![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Возникновение и развитие учения о правовом государстве | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В свою очередь знания о многих сторонах государственно-правовых явлений и процессов теория государства и права черпает из теоретических и эмпирических (опытных) знаний других юридических наук. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других юридических наук. Теория государства и права является также методологической основой для других юридических наук. Иными словами, систему методов, с помощью которых изучаются на теоретическом уровне государство и право, творчески используют и другие юридические науки, прежде всего отраслевые. Особые взаимосвязи существуют у теории государства и права с историей государства и права. История государства и права изучает конкретные государственно-правовые явления и процессы, развертывающиеся в пространстве и времени, в разных странах, в разное время. Теория государства и права обобщает эти знания, систематизирует их, придавая им новое теоретическое качество. Следовательно, теория государства и права — это логическое обобщение конкретно-исторических данных о возникновении, развитии и функционировании государства и права
Правовое государство Государство в своей деятельности связано и ограничено правом стоит под правом, а не вне и над ним. Гессен. I. Возникновение и развитие идеи правового государства. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
Мы же поможем народу выбраться из этой пропасти, мы сделаем для него ступеньки, по которым он взберется вверх и войдет наконец в подлинный храм свободы. Именно для этого мы выковали новое миросозерцание, именно для этого мы проводим тактику наступления. В силу всего этого мы в первый период существования нашего движения должны были особенно тщательно позаботиться о том, чтобы весь мир увидел в нас фалангу подлинных бойцов за новое миросозерцание, а не шаблонный парламентский клуб, преследующий обыденные парламентские интересы. Первой же предохранительной мерой было выставление нами такой программы, которая уже одним величием своей цели отпугивала от нас все мелкие умы, всех слабеньких партийных политиков современности. Насколько правильно действовали мы, придавшие нашей программе такой грандиозный размах и такую резкую формулировку, лучше всего доказывают роковые ошибки, сделанные другими партиями, приведшими в конце концов Германию к катастрофе. Тяжелые уроки этих лет неизбежно должны были привести к возникновению нового учения о государстве, а это учение в свою очередь само должно было стать составной частью нового миросозерцания. * * * В первой части этого сочинения я разобрал термин народничество («фелькиш») чтобы указать, насколько понятие это растяжимо, насколько непригодно оно стать знаменем партии
Следовательно, экономическую природу налога надо искать в сфере производства и распределения. Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм. Поэтому исследование природы налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. В свое время П. Прудон, верно, подметил, что «в сущности, вопрос о налоге – есть вопрос о государстве». По мере своего развития учение о государстве открывало новые возможности и для выяснения природы налога. Трудности исследования налога, таким образом, заключались в том, что две науки — экономическая и правовая — занимались налогом, каждая, не считая его «своим». Выделение финансовой науки в самостоятельную позволило ей в последней четверти XIX — в начале XX в., используя идеи неоклассической школы и учение о правовом государстве, обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение налога, словом выяснить природу налога, которая концептуально не оспаривается и в конце XX в. «История налогов показывает нам двоякое происхождение налога: во–первых, налог, возникший из контрибуции и дани, это — преимущественно налог на побежденных, иностранцев или просто на угнетенные классы, которые нередко принадлежали к другой национальности, чем господствующие классы — налог феодального общества.
Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут. Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина – использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук. § 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой
Институт внешнеэкономических связей, экономики и права курсовая работа правовое государство как институт гражданского общества Студентки 1 курса юридического факультета Костиной Т.А. Преподаватель: Гревцов Ю.И. санкт-петербург 1998 План Введение.1. Гражданское общество: содержание, структура и основные характеристики. а) структура гражданского общества; б) основы правового государства: экономическая, социальная и нравственная;2. Основные характеристики правового государства а) возникновение и развитие идеи правового государства; б) основы правового государства; в) основные характеристики правового государства;3. Вывод: правовое государство как институт гражданского общества.4. Послесловие.Введение.Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества.
Политику можно рассмотреть как деятельность связанную с реализацией определенных потребностей, в целом, политика как и любая другая деятельность связана с реализацией индивидуальных смыслов. Это проявляется во взаимодействии индивидов, в их мышлении, речи, непосредственно наблюдаемом поведении. Политику можно рассматривать как форму взаимоотношений между социальными группами, прежде всего между классами по поводу осуществления и распределения власти - это отношения не равные, ассиметричные, это конфликтогенные отношения (порождающие конфликт), такой подход характерен для критической социальной науки. В рамках этого же подхода политика рассматривается как форма иллюзорного сознания, идеология. Иллюзорность этого сознания связана с классовыми интересами. Многоаспектность политики позволяет охарактеризовать предметную область политологии как изучение политических институтов, политических отношений, политического процесса, политического сознания и политических действий. Политико-правовая идеология возникла вместе с государством и правом и прошла многовековой путь развития. Учения о государстве и политике поначалу были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир как нечто противостоящее человеку.
Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, рассматривающим государство как «объединение множества людей, подчинённых правовым законам» и считавшим, что законодатель дожжен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велькер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение.
Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения. Итак, государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Концепция господства права (правового государства) как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. В указанном смысле право выступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, право выступает над государством для того, чтобы господство не встало над обществом. В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению. Возникновение и развитие идеи правового государства.
Положения первой статьи Конституции о том, что Российская Федерация является правовым государством, явно опережают реальность. Безусловно, идеи правового государства несут в себе позитивные последствия, но реализация этих идей должна идти поэтапно и, самое главное, грамотно, с учетом исторических и национальных особенностей страны. Нужно максимально использовать уже накопленный опыт других стран, по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.
