![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Плюрализм как методологическая шизофрения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Надеюсь на оперативную публикацию и без купюр. ОТДЕЛ РАЗНЫХ ДЕЛ ПЛЮРАЛИЗМ И ШИЗОФРЕНИЯ Макропсихиатрия – наука о психических расстройствах коллективного разума. Сегодня мы публикуем работу основоположника этой новой дисциплины, автора первого учебника по теоретической макропсихиатрии А. Леонидова-Филиппова. Здоровье – процесс, имеющий целью жизнь. Болезнь, соответственно, процесс, имеющий в пределе смерть. Любой фрагмент здоровой психики имеет целью жизнеобеспечение. Соответственно, психовирус – это патологический фрагмент мышления, подменяющий функцию жизнеутверждения на противоположную. Психовирусы подразделяются на естественные и искусственные. Естественные – это возникающие в процессе человеческой жизнедеятельности психосбои, клинико-медицинские психопатологии. Они менее опасны, чем искусственные, поскольку по определению убивают своих носителей и исчезают вместе с ними. Искусственные психовирусы, прививаемые обществу врагом, имеют автономный от носителей расстройств источник проникновения в общество. «Пробирки со смертью»: информационная война Если бактериологическое оружие детонирует болезни тела, то аналогичное ему в области духа оружие детонирует душевные заболевания
В связи с этим напрашивается вывод о необходимости подготовки фундаментальных работ по методологии современного религиоведения и создания единого общероссийского журнала для выработки общей стратегии религиоведческих исследований и основополагающих подходов к изучению религии Отличительной чертой современного религиоведения можно считать все возрастающий плюрализм методологических подходов к изучению религии. Это проявляется в том, что в рамках традиционно сложившихся религиоведческих дисциплин (философия, история, социология, психология, феноменология религии) постоянно возникают новые подходы к изучению религии и субдисциплины. Например, в рамках феноменологии религии сейчас выделяют дескриптивную феноменологию религии (Г. Виденгрен), типологическую феноменологию религии (М. Элиаде), интерпретативную феноменологию религии (К.Ю. Блеекер), неофеноменологию религии (Ж. Ваарденбург). Кроме того, во второй половине ХХ в. возникают новые религиоведческие дисциплины, такие, например, как экология религии (О. Хульткрантц). Многие современные религиоведы полагают, что такой плюрализм методологических подходов к изучению религии можно считать закономерностью развития религиоведения, но в то же время в религиоведческих кругах прослеживается стремление к созданию интегральной методологии религиоведческих исследований.
И хотя таких фактов очень много, они обычно вытесняются научным сознанием. Они и есть, и как бы их нет. Разве подобная ситуация не представляет большой интерес, не требует специального научного анализа? Лишь при философском, методологическом осмыслении этих проблем возникает вывод, стимулирующий самосовершенствование: мы очень мало знаем о себе. В нас самих заключены такие феномены, о которых мы не только ничего не знаем, но даже не знаем, что мы их не знаем. Как это ни парадоксально звучит. Короче говоря, область парапсихологических экспериментов нельзя заведомо ограничивать. Они должны вестись систематически, на академическом уровне, если мы хотим быть на уровне мировой науки. Думаю, здесь есть много перспективных, стратегических научных направлений. Критика парапсихологии, плюрализм мнений в науке - вещь нормальная. Амбициозность - этот продукт бюрократического государства - не дает развития цепной реакции альтернатив, непременному условию нормального духовного развития. Увы, у нас еще есть мэтры науки, амбиция которых подавляет истину
Конечно, выполнение этой задачи возможно только при участии крупных религиоведческих центров России (отделение религиоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кафедра истории и философии религии Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра религиоведения Академии государственной службы при Президенте РФ и некоторые другие, в том числе региональные религиоведческие кафедры и центры). Третьей отличительной чертой современного религиоведения можно считать все возрастающий плюрализм методологических подходов к изучению религии. Это проявляется в том, что в рамках традиционно сложившихся религиоведческих дисциплин (философия, история, социология, психология, феноменология религии) постоянно возникают все новые и новые подходы к изучению религии. Например, в рамках феноменологии религии можно выделить дескриптивную феноменологию религии (Шантепи де ла Соссе, Гео Виденгрен), типологическую феноменологию религии (Мирча Элиаде), интерпретативную феноменологию религии (Юко Клаас Блеекер), неофеноменологию религии (Жак Ваарденбург).
