![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Анализ себестоимости продукции | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Одним из таких незаурядных специалистов в этой области являлась Ида Абрамовна Сильнова. Она была экономистом от Бога и равного ей я не знал не только в Белоруссии, где прошла вся моя трудовая жизнь, но и на предприятиях нашего ведомства во всём Союзе. Мы встретились в первый год моей работы в промышленности, когда я был начальником цеха по производству мясных консервов в Орше. Она тогда заведовала плановым отделом Главка и приехала к нам из Минска, чтобы выяснить причины миллионных убытков и перевода предприятия на особый режим кредитования. Глубокому анализу подверглась тогда работа возглавляемого мною цеха. В ходе проверки Сильнова не только досконально разобралась в причинах убыточности производства, но и преподнесла нам предметный урок грамотного анализа себестоимости продукции и путей её снижения. Я слушал Иду Абрамовну с открытым ртом и мне казалось, что за несколько дней общения с ней у меня выросла вторая голова, в которой навсегда осел багаж знаний, несравнимый с теми, что остались от институтского курса «Экономика промышленности» и самообразования по учебникам и методическим пособиям
Себестоимость – важнейший экономический показатель, который дает возможность определить, во что обходится предприятию производство той или иной продукции. В нем в обобщенном виде находят отражение многогранная деятельность сельскохозяйственных предприятий, эффективность их работы. Ее уровень формируется под влиянием всех факторов производства. Снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции – одно из решающих условий эффективности производства, способствующий успешному решению главной экономической задачи – повышение рентабельности производства предприятия. Кроме того, от снижения себестоимости продукции зависят прибыль сельскохозяйственных предприятий и размер создаваемых ею фондов материального поощрения, темпы роста накопления и расширения производства. Анализ себестоимости продукции – необходимое условие контроля за издержками производства и определения мер по их снижению. Анализ себестоимости продукции включает: анализ изменений общей суммы затрат на производство всей валовой и товарной продукции, себестоимости продукции отдельных отраслей, сельскохозяйственных культур и видов скота как в целом по предприятию, так и по отдельным производственным подразделениям; оценку по выполнению плановых заданий по снижению себестоимости продукции и анализа изменения ее уровня в динамике; определение факторов, повлиявших на изменение себестоимости отдельных видов продукции в динамике и в сравнении с планом; анализ себестоимости единицы продукции по статьям затрат; выявление резервов и разработку предложений по снижению себестоимости продукции.
Режим предоставления результатов ситуационного анализа – запросный, построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе. Она состоит из блоков, характеризующих состояние рынка, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен, ценовой политики, спроса, товародвижения. Задача экономического анализа в условиях рынка – исследование коммерческого риска: организация тщательного анализа затрат труда, учета, контроля и анализа себестоимости продукции; кардинальная перестройка анализа потребительского спроса. В условиях укрепления рыночных отношений процесс управления коммерческой деятельностью позволяет выделить этапы анализа: 1) предварительный; 2) оперативный. Предпосылка – использование компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Условие организации оперативного анализа (ретроспективного, прогнозного) – информационная база; 3) заключительный. Результаты оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия
Выявление резервов снижения себестоимости продукции возможно на основании данных, получаемых в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия. При этом изучение издержек производства имеет исключительно важное значение. Кандидатом экономических наук Н.В.Климовой проведен анализ себестоимости продукции и резервы ее снижения. При анализе себестоимости единицы зерна выявляются основные факторы, влияющие на его изменение, из которых определяющими являются затраты на 1 га и урожайность сельскохозяйственных культур. Факторный анализ показывает, что основными причинами превышения фактической себестоимости зерна над плановой являются невыполнение запланированного уровня урожайности сельскохозяйственных культур и необъективные прогнозные значения затрат труда и средств на единицу площади. Высокие темпы роста затрат в целом увеличивают себестоимость единицы продукции, тем самым снижая эффективность его производства. Определяющим резервом снижения издержек производства зерна является сокращение затрат на 1 га и повышение продуктивности зерновых культур.
Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами, или условно-переменными (условно-постоянными). Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации. Размеры и динамика выручки и прибыли от продаж важнейшие показатели, определяющие финансовое состояние предприятия: от них зависят уровень рентабельности продаж и активов, оборачиваемость активов, движение денежных средств, инвестиционная привлекательность предприятия
Реализованная продукция в процентах к предшествующему году: в действующих оптовых ценах составила 214,9%, в сопоставимых (плановых) оптовых ценах составила 214,7%. Табл. 2.5. Анализ факторов, повлиявших на объём реализации продукции Новотроицкого филиала в 1997г., млн. руб. Факторы реализации План Факт Отклонение 1 2 3 4 Выпуск товарной продукции 2992,3 3588,2 595,9 Изменение остатков нереализ. - -98,0 -98,0 прод. Объём реализации продукции 2992,3 3490,2 497,9 Исходные данные таблицы 2.5 показывают, что отклонение фактического выпуска товарной продукции Новотроицкого филиала от планового составило 595,9млн. р., а отклонение объёма фактически реализованной продукции от планового составило 497,9млн. р. 2.1.3. Анализ себестоимости продукции В современных условиях хозяйствования планомерное снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики. Возрастает роль себестоимости как основного фактора образования прибыли. Задание устанавливается в виде измерения затрат на рубль товарной продукции.
На предприятиях планируются и учитываются следующие показатели себестоимости продукции: себестоимость товарной и реализованной товарной продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; себестоимость сравнимой товарной продукции, себестоимость отдельных изделий. Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям). Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются: . объективная оценка выполнения плана по себестоимости продукции и изменение выполнения плана относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины; . исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений; . установление динамики важнейших показателей себестоимости и выполнения плана по ним; . определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых и нормативных; . обеспечение ответственных за планирование и учет затрат необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции; . содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции; . выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.
От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень большое значение. Производство средств производства и предметов потребления связано с большими затратами. В состав издержек включаются: - стоимость продукта, созданного трудом, которая находит выражение в выплаченной заработной плате; - стоимость израсходованных средств производства (материалов, энергии, топлива, амортизация основных средств и т.д.); - стоимость продукта, созданного для общества и идущего на удовлетворение его потребностей. Общественные издержки производства составляют стоимость товара. Себестоимость продукции - есть часть издержек производства, выраженная в денежном измерении и которая возмещает затраты предприятия или отрасли промышленности в целом на изготовление данного вида продукции. К этим затратам относятся: - стоимость потребленных средств производства и сумма начисленной заработной платы. Планирование и учет себестоимости - это есть определение уровня затрат на производство и реализацию продукции.
Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов. Анализ себестоимости продукции был проведен с целью решения следующих задач: - определение динамики по основным показателям себестоимости; - определение причин изменения себестоимости по факторам, по видам продукции, по статьям калькуляции; - выявление и оценка неиспользованных возможностей снижения себестоимости и разработка мер по мобилизации резервов снижения себестоимости. Источниками анализа послужили данные бухгалтерской отчетности – форма №2 "Отчет о прибылях и убытках", форма №5 (в разрезе элементов затрат), данные статистической отчетности – форма №5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия, калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, журнал-ордер №10, ведомость №12.
СодержаниеВведение 41 Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа и управления 7 1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости 7 1.2 Классификация затрат, формирующих себестоимость 10 1.3 Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия 19 1.4 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью 222 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 25 2.1 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции 25 2.2 Факторный анализ себестоимости продукции 32 2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции 493 Управление себестоимостью продукции на примере ОАО «Владивостокский рыбокомбинат» 54 3.1 Управление себестоимостью на основе утвержденного плана выпуска продукции 54 3.2 Анализ функциональной зависимости между издержками и объемом производства 65 3.3 Управление себестоимостью с использованием перспективного факторного анализа 67Заключение 75Список литературы 79Приложение 84 Введение В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны.
