телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАОдежда и обувь -30% Товары для животных -30% Книги -30%

все разделыраздел:Философия

Философско-методологические аспекты системного подхода

найти похожие
найти еще

Ночник-проектор "Звездное небо, планеты", черный.
Оригинальный светильник-ночник-проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фанариков); 2) Три
350 руб
Раздел: Ночники
Забавная пачка "5000 дублей".
Юмор – настоящее богатство! Купюры в пачке выглядят совсем как настоящие, к тому же и банковской лентой перехвачены... Но вглядитесь
60 руб
Раздел: Прочее
Ночник-проектор "Звездное небо и планеты", фиолетовый.
Оригинальный светильник - ночник - проектор. Корпус поворачивается от руки. Источник света: 1) Лампочка (от карманных фонариков) 2) Три
330 руб
Раздел: Ночники
Исходные идеи этого направления выдвинуты Л. Берталанфи, а затем развиты в трудах М.Месаровича, Л.Заде, Р.Акоффа, Дж.Клира, А.И.Уемова, Ю.А.Уемова, Ю.А.Урманцева и других. На этом же основании были предложены различные подходы к построению общей теории систем. Представители данного направления заявляют, что их учение является не философским, а “специально-научным”, и в соответствии с этим они разрабатывают свой (отличный от традиционных философских форм) понятийный аппарат. Различие и контрастность этих позиций не должны особенно смущать. Действительно, как будет видно далее обе концепции вполне успешно работают, раскрывая предмет с разных сторон и в разных аспектах, обе они нужны для объяснения реальной действительности, и прогресс современного научного познания настоятельно требует их взаимодействий и определенного методологического синтеза. Попытаемся разобраться, в чем же состоят различия этих концепций с точки зрения их гносеологических оснований. Наука прошлых столетий и соответственно философия и методология прошлого века сложились в своих основных принципах на базе знаний о естественных и естественноисторических процессах природы и общества. Еще в XIX в. такого рода представления составляли основание почти всего научного знания. Однако в XX в. обстановка становится несколько иной. Меняется в определенной мере сам тип человеческой цивилизации и социально и научно-технически. При этом резко возрастает роль сознательной, целенаправленной, плановой, инженерной, управленческой - словом, разнообразной созидательной деятельности. Соответственно растет и удельный вес знаний обо всех этих вновь созданных предметах и процессах. Ныне знаниям об искусственных вещах, создаваемых трудом и гением человека, принадлежит, пожалуй, уже не менее значимая роль. Дело в том, что природное и социальное, как сверхприродное, аналогично естественному и искусственному, в реальном мире существуют в неразрывном единстве. Действительно, социальное и искусственное не существуют без природного и естественного, являющихся их материальными носителями. На этой основе возникает двойственность качественной определенности социальных явлений, столь четко методологически раскрытая в учении К. Маркса. Однако в данной работе в центре внимания находится специфика естественного и искусственного, которая выступает как гносеологическая детерминанта соответствующих форм познания. Теория и практика проектирования, планирования, прогнозирования, а также различные виды производственной и организационно-управленческой деятельности являются ныне массовыми типами деятельности и мышления людей. Вокруг этого пояса знаний - Большой инженерии, Большой экономики, Большой социологии, Экспериментальной науки и т.п. - развиваются и связанные с ним дисциплины - соответствующие разделы математики, логики, прикладной методологии. На этой почве во второй половине XX в. стали возникать и свои абстрактные теории междисциплинарного характера: общая теория организации, общая теория управления, общая теория информации, общая прогностика, общая праксеология, а также более конкретные теории - системотехника, исследование операций, теория игр и т.п. Именно таким образом и именно в этом ряду междисциплинарных теорий возникает и общая теория систем, на базе которой ведется разработка системного подхода, характеризуемого его создателями как “специально-научный”.

