![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
К тому же оскандалился крамольными речами. В глазах левых абсолютное разочарование. Более того настороженность: не являлось ли выступление в Лос-Анджелесе провокацией, маневром, чтобы отвлечь внимание общественности от истинных планов и целей военно-промышленного комплекса США? Последние годы жизни Д. Макартура были скрашены явной симпатией к нему президента Джона Кеннеди. Нового главу американского государства привлекали в старом генерале его аристократизм, любовь к славе, даже самовлюбленность и самоуверенность. Скорее всего все эти качества принадлежали и самому Джону Кеннеди. Ну и, по всей вероятности, в какой-то степени сыграло свою роль желание политического деятеля отличиться, быть непохожим на своих предшественников. Утверждаясь и стремясь завоевать популярность, Дж. Кеннеди решил "почаще фотографироваться с известными людьми", в том числе и с генералом, который, конечно же, был в США личностью неординарной и неотделимой от прошлого да и будущего США. После всякого рода передряг, корейской войны, маккартизма престиж Соединенных Штатов за рубежом снова резко упал
За ними следуют Россия, Великобритания и Франция. Интересно знать, что в 2002 году общая стоимость продажи оружия в мире составляла 188 млрд. долларов, что говорит о существенном увеличении производства оружия в ограниченном ряде стран и поставок этого оружия в страны, вовлеченные в вооруженные конфликты, такие как на Ближнем Востоке. Последние полстолетия страны Ближними Востока были одними из главных покупателей оружия в мире. Факты говорят о том, что между поставками оружия и возникновением кризисов и вслед за этим вооруженных конфликтов в разных точках мира существует неразрывная связь. Ввиду огромной прибыли, получаемой от продажи оружия в мире, некоторые страны-производители оружия, провоцируя трения и разногласия между другими странами, которые потом перерастают в политические и межэтнические конфликты, как бы создают возможность для увеличения сбыта производимого ими оружия. К примеру, военно-промышленный комплекс США представляет собой конгломерат частных оборонных предприятий, в который входят весьма влиятельные и мощные компании и концерны.
Производство военной реактивной авиации тоже почти удвоилось — беспрецедентный рост в мирное время. Помимо прочего, авиационные генералы финансировали аналитические работы, став своего рода спонсором превращающейся в индустрию аналитической исследовательской работы. В университетах и колледжах создавались центры стратегического анализа и советологии. Самым примечательным стал «Проект РЭНД» в калифорнийской Санта-Монике. Начиная с заказов «Дуглас Эйркрафт» в 1945 г. РЭНД превратился в грандиозный аналитический центр. Новое явление: военные и гражданские специалисты стали сотрудничать в осмыслении стратегического баланса и в анализе отдельных ситуаций наступившей «холодной войны». Американская военная машина начинает «седлать» науку. В финансовом 1949 г. на исследования и разработки рождающегося военно-промышленного комплекса США уходило больше, чем в не столь далеком 1937 г. на все военное ведомство. Военные расходы составили десять процентов валового национального продукта США (они увеличатся до 22 процентов в период между 1948 и 1956 годами — и это при колоссально растущем общем ВНП
В управлении можно выделить уровни: непосредственное управление (воздействие на непосредственного исполнителя воли субъекта) и руководство. Руководство политическое – деятельность основного субъекта политической власти по определению основной цели, основного направления движения, основных задач, решение кадровых вопросов, определение приоритетов, осуществление общего контроля. Субъекту руководства совсем не обязательно взаимодействовать с конечным непосредственным исполнителем. Поэтому может возникать ситуация, когда масса подчиняющихся не знает тех, кто является действительным хозяином положения, а последний не хочет, чтобы его знали как основного субъекта власти. Это криптократия – тайная, скрытая власть. Об опасности скрытой власти военно-промышленного комплекса США говорил в 1961 году президент Д. Эйзенхауэр, об опасности 5-й власти (власти организованной преступности) в Украине говорил в 1994 году президент Л. Кучма. С другой стороны, возможность распределения функций управления, делегирование основным субъектам власти властных полномочий, делает осуществимым принцип народовластия.
