![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республике Беларусь | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Неудивительно, что 7 октября того же года, на открывшемся в селе Лыхны [442] Первом всемирном конгрессе абхазо-абазинского [443] народа В. Ардзинба расставил соответствующие акценты: «Сегодня уже надо пересмотреть экономическую политику Абхазии. В ее выработке должны принять участие наши братья из-за моря. Наряду с решением вопросов политики и экономики республики надо всемерно укреплять связи с нашими зарубежными братьями надо открыть наши консульства сначала в Турции и России, а затем и в других государствах» Из другого выступления: «Согласно устной договоренности во время поездки правительственной делегации в Турцию, решая установить тесные контакты с Турецкой Республикой и учитывая тот факт, что большая часть абхазской диаспоры владеет турецким языком, предлагаю: Pорганизовать изучение турецкого языка в учебных заведениях Абхазии; Pорганизовать курсы по изучению турецкого языка для всех желающих; Pоткрыть в Сухуме турецкую библиотеку». За послевоенные годы войны и, особенно, за время блокады процесс такого сближения заметно продвинулся
Право выбора конкретных мер антимонопольного регулирования, применяемых к доминирующему субъекту хозяйствования, отнесено законодательством к компетенции Департамента по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управлений ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Некоторые меры антимонопольного регулирования подлежат применению в отношении доминирующих субъектов хозяйствования по решению суда. Группа мер антимонопольного регулирования, применяемых исключительно в отношении доминирующих субъектов хозяйствования, включает в себя четыре подгруппы мер антимонопольного регулирования. Первая подгруппа, включает в себя следующие меры, являющиеся по своему содержанию правовыми запретами: – запрет на установление (поддержание) цен для получения монопольно высокой прибыли; – запрет на заключение и (или) исполнение договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом; –запрет на выдачу акцепта на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; – запрет на осуществление иных действий (бездействия), приводящих к устранению или ограничению конкуренции, а равно к получению монопольно высокой прибыли.
Речь идет прежде всего о Договоре от 29 марта 1996 г. об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, участниками которого являются Российская Федерация, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан (так называемый Договор 4-х)[461], а также О Союзном договоре, заключенном между Российской Федераций и Республикой Беларусь. Дальнейшее развитие отношений между указанными государствами имеет все основания открыть новую страницу в успешном унифицированном материально-правовом регулировании частноправового статуса коммерческих организаций, действующих за пределами национального государства. Об этом свидетельствует подписание 26 февраля 1999 г. в Москве Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Данный договор направлен на дальнейшее развитие принципов, заложенных в «Договоре 4-х»[462]. Одной из основных целей заключения Договора, которая провозглашена в его преамбуле, является завершение формирования Таможенного союза и создание Единого экономического пространства. При этом под Единым экономическим пространством понимается «пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы» (ст. 1 Договора)
По отдельным социально значимым продовольственным товарам совокупный размер торговой надбавки ограничен 10–20 %. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. № 148 (в редакции 28.02.2002) ограничен также размер оптовой и торговой надбавок, взимаемых при реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. 6.Декларированием цен называется регистрация в соответствующих органах ценообразования предельных уровней цен (тарифов). Ценовое регулирование путем регистрации декларируемых цен (тарифов) в Департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь осуществляется в отношении товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке. Это такие товары, как минеральные удобрения, доломит, цемент, шифер, сельскохозяйственная техника, товары детского ассортимента, сахар, молочные, мясные и плодоовощные консервы для детского питания, а также жизненно необходимые лекарственные средства по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь.
Отношения с ней постоянно и умело "напрягает" проамериканская "агентура влияния" в лице "либерал-монетаристов" наподобие Кудрина, Чубайса и Игнатьева. Именно они реализуют заложенный еще Гайдаром план "вхождения России в мировой рынок", согласно которому базовые инфраструктурные тарифы внутри страны, то есть цены на электроэнергию и энергоносители, транспорт, услуги ЖКХ и т.д., должны быть "приведены к общемировому уровню" - якобы с целью "повысить конкурентоспособность российской экономики". На деле при заниженном курсе рубля, высочайшей налоговой нагрузке, запредельной кредитной ставке и дикой коррупции на всех уровнях "властной вертикали" такой рост инфраструктурных тарифов тотально уничтожает любого отечественного производителя реальных товаров и услуг. И наоборот, именно низкие инфраструктурные тарифы оказываются мощным, а зачастую пока и единственным конкурентным преимуществом отечественных производителей перед зарубежными, позволяя им хоть как-то сводить концы с концами. То же самое касается и союзной нам Республики Беларусь - разумеется, с поправкой на несравнимо более низкий там уровень налогов и коррупции
Однако установить нарушение порядка составления (оформления) накладных либо обнаружить в них недостоверную информацию могут работники любых контролирующих органов (подразделений Министерства внутренних дел Республики Беларусь, департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь). Ведь в процессе проверки финансовохозяйственной деятельности предприятия они тоже просматривают первичные учетные документы. Более того, в их компетенцию входит сообщение о выявленных нарушениях соответствующему контролирующему органу (Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь) для привлечения нарушителей к ответственности. Нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарнотранспортных накладных (как и других первичных учетных документов), а также указание в первичных учетных документах недостоверной информации о хозяйственных операциях влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10 % суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах (ст. 23.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции. Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции. Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.
Главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономики Республики Беларусь, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основными его задачами являются определение путей и разработка методов эффективного развития экономики. В частности, Министерство экономики проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий. После их рассмотрения в правительство представляются экономически обоснованные заключения, а также необходимые для разработки отраслевых и региональных прогнозов и проектирования бюджетных ассигнований по программам сценарные условия функционирования экономики. В дальнейшем Министерство экономики обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов, так и за счет средств, выделяемых из бюджета. 5. Формы и методы воздействия государства на экономические процессыУсловно всю совокупность функций государства можно разделить на две группы. Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это прежде всего — создание и поддержание правовой базы (защита прав собственности, законодательное регулирование взаимоотношений между потребителями, производителями, наемными работниками, поддержание общественного порядка, борьба с монополизмом и т.д.). Вторая группа функций государства связана с усилением и развитием самой экономической системы.
Содержание Введение. 1 Инфляция, ее сущность и виды. 1.1 Понятие инфляции. 1.2 Измерение инфляционных процессов. 1.3 Причины инфляции. 1.4 Инфляция спроса и издержек. 1.5 Виды современной инфляции. 2 Инфляция в условиях трансформируемой экономики России. 2.1 Основные этапы трансформирования экономики России. 2.2 Исследование особенностей развития инфляции в реальном секторе российской экономики. 2.3 Антиинфляционная политика в России. 2.4 Основные макроэкономические показатели России. 3 Общность инфляционных процессов в странах с трансформируемой экономикой. Трансформация экономики Республики Беларусь. 3.1 Переход от плановой экономики к рыночной. 3.2 Два типа преобразований плановой экономики 3.3 Сущность и особенности инфляции в переходной экономике 3.4 Основные социально-экономические преобразования экономики в переходной период в РБ. 3.5 Антиинфляционная политика государства 3.6 Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь Заключение. Список использованной литературы. Введение Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.
Численность занятых в экономике Беларуси уменьшилась с 5150,8 тьс. чел. в 1990 г. до 4305 тыс. чел. в 2004 г. Произошли существенные изменения в структуре занятости. Доля занятых в сельском хозяйстве, строительстве, промышленности, транспорте, науке уменьшилась, а удельньпй вес работающих в лесном хозяйстве, связи, торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве и отраслях сферы обслуживания увеличился. 3а время развития Республики Беларусь как суверенного государства изменилось распределение численности населения, занятого на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности. Удельный вес занятых в государственном секторе экономики сократился с 73,9 % в 1990 г. до 53 % в 2003 г., а в частном секторе увеличился с 26,1 до 45,2 %. На территории Беларуси появились иностранные и совместные предприятия, количество занятых на которых постоянно возрастает. Важным показателем оценки трудового потенциала является уровень образования населения, в том числе занятого в экономике. Республика Беларусь относится к государсгвам с высоким уровнем образования населения удельпый вес работников с высшим и средним специальным образованием в нашей стране увеличился с 36,4% в 1995г. до 43,9% в 2003г. В целом следует отметить, что высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся эффективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь.
Этот процесс окажет негативное влияние на финансовое состояние предприятий и резко сократит суммы отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, что недопустимо на данном этапе развития экономики Республики Беларусь. В нынешних условиях научно обоснованная амортизационная политика и эффективное использование амортизационного фонда приобретают первостепенное значение. Государственная амортизационная политика как важный инструмент активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов должна быть направлена на приведение системы начисления амортизации и износа основных средств в соответствие с условиями хозяйствования в переходный к рыночным условиям период, а в последующем - на повышение эффективности использования амортизации в качестве основного источника инвестиций в воспроизводство основного капитала. Однако в условиях нестабильно развивающейся белорусской экономики к применению ускоренных методов амортизации надо подходить очень осторожно. В тактическом плане ускоренная амортизация имеет некоторые, весьма существенные, недостатки: при прочих равных условиях повышаются издержки производства и уменьшаются налоговые поступления на величину разности между обычной и ускоренной амортизацией.
