![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Кризис 1998 года | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Экспорт товаров 88,7 77,3 77,8 Импорт товаров 71,4 65,2 63,0 Сальдо торгового баланса 17,3 12,1 14,8 Сальдо по текущим операциям 3,3 -1,8 3,8 Среднегодовой курс, руб./долл. 5,784 9,5 15 Динамика производства Сезонно сглаженные данные, 1995=100 Инфляция Международные резервы и внутренние заимствования Процентные ставки и курс акций Сравнение рублевой денежной массы и оценок валютной денежной массы в России Ломбардные кредиты 1 4 БЭА Фонд "Бюро экономического анализа" 103009 Москва, Малый Гнездниковский переулок, 4, тел. (095) 937-67-50 факс (095) 937-67-53 e-mail: bureau@beap.dol.ru Информационно-аналитический бюллетень № 12 январь 1999 г. О некоторых факторах макроэкономической стабилизации в современных условиях Августовский кризис 1998 года завершил очередной этап трансформации российской экономики, начало которого условно можно отнести к середине 1996 года, переизбранию президента Ельцина на второй срок. Этот период, в частности, характеризoвался относительно низкой инфляцией, которая в месячном выражении составляла в среднем менее 1 процента, а всего с июля 1996 года по июль 1998 года потребительские цены выросли примерно на 21 процент
Другая точка зрения основывается на том, что при действующих налоговых ставках и порядках преодолеть экономический кризис невозможно, и для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо максимально уменьшить налоговое бремя прежде всего для производственной сферы, т.е. либо снизить налоговые ставки, либо эффективно перераспределить налоговое бремя. Первым путем можно лишь смягчить действующие в России кризисные явления, перевести их из острых в ослабленные, вялотекущие формы. Чтобы выйти из кризиса и перевести экономику в стадию стабильного развития, необходимы более радикальные меры. Первостепенное значение налоговой политики на современном этапе заключается в том, что она служит инструментом реализации экономической политики страны. Объективности ради следует заметить, что налоговая политика не является панацеей от кризисных явлений в экономике. Экономический рост - центральный пункт экономической политики государства. Именно с ним связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни. Августовский кризис 1998 года обострил кризисное положение экономики, вызвал бедственное положение широких народных масс и окончательно уничтожил возможность становления в России среднего класса, поэтому цели адекватной налоговой политики на данном этапе должны сводится к следующим.
Вместе с тем намерение правительства проводить жесткую бюджетную политику позволит ограничить темпы роста цен в 2000 году 20-25 процентами. Определяющее влияние на динамику основных макроэкономических индикаторов будет оказывать стабилизация внутреннего спроса в 1999, который существенно снизился после августовского кризиса 1998 года, продолжение оттока капитала из страны, неопределенность в отношении реструктуризации внешнего долга и необходимость его обслуживания. Существенных сдвигов в части радикальной реструктуризации внешнего долга страны (в том числе и списания части долга бывшего СССР) вряд ли можно ожидать ранее президентских выборов 2000 года. До этого времени Россия будет скорее всего "по минимуму" выполнять свои обязательства перед внешними кредиторами, выплачивая не более половины от своих обязательств, по сути находиться в состоянии технического дефолта. При этом объем золотовалютных резервов как в 1999, так и в первой половине 2000 года, будет оставаться на уровне конца 1998 года, возможен его незначительный рост (на 1-2 миллиарда долларов)
ЗАО «Посредник, имеет связь с АКБ «Крах» и предлагает ОАО «Неплательщик» погашение федеральных налогов через проблемный банк «Крах» с дисконтом 70 %, Т. е. если ОАО «Неплательщик» имеет задолженность перед федеральным бюджетом на сумму 1 000 тыс. рублей, то для погашения этой задолженности он должен заплатить всего 30 % (300 тыс. рублей). Это довольно выгодно, т. к. многие крупные предприятия должны в федеральный бюджет суммы в десятки раз большие, чем ОАО «Неплательщик». ОАО «Неплательщик» открывает счет в АКБ «Крах» и покупает у ЗАО «Посредник» вексель данного банка за 30 % от его стоимости. Затем передает этот вексель в АКБ «Крах» и теоретически на счету ОАО «Неплательщик» появляется 1 000 тыс. рублей, т. к. банк принимает свой вексель по номиналу. Сразу же ОАО «Неплательщик» дает банку платежное поручение на перечисление денег со своего счета в федеральный бюджет. ОАО «Неплательщик» получает отметку АКБ «Крах» о том, что обязанность по уплате налога исполнена (об этом говорилось ранее). Но фактически деньги не перечисляются в бюджет, т. к. их нет. В случае предъявления государством требования об перечислении средств, банк выставит встречное требование по неоплаченным ГКО, возникшим после кризиса 1998 года или через неделю, после проведения подобной операции, банк разваливается, что случается чаще всего.
