![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Художественная литература о Великой Отечественной войне | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В 1812 году были случаи, когда ополченцы обстреливали разъезды дворянской конницы: мундиры незнакомые, а говорят между собой по-французски. Теперь поколения «французских эмигрантов» навсегда заговорили по-русски. Народ же был уверен — теперь-то уж точно будет воля! И не из рук завоевателей, а из рук своего же правительства. Ведь народный характер войны 1812 года отделял ее от всех предыдущих войн с Наполеоном. И очень точно сказал об этом академик В.И. Пичета: «Великий завоеватель столкнулся с великим народом и был разбит»[158]. Даже «великий демократ» и всяческий обличитель всяческого А. Герцен писал: «Народ этот убежден, что у себя дома он непобедим, эта мысль лежит в глубине сознания каждого крестьянина, это — его политическая религия. Когда он увидел иностранца на своей земле в качестве неприятеля, он бросил плуг и схватился за ружье. Умирая на поле битвы за «белого царя и пресвятую богородицу», на самом деле он умирал за неприкосновенность русской территории». Победа над Наполеоном вызвала бурный рост национального самосознания Во всей русской исторической и художественной литературе эпоха Отечественной войны 1812 года стала временем невиданного духовного подъема и патриотического воодушевления
При всем тематическом разнообразии, богатстве и разносторонности жизненного материала, широте охвата действительности, отличающих очерки Симонова, в них ясно виден тот основной круг идей, который определяет содержание его военного творчества и является общим для всей литературы Великой отечественной войны. Очерки К. Симонова проникнуты идеями уважения к родной стране, непоколебимой верности патриотическому долгу, безграничной самоотверженности в борьбе за правое дело. В творчестве Симонова-военного корреспондента нашло свое отражение морально-политическое единство русского народа, высокая сознательность, чувство личной ответственности за судьбу государства, проявившиеся в самые тяжелые для Отечества годы. 2. Убедительность военной поэзии Симонова определяется ее художественностью, конкретностью, точным адресатом его стихов, тем, что они почти всегда заканчиваются не размышлением, а призывом к действию. Первые военные стихи К. Симонова были прямым призывом, служили цели поддержания воинского духа солдат, а не только служили описанием событий военной поры, но и показывали их как результат определенного состояния человеческой души.
И поскольку писатели-фронтовики уже высказались в главном, тему эту можно считать, по существу, исчерпанной. Другая точка зрения, прямо противоположная первой, не отрицая значимости уже созданного писателями фронтового поколения, утверждает мысль о том, что возможности художественного освоения Великой Отечественной войны будут со временем все возрастать. При этом - что чрезвычайно важно - критик, один из тех, кто высказал эту точку зрения, сослался не на конкретные достижения молодых авторов послевоенной формации, но прежде всего на высказывание писателя-фронтовика, автора одной из центральных, главных книг о Великой Отечественной - романа "Война" Ивана Стаднюка, который от имени писателей-фронтовиков выразил надежду, что "наши произведения в совокупности с мемуарными книгами и явятся основой для написания кем-то из молодых главной книги об Отечественной войне". Но откуда, из каких истоков возникнуть такой главной книге, если молодые писатели не имели личного опыта Великой Отечественной? Неужели сам по себе талант способен полностью заменить такого рода опыт? А с другой стороны - неужто написанное до сих пор лишено высокого таланта и основано лишь на опыте личного участия в войне? Конечно, не талантом единым и не самим по себе личным участием в изображаемых событиях жив писатель
К началу 30-х годов большинство кустарей были кооперированы в артели. В это время изменилось назначение народных промыслов. Они стали частью советского декоративного искусства. Художественная сторона их изделий стала основной, оттеснив на второй план функции практические и утилитарные. В 1932 году на базе Кустарного музея был создан Научно- исследовательский институт художественной промышленности, призванный изучать народное искусство и оказывать практическую помощь народным художественным промыслам. Великая Отечественная война. нарушившая мирный труд, не могла не отразиться и на развитии художественных промыслов. В своих произведениях в годы Великой Отечественной войны народные мастера стремились откликнуться на волновавшие всех события. В первые годы послевоенного периода артели художественных промыслов восстанавливают свои творческие силы, воспитывают новые, молодые кадры мастеров и художников. В 1960 году решением правительства, в связи с ликвидацией промысловой кооперации, художественные артели были преобразованы в фабрики и комбинаты, которые существуют и развиваются и по сей день.
