![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Законодательство о воинской обязанности и военной службе в РФ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. 4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации. Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности 1.PРуководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (далее военные комиссариаты); обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов; направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. 2
Кроме того, в Законе имеются общие (I раздел) и заключительные положения (IX раздел). 1.Общие положения Закона. Призыв граждан на военную службу Общие положения Закона включают определения воинской обязанности, военной службы, их правовую основу, административное и материальное обеспечение, а также ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Закона. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: - воинский учет; - обязательную подготовку к военной службе; - призыв на военную службу; - прохождение военной службы по призыву; - пребывание в запасе; - призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. 1). Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны (далее – другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее – органы) и создаваемых на военное время специальных формированиях (ст. 2). Как отмечается в законе, граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).
Обзоры судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих (1994-2000) / Под ред. Н.А. Петухова и А.Т. Уколова.- М., 2002. 245 К примеру: Петухов Н.А.О проекте постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.// Актуальные проблемы применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих. Материалы научно-практического семинара Воен. ун-та 10 апреля 1997 г.- М., 1996.- С.7-10; Проект постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих.// Там же.- С.66-82 и др. 246 Об этом в научно-концептуальном плане говорилось еще более 20 лет назад. См.: Кузнецов Н.И Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах СССР. Дисс. д-ра юрид. наук.- М., 1981. Позднее различные вопросы в сфере указанной проблематики в научном плане продолжали активно и плодотворно исследоваться. См.: Левченко В.Ю
Правовой основой прохождения военной службы является Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры.2 Конституция Российской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства. Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил РФ» В указе подчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту. Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву.
Программа ЕЭС по гражданской защите включает следующие мероприятия: 1) распространение знаний о защитных мероприятиях и повышение качества обучения; 2) разработка единой терминологии; 3) развитие сетей по обнаружению природных зон риска с использованием спутников; 4) организация семинаров, симпозиумов, выставок и других общественных мероприятий; 5) создание европейской эмблемы ГО и учреждение почетных наград. Лекция 46. Военная служба по призыву и ее особенности Военная служба это особый вид федеральной государственной службы. Она заключается в повседневном выполнении гражданами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключительным по важности и необходимости. Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами государственной службы. К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательному уровню, морально-психологическим качествам и уровню физической подготовленности
Пенсия по инвалидности Право на пенсию по инвалидности по Закону от 12.02.93 года имеют лица, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее 3 месяцев после увольнения, либо не зависимо от срока, прошедшего после увольнения, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, ст.19. Как и Закон от 20.11.90 года, Закон от 12.02.93 года в ст.21 предусматривает две категории инвалидов. Принадлежность к той или другой категории сказывается на уровне пенсионного обеспечения. К первой категории относятся инвалиды вследствие военной травмы. Ко второй - инвалиды в следствии заболевания, полученного в период военной службы. Действующее законодательство, в целях регулирования правоотношений, связанных с прохождением военной службы, дает детальное представление об исполнении обязанностей военной службы. Этим понятием охватывается: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой службы); участия в учениях и походах кораблей; выполнение приказа, распоряжения или задачи, отданных или поставленных командиром; нахождение на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени ли если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной командировке или на лечении; прохождение военных сборов; нахождение в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестное отсутствие - до признания военнослужащего безвестно пропавшим или объявления умершим в установленном законом порядке; защита жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; иные действия военнослужащего, признанные судом совершенными в интересах общества и государства.
Полностью дееспособный гражданин несет самостоятельную имущественную ответственность: отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, в том числе долей в имуществе, находящемся в общей собственности (ст. 24 ГК РФ). Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по долгам гражданина, устанавливается гражданско-правовым законодательством. Общегражданский статус человека и гражданина распространяется на военнослужащих с учетом возможностей его реализации в условиях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, что влечет за собой некоторые ограничения в конституционных правах и свободах. Законодатель, учитывая особый характер исполнения обязанностей военной службы, предусматривает возможность ограничения некоторых прав в отношении военнослужащих. В частности, военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение.
Следовательно, этот проступок не был связан с военной службой, а произошел на почве личных взаимоотношений между Ч. И С. На этом основании суд пришел к выводу о том, что Ч. Мог нести гражданско-правовую ответственность, а не дисциплинарную ответственность. Однако такой вывод суда нельзя признать обоснованным. Как указано в приказе командира части от 27 сентября 2002 года №561, 19 сентября того же года в служебное время в помещении отделения несекретного делопроизводства части в присутствии других военнослужащих Ч., употребляя нецензурные слова, выразил свое недовольство врачу части С. В связи с тем, что тот во исполнение своих должностных обязанностей обращался к начальнику инфекционного отделения по поводу окончания срока лечения Ч. За данный проступок Ч. Объявлен выговор. При избрании меры дисциплинарного воздействия командиром части учтено, что Ч. И ранее неоднократно допускал грубость в отношении должностных лиц воинской части. Несмотря на то, что Ч. Отрицал в суде факт высказывания в адрес С. Нецензурных выражений, изложенные в приказе командира воинской части фактические обстоятельства происшедшего нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства в показаниях свидетелей С., К. и М. В статье 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет.
Ограниченная материальная ответственность. Данный вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить реальный ущерб, но не свыше установленного законодательством предела, выраженного в кратности к окладу месячного денежного содержания и размеру одной месячной надбавки за выслугу лет. Ограниченность ответственности заключается в том, что за ущерб, причиненный воинской части при исполнении обязанностей военной службы, виновные военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, отвечают в размере такого ущерба, но не более пределов, заранее установленных Законом. Базовой ставкой для исчисления пределов материальной ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - только оклад месячного денежного содержания). Применительно к конкретным случаям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона 161-ФЗ, «предел возмещения материального ущерба военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы) устанавливается кратно по отношению к базовой ставке (предусмотрен одно-, двух- или трехкратный размер такой ставки)»19.
