телефон 978-63-62
978 63 62
zadachi.org.ru рефераты курсовые дипломы контрольные сочинения доклады
zadachi.org.ru
Сочинения Доклады Контрольные
Рефераты Курсовые Дипломы

РАСПРОДАЖАТовары для спорта, туризма и активного отдыха -30% Всё для хобби -30% Рыбалка -30%

все разделыраздел:Искусство, Культура, Литератураподраздел:Литература, Лингвистика

Воплощение антитезы «власть – бунт» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

найти похожие
найти еще

Ручка "Помада".
Шариковая ручка в виде тюбика помады. Расцветка корпуса в ассортименте, без возможности выбора!
25 руб
Раздел: Оригинальные ручки
Брелок LED "Лампочка" классическая.
Брелок работает в двух автоматических режимах и горит в разных цветовых гаммах. Материал: металл, акрил. Для работы нужны 3 батарейки
131 руб
Раздел: Металлические брелоки
Мыло металлическое "Ликвидатор".
Мыло для рук «Ликвидатор» уничтожает стойкие и трудно выводимые запахи за счёт особой реакции металла с вызывающими их элементами.
197 руб
Раздел: Ванная
СВЕТЛАНА САНДЫРКИНА ВОПЛОЩЕНИЕ АНТИТЕЗЫ «ВЛАСТЬ – БУНТ» В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»ПЛАН 1. Введение. «Вольнолюбивые» и «цареборческие» идеи произведений А.С.Пушкина как предмет литературоведческого анализа. Генезис антитезы «власть-бунт» в творчестве Пушкина до создания «Капитанской дочки». 2. Основная часть. «Власть» и «бунт» в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». 1. История замысла и воплощения «Капитанской дочки». 2. Преломление темы «оборотня-самозванца»: интерпретация «Капитанской дочки» современными критиками. 3. «Законная власть» и «естественный порядок вещей» в образной системе «Капитанской дочки». 2.4. «Крестьянство» и «дворянство» – два мира, два народа?3. Заключение. Уваровская «триада» как предмет эксперимента «Капитанской дочки».4. Примечания. 5. Литература.1. ВВЕДЕНИЕ. «Вольнолюбивые» и «цареборческие» идеи произведений А.С.Пушкина как предмет литературоведческого анализа. Генезис антитезы «власть-бунт» в творчестве Пушкина до создания «Капитанской дочки». 1. До сих пор самым распространенным взглядом на гражданскую линию пушкинского творчества является убеждение в ее исключительно «цареборческом», революционном направлении. Между тем, социальные и политические установки Пушкина еще во времена Лицея - чрезвычайно сложны. Зрелое же, вершинное творчество великого русского художника и мудреца дает читателю прикоснуться к переплетению идей и мифов о свободе и власти как к болезненному нервному узлу, распутать который не могли не только Пушкин и его современники, но и все человечество – по сей день. Да и не дело художника – распутывать такие узлы. Его задача – представить идею с разных сторон, запечатлеть ее отражение в лучах того магического кристалла, который мы называем сегодня «художественной правдой». Пушкинисты последних двух-трех десятилетий в перекличке с предшественниками придерживаются здесь, – если сосредоточить внимание на главном – двух диаметрально противоположных точек зрения. Апологеты первой (традиционной) ведут свою линию от воззрения, наиболее емко сформулированного Валерием Брюсовым: « Пушкин был революционером, его общественно – политические взгляды были революционные как в юности, так и в зрелую пору жизни это мое решительное убеждение ». (1) Защитники второй могли бы, наверное, подписаться под высказыванием православного монархиста Б.Башилова (1999), который утверждает: «Расставаясь в зрелом возрасте с наивным бунтарством и романтическим социальным фантазированием, от которых многие русские политические деятели не сумели освободиться до настоящей поры, Пушкин стал политическим мыслителем, в мировоззрении которого сочетается то, чего никогда не могли сочетать в себе представители русской революционной мысли и революционных кругов: любовь к свободе личности, любовь к национальной традиции и трезвое государственное сознание. Политическое мировоззрение Пушкина слагается из трех основных моментов: •из убеждения, что историю творят и потому государством должны править не “все”, не средние люди или масса, а избранные, вожди, великие люди; •из тонкого чувства исторической традиции, как основы политической жизни; •наконец, из забот о мирной непрерывности политического развития и из отвращения к насильственным переворотам”. (2) Каково же в действительности было политическое сознание Пушкина? Было ли это сознание «бунтаря», единомышленника декабристов и смертельного врага русского самодержавия, или это было сознание сторонника сильной государственной власти, противника всяческих проявлений анархии и бунтарства, верноподданного слуги российского императорского дома? Наиболее глубокие из современных исследований представляют художественный мир Пушкина как сложнейшее противоречивое целое, которое не может быть сведено ни к одному из своих идеологических полюсов.

