![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Искусство, Культура, Литература | подраздел: | Литература, Лингвистика |
Значение и грамматические признаки имени прилагательного | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Назовите общий грамматический признак имен прилагательных последней группы и имеющуюся в них орфограмму. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (В словосочетаниях последней группы задействованы прилагательные женского рода с безударным падежным окончанием. Значит, тема сегодняшнего урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода».) Задание 1. Прочитайте запись. Определите, что здесь написано и что они имеют общее. (Это словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного.) Задание 2. Назовите словосочетания, в которых нет прилагательных женского и среднего рода. Задание 3. Укажите словосочетания, в которых нет прилагательных женского и мужского рода. Задание 4. Найдите словосочетания, в которых нет прилагательных мужского и среднего рода. Модель выполнения словесно-логических упражнений, составленных на основе языкового материала 1.PЧтение учащимися учебного материала к упражнению. 2.PПоследовательное выполнение предложенных учителем заданий на повторение изученного с помощью доказательных, аргументированных ответов. 3.PВыполнение задания на формулирование темы урока в виде умозаключения. Введение рассмотренных групп упражнений в качестве непременного компонента каждого урока русского языка способствует решению важных проблем
Понятие о склонении существительных. Имя прилагательное (18 часов) - Лексическое значение. Основные грамматические признаки. - Изменение прилагательных по числам, родам. - Понятие о склонении прилагательных. - Родовые окончания прилагательных. Глагол (22 часа) - Лексическое значение. - Основные грамматические признаки. - Неопределенная форма глагола. Вопросы «что делать? что сделать?» - Время, число, лицо глаголов. - Изменение глаголов по временам, по лицам, по числам. - Понятия о личных окончаниях глаголов. - Правописание НЕ с глаголами. Личные местоимения. 5. Повторение пройденного за год. (10 часов). Словарные слова алфавит кровать октябрь сирень арбуз ладонь орех собака береза лагерь осина солома воробей лестница пальто сорока ворона лимон пенал союз восток лопата песок стакан город магазин петух столица горох малина платок суббота девочка мебель погода тетрадь дежурный медведь помидор товарищ декабрь месяц понедельник топор деревня метро посуда трактор завод молоко Россия трамвай завтрак молоток пятница ужин заяц морковь работа улица земляника мороз ракета урожай капуста Москва растение ученик карандаш народ ребята учитель картина ноябрь рисунок февраль картофель обед родина хорошо квартира овес русский четверг класс овощи сапоги яблоко комната огород сахар ягода коньки огурец север язык корова одежда сентябрь январь Требования к уровню подготовки оканчивающих 3 класс В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать: - Главные и второстепенные члены предложения. - Предложения распространенные и нераспространенные. - Значимые части слова: корень, приставку, суффикс, окончание. - Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. - Чередование согласных и беглых гласных в слове. - Употребление и Ь. - Различие приставок и предлогов. - Лексическое значение, грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола. - Употребление в речи различные частей речи.
Так вот, в этом смысле, я считаю, мы должны быть шовинистами. Русские должны радоваться друг другу, а не отворачиваться с угрюмым равнодушием, встречаясь на улицах чужих городов. Но здесь сталкиваются две позиции. Одна говорит устами Честертона: "Хорошие люди любят другие народы. Плохие – забывают собственный". Другая озвучивает себя устами Карла Крауса: "Самое неприятное в шовинистах – это не столько их неприязнь к другим нациям, сколько любовь к своей собственной"[37]. – А патриотизм для Вас – ценность? – Да. И это определяет некоторую нездравость в восприятии современной политики современным же русским православным человеком. Патриотизм – это аксиома русского православного сознания. Выводная из него теорема – поддержка сильного национального государства, государственническое мышление. Но сейчас у нас нет веры в то, что государство наше, не в смысле церковное, но хотя бы русское. Все отчетливее оно принимает черты колониальной администрации, управляемой из—за границы и ради интересов транснациональных монополий. – А что значит быть русским? – Я хотел бы обратить внимание на то, что в нашем языке наше национальное имя формулируется в грамматической форме имени прилагательного, а не существительного
К аналогичному выводу пришла и З.П. Данилова в статье «К вопросу о лексико-грамматических разрядах прилагательных»: «В области имен прилагательных решающую роль играет семантика слова, только она определяет возможность образовать от него степени сравнения, краткую форму, наречие на -о, существительное со значением отвлеченного качества». Подведем итоги: 1) попытки классифицировать имена прилагательные восходят еще к XVIII веку; 2) освещение вопроса о разрядах прилагательных до настоящего времени является противоречивым; 3) до сих пор не выявлено единых критериев классификации имен прилагательных, нет цельной картины по вопросу о разрядах прилагательных. 1.2 Характеристика лексико-грамматических разрядов имен прилагательных По грамматическим, словообразовательным и лексическим свойствам имена прилагательные делятся на качественные и относительные. Качественные прилагательные являются прямыми названиями различных признаков предметов. Чаще всего они представляют собой названия таких свойств и качеств, которые непосредственно воспринимаются органами чувств: 1) сладкий, горький, горячий; 2)белый, синий, рыжий; 3)звонкий, тихий, шумный; 4) мягкий, гладкий, жесткий; 4) узкий, длинный, высокий и др.; обозначают свойства характера и особенности психологического склада: мудрый, добрый, коварный, любезный и др.; выражают оценку: хороший, прочный, великолепный, отвратительный и др.
