![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Лермонтов и религия | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Соловьев, Рачинский, Бердяев, Эрн, Флоренский, Эртель. В этом кружке Белый прочел доклады: «Психология и теория знания», «О научном догматизме» и «Апокалипсис в русской поэзии».[12] Автор констатирует кризис философии; для нее наступает роковой момент: все объекты исследования, которые некогда ей принадлежали, отходят к науке. Но наука не может быть мировоззрением: научное объяснение явлений жизни ведет неминуемо к исчезновению самой жизни «Душа, иссушенная знанием,P говорит Белый,P глубоко тоскует о потерянном рае о детской легкости, о порхающем мышлении». В статье «Апокалипсис в русской поэзии» автор пытается бесплодию философии и раздробленности науки противопоставить целостное символическое миропонимание. Оно вырастает из мистического опыта, пережитого в Шахматове, и вдохновлено личностью и поэзией Блока. Цель поэзии найти лик музы, выражающий единство вселенской истины. Цель религии воплотить это единство. В плане религиозном образ музы превращается в лик Жены, облеченной в Солнце. Соловьев предчувствовал Ее пришествие; Лермонтов видел Ее под «таинственной полумаской», в поэзии Блока Она уже приближается к нам
Работы о жизни и творчестве Лермонтова представителей этой науки А.Н. Пынина, П.А. Висковатова, В.Д. Спасовича, Д.И. Абрамовича, Н.А. Котляревского и др. знаменуют новый этап в исследовании поэта. Среди различных тем и разработок рассматривается и вопрос о религиозности поэта и его байронизме, демонизме. Затрагивается также проблема религиозного воспитания Лермонтова в доме его бабушки Е.А. Арсеньевой. Трудами названных выше ученных (особенно трудами Висковатого) был накоплен и частично, по мере сил, обобщен большой материал фактов и наблюдений, без которого наше знание о Лермонтове и общее представление о нем были бы значительно беднее. В 1892-1894 г.г. в Казанском университете А.А. Царевский читает лекции и произносит торжественные речи о Православии и о значении русской словесности в национальном русском образовании. Царевского интересует, почему в России наблюдается недостаточная читаемость произведений Лермонтова?Совместимы ли понятия религиозности и народности Лермонтова ? В последние предреволюционные годы публикуют свои работы такие исследователи творчества Лермонтова как С.Н.Дурылин "Судьба Лермонтова", Л.П.Семенов "Лермонтов и Библия", М.Никитин "Идеи о боге и судьбе в творчестве М.Ю.Лермонтова”, С.В.Шувалов "Религия Лермонтова".
Если бы Пушкин слышал о таком покушении молодого поэта на изгнание вдохновений нравственных и философских, даже он бы содрогнулся или, может быть, улыбнулся бы. Во что, в самом деле, обратился бы бедный Данте или Мильтон, если бы отнять у них религиозный идеал? Или Гете, у которого вытравить философское вдохновение? Или Байрон, или Лермонтов, если отнять у них вдохновение нравственное? Право, можно подумать, что г-н Мережковский будучи сам недурным стихотворцем неясно понимает, что такое истинная поэзия. Возможна ли поэзия, отрешенная от всякого содержания религиозного, нравственного и умственного? Не есть ли наоборот, поэзия именно какое угодно содержание, лишь бы оно было вдохновенно понято? Вдохновенный вероучитель, охваченный «божественным глаголом» разве он не поэт в то же время? Или вдохновенный философ, или пророк-нравоучитель разве они не поэты в минуты высокого их служения? Что же останется тогда на долю поэзии, если выкинуть из нее самые благородные из вдохновений идеалы религиозный, нравственный, философский? Пушкин понимал поэзию как стоголосое эхо, дающее отзвук сердца на все явленья бытия, он едва ли согласился бы, без тяжкого над ним насилия, откликаться только на самое низкое, что остается в природе вне религии, философии и морали
В стихотворении "Поэт" читаем: "Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножен не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?". В своей поэзии, всегда искренней страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстаёт против политического гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём. Философские проблемы. Отношение к религии. Говоря о философских проблемах творчества любого поэта невозможно не определить его отношения к религии. Здесь важно не только то, что наряду с научной философией религия является одной из составных частей мировоззрения, но и то, что в силу специфики творчества поэты наиболее часто обращаются к библейским мотивам и аллегориям. Такие обращения могут допускать двоякое трактование и вести к весьма своеобразным выводам. Одним из примеров служит работа И. П. Михайловой "Библейские мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова". Его религиозно-богоборческие переживания отличались большой непосредственностью, внутренней независимостью и противоречивостью.
