![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Роднянская (о лирическом герое). Лирица Ли'рица, югославский струнный смычковый музыкальный инструмент. Родственен болгарской гадулке и русскому гудку. Лирическое отступление Лири'ческое отступление, авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Л. о. вводит, таким образом, в произведение образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения (некоторые Л. о. в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души») и устанавливает сердечно-интимный, эмоциональный контакт автора с читателем, родственный «внушению» в лирической поэзии. Л. о. особенно органичны для романа (повести) в стихах, ввиду условности стихотворной формы и эмоциональных возможностей поэтической речи (например, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «книга про бойца» А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»). Лирохвосты Лирохво'сты (Menuridae), семейство птиц отряда воробьиных. Длина тела (включая хвост) 75—130 см. Крылья округлые. У самцов в хвосте 2 своеобразно изогнутых пера, напоминающих лиру (отсюда название), 12 перистых и 2 лентовидных
Роль Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин» Реферат по курсу литературы за 10 – 11 класс ученицы 11 класса «в» Егоровой Натальи «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства». Пожалуй, это единственное произведение, где во всей своей полноте уместилась вся Россия александровской эпохи с ее предрассудками и в то же время с той истинно русской красотой, которую не мог не воспевать поэт. Но почему же все-таки так глубоко затрагивает роман наши души? Что же заставляет нас перечитывать роман вновь и вновь, почему нас волнует проблема, даже, пожалуй, трагедия целого поколения? Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что до Пушкина «поэзии, которая прежде всего была бы поэзией, – такой поэзии еще не было!». «Пушкин был призван быть живым откровением ее тайны на Руси». Но кто же стал этим откровением поэзии в романе «Евгений Онегин»? Кто стал ключом к пониманию романа? Автор наделяет «святой исполненной мечтой, поэзией живой и ясной» лишь одну героиню, несомненно ставшую самой прекрасной Музой во всей русской литературе, – Татьяну.
Заметки о культуре речи. Горький, 1979. Речевой этикет - одно из проявлений культуры речи, тесно связанное со всеми другими ее сторонами, поэтому для интересующихся речевым этикетом важно разобраться в том, из чего складывается культура речи в целом, что значит "говорить правильно", как работать над улучшением своей речи, на что следует обращать внимание в первую очередь. Главным проявлениям культуры современной русской речи и посвящена рекомендуемая книга. Коготкова Т. С. Как обратиться к родителям (об автома-- тизме речи).Русская речь, 1981, No 1. К р ы с и н Л. П. Язык в современном обществе. М., 1977. В книге, адресованной учащимся VIII-X классов, есть глава "Речевое общение" и в ней специальный раздел "Русский речевой этикет" Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. М., 1981. Книга содержит увлекательный рассказ о строении языков разных типов, о сходном и особенном в них. Специальная глава книги посвящена речевому этикету. Л о т м а н Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1983
Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. – Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие. – В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева. IV. Многообразие жанровых форм. 1. Собственно путешествие (путевой дневник). – Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос). 2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие. – Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». 3. Роман. – М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». 4. Основная часть произведения. – «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин». 5. Очерк. – Пушкин. «Путешествие в Арзрум». 6. Свободное повествование. Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя. Свобода жанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и читателей. V. Основные элементы путешествия. Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени? – Маршрут, транспортные средства, дороги; – пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов; – люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди; – сценки; – вкусовые ощущения.