В них указывается на недопустимость профанирования роли методологии или абсолютизации каких-либо методов как "единственно верных", подчеркивается необходимость освоения многообразных методологических подходов (методологический плюрализм). Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая "сжимается в метод". В свою очередь, "метод расширяется в систему", т.е. используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике. Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее - в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам
Все это, естественно, усложняет выявление политических предпочтений основных категорий населения, особенно это касается государства и важнейших государственно-политических институтов. политике вмешательства государства в экономические и социальные процессы. Достижение ясности в этом вопросе затрудняется также тем, что здесь противоречия, так сказать, в горизонтальном разрезе совмещаются с противоречиями по вертикальной линии между идеологическим и практическим, теоретическим и обыденным уровнями сознания. В либерально-демократической модели политической культуры политическому плюрализму соответствует религиозный и идеологический плюрализм. Здесь и религия, и идеология, которые при всех их различиях эпистемологического, сущностного и концептуального характера в методологическом плане представляют собой однопорядковые явления, отделены от государства. Парламентская демократия с ее этно-культурным, социальным, социокультурным и иными формами плюрализма не приемлет ни государственной религии, ни государственной идеологии.
Топологизация жизненного пространства (постмодернистский взгляд на социологию личности) Яковлев Л. С. Метафора "жизненное пространство" для меня оказывается наиболее эффективным инструментом категориального синтеза, в конечном счете, призванного обеспечить возможность, по крайней мере, супплементарного, включения в дискурс подходов, совокупность которых составляет целостность современной мультипарадигмальной социологической теории. "Тотализация" социологического дискурса по Н. Луману оказывается трудно осуществимой на практике; социологическая теория не становится и когерентным целым - по лукавому замечанию Г. Вагнера, "дьявол плюрализма теорий изгоняется Вельзевулом империализма теории", но не более. Не приходится говорить и о степени продуктивности формирования приоритета того или иного методологического подхода. Реальные успехи современного социологического знания достигнуты на разных путях; сосуществование школ и направлений, ключевые принципы строящихся в рамках идеологии которых схем кажутся трудно совместимыми - не прихоть конвенционализма, а необходимое состояние сегодняшней науки.
На семинарских занятиях студенты анализируют тексты классиков и видных представителей современной социологической мысли: М. Вебера, К. Маркса, теоретиков Франкфуртской школы, Т. Парсонса, Н. Лумана, Г. Мида, А. Шюца, представителей российской теоретической социологии. Тексты представляются аудитории в форме небольших устных рефератов, выполняемых студентами, что позволяет вести общую дискуссию. В библиотеку переданы сборники, содержащие переводы известных социологических текстов, впервые выполненных студентами и преподавателями факультета. Творческие интересы и замыслы студентов реализуются через разработку тем для курсовых и дипломных работ. Ниже публикуется тематический план лекционного курса по дисциплине. Тема 1. Структура теоретической социологии. Предметные области и уровни теоретического знания в социологии. Общесоциологические теории, теории среднего уровня, гипотезы и обобщения эмпирических исследований и взаимосвязь между ними. Плюрализм теоретико-методологических основ современной социологии. Дифференциация теоретических направлений фундаментального уровня. Теория социальных систем, марксизм и критическая теория общества, теория социального действия, теоретико-поведенческая социология.
В своих основных социологических трудах “Современные социологии” и “Социология” М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции. С позиции подобного плюрализма, т.е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике однородность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления. Исходя из основных установок социологического плюрализма М. Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии.
В своих основных социологических трудах «Современные социологии» и «Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции. С позиции подобного плюрализма, т.е. необходимости учета влияния на развитие общества многих факторов, он подвергал критике однородность доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного, сопутствующего или второстепенного в зависимости от ситуации и ракурса рассмотрения того или иного общественного явления. Исходя из основных установок социологического плюрализма М. Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии.