Вытекающей отсюда силы религиозного чувства современные люди, кажется, и представить себе не могут. Тут уж, действительно,P «одна из двух величайших идей, какие когда-либо существовали на земле». И уж, конечно, в случае упадка, вырождения этой идеи, предстояло бы нечто более страшное, чем «аракчеевщина», нечто, пожалуй, и в самом деле похожее на «царство Зверя». Должно ли удивляться тому, что носитель такой идеи не только своим Николаям Ростовым, солдатам, которые жертвовали за него жизнью, и на жизнь которых он «плевал» хуже, чем плевал,P но и столь беспощадно-скептическим, неисцелимо-насмешливым людям, как Байрон, Лермонтов, Ницше,P иногда казался «не человеком», а «солнцем», последним воплощением бога Солнца, «дельфийского демона»? «Я создавал религию». Л. Толстой в «Войне и мире» и бороться не начинал с этою религией. Перед нею, судя по беззащитности его сознания перед религией даже только народного Кесаря, он окончательно безоружен. Таковы два пути: один внешний от человечества к герою: «В огонь и в воду, на преступление и на геройство только бы умереть, умереть за него»; другой внутренний от героя к человечеству: «Я не виноват, что этого хочу, одного этого,P я тотчас же отдам их всех за минуту славы, торжества над людьми»,P таковы два пути, которые открывались Л
Трех человек уже привязали к столбам, надели мешки на голову и солдаты навели на них ружья, но тут прискакал флигель-адъютант с указам, заменявшим казнь на различные сроки каторжных работ. Император решил организовать этот спектакль в «назидание», заставив осужденных пережить весь ужас неминуемой смерти. Как члены Кирилло-Мефодиевского общества, так и петрашевцы не предпринимали каких-либо действий по свержению существовавшего режима. Вся их деятельность ограничивалась чаепитиями, во время которых велись разговоры о прочитанных книгах и политических событиях. Они не представляли никакой опасности для государства, но в николаевской России любое неосторожно сказанное слово каралось как страшное преступление против основ самодержавия. Постоянным репрессиям подвергались литераторы. Гонениям подверглись Пушкин, Лермонтов, Салтыков-Щедрин, Тургенев. Философ Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим. В 1852 году даже славянофилам Аксакову, Хомякову и Самарину было запрещено печатать свои произведения. Маразм цензуры доходил до того, что из учебников истории вычеркивалось слово «республика» и упоминание о пророке Мухаммеде как основателе «ложной религии».
По самой своей идее церковные постройки и не должны были рождаться на месте, они были «не от мира сего», другое дело, что, попадая в сей мир, они становились важнейшими ориентирами в нем. Имея умозрительно единый исходный образ, все храмы были связаны подобием своих общих форм. В меру своего достоинства меньшие храмы уподоблялись большим, местные святыни ориентировались на общерусские, а через них и — на общехристианские. Летописи и другие произведения древнерусской литературы ярко свидетельствуют о том, что мысленно человек Древней Руси легко переносился из города в город, из одного места в другое; он ощущал Русскую землю как единое целое и протягивал умозрительные нити от нее и к столице Византийской империи, и к памятникам Святой Земли. Более того, спрессовывая не только расстояния, но и время, он включал ее в контекст мировой истории, проводя параллели между современностью и легендарными событиями прошлого. Христианская религия с ее каждодневным обращением к Священной истории активно содействовала укоренению таких взглядов в широких слоях населения.
