![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
Инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Миллионы людей, которым Союз дал прекрасное образование, не пропали даром… Если бы замысленное теми энтузиастами удалось, СССР полностью оправдал бы свое существование только этим фактом! Мы не использовали этот шанс тогда. Но энтузиасты еще живы и потому способны овладеть магией Нейромира. ГЛАВА 2. ПОТЕРЯННАЯ ИМПЕРИЯ Миссия Красного гиганта Иногда кажется, будто мы, авторы этой книги, жили сначала на одной планете, а потом очутились на другой. Мы оба родом из Советского Союза, Красной империи. И навсегда останемся ее детьми, заброшенными в чуждую нам реальность. Мы не коммунисты, читатель, и никогда ими не были. Мы не тоскуем по колбасе по 2.20 и водке-«андроповке» по 4 рубля 70 копеек. Ненавидим очереди в магазинах и лицемерие стариковских «верхов». Сами видели немало идиотизма в экономике и науке. Но, в отличие от многих, мы знаем: проблему с частной торговлей и развитием малого-среднего бизнеса можно было решить за считанные годы. И многое другое перестроить не по-горбачевски тоже. Мы знаем, что в СССР таилось нечто, что могло спасти весь мир
Традиционно зарубежные банки имеют более строгие требования по рискам, процедурам, поэтому на рынке КМБ они выглядят слабее более гибких российских банков. Но, похоже, ситуация меняется, и ярким примером является выход на рынок малого бизнеса «Райффайзенбанка». Большие надежды на развитие кредитования малого бизнеса «Райффайзенбанк» возлагает на филиальную сеть купленного им «Импэксбанка». Сеть «Импэксбанка» насчитывает более 190 отделений, 350 точек обслуживания и 335 банкоматов. Для сравнения, у «Райффайзенбанка» лишь 23 точки обслуживания в пяти городах страны . Цели работы: определить, какие механизмы кредитования малого и среднего бизнеса предлагают ведущие российские банки, какие типы малые предприятия могут брать займы у российских банков, определить преимущества и недостатки кредитования малогои среднего бизнеса российскими банками по сравнению с иностранными банками, определить динамику кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Глава 1. Особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России Бурное развитие кредитования малого бизнеса приводит к тому, что кредитные продукты становятся более доступными для малых предпринимателей: сроки кредитования растут, процентные ставки падают, требования к потенциальным заемщикам становятся более мягкими.
Каким образом? За счет создания — государственными органами, муниципалитетами, университетами — специальных консультаций, в которых "начинающему бизнесмену" помогут разобраться и в законодательстве о малых предприятиях, и в тех потенциально перспективных "рыночных нишах", где есть спрос, и в системе прав и обязательств, которые связаны с принимаемой им на себя ролью. За счет дешевого (в том числе беззалогового) кредитования начинающих предпринимателей. Во многих странах государственный инвестиционный фонд не только берет на себя выплату процентов по кредиту, но и "бесплатно" предоставляет до половины кредитной суммы. За счет щадящего налогового режима (например, "налоговые каникулы" на первые 2-3 года "раскрутки" новосозданного малого предприятия, как в Японии и ряде европейских стран). За счет законодательных мер, ограничивающих экспансию крупного бизнеса в сферу деятельности малого и среднего бизнеса. Например, путем ограничения создания филиалов крупных торговых сетей в небольших городах и поселках или запрета на торговлю гипермаркетов в выходные дни и в вечерние и ночные часы (как в Германии, Бельгии или Испании)
Коммерческие банки занимаются кредитованием населения в виде потребительских кредитов, кредитованием предприятий – кредиты для малого, среднего бизнеса и кредиты для крупных организаций, а также кредитованием государственных учреждений. Кредитование позволяет улучшить уровень жизни населения и дать ресурсы для развития предприятий, другими словами, коммерческие банки оказывают благоприятное воздействие на экономико-социальное положение в России. расчетная – это проведение денежных расчетов между всеми участниками рынка, которые хранят свои денежные средства на банковских счетах, включая обмен иностранных валют. Эта деятельность коммерческих банков позволяет ускорить процессы расчетов, а соответственно ускорить обращение денежных средств в экономике. В том числе дает возможность вести коммерческие отношения между предприятиями из разных стран – приобретение более качественных материалов и товаров, расширение рынков сбыта, повышение конкуренции, которое приводит к совершенствованию товаров и услуг и развитию НТП. сопутствующая – это некредитная (неосновная) функция коммерческого банка, тесно связанная с его основной (кредитной) деятельностью.
