![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Два одинаковых существительных в усилительном сочетании, из которых одно стоит в форме именительного падежа, а другое творительного, пишутся раздельно: Я поставлен порядок соблюдать, чтобы работа шла честь честью (Гл.); дружба дружбой; честь честью; чин чином; чудак чудаком. РАЗДЕЛ 5 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами В предложениях с обособленными членами используются следующие знаки препинания: запятая, тире. WP18. Обособленные определения Согласованные определения 1.PОбособляются (отделяются запятой, а в середине предложения выделяются с двух сторон запятыми) распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависящими от него словами (так называемые определительные обороты), стоящие после определяемого существительного или субстантивированного слова: По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы, наполненные чёрным виноградом (Л.Т.); Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству (Купр.); Стоят и те трое, хмурые все (М.Г.)
На материале слова тестируются: 1) соотнесение графического образа слова со значением; 2) определение значения слова на основе анализа его структуры; 3) знание значений суффиксов и префиксов; 4) установление смысловой связи производных и сложных слов со значением образующих основ. В задания подобного типа, как правило, включаются слова в их словарном значении. На материале отдельных предложений в тестах проверяется: 1) определение значений слов; 2) понимание синтаксической структуры предложений. В первом случае объектом контроля в предложении является определение: а) нового значения знакомого слова; б) значения незнакомого слова; в) контекстуального значения слова. Проверка навыков понимания синтаксической структуры предложения ориентирована на: а) узнавание в предложении слов, имеющих основное смысловое значение; б) определение смысловой связи отдельных компонентов предложения; в) определение функций слов в предложении; г) дифференциацию функций и значений омографических явлений; д) выделение основных компонентов развернутых конструкций; е) объединение компонентов сложной структуры, «разбросанных» в предложении; ж) расчленение структуры сложного предложения на структуры простых, его составляющих; з) определение функций придаточных предложений в составе сложноподчиненного; и) определение по значению союзов и союзных, слов, характера смысловой связи простых предложений в составе сложного; к) определение смысловой связи бессоюзных предложений; л) определение функций знаков препинания в предложении.
Разговорные конструкции в языке газет. Киев, 1971. 19 См.: Шварцкопф Б.PС. Внимание: кавычки!, Рус. речь. 1967. P4. 216 20 См.: Волгина Н.PС. Понятие факультативности применительно к употреблению знаков препинания, Современная русская пунктуация. М., 1979. 21 См.: Гостеева С.PА. О функциях знаков препинания в предложениях, содержащих компоненты с двусторонней синтаксической связью, Современная русская пунктуация. М., 1979 (оттуда заимствованы и эти примеры). 22 Гвоздев А.PН. Современный русский язык: Сб. упражнений. М., 1964 (оттуда заимствованы и эти примеры). 23 См.: Ширяев Е.PН. Соотношение знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, Современная русская пунктуация. М., 1979. 24 См.: Гришко Ф.PТ. Возможное варьирование знаков препинания, Рус. яз. в школе. 1973. P5 (оттуда заимствованы и некоторые примеры); Барулина Н.PН. О некоторых закономерностях в смешении тире и двоеточия, Современная русская пунктуация. М, 1979. 25 См.: Макаров В.PГ. О знаках препинания в одном из типов бессоюзных сложных предложений //Рус. яз. в школе. 1977
Ну, беда: заговорит он нас теперь! (А.П. Чехов. Мороз) С восхищение описывает Пришвин степь, где находится соленое озеро и над всем чистое солнце: “Знаете, как ездят в степи? Все закружилось, впереди блестит соленое озеро, назади блестит соленое озеро, впереди белеет юрточка, назади осталась белая, как птица, впереди черная мусульманская могила, и назади колеи, как две зеленые змеи, впереди и назади все одинаково, и над всем открытое чистое солнце!” (здесь автор обращается к читателю; возвышенно, эмоционально окрашена речь автора). Эмоционально-экспрессивной окрашенностью могут характеризоваться предложения с разной целевой установкой. Одно из основных функциональных значений восклицательного знака имеет интонационно-смысловое основание. В произведении одно предложение отделяется от другого паузой, и знак препинания служит ее сигналом. Знаки препинания конца предложения выполняют две основные функции. Одно и другое функциональное значение совмещаются в каждом из этих знаков и выражаются ими одновременно. Их значения имеют связь с синтаксическими, смысловыми и интонационными свойствами предложения.
