![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Охрана природы, Экология, Природопользование |
Прогноз последствий взаимодействия человека с природой | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Еще предстоит более обстоятельно изучить социальные, психологические и культурные последствия взаимодействия человека и киберпространства. Возможно, что при этом обнаружатся как позитивные, так и негативные влияния на личность, поскольку созданный виртуальный мир имеет чрезвычайно широкий спектр действий. Известный итальянский писатель и публицист Умберто Эко во время посещения России прочитал лекцию под названием «От Гутенберга к Интернету». На вопрос, является ли Интернет только инструментом, облегчающим работу и общение, или все же он новая метареальность, Эко ответил: Вне всякого сомнения это новая реальность. И сегодня мы не в состоянии предугадать, куда она нас заведет. Не так давно Интернет объединял всего лишь 2 миллиона человек, потом 20, теперь уже 200 миллионов. При таких темпах развития почти невозможно давать какието разумные прогнозы. Абсолютно непредсказуемо, каким будет воздействие, которое Интернет окажет на страны третьего мира. Например, сегодня в Индии или Китае он играет куда более важную роль, чем в Европе, поскольку является почти единственным средством, с помощью которого осуществляется контакт между культурами
Проверил: старший преподаватель Кувшинова Ира. г.Магнитогорск. 2003 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учебн.пособие-3-е изд.- ДСАН,1999-223с. 2.Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Кн. Для учителя. - М: Просвящение,1989. 3.Гладков Н.Д. и др. Охрана природы-М. Просвящ.,1975-239с. 4.Горелов А.А.Экология: Учеб. пособие. - М.: Центр, 1998-238с. 4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Достижение идеального состояния абсолютной гармонии с природой в принципе невозможно. Столь же невозможна и окончательная победа над природой, хотя в процессе борьбы человек обнаруживает способность преодолевать возникающие трудности. Взаимодействие человека с природой никогда не кончается, и когда кажется, что человек вот-вот получит решающий перевес, природа увеличивает сопротивление. Впрочем, оно не бесконечно, и его преодоление в форме подавления природы чревато гибелью самого человека. Нынешний успех человека в борьбе с природной средой достигнут за счет увеличения риска, который следует рассматривать двояко: риск возможных побочных экологических явлений, связанный с тем, что наука не может дать абсолютный прогноз последствий воздействия человека на природную среду, и риск случайных катастроф, связанный с тем, что технические системы и сам человек не обладают абсолютной надежностью.
Это обеспечивают общая географическая основа всех карт, целесообразный выбор и сопоставимость проекций и масштабов (желательно немногочисленных), согласование генерализации, легенд, условных знаков, шкал. Все данные, показываемые в атласе, относят к одной дате или временно±му интервалу. На картах выдерживают общий стиль оформления всё это придаёт атласу единство. Атласы имеют многоцелевое назначение. Их используют для комплексного изучения географических систем, общей оценки территории, углублённых научных исследований, планирования освоения природных ресурсов, прогноза последствий вмешательства человека, проектирования природоохранных мер и улучшения экологической обстановки. Карты удобно сопоставлять, сравнивать и накладывать друг на друга, получать количественные характеристики, вычислять корреляции и создавать производные математико-картографические модели. Атласы различают: по пространственному охвату атласы планет (Земли, Луны, Венеры и т.Pд.), континентов и океанов, групп государств, стран (нац. атласы), адм. единиц или регионов (региональные атласы), городов, городских р-нов и т.Pп
Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, бытии нежели о самих себе. Теперь возникает необходимость рассмотрения взаимодействия человека, природы и общества в комплексе, как в гносеологическом, так и в прагматическом плане. Сам человек всегда прямо или косвенно зависел от земли. Охотник находил в ней пищу, определенный состав почвы влиял на рост определенных видов растений, а это в свою очередь влияло на существование различных видов промысловых животных. Земледелец при выборе наиболее подходящих сельскохозяйственных культур также учитывал характер почвы. Но не только это. Тысячелетиями в сельском хозяйстве применялись органические удобрения, поэтому крестьянин мог обрабатывать лишь ту землю, которая находилась поблизости от его хлева и конюшни. Вторая половина ХХ в. ознаменовалась большими достижениями в области сельского хозяйства. В целом произошла широкая перестройка форм землепользования. Она обеспечила результативность сельскохозяй-ственного производства. Так, урожайность зерновых возросла до 40 50 ц/га.
