![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана природы, Экология, Природопользование |
Биосфера и цивилизация | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Их необходимо совместить, и сосуществование должно быть обязательно мирным, потому что в случае катастрофы потери обеих "сторон" окажутся столь огромными, что неизвестно, удастся ли им вообще уцелеть. А чтобы достичь такого мирного сосуществования человека и Земли как можно скорее, недостаточно принятых законов, научных исследований, экономических обоснований, инженерных расчетов и единогласия биологов и технологов. Соображения глобальной экологии должны стать самоочевидными для всех людей, должны измениться и миропонимание человечества, и вся общественная психология. Для этого потребуется соответствующее воспитание. Знание законов сосуществования цивилизации с биосферой, представление о "биотехносфере" должно стать - и несомненно станет - само собой разумеющимся для нового поколения. Экология - учение о взаимоотношениях живых организмов - должна быть одним из краеугольных камней науки. Ее будут преподавать от детского сада до университета, формируя новое, "экологическое" мировоззрение. Забота о будущем лежит в самой основе общественного устройства нашей страны
Трагедией века называют аварию на ядерной станции в Чернобыле, сразу лишившую жизни тысячи людей и продолжающую убивать потомство через облученных родителей и радиоактивную экологическую систему. Специалисты предупреждают, что процесс восстановления утраченного природного баланса превышает возможности имеющихся технических средств. По их мнению, естественные экосистемы устроены гораздо сложнее, чем человеческая цивилизация. Даже частичное их разрушение может расстроить потоки информации, управляющие нормальным функционированием и устойчивым развитием биосферы. Таким образом, проблемы экологии давно вышли за рамки медицины, экономики и политики, став явлением философским. Вопросы спасения окружающей среды сегодня рассматриваются представителями разнообразных областей знаний, солидарных в том, что победа человеческого разума станет основным завоеванием XXI века. Как было сказано выше, медицина - как наука не стоит на месте, а движется вперед. И я надеюсь, что смогу принять участие в разработке вакцин и методов лечения страшных заболеваний нового века: СПИДа, Атипичной пневмонии, Птичьего гриппа.
Понятен вред, который исходит от весьма распространённых призывов безоговорочно любить детей. Ведь, и вправду, неестественно трепетно нежное отношение к сволочам, неважно уже выросшим или только подрастающим. Но, к сожалению, дальнейший путь человечества в плане развития «свободы личности» предстает весьма в прискорбном виде, ибо вектор этого пути, задаваемый ныне «золотым миллиардом», трудно назвать высоко духовным. Вот уж, действительно, не всё то золото, что им именуется, или, точнее, всё то вот уж не золото, так не золото ЛИТЕРАТУРА 1. Б.Ф.Поршнев, «О начале человеческой истории». М., 1974. 2. Б.Ф. Поршнев, «Социальная психология и история», М., 1979. 3. Конрад Лоренц, «Агрессия. Так называемое Зло». М., 1994. 4. Отто Вейнингер, «Пол и характер». М., 1991. 5. Чарльз Дарвин, «Происхождение человека и половой отбор», М., 1907. 6. «Общая сексопатология», под ред. Г.А.Васильченко, М., 1977. 7. Збигнев Старович, «Судебная сексология», М., 1991. 8. Ричард Докинз, «Эгоистичный ген». М., 1994. 9. Л.Н.Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли», Л., 1990. 10. Б.А.Диденко, «Сумма антропологии», М., 1992. 11. Б.А.Диденко, «Цивилизация каннибалов», М., 1996. 12. Б.А.Диденко, «Хищная власть», М.1997. 13
У них должно быть выработано "экологическое мировоззрение", т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться. Производственная деятельность людей должна постепенно менять основу. Предстоит новая модернизация, которую естественно назвать экологической, поскольку она будет ориентироваться на создание производств, не разрушающих равновесного состояния биосферы, т.е. вписывающихся в ее биогеохимические циклы. Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать само себя, свою нравственность, а будет опираться только на технические решения. Человечество ожидает длительный и весьма трудный процесс совместного преобразования природы и общества, причем решающее значение в его длительности будет иметь формирование цивилизации, отвечающей новым потребностям человека, согласованным с новыми реалиями окружающей природы.
