![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Природа в романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая" | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Ауэзова «Путь Абая», линогравюра, 1960). Выступает также как монументалист. Лит.: Сарыкулова Г. Ч., Евгений Сидоркин, [М., 1971]. Е. М. Сидоркин. «Колыбельная». Из серии «Читая Сакена Сейфуллина». Автолитография. 1964. Сидоров Алексей Алексеевич Си'доров Алексей Алексеевич [р. 1(13).6.1891, с. Николаевка Курской губернии, ныне Сумская область УССР], советский историк искусства, книговед и библиофил, член-корреспондент АН СССР (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Учился в Московском университете (1909—13). Преподавал в МГУ (в 1916—31 и 1942—50; профессор с 1925), Московском полиграфическом институте (1938—64). Работал в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1916—21 и 1927—36). Труды С. охватывают широкий круг проблем культуры и искусства. Основные исследования С. посвящены рисунку, искусству книги и книговедению. Принёс в дар государству собранную им большую коллекцию графики русских и иностранных художников. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями. Соч.: Русская графика за годы революции. 1917—1922, М., 1923; Рисунки старых мастеров. Техника. Теория. История, М. — Л., 1940; История оформления русской книги, М. — Л., 1946; 2 изд., М., 1964; Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; Рисунок русских мастеров (2-я пол. XIX в.), М., 1960; Русская графика начала XX в., М., 1969; Книга и жизнь. Сб. книговедческих работ, М., 1972. Лит.: А. А. Сидоров, 2 изд., М., 1974. (Мат-лы к библиографии ученых СССР. Серия искусства, в. 3)
Творческие исследования могут быть интересны и продуктивны не только как урок-исследование, но и как определённый этап урока любого типа и как индивидуальное задание. Например, с позиций личностно-ориентированного обучения при работе над романом М. О. Ауэзова «Путь Абая» гpуппе учащихся предлагаю задание: составить музыкальный рисунок эпилога романа Урок проектного исследования многофункционален. Проектная деятельность не только активизирует мыслительную деятельность учащихся, но и позволяет выполнить социализирующую цель обучения, обучает работе-сотрудничеству в команде. «Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему. Выступление перед аудиторией и видеокамерой вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести её до слушателей», - отмечает И. Н. Бухтиярова в статье «Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.» А. Быллырытова («Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах») подчёркивает: «Очень интересным и нужным этапом при обобщении становится абстрагирование полученных знаний, создание моделей.
Мне подумалось: народный гнев могут выразить настоящие поэты, писатели, деятели искусств!.. * * * - Прекрасно владеющий немецким, казахским и русским языками универсал литературного слова Герольд Бельгер написал интересную книгу Лики слова, энергично заманившую меня в стан словесности, - делится мыслями писатель Аян (Егемен Казакстан, 3 июля 1998 г.). - Только один пример. О чем бы автор ни говорил, всегда рассматривает сквозь призму сравнений пестрый мир литературы. В одном случае он утверждает, что Мухтар Ауэзов в Пути Абая использовал 16893 слова, а в общем фонде Шекспира и Байрона насчитывается 15 тысяч, а в словарном запасе Пушкина 21197... Кенжебек Омарбаев, аким Талгарского района: - Я далек от мысли, что казахский язык сегодня гибнет. Расширяется сфера его влияния и в области государственного управления, и в науке. Hо успокаиваться рано. Мы должны сказать открыто: русский язык и быстро вторгающийся в последнее время в нашу жизнь английский язык будут еще долго оказывать большое влияние. Hо обвинять в этом представителей других национальностей нельзя
«Твои бессмертные труды ста- вят тебя в ряд лучших предста- вителей мировой художественной прозы. Я счастлив, что имею честь быть твоим современником и соотечественником»,-так писал видный советский писатель Всеволод Иванов, адресуя эти слова Мухтару Ауэзову. М.А. внёс неоценимый Вклад в развитие литературы. Создатель первого романа-эпопеи, Драматург, переводчик русской и Европейской классики, учёный – Поистине неисчерпаемо литературное Наследие великого писателя.Творческий путь Мухтар Омарханович Ауэзов родился 28 сентября 1897 года в урочище Чингизтау Абаевского района Семипалатинской области. Будущий писатель рос под духовным влиянием Абая. Отец Омархан и дед Ауез – люди культурные, высоко чтили великого поэта, соседа и друга семьи. Много сил воспитанию внука отдавал дед Ауэз. Он был неистощимым рассказчиком народных сказаний, учил внука грамоте, он же привил Мухтару любовь к литературе, к поэзии Абая. «Мне с детства стали известны произведения Абая. Мой дедушка Ауэз был его другом. Дедушка заставлял нас, внуков, помногу раз перечитывать и оригинальные, и переводные стихи поэта. Особенно строго требовал он, чтобы мы знали наизусть письмо Татьяны», - вспоминал впоследствии М. Ауэзов. Сначала Мухтар учился в родном ауле, затем в мусульманском медресе в Семипалатинске.
