![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Музыка |
Творчество Иоганна Себастьяна Баха | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Поэтому раньше ее изучали вместе с грамматикой, геометрией, философией, теологией. На языке музыки, думается, говорит сам Господь Бог. Гете писал: «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку». С кого ж начать наш выборочный историко-музыкальный анализ эпохи? В немецкой музыке XVIIPв., как отмечает Л. Кириллина, были три великих «Ш»: автор органных композиций и возвышенных хоровых концертов С. Шейдт, прославленный сочинитель духовных произведений и светских песен И. Г. Шейн и мастер ораторий Г. Шютц. Впоследствии имя Г. Шютца (15851672) поставят в один ряд с именем великого Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество пришлось на эпоху Тридцатилетней войны. Сын богатого бюргера, он получил добротное образование (языки, наука, музыка), а затем штудировал юриспруденцию в Марбургском университете. Благоволивший к нему ландграф Мориц помог ему стипендией для поездки в Италию. Взяв более созвучную итальянскому языку фамилию Саггитариус, он совершенствовал музыкальное мастерство в Венеции. Италия для многих стала школой живописи и музыкальных искусств
В духовной музыке инструменты, вероятно, дублировали вокальные партии, а также исполняли интерлюдии, лишенные текста. Эти опыты подготовили появление в Венеции в конце XVI веке новой формы духовного песнопения с инструментальным (оркестровым) сопровождением под названием концерт. Композиторы, работавшие при соборе св. Марка в Венеции, сосредоточились на проблеме сочетания голосов и инструментов, нередко сочиняя грандиозные произведения для нескольких полных хоров в так называемом многохорном стиле. Эти произведения назывались концертом (co cer o - совместное исполнение) для голосов и инструментов. XVI-е столетие ознаменовалось бурными изменениями в духовной жизни Запада. Реформация, возникшая в начале XVI в. как протест против подавления Церковью человеческого начала, породила Протестантизм, в котором развитие духовной музыки достигло высочайшей вершины в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Во второй половине XVI столетия на почве католической реакции в Италии и Испании возникает стиль барокко, который получает распространение в большинстве европейских стран и становится господствующим художественным стилем целой исторической эпохи, следовавшей за Возрождением.
Среднего образования Людвигу не удалось получить: семья жила в нужде. Однако, жадно стремясь восполнить пробелы в своих познаниях, Людвиг много читал и пытался заниматься с более развитыми товарищами. Он был настойчив и упорен. Через несколько лет юный Бетховен научился бегло читать по-латыни, переводил речи Цицерона, овладел французским и итальянским языками. В десять лет Бетховен начал постигать тайны композиторской техники, учась у Нефе искусству контрапункта и генерал-баса. Нефе с самого начала обучения понял, что его гениальному ученику, обладающему необузданной фантазией, недостает сдержанности, дисциплины и культуры. Путь к ним лежал через глубокое и всестороннее изучение творчества великих композиторов. В одной из своих журнальных статей Нефе писал, что изучил с маленьким Бетховеном сборник прелюдий и фуг Иоганна Себастьяна Баха «Клавир хорошего строя». Имя Баха было в то время известно лишь узкому кругу музыкантов и высоко чтилось ими. К 1782 году относится первое известное нам сочинение Бетховена — фортепианные вариации на тему марша ныне забытого композитора Э. Дресслера
Бах был не только величайшим полифонистом, но и выдающимся гармонистом. Недаром Бетховен считал Баха отцом гармонии. Многочисленные баховские произведения, где преобладает гомофонный склад, отличаются удивительной смелостью аккордово-гармонических последований, та особая выразительность гармоний, которые воспринимаются как далёкое предвосхищение гармонического мышления музыкантов XIX века. Чувство динамики тональностей, тональных связей, такде было новым для времени Баха. Ладотональное развитие, ладотональное движение – один из важнейших факторов и основа формы многих баховских сочинений. Полифония Баха – это прежде всего мелодия, её движение, это самостоятельная жизнь каждого мелодического голоса и сплетение многих голосов в подвижную звуковую ткань, к которой положение одного голоса обусловлено положением другого. РАЗБОР МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Заметный подъём клавирного искусства наблюдается с первой половины XVIII века; он связан с деятельностью выдающихся мастеров; Франсуа Куперена, Доменико Скарлатти (1685-1757), Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха и других.