В противоположность гипотетико-дедуктивной модели науки кумулятивизму Фейерабенд выдвинул тезис "теоретического реализма", подчеркивающий, что принятие некоторой теории всегда определяет (детерминирует) способ восприятия явлений, т.е. опыт всегда теоретически нагружен. Из этого факта Файерабенд делает вывод, что в науке вообще невозможно провести даже относительно определенную разграничительную линию между языком наблюдения и теоретическим языком, и все утверждения носят чисто теоретический характер. Рост знаний, по Фейерабенду, происходит в результате полиферации (размножения) несоизмеримых теорий (дедуктивно не связанных, использующих разные понятия и методы), т.е. между ними нет логической и содержательной преемственности. Отсюда он делает выводы о невозможности создания хорошей эмпирической методологии и о равноценности всех методологических стратегий, правомерности принятия любой теоретической концепции. На этой основе Фейерабенд отстаивает позицию теоретического и методологического плюрализма; существует множество равноправных типов знаний и методологий, и данное обстоятельства способствуют росту знаний и развитию личности.Он считает, что самыми плодотворными периодами в развитии науки являются периоды создания и борьбы альтернатив.
Представлены такие непохожие друг на друга феномены как ''гуманистическая'' и ''радикальная'' географии. Их объединяет акцент на применении. Достижений философии и социальных наук, внимание к проблемам человека с учетом его ценностных ориентаций и внутреннего мира и негативное отношение к количественной революции. Датировать стадию едиными хронологическими границами нельзя. ''Гуманистическая'' и ''радикальная'' география имели различное время подъема и спада. ''Радикальная'' география значительно быстрее прошла пик популярности у широкой научно-географической общественности западных стран. Подъем пришелся на конец 1960-х - начало 1970-годов. К середине 1970-х годов наступил спад. ''Гуманистическая'' география имела более длительный период подъема (с конца 1960-х до второй половины 1970-х годов). Спад начался с конца 1970-х годов и протекал не столь резко. Стадия умеренности и плюрализма нашла отражение в плюралистическом подходе к решению философско-методологических проблем географической науки и росте популярности Лундской школы ''временной'' географии.
Если кто-то рассматривает знания как устоявшиеся данные, то Кун говорит, что надо рассматривать динамику развития научного знания. Как оно возникло, формировалось т.е. исторический подход, а не только логический. На необходимость учета исторического момента развития научного знания обращает внимание и Лакоторш. Но вместо Куновских научных революций дает другое понятие - научно-исследовательская программа. Дальше всех постпозитивистов на пути ограничения позитивистского империзма пошел один Американский Ф. Он предлагает дополнить принципы империзма принципом теоретического плюрализма. Суть этого принципа состоит в том, чтобы принимать не одну теорию и исходя из нее что-то доказывать, а работать одновременно со многими теориями, которые могут даже противоречить друг другу. Он предлагает свой путь методологизации науки и этот путь получил название методологический анархизм. Основной принцип которого - все подходит. Он говорит, что если отметать все точки зрения и стоять на одной и так сделает каждый то в суммекаждый по своему прав и не прав одновременно а истина дается в комплексе. 27.фрейдизм и неофрейдизм. Фрейдизм - название теории и метода психоанализа.
Создание таких альтернативных теорий способствует их взаимной критике, ускоряя тем самым развитие науки – это периоды борьбы альтернатив. Реализация принципа пролиферации приводит Фейерабенда от критики универсализма неопозитивизма, отстаивавшего структурную инвариантность, как бытия, так и знания, к отказу от объективности знания и к утверждению относительности критериев рациональности. По мнению философа, существует множество равноправных типов знания, и в этом смысле наука как идеология научной элиты ничем не отличается от магии, мифа и религии и не должна занимать центрального места в обществе. К середине 70-х годов – в значительной мере благодаря усилиям Фейерабенда – понятие рациональности теряет свою определенность, что приводит к рассуждениям о «кризисе» рациональности, равноправии научной, религиозной, магической и других типов рациональности. Таким образом, если логический позитивизм утверждал возможность научной философии как универсальной методологической концепции, постпозитивизм породил множество таких концепций, долгое время сохранявших убеждение в том, что одна из них должна быть истинной, то в 80-е годов, время заката постпозитивизма, ведущей стала идея плюрализма рациональности.
