![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Ее основные элементы: – мобилизация всех источников бюджетных доходов неналогового характера (декоммерциализация Центрального банка, перевод его на сметное финансирование и перечисление всей его прибыли в бюджет; введение госмонополии на экспорт природного газа, импорт алкоголя и сигарет; увеличение рентных платежей с использования месторождений природных ресурсов; повышение эффективности управления госсобственностью); – централизация валютных резервов страны, дедолларизация банковской системы, резкое ужесточение валютного регулирования и контроля; – ужесточение контроля за ценообразованием и поставками в отраслях естественных монополий вплоть до их ренационализации; – ориентация денежно-кредитной политики на поддержание производства с соответствующим регулированием ставок процента и денежных потоков; – решительное подавление организованной преступности, очищение госаппарата от казнокрадов и лихоимцев; – ренационализация предприятий-банкротов, необходимых для жизнеобеспечения страны; – твердая защита законноприобретенных
В отсутствии государственной концепции построения и развития валютного контроля ГТК России совместно с Банком России определили, методически проработали и реализовали основные этапы построения системы таможенно – банковского валютного контроля. В период 1994-1996 гг. были разработаны и введены в действие: - инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров (№30 от 26.07.95г.); - инструкция о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (№19 от 12.10.93г.) В целях повышения эффективности указанных технологий валютного контроля и уменьшения экономических потерь государства при исполнении участниками внешнеэкономической деятельности товарообменных операций с ноября 1996 г. введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок ( указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 №1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"; положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации от 27.05.97 №1315). Система таможенно – банковского валютного контроля Первым реальным шагом по осуществлению валютного контроля в России в условиях особого внимания к экспорту, ориентированному на сырьевые товары как основному источнику поступления валютных ресурсов, стало введение технологии таможенно – банковского валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. С 1994 г. валютный контроль как направление работы таможенной службы получил реальное воплощение в рамках созданной ГТК России совместно с Банком России автоматизированной системы таможенно – банковского валютного контроля за валютными операциями, осуществляемыми в процессе внешнеторговой деятельности российскими лицами.
Мы забыли про интеллектуальный и творческий потенциал наших людей, который продуктивно используется едва ли более чем на несколько процентов. Если эти ресурсы использовать и обеспечить реализацию перечисленных выше конкурентных преимуществ нашей экономики, указанные параметры экономического роста могут быть достигнуты. Чтобы такой поворот совершить, нужны кардинальные изменения в экономической политике государства, ее переориентация на стимулирование роста производства и инвестиций, резкое повышение эффективности работы институтов государственного регулирования экономики. Состав антикризисных мер необходимо существенно расширить, отказавшись от «легких» решений сокращения государственных расходов и увеличения внешнего долга. Это означает необходимость существенного увеличения бюджетных доходов, реструктуризации государственных обязательств, повышения действенности валютного регулирования и контроля, а также применения комплекса мер, направленных на оживление производства, резкое повышение инвестиционной и инновационной активности, обеспечение выживания населения
Отношение денежной массы (МЗ) к денежной базе и представляет собой «денежный мультипликатор». Глава 2. Современное состояние банковской системы Республики Казахстан 2.1 Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль Формирование валютной политики независимого Казахстана началось в 1991 году одновременно с динамично развивающимися процессами становления рыночных отношений. В условиях распада СССР республика не смогла бы защитить свои экономические интересы без выработки собственной валютной политики. Начало этому процессу было положено принятием Закона Казахской ССР «О валютном регулировании Казахской ССР» от 11 июня 1991 года. В этот период на территории республики допускалась розничная торговля и оказание услуг за иностранную валюту через специально созданные для этого валютные магазины. В соответствии с Законом Казахской ССР «О валютном регулировании Казахской ССР» государственная монополия внешней торговли была в основном устранена. Все юридические лица независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую, без специальной регистрации, за исключением сделок по экспорту продукции государственного назначения.
Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала. Основные задачи МВФ заключаются в следующем: – содействие сбалансированному росту международной торговли; – предоставление кредитов странам-членам для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса; – отмена валютных ограничений; – межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда. МБРР, как и МВФ, предоставляет не только стабилизационные, но и структурные кредиты. Их деятельность взаимно увязана. Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов, таких как: – Международная ассоциация развития (МАР, создана в 1960 г.), предоставляет льготные беспроцентные кредиты; – Международная финансовая корпорация (МФК, создана в 1956 г.), стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран; – Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ, создано в 1988 г.), осуществляет страхование
Например, пересчета валюты цены в валюту платежа осуществляется по курсу ММВБ на конкретную дату (рекомендуется указывать за 1-2 дня до даты платежа). При этом следует определить, какой курс используется: курс продавца, покупателя или средний. При определении цены возможен выбор любой валюты. Однако, законодательство ряда стран прямо требует использование конкретной валюты. Например, в Украине цена в контрактах должна быть выражена только в долларах США. В разделе "Срок поставки" Банком России рекомендуется указывать: порядок поставки товаров, т.е. дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту. Следует отметить, что во избежание проблем с органами валютного регулирования и контроля сроки поставки товара должны увязываться с требованиями валютного законодательства России ("правило 90 дней"). Во избежание споров с контрагентом по договору в контракт обычно включается четкая формулировка о том, что считается датой поставки товара, например: "Датой поставки считается дата штемпеля на железнодорожной накладной пограничной станции, на которой товар передается железной дорогой страны Продавца железной дороге страны Покупателя".