Пушкин, «Евгений Онегин» Прошел год. Мы встретились с вами в этой аудитории, как будто года и не было. Мы продолжаем разговаривать о литературе, о фантастике, о королях и капусте. А в паузах между встречами читаем в интернете, как коллеги-писатели, посетив семинар, пишут: «Я здесь ничего нового не услышал». Ну, бывает. Не услышал человек нового. И это неудивительно – мы ничего нового здесь никогда не говорили, не говорим и говорить не собираемся. Мы говорим о старом. Сэнсей, преподающий каратэ, на тренировках может двадцать лет подряд повторять ученикам: «Локоть – сюда, ногу – туда», а ученики все равно этого год за годом не делают. Пока однажды не испытают прозрение: в банальности "локоть – сюда" кроется суть всей их практики за истекшие двадцать лет. Есть очень старые вещи, правила и понятия, которыми большинство людей не интересуется – не умеет, или не хочет. Поэтому новизной пусть берут блондинки на улице. А мы с вами поговорим о книжках. Книжки – они и старые бывают очень хорошие. Итак, тема нынешнего семинара: роман
У Пушкина, например, 4-стопный хорей связан с темой смерти и тревоги ("Мне не спится, нет огня.", "Ворон к ворону летит.", "Полно мне скакать в телеге.", "Буря мглою небо кроет." и другие ), у Давида Самойлова, который был не только замечательным поэтом, но и талантливым исследователем стиха, 3-стопный ямб связан с темой прошлого, переходящего в будущее ("Давай поедем в город.", "Не оставляйте писем.", "То осень птицы легче.", поэма "Последние каникулы"; а 4-стопный ямб - с темой тщеты и утраты ("Утраченное мне дороже.",-- "Не торопи пережитого.", "Химера самосохраненья.", "Сороковые-роковые." и другие тексты). Большую роль в развитии отечественной С. сыграли исследования Ю. М. Лотмана, посвященные С. русского быта ХVIII и ХIХ вв. и С. русской литературы ХIХ в. Вот как он, например, интерпретирует "школьный конфликт" в романе Пушкина "Евгений Онегин" между Татьяной, Онегиным и Ленским. По мнению Ю. М. Лотмана, эти персонажи не понимали друг друга потому, что они использовали разные культурные знаковые системы: Онегин был ориентирован на английский байронический романтизм с его культом разочарованности в жизни и трагизмом, Ленский - на немецкий романтизм с его восторженностью и ученостью, а Татьяна, с одной стороны, на английский сентиментализм с его чувствительностью, порядочностью и "хорошими концами", а с другой - на русскую народную культуру (поэтому она из всех трех оказалась наиболее гибкой). Ю. М. Лотман показал тогда еще очень темной русско-эстонской студенческой аудитории (дело было в разгар застоя) С. балов и дуэлей, орденов и женских туалетов, жизни в столице и жизни в провинции.
Произведение Пушкина дает возможность определить по деталям, к какому времени относится тот или иной факт. Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин». В 19 веке законодателями мод в России были придворные дамы и кавалеры, по которым равнялось остальное столичное, а в последней четверти века и провинциальное дворянство. Подражала им также некоторая часть богатого купечества и разночинцев. В основном же купцы и их семьи одевались в русское национальное платье, перенимая лишь немногое из модного костюма. Распространялась моды в 19 веке не модными журналами, как это было позже (модных журналов было очень мало, и выходили они с перерывами в несколько лет), а при помощи готовых образцов. Заключение. Мода и стиль одежды Строки поэта служат прекрасным иллюстративным материалом, читая их, живо можно представить быт и нравы людей века, их привычки, моды и обычаи.
РЕФЕРАТ УЧЕНИЦЫ 11 КЛАССА «В» ЕГОРОВОЙ НАТАЛЬИ ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА 10 – 11 КЛАСС ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства». Пожалуй, это единственное произведение, где во всей своей полноте уместилась вся Россия александровской эпохи с ее предрассудками и в то же время с той истинно русской красотой, которую не мог не воспевать поэт. Но почему же все-таки так глубоко затрагивает роман наши души? Что же заставляет нас перечитывать роман вновь и вновь, почему нас волнует проблема, даже, пожалуй, трагедия целого поколения? Виссарион Григорьевич Белинский сказал, что до Пушкина «поэзии, которая прежде всего была бы поэзией, – такой поэзии еще не было!». «Пушкин был призван быть живым откровением ее тайны на Руси». Но кто же стал этим откровением поэзии в романе «Евгений Онегин»? Кто стал ключом к пониманию романа? Автор наделяет «святой исполненной мечтой, поэзией живой и ясной» лишь одну героиню, несомненно ставшую самой прекрасной Музой во всей русской литературе, – Татьяну.
Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. — Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие. . В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева. Многообразие жанровых форм. 1. Собственно путешествие (путевой дневник). . Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос). 2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие. . Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». 3. Роман. . М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». 4. Основная часть произведения. . «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин». 5. Очерк . Пушкин. «Путешествие в Арзрум». 6. Свободное повествование. Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя. Основные элементы путешествия. Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени? . Маршрут, транспортные средства, дороги; . пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов; — люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди; . сценки: — вкусовые ощущения. — Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод.
