![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Психология, Общение, Человек | подраздел: | Юридическая психология |
Порядок совершения валютных операций в РФ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В указанном распоряжении резидент вправе поручить уполномоченному банку продать иностранную валюту в сумме, превышающей 10-процентный размер обязательной продажи части валютной выручки. Одновременно с распоряжением резидент представляет в уполномоченный банк справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций. 5.7. Паспорт сделки Материалами валютного контроля в случае осуществления валютной операции признаются подборка документов, формируемая в целях учета валютных операций досье по паспорту сделки. Паспорт сделки досье, открываемое в уполномоченном банке (территориальном учреждении ЦБ РФ), содержащее сведения (в том числе из валютного контракта между резидентом и нерезидентом), а также подтверждающие документы, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля. Паспорт сделки оформляется до совершения валютной операции. В паспорте экспортной сделки, в частности, фиксируются данные контракта, изменения и дополнения к нему, а также факты отгрузок и оплат экспортируемого товара
Индивидуально- правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений. Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение). Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную. Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются : операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей осуществление международных денежных переводов Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Открытие счетов в странах, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо счетов в валюте Российской Федерации в любых иностранных банках, предполагает специальный порядок, устанавливаемый Банком России, «который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета». По нашей информации, данный порядок до сих пор не введен, что предполагает отсылку к уже описанной ч. 2Pст. 5PЗакона: «Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений». Также заслуживает внимания то, что требование ч. 2Pст. 12 об уведомлении налоговых органов в течение 1 месяца не распространяется на открытие счетов в странах, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо счетов в валюте РФ в любых иностранных банках
Порядок расчетов в иностранной валюте между резидентами Часто поступают вопросы, касающиеся валютного законодательства, форм и методов валютного регулирования. Современное валютное законодательство действительно содержит в себе ярко выраженные противоречия. Прежде всего это объясняется тем, что данная отрасль находится до сих пор в стадии формирования. Поэтому, достаточно часты ошибки, допускаемые участниками валютных отношений при совершении валютных операций. Так как основной целью деятельности торгово-промышленной палаты является помощь и оказание информационного содействия российским предприятиям при совершении внешнеэкономических сделок, Пермская ТПП организует цикл статей, посвященных отношениям юридических лиц в сфере валютного регулирования. В настоящей статье будет рассмотрен вопрос о валютных отношениях между российскими юридическими лицами - резидентами РФ. Рассмотрим следующий пример: российская компания заключает международный контракт с иностранным партнером. Предметом контракта является импорт товаров (работ, услуг). Валютой контракта является иностранная валюта, не российский рубль. По различным причинам у российской стороны по контракту не оказалось денежных средств для оплаты товаров (работ, услуг).
документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; 10)Pдокументы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; 11)Pтаможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; 12)Pпаспорт сделки
Покупка и продажа иностранной валюты производится через банки, получившие лицензию Банка России на совершение валютных операций. Порядок открытия и ведения валютных счетов в России устанавливает Центробанк Российской Федерации. Для открытия счета предприятия и организации представляют в банк определенный набор документов ( см. Приложение 3 ). Банк оформляет открытие счета клиента на основе договора о расчетно-кассовом обслуживании по валютным счетам. Поступления в иностранной валюте в пользу предприятия, включая выручку от реализации за иностранную валюту на российской территории товаров и услуг, зачисляются на счета предприятий в банке. Для этого параллельно открывается два счета: --------------------------------------------- Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года. См. с.51. - транзитный валютный счет для зачисления поступлений в иностранной валюте в полном объеме; - текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий после обязательной продажи части экспортной выручки.
Покупаем иностранную валюту Далее нужно купить доллары США за белорусские рубли. Порядок совершения валютнообменных операций банками, субъектами валютных операций, банкаминерезидентами и индивидуальными предпринимателями установлен в Инструкции о порядке совершения валютнообменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112). В соответствии с нормами Инструкции № 112 покупка иностранной валюты всегда должна носить целевой характер. Так, согласно п. 20.5 Инструкции № 112 субъект валютных операций - резидент вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь для осуществления расчетов по валютной операции с банком. Основанием для покупки иностранной валюты по данной валютной операции, осуществляемой в рамках гражданскоправовой сделки, служит документ, подтверждающий ее заключение с банком. По валютным операциям, совершаемым вне рамок гражданскоправовой сделки, в качестве основания для покупки иностранной валюты представляются документы, служащие основанием для осуществления данной валютной операции.
Проведение международной валютной политики представляет собой чрезвычайно трудную задачу, что объясняется столкновением национальных интересов стран, имеющих различный уровень экономического развития и зачастую преследующих совершенно противоположные экономические и политические цели. Внутренне валютное регулирование по своей природе направлено на установление контроля со стороны государства за внешними (экспортными и импортными) и внутренними (межрегиональными) валютными потоками, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания равновесия платежного баланса государства и устойчивости национальной валюты. Особенно важную роль играет валютное регулирование в странах, где национальная валюта является частично конвертируемой или неконвертируемой (замкнутой). Валютное регулирование на любом уровне его осуществления может быть прямым (когда осуществляется путем издания нормативных правовых актов и совершения конкретных административных действий органами государственной власти) и косвенным (когда используются экономические, в частности кредитно-финансовые, рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, например изменение учетной ставки центрального банка страны). 4. Валютное законодательство и его источники Реализация валютной политики любого государства опосредуется валютным законодательством – совокупностью нормативных правовых актов, регулирующих порядок совершения валютных сделок и валютных операций резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, межгосударственных двух и многосторонних валютных и инвестиционных соглашений.
