![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Основные черты переходной к рынку экономики России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В работах Сталина освещены сущность и значение таких черт общего кризиса капитализма, как крайнее обострение проблемы рынка, хроническая недогрузка предприятий и постоянная массовая безработица. Дав анализ изменений в характере капиталистического цикла и экономических кризисов в современную эпоху, Сталин показал бесплодность попыток буржуазного государства бороться с кризисами, несостоятельность утверждений о возможности планового ведения хозяйства при капитализме. В трудах Сталина разоблачены глубоко реакционная и агрессивная сущность фашизма и предательская роль современных правых социалистов. Марксистско-ленинская политическая экономия, как и теория марксизма- ленинизма в целом, находит своё дальнейшее развитие и обогащение в решениях Коммунистической партии Советского Союза и братских коммунистических партий, в трудах учеников Ленина руководящих деятелей Коммунистической партии Советского Союза, руководящих деятелей братских коммунистических партий. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА А. Переходный период от капитализма к социализму ГЛАВА XXII ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ОТ КАПИТАЛИЗМА К СОЦИАЛИЗМУ Пролетарская революция и необходимость переходного периода от капитализма к социализму
Законы денежного обращения. 64. Банковская система. Сущность, функции и операции банков, их виды. 65. Кредит: принципы, функции и формы. 66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, функции.67. Финансовые отношения и финансовая система государства. Госбюджет. 68. Государственный бюджет: доходы и расходы. Государственный долг. 69. Рынок ценных бумаг и механизм его функционирования 70. Налоговая система. Налоги, их виды и функции. Фискальная политика: цели, типы. 71. Сущность и основные концепции государственного регулирования рыночной экономики, 72. Концепции регулирования рыночной экономики: классическая, неоклассическая, кейнсианская, монетаристская, институциональная.73. Основные формы и методы государственного регулирования 74. Экономические функции государства в рыночной экономике. Границы государственного регулирования75. Причины возникновения, основные черты командно-административной экономики. Ее кризис и необходимость реформирования 76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа. Особенности переходного периода в России. 77. Реформирование отношений собственности и формирование рыночной конкурентной среды в условиях переходного периода 78.Разгосударствление и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике в России. 79. Особенности хозяйственного механизма и изменение экономических функций государства при переходе к рынку. 80 Социальная политика государства в условиях переходного периода. ^ 81 Формирование открытой экономики в переходный период. 82. Возникновение, основные этапы, важнейшие черты и структура мирового хозяйства.
Сжимая денежную массу, но не опуская ее ниже критического уровня, можно уменьшить инфляцию и увеличить капиталовложения. Но если размеры денежной массы сокращены слишком сильно, то даже при минимальных размерах инфляции инвестиционный сектор останется без средств. А при достаточно энергичном сжатии денежной массы останутся без средств и предприятия, неизбежно вырастут их долги, и сверх того, нельзя будет наполнить бюджет даже при его очень скромных размерах. Это-то мы и имеем. В 1997 году объект налогообложения в виде ВВП (2.600 триллионов рублей) и затрат промежуточного производственного назначения составлял около 3600 триллионов рублей. Его же рублевый компонент был равен лишь 2000 триллионам рублей. Понятно, что при таких условиях мобилизация в бюджетную систему около 1100 триллионов рублей оказалась практически невозможной задачей. Кто создал эту систему? Ответ один: Центробанк. Чубайс висел над Россией летом 1997 года, как тепловой шар, предназначенный для отвлечения оборонительных ракет оппозиции, а основная работа по штурму экономики России осуществлялась Центробанком
Проанализировать основные черты и противоречия экономики переходного периода в России. Изучить уровень экономического развития России. Провести сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира. Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, системный и структурный подход. 1. Проблемы переходной экономики в Росси 1.1 Цель и задачи переходной экономики в России В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия c середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Эти критерии в основном сводятся к соотношению централизованных и рыночных методов управления экономикой. Когда стало ясно, что элементы рынка и рыночной инфраструктуры в России возникли и стали неуничтожимы, Европейский Союз признал переходный характер экономики России. Задачи реализуют цель переходной экономики – создание рыночной экономической системы. Они обусловлены чертами централизованно управляемой экономики: 1. Супермонополизм – сочетание крупных размеров предприятий и определенного стереотипа экономического поведения – стремления к удержанию высоких цен, единой политики (сговор) по выколачиванию дотаций, кредитов (льготных), налоговых льгот. 2. Милитаризованная производственная структура, главной составляющей которой является ВПК – основной потребитель ресурсов, квалифицированной рабочей силы (рабочей аристократии). 3. Затратная система цен, не позволяющая реально оценивать экономическую эффективность. 4. Отсутствие механизма экономической защиты природных ресурсов, ориентация производства на максимальное использование ресурсов, а не на их рациональное использование, в т.ч. и при экспорте. 5. Низкий жизненный уровень: в РФ – 2% богатых, 87% бедных; в США – 2% богатых, 80% – средний класс. 6. Коллективистская психология, препятствующая преобразованиям.