Упражнение 3 Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. 1.PВ человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 2.PПоручни компасы бинокли все было медное. 3.PПовсюду в клубах на улицах на скамейках у ворот в домах происходили странные разговоры. 4.PВ защиту болгар выступили В.Гюго Ч.Дарвин О.Уайльд Л.Толстой Ф.Достоевский Д.Менделеев. 5.PУлыбку смех и радость и покой я все забыл. 6.PНи птица ни зверь ни человек никто и ничто не ускользнет от зоркого взгляда сильного ловкого и умного хищника орла. 7.PХвойные породы деревьев как-то ель сосна пихта и другие называются красным лесом или краснолесьем. 8.PДомашние животные а именно лошадь корова овца приносят людям пользу. 9.PВ каждом человеке есть сила и слабость мужество и страх твердость и колебание. 10.PОт дома от деревьев и от голубятни и от галереи от всего побежали длинные тени. 11.PБрезент палуба чемоданы перила все было мокро от тумана. 12.PБричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же небо равнину
Здесь, как уже было упомянуто, важно учитывать словарное богатство (тезаурус) потребителей, чтобы не оттолкнуть людей непонятными словами. В печатных СМИ следует избегать частого употребления цифр (процентов и частей), длинных предложений с большим количеством разнообразных знаков препинания (первое предложение должно быть не больше семи слов), сложных композиционных построений и редких средств языка. Также раздражает аудиторию излишнее акцентирование чего-либо (это зачастую воспринимается как давление), постоянное повторение одной и той же мысли, слишком большой объем информации, аббревиатуры (особенно в печати) и т.п. Привлечь же читателей может оригинальный заголовок (в котором необходимо упоминание ключевых для статьи слов), интервью с известными людьми, описание ярких моментов и деталей, ситуативность (статья дополняется конкретными общеизвестными примерами), конфликтность повествования, диалоги с аудиторией (на радио и телевидении – интерактивные передачи), эмоциональность. Однако для журналистов недопустимо играть на дурных склонностях людей, привлекая читателей за счет использования в материале обсценной лексики и юмора «ниже пояса».
Но волосы утомившись от экспериментов, стали тихо выпадать параллельно приобретая неживой вид тут только Ирочка и спохватилась. "Еще месяц таких экспериментов и станешь лысой!" Итак, эксперименты над собственной внешностью с треском провалились. Зато подружки приобрели опыт, за который сколько ни заплати не переплатишь. Вы спросите зачем я все это рассказала? Нужно ли знать об ошибках предшественников или каждый должен сделать в жизни свои ошибки решать не мне. 6. Запятая и тире как единый знак в сложноподчиненном предложении. Запятая и тире в качестве единого знака употребляются в сложноподчиненных предложениях в следующих случаях: Если ряд однородных придаточных стоит перед главной частью, которая выполняет обобщающую функцию, при этом предложение распадается на две части, и перед главной частью делается длительная пауза: Сколько лет король так жил с такой женой, что поддерживало его в трудные минуты, почему он не сделался злым и жестоким, - этого я не могу объяснить. Если слово повторяется в придаточной или в главной части, то перед повтором ставится запятая и тире, чтобы связать дальнейшую часть предложения именно с этим словом: Он знал, что все, кто когда-либо его обидел, кто не подавал ему руки в трудную минуту, - все ответят за это.