На состоявшейся встрече с Рейганом Теллер говорил не только от своего имени. Он опирался на мощную поддержку военно-промышленного комплекса США. Опасения, что программа «СОИ» может инициировать подобную советскую программу, отвергались: СССР будет трудно принять новый американский вызов, особенно в условиях уже наметившихся экономических трудностей. Если же Советский Союз все же решится на такое, то, как рассуждал Теллер, он, скорее всего, будет ограниченным, и США смогут приобрести столь желаемое военное превосходство. Конечно, «СОИ» вряд ли обеспечит полную безнаказанность США в случае советского ответного ядерного удара, но она придаст Вашингтону дополнительную уверенность при проведении военнополитических акций за рубежом. Политики же видели в этом и другой аспект создание для экономики СССР новых колоссальных нагрузок, которые еще более осложнят все нарастающие социальные проблемы и снизят привлекательность идей социализма для развивающихся стран. Игра казалась заманчивой. Речь президента была приурочена ко времени дебатов в конгрессе по военному бюджету на следующий финансовый год
Большая группа инженерно-технических работников, рабочих и военных специалистов за активное участие в работах по созданию системы МКРЦ была награждена орденами и медалями СССР. Созданная усилиями видных деятелей науки и техники СССР система морской космической разведки и целеуказания, состоящая из сложнейших разнородных технических комплексов, объединенных устройствами сопряжения и единым алгоритмом функционирования, успешно решает задачи как разведки надводной обстановки на акватории Мирового океана, так и целеуказания противокорабельному оружию ВМФ. Система МКРЦ явилась первой системой космической разведки и целеуказания по подвижным морским целям, не имеющей аналогов до последних лет. Своеобразную оценку созданной системы дал военно-промышленный комплекс США, который, разрабатывая противоспутниковую систему “Асат”, обосновал необходимость ее создания для противодействия в первую очередь спутникам системы МКРЦ. Список литературы
С 1987 года началась опытная эксплуатация ракетоносца Ту-160, по своим боевым характеристикам превосходящего американский В-1В. Предполагалось, что всего будет развернуто 100 таких самолетов. Однако, известные политические события, а именно - развал СССР, распад единого военно-промышленного комплекса, изменение политических внутренних и внешних ориентиров, разрушение промышленно-финансовой системы страны, существенно подорвали стратегический, прежде всего, военный потенциал нашей Родины, уничтожили возможность реализации идеи поддержания на должном уровне СЯС России, а, следовательно, и с таким трудом достигнутый паритет в вопросах СНВ между США и СССР.Глава II. ПЕРЕСТРОЙКА. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ. Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Кто говорит, что перестройка уже закончилась, кто говорит, что еще не начиналась.Мы ниже будем понимать под словом "перестройка" как совокупность общественно- политических процессов в период 1984 -1991 годов.
Он занимал пост председателя совета директоров компании Holli ger Digi al, одного из структурных подразделений издательского дома Holli ger I er a io al, которому принадлежат газеты he Chicago Su и he Daily elegraph. Некоторое время Перл руководил газетой he Jerusalem Pos . Перл тесно сотрудничает с такими крупными неоконсервативными структурами, как Еврейский институт проблем национальной безопасности и Американский институт инициатив в области исследований по проблемам государственной политики. После избрания Джорджа Буша-младшего президентом США Перл получил приглашение вернуться в Пентагон. Он стал советником министра обороны Д. Рамсфельда и возглавил полусекретный Совет по оборонной политике – консультативный орган при министре обороны, объединяющий заправил военно-промышленного комплекса, ряд известных политиков и экспертов, к числу которых относятся Генри Киссинджер и Джеймс Вулси. (Из 30 членов Совета по оборонной политике как минимум 9 связаны с компаниями, получившими в 2001-2002 годах контракты от минобороны на общую сумму, превышающую 76 млрд. долларов) В конце марта 2003 года Перл был вынужден покинуть пост главы Совета по оборонной политике из-за обвинения в коррупции, связанного со скандалом, причиной которого стало его участие в лоббировании интересов компании Global Crossi g L d.
