![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана природы, Экология, Природопользование |
Эколого-правовой режим пользования животным миром | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Положения, имеющие значение для охраны животного мира, включены также в Земельный, Водный и Лесной кодексы. Федеральный закон «О животном мире» и конкретизирующие его нормативные правовые акты регламентируют цели, последовательность, порядок установления системы запретов и ограничений на использование объектов животного мира; систему требований к хозяйственной деятельности и гарантирующие их санкции; режимы особо охраняемых природных территорий; разрешительный порядок акклиматизации и гибридизации новых для РФ объектов животного мира, а также содержание и разведение животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; требования к обращению с агрохимикатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве, а также систему предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира при нарушении карантинных, ветеринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение научных исследований; перемещение объектов животного мира через границу РФ и другие вопросы. Второй блок законодательства об охране животного мира составляют указы Президента РФ, регулирующие охрану биоресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и другие отношения, возникающие в связи с пользованием животным миром
Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами.Специально уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны. Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром. Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира ( ст. 31 Закона) проводится государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.
Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность. Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ. 63. Право собственности и право пользования животным миром В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» животный мир на территории РФ является государственной собственностью (федеральной или субъектов РФ) – достоянием всех ее народов. Согласно ст. 4 Закона РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ, а также нормами международного права. Объектами федеральной собственности являются: – редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ; – обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения; – населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ; – подпадающие под действие международных договоров РФ; – отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении; – естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «Экологическое право» Содержание 1 Право природопользования. Его содержание и виды (платность, лицензирование и лимитирование природопользования) 2 Животный мир как объект эколого-правового регулирования. Виды пользования животным миром Список использованных источников 1. Право природопользования. Его содержание и виды (платность, лицензирование и лимитирование природопользования) Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей. Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям1. В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др.
Рыболовство Отношения в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих регулируются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статья 43. Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства Добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Порядок добывания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, определяется настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Статья 44. Пользование животным миром в научных, культурно — просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях Пользование животным миром в научных, культурно — просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и иных методов исследования без изъятия объектов животного мира из среды обитания допускается без специального разрешения и бесплатно, если эти методы не наносят вреда животному миру или среде его обитания и не нарушают прав пользователей животным миром, другими природными ресурсами, а также прав собственников земель, землевладельцев, землепользователей, владельцев лесного фонда, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено
С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда. С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях. Эколого-правовой режим объектов природопользования. Юридическая ответственность за нарушения экологического законодательства В соответствии со ст.ст.4 Закона «Об охране окружающей природной среды» охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации подлежат следующие объекты природопользования: . естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; . земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, . леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, . природные ландшафты.
Подразделение лесов на группы. Право лесопользования и его виды. Расчетная лесосека. Состав земель лесного фонда. Документы, удостоверяющие право лесопользования. Виды рубок леса. Правовая охрана животного мира. Право пользования животным миром. Правовая охрана атмосферного воздуха. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха. Понятие и состав природно-заповедного фонда. Правовой режим государственных природных заповедников. Правовой режим государственных природных заказников. Правовой режим национальных природных парков. Правовой режим памятников природы. Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов. Классификация полезных ископаемых. Экологический аудит. Экологическая стандартизация и сертификация. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Международно-правовая охрана окружающей среды. Литература Боголюбов С.А. Защита экологических прав. - М., 1996 Боголюбов С.А.,
Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания. Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.
При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма-гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. § 3. Незаконная охота. Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы) находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохране-ние популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и каче-ства получаемой продукции, составляется специально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной вла-сти субъектов Федерации, и утверждается Правительством. Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охо-ты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г. , «О пра-вилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г. , распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользо-вание дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г. и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежа-щие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приори-тетное пользование животным миром на территориях традиционного рассе-ления и хозяйственной деятельности.
При производстве производственных процессов в целях сохранения среды обитания рыбы и иных водных животных применяются «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. § 3. Незаконная охота. Неотъемлемой частью природной среды являются дикие животные (звери и птицы) находящиеся в состоянии естественной свободы. Сохранение популяций животных уголовно-правовыми методами является основной целью статьи. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным и федеральными органами по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации, и утверждается Правительством. Количество нормативно правовых актов, регулирующих вопросы охоты достаточно велик: постановления Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» от 27 декабря 1996 г., «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 г., распоряжение Правительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользование дикими животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу от 19 июня 1994 г. и др. Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по экологическому праву регламентируется ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды ». Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую в соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов. Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР субъекты федерации, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, правил по карантину животных; ветеринарных правил. В соответствии со ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к ведению Российской Федерации.