Виновных облагали большим налогом. Обеспокоенные триумфальным наступлением кофе, торговцы вином и пивом в Европе испугались за свои прибыли: а что если все начнут пить только кофе? Поэтому они щедро заплатили местному духовенству, которое тотчас объявило употребление "нехристианского напитка" смертельным грехом. Другие из подкупленных порочили первые кофейни, называли их сборищем заговорщиков и смутьянов. Третьи утверждали, что кофе - это "сажа с водой", которая вызывает смертельные болезни. Сторонники же кофе отстаивали его пользу, указывая на вред чая. Своеобразным выступлением в защиту кофе была, например, "кофейная кантата" Иоганна-Себастьяна Баха на стихи немецкого поэта Пикандера. К горячим сторонникам кофе принадлежали великий композитор Бетховен, который варил его почему-то всегда из 64 зерен, и писатель Оноре де Бальзак. Крепкий черный кофе Бальзак употреблял в огромном количестве и в любое время суток. Подсчитали даже, что при написании своей знаменитой "Человеческой комедии" он выпил не меньше 15 000 чашек крепкого кофе
Ведь, несмотря на его многолетнюю непосильную работу, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не имела даже средств расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта. Поэтому так рано созревший талант сына рождает надежду устроить его жизнь по-иному – более интересно и обеспечено. Отец решает везти мальчика с его талантливой сестрой в концертное путешествие. Шестилетний музыкант отправляется завоёвывать мир! Семья Моцартов посетила сперва Мюнхен, Вену, а затем крупнейшие города Европы – Париж, Лондон. В Лондоне Вольфганг близко познакомился с известным музыкантом Иоганном Христианом Бахом – младшим сыном великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Несмотря на различие в возрасте, Бах вёл с ним длительные беседы о музыке, знакомил со своим произведениями и с творчеством великих мастеров настоящего и прошлого, играл с Моцартом в четыре руки; кроме того, оба они импровизировали. Более года прожила семья Моцарта в Лондоне, за это время дети дали много концертов, как для широкой публики, так и при королевском дворе. Но эти концертные триумфы не завершились.
Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием (Реквием- произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном концертным произведением.). Воображение композитора было затронуто суровым тоном, которым были произнесены эти слова. Моцарт согласился взяться за выполнение необычного заказа, но не смог назвать срок его окончания. - Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, - сказал незнакомец и удалился. Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта. В последнее время он все чаще бывал в великолепной библиотеке барона ван Свитена, где имелось много редких изданий и рукописей. Здесь он знакомился с монументальными произведениями для хора Иоганна Себастьяна Баха, которые в то время были мало кому известны и вовсе не исполнялись.
Большой любитель органной музыки вообще и музыки Иоганна Себастьяна Баха в частности, Одоевский соорудил для себя компактный орган чистого (не темперированного строя), названный им в честь Баха "Себастьянон" и впоследствии подаренный им московской консерватории. Им было построено также такое фортепиано "натурального", то есть чистого строя. Одоевский не был лишен и композиторского дарования: "Татарская песня" из "Бахчисарайского фонтана" Пушкина в "Мнемозине" 1824 г.; "Le cloche eur des repasses", баллада, в лирическом альбоме на 1832 г. Ласковского и Норова , "Колыбельная" для фортепиано (напечатана в 1851 г. в "Музыкальном альбоме с карикатурами" Степанова и переиздана затем с незначительными исправлениями М.А. Балакиревым ). Ряд пьес для органа и другие музыкальные рукописи Одоевского находятся в библиотеке московской консерватории. - См. "Музыкальная деятельность князя Одоевского" речь о. Д.В. Разумовского ("Труды I Археологического Съезда в Москве", 1871). С. Булич. Одоевский, Владимир Феодорович, князь - известный русский писатель и общественный деятель Список литературы
За клавиром, безусловно, Карл Филипп Эмануэль Бах, второй сын Иоганна Себастиана Баха, известный также под прозвищами "Берлинский", или "Гамбургский" Бах. Менцель достиг замечательного портретного сходства: мы узнаем и короля, и Карла Филиппа Эмануэля, и Кванца. Последний изображен на картине крайним справа. Кванц, по свидетельству д-ра Ч.Черни, должен был кричать "Браво!" после каждого правильно сыгранного соло короля; если же тот играл фальшиво, Кванц должен был кашлять; однажды Фридрих сухо произнес: "Надо что-то предпринять с простудой бедного Кванца!". Эти музыканты были наиболее яркими представителями стиля музыкального сентиментализма, а более точно - так называемой берлинской школы. Историки музыки в разные периоды по-разному оценивали эстетические и художественные достижения этой школы. Чарлз Берни - знаменитый английский музыкальный писатель - так отзывался в своем "Дневнике" о музыке в современной ему Германии: ".музыка в этой стране поистине находится в застое, так как его величество (Фридрих II. - А.М.) разрешает в ней не больше свободы, чем в вопросах гражданского управления; не довольствуясь тем, что он неограниченный властитель жизни, благосостояния и дел своих подданных, он предписывает правила даже самым невинным их развлечениям".
Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви». Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет. (С. Никитин) Большое внимание уделяется изучению старинного музыкального инструмента – орган, учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. В нынешнее непростое время люди поворачиваются лицом к народным, религиозным праздникам. Этому уделено внимание на нескольких уроках в изучении темы «С Рождеством Христовым!». Рождество – это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы. Добрый тебе вечер, Ласковый хозяин. Радуйся! Радуйся, земля, Сын Божий в мир родился.
Кроме того, эта музыка не исполнялась по назначению из-за длительности звучания (около 2 часов). Кроме мессы си минор, до нас дошло 4 коротких двухчастных мессы Баха, а также отдельные части, как Sa c us и Kyrie. Остальные вокальные произведения Баха включают несколько мотетов, около 180 хоралов, песни и арии. Месса си минор Месса си минор (Высокая месса) — месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. Отдельные фрагменты, вошедшие в итоговый корпус произведения, были написаны ещё в 1724 году, однако месса в целом была завершена лишь в 1749 г. I. Kyrie Kyrie eleiso — Господи, помилуй. 5-голосный хор (Sopra o I, II, Al o, e or, Bass) Chris e eleiso — Христос, помилуй. Дуэт (sopra o I,II) Kyrie eleiso — Господи, помилуй. 4-голосный хор (Sopra o, Al o, e or, Bass) II. Gloria Gloria i excelsis — Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Sopra o I, II, Al o, e or, Bass) E i erra pax — И на земли мир. 5-голосный хор (Sopra o I, II, Al o, e or, Bass) Laudamus e — Хвалим Тебя.
Попав в этот пестрый мир, Гайдн быстро создал собственный стиль, притом единый для всех жанров, будь то месса или кантата, уличная серенада или клавирная соната, квартет или симфония. По рассказам, Гайдн утверждал, что больше всех на него повлиял К.Ф.Э.Бах, сын Иоганна Себастьяна: действительно, ранние сонаты Гайдна весьма точно повторяют модели «гамбургского Баха».Что же касается гайдновских симфоний, то они прочно связаны с австрийской традицией: их прообразами послужили произведения Г.К.Вагензейля, Ф.Л.Гассмана, д'Ордонье и в меньшей степени М.Монна.Творчество. Среди наиболее известных произведений Гайдна – Сотворение мира и Времена года, эпические оратории в манере позднего Генделя. Эти произведения сделали автора знаменитым в Австрии и Германии в большей степени, нежели его инструментальные опусы.Напротив, в Англии и Америке (а также во Франции) фундаментом гайдновского репертуара является оркестровая музыка, причем некоторые из симфоний – хотя бы та же Симфония с ударом литавр – пользуются, заслуженно или нет, особым предпочтением.
Прекрасный педагог, композитор, органист, Нефе сразу распознал в мальчике замечательного музыканта, а главное – сумел понять своеобразие его таланта. Именно Нефе познакомил Бетховена с лучшими произведениями немецких композиторов – Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, создав тем самым крепкую основу для развития его творчества. Талант композитора, наконец, получил должную поддержку. Учитель помог Бетховену также и напечатать первые сочинения. Среди них фортепианные вариации на тему марша композитора Дресслера и три сонаты для клавесина. Будучи сам человеком широко образованным, Нефе оказал на Бетховена большое влияние и в этом направлении. По его совету юноша много читал, изучал иностранные языки (латинский, французский, итальянский). Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту – в 1787 году он едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы. Бетховен играл в присутствии прославленного композитора свои произведения и импровизировал, Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычайной манерой исполнения, бурной и порывистой.
В лице Баха завершается огромный исторический процесс, основывающийся, с одной стороны, на связи музыки с культом, а с другой – на могущественном развитии бытовой музыки – танца, народной песни, музыки с драматическим представлением. Обе эти струи слились в творчестве Бах и делают его самым всеобъемлющим музыкантом времени. Нельзя не поразиться легкостью письма, его уверенностью, проявляемых им в самых различных областях музыкальной композиции. От изящных, простых танцев до грациозных вокальных произведений, Бах всегда обнаруживает законченное владение стилем, выразительную мелодику ярко пульсирующий ритм, строго логичную модуляцию в неисчерпаемое богатство гармонии. При жизни Баха ценили в основном, как исполнителя виртуоза. Каковы же были характерные особенности исполнения клавишных произведений. В первую очередь Баха интересовала именно певучая и выразительная игра – искусство ca abile, по его собственному произведению. Это не было идеей одного лишь Бах. Ее находят во всех трактатах того времени. Иоганн Готфрид Вальтер – ученик Иоганна Бернхарда Баха – пишет в своем «Словаре»: Сa abile, относится к вокальной или инструментальной композиции, каждый голос который легко может быть спет.