Создание благоприятных правохозяйственных условий для деловой и инвестиционной активности, включая совершенствование налоговой системы и существенное сужение числа видов деятельности, основанных на разрешительном, а не уведомительном принципе, прежде всего, в малом и среднем бизнесе. 4.1.4. Создание действенных механизмов защиты института частной собственности как ключевого элемента общественной стабильности. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров. В частности, представляется совершенно необходимой декриминализация процедур банкротств путем усиления контролирующей роли федеральных органов исполнительной власти, установления реальной ответственности временного управляющего за исполнением закона и созданием крупных управляющих компаний, обладающих достаточными интеллектуальными и финансовыми ресурсами. Наличие неэффективного собственника не может быть признано основанием для установления диктата губернаторов за предприятиями. 4.1.5
Современные и отлаженные технологии расчетов, широкий спектр банковских услуг, разветвленная региональная сеть, высокий кредитный рейтинг и устойчивые связи с крупнейшими международными банками создают основу для стабильного долгосрочного сотрудничества Западно-Уральского банка Сбербанка России, как с ведущими предприятиями региона, так и с представителями малого, среднего бизнеса. В результате в числе клиентов банка - предприятия всех отраслей экономики и масштабов деятельности, ориентированные как на внутренний, так и на внешний рынок. Это – 67,7 тысяч хозяйствующих субъектов, или 35% от общего количества предприятий и организаций, зарегистрированных в обслуживаемых банком регионах. Важнейшей составляющей деятельности Сбербанка России является работа на рынке обслуживания частных клиентов. Сегодня 67% сбережений населения обслуживаемого региона - вклады в Сбербанке России. Каждый житель территорий, где работает банк, имеет в среднем по два счета. Каждый третий работающий в регионе получает заработную плату через систему Сбербанка России (в т.ч. на счета банковских карт).
Именно собственность явл-ся центральным эл-ом любой эк-ой сис-мы и именно она определяет хар-р и направленность развития всех других эл-ов эк-ой сис-мы. Устойчивость и изменчивость эк-ой сис-мы. И здесь нет противоречия, любая эк-я сис-ма весьма устойчива (именно поэтому она сис-ма), но в то же время она изменчива, т.е. развивается и совершенствуется по мере развития производственных сил общ-ва и соответствующих им эк-х отношений. Все эл-ты эк-ой сис-мы между собой взаимодействуют, оказывают друг на друга прямое и обратное влияние, поэтому результат функционирования эк-ой сис-мы явл-ся кумулятивным, т.е. общим, синтетическим, интегральным. Любая эк-я черта чётко структурирована (довольно сложная структура). ------------------------------------------ --------Страница 20-------- Структура эк-ой сис-мы общ-ва. Совокупность эк-х отношений, складывающихся между людьми по поводу пр-ва и воспр-ва ВНП, вместе с законами, управляющими развитием этих эк-х отношений. Все организационно-экономические и организационно-правовые формы бизнеса: домашнее хоз-во фирмы и корпорации малый, средний бизнес все отрасли общ-го пр-ва. Эк-е интересы. Делятся на 3 группы: частно-личные коллективно-групповые общенародно-государственные Все они составляют единую, но весьма противоречивую сис-му, а главное в эк-ой политике любого гос-ва заключается в том, чтобы учитывать все эти эк-е интересы, оптимально их сочетать и гармонизировать и делать так, чтобы, они имели единый вектор своего развития.