Памятник Абу Али ибн Сине в городе Бухаре. Поэма о медицине (урджуза) Вступление Во имя милосердного творца,Создателя начала и конца,Предвечного, единого, живого.Всебытия, пространства мирового,Что озаряет дивным светом разум,Сокрытое дает увидеть глазом.Вершился быстротечной жизни бег,Обрел и мысль и чувства человек.Ему из тайн в туманном мирозданьеСквозь ощущенья открывалось знанье.Огонь священный в сердце не потух,Пылает разум, обновляя дух.Как человек в своем строенье чуден:Без счета черт живым присуще людям.У каждого свое дыханье, чувство,И в том творца премудрое искусство.Тот в жизни наивысшего достиг,Кто был душой воистину велик.От зверя человек своим обличьем,Уменьем рук и языком отличен.Те из людей восславлены в народе,Что благородны по своей природе.Всегда ступая праведным путей,Себе находят утешенье в том.Поэты словом управляют смело,Врачи те правят, исцеляя тело.Волнует души первых краснорезье,И преданность вторых болезни лечит.Так пусть же удостоится вниманьяПоэма о науке врачеванья.Теперь в стихах я изложу для вас,Что изучил и применял не раз
С 30-х годов начинается плодотворная деятельность писателя-профессионала. М. О. Ауэзов много ездит по стране, знакомится с людьми, изучает жизнь. С творчеством Ауэзова связан расцвет казахской драматургии. Им написано свыше двадцати пьес, а также переведены такие классические произведения мировой и русской драматургии, как «Ревизор» Н. Гоголя, «Отелло» и «Укрощение строптивой» 'В. Шекспира, «Аристократы» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Офицер флота» А. Крона. Значительным вкладом в советское литературоведение являются исследования Ауэзова устно-поэтического, творчества казахского народа, эпоса «Манас», творчества Абая и других классиков. Его литературное наследие увенчивает многотомная эпопея «Путь Абая». Последние годы жизни писатель работал над созданием новой эпопеи о наших современниках—«Племя младое». М. Ауэзов словно не пережил писательской молодости, а пришел в литературу сразу звездой первой величины. Его пьесы, рассказы и повести 10—20-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствуют о зрелости таланта молодого писателя.
Лондону принадлежит также ряд произведений, посвященных пропаганде социализма. Наиболее ярким из них (если не считать ядра мелких очерков и статей) является роман "Железная пята". Путь от прославления сильной личности к изображению классовой борьбы имеет свои этапы в творчестве Лондона Первый этап - наиболее непосредственный протест сильной индивидуальности против поглощающего ее капиталистического общества - уход на "дно", в свободную жизнь бродяги. Таков герой автобиографической повести "Дорога", который однако к концу своих странствий приходит к выводу, что бродяжничество - лишь иллюзия свободы, что "дорога - не выход". Герой повести советует своему другу бросить "дорогу" и искать других путей. То же самое "дно", но уже не с точки зрения анархиста-индивидуалиста, искателя приключений (герой "Дороги" еще очень близок всем остальным искателям Лондона) изображает книга Лондона "Люди бездны". В ней каждый образ показывает и доказывает необходимость перестройки капиталистического общества для исцеления "язв человеческой культуры". В конечном счете сильный человек в своей борьбе в одиночку совершенно беспомощен.
Культура, природа, человек. Проблемы и пути их решения. Сочинение выполнено студентом лечебного факультета третьего курса девятой группы Герасенко А. А. Новосибирский Медицинский Институт Кафедра культурологии 1997 год. С чего бы я хотел начать свой рассказ - сам толком не знаю, но попытаюсь немного порассуждать обо всем по маленьку. Данная проблема взаимоотношений была затронута многократно и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах природы, культуры и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности. В русской литературе советского периода, взаимоотношение человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник." Долгое время каждый с гордостью произносил: "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. ". Так если много - значит ли это, что природные богатства не надо беречь? Безусловно, люди сегодня сильнее природы, и перед их ружьями, бульдозерами и экскаваторами она устоять не может. "Прощание с Матерой" - книга о том, что взаимоотношения человека и земли - проблема не обычная, а глубоко нравственная.
