![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
О новых ориентирах экономической политики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Темпы экономического спада возросли, и российский ВВП рухнул еще на 13%. В 1995–1998 годах размеры государства удерживались на уровне около 42% ВВП. Экономический спад продолжался, но темпы его были уже меньше — около 3% в среднем в год. Августовский кризис 1998 года оказался одним из наиболее радикальных экономических хирургов, лишив власть свободных финансовых ресурсов и не позволивших правительству Примакова тратить более 35% национальных экономических ресурсов. Как известно, именно тогда и начался современный экономический рост в России. Понимая, что устойчивый экономический рост возможен только в условиях разумной государственной нагрузки на экономику, на посту советника я старался добиться институционального закрепления изменения размеров государства, достигнутого в поставгустовские полтора года. Для начала были сформулированы целевые ориентиры экономической политики на первый и второй четырехлетние периоды президентства Путина. Наметившееся отступление — удельный вес государственных расходов по итогам 1999 года поднялся до 37% ВВП (по данным, имевшимся на то время) — означало неизбежное возвращение к экономической стагнации в лучшем случае, к возобновлению экономического спада — в худшем
Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.) 1.МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Региональные (местные) финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Формирование и использование местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 131 – ФЗ от 06.10.2003г. 4.Бюджетный кодекс Российской Федерации. – 5-е изд. – М.: Ось-89, 2002. – 192с. 5. Булатов А.С. Экономика - М. БЕК 1997г. 6.Дробзина Л.А. Финансы – денежное обращение – кредит - М. Финансы 1997г. 7.Мамедов О.Ю., Современная экономика - Ростов-на-Дону: Феникс 1998г. 8.Финансы под ред. Дробозиной Л.А. - М. ЮНИТИ 2000г. 9.Родионова В. М., Бюджетная реформа: содержание и проблемы //Финансы 1994 №8. 10.Строев Е.Н. О новых ориентирах экономической политики //Вопросы экономики 1998 №5.
Министрами стали крупные капиталисты Гутенберг, Шверин-Крозиг, а в декабре 1934 г. министром экономики становится Я.Шахт – президент Имперского банка, сблизившийся с фашистами в начале 30-х гг. и затем сыгравший большую роль в финансово-экономической поддержке фашистского режима. Известно, что уже в апреле 1933 г. крупные монополисты Ф.Флик, Ф.Тиссен, А.Феглер обсуждали с одним из руководителей рейха Г.Герингом военные проблемы и наметили пути создания военной авиации. С приходом фашистов к власти началась острая борьба за влияние в стране двух крупных группировок монополистического капитала, получившая отражение и в рядах фашистской партии. Борясь за привилегии и доходы, обе эти группировки делали ставку на военизацию Германии и толкали ее к вооруженной экспансии против все новых и новых стран. Экономическая политика фашистской партии и правительства проводилась, в первую очередь, в интересах монополий, все более усиливавших эксплуатацию рабочих и при помощи фашистского законодательства и репрессивных органов сковывавших их антикапиталистические выступления. [78] Германский фашизм был органическим сочетанием нацизма, расизма и реваншизма
Эволюция государственности и государства, историческая трансформация экономической политики государств, модификация экономических стратегий государства, поиск рациональных стратегии и политик – на сегодня это актуальные задачи исследователей проблем международного экономического развития. Новая история экономической политики государства начинается с первоначального накопления капитала и становления строя предпринимательской рыночной экономики. Трансформация экономической политики начинается с меркантилизма, как первой научно обоснованной и практически реализованной экономической политики государства. В основе этой концепции – расширение вмешательства государства в процессы экономического воспроизводства и развития. В процессе трансформации экономической политики концепция меркантилизма была заменена концепцией физиократов, основным содержанием которой были идеи свободы торговли, максимального ограничения вмешательства государства в экономику. В дальнейшем эта концепция, в свою очередь, трансформировалась в экономическую политику свободной конкуренции на основе идей школы классической политической экономии.
VI ОСНОВНЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ ПРОТИВ «НОВОГО КУРСА» Основные возражения, которые делаются иногда против нового курса экономической политики, основаны на непонимании всего «плана стратегической операции» и как две капли воды напоминают те возражения, которые некоторые товарищи («от них же первый есмь аз») делали против совершенно правильной тактики Брестского мира или которые делались против Брестского мира открытыми противниками пролетарской диктатуры. Главным «возражением» являлся вопрос о «пределах уступок». Где кончается предел уступок? Если мы сдаем Минск, сдадим ли Смоленск? Или Москву? Ясно, что вопрос был нелеп. Пределы уступок не могли быть заранее определены: они зависели от конкретных условий. Лишь бы была возможность строить свои силы вот как стоял вопрос. То же и теперь. «Пределы» концессий, вплоть до фабрики и завода, нельзя определить. Ибо здесь можно сказать лишь в общем: база крупной промышленности и транспорта должна остаться непосредственно в наших руках, что не исключает передачи того или другого предприятия или территории концессионеру
Как следствие, началось сокращение экспорта и импорта, спад производства, увеличились объем неплатежей, задолженность по заработной плате и пенсиям, произошла девальвация рубля. Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной ситуации сделали актуальным принятие новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономики. Речь идет в первую очередь об изменении базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической функции и наращивания эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Эти идеи вносят значительные коррективы в деятельность по поддержке предпринимательства, а также непосредственно связанные с этим государственную антимонопольную политику и регулирование сферы деятельности естественных монополий. Для обеспечения подъема экономики страны необходимо построить общество равных возможностей десятков миллионов собственников: Предпринимательство способствует созданию прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширению налогооблагаемой базы.