Этого не скажешь об инженерной или инженерно-технической системе знаний, которая хотя по элементам и существует давно, но в самостоятельную и всеохватывающую сферу развилась сравнительно недавно. Здесь мы коснемся этой темы только применительно к системному подходу. Инженерное знание в данном случае нами рассматривается значительно шире его собственной профессиональной сферы, а именно как всякое знание об искусственных явлениях и процессах, если его основным содержанием является конструирование, планирование, композиция, строительство и т.п., - словом, создание нового посредством элементов и компонентов известного. Специфика системного знания этой сферы, конечно, прежде всего включает в себя: 1) методы описания сложных искусственных систем; 2) процедуры анализа и синтеза целого, их набор, последовательность, обратная связь, контроль; 3) методы моделирования и конструирования систем. Теории и методы, обеспечивающие выбор альтернатив, нахождение оптимума, поиск и принятие решений. Исчисление разнопорядковых природно-системных критериев: устойчивости, адаптации, изменчивости, а также различных социально-системных критериев: полезности, экономичности и т.п. Системное знание этой огромной и разнопорядковой сферы познания многогранно. На этом “поле” создаются и будут создаваться десятки новых познавательных разновидностей системного подхода, обслуживающего конструкторские, системотехнические, управленческие, информационные, кибернетические, прогностические и тому подобные классы задач науки, техники и производства. Вероятно, будут созданы и свои укрупненные теории созидательной деятельности, включающие в себя соответствующие разделы системного анализа и системного синтеза. Иными словами, различия, так сказать, “общетеоретической”, “специально-научной” и “научно-практической” разновидностей системного подхода, как и определение модификации его применительно к основным родовым формам научного знания, имеют место, но эти различия и модификации носят скорее “технологический” и “аспектный” характер, чем принципиальный. Учитывать их в реальном процессе научной работы, несомненно, надо, так как этим обеспечивается большая адекватность конкретных познавательных средств, большее соответствие и “пригнанность” их к изучаемым объектам и процессам, более осознанное их применение. И это важно, так как одних всеобщих средств познания для глубокого и обстоятельного изучения действительности мало. Во всем же остальном все виды и разновидности системного подхода (упомянутые и не упомянутые) взаимодополняют друг друга; они образуют, точнее сказать, должны образовывать, строгую и последовательную совокупность знаний о данном методе, его вариантах и применениях, его месте среди других методов, его роли в современном научном познании. Итак, современное состояние разработки системного подхода как одного из методов научного познания пока, видимо, может оцениваться лишь как состояние начального периода. Ученым всех отраслей знаний предстоит сделать еще очень многое и для его глубокого и точного философского осмысления, и для систематизации его конкретного методологического богатства, накапливаемого естественными, общественными, техническими и математическими науками, и, наконец, для обобщения позитивного опыта его практический применений.

При этом первый тип исследований носит в основном аналитический, а второй - синтетический характер. При установлении структуры (организации) системы мы фиксируем ее инвариантный характер по отношению к качественным особенностям составляющих ее элементов, а также ее упорядоченность. Иерархическое строение системы означает, что система может быть элементом системы более высокого уровня, и, в свою очередь, элемент данной системы может представлять собой систему более низкого уровня. Последняя группа выделенных нами методологических требований системного подхода и, соответственно, свойств системы касается фиксации взаимоотношений системы со средой (Е), целей системы и ее подсистем (G), описания поведения системы (B), включая ее развитие, установление информационного аспекта системы (I) и основанного на циркулирующей в системе и в окружающей ее среде информации управления системой (С). Говоря об этой группе методологических требований системного подхода, мы также хотим подчеркнуть применительно к ним единство аналитических (при исследовании взаимоотношений системы и ее Среды, при установлении информационных потоков в системе и т.п.) и синтетических (главным образом при рассмотрении целей системы и управления ею) методов. Существенным также является единство внешних и внутренних (задаваемых в основном целями системы) стимулов функционирования и развития системы - в этом проявляется одна из важнейших философских характеристик принципа системности, определяющая источником развития систем их самодвижение. Таким образом, рассмотренная методологическая структура системного подхода выражает существенные компоненты философского принципа системности, а именно их развития и единство анализа и синтеза при исследовании систем. Представляется, что эта схема может быть полезным методологическим ориентиром при проведении конкретных системных исследований. ЛИТЕРАТУРА К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-е изд. тт. 1, 20, 23, 25. ч. II, 42, 46, ч. I, 46. ч. II А.И. Ракитов “Философские проблемы науки: Системный подход” Москва: Мысль, 1977г. 270с. В.Н. Садовский “Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития” Москва: Наука, 1980г. Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 1969-1983. Философско-методологические исследования технических наук.- Вопросы философии, 1981, №10, с. 172-180. И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин “Системный подход в современной науке”- В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48. И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин “Философский принцип системности и системный подход”-Вопр. философии, 1978, №8, с. 39-52. Г.П. Щедровицкий “Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок”- М.: Наука, 1981, с. 193-227. В.А. Лекторский, В.Н. Садовский “О принципах исследования систем (в связи с “общей теорией систем” Л. Берталанфи)”- Вопр. философии, 1960, №8, с. 67-79.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Информатика, кибернетика, интеллект

