![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Социализм предъявляет к его участникам гораздо большие требования, чем иные хозяйственные системы, и если эти требования не удовлетворяются, то вместо того, чтобы быть системой хозяйства высшей производительности, социализм неизбежно должен оказаться системой низшей производительности, чем иные хозяйственные системы".(32) На наш взгляд, Туган-Барановский правильно подчеркивает необходимость высокого уровня развития производительных сил для победы нового общества, особо выделяя уровень развития производительности труда. Но высшая производительность труда не может быть достигнута в государстве, стоящем на ступень ниже, чем развитые страны. Этому мешают более отсталые общественные отношения. Высшая производительность достигается не столько современными экономическими усилиями, сколько предшествующими экономическим опытом и достижениями, и накопленной культурой. Другими словами, для этой производительности труда нужна соответствующая экономическая база, фундамент. Социализм является более сложной и трудноосуществимой системой хозяйства, потому, что он строится сознательно, на основе науки
Налицо глубокий спад производства, кризис инвестиций, инфляция. Россия объективно не может рассчитывать на скорый выход из кризиса. Она обречена на длительный период реформ. 12.Теория длинных волн в экономике сформировалась в середине прошлого века. В 1847 году английский ученый Хайд Кларк предположил, что интервал в 54 года между двумя мировыми «экономическими катастрофами» 1793 и 1847 годов не является случайным. По мнению Х.Кларка, должны быть причины, вызывающие такие «катастрофы». Теория циклических кризисов, разработанная К.Марксом в 60-ые годы XIX века, подготовила методологическую основу в исследовании длинных волн. Русский экономист Туган-Барановский. одним из первых обратил внимание на тесную связь между изменением цен на средства производства и движением высвобождающегося денежного капитала, который либо увеличивал инвестиции, либо шёл на сбережения. Главной причиной экономических кризисов Туган-Барановский называл диспропорциональность в размещении капитала. Он указывал на необходимость прогнозирования развития капиталистической конъюнктуры" и предсказал наступление кризиса в Германии в 1901 году и американского кризиса 1907 года.
В трактовке искусства О. проявляется в попытках изолировать художественное произведение от социальных противоречий, от нравственных проблем и лишить его активной гражданской роли; в частности, О. соответствует тенденция натурализма. Понятие «О.» было разработано В. И. Лениным в связи с критикой им взглядов «легальных марксистов» П. В. Струве, М. И. Туган-Барановского и др. Ленин подчёркивал, что марксист «... последовательнее объективиста и глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость»: марксизм «...включает в себя... партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 418, 419). Марксист вскрывает противоречия любого общественного процесса, восходит к пониманию того, кто и в какой степени является его субъектом (см. там же, т. 22, с. 101—02)
В дальнейшем в работах Струве и М. Туган-Барановского все более отчетливо проявляются тенденции оправдания и своего рода апологии капитализма. Они уже не настаивают на разделяемом ими ранее положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму. Исчезает и эйфорически восторженное отношение к марксизму как к “великой и богатой содержанием системе научных взглядов”. Напротив, они все более критически оценивают учение Маркса, в том числе его материалистическое понимание истории и экономическую теорию. Их философско-социологические взгляды все более обосновываются с помощью идеалистических концепций. В духе современного им неокантианства, объявляющего основополагающим и руководящим началом в жизни людей некие “надисторические” духовные ценности, прежде всего моральные, они утверждают, что прогресс общества всецело определяется развитием культурных ценностей человечества. П. Струве пишет, что он впервые предпринял попытку “внести” в марксизм идеи неокантианства, предвосхищая критический поворот бернштейнианства на Западе.
Социализм, согласно народнической концепции — это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось «народниками» как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л. Лаврова. Большое внимание последний уделял критике капиталистических отношений, показывая отрицательную роль конкуренции, концентрации и централизации капитала, пагубные последствия капиталистических условий труда, превращающие рабочих в придатки машин. Подробно Лавров рассматривал экономические проблемы будущего общества. Значительное место в его трудах занимают обоснование необходимости общественной собственности, анализ характера труда при социализме, вопрос об экономической роли государства. Ведущим направлением конца девятнадцатого века были представители марксистского направления, получившего название «легального марксизма» (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев)
В дальнейшем в работах Струве и М. Туган-Барановского все более отчетливо проявляются тенденции оправдания и своего рода апологии капитализма. Они уже не настаивают на разделяемом ими ранее положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму. Исчезает и эйрофически восторженное отношение к марксизму как к «великой и богатой содержанием системе научных взглядов». Напротив, они все более критически оценивают учение Маркса, в том числе его материалистическое понимание истории и экономическую теорию. Их философско-социологические взгляды все более обосновываются с помощью идеалистических концепций. В духе современного им неокантианства, объявляющего основополагающим и руководящим началом в жизни людей некие «надисторические» духовные ценности, прежде всего моральные, они утверждают, что прогресс общества всецело определяется развитием культурных ценностей человечества. П. Струве пишет, что он впервые предпринял попытку «внести» в марксизм идеи неокантианства, предвосхищая критический поворот бернштейнианства на Западе.