Сокращение инвестиций и либерализация валютного курса вылились в быстрое бегство капиталов из России, особенно активизировавшееся в 1995-1996 годах с формированием в стране современной банковской системы. По некоторым данным, в 1995-1996 годах оно достигало 5-6 млрд. долл. в квартал, увеличиваясь в IV квартале до 10 млрд. долл., что составляло от 5 до 8 процентов валового внутреннего продукта См.: Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования // Вопросы экономики. 1998. No 3. С. 56.. Максимальные оценки утечки капиталов за 1992-1996 годы составляют 165 млрд. долл. См.: Абалкин Л. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросы экономики. 1998. No 7. С. 39. Единственным методом сбалансирования бюджета становились средне- и краткосрочные заимствования, ставшие в конечном счете причиной масштабного кризиса 1998 года. Таким образом, отказавшись от прямого государственного регулирования советского типа, российское руководство не смогло найти адекватных рыночной среде механизмов воздействия на экономику, что не в последнюю очередь было обусловлено как его недостаточной компетентностью, так и нараставшей коррумпированностью фактически всех ветвей и уровней государственной власти
А, как известно, это вовсе не марка, а вид макарон. Итак, основные параметры, на которые ориентируется покупатель при выборе макарон это их вид, упаковка, цена, а также страна производитель. То есть фирма здесь является маловажным параметром. Мировым лидером, как по производству, так и по потреблению макаронных изделий является, конечно же, Италия. Италия производит почти в 2,5 раза больше макарон, чем США, занявшие по производству 2е место и в 5 раз больше, чем Россия (4е место). Смотрите таблицу. Понятно, что жителей в Италии гораздо меньше, чем в Америке и в России и, наверное, питаются итальянцы не одними только макаронами, поэтому не трудно догадаться, что чуть меньше половины произведенного товара идет на экспорт. Однако в России лишь до кризиса 1998 года доля иностранной (в том числе итальянской) макаронной продукции занимала от 25% до 40% рынка, сейчас же иностранная продукция занимает всего от 2% до 5%. С 97 по 99 года значительно возросло производство отечественных макарон, которые в отличие от российских автомобилей являются конкурентоспособными по качеству и доступными по цене.
Учетная ставка – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Центральный банк России активно взаимодействует с Правительством РФ: совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Согласно п.1 Положения о взаимном представительстве Правительства РФ и Центрального банка РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 августа 1994 г. 1668, основной целью взаимного представительства является осуществление согласованных мер по реализации денежно-кредитной политики. Высшая цель денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективности занятости и росте реального объема ВВП. Особенности развития экономических процессов в нашей стране в последнее время определялись последствиями финансового кризиса 1998 года, результатом которых явились девальвация рубля и резкий рост инфляции, сопровождавшиеся ускорением экономического спада, снижением уровня жизни населения, кризисом банковской системы, свертыванием основных сегментов финансового рынка.
Сбербанк проводит гибкую и взвешенную кредитную политику, сочетающую в себе принципы консерватизма и агрессивной экспансии и направленную на достижение оптимального соотношения между уровнем прибыли и уровнем кредитного риска. Такой подход позволяет не только сохранить рыночные позиции банка, но и укрепить их, расширив присутствие на кредитном рынке региона. Экономика семьи начинается с момента ее образования, с ее нравственных позиций и устремлений к материальному благосостоянию, с осознания роли семьи в жизни человека и общества, с познания имущественных прав и обязанностей родителей, детей, супругов, со знания и использования системы государственных и местных пособий и льгот. И, конечно, с организации и ведения домохозяйства. ПЛАНВведение . .1 7. Домохозяйство и семья как субъекты микроэкономики. Проблемы и способы их решения .2 8. Система функций семьи .7 9. Семейный бюджет .11 10. Сбербанк в условиях кризиса 1998 года 14 11. Услуги Сбербанка для населения .16 12. Заключение .23 Список литературы .24 Список литературы 1. Г. Беккер «Экономика семьи и макроповедение», США 2. И. Боровков «Домохозяйство. Семья», Москва 3. «Российская газета», сентябрь 2004г. 4. www.el. fl.uz 5. www.sbrf.ru 6. www.i erfax.ru 7. www.segod ya.ru
Подобные ситуации требуют пристального внимания и проведения антикризисных мероприятий. В жестких условиях рынка, когда успех фирмы во многом определяется степенью готовности к кризису, каждый предприниматель должен иметь план действий в нестабильных условиях и владеть методами принятия решений в подобных ситуациях. Легкомысленное отношение к данной проблеме может привести к замедлению процесса выхода фирмы из кризиса и ее дальнейшего развития. Например, последствия осеннего кризиса 1998 года крупные фирмы — операторы фармацевтического рынка продолжают преодолевать до сих пор. Скорее всего, именно неготовность к быстрому реагированию, отсутствие планирования и четкого руководства не позволили этим компаниям минимизировать потери и своевременно выйти из кризисной ситуации. Проблемы внутри фирмы относятся в разделу «Известное-неизвестное» — это прогнозируемые неприятности и происшествия, вероятность и время возникновения которых неизвестны (к таким кризисам относятся как политические и макроэкономические изменения, так и некоторые конфликтные ситуации внутри самой фирмы, возникновение которых связано с определенным периодом развития компании или с ошибками в управлении).