Он определил положение 75000 тысяч звезд и создал обширные звездные каталоги, которые стали основой современных знаний о звездном небе. Бессель был одним из первых астрономов, измеривших параллаксы, а тем самым и расстояния до звезд. Вслед за В.Я.Струве, который в 1837 г. впервые определил расстояние до звезды Вега в созвездии Лиры, Бессель в 1838 г. измерил расстояние до звезды 61 Лебедя. Эта звезда оказалась одной из ближайших к Солнечной системе. Наблюдая в течение ряда лет яркие звезды Сириус и Процион, Бессель обнаружил в их движении такие особенности, которые можно было объяснить только тем, что эти звезды имеют спутников. Но эти спутники настолько слабы по светимости, что их нельзя было увидеть в телескопы. Предположение Бесселя впоследствии подтвердились: в 1862 г. обнаружен спутник звезды Сириус, а в 1896 г. - спутник Проциона. БИРУНИ (973-1048) Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед фль-Бируни - среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма (ныне часть Узбекистана). Живя в условиях господства мусульманской религии, враждебно относившейся к науке, он смело выступил против религиозного миропонимания.
Можно установить непосредственную связь между психоаналитическим "эдиповым комплексом" и фрейдовским пониманием потребности человека в защите от противостоящих ему сил природы. Эта связь обнаруживается, например, в аналогичной трактовке Фрейдом чувства беспомощности, испытываемого детьми и взрослыми: подобно тому как ребенок в отце ищет поддержку и придает, сверхъестественным силам свойства личности отца, точно так же и взрослый человек приписывает силам природы характерные особенности отца, придавая им божественный смысл. Другой аспект религиозной проблематики, рассматриваемый Фрейдом, касался вопроса о психологической значимости религиозных представлений и целесообразности поддержания или устранения религиозных иллюзий. При обсуждении этих проблем Фрейд недвусмысленно заявил о своей антирелигиозной позиции, подвергнув критике не только отдельные религиозные учения, но и сам институт религии. Взгляды Фрейда на религию вполне укладываются в рамки атеистической традиции, которая имеет богатую историю. Вера в религиозные догматы была подорвана работами Коперника, Бруно и Галилея, философией английских и французских материалистов, установлением взаимосвязи между религией и идеализмом в работах Фейербаха, теорией эволюции Дарвина и, наконец, наиболее глубоко диалектико-материалистическим учением.
Раньше человек защищал себя от природы, теперь же он все больше и больше защищает природу от самого себя. Другим феноменом 20-го века является отношение человека к религии. Став технократом, человек не перестал верить в Бога (или его аналогов). Более того, появились и окрепли другие религии. К основным техническим феноменам 20-го века относятся, на мой взгляд, появление человека в космосе, утилизация атомной энергии вещества, грандиозный прогресс систем связи и передачи информации и, конечно же, ошеломляющее развитие микро- и макро-компьютеров. И как скоро появляется упоминание о феномене компьютеров, так тут же возникает еще один феномен конца нашего столетия - феномен компьютерных вирусов. Быть может, многим покажется смешным или легкомысленным то, что факт возникновения компьютерных вирусов поставлен в один ряд с исследованиями космоса, атомного ядра и развитием электроники. Возможно, что я неправ в своих рассуждениях, однако дайте возможность объясниться. Во-первых, компьютерные вирусы - это серьезная и довольно заметная проблема, возникновения которой никто не ожидал.
В результате протеста студента университет Мердоча (Западная Австралия) в 1998г. принял действительное на его территории постановление, официально разрешающее сознательный протест и дающее согласие предоставления гуманных альтернатив во всех подразделениях, использующих животных. В качестве одного из аргументов против своего вуза студент-ветеринар Эндрю Найт процитировал Статью 18 Всеобщей декларации по правам человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН (1948г.): «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных обрядов». Глава 5. Проблема десенсибилизации Большую обеспокоенность у оппонентов диссекции (анатомирования) вызывает возможная десенсибилизация определенных учащихся, которая делает их практически бессердечными по отношению к животным и в последствие к людям.