Современное состояние. М., 1980; Кибернетика: дела практические. М., 1984; Информация и управление. Философско-методологические аспекты. М., 1985. 8 Klaus G., Liebscher H. Systeme, Informationen, Strategien. Berlin, 1974. S. 25-26. 9 См.: Frank H. Kybernetik und Philosophie. (West) Berlin, 1969. S. 30-31. 10 Акчурин И. А. Место кибернетических структур в современной науке // Структура и формы материи. М., 1967. С. 119. 11 См.: Поздняков А. И. Информатика как комплексная научно-техническая дисциплина//Вопросы философии. 1986. № 5. С. 62-70. 12 Кибернетический способ мышления - это мышление кибернетическими понятиями, определяемое предметом и методом кибернетики. 13 См.: Укреплять взаимосвязь общественных, естественных и технических наук // Коммунист. 1977. № 1. С. 67-68. 14 Сложность становится проблемой века, а кибернетика выступает как первая строгая наука о сложности. Подробнее см.: Диалектика познания сложных систем. М., 1988. 15 Подробнее см.: Пушкин В. Г. Диалектика и кибернетика // Философское освоение мира человеком. Л., 1979. С. 89-100; Он же

скачать реферат Принципы и проблемы исследования философско-методологических оснований

Основные положения излагались в виде факультативных лекций в различных вузах (Симферопольский госуниверситет, Мелитопольский госпединститут и другие вузы)  Результаты исследований неоднократно докладывались на различных конференциях, семинарах и школах-семинарах в период 1982 - 1989 годов. Серия докладов сделана в университетах КНР в 1985-87 годах во время научной стажировки (Пекинский, Нанкинский, Джоншанский и Дзинаньский университеты). 4.1. ЗАПАДНАЯ ГЕОГРАФИЯ, ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ВЛАСТЬ ИМУЩИЕ. ТРАДИЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Для адекватного осмысления современного состояния географической науки важно знать исторические особенности ее развития. Они играют весьма большую роль и на современном этапе, выступая в виде явных и неявных установок специалистов. Поскольку основное внимание уделяется философско-методологическим аспектам географических подходов к исследованию человека, проанализируем традиции взаимоотношения географической науки именно с философией. Нами охвачен период с момента зарождения географии в античное время до начала 1950-х годов, то есть до времени становления современного образа географической науки.