Русские должны радоваться друг другу, а не отворачиваться с угрюмым равнодушием, когда встречаясь на улицах чужих городов. Но здесь сталкиваются две позиции. Одна говорит устами Честертона: «Хорошие люди любят другие народы. Плохие — забывают собственный». Другая озвучивает себя устами Карла Крауса: «Самое неприятное в шовинистах — это не столько их неприязнь к другим нациям, сколько любовь к своей собственной»[188]. — А что значит быть русским? — Я хотел бы обратить внимание на дивную особенность русского языка. Это то, что в нашем языке наше национальное имя формулируется в грамматической форме имени прилагательного, а не существительного. О всех других народах мы говорим: немец, француз, грек, еврей, татарин…, т. е. мы употребляем имена существительные. А когда говорим о себе самих, мы говорим: русский, т. е. характеризуем себя именем прилагательным. А раз оно прилагательное, значит должно к чему-то прилагаться. Тем стержнем, к которому прилагается слово «русский», в нашей традиционной культуре было слово «христианин» — крестьянин
Для названия признаков предметов в русском языке есть специальные слова – это прилагательные. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых. Например: «Дай мне красный карандаш». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных. Прилагательные помогают передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее. По определению В.В. Бабайцевой, имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая объединяет слова, которые обозначают непроцессуальные признаки предмета и отвечают на вопросы какой? чей? (6 с. 109-117) Например: Цвели олеандры. Их розовый (какой?) цвет напоминал мне детство, бабушкин (чей?) дом со стеклянной (какой?) галереей. (Паустовский К.) Это значение выражается в несамостоятельных словоизменительных категориях рода, числа и падежа (выполняют грамматического функцию согласования). Общее грамматическое значение имени прилагательного – признак предмета. В.В. Бабайцева рассматривает следующие морфологические признаки имен прилагательных: род, число, падеж.
Нередко учащиеся пользуются при письме обобщенным правилом: "На конце существи- тельных м.р. после шипящих Ь не пишется, а в сущ. ж.р. пишется". Это правило помогает учащимся при написании сущ. 3-го и 2-го скл. (врач, грач, ночь, печь и т.п.). Но встретившись с существитель- ным 1-го скл., стоящим в родительном падеже мн.ч. учащиеся допус- - 35 - кают ошибки в словах типа дач, кож, (сущ. ж.р.). Происходит это потому, что в формулировке приведенного выше правила не указаны все необходимые условия его применения. Ошибки имеют место и в том случае, если учащиеся неверно оп- ределяют грамматические признаки имен существительных: род, скло- нение. Род имен существительных учащиеся неверно определяют в том случае, если не знают смысла слов. Индивидуальные беседы показы- вают, что учащиеся, допускающие ошибки, не знают значения слов: бич, кумач, смерч, патронташ, саквояж, кряж, корж, фальшь, кар- течь и др. Склонение имен существительных подчас определяют неправильно потому, что руководствуются грамматическим обобщением такого ха- рактера: "Существительные ж.р. с шипящими на конце относятся к 3-му скл." Именно с существительными типа ночь, помощь учащиеся имеют дело в начальной школе.
Для осознания формулировки понятия "имя существительное" учащимся предлагается попробовать самим дать определение. Параллельно с изучением грамматических признаков имен существительных проводится работа по уточнению лексического значения с использованием словаря синонимов. Выполняя практическое задание, учащиеся получают элементарное представление о многозначности слов, о прямом и переносном значении, о синонимах, антонимах, омонимах. При выполнении следующего задания, некоторые учащиеся оказываются "в плену" житейского понимания слова "предмет", не могут отвлечься от его конкретного лексического значения и такие слова, как бег, краснота, не относятся к именам существительным. Для формирования понятия требуется развивать у учащихся умение абстрагировать, отвлекаться от конкретного лексического значения слови объединять их в одну группу, учитывая общие грамматические признаки, присущие всем словам этой группы( все слова, отвечают на вопросы кто?, что?, объединяются в разряд " имя существительное", общим для всех этих слов является то, что они обозначают предметы и в предложении являются подлежащим или второстепенными членами).
