![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | Право |
Правовое сознание | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Правовое сознание В правовое сознание (или правосознание) общества включают систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного. Правовое сознание определяется при этом как совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном в отношениях между людьми данного общества. В правосознании различают его теоретический (или идеологический) и психологический уровни. Психологический аспект правосознания составляют привычки, чувства, эмоции людей в отношении правовых явлений. Важным его компонентом является не вообще оценка, а оценка, связанная с ориентацией на ценности - на справедливость, добро, долг, ответственность и т.п. 103 Русский философ и теоретик права И. А. Ильин указывает на глубинное основание правосознания, каковым, по его мнению, является общественная жизнь людей
Такие , в частности, международные правила по толкованию торговых сроков “Инкотермс” , выданные Международной торговой палатой . Отношение к официальным разъяснениям двояко. С одной стороны, такие разъяснения облегчают применения нормы , снимают противоречия , устраняют неясности . С другой стороны, разъяснение временами подменивают норму , размывают ее содержание. В идеале разъяснительная практика требует сокращение, причем преобладающей формой толкования должны стать толкование аутентичные. в) Неофициальное толкование. Неофициальное тлумачення -це толкования норм индивидуальными застосувателями ( гражданами , юридическими лицами) , оно носит частный характер и не является юридически обязательным . Сила его только в глубине анализа , в убедительности и обоснованности. Неофициальное толкование подразделяют на бытовое, профессиональное и доктринальное. Бытовое толкование дается гражданами . Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Значение его для правозастосовчої деятельности складывается в чудище правового сознания широкого кола субъектов права .
С развитием медицины половая жизнь становится предметом пристального внимания врачей. Развитие правового сознания побуждает заняться сексологическими проблемами юристов и т.д. Короче говоря, налицо не столько "подавление" или "замалчивание" половой жизни, сколько формирование иного типа сексуальности. Если феодальное общество подчиняло сексуальное поведение индивида задаче укрепления его семейных, родственных, социальных и иных связей, то буржуазная эпоха интериоризирует сексуальность, выдвигая на первый план ценности аффективно-психологического порядка и обнажая тем самым проблему соотношения чувственно-эротических и эмоционально-коммуникативных компонентов сексуальности, которые постепенно превращаются в самостоятельные, противоположные начала, не имеющие между собой ничего общего. В произведениях сентименталистов и романтиков образ "высокой" любви десексуализируется, ее описывают в нравственно-психологических терминах уважения, нежности, религиозного экстаза. В этом духе переосмысливается и прошлое. Например, из куртуазной любви трубадуров тщательна изымается свойственная ей эротика, и она подается как пример платонического чувства, в основе которого лежит поклонение Мадонне или нормы вассальной верности
Свою работу, где исследовалась эта проблема – “Сущность советского права”, он написал в 1959 году, а в то время не были ещё известны некоторые современные аспекты широкого понимания права. Не были развиты тогда и исследования о законодательной технике. Но не стоит думать, что спор о правильности применения терминов “источник права” и “форма права” являлся специфическим спором советского времени. Подобного рода мнения о необходимости точного определения терминов высказывались ещё дореволюционной русской теории права. Так, например, Н.М.Коркунов видел значение понятия “источник права” прежде всего в том, что “с его помощью всякий может определить наперед, с возможной точностью, при соблюдении каких обязательных правил он может быть обеспечен от притязания со стороны других Именно эти формы объективирования юридических норм, служащие признанием их обязательности называются источниками права”. При этом он отличал такое понятие “источника” от силы, творящей право, поскольку законодатель непроизвольно творит право, а также субъективного правового сознания и таких понятий как “природа вещей”, “справедливость” и даже от “науки права”, поскольку понимание этих категорий разными людьми различно и само по себе не может служить мерой общеобязательности.
Данный прогноз исходит из понимания перехода от традиционалистского (аграрного) общества к современным формам демократии как общемирового процесса (с последовательным распространением его на развивающиеся страны). При анализе политической системы России либеральные ученые, восприняв, главным образом, идеи исторической школы права Савиньи и Пухты, придавали принципиальное значение развитию типа правосознания народа, политической реальности, сложившейся в ходе длительной эволюции. Изучение специфики русского исторического процесса, и прежде всего политической системы, административных институтов, правовых норм, особенностей правового сознания народа стали главным осознанным направлением русской академической традиции. В лице своих основателей она рассматривала философскую систему Гегеля как высшее достижение и принимала, иногда с оговорками, все его учение, включая и философию права. Вместе с тем в отношении к философским взглядам Гегеля у различных представителей русской юридической школы не было полного единства, и их позиции эволюционировали
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И СВяЗЬ С ПРАВОМ. ПРАВОСОЗНАНИЕ – ЭТО ОБЛАСТЬ СОЗНАНИя, ОТРАЖАЮЩАя ПРАВОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМЕ ЮРИДИчЕСКИХ ЗНАНИЙ, ОЦЕНОчНЫХ ОТНОШЕНИЙ К ПРАВУ И К ПРАКТИКЕ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ, ВЫПОЛНяЮЩАя РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО РЕГУЛяТОРА ЮРИДИчЕСКИ ЗНАчИМОГО ПОВЕДЕНИя. Основные функции правосознания:1. Познавательная. 2. Оценочная. 3. Регулятивная. Познавательная функция направлена на приобретение юридических знаний, выражающихся в понятии «правовая подготовка».Оценочная функция вызывает определенные эмоциональные отношения человека к различным сторонам правовой действительности.Регулятивная функция осуществляется посредством формирования правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.Результатом этого является реакция в виде правомерного или неправомерного поведения.Правовое сознание существует в теснейшей связи и взаимодействии с правом. Это выражается в следующем:1. Правосознание – источник права, отражающий объективные потребности общественного развития. 2. Оно является одним из механизмов реализации права в жизни. 3. Правосознание является средством оценки соответствия поведения нормам права.
Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико- правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона. Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы. Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права. Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение. Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля. Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг 2. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека 1.
Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни в целом, правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества. Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура (в широком смысле слова) – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура (в узком смысле слова) – это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.
Правосознание и правовая культура 1. Введение. История показывает, что только тогда правотворческая и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, в какой степени осмысленное, сознательное отношение общества и индивидов к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, к появлению новых правовых норм, в какой степени эмоциональное отношение влияет на правомерное или правонарушительное поведение? Чтобы разобраться в этих вопросах, в качестве темы реферативной работы я выбрал правосознание и правовую культуру. Правовое сознание общества, отдельных групп, индивидов огранично связано с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества.
Результатом успешного усвоения норм поведения является внутренний контроль, когда человек настолько глубоко усвоил бытующие нормы морали, поведения, что, не задумываясь, поступает так, как этого требует общество. Нормально социализированный человек при совершении им поступка, который не соответствует его внутренним критериям, испытывает недовольство собой. В своей курсовой работе я хочу рассмотреть правовое сознание, раскрыть его структуру виды. Также рассмотреть отношение к правовому сознанию различных российских ученых. 2.Понятие права В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях. Правом называют: Во-первых , социально-правовые притязания людей. Например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами. Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
Правовой нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно- отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность. формы правового нигилизма: а) умышленное нарушение законов и иных нормативно- правовых актов; б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний; в) издание противоречивых правовых актов; г) подмена законности целесообразностью; д) конфронтация представительных и исполнительных структур; е) нарушение прав человека; Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. 63. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ. АНАЛОГИЯ ПРАВА И АНАЛОГИЯ ЗАКОНА Аналогия права - это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права. Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.
Таким образом, происходит процесс “заражения” подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье. Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних; негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о “несправедливости” законов, о “незаконном” осуждении. Характерные особенности имеет и круг общения несовершеннолетних правонарушителей. В основном это - ранее судимые, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками. Особой является и проблема досуга. Свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников.
В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально – экономических условий в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденных. Социально – правовое значение обязанностей выражается в том, что они служат средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы, обязательным работам и исправительным работам трудиться, обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в уставленный законом срок и т.д.); во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.). Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве.
Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.). Необходимо отметить, что юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве.
На этой основе возникли и получили развитие представления о так называемом широком понимании права, а также о различии права и закона. В широкое понимание права были включены, как известно, не только юридические нормы но и правовые отношения, а также правовая идеология и правосознание. Этим преодолевался юридический формализм; демократическая цель данного подхода состояла в том , чтобы законность не только провозглашалась на бумаге, в тексте правового акта, но и воплощалась в жизни – в практической деятельности государственных органов и в правовом сознании граждан. Конечно, наше законодательство далеко от совершенства, но я считаю, что основные направления его реформирования должны быть направлены на исправление указанных выше и подобных им двусмысленностей законодательства и на повышение уровня правовой базы ( до ее соответствия реалиям сегодняшнего дня ), что позволило бы достигнуть настоящей, а не “бумажной законности”. Каковы же основные требования законности? 1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой.
Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения. Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти. Гаранта справедливости, законности и порядка. Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Таблица 52 Правовое сознание Экономическое Эстетическое сознание сознание Общественное сознание Нравственное Религиозное сознание сознание Политическое сознание Сфера общественного сознания, образуемая сово- купностью социальных чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные политические отношения Функции политического сознания Познавательная Оценочная Регулятивная Интегративная Прогностическая Нормативная Таблица № 53 КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Психологические Идеолого- теоретические совокупность чувств, система знаний, пред- переживаний, умона- ставлений, оценок, строений и ориента- понятий, теорий, ций, связанных с по- принципов, идеалов литической деятель- ностью и отношени- ями Менталитет устойчивые эмоции, настроения, установ- ки и связанные с ни- ми модели политиче- ского поведения, имеющие религиоз- ные и национальные особенности.
Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере; б) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти; в) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами; г) юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона; д) гражданское общество - система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Билет № 13 1. Исторический процесс и его участники. 1. Исторический процесс - временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явились результатом деятельности многих поколений людей.
Их традиционные добродетели: верность, честность, скромность, мужество, уважение к старшим — повсюду вызывали удивление. Отношение римлян к закону не было чисто светским. Сама приверженность порядку вытекала из веры в его высший смысл. Однако религия, которая питала гражданское и правовое сознание Рима, сама пострадала от засилия римского права. Формальный долг как главный стимул действия воцарился у латинян и в области веры, обедняя и сковывая ее. Предстоя Высшему, человек только выполнял своего рода повинность. Сердце его при этом оставалось почти безучастным. Римская молитва едва ли даже заслуживает этого названия; она ограничивалась механическим произнесением формул и предписанными жестами. Цицерон с полным правом говорит, что «вся религия римского народа разделяется на жертвоприношения и гадания». Ее считали неотъемлемым элементом гражданского строя. Человек, небрежный в ритуалах, рисковал оказаться в числе врагов государства. Латинское слово religio означает «связываю»1. Священнодействия связывали людей с богами и между собой. Но эта связь носила формальный характер. Полагали, что, соблюдая до тонкости все церемонии, человек честно выполняет условия договора с высшими силами.
![]() | 978 63 62 |