Он проводил различие между историческими и логическими категориями в политэкономии, относя к последним ценность и стоимость как категории, присущие всем формам хозяйства. Туган-Барановский различал субъективные и объективные хозяйственные ценности, считая первичной субъективную ценность, величину которой определял предельной полезностью предмета – хозяйственного блага. Этот закон он объявил всеобщим экономическим законом, не отрицая полностью значения трудовой теории стоимости. Туган-Барановский утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Он построил теорию распределения, не зависимую от цен и ценностей. По его мнению, теория ценности и цены методически несоединима с теорией распределения и должна исследоваться. Туган-Барановский – основоположник номиналистически – количественной теории денег. Он отстаивал идеи «кооперативного социализма», а так же реформистскую идею о якобы особой роли кооперации в капиталистическом обществе как зародыше нового, наиболее совершенного типа социального устройства. 20.Охарактеризуйте экономические взгляды Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова, их вклад в экономическую теорию.
Идеи Вебера развивал в своей работе «Буржуа: этюды из истории развития современного экономического человека» (1911 год) немецкие экономист и социолог В. Зомбарт. Йозеф Шумпетер, австрийский экономист, оказал, чуть ли, не решающее значение на дальнейшее развитие теории предпринимательства. Личность предпринимателя и его характерные особенности становятся у Шумпетера стержнем логической системы, которая создает экономику в целом. Кроме того, экономический рост, у австрийского ученного, тесно связан с развитием предпринимательства. Невооруженным взглядом видна связь с теорией предпринимательства и управленческой науки - менеджмента. Многие исследователи, развивая теорию и практику управления, вносили вклад и в изучении феномена предпринимательства. Среди них Ч. Бернард, Г. Левитт, Д. МакГрегор и другие. Из всех управленческих подходов, наиболее привлекателен ситуационный подход, своей близостью к социально-психологическим аспектам предпринимательства. В отечественной науке изучением данной проблематики занимались еще в XIX веке (М. Туган-Барановский и С. Булгакова), однако возрождение внимания к предпринимательству замечается, с возрождением самого предпринимательства на рубеже 80-90-х годов.
Это явление повторяется через некоторые промежутки времени, имеет важнейшее значение для всех, а его действительные причины скрыты от взгляда». В начале XX в. известный русский экономист М.И. Туган-Барановский в книге «Основы политической экономии» писал об этой закономерности функционирования рынка следующее: «Самой загадочной и поражающей особенностью капиталистического развития является свойственная ему цикличность. Рост капиталистического производства идет не по прямой, а по волнообразной линии, причем последовательные подъемы и падения этих волн совершаются с такой правильностью, которая напоминает явления не социального, а биологического, даже неорганического порядка. Были даже попытки привести в связь эту периодичность с периодичностью астрономических явлений». Причины циклического развития экономики Что же действительно лежит в основе экономической цикличности? Какие причины порождают волнообразное развитие рыночного хозяйства, которое, кстати сказать, давно (и особенно после второй мировой войны) утратило «правильность» и одинаковую продолжительность самих циклов в отдельных странах, а равно и синхронность своего движения в мировых масштабах.
Туган- Барановский был блестящим педагогом, выступал с публичными лекциями. Одним из его выдающихся учеников был Н. Д. Кондратьев - экономист с мировой известностью. По учебнику Туган-Барановского "Основы политической экономии" обучалось не одно поколение студентов, даже и в 20-е гг. - при советской власти. По мнению Н. Д. Кондратьева, Туган-Барановский "в области экономической теории был первым, кто заставил европейскую мысль серьезно прислушаться к движению ее на востоке Европы, в России больше, чем кто- либо, способствовал тому, чтобы поставить русскую экономическую науку в ряд европейской". 36. Экономические взгляды В. И. Ленина. Радикальное направление русского марксизма возглавлял В. И. Ульянов (Ленин) (1870-1924). Многочисленные работы его пронизаны идеей неизбежности движения русского капитализма к пролетарской революции и возможности построения социализма в России, несмотря на ее экономическую отсталость от Запада. Все вопросы преобразования общества Ленин решал с помощью революционного насилия, осуществляемого пролетариатом во главе с марксистской партией. В. И. Ленин написал несколько работ на экономические темы, но наиболее крупной среди них была книга "Развитие капитализма в России" (1889), в которой марксистская теория была применена к анализу экономического развития России.