Аптечка "Скорая помощь" большая.
Аптечка необходима в каждом доме. Высота аптечки позволяет хранить не только таблетки, но и пузырьки с жидкостью в вертикальном положении.
310 руб
Раздел: Прочее
Сетка москитная, 1х30 метров, в рулоне, белая.
Полиэстеровая мелкоячеистая сетка в рулоне. Предназначена для защиты помещения от насекомых. Свободно пропускает воздух, обеспечивая
1131 руб
Раздел: Сетки противомоскитные
Пелёнка-кокон "Карапуз" на липучке.
Пеленка-кокон для пеленания с удлиненными краями, оснащенными липучками. Дарит чувство комфорта и безопасности новорожденному малышу,
419 руб
Раздел: Пелёнки
 Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект

Все рассмотренные выше вопросы являются очень общими и базируются на фундаментальных и даже – исходных общепсихологических представлениях. Вместе с тем, они в очень слабой степени ассимилированы в настоящее время методологией системности. Представляется парадоксальным и даже удивительным тот факт, что системный подход, то есть методология, по определению «нацеленная» на решение наиболее общих вопросов, до сих пор «обходит вниманием» эти – повторяем – базовые и фундаментальные положения. И наоборот, попытка их синтеза с методологическими императивами системного подхода позволяет сделать ряд существенных, на наш взгляд, заключений, а также может содействовать развитию взглядов о самом принципе системности. Так, с этих позиций необходимо признать, что структурно-функциональная организация психики предполагает включенность метасистемного уровня в само ее содержание, в саму ее структуру. Метасистемный уровень обретает тем самым «интра-системный» статус. Сама же метасистема, в качестве которой по отношению к психике выступает вся «внешнеположенная» ей объективная реальность, получает в содержании психики свое «удвоенное бытие», свое «второе существование»

скачать реферат Проектирование как самостоятельная сфера культуры

Современная тенденция совершенствования процесса проектирования заключается в автоматизации проектирования. Т.к. современный процесс проектирования не сводится просто к подготовке проектной документации. Имеет место комплексное системное проектирование, которое включает в себя сферы познания объектов, социальной потребности в них, оценки их реализуемости и оценки последствий введения их в эксплуатацию. Только такой системный методологический анализ процесса проектирования, предполагающий междисциплинарный подход, способен стать успешным введением в автоматизацию проектирования и сделать такое проектирование эффективным. Cписок литературы. Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования. - "Вопросы философии", 1982, №10, с. 87. Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с. Митчем К., Что такое философия техники? / Пер. с англ. Под ред. В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. 149с. Современная философия науки. – М.: Наука,1994 – 254с. Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем. – М.: Наука, 1962. Энгельмейер П.К. Задачи философии техники / Бюллетени политехнического общества. 1913. №2. С. 113. Ридлер А. Цели высших технических школ / Бюллетени политехнического общества. 1901. №3. С.133. Тондл Л. Отношение предпочтения. В кн.: "Вопросы кибернетики №90.

 Антистресс-тренинг

Теория когнитивного диссонанса / Пер. сPангл.P СПб.: Ювента, 1999.P 318 с. Фриман А., Девульф Р. 10 глупейших ошибок, которые совершают люди / Пер. сPангл.P СПб.: Питер, 2000. С.P3658. Фролов И. Т. Философский словарь.P М.: Политиздат, 1991.P 560 с. Холмогорова А. Б. Работа с убеждениями: основные принципы (по А. Беку) // Московский психотерапевтический журнал, 2001, P4. С.P87109. Холмогорова А. Б. Философско-методологические аспекты когнитивной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 1996, P3. С.P626. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. сPангл.P СПб.: Питер, 1997.P 608 с. Чехлатый Е. И. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии // Обозрение. Психотерапия и медицинская психология им. В. М. Бехтерева, P4.P 1992. С.P9293. Чуркин А. А. Место психотерапии в новой концепции охраны психического здоровья // Психотерапия. От теории к практике.P СПб.: Институт им. В. М. Бехтерева, 1995. С.P2125. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии СПб.: Евразия, 1998.P 528 с