Поэтому себестоимость за год или другой период подсчитывают как среднюю величину (точнее, среднюю арифметическую взвешенную величину). Принципиальная схема формирования и анализа показателей себестоимости товарной и реализованной продукции приведена на рис.1.2. Основными задачами анализа себестоимости продукции являются : определение динамики и уровня выполнения плана по важнейшим показателям определения факторов, повлиявших на динамику показателей и выполнение плана по ним, величин и причин отклонений фактических затрат от плановых, выявление резервов и путей дальнейшего снижения себестоимости продукции. Признаки Показатели классификации По Цеховая себестоимость охвату Производственная себестоимость затрат Полная себестоимость По Среднемесячная себестоимость длительности Среднеквартальная себестоимость периода Среднегодовая себестоимость По Плановая себестоимость методу Нормативная себестоимость расчета Фактическая себестоимость По Себестоимость единицы продукции объектам Себестоимость сравнимой продукции подсчета Себестоимость несравнимой продукции Себестоимость всей товарной продукции Основные элементы затратРисунок 1.1 - Классификация показателей себестоимости.Рисунок 1.2 - Схема формирования и анализа показателей и факторов себестоимости. 1.2 - Пути снижения себестоимости.
Задачи анализа сгруппированы в десяти разделах: 1. Комплексный обзор обобщающих показателей хозяйственной деятельности. 2. Анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции. 3. Анализ объема продукции. 4. Анализ использования основных фондов и работы оборудования. 5. Анализ использования материальных ресурсов. 6. Анализ использования труда и заработной платы. 7. Анализ себестоимости продукции. 8. Анализ прибыли и рентабельности. 9. Анализ финансового состояния. 10. Комплексная оценка хозяйственной деятельности. При этом пользователь имеет возможность легко переходить от одного раздела методики к другому и от одной задачи анализа к другой задаче внутри раздела. Для облегчения выбора для каждой задачи анализа составлена краткая характеристика о цели и назначении, периодичности решения, источниках информации и др. Пользователь имеет возможность обратиться к этой информации перед решением задачи. Эксплуатация комплекса предусматривает достижение следующих целей: . снижение трудоемкости и стоимости аналитического процесса; . сокращение сроков обработки аналитических данных, . повышение их качества и достоверности; . создание условий для перехода к безбумажной технологии обработки аналитических данных; . обеспечение директивных сроков представления установленных результатов анализа; . повышение гибкости и управление аналитическим процессом; . совершенствование организации труда аналитических работников. 3. Типы корпоративных информационных систем и их применение в управлении деятельностью организации.
При планировании себестоимости продукции на предприятиях используются различные показатели: затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и ее отдельных видов. При анализе себестоимости продукции плановые показатели сопоставляются с фактическими, отчетными, устанавливаются отклонения, их причины и выявляются резервы снижения себестоимости. Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия – снижение себестоимости продукции. К факторам, обеспечивающим снижение затрат на производство и реализацию продукции, относятся: Применение новейших технологий, Экономия сырья, топлива, энергии, Повышение производительности труда, Снижение потерь от брака и простоев, Улучшение использования основных фондов, Сокращение расходов по сбыту продукции, Упорядочение затрат на аппарат управления, Изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов, Сокращение условно-постоянных расходов в результате роста объема производства и реализации продукции.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. Сущность и значение показателей себестоимости продукции 3 2. Характеристика продукции выпускаемой металлургическим предприятием (конвертерное производство) 8 3. Анализ структуры себестоимости конвертерной стали 9 4. Оценка выполнения плана и динамики себестоимости стали индексным методом за июль 10 4.1.Индивидуальные индексы, характеризующие изменение себестоимости конвертерной стали за разные периоды времени. 10 4.2. Общие индексы, характеризующие динамику себестоимости сталей двух марок 12 5. Анализ себестоимости конвертерной стали в динамике 13 5.1. Показатели динамики себестоимости продукции. 13 5.2. Выявление основной тенденции ряда динамики 14 себестоимости конвертерной стали. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ В современных условиях становления рыночной экономики и совершенствования управления, выработки новой стратегии развития предприятий усиливаются роль и значение экономико-статистического анализа себестоимости продукции. Успех предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам: o затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены; o информация о себестоимости часто лежит в основе прогнозирования и управления и затратами В ходе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи: 1.Провести анализ структуры затрат, при этом необходимо уделить внимание тем статьям затрат, по которым произошел перерасход (экономия) против плановой себестоимости. 2. Определить индивидуальные, общие индексы, затраты на рубль и динамику этих затрат, вычислить экономию (перерасход) себестоимости как в абсолютном, так и в относительном выражении. 3. Выполнить анализ себестоимости продукции в динамике.
