критерием оценки деятельности библиотеки являлось выполнение задач, стоящих перед библиотекой как идеологическим, культурно- просветительным и информационным учреждением. Количественный анализ — это анализ статистических данных, характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Проводился анализ показателей плана и его выполнения, анализ динамики и структуры показателей (за несколько лет, сравнительный анализ отдельных данных). Качественный анализ. Задача его — проанализировать содержание работы библиотеки и его специфику. Обращали внимание на дифференцированное обслуживание читателей, выделение читательских групп, ведется ли работа с ними, какова помощь в общеобразовательном и профессиональном чтении, самообразовании, уровень индивидуальной работы с читателями, информационно - библиографического обслуживания, содержания массовой работы. Формы аналитической деятельности: . заключения на планы и отчеты как отдельной библиотеки, так и библиотек всего региона; . обзоры деятельности библиотек региона (по типам библиотек, за определенный период, освещающий отдельные направления работы библиотек); . годовые статистические сводки о деятельности библиотек региона на основе годовых статистических отчетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Характерная особенность библиографической деятельности - отсутствие организационно оформленной целостности, раздробленность, органическая укорененность в различных общественных институтах (библиотечном, редакционно-издательском деле, книжной торговле и др.), обеспечивающих функционирование системы документальных коммуникаций. Следствием этого является несогласованность, дублирование, распыление сил и средств, научная, организационная и технологическая замкнутость и т.п. Серьезной проблемой для научных работников всех отраслей стало информирование о коллекциях редких фондов. Как правило, такое информирование до сих пор осуществлялось через систему каталогов и указателей ценных изданий, большинство которых хранится в Российской национальной библиотеке. Этой проблеме отводится 3% научных исследований по фондоведению. Система информационного обеспечения жизнеспособна, если она динамична и способна быстро реагировать на изменения в жизни общества. Любая система нуждается в постоянном совершенствовании. Активное освоение новых технологий в сочетании с традиционными методами подготовки информационных пособий - вот что позволит качественно и оперативно обеспечивать научные разработки информацией.
Эта система высшего уровня, ориентированная на удовлетворение потребностей общества в целом. Государственная библиография является источником научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, базой библиографической работы библиотек и информационных учреждений. Научно-вспомогательная и профессионально-производственная библиография содействует научной и производственной деятельности специалистов в соответствии с их профессиональными потребностями. Особое внимание она уделяет знакомству с результатами научных исследований, внедрением новшеств, передовым опытом производственно-практической деятельности, достижениями смежных отраслей. Научно-вспомогательная библиография тесно связана с отраслями науки и производства, и развивается в соответствии с ними. В ее создании активное участие принимают сами ученые и специалисты этих отраслей. Рекомендательная библиография способствует образованию самообразованию, воспитанию, просвещению и культуре. С помощью присущих ей методов рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор.
Эта программа вошла в 1-ое издание «Программ чтения для самообразования», выпущенное в Петербурге в 1895 г. Для 2-го издания этой программы, вышедшего в 1897 г., Н. А. Рубакин в соавторстве с М.А. Антоновичем и И.В. Мушкетовым составил такого же рода «Энциклопедическую программу» по разделу истории земли (физическая география и геология). Эти программы вновь перерабатывались и дополнялись авторами для 3-го (1891 г.), 4-го (1904 г.) и 5-го (1905 г.) изданий. В практике библиографической деятельности Н.А. Рубакин большое место занимает создание каталога общеобразовательной библиотеки, над которым он работал много лет. В приложениях к 1-му изданию «Среди книг» Рубакин дает библиографию библиотековедения – «Список пособий для библиотекарей», который начинается с изложения программы подготовки кадров библиотечных работников, наряду с этим он дает и ряд советов по организации библиотеки. Список пособий для библиотекарей – яркое свидетельство того, что Н.А. Рубакин придавал библиографической подготовке библиотекаря первостепенное значение.
Примерный тематический план №№ Наименование разделов, тем практики Количество часов 1. Организация библиотечного дела. Формы стационарного и внестационарного обслуживания. Библиотечный фонд: состав, структура. 4 2. Комплектование библиотечных фондов. 14 3. Организация и методика библиографической деятельности. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. 16 4. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей. 50 5. Экономика и управление библиотечным делом. 16 6. Библиотечный маркетинг. 6 7. Методическое обеспечение библиотек. 6 8. Работа в качестве дублеров библиотекарей в абонементе и в читальном зале.Индивидуальное обслуживание и массовая работа в библиотеке. 58 9. Библиотечные каталоги. 10 Примерное содержание практики Название темы Формируемые знания и умения Содержание информации, необходимой для формирования знаний и умений Примерные виды работ Связь с учебными предметами Организация библиотечного дела. Анализ структуры ЦБС, ЦБ, библиотеки-базы практики. Характеристика основных отделов, их функций. Структура ЦБС. Устав (Положение), нормативно-технологические документы.
Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности, являющейся по своей сути культурной, состоит в духовной самореализации личности. Библиотека помогает ее осуществлению, содействуя развитию индивидуальных способностей, благодаря чему пользователь библиотеки усваивает и преумножает накопленный человечеством жизненный опыт Объект исследования: Библиографическое информирование в Тасеевской ЦБС. Предмет исследования: Направления деятельности и виды библиографического информирования в Тасеевской ЦБС. Задачи: Изучить организацию справочно-информационного обслуживания (СБО). Выявить основные формы и методы организации библиографического информирования. Гипотеза: Эффективность использования библиографического Глава 1. Справочно-информационное обслуживание: новые технологии.Шаг за шагом, постепенно наша страна входит в информационное общество. Это касается не только самых крупных федеральных и областных библиотек, но и городских и даже сельских. В то же время многие библиотеки еще только приступают к компьютеризации, и выражение «Организация локальной сети» звучит для их сотрудников непривычно и пугающе. Еще в 80-егг. страна не думала о таком буме информационных технологий.
Только в рамках такой общей теории все библиографические явления и все отношения между ними получает правильное объяснение и объективную оценку. Заключение Нетрудно заметить, что без хорошей теории есть только описание фактов, нет подлинной науки. Сложность библиографии как социокультурного явления вызывало и вызывает противоречивость ее теоретических трактовок, трудность т.е. концепции, признанной большинством ученых. В последние десятилетия теоретический багаж библиографии обогатили документографическая, книговедческая, деятельностная, когнитографическая, информографическая, культурологическая, коммуникационная концепции библиографии. Документографическая концепция О.П. Коршунова и книговедческая А.И. Барсука были сформированы в 70-е гг. XX в. В качестве парадигмы утвердилась концепция О.П. Коршунова . На основе ее был составлен ГОСТ 7.0–84 Библиографическая деятельность , написаны учебники по общему библиографоведению и библиографической работе / деятельности библиотек 1981,1990,2001,2003 гг. Любая парадигма в развивающейся науке подвергается испытанию научной критикой и практикой. Если это не происходит, парадигма, можно сказать, превращается в парадогму.
Библиографическая продукция – документально зафиксированная библиографическая информация, являющаяся одновременно и результатом процессов её подготовки, и средством обслуживания потребителей (читателей). Библиографическая продукция – это прежде всего разнообразные библиографические пособия. Библиографическое пособие представляет из себя упорядоченное множество библиографических записей, объединённых по определённому принципу. Так как потребности в библиографической информации и у общества в целом, и у отдельных его граждан разнообразны и определяются множеством факторов, то это учитывают библиотечные и информационные центры, занимающиеся подготовкой (производством) библиографических пособий. В результате создаются библиографические пособия различающиеся формой представления (традиционные и электронные), методическими особенностями и структурой, целевым назначением, содержанием и другими качествами, которые присущи отражаемым документам и материалам. Библиографическая деятельность - Область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации. Библиографическая деятельность осуществляется в библиотеках всех типов, независимо от их ведомственной принадлежности, состава читателей, объёма фондов и профиля работы.
Читатели более внимательны к внешним условиям, освещению помещений, интерьеру, общению библиотекарей; оформлению каталогов. Для того чтобы оперативно, полноценно выполнять читательские запросы и существует целая система форм и методов рекламы каталогов библиотек. Библиотечная реклама – не дань моде и имеет не только утилитарное значение, одновременно это свидетельство того, что библиотека ориентирована на человека. Цель работы – показать использование рекламы в деятельности библиотек. Задачи заключаются в следующем: дать общее представление рекламной деятельности в библиотечно-библиографическом комплексе раскрыть сущность рекламы каталогов и картотек показать виды рекламы каталогов и картотек, а также значение рекламы каталогов и картотек среди читателей Предметом исследования является комплексная рекламная деятельность библиотек. В написании курсовой работы использована следующая литература: Борисова О.О. библиотечно-библиографическая реклама /Орлов. Гос. ин-т иск. И культуры, Рос. гос. б-ка, сектор библиографоведения.
![]() | 978 63 62 |