В лагере революционеров шли споры о способах социалистического переустройства России (взгляды анархистов — М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина,. “легальных марксистов” — М. И. Туган-Барановского, меньшевиков — Г. В. Плеханова, большевиков — В. И. Ленина). Планы большевиков: обобществить собственность, ввести прямой продуктообмен, для этого установить пролетарскую диктатуру во главе с партией большевиков. Слабость Временного правительства, участие России в мировой войне, экономическая разруха, всеобщее недовольство масс обусловили победу большевистской альтернативы развития событий. Разногласия в большевистском руководстве по вопросу о вооруженном восстании (Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев) не остановили его подготовку (заседание ЦК партии 10 (23) и 16 (29) октября, создание Военно-революционного комитета). 24—25 октября (6—7 ноября) — захват стратегических центров столицы отрядами Красной гвардии; ночью на 26 октября (8 ноября) — взятие Зимнего дворца. 25 октября (7 ноября) — открытие II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (после того как его покинули меньшевики, эсеры и др., руководство им взяли на себя большевики).
Булгаков (1871-1944), взгляды которых в дальнейшем развивались в направлении идеалистической и религиозной философии. В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о фундаментальном характере действия объективных экономических законов. В связи с этим показывалась неизбежность развития капитализма во всем мире, в том числе в России. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, в том числе классов, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Большой фактический материал анализировался и обобщался на основе марксистской методологии. Оба этих социолога и экономиста выступали тогда на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии. В дальнейшем в работах Струве и Тупш-Барановского все более отчетливо проявляются тенденции оправдания и своего рода апологии капитализма. Они уже не настаивают на разделяемом ими ранее положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму.
Свой публицистический запал он направляет против “утопический воззрений”. Игнорируя объективные процессы и закономерности экономического развития, он признает лишь “факты”. С резкой критикой Струве выступает против марксистского метода, которому раньше следовал и которым восхищался. Туган-Барановский не совершал подобных “головокружительных пируэтов” в теоретических воззрениях. Он придерживался более последовательных, в целом логичных взглядов, избегая крайних подходов и категоричных оценок. В работе “Социализм как положительное учение” он рассматривает систему государственного социализма как одну из форм общественного устройства. Ученый отмечал, что элементы принуждения, очевидно, сохранятся до тех пор, пока сам человек не научится подчинять свои интересы общественным. Несмотря на определенные преймущества системы государственного социализма (обеспечение планомерности, пропорционального развития, приоритета общественных потребностей), она сохраняет элементы принуждения и противоречит условиям полного и свободного развития личности, и потому “государственная централизация управления общественным хозяйством должна быть отвергнута”.
Свое видение проблемы социального конфликта высказывали и российские сторонники марксизма. В потоке идейной борьбы их взгляды были представлены двумя направлениями – ортодоксальным (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.) и «легальным» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др.). Заметный вклад внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Видный философ и правовед Иван Александрович Ильин отмечал, что фактически каждый народ индивидуален, ему присущи свои особенные качества, проявления неповторимой природы, истории, души. Рядом авторов предпринята попытка обобщить историю российских конфликтов в XX в. В учебнике А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова «Конфликтология» проведен фундаментальный обзор работ в области конфликтов, сделана попытка обобщения и систематизации научных знаний о конфликтах, полученных в различных областях российской науки. В учебнике И.Е. Ворожейкина, А.Я. Кибанова и Д.К. Захарова «Конфликтология» излагаются научные и прикладные знания о конфликтах, источниках их возникновения, структуре и стадиях развития, формах проявления, функциях и значимости в социально-экономической и других сферах жизни общества, рассматриваются вопросы управления конфликтами, выбора оптимальных методов предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций, роли руководителя в профилактике и разрешении конфликтов.