Отсюда содержание природопользования включает три его формы: экономическая (ведущая), экологическая и культурно-оздоровительная. Формы природопользования осуществляется в двух видах общего и специального природопользования. Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникших как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.). Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов, подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными, птицами, рыбными запасами, использование атмосферного воздуха). Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслями природоресурсных законов Российской Федерации: Земельный кодекс, Закон о недрах, Закон об использовании и охране животного мира, Закон об охране атмосферного воздуха. А. Шейнгауз считает, что природопользование – это практическая деятельность, связанная либо непосредственным использованием природных ресурсов и условий территориальных комплексов, либо воздействием на них, которые заключаются не только в вовлечении этих ресурсов и усилий в экономики эффективное производство, но и предусматривает их восстановление и преобразование.
Гражданским кодексом РФ животные отнесены к объектам гражданских прав (гл.6 подразд.3), а общие правила об имуществе распространены на животных постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное (ст. 137). Главная новизна видится не в том, что животные объявляются почти полноценными объектами собственности – изъятие из состояния естественной свободы животные и раньше могли считаться принадлежащими гражданам на праве личной собственности. Принципиальным можно считать то, что, во-первых, в связи с отменой общенародной собственности на природные ресурсы животный мир в естественном состоянии также может находиться, как и другие виды природных ресурсов, в собственности граждан и юридических лиц; во-вторых, в ГК РФ достаточно много уделяется внимания характеру обращения с животными, что можно считать опосредованным весомым вкладом в охрану окружающей среды и ее элементом. Как бы ни решался в дальнейшем вопрос о возможности нахождения диких животных, как и водоемов, участков леса и некоторых других элементов окружающей среды, в собственности граждан и юридических лиц с возможными ограничениями и изъятиями, наличие самой среды обитания животных во владении, пользовании и распоряжении не только государства, но и иных субъектов права собственности становится фактом: земельные участки переходят в собственность граждан и ими осуществляется рыболовство, охота и иные виды пользования животным миром.
На практике эти направления остаются пока, за некоторыми исключениями, не реализованными. Некоторые меры и принципы экономического стимулирования рационального природопользования, восстановления и охраны природных ресурсов предусмотрены природоресурсным законодательством. Вопрос №4.Понятие и принципы права природопользования, его виды. В природоресурсном законодательстве и доктрине права окружающей среды выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды: • право землепользования, • право недропользования, • право водопользования, • право пользования атмосферным воздухом, • право лесопользования, • право пользования растительным миром вне лесов, • право пользования животным миром. Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природнрго ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.
Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира. 7. Правовая охрана животного мира Правовая охрана животного мира – это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животного мира. Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране животного мира являются разработка и реализация федеральных и территориальных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира. Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в состоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования животного мира.
Международно-правовые документы: 1.Всеобщая декларация прав человека 1948 года. 2.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. 3.Европейская социальная хартия 1961 года. Конституция РФ: - право частной собственности на землю ( ст.36); - право каждого на благоприятную окр. среду ,достоверную информацию о ее сос- тоянии,на возмещение ущерба,причиненного здоровью или имуществу экологически- ми правонарушениями(42); - право каждого на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасности и гигиены(37); - право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь(41); - право на природопользование. 3. Правовое регулирование права природопользования. Формы природопользования «Земельный,Водный,Лесной кодексы,ФЗ «Онедрах», «О животном мире» и др. Совокупность норм,регулирующих отношения по использованию природных богатств образуют правовой институт права природопользования. Классификация видов (форм) природопользования1 по критерию «объекта природы» Различают: 1. право землепользования; 2. недропользования; 3. водопользования; 4. пользования атмосферным воздухом; 5. лесопользования; 6. пользования растительным миром вне лесов; 7. пользования животным миром.
В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека. «Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись». Например, «в последние годы за рыбное браконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубку леса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше». Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП) правоохранительные органы, в частности, наделены правом устанавливать административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства; правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину животных; ветеринарных правил.
ВАРИАНТ 5 СОДЕРЖАНИЕ 1. Охарактеризуйте права и обязанности природопользователей 2. Проанализируйте виды ответственности за нарушение водного законодательства Список использованных источников 1. Охарактеризуйте права и обязанности природопользователей Институт права природопользования занимает одно из центральных мест в системе экологического права. Он представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют порядок и условия использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей. Право природопользования можно рассматривать и в субъективном смысле как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных субъектом в связи с получением природного объекта в пользование. Право природопользования классифицируется на виды по нескольким основаниям . В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются землепользование, водопользование, лесопользование, недропользование, пользование животным миром и др. По порядку и условиям пользования различаются право общего и специального природопользования. Право общего природопользования - это гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой.
![]() | 978 63 62 |