В этом срезе рассмотрения проблемы взаимодействия «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА» обращаю особое внимание на процесс антропогенной энерговыработки. Вскоре после взрыва 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС академик А. П. Александров произнес слова, которые свидетельствуют о необратимой решимости определенных людей наращивать энергопроизводство, даже несмотря на катастрофы: «Мы не намерены снижать подачу энергии на человеческую деятельность!..» Этот ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ ЗЕМЛЯН энергетике Солнечной системы становится ТРАГИЧЕСКИМ!.. Замещение природной энергетики Земли техногенной энергией является СПЕЦТЕХНОЛОГИЕЙ антиприродных и антижизненных сил. PЭнергетический антропогенный беспредел, противостоящий законам Природы!.. Вдуматься только!.. Нигде и слыхом не слыхивали о том, чтобы развивать программы и технологии уменьшения энергоемкости, энергопотребления. Шура Балаганов из «Золотого теленка» все-таки знал, сколько ему надо для счастья А сколько надо человечеству?.. У пчел, выросших в экспериментальных условиях ИСКАЖЕННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ, крылышки оказывались недоразвитыми и пчелы были ОБРЕЧЕНЫ
Предполагает наличие альтернативы: либо экологическая катастрофа планетарного масштаба, либо полная перестройка философской основы взаимоотношений Природы и Человека. Последний путь и будет предметом рассмотрения II части данной работы. Итак, на данном этапе мы имеем цивилизацию технократического типа, основные приоритеты которой нацелены на дальнейшее расширение власти над природой без учета возможных последствий; систему «Человек – Природа», в которой стрелки резко смещены в сторону преобразующей деятельности человека. С эпохи Возрождения, когда человек был поставлен в центр мироздания, а Природа низвержена до его служения, исподволь складывался тип технократического мышления. С зарождением промышленной революции и индустриализма складывалась соответствующая совокупность представлений о месте и роли человека в природе и обществе. Постепенно наиболее развитые научные представления физических наук, особенно механики, легли в основу не только физической картины мира, но и стали ядром мировоззрения. Это механистическое мировоззрение было, прежде всего, антропоцентрическим. Оно фактически допускало вседозволенность человеческой деятельности в природе.
После этого, в 8 классе, в курсе География России завершается формирование естественно-научных основ природопользования, ознакомлению с которыми посвящен целый раздел. На этом этапе впервые в школьной географии появляется понятие, интегрирующее вопросы взаимодействия человека и природы – «Географический прогноз». В число умений включается оценка природных условий и ресурсов, выявление возможностей хозяйственного использования отдельных природных ресурсов и выполнение правил природоохранного поведения. На этом, заключительном этапе, школьники не только знают какие виды воздействия, оказывает человек на компоненты ПТК по отдельности и в целом, но и могут предсказать как после воздействия на один компонент ПТК измениться другой и какие необходимо предпринять меры для избежания отрицательных изменений ПТК в целом. В соответствии с содержанием учебных программ и учебников наметилась определенная логика применения географического прогнозирования согласно которой процесс осуществляется в следующей последовательности: Изучение географических объектов, не измененных хозяйственной деятельностью человека; ознакомление с их структурой, динамикой, хозяйственной оценкой природных условий и ресурсов; Изучение изменений географических объектов и явлений под влиянием хозяйственной деятельности человека; Оценка последствий воздействия человека на природу; Прогнозирование с использованием моделей, изучение основных направлений оптимизации взаимодействия человека и природы.
Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба. Негативные проявления стихийного характера сил природы и общества, связанные с материальными потерями в первом приближении воспринимаются людьми как случайные события, однако их периодическое наступление доказывает, что они имеют объективный, закономерный характер, связанный с противоречиями экономических отношений и проблемами техногенного характера. Процесс воспроизводства представляет собой конфликтное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общественного характера. С одной стороны — противоречия между человеком и природой, с другой — общественные противоречия. В совокупности взаимодействия различных противоречий в производстве и жизнедеятельности создают объективные условия для проявления негативных последствий, имеющих случайный характер. Возникает риск. Риск объективно присущ различным стадиям общественного воспроизводства и любым социально-экономическим отношениям. Возмещение ущерба, вызываемого проявлением разрушительных противоречий от взаимодействия сил природы и общества, порождает необходимость установления определенных взаимоотношений между людьми по предупреждению, преодолению и ограничению разрушительных последствий стихийных бедствий.