скачать реферат Проблемы и методы принятия решений

Шиpокое pаспpостpанение получили математические модели. Каждый из названных общих подходов может pассатpиваться в самых pазличных аспектах. Так, существуют чисто философские исследования пpоблем системного подхода. Понимая всю важность и pазнообpазие этих аспектов, мы тем не менее огpаничимся далее pассмотpением общих подходов только с одной точки зpения - их пpактической пpигодности для pешения пpоблем выбоpа в уникальных ситуациях. 3.1. Системный подход В наши дни слово "системный" шиpоко используется в самых pазнообpазных сочетаниях. В инженеpных системах говоpят о системотехнике, известен системный анализ, системное упpавление пpоектами, системное пpоектиpование оpганизаций и т.д. Очевидно, что пpоисхождение слова "системный" во многом связано с идеями общей теоpии систем и кибеpнетики. Основными понятиями, используемыми обычно пpи системном подходе, являются система, пpоцесс, вход, выход, обpатная связь, огpаничения. Эти понятия пpименяются для систем самой pазной пpиpоды. В интеpесующих нас пpоцессах выбоpа пpоекта уникального объекта, pазpаботки пятилетнего плана ведомства и т.д. также можно выделить соответствующие системы ( и в них - подсистемы), понять их связь с дpугими системами, опpеделить вход (входная инфоpмация), выход (pешение). обpатные связи (анализ pешения) и огpаничения (pесуpсные, тpудовые и т.д.). В итоге выделяются системы, pешающие опpеделенные пpоблемы.

скачать реферат Стратегическое планирование на примере ОАО «Крымпродмаш»

Таким образом, в научно-методологическом плане системный подход следует рассматривать как серию логически взаимосвязанных шагов, с помощью которых можно использовать многочисленные методы и способы планирования реализации целей организации. 1.3 Стратегическое планирование Правильное определение целей является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление, снижение работоспособности и производительности. Все сказанное относится к организации в целом и к исполнителям — ее членам. Им необходимо сконцентрировать свое внимание на стоящих перед ними целях с тем, чтобы внести максимальный вклад в успешное достижение целей организации. В условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности.

скачать реферат Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции

В первом случае господствующие позиции занимают методологические ценности системного подхода, где, несмотря на реверансы в сторону целого, части играют роль активного начала, целое же выступает в качестве продукта их взаимодействия. "В системном исследовании, анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества" (Философ. словарь / под ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1991. С.410). Системное понимание свойственно многим, если не сказать, всем определениям интеграции, имеющим место в педагогике. Так, в специальной интегративно-педагогической работе, интеграция характеризуется как процесс и результат взаимодействия структурных элементов содержания образования, "сопровождающиеся ростом системности и уплотненности знаний учащихся" (47. С.6). Однако "точка зрения взаимодействия, доминирующая в представлениях о системном целом, не способна действительно схватить внутренние взаимосвязи органического целого" Более того, даже внутренние взаимосвязи, взятые под углом зрения взаимодействия рассматриваются как внешние (401. С.146). Чтобы "схватить внутренние взаимосвязи органического целого", нужна "точка зрения" органической парадигмы.

скачать реферат Метатеория физической культуры: проблематика и перспективы

Многоуровневый, иерархический характер организации теоретических систем научного знания о ФК предполагает использование концептуальной основы, специальных методов их формирования и благодаря их применению - специально-научной интерпретации формализованного знания. Методы формирования научных теорий отличаются многообразием, однако применительно к метатеоретическому формированию ТФК, а также самой МтФК следует выделить дедуктивно-аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, генетически-конструктивный методы; представляется возможным использовать синтез этих методов на методологической основе системного подхода в соответствии с метатеоретическими критериями относительной простоты, целостности, связанности (внутренней организованности), логической непротиворе чивости (внутренней согласованности), логической выводимости. Объектом МтФК выступает ТФК; объектной областью - структурированные массивы научной информации; предметной областью - характеристики структурной организации составляющих объектной области; предметом - структурная организация ТФК; цель МтФК - структурное формирование ТФК как научной и учебной дисциплины.