Они способствовали железнодорожному и промышленному строительству в России во второй половине Х1Х века, восстановлению и развитию народного хозяйства в двадцатые годы и в период после Великой Отечественной войны. Активно государственные кредиты используются и в наши дни. Августовский кризис 1998 года вызвал неподдельный интерес финансистов к проблемам государственных заимствований и дефицита федерального бюджета. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной ситуации, сложившейся в отечественной экономике. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг. В настоящей работе на основе макроэкономического анализа предпринята попытка постановки задачи структурирования и классификации государственного долга, и выбора системы управления государственным внешним долгом.
Это лишний раз показывает нам, кто у нас основной экономический партнер, от судьбы которого столь зависима наша собственная судьба.1 3.3 Уроки Кризиса В целях преодоления отрицательных воздействия финансового кризиса 1998 года, Правительством Кыргызстана была принята «Программа преодоления кризисных проявлений в экономике и повышения устойчивости финансовой системы Кыргызской Республики», которая включала в себя: . ужесточение бюджетных операций в соответствии с изменившимся наличием внешних и внутренних ресурсов; . пересмотрен бюджета на 1999 год в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией; . меры для снижения дефицита торгового баланса, в частности, по снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта; . меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам; . создание благоприятных условий предприятиям, ориентированным на экспорт, в особенности производящим продукцию сельского хозяйства; . полное выполнение своих обязательств по государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития финансового рынка; . банкам разрешено использовать обязательный фонд резервирования; . со стороны Национального банка Кыргызской Республики производилось чрезвычайное кредитование коммерческих банков; . банки, оказавшиеся на грани банкротства, были переданы под управление Национального банка Кыргызской Республики или проданы другим лицам.1 Анализ состояния экономики показывает, что после спада 1998 г. наблюдается хоть и незначительное, но важное для республики оживление экономической деятельности.
Интересно оценить влияние кризиса и посткризисной ситуации на процессы планирования и бюджетирования. Конечно, компании стали экономнее, они не так легко тратят деньги на подбор персонала, однако появилась потребность в планировании и бюджетировании. До кризиса 1998 года многие компании практически передоверяли работу по подбору персонала рекрутинговым агентствам, поэтому в планировании особой потребности не было: агентства работали достаточно оперативно, а бюджетирование представляло собой суммирование гонораров за подбор на все вакансии. Сейчас позволить себе подобное не может почти никто, поэтому приходится учиться планированию и бюджетированию. Есть мнение, что эти процессы не входят в компетенцию менеджера по персоналу, что это слишком сложно и не дает должного эффекта (само собой, высказавшийся пожелал остаться неизвестным). Это мнение - в меньшинстве. Большинство менеджеров по персоналу и руководителей считают по-другому. Для всех это - благо. Компания вовремя получает специалиста, не затрачивая на это лишних средств, менеджер по персоналу или руководитель избегает цейтнота, рекрутеры избегают соблазна пожертвовать качеством для соблюдения сроков.
Часто в таких организациях преобладает отношение к работнику как к одному из видов ресурсов. Экономия на всех затратах (найме, обучении, оплате труда и пр.), что и должно обеспечить фирме желанную максимизацию прибыли. Высокий оборот кадров. Активность от работника не ожидается и не стимулируется. Обучение персонала не проводится; ограниченные средства могут быть выделены только на оплату посещения отдельных курсов или специальных семинаров для руководящего состава и уникальных специалистов фирмы. Оплата труда невысока, не регламентирована четкой системой показателей. В качестве стимулирования труда широко используются наказания. Внимания к социально-бытовым проблемам работников не наблюдается. Таким образом, в России в период становления рыночной экономики, особенно после кризиса 1998 года, предприятия в большинстве своем стремятся удержаться на рынке путем максимизации прибыли. Для реализации данной цели во многих компаниях минимизированы затраты на трудовые ресурсы, а следовательно и на социальную защиту работающих. Более того, данная политика вызывает ряд общегосударственных проблем: теневая занятость, уход от налогов, не возможность обеспечения социальной защиты работников бюджетной сферы.