С 1949 преподаёт в Школе-студии МХАТа. С 1954 снимается в кино. С. Г. ЕФРЕМОВ, Степан Павлович (р. 1904) - якутский советский писатель. Засл. деят. иск-в ЯАССР (1957). Окончил Иркутский ун-т (1929). Первые очерки и рассказы. Е. появились в 1925. Е. написал ряд пьес о совр. жизни Якутии: героич. драму "Братья" (1936), посв. борьбе якут. народа за утверждение в республике Сов. власти, "Шаги" (1936), "Враги" (1937), "Семья Кирика" (1939), "Долг" (1942) - о Великой Отечественной войне, "Тихий берег" (1954) и комедию "Лэкиэс" (1957), посв. проблемам колхозного строительства. Все пьесы Е. пост. Якут. муз. драм. т-ром. Написал также ряд одноактных пьес для эстрады и радио. Ведёт педагогич. работу в ср. школе. Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955, с. 105-108, 142, 189-190. М. Лифш. ЕФРЕМОВА, Клавдия Григорьевна (р. 7.XI. 1916)- русская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Участвовала в художественной самодеятельности. Проф. сценич. деятельность начала в 1936 в Рус. т-ре в г. Фрунзе. Обладая выразительными сценич. данными, сильным, красивого тембра голосом, Е. вскоре заняла ведущее положение в труппе т-ра. Дарование Е. раскрылось как в драматич., так и в комедийных ролях - Лиза ("Горе от ума"), Варвара ("Гроза"), Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Тоня ("Как закалялась сталь"). Нора
Человек на войне (По одному из произведений современной литературы.) Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа. Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями. Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года. В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа. Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.
Значительно расширились и жанровые границы произведений. Стал более сложным монтаж (контрапунктический). Утвердился метод социалистического реализма. Но, пожалуй, самым важным периодом для становления отечественного кино были годы Великой Отечественной Войны. II. Особенности советского кинематографа в годы ВОВ. 1. перестройка кинопроизводства в годы ВОВ. В годы ВОВ борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил нашего народа явилась главной задачей советской литературы и всего искусства. Вот ка об этом говорил Г. В. Александров: "Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины."1 Особые условия военного времени, и особые агитационные задачи определили направление поисков и результаты творческого труда писателей, художников, мастеров театра и кино.
Ее имущество - колченогая кошка и коза. Ее дети умерли в младенчестве. В Великую Отечественную войну без вести пропал муж. Ей долго не оформляют за него пенсию. И все же Матрена не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрена напоминает библейскую героиню Марию, чуждую земных забот. Матрена у Солженицына - воплощение идеала русской крестьянки. Ее облик подобен иконе, жизнь - житию святой. Произведение А.И. Солженицына “Матренин Двор” дает яркое представление о выдающемся художественном таланте писателя, его верности правде в литературе. Сквозная тема рассказа “Матренин Двор” — сохранение человеческой души в условиях тяжелой жизни простых деревенских людей. В эти годы Солженицын в основном пишет рассказы, которые критика иногда называет повестями, - “Случай на станции Кречетовка”, ”Для пользы дела”. Его принимают в союз писателей и даже выдвигают на Ленинскую премию. И тут в жизни писателя происходит крутой поворот. Он связан с изменением общественной атмосферы. Причиной начавшейся в печати травли писателя стала публикация за границей его романов “В круге первом” (1968г.) и “Раковый корпус” (1968-1969г.), при чём без ведома самого Солженицына.