Дружба поэта с людьми, для которых революционные, антимонархические настроения были средоточием идеалов и генератором идей, - специальная тема русской национальной культуры. Прикасаясь к этой теме, сразу вспоминаешь: «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья! Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!»Или пушкинское послание «В Сибирь» Однако, исследователи уже отмечали не раз, что «говоря о Пушкине и декабристах невольно склоняешься к мысли, что Пушкин тяготел к декабристам как человек. Поэзия же его, с безбрежностью ее тем и подходов к ним, не складывалась в одно целое с декабристскими убеждениями. И хотя она сделалась знаменем декабризма, все же нельзя закрывать глаза на то, что декабристов она славила больше как людей, исполненных безмерной отваги в борьбе за правое дело, оставляя в тени их программные установки. Но вместе с тем Пушкина беспокоили и средства, которыми они пользовались, о чем говорит стихотворение «Дочери Карагеоргия», относящееся к 1820 году, когда обстановка была еще не совсем такая, которая могла бы внушить Пушкину разочарование в революционной инертности народных масс. Впрочем, узел этой темы – стихотворение о сеятеле, 1823 года.Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя, Но потерял напрасно время, Благие мысли и труды Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.В лучшем случае стихотворение это принято считать разочарованием в революционных порывах народов, а в худшем – вообще в самих свободолюбивых идеях». (10) Лирика – это первоначальное, инстинктивное отношение поэта к предмету речи. За лирикой следует поставить драматургию, как более сознательное творение. А после следует твердая и уверенная проза. В 20-е годы Пушкин начал интересоваться людьми, творившими историю русского государства. Прежде всего, – событиями XVII века, когда Россией правил Борис Годунов, когда на исторической сцене разыгралась страшная драма Лжедмитрия. Так на свет появилась пушкинская трагедия «Борис Годунов». Пушкин снова затрагивает в ней проблему взаимоотношений властителя и народа, который привык к тому, чтобы им кто-нибудь управлял и властвовал. Вот, что пишет о «Борисе Годунове» Б.Бурсов: «изначальная проблема трагедии – узурпаторство власти. Основной герой – преступник, проложивший себе путь к царскому престолу путем убийства законного наследника престола. путаясь и лукавя в своих исповедях, герои «Бориса Годунова» набредают на одну величайшую и неопровержимую истину: тот из властителей, кто не проник в тайну народной психологии, заранее обречен на бесплодие, а скорее, на гибель в попытке стать подлинным историческим деятелем. В «Борисе Годунове» изображается не столько борьба за власть, сколько дискуссия о природе власти, о том, какие способы стоит применять для овладения властью, к каким пагубным, в сущности, трагическим последствиям приводит достижение этой цели, если эта цель превращается в самоцель.

