![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Вопросы анализа и регулирования платежного баланса | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
От ведения этого заседания с такой повесткой Горбачев долго уклонялся. Неоднократные переговоры с ним, мои лично и особенно В. Щербакова, определенного докладчиком по антикризисной программе, долго не получали положительного эффекта. Кабинет Министров СССР в разном составе неоднократно рассматривал вышеуказанные вопросы. Всем было ясно, что требуются кардинальные политические решения. Поэтому Горбачев тщательно избегал аудитории, где он не смог бы в очередной раз одному сказать, что пошел сюда, а другому туда, а сам, в конечном итоге, ушел бы домой, чтобы, встречаясь с политиками, давать поручения подготовить предложения руководителям экономики и наоборот обещать хозяйственникам собраться и решить политические вопросы с государственным руководством республик. На заседании, о котором идет речь, не подвергалась сомнению необходимость закупки зерна, прежде всего фуражного, за рубежом, необходимость регулирования платежного баланса для обеспечения процесса производства и потребления в рамках международного разделения труда
Это позволило бы выиграть время и накопить силы для осуществления структурно-технологической перестройки производства и институциональных преобразований, создания российской модели социально-рыночной экономики. Как представляется, первоочередными задачами валютно-финансовой политики должны стать пресечение утечки капитала, а также безналогового и теневого внешнеэкономического оборота, увеличение таможенных платежей. Именно во внешнеэкономической сфере имеются наиболее крупные резервы увеличения собственных бюджетных расходов и сальдо платежного баланса. Анализ статистики платежного баланса и внешней торговли показывает: вопреки распространенным представлениям о причинах обвала рубля, главную роль здесь сыграла не недостаточность экспортных расходов и внешних заимствований, а широкомасштабная утечка капитала. При важности рационализации бюджетных расходов, совершенствования налоговой системы и стимулирования экспорта все же следует признать: борьба с теневым оборотом всеми законными методами, как экономическими, так и административными, пресечение утечки капитала и экономической преступности являются базисными функциями государства при любой модели государственного регулирования экономики.
Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки Центрального банка, кредитные ограничения, ограничение роста денежной массы. 2.PДевальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. 3.PВалютные ограничения
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Кафедра государственного управления экономическими системами КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «Денежно-кредитное регулирование экономики» Платежный баланс и оценка его состояния Специальность: государственное управление и экономика Слушатель: 5 Минск 2010 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС КАК ОБЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 1.1 Понятие, сущность и особенности платежного баланса 1.2 Назначение и структура платежного баланса 2 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 2.1 Методы регулирования платежного баланса РБ 2.2 Анализ основных показателей платежного баланса РБ за 2009-2010 гг. 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РБ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами: Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других.
Денежная эмиссия может быть неинфляционной только при значительных темпах экономического роста, поскольку растущая экономическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который и поглощает часть дополнительной денежной массы. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических агентов. В целом монетизация может быть использована как способ решения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случаях, когда, например: 1)Pимеется значительный внешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешних источников; 2)Pвозможности внутреннего долгового финансирования практически исчерпаны; 3)Pвалютные резервы Центрального банка истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей; 4)Pэкономика способна выдержать высокую инфляцию, а граждане уже привыкли к постоянному росту цен
Есть разные способы регулирования платежного баланса, но наиболее действенные, на коротком периоде времени, прямой контроль. Именно его чаще используют, хотя именно они имеют наименьшие положительные отклики у населения. Например, в России для уменьшения импорта автомобилей были введены таможенные пошлины (так же для увеличения поступлений в бюджет). 2000 год для платежного баланса России стал переломным. Впервые итоговое сальдо было положительным, впервые сальдо торгового баланса было таким большим, впервые было выплачено такая большая сумма по внешнему долгу. В тот год нас пытались убедить, что в экономики России начался невиданный подъем. Но спустя годы можно сказать, что такого подъема не было, были только удачные стечения обстоятельств: повышение цен на нефть, списание части внешнего долга перед Лондонским клубом и т.д. Главное, что было достигнуто – стабилизация платежного баланса. В итоге, платежный баланс является одним из важнейших инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Он активно используется для определения фискальной политики, при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса.
Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами. Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием – устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования. Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.
Выделяют следующие основные методы государственного регулирования платежного баланса. 1. Прямой контроль включает регламентацию импорта посредством таможенных и других сборов, ограничения или запрета на перевод за границу доходов по иностранным капиталовложениям и денежным трансфертам частных лиц, сокращение безвозмездной помощи, экспорта краткосрочного и долгосрочного капитала и др. 2. Использование дефляции (борьба с инфляцией) преследует решение внутриэкономических проблем. Однако дефляция в порядке побочного эффекта улучшает состояние платежного баланса. 3. Изменение обменного курса, которое при любом режиме (фиксированный, гибкий) валютного курса находится под контролем и воздействием государства. Анализ товарной структуры экспорта России в 2008 г показал, что наибольшая часть экспорта РФ приходится на страны дальнего зарубежья, доля стран СНГ составляет менее 10%. В структуре экспорта в страны дальнего зарубежья наибольшую долю занимают минеральные продукты (42.81%) и топливно-энергетические товары(42.32%). Анализ товарной структуры импорта России в 2008 г. показал, что наибольшая часть импорта в Россию приходится на страны дальнего зарубежья, в структуре импорта из этих стран наибольший удельный вес приходится на машины, оборудование и транспортные средства (56,12%) и продовольственные товары (12.51%). Положительное сальдо счета текущих операций достигается за счет экспорта сырьевых товаров, так как экспорт высокотехнологичных товаров и продуктов высокого передела имеет отрицательное сальдо.
