![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Оценка объекта интеллектуальной собственности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В отчет об оценке стоимости интеллектуальной собственности рекомендуется включать: формулировку цели оценки и планируемого использования результатов оценки; описание допущений, ограничений и всех возможных особых обстоятельств, условий, существенных для выполнения оценки и понимания полученных результатов; описание объекта оценки (область применения, объем передаваемых прав, а также физические, функциональные, технологические, экономические и другие характеристики); описание правомерности использования оцениваемого объекта (при наличии правоустанавливающего документа указание его реквизитов); описание продукции (работ, услуг), производимых с использованием оцениваемого объекта; описание результатов анализа рынка продукции (работ, услуг), производимой и реализуемой с использованием оцениваемого объекта; описание источников получения доходов (выгод) от использования оцениваемого объекта; описание применяемых в рамках используемых подходов методов оценки и обоснование их выбора; расчеты с применением выбранных методов
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ , 2002. Леонтьев Б.Б. Рынок интеллектуальной собственности и проблемы оценки // Вопросы оценки. 1996. Январь-март. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. Макаров Д.М. Оценка инвестиционной стоимости объектов интеллектуальной собственности в условиях переходного периода / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: РИИС, 1999. - 204 с. Орлова Н.С., Бромберг Г.В., Соловьева Г.М. Порядок учета и рекомендации по стоимостной оценке объектов интеллектуальной собственности: Методическое пособие. - М.: ИНИЦ Роспатента, 1999. - 92 с. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / Козырев А.Н., Макаров В.Л. - М.: Интерреклама, 2003. Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. - М.: Инфра-М, 2003. Просвирина И.И., Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы. // Финансовый менеджмент. 2004. №4. Розенберг Д.М. Бизнес и менеджмент.
Это определение способности потенциала быть предметом обмена на рынке интеллектуальной собственности. Т.е. есть это оценка прав на интеллектуальную собственность в смысле способности приносить собственнику доход при разумном пользовании этими правами. К продуктам духовно-нравственного производства тоже могут быть применены методы оценки их рыночной стоимости, как их способности приносить доход. Но остается нерешенным вопрос, насколько духовными, нравственными являются продукты национального производства, в том числе духовного и интеллектуального производств: программы, проекты, знания, товары, услуги, работы, объекты интеллектуальной собственности и т.д. Другими словами, как измерять составляющие потенциала общества в смысле их влияния на развитие качества общества. Другими словами, механизм развития потенциала общества с помощью комплекса проектов и программ и их результатов необходимо корректировать с учетом количественных оценок изменений ДНИФ-потенциала общества. На основе Принципа целостности деятельности человека (объединений людей) можно сформулировать Принцип целостности деятельности общества: для формирования и осуществления целостной деятельности общества потенциал общества необходимо представлять и формировать, как целостное целое; представление потенциала общества, как целостного целого целесообразно осуществлять с помощью целостной и целой специальной модели – ДНИФ-модели человека (объединений людей)
В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль. 4) Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий. 5) Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках. Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности. 6) Упорядочение оказания государственной помощи. 7) Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий, в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств. 8) Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке: необходимо разработать процедуры определения продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения финансовых организаций, системы и порядка применения санкций к нарушителям.