В описании характерных признаков имени прилагательного также имеются расхождения, хоть и незначительные. Все авторы пишут о свойственных имени прилагательному морфологических категориях рода, числа и падежа, указывая на словоизменительный характер этих категорий и возможность выявлений их только синтаксически: «морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются.» Авторы других учебников по современному русскому языку называют имя прилагательное типа авиа, хинди, хаки, нетто и т. п. несклоняемые и определяют связь их с существительными как примыкание. П.А. Леконт в эту же группу включает некоторые формы степеней сравнения имени прилагательного (красивее, всего дороже). Нет разногласий у авторов учебников по поводу синтаксической роли имени прилагательного в предложении: определение или часть составного именного сказуемого. Таким образом, можно сделать вывод, что имя прилагательное как часть речи характеризуется зависимыми категориями рода, числа и падежа, изменяемостью по родам, числам, падежам, особой системой формирования (степенями сравнения, краткой и полной формой и словообразования, функциями в предложении).
В школьной практике при определении части речи ссылаются на вопросы, хотя в научной грамматике вопросы не являются существенным признаком части речи, т. к. слова, относящиеся к разным частям речи могут отвечать на один вопрос. Анализируя слово оно, учащиеся приходят к выводу, что хотя оно и отвечает на вопрос что?, но не является именем существительным, т. к. не обозначает предмет, а только указывает на него. Далее, на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль существительных в предложении и в речи, используя текст из предыдущего задания. Если дети затрудняются определить роль имен существительных в речи, то можно использовать прием исключения имен существительных из предложений. Для осознания формулировки понятия "имя существительное" учащимся предлагается попробовать самим дать определение. Параллельно с изучением грамматических признаков имен существительных проводится работа по уточнению лексического значения с использованием словаря синонимов. Выполняя практическое задание, учащиеся получают элементарное представление о многозначности слов, о прямом и переносном значении , о синонимах, антонимах, омонимах.
С другой стороны, мы еще менее знаем в строгих терминах о тех процедурах, которые позволяют создать текст, одновременно удовлетворяющий требованиям и формальной правильности, и семантического замысла, и коммуникативной ситуации. Приведу некоторые примеры «ущербности» наших научных знаний применительно к восприятию русских текстов. Почему единственное число существительного в предложении Покупатель всегда прав обозначает не одно, но любое лицо? Может быть, благодаря слову всегда? Но в случае Отец всегда прав мы имеем дело с двусмысленным предложением то ли общего назидательного, то ли конкретного восхищенного характера. Видимо, определяющим фактором является та ситуация, в которой употреблено соответствующее предложение. Очевидно, что конкретная ситуация, в которой выступает речь, и знание собеседника о том, что представляет собой та ситуация, которая описана речью, всегда более важны, чем значение грамматических признаков. Однако это «сложение» ситуативных и формально выраженных значений и смыслов не привлекает внимание науки о русском языке. Наши, так сказать, мэтры радуются детальности своей классификации.
Содержательность и осознанность нравственного . Задание – найти части речи в этом предложении и сравнить их. Как будем сравнивать? Антон! Антон – сначала найду грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола, и их различные признаки. Каждому ученику раздается карточка. Часть речи Что обозн. Вопрос Род Число Солнце сущ. ласковое прил. Светит – глаг. предмет призн. пред. действие что? какое? Что делает? ср. ср. ср. ед. --//-- --//-- Учитель – а теперь, скажите, чем похожи и чем отличаются данные слова? Ученики – Похожи тем, что у них один род. Отличаются тем, что различные части речи и отвечают на разные вопросы, а также обозначают разное. Учитель – подведите итог: Чтобы сравнить данные части речи, нужно Ученики – определить часть речи, ее признаки, общие признаки и различные. 50
Урок №1Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи. Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи. План урока. 1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи. 2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. 3. Упражнения. 4. Подведение итогов урока. Ход урока. 1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в рассказе не употребляет). Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы. - Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя прилагательное. Потому что называл признаки предмета). 2). Работа с учебником. Упражнение № 387.[] - В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя прилагательное (с существительным). - Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом предложения являются прилагательные? Вывод по вопросам: - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - С какой частью речи связано? - Каким членом предложения чаще всего бывает? 3).Упражнения. Игра «Будь внимателен».
