![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана природы, Экология, Природопользование |
Проблема человечества | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Научное осмысление глобальных проблем происходило уже в 60-х годах: был организован Институт проблем будущего (Вена, 1965), создан международный фонд "Человечество в 2000 году" (Нидерланды, 1965), возникло Общество по изучению будущего мира (Вашингтон, 1966) и т.п. Большое значение имело создание в 1968 году неправительственной международной организации "Римский клуб", его главой стал А. Печчеи. Широкую известность получили доклады Римского клуба - "Пределы роста" (1972), "Человечество на перепутье" (1974), "Пересмотр международного порядка" (1974), "За пределами века расточительства" 176 (1976) и др. Эта организация, объединившая естественников, экономистов, социологов и представителей других специальностей (в Римский клуб вошли Д. Медоуз, М. Месарович, А. Кинг, Я. Тинберген и др.) поставила основной целью привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их преодоления. По замыслу А. Печчеи, Римский, клуб должен был привлечь внимание мировой общественности к долговременным и обостряющимся проблемам человечества
Самые мощные грузопотоки нефти идут от главного региона ее добычи — региона Персидского залива. Они направлены в первую очередь в Японию, страны Западной Европы и США. В США много нефти ввозится также из стран Карибского региона — Мексики и Венесуэлы. В Японию также идут грузопотоки нефти из Юго-Восточной Азии, а в Европу — из Западной и Северной Африки. Билет № 12 1.' Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества. 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда. 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя). 1. Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или природные комплексы. Наиболее известный вид загрязнения — химическое (поступление в окружающую среду вредных веществ и соединений), но не меньшую потенциальную угрозу несут и такие виды загрязнений, как радиоактивное, тепловое (неконтролируемый выброс тепла в окружающую среду может привести к глобальным изменениям климата природы), шумовое.
По самой природе своей, как жанр "футурологический", на учная фантастика тяготеет к утопии. И некоторые романы и рас сказы действительно изображают будущее совершенное общество, однако большинство повествует об "эволюции" общества сегодняш него в нечто более высокое или о встрече с более передовой циви лизацией на другой планете. При этом осуществляется надежда или возможность преодоления проблем сегодняшнего дня и, больше того, офаниченности человеческой природы. У Ефремова и дру гих авторов советской научной фантастики коммунизм сам по себе становится "космическим" и "начинает приобретать нематериалис тические качества", а "постиндустриальное общество оказывается индуистского типа". "Высокоразвитые существа" из внеземного про странства часто наделяются качествами, присущими Спасителю, а посадка космического корабля на Землю часто возвещает начало"апокалипсических" событий, т.е. прибытие благосклонных существ, ' которые будут направлять людей в их "эволюционном развитии". Одним словом, научно-фантастическая литература XX в. сама по себе является очевидным знамением утраты христианского по нимания мира; она становится мощным рассадником нехристиан ской философии жизни и истории, в которой либо откровенно, либо скрытно обнаруживается оккультное и восточное влияние; и в критическую эпоху кризисов, в переходный период человеческой цивилизации она становится ведущей силой, заставляющей ждать "пришельцев из космоса" и надеяться, что они разрешат проблемы человечества и введут человека в новую, "космическую" эру его истории
Дальнейшим продвижением государственности в цивилизованные формы становится его социальная деятельность: защита малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся в гуманитарной поддержке. Государство, в идеале, должно стать и правовым и социальным. Но социальное государство предполагает определенное неравенство граждан в социально–экономической сфере – установление льгот, привилегии для малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров, студентов, других нуждающихся категорий граждан и введение дополнительных тягот и обременений на других граждан, налогоплательщиков в первую очередь. На формирование будущего правового и социального государства влияют не только внутренние факторы (становление гражданского общества). Определяющее влияние оказывает и общая эволюция государственности. Направление этой эволюции – в формировании мировых надгосударственных органов и организаций, «просветление» государственных границ, а в некоторых регионах превращение их в «прозрачные», развитие транснациональных экономических компаний, трансграничное информационное пространство, новые формы общения, коммуникации, космические проблемы человечества.