Для решения этой проблемы необходим новый курс экономической политики. Сейчас уже ясно, что форсирование рыночных реформ, разгосударствление экономики оказались неэффективными в отношении использования производственных факторов. Имеем массовую безработицу высококвалифицированных кадров при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других областях. Поэтому программы борьбы с безработицей должны стать неотъемлемой частью социально-экономической программы выхода из кризиса. Политика государства должна быть направлена на сознательное сдерживание гипербезработицы, обеспечение занятости. Еще предстоит сопоставить, во что обходится поддержка государством неэффективных рабочих мест и какие экономические, моральные, нравственные потери несет общество от безработицы, оценить в полной мере ее пагубные последствия. Программы ликвидации и приватизации предприятий должны содержать оценку влияния их на рынок труда, использования высвобождаемых работников. В заключение стоит отметить, что необходим интегрированные подход к решению проблемы занятости как на макроуровне, так и на региональном местном уровне.
После того, как по инициативе канцлера казначейства У. Черчилля Англия в 1925 году вернулась к золотому стандарту, Кейнс резко осудил это мероприятие, опубликовав работу “Конец laissez faire” 1926 год. В ноябре 1926 года, когда крах на Нью-Йоркской фондовой бирже уже возвестил о начале мирового экономического кризиса, он стал членом английского правительственного Комитета по финансам и промышленности. Как раз в это время вышла его солидная двухтомная работа “Трактат о деньгах” (1930 год), в которой обобщались его взгляды на функционирование денежной системы капитализма. В этом году Кейнс был назначен председателем экономического совета при правительстве по проблемам безработицы. К этому времени он обладал уже достаточным авторитетом, чтобы привлечь внимание к своим теоретическим разработкам и к новой доктрине экономической политики не только со стороны академических кругов, но и правительств капиталистических стран. С началом Второй мировой войны, обладая огромным влиянием и авторитетом, Кейнс становится советником Министерства финансов, а также одним из директоров Английского банка.
Наконец, инфляция прямо воздействует на общую экономическую эффективность. Если предсказуемость инфляции низка, то платой за это является взрыв спекулятивной деятельности, особенно в таких сферах как недвижимость, торговля ценными и цветными металлами, предметами искусства, антиквариатом, иностранная валюта, экспортной продукцией (в РФ – нефть, газ, металл). 3.3. Анализ процессов инфляции в 1995-1997гг. Прирост потребительских цен в декабре 1997г. по отношению к декабрю 1996г. составил 11%, что на 0,8 процентных пункта ниже уровня инфляции, который прогнозировался в целевых ориентирах экономической политики. По сравнению с 1996г. темпы инфляции снизились на 10,8 процентных пункта, или почти вдвое. Этот результат был обусловлен комплексом факторов, ведущая роль, среди которых принадлежит денежной политике Банка России и целенаправленным действиям Правительства РФ по ограничению темпов роста цен на продукцию отраслей–естественных монополистов. Согласно данным официальной статистики, среднемесячный уровень инфляции в потребительском секторе в 1997г. составил 0,9%. Аналогичный показатель годом ранее был равен 1,7%. (4,9) В 1997г. темпы прироста цен на продукты питания и промышленные товары отличались незначительно и составили 9,1 и 8,1% соответственно.
Из бесчисленного множества альтернативных возможностей нужно отыскать такое сочетание темпа инфляции и уровня безработицы, при котором совокупный негативный эффект безработицы и инфляции был бы минимальным. В качестве одного из подходов к решению этой проблемы можно порекомендовать следующее. Определить на базе специальных социологических исследований предельный социально-допустимый уровень безработицы (Us на рис. 2) и проводить последовательно жесткую кредитно-денежную, фискальную политику и политику бюджетных расходов, подавляя инфляцию до тех пор, пока безработица не приблизится к предельно допустимому уровню. По его достижении политика воздействия на совокупный спрос должна стать более гибкой, не допускающей дальнейшего роста безработицы. По вертикальной оси Л откладываются показатели темпа (уровня) инфляции, по горизонтальной оси U показатели уровня безработицы. Кривая Филлипса краткосрочная —Ps, долгосрочная—pl, U—естественный уровень безработицы. Искомый результат, изображенный на рис. И в виде точки А с координатами Лs, Us, может рассматриваться, однако, только как промежуточный (краткосрочный) ориентир экономической политики.
Уголовная ответственность предусмотрена УК РФ за: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193). 7. Заключение В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью.