Для решения этой задачи в настоящее время администрация города реализует совместный проект с Департаментом международного развития Великобритании. Для организации эффективной переработки ТБО ключевыми факторами являются: наличие законодательной и нормативно-правовой базы, в том числе на местном уровне; политическая стабильность как условие привлечения инвестиций (как внутренних, так и внешних); экономический фактор: создание условий для экономической заинтересованности частных компаний в переработке отходов; повышение тарифов за прием отходов на полигон; предоставление налоговых льгот; формирование рынка вторичных отходов; наличие эффективной системы контроля и административного воздействия; технические факторы - наличие эффективных технологий, оборудования и т. д.; социальный фактор - добровольное участие участников процесса - жителей, коммерческих, бюджетных организаций в сборе, сортировке, переработке мусора. Организация эффективной системы переработки ТБО с точки зрения поддержки различных секторов экономики города в первую очередь будет способствовать развитию, укреплению малого, среднего бизнеса, в систему сбора и переработки отходов будет вовлечен прежде всего частный капитал.
Эти очень короткие и дорогие деньги не имеют ничего общего с инвестированием развития нашей экономики. Отдельно хотелось остановиться на развитии малого и среднего бизнеса. Сразу скажем, что по мировому определению средний бизнес – это бизнес с оборотом не более 100 млн. USD / год. Совершенно понятно, что компании малого и среднего бизнеса не в состоянии обратиться к ресурсам мирового инвестиционного бизнеса. В структуре таких компаний нет сертифицированных по международным стандартам специалистов, способных организовать выпуск долговых обязательств (например, корпоративных облигаций), организовать ликвидные залоги, конвертировать их в ценные бумаги, проводить их листинг на биржах мира и пр. Для обеспечения кредитования и инвестирования малого и среднего бизнеса и, прежде всего, бизнеса, нацеленного на инновации, необходимо: укрупнять инвестиционные проекты, снижать риски, сертифицировать менеджмент таких компаний по международным стандартам ISO 9001:2000, объединяя компании малого и среднего бизнеса в консорциумы вокруг так называемых стратегических центров по связи с инвестором “СЦСИ”.
Для второго этaпa характерна более целостная политика экономической стабилизации. Антикризисные меры 1997-1999 гг. в большей мере ориентированы на причины рецессии, a нe на ее проявления. В частности, акцент был смещен в сторону радикального разрешения кризиса финансовой системы, оказывавшего негативное влияние на настроения потребителей и частных инвесторов. Стали активнее реализовываться меры по улучшению управления земельными ресурсами страны, развитию социальной инфраструктуры, поддержке малого и среднего бизнеса. Отличительная черта второго этапа - более внимательное отношение правительства к мнению деловых и академических кругов. АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ 1992-1997 гг. Одна из самых крупных проблем финансовой системы страны - значительный объем "плохих долгов" и сокращение объемов кредитования. На протяжении 1992- 1997 гг. правительство предпринимало ряд шагов для разрешения этой ситуации. В частности, были проведены мероприятия по организации "корпораций по совместной покупке кредитов", списанию "плохих долгов" инвестиционных компаний "дзюсэн" (основной объект инвестиций - недвижимость), выплачены значительные компенсации банкам, снижен уровень процентной ставки рефинансирования, предоставлены государственные гарантии по ряду кредитов для малого и среднего бизнеса, принят ряд законов, касающихся банковского сектора.
Около 35% опрошенных предпринимателей пользуются этим источником финансирования. Централизованные инвестиционные фонды осуществляют финансирование из бюджетных источников. В указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. предусмотрено выделение централизованных кредитных ресурсов и льготное кредитование приоритетных направлений развития производства промышленных товаров, товаров народного потребления и продуктов питания; образование при участии средств федерального бюджета специальных фондов поддержки малого и среднего бизнеса; страхование высокоэффективных программ с высокой степенью риска путем образования государственных страховых фондов и резервов. Согласно Федеральной программе поддержке предпринимательства, финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства проводится через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, образованный по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. Фонд - это организационная форма управления, обеспечивающая аккумуляцию поступлений от федерального и местных бюджетов; отчислений от средств, получаемых в результате приватизации государственного имущества (в размере 5%); поступлений от банковских структур; отчислений от предприятий и организаций (из налогооблагаемой базы) и т.д. Главный принцип деятельности фондов – условие возвратности.