Людям, "причесывающим" необжитые планеты, готовя их для будущей колонизации. Изменяя биосферу, уничтожая одни виды животных и заменяя их другими, вмешиваясь в сложнейшие переплетения экологических взаимосвязей - и все для того, чтобы здесь, на новом месте, мог жить человек. Но деятельность куаферов имеет и оборотную сторону: будучи первопроходцами, гордостью и надеждой человечества, спасая земную цивилизацию от перенаселения и открывая ей путь в глубины Вселенной, они одновременно попирают одну из самых священных заповедей человечества - "не убий". Невозможно двигаться вперед, не уничтожая что-то на своем пути. Перестраивая природу под человека, неизбежно приходится делать ее не пригодной для кого-то другого, ломать экологию и обрекать на уничтожение целые виды животных и растений. Тема, надо сказать, исключительно злободневная: достаточно включить телевизор, чтобы наткнуться на очередную экологическую истерику очередных "зеленых", в который раз требующих закрытия местной АЭС. Причем от благ цивилизации они отказываться не собираются
Агрессия всегда инициируется антицивилизациями, т.е. паразитирующими на теле цивилизаций, базирующимися на антиэтике роботизированными носителями самодостаточного зла, запрограммированными на единственную цель - уничтожение вселенной. И только на этих участках срыва идет т.н. эволюционный процесс "естественного отбора", т.к., в силу своей случайности, он может быть направлен только в сторону регресса, т.е. упрощения видов, которые затем формируют биосферу и, будучи радикалами (остатками) стартовых цивилизаций, сохраняют какие-то осколки их знаний и способностей. Таких попыток на Земле - планете с конечными ресурсами, которые вырабатываются экспоненциально прогрессирующей цивилизацией за время, намного меньшее времени их восстановления, в течение миллиардов лет было множество, и не все они заканчивались удачно. Но в любом случае, если цивилизация предает забвению совесть, не достигает сознания космического уровня и по любым причинам не выходит в космос, она неизбежно "теряет мозги", "идет вразнос" и самоликвидируется, деградируя к обезьянам и далее вплоть до простейших.
Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее. 11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. Сейчас экстремистская форма зеленого движения оказалась там уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования экологических проблем.
И жизнь Ваша будет протекать в непосредственном диалоге с Богом, как Он это и обещал: «А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я — близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовёт Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, — может быть, они пойдут прямо!» (Коран, сура 2:182(186) ). Бог найдёт язык, понятный Вам, чтобы вести диалог с Вами, не закрывайте только глаза и не затыкайте уши, не отрекайтесь от разума, чтобы не отвергнуть Его, когда Он обратится к Вам; будьте внимательны, ибо обретающие себя вне внимательности печальна судьба их. И исполняйте известное Вам д(лжное, стараясь опередить друг друга в добрых делах, а Бог добавит к тому, что вы делаете, ещё и лучшее — неисповедимое для Вас в Его Промысле. Этот смысл един для всех вероучений Единого Завета. Но из приведённого проистекает многое, что и определяет принципы кадровой политики общественной инициативы, имеющей целью переход глобальной цивилизации к господству в ней человечного строя психики и порождаемого им коллективного бессознательного, в котором жизнь обществ и индивидов протекает внутренне бесконфликтно и в ладу с биосферой Земли.
Истреблены десятки видов животных в Европе, Америке, Африке. Ученые предполагают, что истощение почв на территории древнего центральноамериканского государства майя в результате подсечно-огневого земледелия явилось одной из причин гибели этой высокоразвитой цивилизации. Аналогично в Древней Греции исчезли обширные леса в результате вырубки и неумеренного выпаса скота. Это усилило эрозию почвы и привело к уничтожению почвенного покрова на многих горных склонах, повысило засушливость климата и ухудшило условия ведения сельского хозяйства. Строительство и эксплуатация промышленных предприятий, добыча полезных ископаемых привели к серьезным нарушениям природных ландшафтов, загрязнению почвы, воды, воздуха различными отходами. Настоящие сдвиги в биосферных процессах начались в XX в. в результате очередной промышленной революции. Бурное развитие энергетики, машиностроения, химии, транспорта привело к тому, что человеческая деятельность стала сравнима по масштабам с естественными энергетическими и материальными процессами, происходящими в биосфере.
Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания даёт фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. Сейчас экстремистская форма зелёного движения оказалась там уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования экологических проблем. В СССР до 80-х годов считалось, что социалистическое хозяйствование препятствует угрозе экологического кризиса. В период перестройки этот миф развеялся, активизировалось движение зелёных. Однако в современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план.
В последнее время понятие экологического кризиса стало обиходным. Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Среди основных черт этого явления можно назвать следующие: нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности, неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис – это закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления. Составляющие кризиса разнообразны. В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические системы истощены; количество воды, не пригодной к использованию из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем мировым хозяйством. В России многие водоемы оцениваются как экологически неблагополучные. Их хроническое загрязнение привело к серьезному ухудшению условий воспроизводства ценных видов рыб. Лесам грозит чрезмерная вырубка.
И здесь нельзя не вспомнить пророческих слов Вернадского: «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, её одновременного обсуждения на всей планете. До недавнего времени средства телекоммуникации ограничива–лись телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети I er e дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации. В 1968 году Министерство Обороны США озаботилось связью множества своих компьютеров в специальную сеть, которая должна была способствовать научным исследованиям в военно-промышленной сфере. Изначально к этой сети было предъявлено требование устойчивости к частичным повреждениям: любая часть сети может исчезнуть в любой момент. И в этих условиях всегда должно было быть возможным установить связь между компьютером-источником и компьютером-приёмником информации (станцией назначения).
Эти леса нуждаются в продолжительном мониторинге, учитывающем эффект использования и их экологический статус. 3.6 Управление охраняемыми и неохраняемыми территориями. Международные предпосылки. В 1992 году Институт Мировых Ресурсов, IUC – Всемирный Союз Заповедников и Программа охраны природы ООН, совместно с Организацией ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (FAO) и ЮНЕСКО опубликовали Глобальную стратегию сохранения природного многообразия: направления охраны, изучения и использования биологических ресурсов Земли (1992). В том же году, на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию, более 160 стран пришли к соглашению о принятии мер по сохранению биологического многообразия, подписав Конвенцию о биологическом многообразии. Та же конвенция выбрала документ «Агенда 21». Эти документы признают, что все горные районы, затронутые цивилизацией, нуждаются в соответствующем управлении. Заповедный режим может и должен в значительной степени дифференцироваться в зависимости от природных и человеческих факторов. Модель сохранения биосферы, состоящей из центральных, буферных и промежуточных зон, - это модель, всё чаще применяемая и приобретающая всё большую значимость.
С учетом расмотренного можно сформулировать главный принцип стандартософии как науки: стандартософия путем сопряжения повторяющихся и познаваемых явлений Природы, а также с помощью деятельности в области воспроизводимых и повторяющихся процессов и элементов развития общества,производства призвана способствовать формированию и установлению в докумен-тах,отображению в эталонах любого рода обоснованных ограничений с обеспечением качества жизни как парадигмы цивилизации.Этот принцип может быть положен в основу закона. 3.Описание фундаментальной модели «ОКО ЗЕМНОЕ» Итак, методами стандартизации предлагантся обеспечивать качество жизни в четырех аспектах : среды существования, люди, ресурсы и производства (первые два аспекта образуют биосферу, а вторые-техносферу). Почему только четыре аспекта? Случайно ли они выбраны? Есть ли у других авторов указания именно на эти четыре аспекта? Дело однако не в приоритете, а в представившейся возможности подтвердить полученные результаты. Первое подтверждение: «без стандартов невозможно ни производс-тво,ни обращение, ни взаимопонимание людей,ни рациональное использование природных ресурсов, ни охрана окружающей среды»,- указал Б.А. Урванцев. Второе подтверждение-статья Э.М.Векслера, в которой приведено вызказывание П.ван Донкелаара,главного инженера по качеству, работавшего в области судоходства (Бельгия): «Изделия (или услуги) только тогда высококачественны,если при их производстве и использовании потребляется минимум энергии и материалов,если они служат на благо счастья и здоровья тех,кто ими пользуется,кто их производит,а также тех,кто от них избавляется, не причиняя тем самым ущерба окружающей среде».