Самое главное в этом процессе – это заинтересованность ребенка. Экологические знания ученик получает непосредственно на уроке или на внеклассных мероприятиях через общение с природой. Учитель должен использовать на уроке различные виды работ (просмотр кинофильмов, экскурсии, экологические вечера). Получить экологические знания ученик может и с помощью самостоятельной работы. Экологические умения ученик может продемонстрировать непосредственно на практических работах. В конце обучения у ребенка должны сформироваться четкие умения и навыки экологической культуры . Ценностные ориентации. Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как ценностные ориентации и степень осознанности отношения. Формирование ценностных ориентаций обуславливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношение личности к миру природы. Формирование ценностных ориентаций не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка.
В это время в европейской схоластике стали адаптироваться некоторые положения античного естествознания, прежде всего - интеллектуального наследия Аристотеля. Они наиболее убедительно раскрыты в учении Фомы Аквинского (1225-1274) , которое было канонизировано как истинно католическая философия (и психология). Это учение получило название томизма (несколько модернизированное в наши дни - неотомизма). Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет свое место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая) ; внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной - эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей. Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVIв.) , считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х.Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познается путем наблюдения и опытом; на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.
Посредством издания научных трудов Гете он хотел внести новый элемент в спорные научные вопросы эпохи. Комментарии Штейнера имели целью показать гетевское понимание мира, как некоей целостности. Их было много, и часто они расходились с известными официальными теориями. “Из них вытекало, что гетевский метод исследования и мышления, благодаря широте охвата и особому способу проникать духом в предмет изучения, привел Гете к открытиям в ряде областей науки. Излагать содержание этих открытий как таковых не входило в мои задачи, но мне нужно было показать, что эти открытия, подобно цветам, выходящим из растения, вырастают из духовного понимания природы” (Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. – М., 1991. – С.32). То, чего хотел, в конечном счете, Рудольф Штейнер – обновление науки в духе Гете, - было понято лишь немногими. Общаясь с некоторыми своими коллегами, он столкнулся с кастовыми предрассудками, недостатком интереса к широким общечеловеческим проблемам, а порою даже с мелочностью. В Веймаре, как он сам об этом говорит, хотели не “обновлять”, а “сохранять”. Он, который восемнадцать месяцев тому назад приехал в город Гете, исполненный величайших надежд, уже в мае 1891 года писал в одном из писем: “Здесь, в Веймаре, городе классических мумий, жизнь и дела оставляют меня безучастным и холодным”.
Когда абсурд интег рирован человеком, в этой интеграции теряется его сущность раскол. Так мы приходим к идее, что абсурд предполагает равновесие. Если же экзистенциализм пытается перенести акцент на один из компонентов триады, тем самым нарушается равновесие. Рассматри вание с такой искаженной позиции остальных компонент приводит к выводу о немощи разума. Абсурд это ясный разум, осознающий свои пределы. Абсурдная свобода Человек бунтующий видит свои пределы, но закрывая глаза на природу абсурда, ищет наилегчайший путь борясь с собственными стенами, создает все новые стены вокруг себя. Не ставя своей жизни никаких вопросов, всегда принимает повод за причину про исходящего, не делая попыток видеть дальше своих стен. Здесь Камю говорит о скачке. В разных видах эту идею можно найти и у Р.Баха, у Бердяева или Кьеркегора. Стоит на этом ос тановиться. " От абсурдного человека требуют совершить нечто совсем иное скачок. В ответ он может только сказать, что не слишком хорошо понимает требование, что оно неочевидно. Он же лает делать лишь то, что хорошо понимает. Его уверяют, что это грех гордыни, а ему неясно само понятие "греха".
Но если эти моменты годятся для того, чтобы оправдать рок в эсхиловском смысле, все внимание сосредоточено на образе трагического героя, и чувствуется, что он изображен здесь ради себя самого. Судьба не должна приковывать к себе внимание как самостоятельная проблема, отвлекая его от героя, она как-то существенно связана с образом страдающего человека, а не только навязана ему извне. Антигона предназначена по природе к своему страдальческому пути, можно даже сказать — избрана, поскольку ее осознанно взятое на себя страдание есть особое новое благородство. Это предопределенное к страданию бытие, если только не привлекать здесь христианские представления, проявляется уже в первой сцене пролога, где Антигона разговаривает со своей сестрой. Исмена со своей девичьей нежностью содрогается перед добровольной смертью, хотя ее сестринская любовь, конечно, не меньше, что скоро будет трогательно доказано ее ложным самообвинением перед Креоном и отчаянным желанием идти на смерть с осужденной сестрой. И все же она не трагическая фигура. Она служит для того, чтобы подчеркнуть высоту Антигоны, и мы признаём за последней глубокое право отклонить в этот момент сентиментальную готовность Исмены разделить с ней ее страдание.