Первые пять пунктов приведенного перечня можно объединить понятием объекты интеллектуальной собственности. Понятие деловой репутации используется в ситуации, когда одна организация приобретает другую организацию. При этом организация-покупатель ставит на бухгалтерский учет все имущество приобретенной организации по данным ее бухгалтерского баланса. Если сумма покупки не совпадает с балансовой стоимостью имущества (а обычно так и бывает), разницу надо как-то отразить в учете. Деловая репутация организации это разница между оценкой стоимости приобретаемой организации как единого имущественного комплекса и балансовой стоимостью ее имущества. Деловая репутация может быть положительной или отрицательной. Положительную деловую репутацию необходимо рассматривать как надбавку, выплачиваемую покупателем в обеспечение будущей потенциальной доходности приобретенной организации, отрицательную деловую репутацию как скидку в связи с плохим финансово хозяйственным положением приобретаемой организации. Формально положительная деловая репутация представляет собой переплату непонятно за что за некую субстанцию, наличие которой не подтверждено документами
При этом договор будет заключать не собственник имущества, а другое лицо (например, орган опеки и попечительства - при безвестном отсутствии, см. ст. 43 ГК РФ). Именно такой орган заключает в подобных случаях договор и фактически учреждает доверительное управление. Оценка объектов интеллектуальной собственности (ИC) является обязательным этапом при использовании их в гражданском обороте. Возможность купли-продажи, внесения в уставный капитал предприятия, передачи в залог и в доверительное управление, страхования и других форм использования объектов ИС предполагает включение иx в состав нематериальных активов. В настоящее время на большинстве предприятий счет 04 (нематериальные активы) пуст. При этом выпускается продукция, поступает выручка, а технология, по которой производится продукция на учете не стоит. Фактически речь идет о неучтенных фондах предприятий. Они, с одной стороны, не о6лагаются налогом, и возникает возможность распоряжаться собственностью без согласия владельца, а с другой стороны, предприятие, не амортизируя свои нематериальные активы, переплачивает налоги на прибыль и не формирует соответствующие фонды развития.
Вступительный взнос – это, как правило паушальный платеж. Согласно с пунктом 3.20 Стандарта «Оценка объектов интеллектуальной собственности» Российского товарищества оценщиков паушальный платеж – твердо фиксированная сумма вознаграждения за предоставленные лицензионным договором права на использование объектов интеллектуальной собственности, независимо от объемов реализованной продукции (услуг). Паушальный платеж может быть внесен одноразово или иметь рассроченный характер. Вышеуказанным стандартом роялти определяется как текущие (периодические) отчисления по фиксированным ставкам от объема реализации продукции (услуг) через определенные промежутки времени. На практике роялти выплачивается периодически в виде процента от выручки или фиксированной платы или частью стоимости товара. Последний вариант используется тогда, когда франчайзор выступает одновременно и поставщиком товара. Как правило, в договоре фиксируются ставки роялти, а сама сумма роялти определяется доходными либо расходными методами. Сущность доходного метода состоит в том, что франчайзор не должен заключать соглашение без уверенности, что лицензия принесет ему дополнительную прибыль.
I. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯВ настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России. Вопросы методики и организации учета данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы – один из самых проблемных в настоящее время вопросов российской методологии бухгалтерского учета. Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть по сути процесс коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям. Первая стадия. - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.
Для решения второй задачи необходимо проанализировать основных конкурентов на внешнем и внутреннем рынке по следующим позициям: . номенклатуре и объемам выпускаемой продукции; . конкурентоспособности продукции; . рынки, на которых работают конкуренты, и их доли на этих рынках; . состояние производственной базы конкурентов; . ценовая политика и политика в области сбыта; . сильные и слабые стороны конкурентов (их продукция и потребители, рекламный пакет, цены, объемы продаж, имидж, местонахождение и т.д.). Описание продукции. В данном разделе необходимо дат краткое содержательное описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг): . наименование изделия и его спецификация; . функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция); . основные технические, эстетические и другие характеристики продукции; . показатели технологичности и универсальности продукции; . соответствие стандартам и нормативам; . стоимостная характеристика; . стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство); . требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию); . возможности дальнейшего развития продукции; . концепция развития продукции следующих поколений; . сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности; . структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время; . перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства; . условия поставки продукции; . преимущества продукции перед аналогами; . экспортные возможности продукции. МАРКЕТИНГ-ПЛАН. В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия.