Считали, что при этом душа человека покидает свою телесную оболочку и вступает в непосредственное общение с “духами” и “богами”. Жрецы древнего Египта вызывали состояние подобного “пророческого” сна у мальчиков-подростков, заставляя их пристально и долго смотреть на начищенную до блеска медную лампу и поглаживая в это время их лоб рукой. Известно много других приёмов и средств – ритмические монотонные звуки своеобразных музыкальных инструментов, дым курений, содержащих в своём составе дурманящие, наркотические вещества, многократное повторение заклинаний и молитв. Священнослужители применяли всю эту технику гипноза, не умея и не стремясь понять подлинную его природу. На против, они всячески окутывали свои действия потоком таинственности, придавали им сверхъестественный смысл, стремясь поддержать этим веру в существование богов, веру в то, что лишь им, служителям религии, открыт дар “чудодеяния”, дар призывать добрых и изгонять “злых духов”, созерцать “видения”, предвидеть будощее, узнавать прошлое и совершать “чудесные исцеления”.
Это была в некотором смысле отдаленная периферия китайской империи, почтя не имевшая автономии, хотя и отличавшаяся этническим составом местного населения и, естественно, некоторыми местными особенностями, своими традициями в образе жизни и т.п. Южновьетнамское протогосударство Тьямпа, возникшее примерно во II в., являло собой совершенно иное образование. Прежде всего оно, как и весь остальной Индокитай в то время, было под заметным влиянием индийской культуры. Находившейся в зоне индо-буддийского влияния тьямы (лаквьеты) вели соответственно и иной образ жизни, что наиболее заметно проявлялось в сфере культуры и религии. Здесь процветал и фактически господствовал буддизм хинаянистского толка, хотя немалую роль играл и индуизм в его шиваистской форме близкой к той, что была у кхмеров времен Ангкора. Только в IX в. здесь начали появляться первые махаянистские монастыри, знаменовавшие собой усиление северных влияний. В целом буддийские и индуистские монастыри и храмы в Тьямпе процветали. В V в. здесь (естественно, в монастырях) появилась и местная письменность на южноиндийской графической основе.
Укажите в представленном списке страну, в которой преобладающая религия - буддизм.а) Индия б) Индонезия в) Бангладеш г) Пакистан д) Монголия19. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется: a) демографической нагрузкой б) экономичеки активным различием в) трудовым различием 20. В каком полушарии сосредоточено больше населения:a) в Восточном б) в Западном в) в Северном г) в Южном д) сильных различий в численности не наблюдается 21. В каком полушарии проживает меньше всего людей: a) в Восточном б) в Западном в) в Северном г) в Южном 22. Что такое агломерация:a) не упорядоченное скопление городов б) скопление мелких городов вокруг большого города в) скопление поселков вокруг мелкого города г) скопление мелких городов вокруг одного или нескольких больших городов, т.е. имеющих одно или несколько 23. Мегаполис: a) гигантское скопление агломераций и городов четко разграниченных между собой б) гигантское скопление агломераций и городов слившихся между собой в) гигантское скопление мелких городов 24.
Многие бедняки отдают своих детей в монастырские школы, где не нужно платить за обучение. В городах Южной Италии и островов Сицилия и Сардиния существует большое число пансионов, которые содержат монахи и монахини разных орденов. В них обычно квартирует (по нескольку человек в комнате) и питается молодежь из сельских местностей, приехавшая в города учиться в средних и высших учебных заведениях. Монахи привлекают в свои пансионы несколько заниженной платой по сравнению со светскими заведениями того же назначения, и значительное число молодежи опять-таки попадает под влияние итальянской католической церкви. Религиозным организациям принадлежит большое число общеобразовательных школ. Преподавание религии обязательно и во всех государственных школах. Население очень неравномерно распределено по стране, средняя плотность его — 189 человек на 1 кв. км. Самые густонаселенные области Италии — равнины Кампании, Ломбардии и Лигу-рии, где на 1 кв. км приходится свыше 300 жителей. Это объясняется благоприятными условиями для развития здесь интенсивного земледелия, разнообразной промышленности, портовой деятельности и туризма.