Асборн - карточки. Готовимся к школе.
Набор из 50 двусторонних многоразовых карточек. Вас ждут задания для подготовки к школе, игры, головоломки, задачки на внимательность,
389 руб
Раздел: Внимание, память, логика
Жидкое средство для стирки AQA baby, 1500 мл.
Разработано специально для детского белья - с первых дней жизни. Содержит энзимы – высокоэффективные натуральные компоненты, усиливающие
331 руб
Раздел: Для стирки детских вещей
Точилка Berlingo механическая "Яблоко".
Оригинальная механическая точилка в форме яблока. С одним отверстием для заточки карандашей. Лезвие из высококачественной стали. Механизм
352 руб
Раздел: Точилки
скачать реферат Метафизический реализм С.Л.Франка

В "Душе человека" Франку действительно удается обнаружить такую сферу душевных проявлений, которая оставаясь недоступной исследованию средствами экспериментальной психологии и которая имеет огромную значимость для человека. Его понимание значения целостности духовного мира субъекта заложило философские основы развития системных подходов в психологии. В требовании Франка овладеть живым знанием выразился протест против односторонних аналитических приемов, господствовавших в современной ему науке. В "Душе человека" читатель найдет глубокие прозрения, меткие наблюдения, точные характеристики многих явлений и движений человеческой души. Ключ к постижению последних Франк видел в уяснении единства душевной жизни. Разработанная им концепция утверждает, что в основе такого единства лежит чистое я и в нашей душе ощущается присутствие сверхвременного начала и смысла. Если предметный мир, в котором мы находим себя, оказался частным отрезком всеединства бытия, то наше единичное я также происходит из абсолютного, внеличного корня. "В живом знании, - отмечает философ, - которое мы имеем в лице нашего глубочайшего самосознания, нам непосредственно дано именно это органическое единство самого бытия, в силу которого все производное, относительное, субъективное вместе с тем коренится в абсолютном, первичном, самодовлеющем и есть лишь его обнаружение".

скачать реферат Диалектика инженерного творчества

Все законы развития техники действуют не обособленно, а, по-видимому, взаимосвязанно. Связи между ними не оговорены. Можно полагать, что в ряде случаев пренебрежение взаимосвязанностью законов неправомерно и недопустимо. 2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА Сознательная жизнь человека, особенно творческая деятельность, представляет непрерывную последовательность принятия решений по многим вопросам и проблемам, вызываемым потребностью общества и его лично. Вследствие этого необходимо привлечь внимание к данной проблеме и попытаться разобраться и ответить на следующие вопросы. На каких принципах (основах) зиждется методология принятия решений в творческой деятельности? Что есть общего между философской теорией познания, системным подходом и разнообразными методами принятия решений? Как разобраться и овладеть многочисленными частными приемами, и в каких областях они эффективны? Как обучаться этим методам активизации и интенсификации мыслительного процесса? Какую роль играют в этом современные компьютеры, информационно-измерительная и другая техника? Могут ли они заменить творческую деятельность человека? Достаточно ли обучать инженера, ученого лишь специальным дисциплинам по его профессии? Как не завязнуть в трясине «глухоты специализации»? Вам нужно принять решение Вся творческая и практическая деятельность человека, а проще - вся его жизнь, постоянно находится в движении между желаемым и действительным. «Технология» человеческого познания действительности выработала и отработала до механизма цепочку: задача (цель) - поиск (процесс) - решение, которую мы постоянно, часто неосознанно, проходим на каждом шагу.