Если бы удалось найти хотя бы несколько килограммов Х-частиц, то это могло бы решить нее энергетические проблемы человечества". Да, энергетическая проблема после борьбы за мир самая для человечества важная. И решить ее могут только физики. И кто знает, может, со временем слова "кварковая энергетика" стану! такими же привычными, как сейчас слова "энергетика атомная"! Детали, подробности того, как может быть по-новому решена энергетическая проблема, пока неясны. Точно так же можно стоять перед закрытым сейфом и, зная, что там спряшны большие деньги, не знать той комбинации цифр, которая ведет к богатству. Это будущее. А сейчас перед физикой стоит вполне конкретная задача обуздать термоядерный синтез. Проблема эта уже давно разрешена природой. Солнечный реактор работает уже около десяти миллиардов лет. На Солнце плазму в узде держат силы тяготения. Чем их заменить в земных условиях? В 1950-1951 годах в СССР и одновременно в США была высказана ставшая ныне широко известной мысль - использовать для удержания плазмы магнитное поле
До относительно недавнего времени природа могла сама восстанавливать нарушенное в экосистемах равновесие, и это породило у человека ложное представление о безграничности природных ресурсов, о возможности брать их у природы, ничего её не возвращая. Также экологические проблемы человечества имеют своими истоками различия в процессах, совершающихся в природных и социально-экономических системах. Для естественного ландшафта характерны процессы самоуправления, ведущие к устойчивости экосистемы (гомеостазу) – сохранению внутренних и внешних связей, обеспечивающих их устойчивость. Гомеостаз природных систем поддерживается, с одной стороны, в результате постоянных контактов с внешней средой, из которой система черпает энергию и вещество для своего функционирования. Это первый блок управления, отвечающий за устойчивость системы в условиях разнообразных внешних воздействий. С другой стороны, гомеостаз системы поддерживается благодаря внутренним процессам функционирования, осуществляющимся в виде круговоротов вещества при примерно постоянных энергетических затратах.
Для Вселенной бесполезны и бессмысленны все жертвы человека. Земля – маленькая планета на краю Вселенной. И Вселенная не для того создавала людей, чтобы принимать от человека какие-то жертвы. Вселенной не нужно приносить в жертву ни людей, ни животных. Нет необходимости отделывать храмы Вселенной ни золотом, ни серебром, ни алмазами – это просто глупо. Храмами Вселенной должны стать собрания человеческого опыта, разума и мысли: библиотеки, фильмотеки, компьютерные банки информации – все это создал и накопил человеческий разум. Обязательно в каждой библиотеке должны существовать читальные залы (для спокойной и вдумчивой работы), а также отдельно, в той же библиотеке должны присутствовать дискуссионные клубы, в которых должны обсуждаться самые острые и важные проблемы человечества. В библиотеках сокровище человеческого разума – знания! Но знания не должны храниться в тайне от всех, за семью печатями. Нет! Знания должны стать всеобщим достоянием. Чем больше знаний даст человек человечеству, тем больше человек поможет и человечеству, и Вселенной. Единственное ограничение на распространение знаний ложится на информацию, касающуюся человеческой безопасности – стратегического и военного значения.
В действительности же, как это Эйзенхауэр сам отметил в своих мемуаров, уже в первом послании о положении страны, зачитанном перед конгрессом 2 февраля 1953 г., он намеревался разъяснить, что не будет продолжателем ни “нового курса” Рузвельта, ни “справедливого курса” Трумэна. Новый президент публично отклонил экономические программы своих двух предшественников. Во внешней политике его слова также не совпадали с его делами. Со времени окончания второй мировой войны он выражал пацифистские взгляды. Он утверждал, что война ничего не решает, что попытки разрешить проблемы человечества путем состязания в силе фатальны. Он неоднократно говорил о своем стремлении улучшить отношения с СССР, но и в этом вопросе его средства сплошь и рядом не совпадали со сформулированной им целью. 7.2. Маккартизм Первые годы президентства Эйзенхауэра, когда Даллес довел “холодную войну” до максимального напряжения, вошли в историю США как времена позорного маккартизма. В США, как и в других империалистических государствах, агрессивная внешняя политика всегда сопровождалась реакционными мероприятиями внутри страны. Маккартизм наглядно продемонстрировал это положение.
Терроризм Утверждая, что «терроризм стар, как мир», указывают то на мусульманскую секту ассасинов, убивавшую префектов и халифов еще в 1 в. н.э., то на их современников - еврейских «сикариев», карателей своей сотрудничавшей с римлянами знати, то на убийцу Цезаря. Но стар, как мир, не терроризм, а террор; насилие, политическое убийство. Терроризм в современном смысле слова - систематическое устрашение, провоцирование, дестабилизация общества насилием - феномен второй половины XX века и в этом смысле подобен двум другим зловещим спутникам новейшей истории - ядерно-радиационной угрозе и экологическому кризису. Несоизмеримый с ними по масштабам, терроризм потенциально является глобальной проблемой человечества. Эффект терроризма связан не с числом его жертв - даже кровавые «Красные бригады» не могут соперничать с уголовной преступностью -инее международным характером его деятельности (при несомненно общей базе подготовки европейских, ближневосточных и латиноамериканских террористов) единого координационного центра у них, по-видимому, нет), а с сильной и сложной реакцией на террористические акты) включающей и ужас, и любопытство, и восхищение.
