![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Немного спустя эскиз "Моряка-скитальца" был написан и вручен Пилье. Сочинение "Летучего Голландца" является капитальной датой в истории вагнеровской драмы. Между этой пьесой и "Риенци", только на несколько месяцев опередившим первую, был громадный и даже столь удивительный скачок, что, по словам Вагнера, "ни у одного артиста жизнь не представляла такого единственного в своем роде - примера полной трансформации, совершившейся в такой небольшой промежуток времени". - И действительно, Вагнер в первый раз показал себя оригинальными драматургом. "С "Моряка-скитальца", - говорит он в своем "Сообщении моим друзьям", - я и начал свое поэтическое поприще, бросив ремесло либреттиста. В самом деле, "Феи", "Запрещенная любовь", "Риенци" были лишь приспособлением к сцене готовых литературных произведений - рассказа Гоцци, драмы Шекспира, романа Бульвера. Зато на этот раз из всех материалов у Вагнера оказалось только несколько юмористических страниц Гейне да рассказы матросов, очевидно, весьма необделанные. Ему самому нужно было дать своему сюжету жизнь и литературную форму
Программа вступительных экзаменов по литературе в 2004г. (МГУ) На экзамене по литературе поступающий должен показать: знание текстов указанных ниже произведений русской литературы XIX-XXвеков; понимание художественного, нравственно-философского и общественного значения литературных произведений; знание творческого пути писателей, произведения которых входят в программу; понимание основных закономерностей историко-литературного процесса. По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами: художественный образ; трагическое, героическое, комическое; содержание и форма литературного произведения; тема, проблема, авторская позиция; сатира, юмор, ирония; персонаж, характер, лирический герой; повествователь, образ автора; конфликт и сюжет, композиция, система персонажей; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; сравнение и антитеза, гипербола и гротеск, символ и аллегория; художественная речь, диалог и монолог, метафора, эпитет; проза и стихи, основные стихотворные размеры, рифма, строфа; роды литературных произведений- эпос, драма, лирика- иосновные их жанры; романтизм, реализм, модернизм.
Как литературное произведение и притом в роде, совершенно не свойственном таланту Белинского, эта трагедия никакого значения не имеет. Но общественно-исторический смысл ее очень серьезен. Насколько можно судить о ней по сохранившемуся отрывку, она живо напоминает собою юношеские драмы Лермонтова; та же горячность чувства при неумении найти для его выражения надлежащую форму, та же отвлеченность и благородство идеалов и что всего важнее тот же страстный протест против крепостного права главного зла тогдашней жизни. Напомним читателю, что драмы Белинского и Лермонтова написаны за шестьдесят лет до нашего времени, когда, по мнению одних, крепостное право было чуть ли не божественным установлением, по мнению других исторически сложившимся государственным устоем, по мнению третьих едва ли устранимым злом и только во мнении численно ничтожного меньшинства, к которому принадлежали Белинский и Лермонтов, крепостное право являлось в его настоящем свете. Две-три тирады персонажей трагедии дадут читателю ясное представление о характере произведения Белинского
АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978) Арам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки. Творчество Хачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты, симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов, песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений – балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичный концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад». БИОГРАФИЯ Детство и юность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семье переплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевы глубоко запечатлелись в душе ребенка.
Но в то время это были люди известные. Какую цель ставили перед собой эти «отважные бойцы», занимаясь травлей лучших русских писателей, которых они презрительно именовали попутчиками, объяснять не надо. И вспомнил я про эту брошюрку не для того, чтобы уяснить смысл главного конфликта отраженной в ней драмы. Смысл этот ясен и так. Но тут интересен не столько даже сам конфликт, сколько царившая на том совещании атмосфера. Для начала небольшой фрагмент из выступления С. Родова: Если бы мы здесь решили подходить к литературе только с той точки зрения, насколько то или иное произведение талантливо или неталантливо, нужно было бы собираться не здесь... Может быть, в Академии Художественных Наук[...] Вопрос стоит совсем по-другому. Здесь дело идет о литературном движении класса. О литературном движении, которое уже началось. В целом ряде городов есть организации пролетарских писателей... Я могу также перечислить целый ряд организаций... (Бухарин: «Организаций, а произведений нет»). Организация есть, а произведений нет..
Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку. Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову, поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других. Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен. В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради своих амбиций.
И творчество его оставалось в том же русле – в нем воплощались высокие гуманистические идеалы, оно было глубоко человечным, отражало цельное, здоровое миросозерцание, духовную чистоту. В 1911 и 1917 годах возникают два концерта для фортепиано с оркестром, в 1902 году – Седьмая симфония, в том же году создана оркестровая сюита «Из древних веков». Новым для композитора жанром явился концерт для скрипки с оркестром, написанный в 1904 году. В 1906 году сочинены Восьмая симфония и русская фантазия. Фантазия предназначена для оркестра народных инструментов – это первое сочинение для народного оркестра. Финская фантазия и Финские эскизы написаны в 1909 и в 1912 году под впечатлением природы и культуры Финляндии. В 1912-1913 написана музыка к драме Лермонтова «Маскарад». В творчестве этого периода получила свое новое развитие сфера глазуновских лирических образов. Прекрасные задушевные мелодии, бурность их и трепетность, романтическая порывистость поражали современников. И так, обратившись к симфоническому творчеству Глазунова, мы можем увидеть в них нечто неповторимое, характерное лишь для его творчества, порой неописуемое обычными словами.
Все это привлекало к нему Пушкина. В молодые годы оба они были постоянными посетителями литературно-политического кружка «Зеленая лампа», в который входили многие будущие декабристы. Владельцем дома на Невском Энгельгардт стал после женитьбы. Здание было перестроено в 1829—1830 годах по проекту архитектора П. П. Жако. В 1830-х годах дом Энгельгардта славился своими музыкальными вечерами. В прекрасном концертном зале здесь выступали отечественные и зарубежные композиторы и исполнители. Среди них были М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, Ф. Лист, Г. Берлиоз. Концерты в доме Энгельгардта посещали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, В. Ф. Одоевский. Здесь устраивались блестящие балы и маскарады. Иногда их посещал сам Николай 1. Кстати, с этим домом связано действие драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Вспомните строки: Ведь нынче праздник и, верно, маскарад У Энгельгардта. В 1949 году после реставрации здания в нем был открыт Малый зал имени М. И. Глинки Ленинградской филармонии имени Д. Д. Шостаковича. Концерты, которые здесь устраиваются, пользуются большой популярностью у петербуржцев и гостей города.
Борьба характеров, раскрытие общественного и психологического конфликтов, влияющих на судьбы людей, их отношения лежат в основе пьесы, спектакля. Специфика театра требует эмоционально-духовного единения сцены и зрителей, наличия общих интересов между творцами спектакля и публикой. Театр имеет важное значение в деле эстетического, нравственного и политического воспитания. Он располагает для этого богатыми средствами художественного обобщения, выразительности, воздействия на массового зрителя. Основой театрального представления является драма. Литературное произведение театр переводит в область сценического действия и специфической театральной образности; характеры, конфликты драмы получают воплощение в живых лицах, поступках. Слово, речь - важнейшее средство, которым вооружает театр драма. В театре слово также подчиняется законам драматического действия. В одних случаях он превращает речь в средство бытовой характеристики персонажа, в других - раскрывает через словесную ткань роли сложные конфликты сознания и психологии героя.
Причем важно представлять себе, какое место занимает литература в ряду других искусств, в разных сферах общественного сознания. Необходимо отчетливо представлять себе, в чем специфика, своеобразие каждого рода литературы (эпос, лирика, драма). Быть знакомым с видами литературных произведений, уметь обосновать принадлежность данного произведения к определенному жанру (эпопея, роман, повесть, рассказ, поэма, элегия, ода, послание, басня, эпиграмма, пародия, комедия, трагедия, драма, водевиль, фарс и др.) В круг теоретико-литературных понятий, необходимых для экзамена, входят также: идея, тема произведения, понятие о художественном образе, композиции, конфликте, сюжете (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), юмор, ирония, сатира, гипербола, гротеск. Необходимо быть знакомым со стихотворными тропами (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение). Во всех этих случаях важно не только знать определение того или иного понятия по теории литературы, но уметь привести примеры, найти их в художественном тексте, показать оправданность и смысл литературного приема.
