![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Доходы населения и проблемы их распределения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В условиях централизованной экономики и эгалитарного общества, основанных на равномерном распределении доходов населения, проблемы дифференциации и экономического неравенства были незначительными и не вызывали озабоченности специалистов. Характерной чертой плановой экономики был жесткий контроль государства за доходами граждан в целях предотвращения их дифференциации. Это достигалось путем установления обязательных тарифных ставок и окладов, определения разного рода «пределов» в оплате труда, ограничения размеров премий. Положение резко изменилось с начало преобразования и становлением рыночных отношений. С одной стороны, работнику предоставлена свобода выбора места работы, профессии и т. д. С другой, – усилилась конкуренция на рынке труда. У работодателей появилось право выбора принимать на работу, определять размер оплаты труда. Хозяйственные структуры стали самостоятельными в сфере организации оплаты труда. Высокий уровень дифференциации доходов принципиально присущ странам с развитой рыночной экономикой, в особенности на начальном этапе развития, и связан с ограничениями в занятости, инфляцией, сдвигами в структуре производства
В условиях централизованной экономики и эгалитарного общества, основанных на равномерном распределении доходов населения, проблемы дифференциации и экономического неравенства были незначительными и не вызывали озабоченности специалистов. Положение резко изменилось с началом преобразований и переходом к рыночным отношениям. Высокий уровень дифференциации доходов принципиально присущ странам с рыночной экономикой, в особенности на начальном этапе развития, и связан с ограничениями в занятости, инфляцией, сдвигами в структуре производства. Страны с эффективной экономикой и высоким уровнем национального богатства имеют больше ресурсов и возможностей бороться с социально-экономическим неравенством. Гораздо более сложным оказывается решение этих проблем в бедных странах. В нашей стране, как в стране с переходной экономикой, переживающей длительный период экономического кризиса и бесконтрольного перераспределения собственности, хотя, с одной стороны, у населения появляется ряд новых источников доходов, с другой, – резко снижаются возможности заработка, это приводит к обнищанию значительной части населения.
Сохранение относительно невысокой доли доходов государства (бюджета) в ВВП, и соответственно, невозможность финансирования общественного сектора экономики будет служить одним из факторов, способствующих сохранению сложившейся структуры распределения доходов населения страны и невысокий внутренний спрос. Второй сценарий подразумевает официальный отказ от обслуживания долга (по крайней мере на ближайшие три-четыре года) и попытку начать расплачиваться с кредиторами по мере улучшения общеэкономической ситуации в стране. Несмотря на политические заявления о том, что Россия будет продолжать выплаты по внешнему долгу рассмотрение этого сценария целесообразно в том смысле, что проблемы с обслуживанием долга (даже, если предположить, что Правительству в 1999 году удастся достичь соглашения с международными финансовыми организациями о предоставлении новых займов) могут вновь возникнуть в 2000 и последующих годах. В этих условиях (суверенного дефолта) финансирование дефицита бюджета также сводится к поиску внутренних источников, большую, чем в первом сценарии, изоляцию страны на международной арене, снижение внешнеторгового оборота
Многие рекомендации учитывают положительные тенденции в решении социально-экономических проблем и фактически сводятся к призыву более интенсивно реализовывать уже существующие или планируемые программы в данной сфере. Примеры - выплаты компенсаций за утраченное жилье и государственная помощь вынужденным переселенцам на Северном Кавказе или в целом успешное осуществление программы борьбы с туберкулезом. Вместе с тем Комитет высказал также ряд озабоченностей, которые, как считают эксперты, должны быть внимательно рассмотрены компетентными органами Российской Федерации в целях дальнейшего выполнения положений Пакта. Среди них обеспокоенность низким уровнем доходов населения, проблемой безработицы, имеющимися проблемами, связанными с реализацией права на достаточное питание и адекватное жилье. Комитет призвал обеспечить недискриминацию в области трудовых отношений, выразил озабоченность негативными последствиями паспортной системы для реализации права на труд и доступа к социальным услугам, включая здравоохранение.