Текущие валютные операции осуществляются организациями без ограничений. Операции, связанные с движением капитала, могут быть произведены лишь в порядке, установленном Центральным банком России. Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации. Он определяет сферу и порядок обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издает соответствующие нормативные акты; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила ведения операций с иностранной валютой; определяет единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций и др. Кроме того, Центральный банк наряду с Правительством России осуществляет валютный контроль. Целью такого контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при совершении валютных операций. Основными направлениями его считаются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения организациями обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; контроль обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.
Политика либерализации была нацелена на экономическое развитие государства. Любое лицо могло прийти на фондовую биржу и совершить любую сделку с валютными ценностями через фондового маклера без получения каких-либо разрешений на валютную операцию. История валютного права России девяностых годов XX века характеризуется прямо противоположной тенденцией, так как происходит усложнение порядка совершения валютных операций, изобретаются новые порядки получения лицензий на совершение валютных операций и заключений о целесообразности на совершение данных операций. А, между прочим, торговый оборот требует совершения этих сделок незамедлительно. Чем вызвана эта политика государства и какие цели она преследует, остаётся загадкой. Существовавший в двадцатые годы в период "государственного капитализма" порядок совершения сделок с валютными ценностями можно назвать более прогрессивным и более либеральным по сравнению с существующим в настоящее время, что объясняется высоким профессионализмом тех, кто его разрабатывал. Понятие валютных ценностей. В соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ 1994 года валютные ценности также являются объектом гражданских прав. Хотя в ст. 128 ГК РФ валютные ценности не перечислены среди объектов гражданских прав, они являются таковыми в силу ст.141 ГК РФ "виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле.
На наш взгляд, и такой подход является слишком узким, так как при нем к валютным ограничениям не относятся запреты на совершение валютных операций (установление порядка совершения операций предполагает, что операции все-таки совершаются по каким-то правилам; так, указанный автор выделяет разрешительный и регистрационный порядок операций движения капитала, а также операции, совершаемые без ограничений). Кроме того, неопределенным остается критерий для отнесения того или иного требования к валютным ограничениям. Какое из этих требований является специальным? Указание на санкции за нарушение этих требований также не может быть таким критерием, так как санкции могут предусматриваться, например, за непредставление отчетности по валютным операциям, что валютным ограничением не является (в том числе не упоминается в качестве такового указанными авторами), либо не предусматриваться вообще. 3. Интересный подход к определению валютных ограничений (их понятия и видов) предложен А. Ю. Лисициным. Автор определяет валютные ограничения как «меры публично-правового регулирования (как дозволенные, так и недозволенные в соответствии со Статьями Соглашения МВФ), препятствующие прямо (например, путем запрета) или косвенно (например, путем принуждения к заключению договора или нарушения принципа свободы договора в иных формах) возникновению, изменению или прекращению гражданских правоотношений, объектом которых является национальная валюта и ценные бумаги, а также валютные ценности, в том числе иностранная валюта».
Постановление предписывало Центральному банку РСФСР разработать порядок совершения банками операций с векселями, что нашло отражение в письме Центрального банка от 9.09.1991 года № 14-3/30 "О банковских операциях с векселями". Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9.10.1992 года позволил отнести векселя к платежным документам, а Указы Президента от 19.10.1993г.№1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении за их своевременное проведение" и от 25.05.1994г.№1005 " О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве", а также постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. №1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развития вексельного обращения" наметили пути использования векселя при взаимных расчетах предприятий. Центральный банк России в письме от 23.02.1995г. №26 "Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями" уточнил ряд положений письма Центрального банка от 9.09.1991 года №14-3/30. Перечисленные нормативные документы отражают следующие особенности векселя. 1. Вексель - ценная бумага, подтверждающая факт предоставления займа или покупки товаров в кредит под определенные поценты. 2. Вексель - ценная бумага на предъявителя.
В последнее время в средствах массовой информации появляются многочисленные рекламные объявления, призывающие российские организации приобретать здания, сооружения, землю или иную, находящуюся на территории иностранных государств недвижимость или права на указанную недвижимость, регистрировать компании в странах с льготным налогообложением, в том числе так называемых “оффшорных зонах”, покупать акции и делать взносы в уставные капиталы иностранных юридических лиц, открывать счета в банках за пределами Российской Федерации. Считаем необходимым обратить внимание наших читателей, организаций-резидентов, рассматривающих возможность совершения указанных действий, на требования законодательства РФ. Порядок проведения валютных операций является частью валютного регулирования любой страны. В Российской Федерации порядок осуществления валютных операций как во внутрихозяйственном обороте, так и в международных расчетах регулируется положениями, утвержденными Центральным банком РФ. В соответствии с Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 9.10.1992г. валютные операции охватывают операции, связанные с: - переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; - ввозом и пересылкой в РФ, а также вывозом и пересылкой из РФ валютных ценностей; - осуществлением международных денежных переводов.