Требования крупнейших российских предприятий по объему финансирования в несколько раз, а то и на порядок превосходят возможности крупнейших банков. Ведущим российским корпорациям интересны кредиты величиной не менее 10 млн. долл., а соответствующим капиталом обладают не более 30 российских банков. Но и имеющийся капитал отчасти сформирован искусственно. Фиктивность части капитала российских банков не позволяет им в большей степени наращивать кредитование, а также снижает инвестиционную привлекательность самих банков для инвесторов, особенно иностранных. Российские банки не получат каких-либо существенных денег из-за рубежа пока не убедят потенциальных инвесторов в своей прозрачности и адекватности. Важным условием повышения привлекательности банковского бизнеса является и снижение издержек. Банк России понимает это и в перечне своих приоритетов называет упрощение условий кредитования малого и среднего бизнеса, потребительского кредитования, снижение требований к операционным кассам и банкоматам и т. п. Совершенствование надзорных требований и повышение транспарентности отечественной банковской системы.
Банк осуществляет кредитную деятельность во всех секторах экономики и регионах страны в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, уставом и внутренними положениями. Кредиты предоставляются предприятиям, организациям и т.д., являющимся клиентами банка, имеющими устойчивое финансовое положение, стабильный спрос на производимые ими товары или предлагаемые услуги и предоставившим банку в обеспечение кредиты высоколиквидный залог. С учетом принятой стратегии развития банка и складывающейся в стране экономической ситуации основными приоритетами кредитной политики являются: 1)в области коммерческого краткосрочного кредитования: развитие малого и среднего бизнеса в сферах торговли, производства; торговля; промышленность, энергетика, связь, транспорт; здравоохранение; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; предоставление краткосрочных межбалансовых кредитов; 2)в области документарных кредитных операций: предоставление гарантий и принятие гарантий банков - контрагентов; открытие аккредитивов и подтверждение выпущенных аккредитивов банками-партнерами; авалирование векселей клиентов; принятие векселей клиентов в учет; 3)в области инвестиционного кредитования: финансирование краткосрочных и среднесрочных проектов развития производства товаров повседневного спроса; финансирование средне- и долгосрочных межотраслевых проектов развития производства продукции, соответствующих мировым стандартам.
Главной целью проведения мониторинга рынка, таким образом, является получение информации, необходимой и достаточной для принятия организацией эффективного решения в отношении товара, который реализует исследуемая фирма, с целью повышения рентабельности продаж и рентабельности деятельности организации. Эти меры необходимо принимать, что явно видно из анализа динамики изменения технико-экономических показателей а также показателей платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Говоря о роли малого бизнеса в целом в экономике России, хочется вернуться к словам Президента РФ. На саммите G20 в Сеуле он подчеркнул, что «хорошее состояние малого и среднего бизнеса - это не только показатель стабильности отдельных экономик, но и фактор, который напрямую влияет на ситуацию в экономике глобальной» . В наше время финансово-кредитная государственная поддержка малого предпринимательства почти сочетает оптимизацию налоговых льгот, развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с участием специализированных фондов и других финансовых институтов.
