![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Денежная политика государства | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении – согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. 9. Правовые формы кредитно-денежной политики государства Существует две формы кредитно-денежной политики, применяемых государством: 1) кредитно-денежная политика дорогих денег (рестрикционная); 2) кредитно-денежная политика дешевых денег (экспансионистская)
Второй фактор – инфляционные ожидания занятых. Поскольку в их основе лежит инфляционный опыт, характеризующийся темпом роста цен, обладаетли рабочих мест какое-то время надеются на лучшее, рассчитывают на его стабильность, мирятся со снижением реальных доходов. Поэтому в течение определенного времени наминальная заработная плата не растет. При условии повышения эффективности труда это обарачивается уменьшением удельных затрат, увеличением прибыли, инвестиций и занятости. Затем трудящиеся расстаются с иллюзиями по поводу стабилизации инфляционного процесса, полностью осознав, что инфляция сократила их реальные доходы, и будущее не обещает ничего другого. Начинается давление в сторону повышения номинальной и реальной заработной платы. Поддерживаемые профсоюзами занятые добиваются своего. Но приращение заработной платы носит сугубо инфляционный характер, вызванные не увеличением спроса на рабочую силу, а очередным скачком цен, что является средством неверной денежной политики государства. Поскольку новая, более высокая, заработная плата имеет нерыночное происхождение, связана с деятельностью государства, рынок труда окажется разбалансированным.
Достижение этой цели М. Фридмен видит в следовании «денежному правилу», предполагающему стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3–5 % в год. Эти рекомендации напрямую связаны с разработкой так называемой «проблемы запаздывания». Уже И. Фишер признавал, что последствия кредитно-денежной политика государства проявляются с задержкой. М. Фридмен же показал, что это запаздывание составляет от двенадцати до шестнадцати месяцев и это было весьма тревожным выводом, потому что надежно предсказывать состояние рынка экономисты умеют, как считается, не более чем на год вперед. В этом случае рекомендации экономистов относительно сегодняшней политики буду представлять сомнительную ценность. Поэтому М. Фридмен предложил отказаться от гибкой кредитно-денежной политики, взять за правило постоянно наращивать денежную массу небольшими и достаточно равными (по годам) порциями. При установлении размеров таких приращений М. Фридмен предложил ориентироваться на два показателя, полученных на основе обработки статистических данных
Впоследствии замедление темпов роста реального производства приводит к тому, что рост цен поглощает все большую часть влияния на экономику, обусловленного изменением темпов роста денежной массы. При замедлении темпов роста денежной массы замедляются в обратном порядке соответствующие изменения номинального и реального ВНП. Новые исследования представителей монетаристского направления дали ключи к пониманию влияния денежной политики государства на состояние экономики, позволили объяснить такое ранее не наблюдавшееся экономическое явление, как стагфляция, или одновременное существование высокой безработицы и высокой инфляции, что совершенно противоречило кейнсианской теории, и наконец предложить соответствующие рекомендации по денежно- кредитной политике государства. Исходя из того, что хорошие намерения слишком часто выполняются неправильно, монетаристы выступили против проведения активной денежной политики, направленной на стабилизацию одновременно предложения денег и процентной ставки. Кейнсианскую концепцию они считали ошибочной и внутренне противоречивой. Поэтому главным объектом регулирования, по их мнению, должна быть не процентная ставка, а темпы роста предложения денег.
Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции. Некоторым предприятиям за счет централизованных источников был предоставлен кредит на пополнение оборотных средств, но при условии использования этого кредита в первую очередь для внесения платежей в бюджет. В итоге банк кредитовал бюджет за счет роста задолженности предприятий банковской системе. Обесценение активов государственных предприятий не компенсировалось переоценкой основных фондов, которая была осуществлена только в октябре 1992 г. За это время сумма недоначисленной амортизации, поступившей в виде налога на прибыль в доходы бюджета, составила около 1 трлн руб. В 1993 г. стоимость фондов не изменялась, что явилось главным фактором выбытия основных фондов без компенсации для создания новых. Сейчас амортизация утратила свойство одного из важнейших и надежных источников инвестиций и не в состоянии обеспечить даже простое воспроизводство основных фондов
Используя кредитно-денежную политику, государство стремится к созданию безинфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. Для решения этой задачи оно должно осуществлять контроль за предложением денег. Для регулирования денежного предложения центральный банк использует разные инструменты, в первую очередь операции на открытом рынке, а также изменения резервной нормы и учетной ставки. Кредитная политика - вещь сугубо индивидуальная для каждого банка. Основной целью кредитования для каждого банка является получение прибыли при минимальном уровне рисков работающих активов. Цель данной работы - исследовать организацию кредитной политики коммерческого банка. Задачи работы: 1. Показать роль кредита в финансах банка. 2. Показать кредитование физических лиц. 1. Кредит и его роль в финансах банка 1.1 Понятие кредита. Роль, функции и виды Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений1.