Приведенные данные показывают, что; во-первых, Советский Союз все время отставал и стремился догнать США, и, во-вторых, производство ядерного оружия шло безостановочно. Для производства ядерных боеголовок, ракет, других видов вооружений потребовалось создание военно-промышленных комплексов, втянувших в производство оружия тысячи заводов и научных учреждений. Тем самым огромные производственные мощности и людские ресурсы исключались из производства мирной гражданской продукции. В середине 70-х годов военный бюджет США достиг астрономической суммы в 300 млрд. долларов в год. Всего же за 1945-1990 гг. Соединенными Штатами было израсходовано на военные цели около 4 трлн.долларов, причем 3 трлн. пришлось на 80-е годы.Чтобы не отставать, Советский Союз был вынужден делать соответствующие затраты и создавать аналогичный военно-промышленный комплекс. Когда в условиях гласности впервые были опубликованы цифры военного бюджета СССР, они составили в 1989 году 75,2 млрд. рублей, почти половину всех расходов на социально-культурные мероприятия. Были ли попытки со стороны Советского руководства остановить безумную гонку вооружений? Да, были.
Ставка была сделана на следующие факторы: применение в первом эшелоне удара крылатых ракет - по средствам разведки, ПВО и наиболее защищенным объектам; использование опыта боевых действий против ВС Ирака, в том числе по массированному применению ПРР самолетами ударных групп по включившимся на излучение РЭС ПВО и психологическому воздействия ударной мощи СВН на личный состав ВС, население и руководство страны; высокие боевые возможности современного вооружения и военной техники, систем разведки и управления войсками и оружием, интеграции их в единую систему, что изначально обеспечивало количественно-качественное превосходство над противником. Сделаем краткий анализ как, же развивались события: Операция началась в ночь с 24 на 25 марта 1999 года. Продолжительность ударов в первые сутки операции "Решительная сила" составила 2 часа 45 минут. В них были задействованы: 6 морских (2 ПЛА и 3 НК ВМС США, 1 ПЛ ВМС Великобритании) и 5 воздушных носителей КР (3 В-52Н, 2 В-2А), выпустивших 66 КР В и МБ; 181 самолет ТА (F-117, F-15, F-16, А-10А ВВС США; "Мираж" ВВС Франции; "Торнадо" ВВС ФРГ; "Харриер" ВВС Великобритании с АвБ Авиано, Истрана, Пьянченца, Джоя-дель-Колле, Аминдола); Удары наносились по более, чем 40 объектам на территории СРЮ, преимущественно по аэродромам, силам и средствам ПВО, органам военного и государственного управления, узлам связи, пунктам постоянной дислокации войск, предприятиям военно-промышленного комплекса (Крагуевац, Панчево).
Развитие промышленности в период «Брежневщины» Тяжелым бременем на хозяйство СССР легло решение правительства достичь паритета (равенства) в вооружении, прежде всего ядерного, с США. Во время Карибского кризиса соотношение военных ядерных арсеналов СССР и США составляло 1: 8. Включившись в гонку вооружения, Советский Союз достиг паритета в середине 70-х годов, а по некоторым видам вооружения (подводные лодки) вышел вперед. Это была единственная выполненная программа брежневского руководства. Достигнута она была ценой невероятного разрастания военно-промышленного комплекса, за счет низкого уровня жизни населения. Почти в каждом городе существовали «номерные» заводы и цеха. Возникали целые закрытые города, работавшие только на «обо рону». Происходила тотальная милитаризация советского хозяйства. На военно-промышленный комплекс была переориентирована и наука. Достаточно было военной верхушке проявить интерес к какому-нибудь изобретению или научной идее, как эти исследования тут же получали приоритетное финансирование.