В координационно – звательной функции обращения частотны в препозиции, а также встречаются нередко в интерпозитивном расположении. - 58 - Заключение. Литературное развитие М.Ю. Лермонтова по внутренним и внешним признакам принято разделить на два периода. К первому юношескому периоду относятся произведения 1828 – 1834гг., которые Лермонтов не печатал и, по-видимому, не намеревался печатать. Второй период охватывает произведения 1835 – 1841гг., которые в большинстве своем опубликованы Лермонтовым или предназначались для опубликования. Творчество его начинается после небольшой предварительной подготовки почти внезапным взрывом 1830 – 1831гг., давшим, помимо трех драм и семи поэм, около половины всех когда-либо написанных поэтом стихотворений. Именно на раннем этапе творческой деятельности Лермонтовым активно используются вводные конструкции. Частотность их снижается в 1835 – 1836гг., во время перехода Лермонтова к зрелому периоду творчества, когда поэтом создается малое количество стихотворений в связи с душевным кризисом, который наступил вследствие пребывания его в юнкерской школе.
Ждать, пока это произойдет естественным путем, Пушкин не желал и не мог. И - такова уж была его натура! - осмеяв романтические "трубу, личину и кинжал", казавшиеся ему архаизмом, заразил русскую сцену неудержимой тягой к комбинациям отдельных драматических элементов. Началась эпоха мичуринских экспериментов с трагедией, когда грушу скрещивали с тыквой, а эпос - с личной фабулой. Пост-пушкинская трагедия Если Пушкина в день смерти назвали "солнцем русской поэзии", то ее луной, "солнцем неспящих", стал Лермонтов. Он обладал даром придать высоту чистой, беспримесной, прозрачной, как слеза, трагедии любому жанру, к которому прикасался. Если бы "Песню о купце Калашникове" Лермонтов записал как драматический текст, выделив реплики и ремарки, - мы бы имели одну из величайших европейских трагедий XIX века. Но "Калашников" - поэма, а главное законченное произведение драматурга Лермонтова "Маскарад" - безусловно, драма. В ней нет катарсиса, нет финального примирения Рока с главным героем - всего того, что есть в "Герое нашего времени", "Мцыри", "Демоне".
Дактиль – трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге. Деталь - одно из средств создания художественного образа; выразительная подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая помогает читателю представить и глубже понять не только характер, обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому. Диалог – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия человеческих характеров в драматическом произведении. Драма – род литературы, драматическое произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором основная мысль раскрывается через диалоги и монологи героев, их поступки и действия. Драма в узком смысле слова – пьеса с острым конфликтом, однако в отличие от трагедии здесь конфликт более заземлён, обычен и, так или иначе разрешим. Жанр – вид художественного произведения: песня, баллада, поэма, повесть, новелла, комедия и тд. Завязка – эпизод литературного произведения, в котором возникает основной конфликт. Идея – основная мысль произведения.
Татарин, конечно, плохо - вряд ли Пушкин не знал пословицу: незваный гость хуже татарина, но еврей- это уже на самом низу. Величайший русский поэт, стоит почитать хотя бы его переписку, не всегда «милость к падшим призывал», а в отношении к евреям не поднимался над толпой. Лишь в одном наброске, где он перелагает отрывок из библейской книги «Юдифь», поэт находит для еврейского народа уважительные слова: Высок смиреньем терпеливым И крепок верой в бога сил, Перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил; Конечно, можно ещё упомянуть пушкинского «Пророка» («Духовной жаждою томим.»), на слова которого исполняется популярный романс. В стихотворении использованы некоторые мотивы 6-й главы «Книги пророков», однако в данном случае использование ветхого завета - не более чем художественный приём. Было при жизни Пушкина время, когда, казалось многим, слава Пушкина поблекла в лучах славы другого поэта-Владимира Бенедиктова (1807-1873). В стихотворении «Исход» этот поэт воспел бегство евреев из Египта, как героический подвиг Моисея и всего еврейского народа. В нескольких других стихотворениях он продолжил библейскую тему Еврейская тема встречается не менее, чем в 9-ти произведениях М.Ю.Лермонтова. В 3-х крупных произведениях поэта: драмах «Маскарад» и «Испанцы» и поэме «Сашка» действуют также и евреи.