Таким образом, по объемам памяти и запасам информации современная цивилизация не уступают естественной биоте. Однако между информационными потоками цивилизации и естественной биоты существует разрыв примерно на 20 порядков в пользу биоты. Это количественное различие указывает, что запас информации, накопленный цивилизацией, совершенно недостаточен для управления окружающей средой. К тому же основная часть накопленной культурной информации направлена не на управление, а на разрушение биоты и окружающей среды. Человечество не в состоянии помочь естественной биоте управлять качеством окружающей среды, оно может лишь не мешать биоте это делать» (26, с. 302-304). Таким образом, человечество столкнулось с двумя явлениями, противоречащими друг другу - быстрым прогрессом цивилизации и потерей устойчивости биосферы. Для разрешения этого противоречия необходимо научиться соблюдать границы допустимого влияния человека на окружающую среду и биоту. Следовательно, переход к действительно принципиально новому мышлению, обеспечивающему сохранение человека как вида, означает переход к сознательному самоограничению.
Для разрешения этого противоречия необходимо научиться соблюдать границы допустимого влияния человека на окружающую среду и биоту. Следовательно, переход к действительно принципиально новому мышлению, обеспечивающему сохранение человека как вида, означает переход к сознательному самоограничению. Современная экономическая культура есть культура гангстеров, конкурирующих за ресурсы и прибыль. Это - тупик цивилизации. Соревновательность в этой сфере ведет и к биологическому тупику, поскольку победителями на «празднике жизни» оказываются особи, не несущие в себе генов, обеспечивающих сохранение в природе человека как вида, способного обеспечить стабильность биосферы. В противоположность генетическому наследию, культурное наследие может быть утеряно при жизни вида. Частично культурное наследие теряется в ходе накопления новой культурной информации и прогресса. Культура и цивилизация необходимы для жизни человека в той же степени, что и его генетическая программа. Уничтожение соответствующей культуры делает человека неспособным к конкурентному существованию»(1,5,6).
В качестве таковых поочередно выступали Афины, Спарта, Фивы и, наконец, дикая Македония. Это эпоха союзов, нашедшая свое окончательное выражение в империи Александра Великого, К концу этой фазы, еще при жизни Александра, проявляет себя тенденция к миграции пассионарности из старых центров к новым, расположенным на периферии античного мира - Александрии, Антиохии и другим. После смерти Александра его империя дифференцируется на отдельные царства диадохов. Третья и четвертая фазы - надлом и инерция - связаны с падением пассионарности системы. Этот спад в течение II в. до н. э. - II в. вывел на первое место Рим, лежащий на окраине этноландшафтного ареала суперэтноса. Именно в инерционной фазе этногенеза создалась античная цивилизация - Pax Roma a - как результат этногенеза Античного мира. Такое же сходство с поведением этноса легко отметить и для диссипативных структур всех других уровней организации. Так, аналогии с лазером позволяют смотреть на этногенез как на эффект усиления живого вещества биосферы при помощи космического излучения, что косвенно подтверждает высказанную Гумилевым гипотезу происхождения пассионарных толчков.
Ее работа была посвящена исследованию кожной холодовой чувствительности у физически тренированных людей . (Обсуждение результатов также см. в третьей главе). Другие источники раскрывают вопрос только частично и в основном полностью посвящены только одной теме. Как было указано, при занятиях на свежем воздухе происходит повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных природно-климатических условий (высокой и низкой температуры, влажности и движения воздуха, повышенного и пониженного атмосферного давления и так далее), то есть к закаливанию. Нарастающий темп изменения облика Земли, ее биосферы, то есть физических, метеорологических и биологических факторов, которые окружают человека и составляют среду его обитания, увеличивающийся темп жизни, быстрая и частая смена среды обитания человека, к которой не успевает приспосабливаться его организм, информационные и нервно-эмоциональные перегрузки, высокая миграция населения. Все это явилось причиной быстрого роста «болезней цивилизации», которые обусловлены прежде всего снижением защитных сил организма, его функциональных резервов .
![]() | 978 63 62 |