Кассы приступили к организации амбулаторий, но к 1917 их было в России всего 10. Несмотря на незначительные практические медицинские результаты деятельности больничных касс, они сыграли важную роль как одна из форм легальной организации рабочего класса. См. также «Вопросы страхования» . Лит.: Каневский Л. О., Лотова Е. И., Идельчик Х. И., Основные черты развития медицины в России в период капитализма, М., 1956; Заблудовский П. Е., История отечественной медицины, ч. 1, М., 1960. М. А. Карлов. Фабрично-заводская себестоимость Фабри'чно-заводска'я себесто'имость, см. Себестоимость продукции . Фабрично-заводская семилетка Фабри'чно-заводска'я семиле'тка (ФЗС), общеобразовательная школа, существовавшая в городах, рабочих посёлках и фабрично-заводских районах СССР с 1926 по 1934. Имела целью дать учащимся, кроме общего образования, знакомство с трудовыми приёмами и процессами. Учащиеся, закончившие ФЗС, могли поступить в 8-й класс средней школы или в среднее профессиональное учебное заведение. В мае 1934 были установлены общие типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя (семилетняя) и средняя
Одним из важнейших достижений следует считать создание реально действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам. Венгерская модель. Благодаря выгодному географическому положению, глубокой либерализации, квалифицированности сравнительно низко оплачиваемых кадров страна превратилась в привлекательный объект для иностранных инвестиций. Российская модель. Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той или другой ступени. Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводим к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике. Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развития экономики была сведена на нет, отсюда вытекают заявления об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали, что признавали и признают не только отдельные экономисты России, но и Запада (например, В. Ойкен и др.). Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован. Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства: 1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; 2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности; 3) монополизм производителя и торговца; 4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает; 5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.; 6) расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков; 7) попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил; 8) расцвет бартерных сделок вместо более развитых торгово-денежных отношений; 9) деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности; 10) отсутствие у потребителя права выбора товара.
В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек. Из сказанного, разумеется, не следует, что неценовая конкуренция осуществима вообще без затрат — хорошая реклама или высокое качество продукта тоже стоят немалых денег. Но поле деятельности у фирмы, бесспорно, шире, чем при конкуренции ценовой. Всегда есть надежда победить конкурента с помощью лучших идей. Скажем, используя преимущества российской инженерной школы и огромного научного потенциала страны. Наконец, в-четвертых, ценовая конкуренция в наше время в большинстве стран, включая и Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т.е. цена не может опускаться ниже себестоимости. Олигополия Основные черты олигополистического рынка Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами.
Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты переходные черты и ее отличия от сложившихся экономических систем. Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе. Во-вторых, многоукладность экономики – свойство переходной экономики. Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями.
Однако рынок может регулироваться: -с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение; -а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги. Крайне важно найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования (как отмечал В.Леонтьев). Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мониторинговый (напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного регулирования. Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации. Можно выделить следующие основные черты деформации рынка в условиях административно – командной системы хозяйства: -отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности; -чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движений, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности; -монополизм производителя и торговца; -несбалансированность спроса и предложения; -чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит; -расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков; -попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил; -расцвет бартерных сделок вместо более развитых товарно – денежных отношений; -деформация экономических интересов субъектов рыночных отношений (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности; -отсутствие у потребителя права выбора товара.
Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала 1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения. Появление новых видов налогов означает для предприятий усложнение расчетов и отчетности по налогообложению, нынешний механизм взимания подоходного налога с граждан требует от налогоплательщиков строгого фиксирования всех полученных в течении года доходов и тщательного заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема - соблюдение сроков, установленных для выплаты каждого вида налогов. В настоящее время многие положения нового российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой. 1. Сущность и функции налогов с физических лиц.
Рассмотрим подробнее, что же такое переходная экономика? 1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции Переходная экономика — переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности1. Выделяют следующие основные черты переходной экономики. 1.Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя: тип собственности на средства и продукты производства; формы хозяйственных связей; тип координации деятельности между субъектами экономики. С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она обретает новое качество. 2.Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность.
Воспроизводство экономических основ существования домашних хозяйств, предприятий и государства. Воспроизводство и четыре основных его сферы. Основные типы рынков. Рынки факторов производства и готовых продуктов. Кредитно-финансовые рынки. Степень развития основных типов рынков в России. IV. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ Достоинства рыночной системы: саморегуляция экономики (наличие обратных связей, поддержание гомеостаза, адаптивность), эффективное распределение ресурсов (самоликвидация излишков и дефицитов), экономическая свобода (двойственный аргумент — свобода субъекта, но и свобода общества от субъекта). Недостатки рыночной системы: неравномерность распределения дохода (двойственный аргумент: «минус» — экономическое неравенство, «плюс» — мотивация труда); элементы неэффективности, вызванные анархией производства; самоподрыв рыночных механизмов в условиях крупного производства (проявление несовершенства конкуренции в западной трактовке и предпосылка социалистической революции с марксистской точ- 10 ки зрения).
ТНК – финансово-промышленное объединение, национальное или интернациональное по капиталу, построенное по принципу централизованного планирования и управления в мировом масштабе. ТНК участвуют в МРТ и используют преимущество от интернационализации хозяйственной жизни для получения максимальной прибыли. По данным ЮНКТАД насчитывается свыше 63 тыс. ТНК (2001г.) и 820 тыс. зарубежных филиалов. Господство ТНК: . Из 6 трлн. $ прямых иностранных инвестиций на долю ТНК приходится 5 трлн. $ ПИИ . Зарубежные филиалы производят более ј мирового ВВП . Суммарные активы зарубежных филиалов в 2000 году достигли 21 трлн. $ . Экспортные поставки зарубежных филиалов превышают 4 млрд. $ - это более Ѕ мирового экспорта товаров и услуг. . Общее число занятых – 46 млн. человек. Транснациональное производство – одно из важнейших факторов, определяющих основные черты развития мировой экономики. Доля зарубежных филиалов в мировом производстве составляет более 10,3%. По данным газеты “Fi a cial imes” выделяется 500 крупнейших компаний мира (на конец марта 2003г.): Название компании Страна Род деятельности Microsof США ПО и услуги Ge eral Elec ric США Электрооборудование Exxo Mobil США Нефтегазовый комплекс Wal-Mar S ores Pfizer США Фармацевтика и биотехнологии Ci igroup США Банковский сектор экономики Joh so & Joh so США Royal Du ch/Shell Нидерланды и Великобритания BP Великобритания Нефтегазовый комплекс IBM ПО По географическому распределению: 1 место – США – 240 компаний 2 место – Великобритания 3 место – Япония – oyo a Mo or 4 место – Франция – Fra ce elecom, Alca el, o al Fi a ELF 5 место – Канада 6 место – Германия 7 место – Италия 18 место – Россия – ЮКОС (144), Газпром (169), Сургут Нефтегаз (280), ЛУКОЙЛ (294), Сибнефть (375).