Екатерина Вторая дана в «Капитанской дочке» слишком традиционно, «культурно» – она словно «срисована» с известных описаний. Шкловский даже пишет по этому поводу: «Он дает Екатерину по портрету Боровиковского. Портрет относится к 1791 году На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ее ног – собака; за Екатериной – деревья и памятник Румянцеву. Лицо императрицы полно и румяно» (20). Практически такие же характеристики дает Пушкин Екатерине в «Капитанской дочке». Говорит ли это о том, что Пушкин не хотел изобразить точный портрет императрицы, показать свое отношение к ее личности? Может быть, он считал ее такой же самозванкой, как и Пугачев? Ведь и Екатерина узурпировала власть, так сказать, террористическим путем, значит, «контрмера» – бунт – была неминуема? Преступление влечет за собой преступление, безбожная власть «заряжена» бунтом изначально (вспомним оду «Вольность»!). В пятой главе «Капитанской дочке» дается характеристика семьи Гриневых. Шкловский предполагает, что « эта семья опального дворянина, не принявшего участия в возведении Екатерины Второй на престол. Таким образом, получается, что Петр Гринев, в некотором роде, свободен от преданности Екатерине, но, даже не смотря на дружественные отношения с Пугачевым, Гринев всегда помнит о своем долге офицера государства Российского. Бунт поддерживал весь «черный» народ, некоторые низшие чины. Но дворянство не склонилось на сторону бунтовщиков. Офицеры были преданы императрице и не присягали самозванцу. Когда Пугачев берет Белогорскую крепость, он спрашивает коменданта: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?». Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!». Выходит, что в «КД» представлена борьба двух «самозванцев» – Пугачева и Екатерины! Читатель волен, догадаться, что имеет в виду Пушкин, предъявляя читателю «официальную версию» законной правительницы. Образ Екатерины в «КД» – это именно «парсуна», портрет кисти придворного живописца. Не потому ли он «пародирован» с такой узнаваемой, обезоруживающей точностью? Пугачева на власть «помазал» доведенный до крайности народ. Екатерину – обманутое, замороченное условностями дворянство. Там – голод, здесь – честь. Одно другого стоит. 3. «Крестьянство» и «дворянство» – два мира, два народа, две правды? Исторические хроники содержат описания таких чудовищных зверств, такого террора со стороны воинства Пугачева, что становятся, не просто понятны, а даже пронзительны слова Пушкина о русском бунте – «бессмысленном и беспощадном». «Безмолвствующий» народ «Бориса Годунова» и приспешники Пугачева, издевающиеся над ненавистным дворянством, - одна и та же стихия, раздразнить которую – катастрофа! Народ безмолвствующий заряжен бунтом, народ, восставший – подобен шайке подростков, распаленных безнаказанностью и не ведающих, что творят. Но является ли «народом» пугачевское окружение? « Я взглянул наискось на наперсников самозванца. Один из них, тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой через плечо по серому армяку.

Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты
Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок

 Гоголь в воспоминаниях современников

Это происходит оттого, что Пушкин в своих повестях далеко не то, что в стихотворных произведениях или в «Истории Пугачевского бунта», написанной по-тацитовски. Лучшая повесть Пушкина — «Капитанская дочка», далеко не сравнится ни с одною из лучших повестей Гоголя, даже в его «Вечерах на хуторе». В «Капитанской дочке» мало творчества и нет художественно очерченных характеров, вместо которых есть мастерские очерки и силуэты*. А между тем повести Пушкина стоят еще гораздо выше всех повестей предшествовавших Гоголю писателей, нежели сколько повести Гоголя стоят выше повестей Пушкина. Пушкин имел сильное влияние на Гоголя — не как образец, которому бы Гоголь мог подражать, а как художник, сильно двинувший вперед искусство и не только для себя, но и для других художников открывший в сфере искусства новые пути. Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Статья Гоголя «Несколько слов о Пушкине» лучше всяких рассуждений показывает, в чем состояло влияние на него Пушкина

скачать реферат Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка"

Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка" "Капитанская дочка" исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею или, если и занимались, то показывали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Е. Пугачева, но он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат "История Пугачевского бунта" воспринимался современниками Пушкина как научный труд. Если "История Пугачевского бунта" историческое сочинение, то "Капитанская дочка" написана совсем в другом жанре.

Кошелек нагрудный Tramp средний, 14x21 см.
Легкий походный нашейный кошелек для самых необходимых документов. Удобно носить под одеждой. Тесьма для ношения на шее. Пять отделений
390 руб
Раздел: Косметички, кошельки
Каталка "Мишка".
Высота от пола до сиденья: 23 см. Размер: 29х47х43 см. Каталка выдерживает массу ребенка до 25 кг. Цвет каталки может отличаться от
759 руб
Раздел: Каталки
Глобус Земли "Двойная карта", рельефный, с подсветкой, 420 мм.
Рельефный глобус с физической и политической картой мира станет незаменимым атрибутом обучения не только школьника, но и студента. На
2642 руб
Раздел: Глобусы
 Пришвин