Далее, продолжая оставлять в стороне влияние, оказываемое щедрым финансированием воспитания и обучения поколений рабочих на их производительность, и отложив этот вопрос до рассмотрения его в следующей главе вместе с другими аспектами проблемы распределения со стороны предложения, выясним, как сказываются изменения численности населения на доходах, доставляемых природой. Мы для этого предполежим, что темп роста населения либо фиксирован, либо, во всяком случае, не зависит от уровня заработной платы и что на него могут влиять лишь изменения обычаев, нравственных взглядов и медицинских знаний. Мы все еще предполагаем, что весь труд обладает одинаковой квалификацией, а национальный дивиденд равномерно распределяется между всеми семьями, если не считать преходящих нарушений. В этом случае всякое улучшение техники производства или транспорта, каждое новое открытие, каждая новая победа над природой в равной мере увеличивает удобства и предметы роскоши в распоряжении каждой семьи. Но данный случай отличается от предыдущего, поскольку здесь рост населения, если он продолжается достаточно долго, в конце концов должен опередить совершенствование техники производства и привести в действие закон убывающей отдачи в сельском хозяйстве
Важнейшим методом исследования дифференциации доходов населения является распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов на основе построения вариационных рядов. Эмпирические данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств ранжируются и группируются в определенных интервалах по величине дохода. Для статистических характеристик здесь используются: среднее значение душевого дохода; модальный доход (чаще всего встречающийся уровень дохода населения); медианный доход (показатель дохода, расположенный в середине ранжированного ряда распределения); средний доход (общий средний уровень дохода всего населения). Данные о распределении населения России по размеру среднедушевых денежных доходов с 2000 по 2006 г. Приведены в таблице (см. приложение). Модальный и медианный доходы - это важные структурные показатели, которые характеризуют отклонение среднедушевого дохода от среднего значения для каждой группы. Как правило, результаты исследований свидетельствуют, что одна половина населения имеет доход ниже среднего, а вторая половина - выше среднего.
Для этого используется показатель покупательной способности (рассчитывается как для всего населения, так и для отдельных групп) (3). Данный показатель характеризуется: а) заранее определенным количеством товаров и услуг, которые можно было бы приобрести на сумму среднедушевого денежного дохода; б) как товарный эквивалент в виде отдельных товаров или услуг. Уровень покупательной способности ПС исчисляется как отношение среднедушевого денежного дохода населения в целом (либо отдельной группы) Д к средней цене покупки или услуги Р: (3) где ПС - уровень покупательной способности; Д – среднедушевой денежный доход населения в целом; Р - средняя цена покупки или услуги. Уровень жизни характеризуется и показателями дифференциации материальной обеспеченности населения (дифференциации населения по уровню дохода), среди которых можно выделить: распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов; коэффициент дифференциации доходов; индекс концентрации доходов (коэффициент Джини); коэффициент бедности. Важнейшим методом исследования дифференциации доходов населения является распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов на основе построения вариационных рядов.
В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. На построение торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов. К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объем и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования. Социальные факторы - социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи, мода и др. Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состава семьи.
Нарастали уравнительные тенденции в подходе к проблемам стимулирования. Ситуация, когда разница в оплате труда сокращалась быстрее, чем разница в его квалификации, неизбежно влекла за собой искажение социалистического принципа распределения «каждому – по труду», нарушение принципов социальной справедливости. Поэтому уравнительные подходы в социальной политике, как следствие её отрыва от экономических основ, превращались в свою противоположность, т. е. вели к усилению социальной градации, главным образом в сфере формирования доходов населения, в сфере распределения. Замедление темпов экономического роста не позволяло в полном объёме выполнять и другие намеченные социальные программы. Провозглашённый курс на постоянный подъём уровня народного благосостояния не согласовывался с тенденцией падения темпов роста реальных доходов на душу населения – с 33 %, достигнутых в восьмой пятилетке, до 24 % - в девятой, 18 % - в десятой и 9 % - за четыре года одиннадцатой пятилетки (до 1985 года ). Наряду с этим увеличилась несбалансированность между различными составляющими социальных программ. Недостаточными темпами велось жилищное строительство. 70-е «высветили» существенные продовольственные проблемы, что потребовало принятия специальной Продовольственной программы (май 1982 года).