В 1997 году конъюнктура мирового рынка нефти существенно ухудшилась. Рост добычи в ряде стран, не входящих в ОПЕК (Великобритания, Норвегия, Мексика, Китай), равно как и повышение квот такими членами ОПЕК, как Венесуэла и Нигерия, вкупе с распространением технологий, удешевляющих освоение месторождений, привело к снижению мировых цен на нефть на 2 – 7%. Необычно мягкая зима не оправдала надежды на удорожание нефти в отопительный сезон. В результате в январе цены снизились еще на 10 – 15%, приблизившись к уровню 1994 года. Ряд западных специалистов указывает, что сохранение сложившейся ситуации на рынке нефти сократит валютные поступления России на 3 млрд. $, и выход из сложившейся ситуации можно найти только в эффективном государственном регулировании. Заключение На основе изученных вопросов о топливно-энергетическом комплексе, специфике ценообразования в нем, его роли, функциях, значении в экономике, представляется возможным подвести некоторые итоги. V Во-первых, введение свободных цен в 1992 году на продукцию ТЭКа (как и на другие товары) осуществлялось без должного учета специфики переходного периода экономики России и недостаточного учета опыта регулирования цен с развитой рыночной экономикой.
Постановление правительства № 633 "0 развитии лизинга в инвестиционной деятельности "). Несмотря на все трудности, обусловленные переходным состоянием экономики России, рынок лизинговых услуг успешно развивается. Так, объем лизинговых контрактов, составляющий в 1994 г. 9,2 млрд. Руб. (по Рослизингу), уже в 1995 г. увеличился до 107,6 млрд., а в 1996 г. он достиг уровня в 670,6 млрд. при этом 641,2 млрд. приходилось на лизинг оборудования и 29,4 - на лизинг недвижимости. Наиболее привлекательным видом оберудэвания для лизинга в 1996 г. было машиностроительное и технологическое оборудование, на долю которого приходилось 75,5% от общего объема лизинговых операций. Далее следует лизинг грузовых автомобилей и дорожной техники - 8,7%, компьютеров и оргтехники - 4,8%, легковых автомобилей - 2,0%. Для сравнения, в Европе наибольший объем лизинговых операций приходится на лизинг легковых, грузовых автомобилей и дорожной техники. Лизинговая сделка имеет весьма сложную структуру, включающую как минимум пять составляющих компонентов (по
Некоторые из советских историков форму русской государственности времен Ивана Грозного определяют как самодержавие с боярской думой и боярской аристократией. Именно такую концепцию в 30-40 гг. предложил Смирнов И.И. Основными чертами развития монархии в России он считал борьбу феодальной знати, отстаивающей политические порядки и традиции периода феодальной раздробленности “против царской власти и централизованного государства”, а наиболее прогрессивной формой централизации - “создание буржуазного строя, основанного на бюрократических началах” и опирающегося на местное дворянство - “главную опору власти”. По мнению другого советского историка - Н.Е.Носова - всякая позитивная роль земских сословных органов, а тем более боярской думы при такой постановке вопроса полностью исключается. Другие исследователи считают, что русское государство XVI в. было самодержавной монархией с аристократической боярской думой лишь до определенного времени - в частности до земского собора 1566 г., а затем пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию. По мнению А.А.Зимина, например, Россия первой половины XVI века представляла собой сословную монархию, а с 1549 г., когда был созван так называемый “собор примирения”, превратилась в сословно-представительную монархию. Согласно концепции Н.Е.Носова, в 50-х годах XVI века - в период избранной рады - в России сложились устои сословно-представительной монархии и в годы опричнины в стране установился режим военно-феодальной диктатуры дворян-крепостников. С.О.Шмидт полагает, что первые сословные учреждения в России XVI в. (земские соборы) формируются тогда же, когда становятся заметными первые признаки абсолютизма.
Одна из характерных черт переходного периода в России - слабое государство. Это обусловлено: . сохранением практически всех институтов государственной власти советского периода после радикальной смены режима и необходимостью пользоваться этими институтами; . противостоянием исполнительной и законодательной ветвей власти; . столкновением федеральной власти и регионов в борьбе за распределение прав и ресурсов; . неоднородностью исполнительной власти, в которой всегда были представлены и сторонники реформ, и представители прежней бюрократии; . подверженностью исполнительной власти влиянию частных интересов; в последние годы частные интересы преобладали над общественными; . чрезмерностью обязательств государства, доставшихся от советского периода и новых, которые оно не в состоянии выполнять, подрывая тем самым свой авторитет в глазах населения и других контрагентов; низкой оплатой труда чиновников госаппарата, что ведет к коррупции и падению профессионализма. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы, в том числе частного сектора, в жертву политике. Нет четкого разделения между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях.
![]() | 978 63 62 |