Понятие “кейнсианская безработица” обозначает ситуацию, когда поток инвестиций недостаточен, чтобы поглотить сбережения, осуществляемые при уровнях дохода, соответствующих условиям полной занятости. По причине относительного избытка физического капитала норма прибыли слишком мала, чтобы стимулировать инвестиции, требуемые для обеспечения полной занятости. Безработица по Марксу, есть результат нехватки капитала относительно предложению труда; неадекватное соотношение факторов производства и ограниченные технологические возможности замещения капитала трудом не позволяют абсорбировать весь предлагаемый объем рабочей силы, даже когда производственные мощности используются полностью. Безработица, по Марксу, – результат либо избыточного роста населения, либо слишком низкого уровня доходов, да еще в сочетании с примитивным негибкими технологиями, чтобы вызывать адекватный поток инвестиций. Слишком низкий уровень бережливости, а не недостаточность эффективного спроса сдерживает рост выпуска продукции. Безработица, по Марксу, – проблема структурная, а не циклическая, и потому активная денежная политика государства, эффективная для борьбы с кейнсианской безработицей, просто вызовет инфляцию, не приведя к установлению полной занятости.
Ее основным государст-венным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осу-ществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», по-тому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные до-роги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше ока- зывалось направленным в пользу производителей, а не потреби-телей. Поэтому в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность. Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов прави-тельственного регулирования экономики.
Анализ практики регулирования цен органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, установлением торговых надбавок, показывает, что такое регулирование, как правило, не является эффективным методом замедления темпов роста цен, уровень которых зависит в первую очередь от бюджетной и кредитно-денежной политики государства, покупательской способности населения и насыщенности рынка товарами. В этой связи социальную поддержку населения в условиях применения преимущественно свободных цен на товары (услуги), реализуемые (оказываемые) населению, следует осуществлять не путем регулирования цен на товары, в том числе за счет установления предельных торговых надбавок, а в основном за счет формирования и адресного использования федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения и других форм прямой поддержки нуждающихся слоев населения. В основном ценовое госрегулирование в РФ касается продукции естественных монополий. Тарифы на тепловую и электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ), а также абонентской платы за услуги на этом рынке устанавливает Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Основателями количественной теории денег считаются Дж.Локк (к.ХVII), Ш Монтескье, Д.Юм, Д.Рикардо (к.XVIII в.). Они отставили стоимостную основу денег. Сторонники количественной теории денег считают, что стоимость денежной единицы и уровень товарных цен определяются количеством денег в обращении. Функции денег: мера стоимости средства обращения средства платежа средство сбережения и накопления сокровищ мировые деньгиВопрос 19. Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных денег. В настоящее время используются денежные агрегаты. (М0-3, L) M0 - это наличные деньги населения и денежные остатки в кассах предприятий М1 - М0 вклады до востребования и дорожные чеки М2 - М1 деньги на срочных счетах банка и депозиты специализированных финансовых учреждений М3 - М2 срочные вклады и депозиты в крупных размерах и ликвидные ценные бумаги Таким образом денежные агрегаты отличаются по степени ликвидности и. Они служат для разработки денежной политики государства. Главная цель денежной политики - определить количество денег необходимых в обращении.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний. Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.
Поэтому любые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по этим вопросам, следует считать незаконными. В сфере гражданско- правового регулирования Гражданский кодекс занимает доминирующее положение перед другими законами (п. 2 ст. 3 ГК). Поэтому специальные акты банковского законодательства (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты), содержащие нормы гражданского права, не могут противоречить ГК РФ. Ведомственные акты Банка России получили широкое применение в банковской практике. Причем их издание осуществляется преимущественно в форме инструкций, писем и телеграмм. Закон о ЦБ не устанавливает требований к форме этих актов. Далее дан анализ действующего законодательства в сфере расчетно - денежных отношений. Расчетно - денежные правоотношения могут быть определены через совокупность следующих специфических признаков: а) наличие специальных субъектов - банка и клиента ; б) наличие специальных объектов - банковских операций; в) опосредованность через расчетно-денежные правоотношения кредитно-денежной политики государства, что означает отсутствие воли сторон в определении форм правоотношений и правил их реализации, а также прямое или косвенное участие государства в этих правоотношениях.
Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи. Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства. С учетом стирания граней между наличным и безналичным оборотом в нашей стране следовало бы перейти к их активному использованию. В настоящее время в России денежный агрегат М2 расчитывался как сумма следующих показателей: М2=масса денег в обращении сумма депозитов. В свою очередь, сумма депозитов равна средствам на счетах предприятий и вкладам населения в коммерческих банках плюс вклады населения в сбербанках (срочных и до востребования).
На мировом рынке долгое время деньги сбрасывали все свои "национальные мундиры" (монетных, бумажных и кредитных денег отдельных государств) и выступали в натуральной форме в виде слитков золота. Золото являлось мерой стоимости и использовалось на мировом рынке как всеобщее средство платежа. В торговых сделках между странами товары реализовались крупными оптовыми партиями, и расчеты производились преимущественно путем зачета долговых обязательств через банки. Наличное золото перевозилось из одной страны в другую лишь в том случае, если долговые обязательства не погашались взаимными расчетами. Тогда деньги выступали на мировом рынке в качестве всеобщего платежного средства. Бывали такие случаи, когда международная товарная сделка оплачивалась наличными деньгами: здесь мировые деньги являлись всеобщим покупательным средством. Подводя итог первичному анализу денежных функций, следует отметить их взаимодействие, а также принять во внимание, что функция средства обращения и платежа должна определять размеры общей денежной массы в стране, а функция накопления напрямую связана с кредитно-денежной политикой государства.
Падение выпуска вместе с резким сокращением реальной денежной массы и взрывным ростом взаимных неплатежей предприятий порождают представление о существовании следующих взаимосвязей в экономике: избыточно жесткая денежная политика, проводимая из доктринерских (монетаристских) соображений - нехватка денег в экономике - неплатежи предприятий - падение производства. Отсюда и стандартный рецепт действий в этой ситуации: наращивать денежное предложение ("насытить деньгами экономику"), решить проблему неплатежей за счет денежной эмиссии и взаимозачетов, обеспечить базу для начала экономического роста. В поддержку такого экономико-политического поворота формируется мощная социально-политическая коалиция, объединяющая руководство и коллективы государственных предприятий, заинтересованных в сохранении мягких бюджетных ограничений и отказе от радикальной реструктуризации и представителей интересов бюджетных отраслей, заинтересованных в наращивании бюджетных расходов, финансируемых за счет денежной эмиссии. В результате противоречие между жесткой бюджетной политикой на макроуровне и мягкими бюджетными ограничениями государственных предприятий разрешается смягчением бюджетной и денежной политики государства.
Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения. Это вызовет расширение спроса, повышение цен и снижение покупательной способности денег - отрицательные последствия неверной денежной политики государства, чреватые значительными экономическими и социальными потрясениями. Вообще, корни такого явления, как инфляция, всегда кроются в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут послужить весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия по денежной эмиссии и многое другое по отдельности и в совокупности. Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально- экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Если происходит нарушение пропорций и доля инвестиций в ВНП снижается, это приводит к снижению ВНП. Важным инструментом кредитно-денежной политики государства является денежная эмиссия, которая, как правило, производится для покрытия возникшего дефицита государственного бюджета. В результате проведения эмиссии появляется избыток денежной массы, не имеющей товарного покрытия, что приводит, в свою очередь, к росту цен и усилению инфляции (эмиссия выступает в данном случае в качестве инструмента перераспределения дефицита государственного бюджета между всеми владельцами национальной валюты посредством инфляционного налога). Подобная политика негативно отражается не только на формировании валютного курса, но и на экономике в целом. Для корректного расчета валютного курса необходимо учитывать влияние инфляции на факторы, определяющие валютный курс. Исполнение кредитно-денежной политики государства возлагается на Центральный банк. В его задачи входит контроль за стоимостью национальной валюты либо в виде установления фиксированных курсов, либо в виде проведения интервенций на валютном рынке.
Теоретически это обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии с которыми считается недопустимым объединение квази-де-нег и наличных денег, ибо смешиваются совершенно разные категории -деньги, ценные бумаги, кредит. Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи. Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства. С учетом стирания граней между наличным и безналичным оборотом в нашей стране следовало бы перейти к их активному использованию. В настоящее время в России денежный агрегат М2 рассчитывался как сумма следующих показателей: М2 = масса денег в обращении сумма депозитов.
![]() | 978 63 62 |