Открытое акционерное общество «Авиа-двигатель» известно в мире как ведущее в России конструкторское бюро – разработчик двигателей для гражданской и военной авиации, а в последние годы и как создатель газотурбинных установок промышленного назначения и электростанций. В основе успехов «Авиадвигателя» – разработчика моторов и «Пермского моторного завода» – их серийного изго-товителя лежат выдающиеся научно-технические и производственные возможности и многолетние традиции: разви-тая испытательная и доводочная база, мощное серийное производство, один из самых эффективных в мире компрессо-ров, высокотемпературные и высокоэффективные турбины, новаторство, проявившееся при создании многих первых отечественных образцов техники: двухконтурного двигателя (1960г. самолет ТУ-124), вертолетной установки со сво-бодной турбиной (1958г. вертолеты МИ-6, МИ-10), двухконтурного форсажного двигателя и электронной системы уп-равления двигателем (1979г. истребитель-перехватчик МиГ-31), а также экономичного, соответствующего отечествен-ным и международным экологическим требованиям двигателя для магистральной авиации ПС-90А (1992г. самолеты ИЛ-96-300, ТУ-204, ТУ-214, ИЛ-76МФ). На базе авиационных двигателей создан ряд экологически чистых газотурбинных установок нового поколения мощностью 2,5; 4,0; 10; 12; 16 МВт и газотурбинная электростанция «Урал-2500Р». Если говорить о промышленных комплексах США, связанных с высокими технологиями, то я бы назвала следующие: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
Согласно данным оборонных ведомств США и стран Западной Европы, Россия сохранила высокий уровень критических технологий в военном авиастроении, что является базовой предпосылкой для сохранения конкурентоспособности отечественной промышленности в авиастроении вообще. Отечественная авиационная промышленность, несмотря на сложное финансовое положение в экономике всего народнохозяйственного комплекса, сумела сохранить передовые позиции и высокий научный и технологический потенциал при минимальном уровне государственной поддержки. Она является самой крупной среди оборонных отраслей по таким показателям, как численность высококвалифицированных кадров, стоимость основных фондов предприятий, объем производства и продаж продукции (около 40% в общем объеме продукции военно-промышленного комплекса). В 2000 году при спаде производства в 5,2% в целом по промышленности объем товаров и услуг авиационной промышленности вырос на 8,1% по сравнению с 1999 годом. Позитивные тенденции по авиационной промышленности продолжились по итогам первого полугодия 2001 года: наибольший рост выпуска товаров и услуг среди оборонных отраслей промышленности достигнут в авиационной промышленности на 40%, тогда как средний по всем отраслям рост составил около 10%.
ПГП Франции является благоприятным и оказывает благоприятное влияние на экономику. Страна является одной из ведущих в мире. Выгодное географическое положение, обеспеченность ресурсами, развитая транспортная система, страна входит в состав ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОБСЕ - несомненные плюсы ПГП Франции. Но по политическому влиянию она все же уступает таким странам как США, Великобритания. Налицо слабый военно-стратегический потенциал, который страна компенсирует с помощью многополярной дипломатии, а также наращиванием военно-промышленного комплекса. Существует опасность обострения политических отношений, так как Франция граничит с большим количеством государств. Таким образом, чтобы прийти к компромиссу, нужно затратить большое количество дипломатических сил. 3) Особенности населения. Демографическая политика. Численность населения Франции. Годы (г.) 1900 1964 1978 1987 1998 2005 2008 Численность (млн чел.) 40,5 48,1 53,2 55,5 58,5 60,8 61,9 Во Франции проживает около 61.9 млн. человек. Для неё характерен второй тип воспроизводства - «Демографическая зима» с низкими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста (0,4%).
Автор отмечает, что аналогичные форсированные усилия в сфере гонки вооружений предпринимались в эти же годы в США, где мощно формируется военно-промышленный комплекс. Космические исследования стали полем наиболее острого соперничества между США и СССР, и эта отрасль стала одной из самых влиятельных и приоритетных в обеих странах. Для советского руководства в течение всего периода до достижения стратегического паритета с США настоящим жупелом оставалась проблема отставания от главного противника. Инициатива в создании и развёртывании СНВ принадлежала США во всех случаях, кроме межконтинентальных баллистических ракет, но СССР, как правило, за 4-5 лет ликвидировал отставание. В этой гонке за лидером стратегический приоритет ракетного оружия был очевиден. Таким образом, ВПК СССР наглядно продемонстрировал свою мощь. Система ПВО также реабилитирует себя. За всеми этими сдвигами стояли огромные капиталовложения, мероприятия по дальнейшей милитаризации промышленности. Для обеспечения дальнейшего наращивания военно-производственных отраслей в семилетнем плане на 1959-1965 гг. предусматривалось преимущественное развитие отраслей промышленности, производящих стратегические виды сырья и материалов, и ряд других мероприятий.
