![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Германская модель социальной рыночной экономики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Однако в знак несогласия с американизацией страны многие писатели ушли во внутреннюю эмиграцию, а Генрих Белль, Ганс Магнус Энценсбергер, Альфред Андраш и Альфред Деблин просто эмигрировали. В Германии тем временем, после проведения валютной реформы, активно шло развитие рыночной экономики, которая была скорректирована экономистом Альфредом Мюллером в социальную рыночную экономику - дополнилась системой социальной защиты граждан. Эта модель завоевывала все больше сторонников. Но в 1996 году, через тридцать лет после ее реализации, дискуссия об оправданности коммертизации страны возникла именно потому, что аналитики стали все чаще констатировать: годы экономического подъема страны стали разрушительными для ее духовности. Эту проблему и пытается осмыслить литературный критик Хуберт Винкельс. Прожив в Германии одиннадцать лет, совпавших с литературным периодом, который анализирует Винкельс, я часто вспоминаю высказывание Александра Бестужева: Мечтательная, полуземная Германия, вечно колеблющаяся между картофелем и звездами
смотреть на рефераты похожие на "Германская модель социально рыночной экономики" Министерство общего и профессионального образования Российской федерации МЭСИ Владимирский институт бизнеса Курсовая работа По социально – рыночной экономике Тема: «Германская модель социально рыночной экономики» Выполнил ученик класса предвузовской подготовки Касимовской школы №7 Сурин М.М. Принял(а): Прозоров Ю.Б. Касимов 2000г План: 1. Введение . 2 2. Основная часть 3 а) экономическая политика государства .11 б) демократия (местное самоуправление) .12 в) финансы .12 3. Заключение .15 а) политическая реформа .15 б) экономическая реформа 15 4. Список используемой литературы .16 ВВЕДЕНИЕ.Германия расположена в Центральной Европе, где сходятся важнейшие торговые и транспортные артерии мирового значения. Она граничит с девятью государствами: Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией и Польшей. Территория Германии характеризуется большим разнообразием – сочетанием равнинных регионов на севере страны со средиземноморьем в центральной части, которое на юге Германии постепенно переходит в альпийский горный массив.
В Западной Европе у нее 1-е место по численности населения 83,3Pмлн чел. (2004Pг.), 3-е место по территории 357,0Pтыс. км2. В 2003Pг. ее ВВП (по валютным курсам) составил 2400,6Pмлрд долл., объем ВВП (по ППС) 2132,0Pмлрд долл., на душу населения 27,35Pтыс. долл. Германия мощная промышленная держава: в 2000Pг. ее доля в мировом промышленном производстве составляла 6,42P%. По размерам внешнеторгового оборота (1,3 трлн долл.) в 2003Pг. она лишь немного уступала США (2,0 трлн долл.), а по размерам экспорта вышла на 1-е место в мире и является одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. Эти достижения обеспечены следованием принципам германской модели социально-экономического развития, принятой в конце 40-х годов XXPв. сPцелью как можно быстрее восстановить разрушенную в ходе Второй мировой войны страну. В основу немецкого «экономического чуда» легла система смешанной экономики, являющейся определенным компромиссом между свободным рынком и государственным регулированием экономики. В настоящее время Германия расходует на социальные нужды примерно 30P% своего ВВП
Основным принципом корректировки и настройки механизма скоординированного функционирования рынков труда и капитала является его соответствие критериям 18 реализации приоритетности национально-государственных интересов, а также интересов регионов в обеспечении занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках минимальных государственных социальных стандартов потребления материальных благ и услуг в области образования, полноценной профподготовки и переобучения, охраны здоровья в объемах, гарантированных Конституцией и законами РФ. К числу важнейших принципов, которые должны учитываться в ходе корректировки политики занятости на всех уровнях ее реализации с учетом ориентации России на модель социальной рыночной экономики, относятся: сохранение активной роли государства в создании условий для реализации свободы выбора рода занятий, содействии предпринимательству и развитию самодеятельности населения, решении проблем открытой и скрытой безработицы, обеспечении экономической безопасности граждан (наемных работников и предпринимателей), а также формирование законодательной и институциональной базы взаимодействия интересов труда и капитала под контролем государства. 1.3.4 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ Политика занятости – органическая часть экономической политики.