Концепции неуравновешенного платежного баланса и методов их выравнивания в условиях различных международных денежных систем. Первые два раздела, вместе взятые, получили название теория международной торговли, а два вторых — финансовая теория мировой экономики. Первые два раздела представляют микроэкономический аспект международной экономики, поскольку рассматривают закономерности реализации хозяйственных связей между двумя конкретными субъектами мировой экономики (отдельной личности, фирмы, государства) на примере движения товаров и факторов производства, а также их рыночных характеристик (спрос, предложение, цена и пр.). В реальной жизни страны обмениваются многими товарами, услугами и факторами производства. Балансы платежей суммируют общие доходы и расходы от всех международных сделок. Общая сумма международной торговли и необходимость регулирования платежных балансов, как правило, отражают агрегированные объемы выпуска продукции, доходов и общего индекса цен торгующих наций, поэтому третий и четвертый разделы теории мировой экономики попадают в сферу макроэкономического анализа.
Завершив рассмотрение центральных понятий системы платежного баланса, я перехожу к ее значению для функционирования экономики страны.4. Идеи Дж.М.Кейнса и анализ платежного баланса Введение как в анализ сальдо платежного баланса, так и в экономическую науку в целом, идей Кейнса началось с публикации его фундаментальной работы “Общая теория занятости, процента и денег” (1936). Но даже до этого момента обнаружилось противоречие между существовавшими подходами к анализу сальдо внешней торговли и результатами эмпирических исследований. Во-первых, на примере нескольких стран в условиях как плавающих, так и фиксированных валютных курсов, было показано, что в долгосрочной перспективе объяснение изменения сальдо внешней торговли с помощью механизма потока наличности полностью подтверждается статистическими данными. С другой стороны, измеренные значения эластичности спроса в странах нетто-экспортерах оказались чрезвычайно низкими. Таким образом, сложилось мнение о переоценке роли изменения относительных цен в классическом анализе платежного баланса.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1)государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода ,перераспределяемого через государственный бюджет ; 3)непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта , заемщика; 4)регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля. Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно- кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса ,а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса , направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно- экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансирование в отношении государственных хозрасчетных предприятий полностью себя изжило. Оно сохраняет право на существование, но как исключительная мера в порядке оказания финансовой помощи хозорганам, оказавшимся в затруднительном положении ввиду особенностей реализации производимой в интересах общества продукции, неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, кризисных явлений в экономике и т. п. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а так же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов. 3.Международный государственный кредит. Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более менятся, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.
Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных. Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции - партнерство и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом. VI. Платежный баланс Украины. Платежный баланс СССР являлся секретным документом и не опубликовывался. Делались лишь неофициальные оценки. Платежный баланс Украины впервые был составлен за 1992 г. по методологии МВФ и опубликован. Основным источником валютных поступлений Украины является экспорт товаров. Его состояние влияет на размер импорта товаров и услуг, возможности обслуживания внешнего долга (см. Приложение 1). За 1994 - 1995 гг. Объем экспорта и импорта Украины немного увеличился, но структура их меняется. В значительной степени это связано с ликвидацией государственной монополии внешней торговли и децентрализацией внешнеэкономической деятельности.
Был введен золотой стандарт , который предполагал обязательное использование золота в международных расчетах путем свободного его перелива из одних стран в другие. Государство должно было следить лишь за использованием золота определенной массы и чистоты, поддержанием паритета бумажных денег (банкнот, казначейских билетов и других денежных знаков) с золотом (соотношение национальных валют по их золотому содержанию – золотой паритет), обладать необходимыми резервами золота с целью устранения несбалансированности платежного баланса. С началом Первой мировой войны золотой стандарт перестал существовать, и в 1922 году на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту.Это означало, что основным средством международных расчетов становились заменители золота – девизы, т.е. национальные или коллективные валюты. В результате существенно расширялся экономический инструментарий государственных органов осуществления международных расчетов, регулирования платежного баланса, что в конечном итоге привело к замене системы золотого стандарта.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики. Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием основного (платежного) баланса, которое в значительной степени может автономно влиять на уровень валютного курса независимо от движения долгосрочных капиталов и текущих платежей. Однако равновесие платежного баланса не обеспечивает автоматически краткосрочную стабильность валютного курса, хотя в отношении среднесрочного курса оно часто оказывается единственным эффективным средством. В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной слишком интенсивной экономической экспансией в стране, возможны различные схемы возврата к равновесию: изменение цен, прямое регулирование с помощью денег или изменение процентной ставки. В регулировании платежного баланса с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.
Особой формой кредитных отношений является лизинг — предоставление лизинговыми компаниями оборудования, судов, самолетов и т.д. в аренду фирмам на срок от 3 до 15 лет и более без перехода права собственности. Лизинг включает организацию и кредитование транспортировки; монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга; обеспечение запасными частями; консультационные, организационные и информационные услуги. Под периодом лизинга понимают срок, в течение которого сданные в лизинг средства производства находятся на балансе лизингодателя, а лизингополучатель использует их в своей хозяйственной деятельности, выплачивая лизинговой компании установленные платежи. Формой международного кредита являются также факторинговые операции — покупка специализированной финансовой компанией денежных требований экспортера к импортеру и их инкассация. Заключение Международный кредит традиционно играл роль фактора, который главным образом обслуживал внешнеторговые связи между отдельными странами. Во второй половине нашего столетия положение стало все более меняться, и к настоящему времени фактически уже сформировался международный рыночный механизм кредита, который опосредует не только сферу международной торговли товарами и услугами, но и процессы реальных инвестиций, регулирование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стран-дебиторов.
Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий. В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы. Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1)государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы; 2)возрастание доли (до 40-50%) национального дохода ,перераспределяемого через государственный бюджет ; 3)непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта , заемщика; 4)регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям. Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
![]() | 978 63 62 |