Для разрешения проблемы теневой экономики следует изменить общие условия хозяйствования: создание для бизнеса благоприятных правохозяйственных условий, прежде всего в сфере налоговой политики, приватизации, зарплаты, внешнеэкономической деятельности. С точки зрения социальных рисков и угроз стабильности «наименее плохим» вариантом решения проблемы теневой экономики является частичная легализация теневой экономики и ее интеграции в нормальную хозяйственную жизнь. Но это лишь одна, однако обязательная составляющая нового курса экономической политике, суть которого во всемирном поощрении отечественного производителя. Интеграция теневых капиталов в легальную экономику является одним из основных источников финансирования. Власть «загнала» предпринимателя в тень, она же обязана предоставить ему возможности из тени выйти. Карательные меры к теневикам приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создании которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Промежуточное потребление - это затраты хозяйствующих субъектов на приобретение материальных ресурсов (без инвестиционных ) и услуг (транспортных, юридических и т.д.) для текущих целей.
Эти предпосылки придавали проблеме ускорения темпов роста и структурной перестройки экономики, особенно усиления промышленного потенциала страны, характер национальной сверхзадачи, решение которой взял на Себя величайший из русских Самодержцев, Государь Александр Александрович. Грандиозные задачи преобразований требовали появления незаурядных личностей. Вокруг Александра III трудились такие выдающиеся деятели, как М.Т. Лорис-Меликов, финансисты А.А. Абаза, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, администраторы Булыгин и Дурново, охранитель традиционных русских ценностей К.П. Победоносцев. Александр III нашел в Одессе инициативного служащего частной железнодорожной компании, разглядел в нем недюжинные государственные таланты и призвал его в Петербург на царскую службу. Этим служащим был Сергей Юльевич Витте. С.Ю.Витте действительно оказался яркой личностью. На его долю выпали не только выработка и проведение нового курса экономической политики, но первые глубокие реформы политического строя самодержавной России. По моему некомпетентному мнению, оставайся он на государственной службе в 1914 году, он бы нашел способ избежать войны, а впоследствии и революции. Но ключевым словом тут является слово личность.
В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Этот документ состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются итоги развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за предыдущий год. Во втором разделе устанавливаются цели денежно-кредитной политики на предстоящий год. Особое внимание уделяется перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых рынков. Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ной федеральной собственностью. Согласно действующему порядку предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, значительно снижены требования к допустимым значениям оцениваемых показателей бухгалтерской отчетности организаций, обязанных по векселям (кредитным договорам), которые предоставляются кредитными организациями в обеспечение кредитов Банка России.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, представленные Центральным Банком Российской Федерации. Заключение Современный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую политику на сокращение существующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества. Необходимо достичь такого роста, который обеспечивал бы прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике, избавил бы ее от все еще высокой зависимости от внешних факторов и на базе этого позволил бы решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу удвоения внутреннего валового продукта. Очевидно, что устойчивое функционирование экономики сегодня невозможно без эффективного государственного аппарата, правоохранительной системы, справедливого суда.
Эволюция государственности и государства, историческая трансформация экономической политики государств, модификация экономических стратегий государства, поиск рациональных стратегии и политик - на сегодня это актуальные задачи исследователей проблем международного экономического развития. Новая история экономической политики государства начинается с первоначального накопления капитала и становления строя предпринимательской рыночной экономики. Трансформация экономической политики начинается с меркантилизма, как первой научно обоснованной и практически реализованной экономической политики государства. В основе этой концепции - расширение вмешательства государства в процессы экономического воспроизводства и развития. В процессе трансформации экономической политики концепция меркантилизма была заменена концепцией физиократов, основным содержанием которой были идеи свободы торговли, максимального ограничения вмешательства государства в экономику. В дальнейшем эта концепция, в свою очередь, трансформировалась в экономическую политику свободной конкуренции на основе идей школы классической политической экономии.
В период 1991 -1994 гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов. Шведская социально- политическая система, на первый взгляд, выглядит довольно идеальной не только в сравнении с белорусской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения всех политических и социальных конфликтов, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах. 2.3. НЕМЕЦКАЯ или КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ Приход к власти в середине 60-х большой коалиции (ХДС/ХСС и СДПГ), а затем и социал - либерального кабинета (СДПГ и Свободные демократы) фактически обусловил появление новой модели экономической политики.
Нет сомнения, что решение экономических задач государства касается правовой сферы в целом. Правовая форма проявления экономической функции, по существу, универсальна, так как все разновидности экономической деятельности государства так или иначе затрагивают все отрасли права. Поскольку нормы права, регулирующие вопросы экономического развития, охватывают широкий круг отраслей права (конституционного, административного, гражданского, земельного, трудового, уголовного), можно констатировать, что характер экономической функции государства определяет магистральное направление развития национальной правовой системы. Принципиальные особенности посттоталитарного законодательства состоят в том, что оно регулирует и закрепляет новые принципы экономической политики. По мере углубления экономической реформы и формирования основ социального государства будет качественно меняться главная цель государственного воздействия на экономику. Прежней целью было создание материальной базы монопольного господства партгосноменклатуры. Отсюда экстенсивное развитие производства на базе дешёвой рабочей силы, особое внимание развитию отраслей военно-промышленного комплекса в ущерб отраслям, обеспечивающим решение социальных задач.
![]() | 978 63 62 |