В упражнении подобраны слова на различные орфографические правила: правописание безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых согласных; правописание звонких и глухих согласных перед согласными, на конце слова. Прору.ь, бере.ка, в.ршина, сн.жок, ненас.ный, хле., пала.ка, м.стерская, мес.ность, шка.чик, ст.рожка, чудес.ный, була.ка, подру.ка, д.жди, ж.лток, ле.ко. 2. Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в предложенном тексте на целый ряд правил правописания. Такие упражнения уже не являются просто воспроизводящими Они требуют от учащихся сложной аналитико-синтетической деятельности. 3. Вставка букв, слов или расстановка знаков препинания на ряд правил в сочетании с объяснением выполняемых действий. Это практическое задание является еще более сложным, так как требует непременного воспроизведения формулировки того или иного грамматического правила и аргументированного его применения, в то время как при объяснении готовых написаний или расставленных знаков препинания и расстановке знаков или вставке букв, слов без их объяснения при самостоятельном выполнении заданий учащихся не всегда основательно анализируют структуру предложений и вникают в смысл применяемых правил. 4. Тренировочные диктанты (объяснительный, предупредительный, выборочный и т.д.), если они ставят целью совершенствование умений и навыков по применению целого ряда правил правописания и охватывают своим содержанием материал целого ряда уроков и тем.
Кстати, придаточной в таких предложениях считается первая часть, где изъятие союза невозможно : Лишь только Буратино засыпал денежки, как из-за деревьев выскочили полицейские бульдоги. Союзное слово "как" в сочетании с частицей "ни" употребляется в придаточном уступительном: Как ни старался Буратино разобрать слова Карабаса, ему не удалось понять, где же находится заветная дверца. В таких предложениях устанавливаются обобщенно-уступительные отношения (то есть такие, в которых подчеркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной ). Написание "ни" здесь подчеркивает утвердительный, а не отрицательный характер всей придаточной части. Все приведенные выше примеры подчиняются основному правилу постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении: запятая ставится между главной и придаточной частями, а если придаточная оказывается внутри главной, то придаточная выделяется запятыми с обеих сторон. ЗАДАНИЕ 1 Расставьте знаки препинания, определите типы придаточных. Лишь только фея закончила преображение Золушки как та рискнула посмотреть на себя в зеркало и ахнула от восторга и удивления.
Катерина боится грозы и воспринимает любое знамение на свой счет и в панике признается в своем грехе при большом скоплении народа. По знанию ситуации ясно, что третье сказуемое здесь вводит новое действие герои, постановка двух запятых (то есть создание ситуации перечисления) здесь будет скорее всего ошибочной. Но при создании авторского текста (школьного сочинения) приоритетная позиция в расстановке знаков препинания принадлежит автору, следовательно, в обеих фразах может оказаться по две запятых (перед каждым "и"). Однозначно ошибочной будет постановка лишь одной запятой – перед вторым союзом. Реже такая расстановка знаков бывает в сложноподчиненном предложении с однородными придаточными. В нашей коллекции есть такое предложение: Пушкин догадывался, что поэма "Медный всадник" содержит много крамольных высказываний(,) и далеко не всякий цензор пойдет на риск дать ей "зеленый свет"(,) и что публикация произведения во многом зависит не только от его художественных достоинств, но и от необразованности главного цензора.
В бессоюзных сложных предложениях роль знаков препинания более важна, чем в союзных; правила их употребления более сложны. Благодаря знакам различаются предложения одной структуры, но с разными видами отношений; ср., например: Машина остановилась, мотор заглох (перечисление); Машина остановилась: мотор заглох (причина во второй части); Машина остановилась - мотор заглох (следствие во второй части); эти предложения имеют разное строение интонации. Бессоюзные сложные предложения имеют, как и союзные, равнозначные или неравнозначные части. Этим они аналогичны сложносочиненным или сложноподчиненным. Однако в бессоюзных формально не выражена ни независимость, ни зависимость частей. Предложения равнозначного типа могут выражать два вида отношений: перечисление и сопоставление. Перечисление выражается интонацией («интонацией перечисления»), для которой характерно равномерное повышение тона в конце каждой части; количество частей не ограничено; например: Начинало светать, река туманилась, наш костер потух (Кор.). При перечислении выражается одновременность (глагольные формы несовершенного вида) или разновременность (совершенный вид); например: Густая роса лежала на измятой траве, с липовых листьев падали тяжелые капли (А. Т.); Днепра стал темен брег отлогий; с востока льется ночи тень (П.). При перечислении между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятые.