Девриен издал еще одну, первую по времени написания и последнюю в этом издательстве книгу Пришвина «Картофель в полевой и огородной культуре», которую высоко оценили специалисты. 201 Воспоминания о Пришвине. С. 65. 202 Ремизов А. М. Указ. соч. С. 252. 203 Воспоминания о Пришвине. С. 66. 204 Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 98. 205 Там же. С. 9798. 206 Ремизов А. М. Указ. соч. С. 254. 207 Воспоминания о Пришвине. С. 67. 208 Пришвин М. М. Дневник. Т. 3. С. 158. 209 Контекст1974. М., 1975. С. 319. 210 Правда, с изданием все оказалось не так просто. В первых номерах журнала «Русская мысль» за 1909 год удалось опубликовать несколько глав «Града», но летом этого же года Пришвин жаловался Ремизову, что не может найти издателя, и размышлял о том, стоит ли издавать книгу за свой счет, заняв для этой цели деньги у сестры Лидии. 211 Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8Pт. Т. 8. С. 37. 212 Замечательно, что к брошенной Гиппиус идее о «Капитанской дочке» Пришвин вернулся много лет спустя: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где наладился жить, то и другое для меня теперь археология, а Петербург даже и официальное имя свое потерял; моя родина, непревзойденная в простой красоте, и что всего удивительней, органически сочетавшейся с ней доброте и мудрости человеческой,P эта моя родина есть повесть Пушкина Капитанская дочка» (7.9.1933. Пришвин М. М

скачать реферат Песни

Сколько трагического смысла в солдатских песнях! Тут и морозы русские, и сапоги худые. А за этим вся жизнь человека, вся его заломанная судьба. Сколько может сказать одно "ох": Через двадцать пять годочков, Ох, ворочусь я соколочком- Были особые песни у чумаков (извозчиков). Долгими часами, под палящим солнцем или на леденящем ветру, медленно двигались повозки или сани, и в такт с ними звучала песня. Известны и песни бурлаков, ямщиков. Некоторые из них впоследствии переработали профессиональные поэты. Например, в основе стихотворения И.З. Сурикова "Степь да степь кругом." - старая ямщицкая песня. Существует большая группа удалых, разбойничьих песен. Герои их наделены духовной и физической силой. Народ относился к ним сочувственно. В песне эти герои идеализированы, опоэтизированы. В удалых песнях - два основных сюжета. В одних молодцы отправляются в путь, плывут на легких судах по Волге. В других песнях молодец в неволе, в ожидании казни. Например, такова известная песня "Не шуми, мати зеленая дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.", - которую поет Пугачев в повести Пушкина "Капитанская дочка".

 Занимательное литературоведение, или Новые похождения знакомых героев

Раскрыв "Капитанскую дочку" на восьмой главе, я молча протянул книгу Тугодуму: - Перечитай-ка, будь добр, вот этот место. ИЗ ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА" Гости выпили еще по стакану, встали из стола и простились с Пугачевым. Я хотел за ними последовать; но Пугачев сказал мне: "Сиди, я хочу с тобою переговорить". Мы остались с глаз на глаз. Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся. И с такой непритворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему. - Что, ваше благородие? - сказал он мне. - Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если б не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко предо мною виноват, - продолжал он, - но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден был скрываться от своих недругов

скачать реферат Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века

Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине. Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич: Простишь ли мне ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье. Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой. Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”). При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка" "Капитанская дочка" - исторический роман, написанный в форме мемуаров.

скачать реферат Пушкин и религия

Однако пушкинское миропонимание и в этом вопросе нередко отличается от христианского. Дело не только в том, что он был суеверен и, как и его Татьяна Ларина, верил в приметы и вещие сны. У Пушкина, который не был склонен к мистицизму и отличался ясным и трезвым умом, мы встречаемся, как указывалось выше, с элементами фантастики: материализацией духов и общением живых людей с мертвыми, о чем писал Гершензон в «Тени Пушкина». Еще важнее то, что Пушкин подчас воспринимал и изображал жизнь как иррациональную и бессмысленную стихию, управляемую жестоким Роком. В «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» он сравнивает ее с «мышьей беготней», смысл которой он тщетно пытается понять, а в письме Вяземскому по поводу смерти его ребенка пишет: «Судьба не перестает с тобою проказить. Не сердись на нее, не ведает бо, что творит. Представь себе ее огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит ее на цепь? не ты, не я, никто» (X, с. 160). Эта стихия иногда воплощается у него в символические образы метели («Бесы», «Зимний вечер», «Капитанская дочка»), чумы («Пир во время чумы») или наводнения («Медный всадник»), народного бунта («Борис Годунов», «Капитанская дочка») или любовной страсти, но, какой бы образ она ни принимала, она всегда враждебна человеку, бессильному перед властью Судьбы.