Этого можно добиться в результате увеличения уставного капитала, финансовой устойчивости и надежности. 3.3 Необходимые изменения Компания «Пирамида» длительное время оказывает страховые услуги жителям Приморского края. Пережила кризис 1998 года и вышла из него без значительных потерь. Но не все так безоблачно, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы САО «Пирамида» не только продолжала существовать на рынке страховых услуг, но и развивалась во всех направлениях, необходимо произвести некоторые изменения. Во-первых, на сегодняшний день для компании просто необходимо пересмотреть политику продвижения товара, т.к. она совершенно незаметна. Только газета «Золотой Рог» публикует информацию о деятельности компании «Пирамида». Но нельзя опираться лишь на один источник при выборе страховой компании, ведь никто не уверен в достоверности газетных данных, и что еще хуже, их не с чем сравнить. У компании «Пирамида» нет рекламных роликов на телевидении, нет рекламных щитов на улицах города, и это является огромным минусом и тормозит развитие компании.
Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности - принимаются безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге». Анализ современного состояния экономики однозначно указывает на то, что, несмотря на то, что Россия по-прежнему находится в фазе экономического роста, действие положительных последствий финансового кризиса 1998 года практически закончилось к середине 2000 года, когда рубль начал укрепляться. Разница в цене между отечественными и импортными товарами уменьшилась в результате роста цен на отечественную продукцию и гибкой ценовой политики крупных импортеров. Также необходимо отметить изменение параметров формирования издержек как в производственных, так и в непроизводственных отраслях, и, как следствие, - структуры распределения прибыли между отраслями экономики.
Следует отметить, что реализация новых законов и положений не была последовательной. Тем не менее, нельзя отрицать, что многие базовые элементы рыночной экономики сформированы. 7. Позвольте мне первому отметить, что эти реформы не были завершены и далеки от совершенства. Однако в большинстве областей достигнут реальный прогресс. Вместе с тем недовольство общими результатами прошедшего десятилетия сохраняется, неудачи были обескураживающими. Следует лишь взглянуть на основные социальные показатели: продолжительность жизни сокращается, а уровень бедности возрастает. Это подводит нас к следующему вопросу. Что делать 8. В 1996 году был обеспечен решающий прогресс в достижении макроэкономической стабильности в России. Однако налогово-бюджетная политика и ход проведения экономической политики в области структурных преобразований были слабыми. Хотя среднесрочная программа правительства, принятая в 1996 году, содержала ясные и комплексные цели, их выполнение в период действия программы было очень слабым, что явилось одним из основных факторов, обусловивших финансовый кризис 1998 года в России.
Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999 года (после финансового кризиса 1998 года) - 10,4 миллиона человек, или 15 процентов экономически активного населения. Максимальный показатель регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 года - 2,8 миллиона человек, или 3,8 процента экономически активного населения. Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда, с 7,5 миллиона человек в 2000 году до 5,7 миллиона человек в 2002 году, или с 10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к относительной стабилизации среднегодовой численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (в 2000-2001 годах - 1,1 миллиона человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5 процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002 году (1,3 миллиона человек (с учетом данных по Чеченской Республике), или 1,8 процента). 7. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в Российской Федерации в период с 2003г. по 2005 г. На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003-2005 годах окажут воздействие следующие факторы: 1) увеличение в 2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 миллиона человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы.
Для поддержания курса национальной валюты Центробанк Турции продал более 1,2 млрд. долларов. За последние дни резервы банка, составлявшие в начале месяца 24,4 млрд. долларов, уже сократились на 4 млрд. долларов. На финансовом рынке царит паника, которую подогревают слухи о провале программы сотрудничества Турции с МВФ. На фоне развивающихся событий участники рынка уже продали государственных облигаций на сумму в 700 млн. долларов. Кризис в Турции ? угроза развивающимся рынкам В России за последние два торговых дня цены акций упали до рекордно низких уровней за последний год, вплотную приблизившись к показателям кризиса 1998 года. В Венгрии фондовый индекс снизился в пятницу на 3%. Причина этого, по мнению авторов статьи, опубликованной сегодня влиятельной британской газетой he Fi a cial imes, в том, что инвесторы, напуганные событиями в Турции, спешно выводят свои средства с фондовых рынков стран с развивающейся рыночной экономикой. Их опасения основаны на том, что негативные экономические процессы в Турции могут оказаться системными проблемами развивающихся стран и повториться в любой их них и, прежде всего, в тех, которые на данный момент представляются наиболее ненадежными.
![]() | 978 63 62 |