Естественным состоянием идеологии в демократическом обществе, где нет гонения на свободную мысль, является многообразие политико-правовых доктрин, обусловленное соревнованием нескольких общественно-политических идеалов. Эти идеалы, ориентированные на достижение какой-либо общественной цели, являются источником общественной и политической активности людей, их объединений, социальных групп, классов. Содержание идеалов определяется не только экономическими интересами социальных общностей, но и религиозными мотивами, нравственными нормами, идеями гуманизма, патриотизма и другими идеологическими построениями. Содержанием идеалов предопределяется программная часть, свойственная каждой политико-правовой доктрине. Социальная неоднородность общества обусловливает конкуренцию идеалов, разнообразие политико-правовых доктрин, их соревнование в общественном сознании. Это является непосредственным и ближайшим источником развития учений о государстве и праве. Существование в общественном сознании нескольких идеалов, разновидностей каждого из них, а также различных представлений о способах их достижения естественно и по той причине, что люди по своей природе неспособны мыслить одинаково. “Из столь кривого дерева, из какого сделан человек, – справедливо замечал Кант, – не может быть вытесано ничего совершенно прямого”.
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием, прежде всего следующих способов и средств. 1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина, т. е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. Возникновение и развитие теории правового государства Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом, который рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: «Чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа». Второе рождение эта идея обрела в современном мире в период развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике (как, например, сейчас в России), является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.
Предпосылками учения о правовой государственности можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона. О значении справедливых законов писал древнегреческий мыслитель Платон. Дальнейшее развитие идеи правового государства связано с теорией разделения властей, основоположником которой считается Шарль Монтескье. Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Иммануила Канта и Георга Гегеля. Так, И.Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государства было то же самое, что и право, но только более развитое. Термин «правовое государство» был введен в научный оборот немецким юристом Робертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве. Основные принципы правового государства:1) верховенство права; 2) принцип разделения властей; 3) признание общепризнанных прав и свобод граждан; 4) политический и идеологический плюрализм; 5) демократизм законотворчества; 6) взаимная ответственность государства и личности; 7) наличие эффективных средств защиты прав и свобод граждан.
Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы. Ведущие теории происхождения государства до XVII века. Теологическая теория. На протяжении всей истории развития человечества особая роль в решении вопросов происхождения государства отводилась религии. Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства и права. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к феодализму и в феодальный период. Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождения и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, что на возникновение, развитие и упадок государства решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. Все сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства, и оно было обречено.
Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе. Экономическая теория Экономическая теория — наука, изучающая производственные отношения, т.е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику. Политология Политология — наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству политология изучает его место среди других институтов политической системы общества (политических партий, общественных объединений и др.). Юр наук. История правовых и политических учений История правовых и политических учений — наука, которая изучает историю развития учений о государстве и праве. Теория государства и права охватывает лишь современные учения о государстве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права.
Речь, конечно, идет об учете и творческом восприятии — в русле междисциплинарных связей различных наук — научных знаний о праве и государстве, представленных в теории права и государства и юриспруденции в целом, а вовсе не о механическом их заимствовании и догматическом использовании. Игнорирование же другими науками общетеоретических (значимых для всех наук) достижений юридической науки, выраженных в теории права и государства, наносит существенный ущерб познавательным возможностям не только этих наук, но и всей системе научного познания в целом. То же самое можно сказать о значении междисциплинарных связей и отношений теории права и государства, других юридических дисциплин и юридической науки в целом с неюридическими науками (и прежде всего — с общественными, гуманитарными науками). Будучи совокупностью знаний и представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и государственно-правовых явлений, теория государства и права характеризуется рядом черт, которые присущи ей как определенной юридической науке7.
Проблемы исполнительной власти создают предпосылки для абсолютизации власти, сохранения моментов тоталитарной политики. В-третьих, без гражданского общества нельзя создать правовых отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры. В целом можно говорить о том, что в России в 90 е гг. появились, формальные предпосылки для движения к правовому государству. К этим предпосылкам относятся элементы демократического политического пространства, идеология части правящей элиты, ее субъективные усилия по демократизации политической науки, гласность, свобода слова, совести, печати, собраний и т.д. Можно говорить о возникновении содержательных предпосылок правового государства в виде института частной собственности и элементов рыночных отношений. В то же время содержательные основания недостаточны для упрочения правовых отношений. 3. Проблемы и перспективы становления правового государства в России Итак, Россия была долгое время типичным традиционным обществом. По мнению В.С. Степина она переходила на путь техногенного развития благодаря процессам модернизации, которые предполагали прививки западного опыта на традиционалистскую почву.
В учениях российских и европейских либералов во всем многообразии аспектов была представлена главная истина, обусловившая появление концепции правового государства: государство как тип общества перестало быть исключительной формой общности, оно уступило место, подчас подчиненное, множеству других форм общности, типу гражданского общества (civil socie y). В этом новом обществе государство является лишь элементом, гармонизирующим и обеспечивающим бесперебойное функционирование других элементов, соединенных в единое целое системой правоотношений. В указанном русле — поиска места, принадлежащего государству в системе современной общественной жизни, — происходит дальнейшее развитие идеи правового государства. К началу XX в. основные принципы юридической концепции правового государства в ведущих западноевропейских государствах были воплощены в жизнь: введенное в 1918 г. в Англии всеобщее избирательное право, эффективно функционирующая в США система разделения властей стали общепризнанными моделями для построения современного демократического правового государства.
![]() | 978 63 62 |