Итак, всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом – основа нравственности” (фрагмент 347). Мыслящий тростник – этот образ остался в памяти мировой культуры. Достаточно вспомнить хотя бы одно из самых горьких и прекрасных размышлений Ф.И. Тютчева – “Певучесть есть в морских волнах.”: Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поёт, что море, И ропщет мыслящий тростник? Паскаль предсказал романтическую трагедию разлада и одиночества, но сам он всё-таки сказал о другом: о том, насколько – благодаря своей способности мыслить – человек вознесён над природой, ибо в мысли – путь к нравственности. Увы, человек не слишком уверенно этим путём следует. Обычно говорят о трёх великих авторах нравственной прозы Франции в XVII веке: к именам Ларошфуко и Паскаля добавляют имя Жана де Лабрюйера (1645–1696). В совершенстве стиля он уступает Ларошфуко, в оригинальности мысли – Паскалю. Лабрюйер наблюдает, подмечает, анализирует: “В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер.” (глава II, 37). Название книги Лабрюйера – “Характеры, или Нравы нынешнего века”.
Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении. Философские основы лирики Ф. Тютчева. Тютчев и Мандельштам. Некрасовский город в прозе Достоевского (или лирике А. Блока; или в поэзии В. Маяковского). Героини любовной лирики Тютчева и Некрасова в сопоставлении с героинями Достоевского. Ф. М. Достоевский. Биография и литературный путь. «Преступление и наказание». Связь понятий — “преступление”, “грех”, “наказание”, “искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Средства создания противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место Петербурга в романе.
Биологическое и социальное представляет собой не сумму двух слагаемых, а взаимосвязанное, взаимообусловленное, неделимое, целостное единство –комплекс. Глухой ребенок по отношению к слышащему находиться в иных условиях. На слух он не может воспринимать устную речь. Следовательно, нужно для него создать соответствующие его природе условия. Нужны обходные пути для овладения языком слов. В современной дидактической системе обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения (С.А.Зыков) различают три формы словесной речи: дактильная, устная и письменная. В качестве исходной формы речи, наиболее полно отвечающей природе глухого ребенка, используется пальцевая, воспринимаемая зрением форма словесной речи – дактильная форма. Каждой дактилеме соответствует определенная буква алфавита. Сурдопедагог, используя звукоусиливающую аппаратуру, внятно проговаривает слово при максимально четкой его артикуляции, одновременно и сопряженно “проговаривает” (дактилирует) его пальцами руки, предъявляет глухому карточку с данным словом.
Удивляющая всех в конце ХХ века повсеместная криминализация общества, под таким углом зрения, оказывается неизбежным и естественным порождением технического прогресса» . Сказано абсолютно точно, но позволю себе добавить один штрих. Техника, технология – это средства. Находятся они все же в руках человека, а значит и подчиняются его целям. Поэтому лучше сказать, что технический прогресс, неадекватно используемый в условиях неадекватной социально-економической, политической и моральной (!) модели общества современной реальности ведет к его криминализации. Для иллюстрации нашей концепции приведем еще некоторые примеры. В книге видных специалистов в области генетики и правовых наук Н.П.Дубинина, И.И.Карпеца и В.Н.Кудрявцева «Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения» сделан прекрасный обзор концепций преступности . Приводится там и статистика . Так, в царской России за 1856.1861 годы число подсудимых возросло с 383 тысяч до 433,5 тысяч человек, т.е. на 13,2%. В 1862г. было 456,3тыс. подсудимых, а в 1865г. – 510,5тыс. Темпы роста преступности за этот период превышали темпы роста населения России: рост преступности в среднем составлял около 2% в год, а населения – менее 1%.
Понятно, что это совершенно не так. Наши представления о каждом из нас как о личности может быть информативным, но они несут на себе печать времени и непосредственно связаны с тем, что они описывают. Психодинамическая теория фиксирует клиента в пространстве. Клиент никогда не находится в статике. Диагноз, данный клиенту на первой сессии, может совершенно отличаться от диагноза, поставленного в течение десятой сессии. Фактически, то, как рассматривается терапевтом в первые минуты сессии может существенно отличаться от последних десяти минут сессии. Исторический детерминизм и альтернатива Наша концепция нашей собственной природы служит препятствием на пути реальных прорывов в теории и практике психотерапии. Мы мало продвинулись в нашей концепции человеческой природы со времен Фрейда, который первым распространил рационализм и объективность на психологическую реальность и увел ее из-под морального и духовного pou s o (греческое понятие, обозначающее место нахождения, основу для деятельности и используемое для обозначения ментальной, эмоциональной и моральной почвы, которая служит основой, для конкретного психотерапевта).
![]() | 978 63 62 |