Перерасход по статье «теплоэнергия» в сумме 37187 тыс. руб. вызван за счет увеличения себестоимости оказываемых услуг. Аналогичная причина перерасхода планового показателя по статье «содержание столовой» в сумме 6612 тыс. руб. «Стоимость специального питания» — в результате недокомплекта численности персонала (за счет больничных, отпусков). «Амортизация основных фондов». Причина экономии в данном случае явилось истечение срока начисления амортизации части основных средств. Следующим этапом анализа себестоимости продукции является анализ затрат по элементам. По элементам все затраты на производство, определяющие уровень и структуру себестоимости, можно разделить следующим образом. 1. Сырье и основные материалы. В эту статью включается полная стоимость сырья и основных материалов, независимо от их назначения и места потребления. Эти затраты формируются из оптовой цены поставщика на материалы, наценки снабженческих организаций, а также транспортных расходов по доставке их на склад предприятия сторонним транспортом. 2. Вспомогательные материалы.
Анализируется также уровень себестоимости отдельных видов вырабатываемых изделий, влияние на себестоимость продукции изменения цен на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и т. д. Анализ себестоимости единицы важнейших видов продукции позволяет определить, за счет какой именно продукции произошло удельное повышение или понижение плановых затрат. Для более глубокого анализа себестоимости продукции следует проанализировать себестоимость товарной продукции по калькуляционным статьям расходов. Необходимые данные для такого анализа имеются в бухгалтерском отчете предприятия о себестоимости продукции. Отклонение фактических затрат от плановых по каждой статье расходов относят к полной плановой себестоимости всей фактически выпущенной товарной продукции и умножают на 100. Вычисленные таким путем проценты покажут изменение себестоимости продукции за счет изменения затрат по тем или иным статьям расходов. Цель анализа себестоимости товарной продукции по калькуляционным статьям — не только установить факт перерасхода по той или иной статье, но и выявить причины перерасхода, наметить мероприятия для их устранения.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели: полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат; затраты на рубль товарной продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат. Источники информации: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ. Услуг) предприятия (организации), плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитичекого учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.Налог н добавленную стоимость. Важнейшим элементом налоговой системы, введенной в России с 1 января 1992 г., является налог на добавленную стоимость (ДС). Он относится к основным косвенным налогам. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Объектом налогообложения являются обороты от реализации как собственного производства, так и приобретенные на стороне. В облагаемы оборот включается также суммы денежных средств, полученные в виде финансово помощи, увеличения прибыли; сумы авансовых и других платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ на расчетный счет; суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы. услуги). Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, сегодня определяется как разница между суммами налога. полученными от покупателей за реализованную продукцию (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы работы. услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
На уровне предприятия, отрасли анализ может усложняться, становиться более разносторонним. Особенно это относится к подготовке решений, связанных с плановым заданием и изменением структуры системы. Ошибки в этом случае действуют долговременно, а следовательно, и потери неизмеримо возрастают.2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ. Снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия. Себестоимость продукции является одним из наиболее многогранных показателей хозяйственной деятельности предприятий. Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного к промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, их классификация по статьям определяются государственным стандартом, а методы калькулирования - самими предприятиями.
![]() | 978 63 62 |