В Москве создается единая система мониторинга водных ресурсов (мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды, не включая управление качеством последней). Ее создание позволит оперативно оценивать качество воды в Москве-реке и ее притоках, эффективно анализировать состояние водоемов. Комплекс мер по охране, восстановлению и оздоровлению водных объектов Москвы должен способствовать поддержанию естественного баланса воды, а поддержание водонесущих коммуникаций в надлежащем виде – уменьшению инфильтрационного питания грунтовых вод и подъему их уровня (анализ современных и ретроспективных материалов показывает, что подтопление в Москве носит масштабный характер как по значительности негативных последствий, так и по территориальному охвату). Московский регион – один из крупнейших урбанизированных регионов мира. В условиях городов-мегаполисов типа Москвы проблемы взаимодействия человека и окружающий среды чрезвычайно обостряются. Для успешного решения этих проблем и проблем сохранения природных ресурсов необходимо создание специальной системы управления. Структура и функционирование подобной системы хорошо видны на примере Москвы.
Высокая миграционная подвижность населения, освоение новых обширных территорий с суровыми природно-климатическими условиями, внедрение новой технологии производства, процессы урбанизации и другие социальные преобразования существенно меняют характер взаимодействия человека с окружающей средой. В результате этого поддерживается постоянное напряжение физиологических систем и, таким образом, возникает дисгармония между биологической природой человека и средой обитания. Научно-техническая революция существенно изменила условия профессиональной деятельности больших континентов населения, значительно снизив физические нагрузки и повысив эмоциональной напряжение, связанное, например, с обеспечением сложных технологических процессов. Рассматривая глобальные последствия влияния научно-технической революции на биосферу планеты и самого человека, американский ученый Н.Винер писал: «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя.» Современного человека нужно изучать во всей глубине и сложности его физических возможностей и духовного потенциала, которые наиболее точно раскрываются в экстремальных условиях, требующих предельного напряжения физических резервов организма и волевых качеств.
Отныне межправительственные мероприятия, связанные с конференционным процессом, будут осуществляться в рамках системы ООН. При этом главными, определяющим политику в этой области форумом станет Генеральная Ассамблея, которая будет обеспечивать общее руководство деятельностью правительств, системы ООН и соответствующих договорных органов. Р е з ю м е . Масштабы взаимодействия современного общества с природой оказались настолько велики, что возникла реальная угроза нарушения сбалансированности обмена между ними, введение образование серьезных изменений в этот обмен с нежелательными последствиями для человека и мирового развития. Всевозростающая интенсивность воздействия человека на окружающую среду и на структуру жизне-обеспчение нашей планеты вызывает к жизни такой риск, короый в конечном счете может быть даже опасным и трудным, чем ядерная угроза. И разрешения этой проблемы основывается на сдерживании и принятий конкретных мер раньше чем дел зайдет слишком далеко, опираясь на всечеловеческую экономическую базу решений экологического кризиса.
При переводе на русский язык не удалось найти однозначно соответствующего термина, и словосочетание 'устойчивое развитие' нередко ассоциируется со стабильностью, устойчивостью в механическом смысле, что не отражает адекватно содержание обозначаемого им понятия. На наш взгляд, понятие устойчивого развития объединяет представления о двух основных признаках - антропоцентрическом и биосфероцентрическом. Под первым понимается возможность выживания человечества и его способность к дальнейшему неопределенно долгому поддерживаемому (управляемому) развитию. Биосфероцентрический признак означает сохранение биосферы (и ее устойчивости) как естественной основы жизни на Земле и ее естественной эволюции. Сама идея УР связана не просто с преодолением антропоцентризма и принятием вместо него биоцентризма, а с их интеграцией в единую коэволюционную систему человек - общество - природа, способную к ноосферогенезу . В концепции УР соединяются знания из всех основных областей науки, но наиболее существенными на современном этапе ее развития оказываются философско-мировоззренческие взгляды и прогнозы грядущего взаимодействия природы и общества.
Учителя биологии затрудняются в методике обучения, сочетающей рациональное познание с эмоционально-ценностным развитием учащихся. В результате большинство старших школьников (более 70 %) недостаточно раскрывают ценностное значение объектов живой природы, не умеют оценивать последствия деятельности человека в биосфере. Обращение к ценностям экологической культуры требует пересмотра содержания темы об антропосоциогенезе, традиционно рассматривающей человека вне связи с биосферой. Эволюционный аспект этой темы должен быть дополнен экологическим за счет сокращения эмпирического материала о доказательствах животного происхождения человека, морфологических и анатомических подробностях описания ископаемых гоминид. В экологический аспект может войти краткое освещение основных этапов взаимодействия человека и природы, анализ культурно-исторических истоков экологических кризисов прошлого и путей выхода из них, выяснение причин современной экологической ситуации, раскрытие значения биосферно-ноосферного знания для направляемого развития общества и природы, сохранения и укрепления жизни на Земле.