Пошло широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой таких поглощений. Е. Г. Ясин приводит пример: «В Москве на месте еще недавно многочисленных индивидуальных торговых ларьков возникли хорошо оформленные торговые павильоны, принадлежащие той или иной крупной фирме. Многие малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность»34. 1995 год стал первым годом падения числа российских малых предприятий и среднесписочного числа занятых в этом секторе (падение численности МП составило 8,8%, а занятых – 4,5%). По сути, начался продолжающийся и по настоящее время третий этап развития, вернее, фактической стагнации российского малого предпринимательства. Также необходимо заметить, что в 1995 году, в сотрудничестве с российскими банками, началась реализация программы кредитования малого бизнеса Инвестиционного фонда «США Россия» ( USRIF), созданного для содействия развитию частного сектора России.
В Нижнекамске была предпринята попытка активизировать нефтехимическую промышленность посредством создания промышленного округа на базе ОАО «Нижнекамскнефтехим» , но данное мероприятие не принесло ожидаемых результатов. В Нижнекамском муниципальном районе система поддержки малого бизнеса работает весьма слабо и неэффективно. Общая модель программы для вновь созданных предприятий является следующей: возмещение в пределах Ѕ полученной процентной ставки при кредитовании или лизинге за счёт средств местного бюджета; венчурное финансирование инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса за счёт средств местного бюджета через Инвестиционное агентство; льготы по платежам за землю (налог, аренда). Эта программа изначально разработана для поддержки бизнеса в Нижнекамском муниципальном районе. Начальный этап предполагает проведение мероприятий лишь в п.г.т. Камские Поляны, как в наиболее нуждающемся поселении. При достижении успеха в предстоящем году программой будут охвачены и остальные территории Нижнекамского района. В ряде случаев малому бизнесу вполне доступно кредитование через банк.
Для выхода на новый уровень государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования представляется необходимым, в свою очередь, обеспечить следующие мероприятия: - совершенствование нормативно-правовой базы поддержки развития малого предпринимательства, в том числе и с учетом необходимости ее унификации с законодательством Республики Беларусь; - установление ряда налоговых льгот и льготирование долгосрочного кредитования, расширение системы микрокредитования и увеличения объемов финансового лизинга, в том числе и международного; - внедрение залоговых и других нетрадиционных форм привлечения финансовых инвестиций; - совершенствование и развитие инфраструктуры и поддержки предпринимательства (центры поддержки, «инкубаторы» предпринимательства, инновационные центры, технопарки, венчурные фонды, общества взаимного кредитования и страхования, а также другие инновационно-инвестиционные структуры); - формирование разветвленной системы подготовки переподготовки кадров для предпринимательских структур, использования для этих целей потенциала высших и средних специальных учебных заведений страны.
Фонд не имеет права приобретать контрольные пакеты акций предприятий - объектов инвестиций. Объектами инвестиций являются приватизированные предприятия малого и среднего бизнеса с численностью персонала от 200 до 5000 человек и удовлетворяющие следующим условиям: относительно эффективное управление; рынок с благоприятными перспективами развития; концентрация на ключевом направлении бизнеса; не требующие радикальной реструктуризации. Для всемерного снижения возможных рисков процедура отбора инвестиционных проектов остается длительной, крайне жесткой и пристрастной: В зависимости от состава кредитора - кредитором может выступать один или несколько (синдикат) банков. В зависимости от формы обеспечения - не обеспеченные (или бланковые, которые практически не практикуются в банках с солидной репутацией); под залог недвижимости (ипотечные); под залог ценных бумаг; под залог дебиторской задолженности; под обеспечение товарами (на складе, в движении, будущие поставки); под гарантии и поручительства третьих лиц. В зависимости от условий кредитования - льготные (для постоянных клиентов); на общих основаниях; по фиксированной процентной ставке; по плавающей процентной ставке (при привязке к определенному финансовому активу, каковыми на международном финансовом рынке являются ставки LIBOR, PIBOR, YBOR, FIBOR и др.). В зависимости от условий погашения - с условием выплаты основного долга равномерными долями; выплаты основного долга неравномерными долями; выплаты процента по кредиту в начале срока кредитования; выплаты процента по кредиту в конце срока кредитования; выплаты процента по кредиту в течение всего срока и др.
![]() | 978 63 62 |