В военные училища любого профиля следовало бы ввести курсы отечественной истории и словесности, мировой культуры и этики и истории воинской культуры. Той культуры, что придает офицеру неотразимое обаяние и привлекает к нему солдат. .так как нет более творческой работы на свете , чем воспитание, и нет офицера не воспитателя. Сегодня на вопрос, смогла ли Советская Армия сберечь драгоценные традиции русского воинства, ответ однозначен; традиции несмотря ни на что, сохранены и закалены. Социологическое исследование. Я провел социологический опрос у курсантов первого, третьего и пятого курсов. Проанализировав полученные данные, могу сделать выводы о том, какую литературу предпочитают наши курсанты. Курсанты первого курса читают очень мало , 20 % из них художественную литературу не читают вообще , так как втягиваются в учебу и осваивают учебные дисциплины и им не хватает времени на постороннюю литературу . Оставшиеся 80% предпочитают чтение современных детективов ( 55%) , фантастику читают ( 15%) , и только 7% читают книги о Великой Отечественной Войне и 3%- стихотворения русских классиков.
Евтушенко «Наследники Сталина», ни острая сатирическая поэма А. Твардовского о культовых временах «Теркин на том свете». Хрущев помог литературе и искусству в восстановлении исторической правды о преддверии Октябрьской революции, о гражданской войне и Великой Отечественной войне. Хрущевым было начато исправление тех чудовищных несправедливостей и оскорблений, которые в 40-х – начале 50-х гг. были допущены по отношению к замечательным деятелям литературы и искусства (например: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян и др.). При Хрущеве стали выходить произведения М. Зощенко и А. Ахматовой. Не случайно А. Ахматова говорила о себе: «Я хрущевка». Однако, пожалуй, ни в одной сфере деятельности противоречивость хрущевской политики, соединение в ней новаторского и реакционного не проявились так наглядно, с такой острой силой, как в культуре. Хрущев как-то заметил: «В вопросах искусства я сталинист». В чем же проявились сталинские подходы Хрущева к проблемам литературы и искусства? Он категорически отверг принципы свободы художественного творчества.
Так что, чтобы посмотреть самим и показать своим детям шедевры русской живописи совсем не обязательно ехать в Санкт-Петербург и Москву - все это рядом - Некрасова,7, Поганкины палаты - музей-заповедник. Завершает музейный комплекс построенное в 1978 году архитектором Алексеевым административное здание, в котором находится экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, выставочный зал и музейный магазин, где вы можете приобрести сувениры, изготовленные нашими народными мастерами, художественные работы, а так же здесь самый, на мой взгляд, богатый выбор литературы по истории Псковщины. Все о чем говорилось в сегодняшней программе, вы можете посмотреть в любой день, кроме понедельника по адресу Псков, Некрасова,7 Поганкины Палаты с 11 до 18 часов. Музей "Приказная палата" Это белокаменное здание находится по левую руку от центрального входа в Кремль, напротив фундаментов церквей Довмонтова города. Построено оно было в конце 17 века, после того как существующее до этого деревянное здание Съезжой (как она тогда называлась) палаты сгорело. Надо особо отметить, что в 17 веке, как, впрочем, и сегодня были большие трудности с выделением средств из центра, то есть Москвы на нужды провинциальных городов.
Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Н. Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Н. Бирюкова - автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной, который около 30 лет пролежал, пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Искусство, в особенности живопись, музыка и литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Благодаря искусству, человек переживает века, историю разных стран и эпох. Искусство оказывает влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хемингуэй сравнивал искусство с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека. Также искусство учит человека, а особенно ребенка, понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты». Учителям МХК было интересно ознакомиться со статьей из методического журнала «Искусство в школе», написанной кандидатом наук г. Зеленограда В. Копцевой, которая называется «Какой быть школе будущего?» (36, стр.22). Актуальность этого вопроса несомненна: это и необъятность современного научного знания (возможно ли все это поместить в голову одного, как правило, среднего ученика?), и стремительность в изменениях этого знания (часто сталкиваешься с тем, что новое открытие устаревает, пока дойдет до школьных учебников), и психологические особенности современных детей и многое-многое другое.
"Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности." Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые-семидесятые годы. Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как "Сотников", "Дожить до рассвета", "Волчья стая" и другие. События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения. Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме. В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разному. Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности. В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет.
Фронтовая хроника «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского Из тысячи лиц узнал бы я мальчонку. А. Т. Твардовский С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасно использовал его в «Повестях Белкина». Это помогает приблизить происходящее к читателю, ощутить себя участником событий. Очевидец повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. Но этот же прием позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою, ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читая стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские бытовые сцены, та же простота и доходчивость при несомненных художественных достоинствах произведения. Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить.
Министерство профессионального образования РФ Усть-Лабинский социально-педагогический колледж. Реферат по детской литературе на тему: « Носов Н.Н.» Выполннила: студентка 2 «З» (К) курса Волченко С. Переподаватель: Щербина Л.Г. г. Усть-Лабинск 2001г НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ (1908-1976) Родился Николай Носов в семье актера. Учиться мальчик начал в гимназии поселка Ирпень, недалеко от Киева, где прошло его детство. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы. Путь в литературу. В литературу, как говорил и писал Н.Н.Носов, пришел он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа.
Вересаев пахал, косил, возил сено и снопы — отец стремился привить детям уважение к любому труду, ибо считал, что «цель и счастье жизни — труд» («Воспоминания»). На первых порах сын свято чтил идеалы отца. Его дневник и первые литературные опыты красноречиво об этом свидетельствуют. Поэтом он твердо решил стать еще в тринадцать — четырнадцать лет. Творческий путь В.В. Вересаева Редкое творческое долголетие выпало на долю В. В. Вересаева. 23 ноября (б декабря) 1885 года он, восемнадцатилетним юношей, впервые выступил в печати с художественным произведением — журнал «Модный свет» опубликовал его стихотворение «Раздумье» — и никогда уже не оставлял пера. 3 июня 1945 года, в последний день своей жизни, писатель редактировал сделанный им перевод «Илиады». Шестьдесят лет проработал Вересаев в литературе. И каких лет! Современник М. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршииа, В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был и нашим современником, современником М. Шолохова, А. Твардовского, Л. Леонова. Его романы, его повести и рассказы — страницы летописи исканий русской интеллигенции в то бурное время. Ю.У. Фохт-Бабушкин считает, что повесть «Без дороги» (1894) рисовала крах народничества, рассказ «Поветрие» (1897) написан в поддержку только-только зарождавшегося марксистского движения, повесть «На повороте» (1901) отражала борьбу марксистов против «экономистов» и либералов, повесть «Два конца» (1899 — 1903) — о вызревании протеста в рабочем классе, записки «На японской войне» славили революционные свершения народа в 1905 году, повесть «К жизни» (1908) посвящена глухому времени реакции после поражения первой русской революции, роман «В тупике» (1920 — 1923) — периоду октябрьского переворота в России и гражданской войны, роман «Сестры» (1928 — 1931) — годам строительства социализма, а самые последние рассказы, и статьи писателя рождены Великой Отечественной войной.
После свержения царизма в 1917 году возникло изречение: Погиб без славы как орел двуглавый. В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: Не топор тешет, а плотник; теперь говорят: Не трактор пашет, а тракторист. Раньше всегда говорили: Один в поле не воин. У наших солдат она зазвучала по-новому: Если по-русски скроен, и один в поле воин. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов пословицы: С миру по нитке – голому рубаха; Врет как сивый мерин- записаны в таком виде: С миру по нитке – Гитлеру веревка; Врет как сивый Геббельс. Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают и его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. Счастливые часов не наблюдают; Как не порадеть родному человеку; Молчалины блаженствуют на свете; Не поздоровиться от эдаких похвал; Числом поболее, ценою подешевле – вот несколько изречений из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц.
Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения. В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода — поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе.
![]() | 978 63 62 |