J.S. Bach, 1685 - 1750 Один из самых гениальных музыкантов всех времён и народов, вёл очень скромный образ жизни. Он не покинул родной земли, подобно Генделю, чтобы вырваться из немецкой косности, княжеского произвола и национального унижения. Он ни на один день не расставался с Германией, и это постоянное, непрерывное немецкое окружение не могло не наложить глубокого отпечатка на его творчество. Любовь к размышлениям на философско-этические темы уже тогда стала одной из примечательных черт немецкого национального характера. В музыке, то время: рубеж 17 - 18 столетий, знаменует момент высшего взлета барокко, а имя композитора, о котором идёт речь, и чье творчество до сих пор считается вершиной музыкального искусства – Иоганн Себастьян Бах. Нельзя конечно говорить, что в Германии того периода было всё так безнадёжно. На фоне упадка немецкой литературы, деградации науки, окостенелой догматики теологии, виднелись проблески света Якова Бёме, Кеплера, Лейбница. На музыкальной стезе Бах продолжил линию, ведущую из глубин исстрадавшейся растерзанной Германии XVI-XVII столетий, от протестантского хорала, его строгих истовых певцов – Вальтера, Озинандера, Преториуса – к корифеям XVII века: Генриху Шютцу, Пахельбелю, Бухстехуде.
(1685—1750) Великий композитор Иоганн Себастьян Бах родился в небольшом тюрингском городке Эйзенахе. Как все Бахи, он был скромен, трудолюбив, горд, самозабвенно любил музыку и ей отдавал до конца свои силы. Жизнь его прошла в труде, невзгодах и бедности. В те времена музыканты в Германии были людьми подневольными и могли служить либо у богатых, знатных вельмож, либо при церквях. В десять лет Иоганн Себастьян остался круглым сиротой и вынужден был сам заботиться о заработке. Старший брат Христоф, взявший после смерти родителей на воспитание Себастьяна, служил учителем музыки в церковной школе. Только он серьезно и учил младшего брата музыке. Христоф не ценил в Себастьяне необычайной музыкальной одаренности. Он запретил ему брать в руки сборник сочинений известных композиторов, считая, что это мальчику ни к чему. Тогда Себастьян стал по ночам при свете луны тайком переписывать в свою тетрадь ноты. Работа длилась несколько месяцев. Мальчик испортил себе зрение, но был счастлив, что дело подходило к концу. И вдруг Христоф случайно застал его за ночной работой. Никакие просьбы и мольбы мальчика не смягчили жестокого воспитателя: он отобрал тетрадь, и Бах смог ее увидеть только много лет спустя, уже после смерти Христофа.
Самым знаменитым органостроителем России конца 18 е. Был Франц Киршник (1741-1802). Аббат георг Иозеф Фоглер, давший в апреле и мае 1788 в Санкт- Птербурге два концерта, после посещения органной мастерской Киршника был под таким сильным впечатлением от его инструментов, что пригласил в 1790 его помошника мастера Раквица сначала в Варшаву, а затем в Роттердам. В культурной жизни Москвы знаменитый след оставила тридцатилетняя деятельность немецкого композитора, органиста и пианиста Иоганна Вильгельма Гесслера (1747- 1822). Игре на органе Гесслер обучался у ученика И. С. Баха Иоганна Кристиана Киттеля и поэтому в своем творчестве придерживался традиции лейпцигского кантора церкви св. Фомы. В 1792 Гесслер был назначен императорским придворным капельмейстером в Петербурге. В 1794, переехал в Москву, снискал славу лучшего фортепианного педагога, а благодаря многочисленным концертам, посвященным органному творчеству И. С. Баха, оказал огромное влияние на русских музыкантов и любителей музыки. 19 – начало 20 в. В 19 в. в среде русской аристократии распространился интерес к музицированию на органе в жомашних условиях.
Самым знаменитым органостроителем России конца 18 в. был Франц Киршник (1741–1802). Аббат Георг Йозеф Фоглер, давший в апреле и мае 1788 в Санкт-Петербурге два концерта, после посещения органной мастерской Киршника был под таким сильным впечатлением от его инструментов, что пригласил в 1790 его помощника мастера Раквица сначала в Варшаву, а затем в Роттердам. В культурной жизни Москвы заметный след оставила тридцатилетняя деятельность немецкого композитора, органиста и пианиста Иоганна Вильгельма Гесслера (1747–1822). Игре на органе Гесслер обучался у ученика И.С.Баха Иоганна Кристиана Киттеля и потому в своем творчестве придерживался традиции лейпцигского кантора церкви св. Фомы. В 1792 Гесслер был назначен императорским придворным капельмейстером в Петербурге. В 1794, переехав в Москву, снискал славу лучшего фортепианного педагога, а благодаря многочисленным концертам, посвященным органному творчеству И.С.Баха, оказал огромное влияние на русских музыкантов и любителей музыки, которые уже были знакомы с именем великого немецкого полифониста благодаря Якобу фон Штелину, выпускнику лейпцигского университета и будущему академику.
![]() | 978 63 62 |