скачать реферат Автор-повествователь - герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор-повествователь - герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" В повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин использует свой излюбленный прием: сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица вымышленного автора написаны, например, “Повести Белкина” и “История села Горюхина”. А. С. Пушкин создает вполне определенный образ повествователя — поместного дворянина. Детство его проходит в деревне, растет он недорослем, затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то время он возвращается в родовое поместье и решает заняться сочинительством. Примерно так же выглядит история рассказчика “Капитанской дочки”; линия “автор — повествователь — герой” здесь прослеживается довольно четко. Пушкин как будто строит лесенку во времени: сам он смотрит из середины XIX века на повествователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости. Таким образом, до читателя доходит многомерная историческая картинка, сложная, как сама жизнь. А. С. Пушкина, безусловно, очень волновала тема восстаний в России, как крестьянских бунтов, так и таких, как события декабря 1825 года, в которых принимали участие его близкие друзья.

скачать реферат Аналогии пугачевщины в «Капитанской дочке» и действительных событиях

Убийство Петра III открыло дорогу многочисленным лжепетрам ,одним из которых стал Пугачёв . Вранье, убийства, порок, которые идут сверху ,порождают жажду порока в массе ,то есть масса деформируется .И в её недрах находится артистичная личность ,вождь ,который берется играть чужую роль.А зрелище в итоге одно - насилие,кровь - любимый российский спектакль. Эти лжевожди всегда знают ,что народу нужно : они выпускают пары всеми подручными способами,гальванизируют в людях самое жестокое ,мрачное,дьявольское.И наш тихоня народ превращается в т-а-а-кую сволочь !А кончется всё такой же ответной гипертрофированной жестокостью гос-ва,которое не перестает быть аморальным ,потому что с него все началось,им же ,как правило, и заканчивается. Я думаю ,что Пушкин хотел сказать:"Смотрите и одумайтесь,даже если власть безнравственна ,грядущий бунт,в любом случае - катастрофа для нации" . Список литературы Лимонов Ю.А. "Емельян Пугачев и его соратники" Рознев И. "Яик перед бурей" А.Н.Сахаров., В.И.Буганов "История России с древнейших времен до конца 17 века" А.С.Пушкин "Капитанская дочка "

Точилка механическая, металлический корпус.
Механическая точилка имеет прозрачный контейнер. Удобная и безопасная точилка оснащена механизмом, позволяющим крепить ее к столу. Нож из
1097 руб
Раздел: Точилки
Сушилка для белья напольная складная, 181х54х95 см, серая.
Сушилка для белья напольная складная. Размеры: 181x54x95 см. Цвет каркаса: серая. Размер в раскрытом виде: 181х95х54 см.
733 руб
Раздел: Сушилки напольные
8 цветных смывающихся фломастеров для малышей.
336 руб
Раздел: 7-12 цветов
скачать реферат Жанровое своеобразие военных повестей В. Быкова

Жанр повести тяготеет к обыденности, приземленности восприятия и изложения событий, автор стремится создать эффект достоверности (существует даже такой жанр, как документальная повесть). Как правило, и события, описываемые в повести, менее масштабны, чем в романе; даже если действие происходит в эпоху великих перемен и потрясений, то повесть охватывает небольшой, периферийный эпизод, жизненные коллизии «маленьких людей». (Классический пример – повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: огромное по историческим масштабам событие – пугачевский бунт – высвечивает судьбы и переживания обычных, никому не известных людей, не сыгравших в истории никакой заметной роли, однако по своим нравственным качествам эти люди оказываются соизмеримы с главными историческими фигурами: Пугачевым и Екатериной Великой.) Внимание к «маленькому человеку» вообще характерно для русской повести, начиная с народных повестей типа «Повести о Горе-Злосчастии» и включая шедевры отечественной классики (ср. А.С. Пушкин «Повести Белкина», Н.В. Гоголь «Невский проспект», «Шинель», произведения Лескова, Куприна).

скачать реферат География в жизни и творчестве А.С. Пушкина

Метель - общее название снежной бури, как достаточно сильного ветра со снегом. Вспомним повесть «Метель», в которой можно сказать, дана классическая картина этого явления природы: «.Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею». Вихревой характер снежной бури подчеркивается в другом ее названии - вьюга:«Вьется вьюга», - читаем мы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Метель и вьюга - названия-синонимы: Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей. «Весна, весна, пора любви.» Буран (от тюркской основы бур - крутить, вертеть) означает то же, что и вьюга, но это название распространено главным образом в степной полосе юго- востока (в частности, в Приуралье), откуда еще несколько веков назад это слово пришло в русский язык. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», действие которой происходит под Оренбургом: «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!» Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь.