Знаки препинания и особенности употребления прописных / строчных букв оказываются такими же, как в обычном предложении, (за одним исключением – см. ниже пункт 4). Рассказывая о реакции горожан на внезапную кончину прокурора, Гоголь иронично замечает, как "тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника, точно, была душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал". Двоеточия перед кавычками нет (после союза КАК в придаточном изъяснительном оно не ставится), и первое слово в цитате начинается с маленькой буквы. Чичиков в ходе разговора о Плюшкине узнал, "что у него, точно, люди умирают в большом количестве". Перед кавычками поставлена запятая, т.к. последующий текст является придаточной частью в сложноподчиненном предложении. Фраза получилась повествовательной по цели высказывания, поэтому вопросительного знака не ставится (в "Мертвых душах" процитированные строчки входили в состав вопросительного предложения). Иногда цитируемый текст представляет собой законченную фразу, которая входит в Ваше предложение на правах его члена. Чужая речь пишется с большой буквы и заключается в кавычки, остальные знаки диктуются строем Вашего предложения.
Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные. Николенкова Н. В. В сложноподчиненном предложении (СПП) может быть две части – одна главная, другая зависимая, придаточная. В этом случае сама постановка запятой проблем не вызывает, сложность здесь иного рода – способен ли пишущий увидеть, что его предложение сложное, состоит из двух частей. Другого рода сложности возникают при постановке знаков препинания в СПП, где к одной главной части относится несколько придаточных. Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной. 1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это неоднородное подчинение. Если выпадет снег, мы пойдем гулять, чтобы поиграть в снежки. 2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одному и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Этой зимой все мечтают, когда же выпадет снег и люди смогут покататься на лыжах. 3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные "по цепочке" связаны между собой.
Метод формирования умения обосновывать условия выбора орфограмм и знаков препинаний: орфографический или пунктуационный разбор или же частичные разборы такого типа, комментированное письмо Метод формирования умения правильно писать слова и ставить знаки препинания реализовывались на каждом уроке через следующие приемы: списывание, сочинение Метод формирования умения видеть орфографические и пунктуационные ошибки и исправлять их большей частью применялся в виде контроля за работой у доски. Ученики исправляли неправильное написание или неверную постановку знаков препинания Методы формирования речевых умений. Метод формирования некоммуникативных речевых умений: Проводились упражнения, где необходимо было по смыслу вставить подходящий предлог или союз, реконструировать предложения из сложноподчиненного и сложносочиненное. Метод формирования коммуникативных речевых умений реализовался в ходе работы над сочинением по картине (составление плана, рассказ о личных впечатлениях от спорте, которому посвящена картина) В ходе уроков русского языка были применены такие средства обучения как наглядные пособия, письменные упражнения, эмоциональными средствами служил подбор дидактического материала определенного содержание, который должен быть увлечь учеников своей яркостью и познавательной стороной.