Специфика экономики Республики Беларусь состоит в том, что переход к свободным ценам осуществляется после многолетнего господства плановых цен, устанавливаемых государством. Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения. Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности фирмы. Рынок диктует условия выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. Следует обратить внимание на сложность формирования ценовой политики фирмы, поскольку в ценообразовании участвует большое количество торговых и торгово - посреднических фирм на всем пути товара от производителя к потребителю.
Содержание таможенного режима Переработка товаров на таможенной территории - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Республики Беларусь без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Республики Беларусь. Статья 59. Операции по переработке товаров Операции по переработке товаров включают: изготовление товара, в том числе монтаж, сборку и подгонку под другие товары; собственно переработку и обработку товаров; ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок; использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки. Ограничения на отдельные операции по переработке товаров, условия проведения операций по переработке товаров, включая возможность и порядок использования отечественных товаров, определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь и Министерством внешних экономических связей Республики Беларусь. Статья 60. Лицензия на переработку товаров на таможенной территории Переработка товаров на таможенной территории производится при наличии лицензии таможенного органа Республики Беларусь.
В нашей республике данная проблема является трудноразрешимой, что связано, прежде всего, с несбалансированностью платежного баланса. Но правительством осуществляются необходимые мероприятия для ее решения, а именно: 1. стимулирование экспорта товаров и услуг, 2. проведение политики импорт-замещения, 3. ограничение импорта товаров и услуг, 4. поведение структурных реформ в экономике Республики Беларусь, 5. изменение валютного курса страны, 6. регулирование движения капитала. Таким образом, в своей работе я попытался раскрыть понятие платежного баланса, изложить его сущность и структуру, рассмотреть факторы влияющие на платежный баланс, исследовать основные методы его регулирования и дать характеристику черт и особенностей платежного баланса в Республике Беларусь. I. Платежный и торговый баланс. Сущность. Структура. Классификация. 1.1 ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС - ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СТРАНЫ. Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических связей страны в форме соотношения поступлений и платежей .
Совместные программы развития производства бытовой техники (холодильники, морозильники, телевизоры, стиральные машины и др.), а также проводимые изменения в машиностроении уже сегодня способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции. В то же время дальнейшее развитие работ в этом направлении требует существенного повышения активности инвестиционной деятельности, что в свою очередь требует практических действий по созданию благоприятного инвестиционного климата, а также активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях. В сложившихся условиях в экономике выживание и успех проводимых реформ больше чем когда-либо зависят от эффективности принимаемых инвестиционных решений и их реализации. Рассматривая проблемы инвестиционной деятельности в Республике Беларусь, необходимо, прежде всего, остановиться на основных аспектах этой проблематики, определяемой инвестиционной триадой: 1. приоритеты развития экономики Республики Беларусь; 2. эффективные инвестиционные проекты; 3. поиск и привлечение инвестиций; Современные условия требуют выработки новых взглядов на проведение инвестиционной политики, новых методов ее осуществления.
Определяющими факторами при принятии решений о кредитовании остаются эффективность бизнеса клиента, рентабельность финансируемого проекта. Процентные ставки по кредитам должны обеспечивать рентабельную работу банка и соответствовать параметрам денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. Развитие и укрепление банковской системы в 2006 году направлено на повышение её устойчивости, расширение состава и повышение качества банковских услуг, защиту интересов вкладчиков и кредиторов за счёт расширения ресурсной базы банков, оптимизации структуры активов и пассивов, повышения капитализации банков, снижения всех видов рисков, улучшения качества управления. Увеличение рублёвой денежной массы расширяет ресурсную базу банков, что создаёт возможность увеличения кредитных вложений банков. Валовые кредиты банков в белорусских рублях увеличились за январь – октябрь на 56,3 % (или на 1381,0 млрд. рублей). Прирост валовых кредитов банков в белорусских рублях на 78,5 % связан с увеличением кредитов экономике, на 16,6% - кредитов Правительству Республики Беларусь и на 4,9% - кредитов местным органам управления.
В Концепции также выделены основные направления совершенствования государственной политики в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: - интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями; - проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны; - уменьшение участия государства в фондах банков; - совершенствование налогообложения банков; - усиление надзора и контроля за деятельностью банков; - формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков. Современный этап развития и становления банковской системы начался с принятия Президентом Республики Беларусь Указа №27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы», в котором определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны, для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной политики.
В целом денежно-кредитная политика будет проводиться и четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.
![]() | 978 63 62 |