Эти идеи стали воплощаться в жизнь канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром экономики Л. Эрхардом. Модель социального рыночного хозяйства была успешно претворена в жизнь. В ФРГ были завершена индустриальная модернизация, создан мощный потенциал массового производства предметов длительного пользования, была обеспечена практически полная занятость работоспособного населения, повысился жизненный уровень. То, что произошло в экономике ФРГ в 1950-е гг., не без основания называли чудом: в короткий срок страна, пребывавшая в состоянии разрухи, вышла на передовые рубежи в мировом масштабе. В 1950-е гг. среднегодовые темпы роста производства в ФРГ держались на уровне 9P%, что является даже для высокоразвитой страны чрезвычайно высоким показателем. Это позволило ФРГ к 1962Pг. утроить свой национальный доход. Помимо внутриполитических и экономических задач, правительству К. Аденауэра приходилось заниматься внешнеполитическими вопросами, связанными с определением места ФРГ в биполярной системе, восстановлением ее статуса в международных делах
Это позволило бы выиграть время и накопить силы для осуществления структурно-технологической перестройки производства и институциональных преобразований, создания российской модели социально-рыночной экономики. Как представляется, первоочередными задачами валютно-финансовой политики должны стать пресечение утечки капитала, а также безналогового и теневого внешнеэкономического оборота, увеличение таможенных платежей. Именно во внешнеэкономической сфере имеются наиболее крупные резервы увеличения собственных бюджетных расходов и сальдо платежного баланса. Анализ статистики платежного баланса и внешней торговли показывает: вопреки распространенным представлениям о причинах обвала рубля, главную роль здесь сыграла не недостаточность экспортных расходов и внешних заимствований, а широкомасштабная утечка капитала. При важности рационализации бюджетных расходов, совершенствования налоговой системы и стимулирования экспорта все же следует признать: борьба с теневым оборотом всеми законными методами, как экономическими, так и административными, пресечение утечки капитала и экономической преступности являются базисными функциями государства при любой модели государственного регулирования экономики.
В США и Великобритании сделали попытку создать иную концепцию функционирования экономики и ее развития. Но ни инспирированный демократами так называемый клинтонизм, ни форсированный (непоследовательно и не слишком убедительно) в Великобритании лейбористский блэйризм не сумели справиться с неолиберальной бурей. А 30 лет назад – можно ли было избежать кризиса? Конечно! Тогда, на фоне нарастающего процесса глобализации (а 10 лет спустя – и набравшей силу постсоциалистической системной трансформации), достаточно было – всего лишь! – не попадать в неолиберальную колею, а пойти по пути, намеченному в модели социальной рыночной экономики. Для последней характерны, во-первых, императив социального единства и, во-вторых, институционализация экономики, позволяющая расцвести частному предпринимательству при условии, что государство заботится о том, чтобы равномерно распределялись результаты роста производительности труда и повышения эффективности капитала, чтобы сохранялась природная среда обитания человека, и уделяет постоянное внимание культурным аспектам жизни социума.
СодержаниеВведение Глава 1. Социальная рыночная экономика как система хозяйствования 1.1 История развития модели социально – рыночной экономики 1.2 Основные положения теории социальной рыночной экономики Глава 2. Российская практика построения модели социально рыночной экономики 2.1 Становление социально – рыночной экономики в России 2.2 Оценка результатов реализации российской социально-рыночной модели экономики Раздел 3. Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики Заключение Список используемой литературы Введение В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальном повороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночной экономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержит не только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опыт претворения ее в жизнь в Германии. Актуальность избранной темы состоит в том, чтобы осветить опыт ФРГ для России и показать, что Россия уже располагает опытом формирования социальной рыночной экономики, который надлежит эффективно использовать.
Для приведения в действие социальных факторов, получения от них максимальной отдачи необходимо соблюдать ряд условий, которые также должны включаться в социальную базу реформ. Речь идет прежде всего о развитии законодательной базы и принятии эффективных механизмов исполнения законов. На правовой основе следует формировать главную социальную базу реформ (средний класс). Кроме того, требуется разработка механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание социально-экономической безопасности, политическую стабильность и правовую защиту личности, социальную ориентацию хозяйственной деятельности. Исходя из опыта развитых стран, реализующих модели социальной рыночной экономики, можно утверждать, что экономические преобразования должны опираться на социальный консенсус, который насаждается не сверху, а рождается и поддерживается всей развивающейся системой. Для прогресса социальной рыночной экономики важна не только расстановка социальных сил, но и возможность объединения и направленности их на решение общих проблем и реализацию избранной стратегии.
Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему, функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная экономика, но государство является в ней активным участником экономического процесса. Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих отличительных признаков. 1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного принятия решений и функционирования рыночных механизмов. 2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс, и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и социальных показателях уровня жизни. 3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения граждан, должны быть сведены к минимуму. 4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов для модернизации производственных мощностей и использования технологических инноваций. 5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных, технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового рынков. 6. Принцип поддержания конкуренции.
Заметно перестраивается вся государственная финансовая (бюджетная) система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов. Доля государства в перераспределении ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается. Отличительной особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна значительно продвинулась по пути перехода к рыночным отношениям. Однако имеющиеся элементы рынка не представляют системы, так как нет еще надлежащей институционально- законодательной среды, позволяющей иметь социальную и устойчивую экономику. Поэтому экономике страны предстоит еще глубокая трансформация, в ходе которой должны сформироваться современные институты и связи, характерные для социальной рыночной экономики. Первым уроком, который можно извлечь из функционирования западной социальной рыночной экономики для Беларуси, является опыт формирования отношений между государством и рынком.
Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. 2.1.4. Японская модель. Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо важнее понять и объяснить причины «японского экономического чуда», или, вернее, феноменального послевоенного рывка Японии, выведшего ее в разряд «экономической сверхдержавы». И хотя в японском рывке немаловажную роль сыграл американский фактор, все же главными оказались собственные усилия нации. Казалось бы, исходные позиции, с которых начинала свой послевоенный разбег Япония, были весьма неблагоприятными. Экономика была подорвана и истощена длительной агрессивной войной, крупные города и многие промышленные предприятия лежали в развалинах (в начале 1946 г. уровень промышленного производства составлял 14% от среднего предвоенного уровня). Население обнищало, не хватало элементарных условий для жизни — продовольствия, жилья, работы. Обделенная многими важными природными ресурсами и оторванная от колониальных источников их поступления, Япония, казалось, была обречена влачить жалкое существование третьеразрядной страны.
Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно - государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д. Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Её элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частнохозяйственной инициативы — социальными гарантиями, а также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов. В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Друг от друга отличающиеся своими «национальными коэффициентами смешения» и зависящие от особенностей многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве; антициклическое регулирование; стимулирование технологических и организационных инноваций; проведение структурной политики; защита и поощрение конкуренции. Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала. Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни.
Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешения» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально- политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.Американская модель — это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно- конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику. Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами: - индивидуальная свобода как условие функционирования рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции; - социальное равенство - рыночное распределение доходов обусловлено объемом вложенного капитала или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики.
Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворить коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны коллективные потребности, с другой – налоговую и бюджетную политику государства. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессе рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цены на товары и услуги учитывали внешние эффекты. Список литературы. Киперман Г.Я., Белялов А.З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. – М.: МВЦ АЙТОЛАН, 1992. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. – М.: Дело ЛТД, 1994. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. – М.: Высшая школа, 1995. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. – М.: Республика, 1992.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов: Успех и положительный опыт экономической реформы в Германии заслуживает тщательного анализа и заимствования важных волевых экономических решений; Для понимания и принятия экономической реформы всеми гражданами страны необходима целевая программа правительства в направлении социальной рыночной экономики; Для уверенного планирования на перспективу предприятиям важно обеспечение стабильных общих монетарных условий Германским федеральным банком; поддерживая экономическую политику федерального правительства, ГФБ не зависит от указаний со стороны федерального правительства; В координации и осуществлении экономической и финансовой политики важно участие негосударственных фондов и советов на стадиях обсуждения решений и подведения итогов для получения верного представления о происходящем в экономике; Успех экономических реформ в ФРГ – " результат честных усилий всего народа " /Людвиг Эрхард/. Список литературы Кляйн Х. История немецкой марки. F.-am-M.:Fra kfur er Socie a s-Druckerei:Deu schla d, №5 Ноябрь 1997-68с.-рус. Германия: факты. F.-am-M.: Socie a s-Verlag, 1998-540с.-рус. Иванов П., Пряхин А. Очерки об экономике Германии. М.: Экономика, 1995 –322с. Храмцова В., Панова В., Штимпель Ф. Анализ проблем стабилизации экономики объединенной Германии. М.: Горбачев-фонд, 1998 – 362с.
![]() | 978 63 62 |