Третий урок был посвящен обобщению, связанный с жизнью и творчеством И.С.Тургенева.Основным методом на этом уроке использовался метод самостоятельной работы.На уроке решались следующие задачи: обобщить знания учащихся,воспитать нравственные качества старшеклассников,развить умение монологического ответа.Первым заданием было построить систему вопросов о жизни и творчестве И.С.Тургенева.В качестве следующего задания нужно было разгадать кроссворд. Класс был разбит на две группы. После десятиминутной подготовки первая группа предложила систему вопросов и дала на них ответы. 1.Каких авторов известных портретов Тургенева вы знаете?/Портрет К.Горбунова, Э.Лами, рисунок П.Виардо, Л.Пича. 2.Почему скульптор М.Антокольский в своих воспоминаниях называет Тургенева Юпитером? / Юпитер – бог неба, света и грозы. Островский так же называет Тургенева за талант и красоту богов, Юпитером, Олимпийцем. 3.С какими зарубежными писателями и музыкантами был знаком Тургенев? – о нем оставили воспоминания Ги де Мопассан, Эдмон и Жюль де Гонкуры. Он был знаком с Г.Флобером, Ж.Санд, П.Мериме. 4.Какие языки знал Тургенев? / По мнению Мопассана, он знал все языки Европы. 5.Какие произведения русских классиков Тургенев перевел на французский и какие зарубежные произведения на русский язык? / На французский язык он перевел роман Пушкина “Евгений Онегин”, поэму Лермонтова “Мцыри”, повесть Гоголя “Коляска”; с французского языка он перевел Перро, Флобера, с немецкого – Гетте. 6.Какое образование получил Тургенев? / Сначала он получил хорошее домашнее воспитание, затем учился в Московском пансионе.
Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются композицией. Композиция (от лат. Сomposi io, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом1. К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия «издателей» (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина «Евгений Онегин», песня «Солнце всходит и заходит » в драме Горького «На дне»); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами. Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, «сборки» этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы.
За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и России, и в самом Пушкине, и все эти перемены не могли найти своего отражения в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей. 2. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Онегин - добрый мой приятель. 2.1. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта.1 Творчество, как и любовь в жизни поэта играет очень большую роль. Он сам признаётся, что: Замечу кстати, все поэты – «Любви мечтательной друзья». Поэт без любви жить не может. Прослеживая жизнь Пушкина, можно увидеть, что он любил, и любил не один раз2. И, как и все он добивался этой любви. Поэзия и жизнь Пушкина переплетаются. Они писал стихи своим любимым девушкам. В своём романе Пушкин связывает, как уже было сказано, любовь и поэзию: Любви безумную тревогу Я безотрадно испытал. Блажен, кто с нею сочетал Горячку рифм,; он тем удвоил Поэзии священный бред Его роман, как мы поняли, прочитав его, становится романом- дневником, где он выливает самое сокровенное (естественно в стихах).
Образ автора и его роль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Основная роль А.С. Пушкина-автор. Его задача - донести до читателя чувства, характеры, переживания героев. Но помимо этой роли есть и другие. Пушкин помогает понять переживания и состаяние героев при помощи лирических отступлений. Роман просто-таки испещрён этими отступлениями. Автор находит много общего между Онегиным и собой. Ярким примером является одна из строф: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты, Неподражаемая странность И резкий охлаждённый ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих рано жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фартуны и людей На самом утре наших дней. Чтобы нам было понятней то время, автор вводит реальных личностей той эпохи. Сравнивает Онегина с персонажами других произведений: Он возвратился ипопал, Как Чацкий, с корабля на бал. Также он находит сходства между Евгением и своим лицейским другом, Дельвигом. На протяжении всего романа встречаются исторические Фигуры. Например, когда Татьяна была на балу, к ней подсаживается Вяземский. Татьяна – любимица А.С.,он восхищается ей. Иего любовь к ней постепенно прививается и нам.
Образ автора и его роль в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».Основная роль А.С. Пушкина-автор. Его задача - донести до читателя чувства, характеры, переживания героев. Но помимо этой роли есть и другие. Пушкин помогает понять переживания и состаяние героев при помощи лирических отступлений. Роман просто-таки испещрён этими отступлениями. Автор находит много общего между Онегиным и собой. Ярким примером является одна из строф:Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время. Мне нравились его черты,Неподражаемая странностьИ резкий охлаждённый ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих рано жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фартуны и людей На самом утре наших дней.Чтобы нам было понятней то время, автор вводит реальных личностей той эпохи. Сравнивает Онегина с персонажами других произведений: Он возвратился ипопал, Как Чацкий, с корабля на бал.Также он находит сходства между Евгением и своим лицейским другом, Дельвигом. На протяжении всего романа встречаются исторические Фигуры. Например, когда Татьяна была на балу, к ней подсаживается Вяземский. Татьяна – любимица А.С.,он восхищается ей. Иего любовь к ней постепенно прививается и нам.