Таким образом, исполнением служебных обязанностей военнослужащими по контракту признается фактическое выполнение ими должностных, специальных полномочий или заданий командования, независимо от времени и места их осуществления. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, признаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их нахождения в расположении своей воинской части либо вне ее, если они находятся в командировке или исполняют служебные задания. Однако законодательством чётко предусмотрены и те случаи, когда привлечение военнослужащих к материальной ответственности за причинённый ущерб не допускается (приложение 2, схема 2): если ущерб причинён вследствие исполнения приказа командира (начальника); если ущерб причинён в результате правомерных действий военнослужащего; если ущерб причинён в результате оправданного служебного риска; если ущерб причинён в результате действия непреодолимой силы. В случаях, когда военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) причинил ущерб имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы, он подлежит привлечению к гражданско-правовой, а не материальной ответственности.
Страхование осуществляется за счет средств Министерства обороны, Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности и Внутренних войск Министерства внутренних дел, Службы безопасности Президента Республики Беларусь. Была разработана и утверждена генеральным директором Белгосстраха 06.01.1999, Министром здравоохранения Республики Беларусь 15.01.1999, Инструкция о порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих и военнообязанных Министерства обороны, Государственного комитета пограничных войск, Комитета Государственной безопасности, Внутренних войск министерства внутренних дел, Службы безопасности Президента Республики Беларусь4 (с изм. и доп. от 6 января 1998 г.). Военнослужащие находятся при исполнении обязанностей военной службы во время: выполнения возложенных на них обязанностей в расположении воинской части, на корабле, в военно-учебном заведении, на предприятии, в организации, учреждении или вне их, если это вызвано служебной необходимостью; участия в боевых действиях, учениях; несения боевого дежурства, боевой службы; нахождения в суточном или гарнизонном нарядах;) нахождения на сборах, в служебных командировках или на лечении; следования к месту службы, лечения и обратно; нахождения в плену (кроме случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; отсутствия без вести - до признания военнослужащего пропавшим без вести или объявления умершим в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; оказания помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства граждан; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах общества и государства.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в статье 27 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы, общевоинские уставы и другие. Наиболее подробно в законе “О статусе военнослужащих” указываются должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Субъект преступления специальный — военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим. Часть 2 ст. 335 УК предусматривает ответственность за совершение того же деяния при наличии квалифицирующих признаков: а) Неоднократно, т.е. два и более раза. б) В отношении двух и более лиц. Совершение тех же деяний в разное время в отношении одного и того же военнослужащего квалифицируется по п. «а» ч. 2 ст. 335 УК. в) Группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Понятие группы лиц и других названных форм соучастия дано в ст. 35 УК. r) С применением оружия. Понятие оружия дано в настоящем учебнике при раскрытии п. «б» ч. 2 ст. 335 УК. Под применением оружия в смысле рассматриваемой ст. 335 УК следует понимать использование оружия для (с целью) унижения чести и достоинства другого военнослужащего. Например, угрожая оружием, виновный может понудить потерпевшего совершить какие-либо действия, унижающие и оскорбляющие его человеческое достоинство, или выполнить личные издевательские запросы (капризы) угрожающего, либо изменить отношение к службе и другим военнослужащим. д) С причинением средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (см. ст. 112 УК). Особо квалифицированный вид данного преступления имеет место в случаях наступления в результате указанных в законе действий тяжких последствий (ч. 3 ст. 335 УК), как-то: причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, смерть потерпевшего по неосторожности, его самоубийство и т.д.Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК) Уголовный закон устанавливает ответственность за оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336 УК). Объект преступления — определенная, регламентируемая воинскими уставами сфера воинских правоотношений, обеспечивающая порядок воинской вежливости, честь и достоинство военнослужащих и личности.
Такая деятельность не допустима и в органах МВД (Закон "О милиции" ст. 20). В соответствии с Законом Российской Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений, преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют право участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. (ст. 9 Закона "О статусе военнослужащих"). В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., принятой Государственной Думой формулируется понятие общественного объединения: "Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения". Учредителями по существующему законодательству Российской Федерации являются как физические, так и юридические лица. Причем их должно быть не менее трех человек (кроме политических партий и профсоюзов).
Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту. В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Важнейшие из них - судебная защита и процессуальные гарантии, право жалобы, прокурорский надзор, правомерная деятельность органов государственной власти и управления, право политического убежища, парламентского уполномоченного по правам человека. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями.
Наличие конституционной обязанности военной службы сочетается с возможностью добровольного поступления на службу по контракту. В Конституции РФ 1993 г. содержится новое для нашего законодательства положение об альтернативной службе. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Важнейшие из них - судебная защита и процессуальные гарантии, право жалобы, прокурорский надзор, правомерная деятельность органов государственной власти и управления, право политического убежища, парламентского уполномоченного по правам человека. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми законодательно установленными ограничениями. Федеральное законодательство устанавливает также особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Как это предусмотрено ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. К военнослужащим относятся: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.
В другую группу обязанностей государственного служащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности: - соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в государственном органе, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; - поддерживать необходимый для должностей уровень классификации. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 14 ФЗ «Об основах государственной службы РФ». В целях обеспечения исполнительской дисциплины в системе государственной службы Президентом РФ был издан Указ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы». Для некоторых видов государственных служащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. Пункт 3 ст.26 ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет, что материальная ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих.
![]() | 978 63 62 |