В целях обеспечения валютного регулирования и валютного контроля Национальный Банк Казахстана: - определяет сферу и порядок обращения в Республике Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, вводит необходимые ограничения на проведение операций в иностранной валюте, в необходим числе на объемы таких операций и уровень процентных ставок; - устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Республике Казахстан операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте; - устанавливает для резидентов порядок обязательного перевода, ввоза, вывоза и пересылки в Республику Казахстан иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также определяет целесообразность, порядок и условия открытия счетов в иностранной валюте резидентов Республики Казахстан в банках за пределами Республики Казахстан и выдает разрешение на их открытие; - устанавливает правила выдачи и выдаст лицензии банкам на совершение банковских операций с валютными ценностями и банковское обслуживание расчетов в иностранной валяете по валютным операциям, а также осуществляет контроль за их деятельностью; - устанавливает правила выдачи и выдаст лицензии учреждениям, осуществляющим операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты, на совершение валютных операций и осуществляет контроль за их деятельностью;- регулирует курс национальной валюты
Импортный тариф базируется на Законе «О таможенном тарифе». 2. Нетарифные (паратарифные методы). К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. Эти меры официально не ставят целью регулирование внешней торговли, но порой оказывают на нее существенное влияние. 3. Финансовые меры. Для регулирования внешней торговли могут вводиться правила совершения валютных операций. 4. Меры контроля за ценами. Данные меры имеют целью защиту национальных интересов производителей. Для защиты некоторых уязвимых секторов экономики могут применяться антидемпинговые меры., компенсационные меры и др. 5. Количественный контроль. На ввоз и вывоз товаров устанавливаются количественные ограничения (квоты). 6. Лицензирование. Для ввоза определенных товаров требуется получить установленный документ. Таким образом осуществляется наблюдение за торговлей этими товарами. 7. Монополизация Государство устанавливает свою монополию на торговлю определенными товарами вообще или на внешнюю торговлю ими. 8. Технические барьеры.
Положением о кассовых операциях на коммерческие банки возложены обязанности периодически проверять соблюдение предприятиями, организациями и учреждениями правил ведения кассовых операций. Коммерческий банк, получив лицензию на совершение валютных операций и став уполномоченным банком, обязан осуществлять контрольные операции по валютным операциям своих клиентов. В законодательстве и литературе за ними укрепилось понятие - "агенты валютного Контроля". Коммерческие банки гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов. За непродолжительный период существования банковской системы Республики Беларусь в ней возник ряд проблем. В вопросах регулирования банковской системой они заключаются в следующем: банковская система играет исключительно важную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Поэтому она должна управляться не специальным ведомственным органом управления в лице Национального банка, а структурой, представляющей интересы всей национальной экономики. В некоторых странах образованы банковские комитеты, в состав которых входят представители финансовых и экономических ведомств государства, представительных и исполнительных органов, крупнейших коммерческих банков.
К квалифицирующим признакам относится размер сокрытых валютных средств. Так, крупным признается сокрытие иностранной валюты на сумму, превышающую 50 тыс. долларов США, а особо крупным - 250 тыс. долларов США. По части 2 этой статьи наказываются действия, совершенные повторно, либо группой лиц, в особо крупных размерах. Как упоминалось выше валютные операции подразделяются на текущие и связанные с движением капитала. Последние требуют получение лицензий ЦБ РФ. Юридические последствия несоблюдения правил о лицензировании валютных операций двойственны. Общегражданско-правовые последствия закреплены в Гражданском кодексе РФ. В соответствии со ст. 173 ГК сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль (в данном случае - валютный) за деятельностью этого юридического лица. Специальная норма о нарушении правила о лицензионном порядке совершения капитальных валютных операций имеется в Законе о валютном регулировании, в соответствии с п. 1 ст. 14 которого нерезиденты и резиденты, включая уполномоченные банки, за нарушение лицензионного порядка совершения валютных операций несут ответственность в виде: а) взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам; б) взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
В текущем году Банком России была проделана серьезная работа по разработке нормативно-правовых актов, регулирующих обращение валютных ценностей как внутри страны, так и в сфере ее внешнеэкономической деятельности. Основное внимание было сконцентрировано на выработке более эффективных механизмов регулирования валютных операций, упорядочении и усилении учетно-контрольных функций органов и агентов валютного контроля, а также на обеспечении защиты банковской системы от проникновения нелегального капитала. Это явилось главным направлением развития валютного законодательства в 1997 году. Банк России активно участвовал в разработке базовых, системообразующих нормативных актов. Речь идет, в первую очередь, о проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Сохраняя в целом преемственность основных принципов валютного регулирования и валютного контроля, новая редакция Закона более широко определяет виды и порядок проведения валютных операций, включая операции на фондовом и срочном рынке.
![]() | 978 63 62 |