С этим связаны и технические услуги (инжиниринг) по подготовке и обеспечению нормального хода производства и реализации продукции (консультации и экспертиза проектов, оценка технологий и сооружаемых объектов, техническое обучение и инструктаж, передача технической информации). Продажа объектов интеллектуальной собственности становится все более важным элементом современной рыночной экономики. Согласно инвестиционному законодательству интеллектуальные ценности ("ноу хау", опыт, авторские права) приравниваются к имущественным (денежные средства, паи, акции, движимое и недвижимое имущество и т.д.) в качестве инвестиций. Результат фундаментального исследования часто не принимает материально- предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Их, как показал опыт, невозможно засекретить и присвоить. Общечеловеческому достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.
В числе этих документов: Регистрационное свидетельство принадлежащей инвестору компании и лицензия (в случае, если деятельность, являющаяся основным источником доходов заявителя, подлежит лицензированию). Справки о постановке на учет в налоговой инспекции и об отсутствии задолженности по уплате налогов. Уставные документы компании. Документы, содержащие независимую экспертную оценку активов компании, включая объекты недвижимости, другие материальные ценности, а также объекты интеллектуальной собственности. Банковские документы, указывающие номера счетов и отражающие движение принадлежащих заявителю денежных средств, как в стране постоянного проживания, так и за ее пределами. Характеристика деятельности компании, полностью или частично принадлежащей заявителю. Он должен дать конкретное описание производимых товаров и/или услуг, своего непосредственного участия в деятельности компании, распределения функций, объема работ и прибылей между совладельцами компании (если таковые имеются), указать имена и фамилии совладельцев.
Таможенной стоимостью считается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы РФ. К ней добавляются следующие элементы (если они не были включены в цену ранее по условиям контракта): • расходы по доставке товара до места ввоза на территорию России (фрахт, страховка, расходы по погрузке и выгрузке); • расходы покупателя (например, на упаковку); • часть стоимости тех товаров (сырья, оборудования), которые были бесплатно или по сниженным ценам предоставлены импортером для производства или продажи ввозимых им товаров; • платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер должен осуществить по условиям договора; • прямой или косвенный доход экспортера от дальнейших перепродаж товара в России. 2. Метод оценки по цене сделки с идентичными товарами. Таможенной стоимостью считается цена сделки с товарами, одинаковыми с ввозимыми (по физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке, производителю и стране происхождения товаров), которые были ввезены в Россию не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров.
Так, согласно 14/2000 , оценке и включению в состав имущественного комплекса предприятия подлежат НМА, которые используются в хозяйственной деятельности предприятия - объекты интеллектуальной собственности: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения. Т.е. потенциально охраноспособные объекты техники, которые не используются в хозяйственной деятельности предприятия; те РНТД, которые не являются охраноспособными, но коммерчески значимыми; те РНТД, которые содержат секретные сведения остаются, невключенными. Их стоимость не компенсируется государству, они повисают «в воздухе», и в отношении них всегда могут быть экономические претензии со стороны государства к предприятию.