скачать реферат Тема чести в произведениях русских писателей 19 века

Выбор у человека есть всегда и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы. Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы, сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и чести. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? - говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да Будет солдат, а не шаматон».

скачать реферат Использование художественной литературы на уроках истории и во внеклассной работе

Иногда учащиеся мне говорят: «Посмотрели кинофильм. Сколько же в нем «исторических ошибок». Прочли книгу, а там тоже недостоверные факты». Объясняю – это и есть беллетристика. И очень хорошо, что мои ученики самостоятельно замечают эти неточности. Методика использования художественной литературы на уроке истории. Значение художественной литературы в решении познавательно-воспитательных задач обучения истории широко и разносторонне. Отсюда разнообразна и методика ее применения. Бывают уроки, которые можно почти целиком построить на материале художественной литературы. В качестве примера можно привести урок в пятом классе по курсу древнего мира “Поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея””. Или урок в седьмом классе по теме “Развитие литературы и искусства”, когда часть урока отводится изучению книги А.Н.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”. Или “Движение под предводительством Емельяна Пугачева” по повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Такие уроки несомненно проходят “на ура”. Но готовить их крайне сложно, т.к. приходится из большого произведения тщательно отбирать материал, составлять из него стройный рассказ, не забывая при этом о плане урока и учитывая время.

скачать реферат Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах. Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Универсальная вкладка для дорожных горшков (мятный).
Вкладка для дорожных горшков подойдет для любого дорожного горшка, она хорошо ложится на сиденье, обеспечивая комфорт и удобство в
664 руб
Раздел: Горшки обычные
Игрушка-прорезыватель силиконовый Happy Baby "Silicone teether".
Особенности: фактурная поверхность массирует дёсны; проникает в труднодоступные места ротовой полости; развивает мелкую моторику; шумовой
559 руб
Раздел: Силиконовые
Рамка пластиковая со стеклом 30x30, арт. ST31-S.
Пластиковая рамка со стеклом универсальна и для фотографий, и для картин. Она не испортится со временем и отлично подойдет для обрамления
309 руб
Раздел: Прочие
скачать реферат Вопросы чести и морали в повести Пушкина "Капитанская дочка"

Вопросы чести и морали в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Мне кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести- это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью- качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».

скачать реферат Творчество Нестерова на уроках

В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет и усвоение таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор (в музыке), перспектива (в изобразительном искусстве) и мн. др. В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению той или иной связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по МХК необходимо использовать произведения музыки и литературы. Так, например, при изучении творчества С. Герасимова и П. Соколова, можно при показе их иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», привести строчки из текста этой повести. Или при рассмотрении иллюстраций художников Н. Муратова и Кукрыниксов, привести строчки из сказок Салтыкова- Щедрина. Или при изучении некоторых художников-пейзажистов, прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий» и прослушать одноименный романс А. Варламова. Подобное синтетическое использование искусства в процессе учебной работы помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия деятельности.

скачать реферат Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Повесть А. С. Пушкина называется "Капитанская дочка", но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным "проявителем" подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева. Пугачев в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку). Но "огненные глаза", притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после).

скачать реферат Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" как исторический роман

У героев – мужчин в этом романе (Андрея и Петра Гринёвых, капитана Миронова) понятие чести также сопряжено с воинским долгом, верностью и защитой родного края, своего государства, служением императрице. У женщин (Василисы Егоровны, Маши Мироновой) – с верностью любимому человеку, искренностью чувств и внутренней нравственной чистотой. Именно эти качества в героях оказались сильнее противоположным им злу, лживости, подлости, поэтому добро смогло победить. Главные герои смогли устроить и отстоять собственное счастье. Это послужило им наградой за их мужество, способность выдержать все нелёгкие испытания судьбы, преодолеть опасности и собственный характер. Список использованной литературы Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Комментарии / Пособие для педагогов и учащихся средних образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 192 с. Красовский В.Е., Леденёв А.В. Роман «Капитанская дочка»/ Литературный справочник для школьников и студентов. – М.: АСТ, 2002. – 326 с. 3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Л., Художественная литература, 1997. – 112 с. 4. Надозирная Т.В., Скубачевская Л.А. Повесть «Капитанская дочка» / Литературный справочник для школьников и студентов. – М.: Эксмо, 2009. – 224 с.

телефон 978-63-62978 63 62

Сайт zadachi.org.ru это сборник рефератов предназначен для студентов учебных заведений и школьников.