![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Категория материи и ее значение в философии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Все основоположники «диалектического» материализма [106] и их идейные противники — философы других направлений, как это видно даже из относительно небольшого объёма приведённых нами цитат, так или иначе пишут определённо о трёх неразрывно связанных в Мироздании категориях — материи, информации, меры, — называя их разными именами, но не могут их свести воедино и синтезировать на их основе обобщающее их понятие, в котором разрешается и предстаёт как явное НЕДОразумение конфликт материализма, идеализма и «нумерологической философии», лепетавшей о том, что числа правят миром, но которой идеализм должного значения не придавал, а материализм относил к разновидностям идеализма. Одно из мест, показывающих как диалектический материализм «в упор не видит» триединства объективных разнокачественностей материи-информации-меры и не понимает его значимости как понятия в ранге «всеобщее» в пределах Мироздания, хотя говорит по существу о нём, есть у Ф. Энгельса: «Негели [107] сперва заявляет, что мы не в состоянии познавать действительность качественных различий, а вслед за этим тут же говорит, что подобные «абсолютные различия» не встречаются в природе! /…/
Категория "материя" в древнегреческой философии. Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности. Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием, тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая нами сегодня,— продукт длительного развития, она создавалась в процессе формулирования и решения философских проблем.
Гносеология - отношением сферы познания к сфере реального бытия. Смешение сфер - самая распространенная ошибка прежней философии. Логическая структура, например, часто приравнивается к чистому мышлению, к разуму. Не сознается то, что независимо от мышления существует область идеальных структур и закономерностей. И реальное и идеальное бытие имеют специфические модусы: возможность, действительность, необходимость, случайность. Реальный мир и его слои Философия должна вернуться назад, к земле, к жизни, но для этого надо знать реальный мир, сущее. Нет различных реальностей, скажем, материи и Бога, есть лишь одна реальность. Материальные вещи - самый низший слой реального мира, но реальный мир не исчерпывается материальным, вещественным бытием. В реальное входят психические и духовные явления в качестве его высших слоев. Не категория материи, а категории времени и индивидуальности объявляются Гартманом подлинными характеристиками реальности, являясь границей между изменчивым реальным бытием и неизменным идеальным бытием
В соответствии с уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три главных этапа: наивно-материалистический — материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их “начала” или “элементы”; механический — материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т. п.); диалектико-материалистический — материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем. Категория “материя” в древнегреческой философии. Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира.
Первые ответы на них можно обнаружить в мифологическом мышлении, затем в религиозных учениях. И в самом обычном житейском опыте отражается наше понимание отношения души и тела. Это понимание проникает в философию и преобразуется в ней в соответствии с вырабатываемыми философами способами осмысления сути бытия и используемыми для этого категориями и понятиями. Основных таких фундаментальных категорий три. Это - субстанция, материя и сознание (душа). Категория субстанции в философии применяется для обозначения того, что существует благодаря самому себе, а не благодаря чему-то другому. Категория материи выражает идею основы, субстрата телесного мира. Категория сознания - идею общей основы тех психических явлений и процессов, которые человек находит в себе и проявления которых он наблюдает в поведении других людей. На протяжении долгой истории философии и постоянного спора в ней различных учений и школ было предложено множество решений проблемы взаимоотношения души и тела, сознания и материи. Здесь не хватит места даже их просто перечислить
Фрагмент III В своём развитом состоянии содержание категории материя обладает значением первичного отражения любой частицы содержания объективной Реальности, включая и человека, как неотъемлемую часть её содержания. Подтверждением истинности данного утверждения могут служить многие стороны Реальности. Мы коснёмся четырёх из них: а) человек и породившая его природа совпадают как по перечню элементов, составляющих их органическое и неорганическое содержание, так и по их системной организации на атомарном, молекулярном и планетарном уровне; б) человек и породившая его природа совпадают по своему физическому состоянию, т.е. каждая частица их содержания обладает массой, которая проявляется, с одной стороны, тяготением, с другой, давлением на точку опоры, сопряжённое с вызовом её обратной реакции; в) человек, как неотъемлемая часть содержания объективной Реальности и его массы, независимо от своего желания, участвует в системной организации содержания Реальности на всех её уровнях; г) человек, являющийся неотъемлемой частью содержания объективной Реальности, (т.е. как и любая другая её часть) обладает трёхмерностью (длиной, высотой, шириной).
Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства природы. Философия должна обосновать объективность познания и его достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология. 2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос, бытие. (Русский космизм, экзистенциализм). 3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках этого направления материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом направлении материей признается все, что существует реально, не зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте. Лекция 11. Направления развития современной онтологии. 1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие.