Необходимо сохранять естественные агробиоценозы, генофонды, увеличивать площади зеленных насаждений. Растения на 1 гектаре сквера или сада за час поглощают углекислого газа столько, сколько за это время выдохнут более 200 человек. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ее эволюционном развитии, а также переходе биосферы в ноосферу (сферу разума) является современной философией естествознания на прочной диалектической основе. В ноосфере действуют сложные разносторонние взаимодействия человека, общества с природой, и ход научной, социальной мысли, практических действий должны быть направлены на устранение или уменьшение влияния неблагоприятных для будущих поколений человечества последствий технического прогресса, на сохранение динамичного равновесия биосферы и приумножение ее природных богатств. Формирование и гармоничное совершенствование ноосферы является одной из приоритетных задач человечества на современном этапе цивилизации. Как отмечал В.И. Вернадский, в ноосфере человек впервые становится крупнейшей геологической силой. «Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было ранее.
Необходимо научное обоснование синтеза природных процессов и деятельности человека. Законы формирования, функционирования и развития техноприродных систем не являются ни чисто природными, ни чисто социальными, они дают знания об особых процессах при взаимодействии человека и природы. Учет этих законов как раз и должен обеспечить коэволюцию, т. е. совместное развитие природы и человеческого общества. Отношения человека с природой можно разделить: на природоведение — познание объективных законов возникновения, развития, функционирования отдельных компонентов природы и их совокупности в виде природно-территориальных комплексов или геосистем различной значимости; природопользование — вовлечение в общественное производство вещества, энергии и информации, содержащихся в компонентах природы, получение определенных услуг для удовлетворения материальных и культурных потребностей человеческого общества; природообустройство — согласование требований природопользователей и свойств природы, придание ее компонентам новых свойств, повышающих потребительскую стоимость или полезность компонентов природы, восстановление нарушенных компонентов и защита их от негативных последствий природопользования.
И наконец, совершенно особое значение, неоценимое для воспитания детей и подростков, имеет их общение с живой природой, растениями, птицами и особенно с животными. Ученики, которые занимаются общественно полезным трудом, учатся ответственности, ухаживая за растениями и животными, развивают в себе человеческую способность эстетического общения с прекрасными природными явлениями. Такое общение имеет целебное, психотерапевтическое свойство, снимает нервное напряжение, варьирует последствия стрессов. О состоянии нравственности растущей личности во многом можно судить по его отношению к животным характеру общения с ними.Вопрос 2. Проблемы коммуникации в межличностном общении. Причины возникновения проблем коммуникации - непонимания Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми; 2.
Особое место занимает загрязнение океана нефтью и нефтепродуктами. Естественное загрязнение происходит в результате просачивания нефти из нефтеносных слоев, главным образом, на шельфе. Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ (дампинг), в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10% от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. При организации системы контроля над сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса. 2. Экологический кризис и его последствия В глобальной системе «человек – природа» можно выделить пять систем, находящихся во взаимодействии.
Вот почему идея "экологизации" учебных дисциплин (т.е. формирования у школьников экологической культуры) приобрела в настоящее время исключительно важное значение. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе обучения физики связано, прежде всего, с формированием у них представлений о целостности природы, взаимосвязи протекающей в ней явлений и их причинной обусловленности, о взаимодействии человека и природы и нарушение вследствие этого некоторого баланса природных процессов. Экологическая направленность преподавания физики усилена главным образом в результате рассмотрения природных явлений, а также влияния человеческой деятельности на окружающий мир. Это позволяет добиться того, чтобы школьники глубже, полнее и правильнее понимали всё более усложняющееся взаимодействия общества и природы, знали об опасности непродуманного вмешательства человека в её жизнь, умели ориентироваться в информации об охране и использовании природных ресурсов, которую они получают из научно-популярной литературы, радио и телепередач, могут оценить экологические последствия некоторых технических решений и использовать свои физические знания для активной защиты окружающей среды.
![]() | 978 63 62 |