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века 6. Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XX века 7. Особенности проблематики одного из произведений военной прозы. 8. «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы.) № 17 1 а) Отец и сын Кирсановы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», б) Отец и сын Лавреикие в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». 2. «Все встречаю, все приемлю.» (По лирике С.Есенина.) 3. Финальное объяснение Онегина и Татьяны. (Анализ эпизода из 8 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин») 4. Стихотворение Ф.И Тютчева «Фонтан». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Образ антигероя и средства его создания. (На примере одного из произведений русской литературы XIX века.) 6. Реальное и фантастическое в одном из произведений русской литературы XX века 7. Своеобразие проблематики ранней прозы М Горького. (На примере одного из рассказов.) 8. «Без великодушных идей человечество жить не может». Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы.) № 18 1. «Народные заступники»: Яким Нагой и Ермил Гирин. (По поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) 2. «Существует только человек.» (По пьесе М.Горького «На дне».) 3. Именины Наташи Ростовой (Анализ эпизода из романа Л Н.Толстого «Война и мир», т. I, ч. I, гл. XV-XVII.) 4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю.» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Особенности стиля одного из русских писателей XX века. 7. Своеобразие прозы А.П.Чехова. (На примере одного из рассказов.) 8. «Борьба есть условие жизни.» В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы ) № 19 1.
Именно такая форма повествования помогла Пушкину воссоздать картину современного ему общества: читатели узнают о воспитании молодежи, о том, как она проводит время, автор пристально наблюдает за балами и за современной ему модой. Особенно ярко повествователь описывает театр. Рассказывая об этом “волшебном крае”, автор вспоминает и Фонвизина, и Княжина, особенно привлекает его внимание Истомина, которая, “одной ногой касаясь пола”, “вдруг летит” легкая, как пушинка. Немало рассуждений посвящено проблемам современной Пушкину литературе. В них рассказчик ведет споры о литературном языке, об использовании в нем иноязычных слов, без которых невозможно порой описать некоторые вещи: Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех эти слов на русском нет Автор ведет полемику с “критиком строгим”, который “повелевает сбросить” поэтам “элегии венок убогий”. “Евгений Онегин” – это роман об истории создания романа. Автор беседует с нами строками лирических отступлений. Роман создается как бы у нас на глазах: в нем есть черновики и планы, личная оценка романа автором.
ОГЛАВЛЕНИЕ Вступительная статья к устному экзамену. Примеры анализа произведений Раздел I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. «Слово о полку Игореве» Вопрос 1. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве». Чтение наизусть отрывка в любом стихотворном переводе. Раздел II. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. А. С. Грибоедов. Вопрос 2. Чацкий против фамусовского общества. Чтение наизусть отрывка из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Вопрос 3. Проблематика и идейный смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Чтение наизусть отрывка из комедии А. С. Пушкин. Вопрос 4. Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений. Вопрос 5. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение» (В. Г. Белинский). Чтение наизусть отрывка из романа. Вопрос 6. Образ автора и героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа. Вопрос 7. Лирические отступления в романе
О лирической природе авторского сознания в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" О. В. Черкезова Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница. А. С. Пушкин (из письма П. А. Вяземскому) Оригинально перефразируя это известное пушкинское самоопределение, А. Синявский достраивает его до непогрешимого с точки зрения формальной логики умозаключения, принципиально отрицающего принадлежность "Евгения Онегина" к романному жанру как таковому : " e roma ( o a ovel) = eroma (a o ovel) = a iroma ( he a i ovel)" 1 . Антироманная трактовка "Евгения Онегина" в целом весьма характерна для зарубежного пушкиноведения и выглядит явным диссонансом с достаточно прочно - начиная с классического определения В. Г. Белинского - укоренившимся взглядом пушкиноведения отечественного. Именно ему, "знаменитому, но бесталанному Виссариону Белинскому"2 , основателю социологического направления, или "гражданской критики", в России, принадлежит, по мнению В. Набокова, сомнительная заслуга определения жанра "Онегина" как романа, вопреки общей тенденции ранней русской критики, склонной видеть в новом произведении Пушкина отнюдь не изображение "русского общества в одном из фазисов его развития"3 , но "поэтический альбом живых впечатлений автора"4 .
![]() | 978 63 62 |