В своем выступлении в ООН в сентябре 1994 г. президент Б. Ельцин выдвинул идею обсуждения вопроса о регулировании экспорта вооружений под эгидой ООН3. Что касается основных видов обычных вооружений в России, то их экспорт находился под полным государственным контролем, хотя и имело место соперничество между отдельными ведомствами (МИД, МО, МВЭС, Министерство экономики, и т.д.) и споры о том, как следует осуществлять этот контроль. 2.2 Международная интеграция российского ВПК Военно-промышленные компании США извлекли уроки из последних провальных попыток конверсии военного производства в начале 1970-х г. и с благословения самих политиков отвергли эту идею, витавшую в начале 1990-х г. в политическом истэблишменте США. Российская конверсия выразилась в обвальном спаде производства продукции по всему оборонному комплексу в целом, и особенно по военной продукции. К середине 1990-х годов общественное сознание России пришло к пониманию того, что ВПК существует не только для конверсии. При этом спектр суждений о внешнеэкономических связях ВПК опять неоправданно зауживался, сводясь к торговле оружием как единственной проблеме, стоящей перед отечественной оборонной промышленностью.
С другой стороны, Узбекистан сознает, что, несмотря на то, что США обеспечивает его внешнюю безопасность и оказывает экономическую поддержку, их присутствие таит скрытую угрозу его суверенитету. После «революции роз», которая произошла в Грузии в 2003 году, при поддержке США, Узбекистан не мог игнорировать эту угрозу .Во-вторых, российско-узбекское сотрудничество в области энергоносителей, а также в военно-технической области, несомненно, является существенным значимым для экономики Узбекистана. Природные ресурсы — главная продукция республики. Предприятия военной промышленности Узбекистана представляют собой часть системы военно-промышленного комплекса бывшего Советского Союза. Без участия России цепочка производства и реализации военно-технической продукции Узбекистана будет разорвана. Ожидается, что военно-техническое сотрудничество двух стран позволит восстановить работу военной промышленности Узбекистана . В-третьих, после некоторого затишья в Узбекистане стал поднимать голову терроризм. В марте — апреле 2004 года в Ташкенте и Бухаре впервые после 11 сентября прогремели два взрыва.
Однако в последние годы появляется все больше исследований, подтверждающих, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие. По мнению американских ученых, такие расходы носят инфляционный характер, так как заработная плата работников оборонных предприятий, ведя к росту потребительского спроса, не способствует расширению предложения товаров и услуг, военное производство отвлекает сырье и технических специалистов от гражданских отраслей. Существование же монополизма военно-промышленного комплекса и гарантированный рынок сбыта снижают производительность труда, повышают издержки производства по сравнению с гражданскими отраслями. Опровергается сегодня и утверждение, что конверсия вызовет рост безработицы, что крайне важно, поскольку в США, например, около 6,5 млн. человек имеют работу и доходы благодаря заказам Пентагона. Вместе с членами семей это составит почти 20 млн. человек. Между тем многочисленные исследования экономистов показывают: на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (по некоторым подсчетам в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве. Так, каждые 10 млрд. долл. создают на 40 тыс. рабочих мест меньше в военном производстве, чем, если бы эти деньги были направлены в гражданские отрасли. Или 1 млрд. долл., израсходованных Пентагоном, приводит к появлению примерно 48 тыс. рабочих мест, а затраченные в сфере здравоохранения – 76 тыс., в системе образования – 100 тыс.
![]() | 978 63 62 |