Сейчас в России П>С (идеально П=С) Равновесная цена = количество реального товара соответствует платёжеспособному спросу населения. 7. На современном этапе – вмешательство гос-ва в эти проблемы Вмешательство – гос-во фиксирует цены на с/х продукцию, тарифы на ж/д перевозки, ком. услуги, установление налогов, таможенная пошлина В Японии 70% доходов фермеров В ЕЭС 50% В Чел. Области – угледобывающая промышленность самая дотационная Гос-во может повлиять на с и п за счёт увеличения реальных доходов населения (номинальная и реальная зар. плата). При росте цен и номинальной зар. Платы реальная может падать. Если доходы уменьшается, спрос уменьшается. Существует проблема экономической безопасности. Спрос может удовлетворяться за счёт импортных товаров. Вмешательство гос-ва – непостоянная политика, а политика, диктуемая обстоятельствами. Предпринимательство и фирма 1. предпринимательство и его сущность 2. место фирмы в предпринимательстве 3. типы фирм: a. индивидуальное предприятие b. хоз. товарищество c. хоз. общество 4. цели и показатели деятельности фирм 2. предпринимательство предпринимательство – результат углублённого распределения труда.
В последнее время одной из актуальнейших проблем налогообложения выявляется наряду с проблемой сбора налогов, проблемы распределения налоговых сборов в особенности между бюджетами различных уровней по вертикали. Здесь можно выделить тяжелейшую проблему задержек платежей, зарплат вследствие намеренных задержек при переводе средств, поэтому даже имея более менее приемлемую тактику сбора налогов, мы сталкиваемся с проблемой распределения. Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета. Очевидно, что действующая система налогообложения в России не отвечает ни одному из перечисленных критериев. Существует множество точек зрения на проблему, как усовершенствовать систему налогообложения населения. Возможно, имеет смысл установить шкалу налогообложения физических лиц в зависимости не от абсолютных сумм полученных доходов, а от величин, кратных минимальной месячной оплате труда, действующей в Российской Федерации.
смотреть на рефераты похожие на "Доходы населения"Доходы населения Содержание работы:Введение. 3 Понятие доходы населения, их классификация. 3 Виды доходов. 3 Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного продукта. 8 Формирование доходов на макроуровне. 9 Заработная плата как важнейшая часть доходов. 9 Государственное регулирование заработной платы. 11 Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей. 18 Социальная политика государства. Её влияние на распределение доходов. 23 Трансфертные выплаты. Социальная политика государства. 23 Процесс расслоения общества как результат дифференциации доходов. 27 Цель стабилизационной политики – «средний класс». 32 Методы расчёта дифференциации доходов населения. 38 Подходы к сглаживанию неравенства. 38 Анализ показателей дифференциации доходов. Кривая Лоренца. 40 Фактическое распределение доходов в странах восточной Европы. Коэффициент Джини. 44 Заключение. 51 Список литературы: 53Введение.Проблема справедливого распределения доходов стояла перед человечеством во все времена.
Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя. Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России. Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения: 1) рыночный механизм распределения и дифференциации доходов; 2) проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов; 3) социальная политика государства.
Организационные формы предпринимательской деятельности Процесс производства и его факторы Национальное богатство и факторы его роста НТП и НТР, их содержание и роль Финансовая политика и ее роль Экономические кризисы, их причины, антицикличное регулирование Финансы и их функции Инвестиции в экономику, источники и роль в развитии экономики Частная и общее равновесие: их сущность. Классическая и кейнсианская модель достижения макроэкономического равновесия Проблемы экономического роста в России, его типы и показатели Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг Национальный доход и его распределение Мировая торговля: влияние внешней торговли на национальное производство общественного продукта Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового рынка Инвестиционная деятельность государства Преобразование отношений собственности: разгосударствление и приватизация Методы государственного регулирования национальной экономики Кредитно–денежная политика Центрального Банка Методы социальной поддержки населения Доходы и их классификация.