скачать реферат Интеграция антропологических наук и научных направлений – основополагающий принцип современного человекознания

В своих научных исследованиях его блестяще использовали выдающиеся отечественные биологи – И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов, Э.С.Бауэр, И.И.Шмальгаузен, А.И.Опарин, П.К.Анохин и другие. Существенную лепту в богатые традиции современной отечественной педагогики и психологии внесли К.Д.Ушинский и целая плеяда ученых-педологов, а также Л.Г.Выготский, Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и многие другие. Разработке методологических основ системного подхода в человековедении посвящены труды И.Т.Фролова, Б.М.Кедрова, В.Г.Афанасьева и других. В частности, в одной из своих статей И.Т.Фролов пишет: “Большие перспективы открываются перед биологическим познанием и его связи с практикой в областях, которые непосредственно обращены к человеку, его генетике, психофизиологии, структуре и деятельности его мозга. И здесь биологическая наука приобретает, может быть, самый существенный признак, создающий, по существу, сам новый тип науки о жизни: речь идет о ее соединении с человеком” . Поскольку уникальность феномена человека как субъекта и объекта исследования состоит в неразрывном единстве законов природы и общества, его характеризующих, совершенно очевидно, что именно в этой области смыкаются интересы фундаментальных общественных и естественных наук.

скачать реферат Системная семейная психотерапия

Методологические принципы системного подхода обеспечивают защиту терапевта от влияния семейной системы. С семьей может работать один психотерапевт, но может работать и психотерапевтическая команда, то есть человек, который непосредственно беседует с семьей, и два или три супервизора, которые наблюдают за процессом, находясь за зеркалом Гезелла. В классической миланской модели с семьей работает команда, супервизоры могут в любой момент вмешаться в беседу с семьей, дать указания интервьюеру, что ему спросить, у кого, как ему самому расположиться в пространстве в зависимости от особенностей складывающегося контакта с разными членами семьи. Проблемы командной работы — наиболее популярная тема всех последних международных конференций по вопросам семейной психотерапии. Техники работы с семьей Циркулярное интервью. Это основная и широко используемая техника (см. omm, 1981;He ig, 1990). Психотерапевт задает по очереди членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Для того чтобы эта техника «работала» не только на терапевта, то есть была не только диагностическим инструментом, но и инструментом психологического, психотерапевтического воздействия, нужно владеть ею виртуозно.

скачать реферат Нравственно–богословское осмысление ряда феноменов психологии личности

Основанием для подобного заявления могут служить собственно взгляды самих святых отцов на природу человеческого «я», характер взаимодействия сил и частей человеческой природы, которые могут быть приблизительно описаны только в рамках многоуровневой системы, т.н. элементы которой имеют сложный характер обратных связей . Так, свт. Феофан Затворник подразделяет силы естества человеческого на познавательные, деятельные и чувствующие (сердце) , см. табл. 1. Таблица 1 Состав человеческого естества во взаимодействии его сил и частей ДУХ разум совесть чувства религиозные ДУША рассудок воля чувства душевные ТЕЛО память, наблюдение способности низших пожеланий низшие чувственно – животные чувства части силы СИЛЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ДЕЯТЕЛЬНЫЕ СЕРДЦЕ Сформулированные Б.Ф. Ломовым методологические требования системного подхода в психологии, данная им характеристика психики как системы, мно-гоуровневого ее строения, разных порядков ее свойств и многомерности психических явлений свидетельствует, наряду с мнениями А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Б.Г. Ананьева, В.А. Ядова , о том, что введенный и использованный данными учеными понятийный аппарат как в области общей, так и социальной психологии позволяет давать характеристики разных планов психики как многоуровневой системы, в т.ч. и разных порядков ее свойств.

Гидромассажная ванночка для ног (арт. ATH-6411 blue).
Характеристики: - Расслабляющий и оздоровительный массаж. - Мощный компрессор для водно-пузырькового массажа. - 3 сменные насадки. -
1368 руб
Раздел: Прочее
Корзина для белья "Виолетта" (30 литров).
Корзина для белья решит проблему хранения большого количества грязного белья. Благодаря своей прямоугольной форме она может быть легко
396 руб
Раздел: Корзины для белья
Головоломка Кубик Рубика "3х3".
Головоломка Кубик Рубика "3х3" - это: - Улучшенный механизм на базе шара, кубик крутится плавнее, мягче и при этом точнее.
1048 руб
Раздел: Головоломки
скачать реферат Школа человеческих отношений, подходы к управлению