О Г Л А В Л Е Н И Е П Р Е Д И С Л О В И Е Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА: БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ 1. Практически-деятельное отношение человека к миру. Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место и значение в философском осмыслении действительности 2. Материя 2.1. Определение материи (необходимые пояснения) 2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке и смена научных картин мира 2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи и современные естественнонаучные представления о ее строении и свойствах 2.4. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи для развития философии и частных наук 3. Движение 3.1. Движение - способ существования материи 3.2. Основные формы движения материи и принципы их классификации 3.3. Диалектика основных форм движения материи 3.4. Специфика социальной формы движения материи 4. Пространство и время 4.1. Пространство и время - формы существование движущейся материи. 4.2. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени 4.3. Основные свойства пространства и времени. 4.4. Критика идеалистических и метафизических концепций пространства и времени 4.5. Концепция множественности нефизических форм пространства и времени 5.
Представляется, что данная работа может способствовать воспитанию языковой культуры, поскольку изучающий немецкий язык должен иметь представление о возможностях и закономерностях появления определенных типов усеченных личных имен. Глава I. Специфика антропонимической системы немецкого языка. § 1. Из истории ономастических исследований. Объект и задачи антропонимики. Объектом ономастических исследований являются, как известно, собственные имена (далее СИ), изначально ему присущие или заимствованные из других языков, причем, по степени «архаичности», т. е. принадлежности к одному из древнейших пластов словарного запаса любого языка, СИ занимают одно из центральных мест. Однако, несмотря на архаичность, материал при описании отдельных языков продолжительное время игнорировался. Исследователями СИ были преимущественно логики и философы. Интерес к СИ проявляли древние, древнегреческие, древнеримские ученые. Как особый класс они были выделены стоиками (в частности, Хрисиппом). Однако и позднее – в эпоху Возрождения, в новое время (Дж. Локк, Г. Лейбниц) в течение всего XIX столетия продолжалась дискуссия о категориях СИ, их значении (Б.Д. Бондалетов, с. 11). Специальные ономастические исследования стали выполняться «относительно недавно» (см.
Понятие части соотносимо только с понятием целого и означает момент, фрагмент целостности, необходимо заключающий в себе ее специфичность. «Целое» и «часть» – это несовпадающие, противоположные категории. В части – не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящее от природы исходного элемента. Часть отделена от целого, обладает относительной автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части – более существенные функции, другие – менее существенные). 4.2 Форма и содержание систем. Для понимания структурности материи важное значение имеет уяснение соотношение формы и содержания. Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей. Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы.
Для понимания структурности материи важное значение имеет уяснение соотношение формы и содержания. Подобно диалектике части и целого, элементов и системы диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей. Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Если, к примеру, при рассмотрении организма человека мы не могли считать элементами данной системы отдельные клетки, молекулы, непосредственно не участвующие в ее создании, если при анализе частей данного организма мы по определению не могли считать специфированной частью его неорганическую подсистему, то теперь, при сосредоточении внимания на содержании системы, мы должны охватить буквально все, что в ней есть.
Результатом оказывается замыкание фил в кругу языка, что роднит Г. с неопозитивистским анализом языка. В рамках Франкфуртской школы (Ю.Хабермас) Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка “ средство осподства и соц власти”, служащее оправданию отношений организованного насилия. У Хабермаса Г. выступает одним из консолидации различных течений соврем бурж философии. Г. процедуры м.б. использованы в истор, юрид и др науках, имеющих дело с анализом объективированных рез. сознательной челов деятельности. Дилтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками. 23 - 28 отсутствуют. 29. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”. Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат ma eria - вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в физике. Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ вещей к понятию единой, объемлющей это кач разнообразие основы мира - первоматерии.
Активность входит в это определение в виде представления о формировании некоего образа в процессе отражения некоторого субъект-объектного отношения. При этом не требуется указания на связь информации с материей, поскольку как субъект, так и объект процесса отражения могут принадлежать как к материальной, так и к духовной сфере социальной жизни. Однако существенно подчеркнуть, что материалистическое решение основного вопроса философии требует признания необходимости существования материальной среды — носителя информации в процессе такого отражения. Итак, информацию следует трактовать как имманентный (неотъемлемо присущий) атрибут материи, необходимый момент ее самодвижения и саморазвития. Эта категория приобретает особое значение применительно к высшим формам движения материи — биологической и социальной. Известно большое количество работ, посвященных физической трактовке информации. Эти работы в значительной мере построены на основе аналогии формулы Больцмана, описывающей энтропию статистической системы материальных частиц, и формулы Хартли.