Сравнения, употребляемые М.И.Цветаевой в автобиографической прозе, гораздо богаче лирических экспрессивными синтаксическими конструкциями. Это простые двусоставные неполные предложения: . сосны! С шумом, с треском, с краской, с запахом, после ивового однообразия и волнообразия - целый пожар! (70, т.5; 80); Простые номинативные полные предложения, входящие в состав бессоюзного сложного: За ужасом звука я даже забывала ужас вида: стальная палка, вылезающая, как палец, и с маниакальной тупостью качающаяся за живой спиной. (70, т.5; 21); эллиптические предложения: Первое мое видение музея - леса. По лесам, - как птицы по жердям, как козы по уступам, в полной свободе, высоте, пустоте, в полном сне. (70, т.5; 156); парцеллированные конструкции: Дети, действительно, жили под родителями, как под спудом: то, по чему родители со всеми их тяжестями, всей совей тяжестью, ступали, было для детей- верхом, то есть попросту лежало у них на головах. Вроде Атлантов, держащих небосвод с небожителями. (70, т.5; 114) Явление парцелляции подразумевает под собой "членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы". (1; 401). Выделяться в самостоятельный сегмент после точки (или другого знака препинания) могут как члены предложения, например: Когда я . узнала о смерти Нади, первое, что я почувствовала, было.: нагнать. Вернуть по горячему еще следу.
Оборудование урока, средства обучения: 1. Русский язык. Практика. Учебное пособие для 6-7 кл. общеобразовательных учебных учреждений. Г.К. Лидман-Орлова. Научный редактор В.В. Бабайцева. М. Просвещение , 1993г. 256с. 2. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В.В. Бабайцева. М. Просвещение. 1993г. 256с. 3. Граф проектор. 4. Тетради, ручки, карандаш. План урока. 1) Организационный момент. 1 мин. 2) Синтаксическая пятиминутка 5 мин. 3) Объяснение нового материала (беседа) 15 мин. 4) Закрепление нового материала 15 мин. 5) Итог урока 2 мин. 6) Задание на дом 2 мин. Развернутый конспект урока. 1.) Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы изучи новую тему «Наречие – как часть реи». Также мы повторим постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Ученики записывают). 2.) Синтаксическая пятиминутка. Учитель: Урок мы начнем с синтаксической пятиминутки. Давайте У доски запишем на доске и в тетрадях предложение под диктовку и работает 1 произведем синтаксический разбор ученик .В Шел дождь, барабаня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл случае ветер в трубе. ошибок его Ученик: Данное предложение сложное, состоит из двух частей, исправляет соединенных союзом И, перед которым ставится запятая.
Привычный способ построения предложений, стабильность грамматических ошибок, допускаемых пишущим или наоборот отсутствие таковых - все эти данные в совокупности с другими особенностями письма могут служить идентификационными признаками письменной речи. Такая категория как общий уровень грамотности пишущего в зависимости от встречающихся в тексте грамматических ошибок определяется как низкий, средний, высокий: > низкий характеризуется наличием многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; > средний характеризуется отсутствием грубых ошибок в простых случаях правописания, но наличием их в сложных случаях; > высокий характеризуется отсутствием орфографических, синтаксических ошибок и обоснованной расстановкой знаков препинания. Под лексическими признаками письменной речи понимается совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей на бумаге. К языковым средствам относятся лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства. Лексика представляет собой словарный запас, совокупность слов активно употребляемых автором текста.
Подумайте, как его можно озаглавить. Вы обратили внимание на то, что текст дан без названия. Так вот вы сами и озаглавьте его. б) Чтение текста учащимися вслух по абзацам «цепочкой» (4чел.) - О чем прочитал каждый из вас? в) Озаглавливание текста. - Как же озаглавим этот текст? «Весна пришла», «Начало весны», «Голубой март». г) Ответы учащихся на вопросы учителя к тексту. - Как изменилась неживая природа с началом весны? Какая стала земля? Небо? Как ведут себя живые существа? Почему март называют голубым? Докажите. д) Выборочное чтение. - Найдите в тексте предложения, в которых описывается лес. Найдите слова, которыми описывается первая зелень. А кто из вас видел, как распускаются деревья и кусты? Так какие же признаки ранней весны? Найдите в тексте предложения, в которых выражается восхищение тем, что наконец-то пришла весна. Прочитайте их правильно, выразительно. Объясните постановку знаков препинания в конце этих предложений. Прочитайте еще раз предложение: Наконец-то пришла долгожданная весна! Разберите его.
![]() | 978 63 62 |