Глобальные проблемы человечества Экологическая проблема Проблемы экологии XXI века и основные аспекты экологических проблем По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера. Но все же это была далекая предыстория, своего рода “инкубационный период” современных глобальных проблем. В полной мере эти проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и, даже, тысячелетий. Они были вызваны к жизни целым комплексом причин, отчетливо проявившихся именно в этот период. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу “демографического пресса”. Никогда до этого человечество не вступало в период научно - технической революции, не доходило до постиндустриальной стадии развития, не открывало дороги в космос. Никогда прежде для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов и возвращаемые им в окружающюю среду отходы тоже не были столь велики.
Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
Среди так называемых цивилизованных народов (англичан, французов, русских, китайцев, да каких угодно) имеется достаточное количество людей того типа, который мы считаем характерным для гомеостаза. В страшную эпоху обскурации, как мы уже говорили, императивом поведения была команда: "Будь таким, как мы, простые легионеры, не выпендривайся, императором мы тебя поставим за то, что ты хороший парень, а не за твои заслуги, и будем держать тебя, пока сами того хотим."Гомеостаз - это еще не конец. Человек фазы этнического гомеостаза чаще всего - хороший человек, с гармоничным складом психики. Однако предрешенность этногенезов - только вероятность. Безнадежных положений не бывает, ибо всегда возможна 29.Влияние человека на природу. Техносфера и её компоненты. -------------------------------------------- 30.Противоречия в системе природа-биосфера-человек. Основные экологические проблемы человечества. Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать вне противоречий, неизбежно возникающих и существующих между ними.
Сейид Кутб негативно относился к идее арабского национализма. Он считал, что все правоверные мусульмане должны объединиться в единую умму, независимо от их национальной принадлежности. Только в прочном братском союзе они смогут пережить джахилийю и вновь придут к «божественной власти». Особенно резко С. Кутб выступал против попыток совмещения ислама и социализма: «Я не перевариваю речей тех, кто рассуждает о "социализме ислама", "демократии ислама" и т.п., смешивая порядок, сотворенный Аллахом, с порядком, созданным людьми. Ислам дает самостоятельные, независимые решения проблемы человечества. Это - интегральный метод и гармоническое единство, и введение в него любого постороннего элемента способно испортить ислам подобно тому, как включение ненужной детали может привести в полную негодность сложный механизм». Кутб объяснял, что социалисты так называемого мусульманского мира вообще не являются приверженцами ислама, но в реальной действительности это как раз-таки и есть эквивалент джахилийи. Сейид Кутб считал, что ислам характеризуется суверенностью единого Бога. Глава государства получает легитимность своей власти только в том случае, если он является проводником воли Аллаха, правит на основе шариата.
Демография Говоря о глобальных проблемах человечества, начинать нужно с демографической, ибо с ростом населения связываются и экономические, экологические, и социальные характеристики, с ним связываются и сами перспективы человечества. Сейчас население земного шара каждую секунду увеличивается на 3 человека, т.е. на 90 млн. в год. В последующие два десятилетия количество жителей на Земле достигнет 8 млрд. После этого прирос населения замедлится, и в перспективе, приблизительно к 2010 году, его численность стабилизируется. Трагическое свидетельство бедности - детская смертность. До сих пор в 34 развивающихся странах из каждых 10 детей один - два умирают, не достигнув 5- летнего возраста. Тем не менее люди сейчас живут дольше, чем когда - либо. Глобальная продолжительность жизни возросла с 56,7 в 1970-75 г-х до 61,5 года в 1985 - 90-х годах, в среднем 71 ребенок из 1000 умирает до 5 лет. В то же время в Латинской Америке продолжительность жизни лишь 66 лет, в Южной Азии - 57, а в Африке - только 52 года. Этот прогресс в основном достигнут за счет промышленно развитых стран, где продолжительность жизни возросла до 74 лет и только 9 детей из 1000 умирает до 5 лет. Общие тенденции в мире таковы : 1.