5) Назовите ведущих представителей эмпириокритицизма. 6) Дайте определение «суждения» как формы мышления. 7) Специфика фатализма как мировоззрения. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 11 1) Назовите три основные направления в философской традиции, по-разному отвечающие на вопрос «познаваем ли мир». 2) Назовите два собственно философских метода. 3) Назовите два основных положения, являющихся сутью метода Р. Декарта. 4) Сущность человека в философской системе Н.А. Бердяева. 5) Значение категории «материя» в философии. 6) Перечислите три формы чувственного отражения. 7) Антропософия как философское учение. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 12 1) Покажите принципиальные отличия интеллектуальной и эмоциональной составляющей мировоззрения. 2) Первоначало мира согласно Анаксимену. 3) Соотношение индивидуального «Я» и абсолютного «Я» в философской системе И. Фихте. 4) Раскройте соотношение метода и системы в философии Г. Гегеля. 5) Назовите имя философа, основателя феноменологии как направления современной западной философии.
Ж.-Ж. Руссо. 58) Определяющая форма общественных отношений в концепции исторического материализма. 59) Назовите ведущих представителей эмпириокритицизма. 60) Дайте определение «суждения» как формы мышления. 61) Специфика фатализма как мировоззрения. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 11 1) Назовите три основные направления в философской традиции, по-разному отвечающие на вопрос «познаваем ли мир». 62) Назовите два собственно философских метода. 63) Назовите два основных положения, являющихся сутью метода Р. Декарта. 64) Сущность человека в философской системе Н.А. Бердяева. 65) Значение категории «материя» в философии. 66) Перечислите три формы чувственного отражения. 67) Антропософия как философское учение. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 12 1) Покажите принципиальные отличия интеллектуальной и эмоциональной составляющей мировоззрения. 68) Первоначало мира согласно Анаксимену. 69) Соотношение индивидуального «Я» и абсолютного «Я» в философской системе
Поиск потенциальных заказчиков включает в себя просмотр телефонных и коммерческих справочников, докладов, журналов и газет на предмет поиска различных коммунальных, городских, газовых хозяйств, строительных государственных и коммерческих организаций, разного рода аварийных и эксплуатационных служб и т.п. Потенциальные заказчики разбиваются на три категории А, Б и С. Попавшим в категорию А немедленно отсылается рекламный материал (прайс-листы или специальные коммерческие предложения), за которым следует звонок представителя. Попавшим в категорию Б также может быть выслан рекламный материал, после чего с ними налаживается контакт по каналам телекоммуникаций. Действия по отношению к категории С ограничиваются посылкой рекламного материала. Особое значение, как источник поступления новых заказчиков, имеет участие и посещение фирмой и её представителей специализированных выставок. Как правило, такие выставки являются эффективным инструментом увеличения продаж для быстрорастущих отраслей, которые привлекают значительное число новых заказчиков и конкурентов.
Тем самым был открыт принцип объединения наук имманентными им средствами. Возможность такой системы наук, равно как и философии вообще, была следствием реализации интегративной функции, универсально свойственной социуму, в сфере научного знания. Речь, конечно, не идет о механическом выведении предметных областей частных наук из некой единой предметной области (например, отражаемой категорией материи или ее эквивалентов) или законов частных наук из единого закона типа логоса Гераклита (хотя и такой подход, вероятно, правомерен). Важнее было открытие единой природы научного знания, вытекающей из единства методов отдельных наук (неявно этот принцип предполагался в греческой философии, например, у Гераклита). В этом отношении греческая научная идея была шагом вперед по сравнению с шумеро-аккадским состоянием. Рассмотренная нами социально–философская проблематика предыстории и истории становления цивилизации показывает возможность единообразного объяснения ее генезиса и природы. Демографический рост социума сопровождался его поступательной дифференциацией и нахождением новых средств общественной интеграции. Ранняя цивилизация выступила закономерным этапом этого процесса, что можно рассматривать как объяснение причин ее генезиса.
Глобaльное единcтво и глобaльнaя о acноcть На совр. фазе всемирно-историч. процесса интенсивно происходит интернационализация обществ. жизни и самого быта людей. История поставила страны и народы перед необходимостью заняться общим делом и превратила его в условие успешного выполнения любых особых дел. Важнейшие аспекты этого общего дела: борьба за сокр. вооружений, охрана окр. среды, преодоление крайних форм экономич. отсталости и т.д. Для решения вышеупомянутых проблем необходима сплоч. мир. сообщества и опора на единую гуманистич. рациональность. 22. Филоcофcкие pоблемы aнтpо оcоциогенезa. .Философы стремятся выявить и обрисовать сам "прерыв постепенности" – революционный скачек, к-рый имел место в процессе человеч. становления. Трудовая гипотеза Ф.Энгельса(упомянуть). Задача а. - показать отличие человека от ост. природы: 1) способность производить орудия труда 2) развитие языка 3) практика 24. Неиcчеp aемоcть, взaимоcвязь и целоcтноcть бытия. #defi e материальное бытие бытие #defi e материя бытие Сей вопрос есть раскрытие категории материи.
![]() | 978 63 62 |