Из них наибольшую известность приобретают образованный, но гонящийся за всякой новизной поэт, романист и критик Д.С. Мережковский; его жена - З.Н. Гиппиус-Мережковская, несомненный талант которой не дает ничего ценного в изысканной погоне за "новой красотой"; романист и поэт Федор Сологуб (псевдоним), талант которого принял болезненное направление; поэт К.Д. Бальмонт, больше всего, впрочем, известный как переводчик Шелли, Байрона, Гете. К "новому" течению примыкает яростное нападение мнимого "идеализма" (статья А. Волынского в изменившемся "Северном Вестнике") на все созданное демократической русской мыслью. Это окончательно раскрывает глаза на "новое течение" и дискредитирует его в глазах людей, искренно прислушивающихся к каждому "новому слову". В середине 90-х годов возникает новое умственное течение, получающее название "марксизма" или "неомарксизма" и вступающее в борьбу с "народниками" 70-х годов и вообще со старым демократизмом. Русский марксизм (главные теоретики - П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Бельтов ) идет рука об руку с теорией экономического материализма, по которому важнейшим фактором истории являются исключительно экономические причины, борьба классов и интересов.
Марксизм в этом плане представлял, с их точки зрения, вульгаризаторскую, лишенную оригинальности концепцию, что, однако, не снижало ее социального влияния. Критическое восприятие идей Маркса в российской общественной мысли можно условно разделить на два основных направления. Одно из них либо отвергало Марксово учение целиком, выводя его "ошибочность" из материализма и воинствующего атеизма, принципиально исключающих какое бы то ни было философское и этическое обоснование марксизма (Франк, С. А. Алексеев, Новгородцев, И. А. Ильин и др.), либо критиковало конкретные положения теории М. (Виппер, Карее в, Туган-Барановский, С. Н. Прокопович и другие). Утверждалось, в частности, что марксизм не более научен, чем утопический социализм, и поэтому неправомерно проводить между ними резкий рубеж, что основные положения экономической теории Маркса давно опровергнуты жизнью, что она базируется лишь на нравственном чувстве, а не на науке, что марксистская концепция крайне противоречива, что Маркс покидает почву материализма, утверждая способность логических и этических норм управлять экономической жизнью, что его законы социального развития носят чисто механический характер, а его социализм является односторонне-индустриальным и отказывает в праве на будущее земледельческим народам.
Он был активным участником и теоре-гиком кооперативного движения, выпускал в начале века журнал «Вестник кооперации». Для нас его мнение важно еще и потому, что, будучи современником Столыпина, он выражал позицию значительной части российского общества. Прежде всего отметим, что Туган-Барановский выступал решительным сторонником кооперации в деревне: «Для крестьян кооперация является незаменимым и единственно возможным средством поднятия их экономического благосостояния». Но, ратуя за нее, он предостерегал от крайностей, ограничивая кооперацию рамками, за которыми она превращается в свою противоположность. Здесь уместно привести выдержки из его работы «Социальные основы кооперации» , чтобы показать всю сложность этой проблемы. «В общем, сельская кооперация значительно повышает производительность крестьянского хозяйства и увеличивает его способность конкурировать с крупным капиталистическим сельским хозяйством. Крестьянскому хозяйству, и помимо кооперации, присущи известные преимущества сравнительно с капиталистическим; преимущества эти коренятся в одной определенной области сельского хозяйства — в области производства, где, в силу технических условий, крестьянское производство оказывается значительно более производительным, чем капиталистическое.
К нему примеряют положения современных ему меркантилистов, упрекают в приверженности идеям физиократов, описывают его выводы как образец анализа «феодальных отношений» и т.д. Но одно, несомненно, очевидно - это его вклад в развитие отечественной экономической мысли. 1.2 Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века Особый вклад в развитие экономической мысли России в начале XX в. внесли отечественные ученые, которые сформировали мощное экономико-математическое направление 1. М.И. Туган-Барановский, крупнейший русский экономист, профессор политической экономии, он с 1895 по 1918 год преподавал в ведущих учебных заведениях Петербурга и Москвы. В современной экономической мысли известен прежде всего в качестве исследователя проблем экономического цикла (этой теме была посвящена одна из первых его работ «Периодические промышленные кризисы», СПб, 1894). Он одним из первых обратил внимание на особую роль и динамику капиталовложений, определяющих основы циклического развития капиталистической экономики. Это открытие российского ученого стало важной составной частью последующего исследования циклических колебаний, оно же используется и для построения соответствующих моделей цикла уже в наше время.
![]() | 978 63 62 |