В принципе большинство из данных видов страхования применимы как к авторским правам, так и к объектам промышленной собственности. Как легко заметить, практически все перечисленные виды страхования являются новыми для России. В настоящее время существует лишь несколько страховых компаний, в том числе СК «Держава», являющаяся учредителем Парламентского Центра, которые внедряют в свою практику страхование объектов интеллектуальной собственности. Существует комплекс проблем, общий для всех организаций, участвующих в создании и использовании объектов интеллектуальной собственности в России. Это как недостатки в законодательстве, регулирующем патентно-лицензионные отношения, так и общие настроения в российским обществе, позволяющем себе пренебрежительно относиться к авторским и патентным правам. Тем не менее, как показывает опыт зарубежного страхования, многие из этих проблем эти вполне могут быть разрешены. В российских условиях страховые компании могут опираться на поддержку профессионалов патентного дела - патентных поверенных, многие из которых вполне в состоянии справиться с оценкой стоимости ОИС и оказать практическую помощь в оценке риска. А.А. Цыганов, к.э.н., зам. зав. кафедрой равления страховым делом и социальным страхованием ГУУ Список литературы
Основными факторами, определяющими стоимость объектов интеллектуальной собственности, являются: - затраты владельца исключительных прав на создание, разработку объекта правовой охраны (по смете затрат по договору-подряду на НИОКР); - затраты владельца исключительных прав на патентование (регистрацию) объектов интеллектуальной собственности, включая пошлины и другие расходы на поддержание охранных документов в силе; - затраты на организацию использования ОИС, включая и затраты на его маркетинг; - затраты на страхование ОИС; - срок действия охранного документа (патента, свидетельства) на момент оценки его стоимости; - издержки владельца исключительных прав на разрешение патентно-правовых конфликтов, в том числе в судебном порядке, по оцениваемому ОИС; - ожидаемые поступления лицензионных платежей по данному объекту интеллектуальной собственности при условии фиксации объемов платежей лицензионными договорами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке; - ожидаемые денежные поступления от продажи копий ПП; - ожидаемая экономия текущих затрат при использовании ОИС в производстве.
Могут применяться несколько методов оценки затрат на создание ОИС: Метод стоимости замещения объекта оценки заключается в суммировании затрат на создание ОИС, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки. Метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки. Метод исходных затрат заключается в суммировании исторических (первоначальных) затрат, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли. При оценке следует учитывать все существенные расходы, среди которых такие как оплата труда, маркетинговые и рекламные расходы, расходы на страхование рисков, связанных с объектами интеллектуальной собственности, расходы и издержки на решение правовых конфликтов, на израсходованные материалы, себестоимость научно-методического обеспечения, индивидуализации собственной продукции — логотипа, лицензий, сертификатов и т. д. Также необходимо отдавать себе отчет в наличии различных форм устаревания — физическом износе, функциональном устаревании, устаревании, учитываемом регулирующими органами, технологическом устаревании и экономическом устаревании, которые должны применяться к стоимости объекта интеллектуальной собственности.
Необходимо учитывать, что в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В связи с этим таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т. п.) или "ноу-хау". Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом следует иметь в виду, что отдельные договоры, в частности договоры об уступке и лицензионные договоры на объекты промышленной собственности, подлежат обязательной регистрации в Патентном ведомстве и без такой регистрации признаются недействительными (п. 6 ст. 10, п. 2 ст. 13 Патентного закона РФ, ст. 27 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров").
Такие риски вероятны, а их наступление - случайно. Следовательно, они могут быть причислены к страховым рискам (в соответствии со статьей 9 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Исходя из теоретических разработок, а также мировой и начинающейся складываться российской практики страхования от рисков, присущих хозяйственному обороту объектов интеллектуальной собственности, специалисты выделяют следующие виды страхования: страхование риска соответствия результатов интеллектуальной деятельности патентно-правовым показателям; страхование риска утраты прав на объекты интеллектуальной собственности; имущественное страхование, включающее в себя страхование документов (патентов, свидетельств, сертификатов соответствия); страхование профессиональной ответственности патентных поверенных и гражданской ответственности экспертов по оценке соответствия результатов интеллектуальной деятельности; страхование ответственности за случайное и непреднамеренное использование индивидуализированных объектов интеллектуальной собственности; страхование финансовых рисков и непреднамеренного искажения бухгалтерской отчетности о нематериальных активах правообладателя; страхование рисков, возникающих при проведении процедуры патентования; страхование рисков, связанных с финансовыми потерями в случае отказа в выдаче патента или свидетельства; страхование рисков, связанных с разглашением конфиденциальных сведений; страхование от судебных расходов (издержек); страхование от непредвиденных расходов или потери дохода в случае установления контрафактного использования индивидуализированных ОИС и в связи с появлением на рынке товаров-аналогов, сутью которых является объект авторского и смежных прав.
![]() | 978 63 62 |