Причем важно представлять себе, какое место занимает литература в ряду других искусств, в разных сферах общественного сознания. Необходимо отчетливо представлять себе, в чем специфика, своеобразие каждого рода литературы (эпос, лирика, драма). Быть знакомым с видами литературных произведений, уметь обосновать принадлежность данного произведения к определенному жанру (эпопея, роман, повесть, рассказ, поэма, элегия, ода, послание, басня, эпиграмма, пародия, комедия, трагедия, драма, водевиль, фарс и др.) В круг теоретико-литературных понятий, необходимых для экзамена, входят также: идея, тема произведения, понятие о художественном образе, композиции, конфликте, сюжете (экспозиция, завязка, кульминация, развязка), юмор, ирония, сатира, гипербола, гротеск. Необходимо быть знакомым со стихотворными тропами (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение). Во всех этих случаях важно не только знать определение того или иного понятия по теории литературы, но уметь привести примеры, найти их в художественном тексте, показать оправданность и смысл литературного приема.
Жанровые сцены повседневной жизни стали любимым сюжетом артистов, и в целом это было время господства чисто светского искусства. Литература Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение как иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную активность. Но, к сожалению, литература иконоборцев была полностью уничтожена триумфаторами – иконопочитателями. Она известна в наши дни только по маленьким фрагментам, сохранившимся в трудах оппонентов иконоборцев, которые их цитировали с целью опровержения. Можно сказать, что практически все сохранившиеся литературные произведения иконоборческого периода представляют только одну точку зрения. Аналогично предшествовавшему периоду, эпоха иконоборчества не имела историков, хотя хронисты этого времени оставили многочисленные сочинения, весьма ценные для изучения периода. Свет на период предшествовавший иконоборчеству проливает Георгий Синкелл, умерший в начале IX века. Хотя его сочинения и не затрагивают современные ему события, они имеют очень большое значение для прояснения некоторых проблем, оказавшихся в основе возникшего конфликта.
При этом учитель должен дать учащимся образец безукоризненного чтения литературного произведения. Полезно при этом заранее прорепетировать чтения намеченного отрывка. Однако чтение больших отрывков на уроке требует времени. Поэтому в старших классах, где круг художественных произведений, знакомых большинству учащихся, значительно шире, пространная литературная цитата звучит сравнительно редко на уроки истории. Чаще учитель ограничивается «напоминанием» литературного образа ссылаемый на знакомое учащимся литературное произведение. Краткая ссылка на литературный образ имеет место в тех случаях, когда литературный источник хорошо знаком учащимся. Однако учитель не ограничивается напоминанием о соответствующем литературном произведении, но точно должен указать конкретный образ, эпизод и.т.п. Такого рода ссылкой учитель мобилизует сознание слушателей представления, связанные с названным литературным материалом, оживляет ряд ассоциативных связей, усиливает внутреннюю наглядность изложения, обогащает восприятия исторического материала и облегчает его осмысливание учащимися.
На всех уровнях и во всех вариантах социально-психологический тип современного человека является непреодолимым препятствием для реализации этического идеала, и это словно подчеркивается линией «Печорин - Вера»: идеал, который, казалось бы, вот-вот осуществится, предстает ускользающим и недостижимым. Мир героев романа представляет собою систему образов, в центре которой находится Печорин, и его личность во всех своих противоречиях вырисовывается из этой суммы отношений, в которые он вступает с окружающими. Этот принцип, как мы видели, является как все крепнущая тенденция в поздних поэмах и драмах Лермонтова, где происходит постепенное разрушение первоначального типа байронического героя. Генетически связанный с этим типом, Печорин уже прямо подается как личность, детерминированная общественной психологией, как порождение индивидуалистического, разомкнутого, лишенного коммуникативных связей общества, и в то же время как выдающаяся личность с нереализованными возможностями. Из этой двойственности вырастает и проблема вины, так как для Лермонтова - автора «Демона» и «Маскарада» любая личность уже не только замкнутый в себе микромир, но и часть макромира, и судьба людей, с которыми он сталкивается, так или иначе оказывается его мерилом ценности.
![]() | 978 63 62 |