Граждане, не использующие наемный труд, регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года называет таких граждан индивидуальными предпринимателями. Правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по четырем основным направлениям, которым корреспондируют четыре крупных блока нормативных актов. Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда. Второй блок регулирует отношения по «вертикали»: между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления. Третий блок регулирует отношения субъектов предпринимательства по «диагонали», в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю.
Третий блок опосредует отношения субъектов предпринимательства по "диагонали", в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю. Четвёртый блок, последний по счету, но не по значимости, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по "горизонтали" — со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др. В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ "задействованы" все отрасли права — государственное, административное, финансовое, уголовное право и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является предпринимательское право. Право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом деятельности закреплено ст. 34 Конституции РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Валютный контроль в РФ осуществляется в соответствии с законодательством правительством РФ, но основным органом валютного регулирования и контроля является ЦБ РФ. Полномочия ЦБ в области валютного регулирования и валютного контроля: он определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ как резидентами, так и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ; устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также в случае открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ; устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в РФ по принятым международным стандартам; выполняет другие функции. 22. Органы управления Банка России, их компетенция.
В последнее время все чаще высказываются предложения о существенной либерализации валютных операций и ослаблении валютного регулирования. Особенно настоятельно ставится вопрос если не об отмене, то, по крайней мере, о существенном снижении норматива обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Выше подчеркивалось, что одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики является полная конвертируемость рубля, которая предполагает отмену всех административных ограничений валютных операций. И в этом смысле мы – идеологические сторонники авторов соответствующих предложений. Однако проблема валютного регулирования, в том числе продажа валютной выручки – это проблема не идеологическая – она требует для своего решения прагматического подхода, т. е. изменения происходят в том случае, когда есть внятные объяснения, почему экономика России будет работать более эффективно и стабильно, чем при существующем режиме валютного регулирования. 2. Центральный Банк РФ как основной орган валютного регулирования. Валютный контроль. А) Центральный Банк РФ1.
Выход на внешние рынки получили все участники внешнеэкономической деятельности, а адекватная правовая система валютного регулирования и контроля не была сформирована. Предпринимательский капитал уходит из России в поисках безопасности от непредсказуемых изменений российской политической и экономической конъюнктуры, от давления криминальных структур, а также от жесткого российского таможенного и налогового законодательства, о реформировании которых давно идут жаркие дебаты. Все основные каналы утечки капиталов известны. Значительная доля российских денег попадает на Запад после проведения внешнеторговых сделок через подставные фирмы. При импорте товаров заключаются договоры комиссии со специально для того созданными фирмами- однодневками. Туда переводятся значительные валютные средства, фирма заключает контракты на импорт товаров, отправляет контрагенту деньги, а товар не поступает. При этом директор – владелец денег подает иск на то, что товар не поставлен. Налоговые органы ничего не могут поделать, так как у фирмы-однодневки нет никаких активов, а ее директор к этому времени уже уволился.
Отсюда естественным образом вытекает и структура документа, состоящая из трех частей. Первая должна состоять из текста ЕВЗ с допустимыми Конвенцией изменениями и оговорками, вторая — вводить дополнительные вексельные правила, третья — регулировать вневексельные отношения сторон. Во вторую часть прежде всего должно войти многое полезное из Устава о векселях 1902 года, например, институт непредусмотренного посредника, уточнение института особого плательщика (домицилиата). Разумеется, часть вопросов в этом своде будет отсутствовать. Так, порядок упрощенного взыскания вексельных долгов определяется Гражданским процессуальным кодексом, очередность при удовлетворении требований кредиторов — Гражданским кодексом (действующий, кстати, в этом отношении о векселях «забыл»), сделки с выдачей и передачей валютных векселей подчиняются нормам, установленным законами о валютном регулировании и контроле, и т.д. В силу отсутствия в российском законодательстве подробного и всеобъемлющего закона о векселях, а также лишь только нарождающейся судебной и деловой вексельной пратики, полезно привлекать прежний судебный и деловой опыт, обращаться за советом и разъяснениями к Уставу о векселях, утвержденному в 1902 ВЕКСЕЛЕСПОСОБНОСТЬ Подобно любому юридическому действию, заключение сделки с использованием векселя требует право- или дееспособности как для активной (получающей права по векселю), так и пассивной (обязующейся по векселю) стороны.
С владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозку товаров без разрешения таможенных органов, взыскивается штраф в размере рыночной стоимости перевозимого товара органами федеральной налоговой службы, причем независимо от санкций, применяемых таможенными органами. Валютное регулирование Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирования резервных фондов, валютный контроль; здесь действует российское законодательство о валютном регулировании и контроле. Порядок осуществления валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах Российской Федерации регулируется положениями, утвержденными Центральным банком России. Операции на валютном рынке могут проводиться лишь через уполномоченные банки и по рыночному курсу рубля к валютам. Субъекты валютных отношений подразделяются на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся: российские и иностранные граждане и лица без гражданства имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за границей; юридические лица с местонахождением на территории Российской Федерации и зарегистрированные в ней, в том числе предприятия с участием иностранных инвестиций; российские дипломатические, торговые и иные официальные представительства за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства и филиалы резидентов за границей.
В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов: - регулирование валютного курса (механизм его установления, поддержки уровня); - управление официальными валютными резервами; - валютное регулирование и контроль; - международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно- финансовых организациях. Инструментами проводимой центральными банками валютной политики являются валютные интервенции в той или иной степени практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитной политикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономической политики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним и тем же учреждением – центральным банком. Во многих развитых странах не делается различий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначения используется один и тот же термин «монетарная политика».
Кроме того, речь идет о необходимости дополнить законодательство нормами прямого действия по вопросам, урегулированным в настоящее время подзаконными актами, не перегружая при этом закон излишними подробностями, затрудняющими его применение. Новый федеральный закон о валютном регулировании и контроле должен отвечать требованиям либерализации валютного контроля в сочетании с разумной достаточностью ограничений и механизмов государственного регулирования. Очевидно также, что законодательные предложения должны рассматриваться с точки зрения их практической применимости и эффективности в рамках поддержания стабильности и прогнозируемости национальной валюты и противодействия вывозу капитала недобросовестными участниками валютных отношений. Преамбула законопроекта предусматривает, что важнейшими целями законодательства о валютном регулировании и валютном контроле являются обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Рынок с одним режимом – это валютный рынок со свободными валютными курсами, т.е. с плавающими курсами валют, цена устанавливается на биржевых торгах. Рынок с двойным режимом – это рынок с одновременным применением фиксированного и плавающего курса валют. Биржевой рынок – это организованный рынок представленный валютной биржей. Внебиржевой рынок – организуются дилерами которые могут быть или не быть членами валютной биржи и ведут его по телефонам или компьютерным сетям. Валютный рынок как и другой любой рынок требует регулирования и контроля со стороны государства в соответствии с законом о валютном регулировании и контроле. Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирования валютного резерва страны и валютных фондов. Субъектами валютного рынка являются резиденты и нерезиденты: Резиденты: Граждане имеющие постоянное местожительство в РФ в том числе временного нахождения за границей РФ. Юридические лица (хозяйствующие субъекты) – созданные в соответствии с законом РФ и местонахождением в РФ. Находящиеся за приделами РФ, филиалы и представительства резидентов.
Страхование рисков туристских фирм включает финансовые риски, ответственность по искам туристов, их родственников, третьих лиц. К числу финансовых рисков относятся: коммерческие риски (неоплата или задержка оплаты, штрафные санкции контрагента при непризнании им обстоятельств нарушения контракта форс-мажорными обстоятельствами); банкротство фирмы; изменения таможенного законодательства, валютного регулирования, паспортного контроля и других таможенных формальностей; возникновение обстоятельств форс-мажорного характера; политические риски и др. Страхование туристов в зарубежных туристских поездках, как правило, включает: оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае; транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем; эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем; внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного; предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте; консультационные услуги врача-специалиста (при необходимости); оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания; репатриация останков туриста; оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом.
В этих условиях Нацбанком была разработана и утверждена президентом республики конкретная программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год. Программа была скоординирована с мероприятиями правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, а также учитывала рекомендации международных финансовых организаций. В ходе выполнения этой программы были получены определенные позитивные результаты: достигнута необходимая координация деятельности Нацбанка Министерства финансов в проведении финансовой политики государства; завершено внедрение всего спектра инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерных для классических центральных банков; разработаны следующие механизмы системы надзора и регулирование деятельности банков второго уровня; создана нормативная база начата обработка системы валютного регулирования и контроля; приняты меры по повышению уровня и оперативности анализа макроэкономических процессов, их прогнозирования и использования принятия решения; проведена значительная работа по достижению адекватности используемой системы бухгалтерского учета Нацбанка и банка второго уровня международным стандартами потребностям рыночной экономики; сократилась количество банков, прямонарушающих установленные экономические нормативы и права предприятий и физических лиц - клиентов банков; повысилось качество механизмов аккумуляции банками второго уровня финансовых ресурсов, а также уровень оценки проектов при кредитовании хозяйствующих субъектов и степени риска возвратности кредитов; наметились положительные тенденции в повышении уровня капитализации банков, позволяющий им самостоятельно осуществлять финансирование крупных проектов на среднесрочной и долгосрочной основе; активизирована работа по повышению профессиональной подготовки персонала.
![]() | 978 63 62 |