Таким документом является баланс доходов и расходов предприятия. Это финансовый план, завершающая часть техпромфинплана предприятия. Впервые в практике управления техпромфинплан был разработан в начале 30-х гг. на заводах г. Ленинграда и получил широкое распространение в стране в годы последующих пятилеток. Это позволяет заключить, что системный подход в управлении на практике был разработан значительно раньше, чем он был теоретически обоснован в менеджменте. Балансовый метод и НОТ стали методологической базой системного подхода к управлению и позволили решать многие проблемы на основе всестороннего анализа целей, количественного сравнения затрат и результатов, эффективности и выявлять степень риска каждого из путей решения проблем, искать внутренние резервы и ресурсы для улучшения работы. Системный подход в управлении потребовал не только методологической основы, но и технического обеспечения управленческого труда. Главным из таких средств повышения результативности инженерного и управленческого труда стала ЭВМ.

скачать реферат Механизм ситуативного развития готовности учащегося к занятиям

Как правило, подкрепление как процесс «сливается» с подкрепляющим агентом (ср.: Р. Комер, С.Ю. Головин, R. Frager, J. Fadima ). Для преодоления данного несоответствия необходимо в частности использовать в качестве единицы анализа целостную деятельность, т.е. такую деятельность, которая содержит также конечное звено, в котором удовлетворяется исходная потребность. Данное структурирование деятельности методологически оправдывается системным подходом: акцент смещается на изменения в самом деятеле. Это согласуется с предложенным А.Н. Леонтьевым определением понятия деятельности как «молярной, не аддитивной единицы жизни телесного, материального субъекта» и соответствует тому значению, которое он придавал психологическому исследованию внешней деятельности человека - именно она реализует его жизнь. Чрезвычайный интерес представляют данные о физиологических механизмах подкрепления (Н.Н. Данилова, Л.Л. Воронин, Е.Н. Соколов, Х. Матисс и др.). Они позволяют заключить, что явление подкрепления предполагает процесс, результатом которого является формирование у индивида функционального мозгового органа, который в будущем должен реализовать подобную деятельность.

скачать реферат Homo totus – феномен педагогического человековедения

Огромный объем сведений о человеческой природе, накопленный на протяжении веков, неизбежно привел к формированию новых методологических подходов к исследованию человека и, в первую очередь, на основе интеграции наук, анализа взаимодействия систем. Разработке методологических основ системного подхода в отечественном человековедении посвятили свои исследования: В.И. Вернадский, И.Т. Фролов, В.Г. Афанасьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, М.С. Каган, В.Д. Шадриков и другие. Так, М.С. Каган отмечает, что « наиболее развитым и, так сказать, « чистым» проявлением системного принципа организации бытия является человек в единстве его биологических, социальных и культурных параметров, ибо данная система на два порядка сложнее, чем биологические формы жизни, оттого то уникальность оказывается Законом существования реального, конкретного человека». Методологическое значение идеи целостности и многоуровневости человеческой экзистенции чрезвычайно велико. Она позволяет интегрировать в единое целое все социальное и индивидуальное, природное и культурное, эмоциональное и рациональное, духовное и телесное в нем.

скачать реферат Маркетинг и маркетинговая система АПК

При этом в большинстве исследований проблем маркетинга он рассматривается прежде всего как подсистема отдельного предприятия, а не отдельной отрасли общественного производства. Следовательно, с позиций маркетинга отдельного предприятия все внешние факторы практически рассматриваются как неуправляемые и составляющими "невидимую руку рынка". Такой подход к исследованию проблем маркетинга, по-видимому, не позволяет разработать эффективную маркетинговую систему отрасли и рынков ее продукции, поэтому для получения адекватной модели маркетинга АПК как идеализированного объекта теоретических исследований необходимо использовать методологию системного подхода. Известно, что "системный подход - направление методологии социально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину" .

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.