Фейерабенд отвергает существование в науке теоретически нейтрального эмпирического языка, считая, что все научные термины “теоретически нагружены”. Значения научных терминов детерминируются той теорией, в которую они входят, поэтому при переходе термина из одной теории в другую его значение полностью изменяется; каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов. Отсюда Ф приходит к выводу о несоизмеримости конкурирующих и сменяющих друг друга альтернативных теорий. Их нельзя сравнивать как в отношении к общему эмпирическому базису, так и с т.зр. логико-методологических стандартов и норм. Соединение у Ф плюрализма теорий с тезисом об их несоизмеримости пораждает анархизм. Каждый ученый, по Ф, может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, необращая внимания на несообразности, противоречия и критику. Деятельность ученого не подчиняется никаким рациональным нормам. Поэтому развитие науки , по ф, иррационально: новые теории побеждают и получают признание не в следствие рационально обоснованного выбора и не всилу того, что они ближе к истине или лучше соответствуют фактам, а блогадоря пропагандисткой деятельности их сторонников.
Речь здесь идет не о множестве альтернатив единственному действительному миру, но о множестве действительных миров. Методологический и онтологический плюрализм — естественное заключение эпистемологических взглядов Гудмена. С подобной точки зрения, некоторые истинные утверждения и правильные представления могут вступать друг с другом в противоречие, не теряя при этом своей истинности и правильности, — а следовательно, действительных миров должно быть больше одного. Наш универсум состоит скорее из способов описания мира, чем из самого этого мира или миров. То, что традиционно рассматривалось как "окончательные" метафизические вопросы (т.е. вопросы о характеристиках, составных частях или категориях "действительности") должно быть признано, таким образом, бессмыслицей, кроме тех случаев, когда описание релятивизуется к системе или "способу рассмотрения" (" way of co s rui g ") референции. Согласно Гудмену, адекватность описания ни в каком случае не может быть вопросом истинности. Утверждение истинно, а описание или представление правильно, для мира, которому оно соответствует ( fi ).
Аналогичные факты вскрываются и в ходе рассмотрения Европейским судом по правам человека жалоб против России. Заблуждения в понимании таких норм права, как нам кажется, чаще всего были связаны именно с неверными методологическими подходами к толкованию права. В частности, к этому вело игнорирование того, что любая правовая норма должна обязательно истолковываться через призму всего права, с учетом ее связей с нормами конституционного и иных отраслей права, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В результате этого в течение целого ряда лет принимались неправильные правоприменительные решения, ущемляющие права миллионов граждан. Причем, как это ни парадоксально, во время принятия таких решений мало кто сомневался в их правильности. Эти решения зачастую принимали как должное даже лица, против которых они были направлены. А сколько еще норм права истолковывается при правоприменении неправильно не знает, наверно, никто. Характеризуя современное правопонимание и современную правоприменительную практику, важно обратить внимание на то, что деиделогизация науки, утвердившийся в ней принцип плюрализма научного познания привели к признанию права на существование разных типов правопонимания, за каждым из которых стоит свой подход к праву.
Вальдорф же говорит, что каждый предмет имеет свою собственную внутреннюю логику. Допустим, у словесности (речь, слово, литература, история, гуманитарное) есть своя методология. Естественнонаучное направление имеет свою. Живая и неживая природа – две свои методологии, два разных типа мысли. У Штайнера в книге «Теория познания гётевского мировоззрения» дается такая система наук, и каждая наука имеет свою методологию в соответствии с качественной особенностью своего предмета. Таким образом, применительно к вальдорфской педагогике мы можем говорить о плюрализме методов и методологии. При наложении метаморфозы возрастов на методологический и методический плюрализм каждый раз появляется некоторый свой подход в определенном возрасте для каждого предмета. Основные положения Пожалуй, все-таки можно высказать некоторые фундаментальные принципы, которые объединяют всю вальдорфскую педагогику в единое целое. Во-первых, это принцип целостности, опирающийся на понимание человека как цельного троичного существа, «состоящего» из тела, души и духа, которые обусловливают друг друга, а в педагогике выступают как целостность мышления, чувства и воли.
![]() | 978 63 62 |