В целом дифференциация доходов населения в обществе, где господствуют рыночные отношения, - явление естественное, закономерное. Неравное имущественное положение членов общества считается одним из мощных стимулов социально-экономического прогресса, но только тогда, когда для каждого гражданина созданы относительно одинаковые возможности реализовать свой потенциал. Усиление неравенства в распределении доходов заставляет изучить его причины и убеждает в необходимости повысить регулятивное воздействие государства, с тем чтобы социально-экономическая дифференциация населения не достигла критической точки. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОВЕНЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ Взаимосвязи экономического развития и уровня дифференциации доходов в обществе посвящено немало публикаций теоретической и эмпирической направленности. Исследуются два взаимосвязанных аспекта данной проблемы: влияние экономического роста на распределение (дифференциацию) доходов и, наоборот, - влияние дифференциации на экономический рост.
Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.). При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. Уже к середине 90-х годов прошлого века процентное соотношение основных видов доходов населения России изменилось более чем на 20%. Этому способствовало формирование и интенсивное развитие новых форм доходов и собственности. В то же время изменения в структуре денежных доходов населения России не могло не отразиться на их распределении, что как следствие, привело к значительной дифференциации в получении доходов. В свою очередь, проблема дифференциации доходов не может быть рассмотрена в отрыве от вопроса о дифференциации заработной платы, определения и сущность которой, также невозможно рассмотреть без раскрытия теоретического понимания всех ее аспектов. А именно: понятия о рынке труда, как основного экономического фактора, предопределяющего само существование заработной платы. В современном понимании специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 1 Понятие и роль реальных доходов в уровне жизни населения, их показатели 2 Анализ уровня и динамики реальных доходов, заработной платы, пенсий, социальных пособий. Распределение населения по уровню доходов, их связь с прожиточным минимумом и степенью удовлетворения потребностей 3 Меры по повышению уровня доходов населения РФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В настоящее время понятие «народное благосостояние», так же как и степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», вышли из употребления вместе с той системой, которой они служили. К тому же этими понятиями, имеющими позитивный смысл, невозможно пользоваться в условиях обнищания большинства населения. В определении уровня жизни в литературе наблюдаются различные подходы в зависимости от исходных позиций авторов. Такими отправными моментами являются: производство, потребление, доходы, стоимость жизни, потребительские нормативы и стандарты, а так же их комбинации. Реальный доход является основным, // Человек и труд, № 8. Бобков В.Н. Пути стабилизации и повышения уровня жизни населения России. – М.: Издательство ВЦУЖ, 2001. – 448 с. Вышегородцев М.М. Уровень жизни в России как фактор развития человеческого капитала. М.: Диалог МГУ, 1999. - 228 с. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 592 с. Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России // Проблемы прогнозирования, 2005, № 4.
Проблема неравенства граждан по уровню доходов и вытекающая из неё проблема справедливого распределения доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. Классик политической экономии А. Смит первый поставил основные принципы налогов, сохраняющие значение до настоящего времени. Именно, Смит высказал следующие 4 требования: 1) Подданные должны платить налоги по возможности пропорционально своим способностям, т. е. пропорционально доходу, получаемому ими под покровительством государства; 2) Налоги, какие обязаны платить отдельные лица, должны быть определены, а не произвольны; должно быть точно известно и ясно, сколько и в какие сроки придется платить; 3) Время и способ уплаты налогов должны быть избраны так, чтобы это было как можно удобнее для плательщиков; 4) Налоги должны брать у народа как можно меньше лишнего сравнительно с тем, что они приносят казне.
![]() | 978 63 62 |