Преобладающая религия - католицизм, ее исповедует 96% населения, в том числе значительная часть индейцев. Официальный календарь - григорианский. Мексика - самая крупная испаноязычная страна мира; по численности населения уступает в Америке только США и Бразилии. По данным первой переписи 1895, в Мексике проживало 12,6 млн. человек, в 1921 - 14,3 млн., в 1950 - 26,3 млн человек. С начала 50-х годов по темпам роста населения, превышающим 3% в год, Мексика занимает одно из первых мест в мире. Архитектура. В древнем градостроительстве Мексики выработались приемы геометрической планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле - 400 метров), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Наиболее известные из них: развалины храма инейского племени майя в Чичен-Ица на полуострове Юкатан, группа храмов с грандиозными “Пирамидой Солнца” и “Ппирамидой Луны”. В колониальный период (16 - начало 19 века) в Мексике особенно бурно развиваются архитектура и градостроительство. Здания сооружаются по испанским образцам, вместе с тем в их арчитектуре обнаруживаются черты местного своеобразия.
В 1370 году городв Голландии,Зеландии, Утрехта создают союз – Ганзу – для защиты своих торговых интересов. Эти города в 13 –14 веках добиваются самоуправления и целого ряда вольностейи привелегий. В этот период сложились основные политические учреждения страны, в частности возникли Генеральные штаты ( 1463г. ) – высшее регулярно действующее представительное учреждение страны, состоящее из знати и богатых горожан и содействовавшее процессу централизации. С 1482 г.в результате династических браков Нидерланды оказались включенными в «мировую державу» могущественных Габсбургов. В то же время Голландия была колонией Испании. Отношения между Нидерландами и Испанией приобрели особо острый характер. Уже при отце Филиппа 11, в Нидерландах была введена инквизиция по делам ересей. Религиозный состав населения % к общей численности населения в 1993 г. Религии Численность Римско-католическая церковь 32,0 Нидерландская протестантская церковь 15,0 Реформаторская (Кальвинистская) церковь 7,0 Ислам, Буддизм и другие религии 6,0 Неверующие 40,0 Католическое учение и церковь стали представлять собой проводника духовного гнета и политического насилия.
Общая характеристика Норвегии. Норвегия (Королевство Норвегия) - государство на Севере Европы, занимающее западную и северную части Скандинавского п-ова. Территория - 323895 кв. км.; вместе с архипелагом Шпицберген, о-вом Ян-Майен и др. - 387 тыс. кв. км. Население - около 4,3 млн., норвежцы (98%), саами, квены, финны, шведы и др. Столица - Осло. Государственный язык - норвежский. Религия - лютеранство. Денежная единица - норвежская крона. Государственную самостоятельность Норвегия обрела в 1905 году Норвегия - конституционная монархия. Глава государства - король. Административно - территориальное деление (18 фюльке). Высший законодательный орган - стортинг (однопалатный парламент). Исполнительную власть осуществляет назначаемое королем правительство. Природные условия и ресурсы Норвегии. Норвегия находится в области морского умеренного климата с прохладным летом ( 6 - 15 градусов Цельсия ) и достаточно теплой зимой ( 2 - -12 градусов Цельсия ). Осадков на равнине выпадает 500-600 мм, с наветренной стороны гор их количество возрастает до 2000-2500 мм. Моря не замерзают. Большую часть территории Норвегии занимают Скандинавские горы.
![]() | 978 63 62 |