Связка как вспомогательный компонент составного именного сказуемого выражает грамматическое (модально-временное) значение сказуемого. Поэтому она представлена спрягаемыми формами неполнозначного глагола. Лексическое значение глагола-связки, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи модальной оценки отношения признака к субъекту. Отношения между признаком и субъектом могут оцениваться как фактически существующие (простая констатация этих отношений) - связки "быть", "являться", "оставаться"; как возникающие, становящиеся - связки "становиться", "стать", "делаться"; как кажущиеся, возможные - связки "казаться", "представляться"; как соответствующие чьему-либо представлению о них - связки "считаться", "слыть" или несоответствующие - связка "оказаться". Все связки специализированные, т.е. способны сочетаться с разнообразными категориями слов, выступающих в роли именной части. 2.Именная часть составного именного сказуемого может быть представлена разнообразными словоформами имен (именем существительным (72%), именем прилагательным (в полной или краткой форме) (25%), устойчивым предложно-именным сочетанием (5 примеров), причастием (пример единичный), местоимением (пример единичный)).
Также и глагола: бывший, будущий». Семантика причастий и их двусторонняя связь с глаголом и прилагательным наглядно иллюстрируется тем, что причастия синонимичны сочетанию относительного местоимения который с формой настоящего или прошедшего времени глагола: Директор, вызвавший техника. Директор. который вызвал техника. Техник, командируемый директором – Техник, который командируется директором. Глаголы вызвал, командируется, раскрывают принадлежащие этим причастиям значения действий, а также категории времени, вида, залога и свойственное им глагольное управление, а местоимение который показывает, что причастие выступает как обозначение признака предмета и согласуется в роде, числе и падеже с существительным. Другой точки зрения придерживался В. В. Виноградов. Он считал причастия категорией гибридных глагольно-прилагательных форм. « Качественность имени прилагательного вневременная. Категория времени может быть лишь синтаксически вовлечена в круг значений имени прилагательного. Краткие формы имён прилагательных, сочетавшись с категорией времени, оказались в переходной грамматической зоне, смежной с глаголом.
Ясно, что присущее функции приложения значение предметности будет оказывать слово - не существительное, употребленное в функции приложения, субстантивное давление в плане переосмысления его категориального значения в значение предметности. Продуктивность окказиональной субстантивации слов в функции приложения, однако, оказывается неодинаковой, она зависит от вида приложения, структурно - семантической модели аппозитивной группы и стиля речи. Субстантивирующее влияние функции приложения наиболее сильно ощущается в случае употребления прилагательных, причастий в качестве несвободного и свободного постпозитивного приложения к личным местоимениям и именам собственным. Выводы Изложенное во второй главе позволяет сделать следующие выводы: Устойчивые и окказиональные прилагательные и причастия приобретают все грамматические категории имени существительного, то есть категории рода, числа и падежа. Род субстантивированных прилагательных и причастий может быть определен по семантическому признаку, либо по роду опущенного имени существительного.
Краткие качественные прилагательные изменяются по числам и родам. Существует немногочисленная группа предикативных прилагательных – слов, застывших в краткой форме (рад, обязан, должен). Предикативные прилагательные не склоняются, но изменяются по числам и по родам. Их начальная форма – форма единственного числа мужского рода (должен, рад). В предложении прилагательное может выступать в роли согласованного определения (В темном небе горела звезда), несогласованного определения (Дай мне книгу поинтереснее), входить в состав составного сказуемого (Она красива. Я рад видеть вас.). Если прилагательное является частью фразеологически или синтаксически связанного словосочетания, то оно не разбираться как член предложения. Прилагательным свойственно субстантивироваться, т.е. переходить в разряд имен существительных (Больной умер). В то же время в разряд прилагательных часто переходят причастия (Летающие насекомые – это, например, бабочки и стрекозы). Имя числительное Имя числительное – это именная часть речи, которая обозначает количество предметов или лиц (два дома, три человека), число (двадцать пять), порядок предметов при счете (второе яблоко) и отвечает на вопросы сколько? какой? который? По значению и грамматическим признакам числительные делятся на количественные (один, два), порядковые (первый, второй) и собирательные (двое, четверо).
Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями: 1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток); 2) не могут определяться именем прилагательным. Соответственно семантическим особенностям, грамматическим свойствам и характеру употребления различаются следующие разряды числительных: 1) количественные, 2) собирательные, 3) дробные, 4) неопределенно-количественные, 5) порядковые. Первые четыре разряда числительных обозначают абстрактное количество, последний ряд - порядок предметов по счету. Морфологические особенности количественных числительных связаны с их лексическим значением. Количественным числительным не свойственна категория числа, так как они лексически выражают значение числа; отсутствует у количественных числительных и категория рода, так как они лишены предметного значения. Отсутствием категорий рода и числа количественные числительные морфологически отличаются от имен существительных. 4. Местоимение К местоимениям относятся слова, которые, не называя предметов или признаков, указывают на них.
![]() | 978 63 62 |