Так или иначе, появление подобных научных концепций не только определяет характер современной эпохи, но и будущее общества. Появление концепций, неумение распорядится которыми может грозить уничтожением человечества, активно влияет на характер и формы и формы социального устройства. Человечество, высвободив колоссальные силы, теперь обречено постоянно думать над тем, как распорядиться ими. Эта проблема человечества в практически обозримое время - вечная. Поэтому человечество должно научиться жить с этой проблемой. 5. Концепции физики элементарных частиц а) Современный статус понятия Элементарной частицы Представление о том, что все во Вселенной делится на вещество и силы, бытующие и в настоящее время, возникло давно. Еще Аристотель (см. раздел "Аристотельская физика") полагал, что на вещество, состоящее из земли, воздуха, огня и воды, действуют две силы: сила тяжести и сила легкости. Первая влечет землю и воду вниз, вторая поднимает огонь и воздух вверх. Аристотелю вещество представлялось непрерывным, а Демокриту - зернистым, состоящим из атомов.
По его словам, он был не столько теологом, сколько (подобно Достоевскому) антропологом, ибо исходной для него была идея личности как «воплощенного божественного духа», а не проблема соотношения «духа» и «плоти», религиозного освящения плоти мира (культуры, общественности, половой любви и всякой чувственности), как это было у других «неохристиан». Коренную причину современной потери смысла жизни, считал Бердяев, следует искать в дуализме традиционного религиозного сознания, в разрыве между религией и земными проблемами человечества. Отношение христианства к человеку, отмечает Бердяев, всегда было двойственным. С одной стороны, оно как бы унижает человека, считая его су-существом греховным и падшим, призванным к смирению и послушанию. С другой же стороны, оно необычайно возвышает человека, представляя его как образ и подобие Божье, признавая в нем духовную свободу, независимую от царства Кесаря. Бердяев был убежден, что только эта вторая сторона христианства может служить основой для переоценки ценностей и построения «неохристианского» учения о личности и Боге.
И все же первый шаг сделан. XXвек ,безумный и кровавый, «разбудил» спящее в своем неведении человечество: «Серьезный и вдумчивый человек не может относиться ко всему в настоящее время происходящему столь преступно безразлично. Участившиеся всевозможные бедствия, растущий и все время углубляющийся мировой кризис, угроза надвигающегося мирового бедствия – новой мировой войны, грозящей смести и уничтожить все, что есть ценного, и превратить цветущие города и страны в безлюдные пустыни и груды развалин, - открывают глаза тем немногим, которые имеют их, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать»216. Смысл гуманистического учения Эразма Роттердамскогоигуманистовэпохи Возрождения, просматривается в первую очередь в осознании ими необходимости изменения духовного облика человека, воспитания человека высоконравственного, что является залогом преодоления всех противоречий человеческогобытия. И в настоящее времяэтопо-прежнемуостаетсяактуальным: « Чтобы остановить глобальные проблемы человечества, нужны радикальные изменения в сознании, в правовых и нравственных ценностях людей»217.Чудо заключено в нас самих, вВозрождении человека, который в своей уникальной индивидуальности неизменно должен понимать, что он часть единого целого и от каждого в отдельности зависит будущеецивилизации: « Я прошу: Человечество не забудь, Что ты стало сегодня значительно старше.
Наука страдала сначала от церковного догматизма и спекуляций, затем от вторжения вульгарной философии, а искусство - от утилитарно-рассудочного техницизма и позитивизма Нового времени, причем после Хиросимы и особенно Чернобыля в среде гуманитариев возник устойчивый антинаучный синдром. Конечно так было не всегда. Этому искусственному размежеванию не более трехсот лет, и сейчас многие проблемы человечества могли бы быть решены на пути гармонизации частей изначально единой культуры, например по образцу натурфилософии или даже античной единой культуры, восходящей к Аристотелю, но на новом уровне развития. Сложность в том, что в преддверии кризиса Разум человечества глубоко болен: в погоне за мощью абстрактного интеллекта мы на грани самоуничтожения, забыты принципы единства с окружающим миром, до сих пор не осознана наша миссия соавторства на пути космической эволюции, мы только сейчас начали понимать ущербность антропоцентризма, провозглашенного гуманистами Возрождения. Сегодня раздаются призывы вернуться к национальным корням, назад к природе, возродить религию: все эти на первый взгляд разные рецепты имеют единый корень - ностальгию по духовно здоровому социуму, живущему в гармонии с природой.
![]() | 978 63 62 |