![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Анна Австрийская | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Младший брат короля, герцог Гастон Орлеанский (тоже, кстати, бездетный!) уже чувствовал на своем челе французскую корону, но... Почти сорокалетняя Анна Австрийская разрешилась от бремени первенцем - Людовиком, а два года спустя родила второго сына - Филиппа. И следующим королем, после того, как его отец, Людовик Тринадцатый, скончался, не дожив даже до сорока пяти лет, стал пятилетний Людовик, уже и в этом нежном возрасте понимавший, что он выше всех остальных людей по своему происхождению. Людовик Тринадцатый не был весельчаком, как его отец - легендарный "Анри Четвертый". Любимой фразой короля с несчастливым порядковым номером была: "Поскучаем, хорошенько поскучаем". И весь двор разделял это времяпрепровождение - а что ещё оставалось делать? Король не терпел танцев, ненавидел карточные игры, в жизни ни разу не был в театре. Даже женщины его мало интересовали, впрочем, мужчины тоже. Так что Анна Австрийская, овдовевшая в сорок два года, не слишком печалилась - разве что об утрате своей прежней прославленной красоты
Людовик XIV Людовик XIV (1638-1715) - король Франции из династии Бурбонов, правивший в 1643—1715 гг. Сын Людовик XIII и Анны Австрийской Жены: 1) с 1660 г. Мария Терезия, дочь короля Испании Филиппа IV (род. 1638 г. 1683 г.); 2) с 1683 г. Франсуаза д'Обинье, маркиза де Ментенон (род. 1635 г. 1719 г.). Род. 5 сениг. 1638 г. 9 сент. 1715 г. Людовик родился в воскресенье, 5 сентября 1638 г. в новом дворце Сен-Жермен-о-Лэ. До этого на протяжении двадцати двух лет брак его родителей был бесплодным и, казалось, останется таким и впредь. Поэтому современники встретили известие о появлении на свет долгожданного наследника изъявлениями живейшей радости. Простой народ видел в этом знак Божьей милости и называл новорожденного дофина Богоданным. Сохранилось очень мало известий о его раннем детстве. Едва ли он хорошо помнил своего отца, который скончался в 1643 г., когда Людовику было всего пять лет. Королева Анна вскоре после этого оставила Лувр и переселилась в бывший дворец Ришелье, переименованный в Пале-Рояль. Здесь в очень простой и даже убогой обстановке юный король провел свое детство. Вдовствующая королева Анна считалась правительницей Франции, но фактически всеми делами вершил ее фаворит кардинал Мазарини.
Этот человек сделал для Ришелье так же много, как сам Ришелье для Франции. Два года спустя судьба вновь улыбнулась Ришелье. Новый всемогущий фаворит короля Людовика, герцог де Люинь, предложил поженить своего племянника и одну из племянниц Ришелье, обещая свое содействие в получении кардинальского сана. Герцог, правда, уже начинал раздражать короля, слабохарактерного и капризного, своей властностью, но зато герцогиня де Люинь была первой женщиной Людовика, и это значило многое. Герцогиня была прекрасна и умна: именно ею восхищался Александр Дюма, описывая неотразимую герцогиню де Шеврез, подругу и наперсницу королевы Анны Австрийской. Вторым браком красавица была за ничем не примечательным герцогом де Шеврезом, чью фамилию сумела обессмертить достаточно своеобразно. В августе 1624 года кардинал Ришелье стал первым министром Людовика XIII, который, не будучи семи пядей во лбу, все-таки признал политический талант "скромного" служителя церкви. На этом посту Ришелье бессменно пробыл восемнадцать лет, три месяца и двадцать дней - вплоть до самой своей смерти
Тот факт, что большинство публикаций, авторами которых были женщины, касались религиозных сюжетов, был очевидно неслучаен. Вероятно, благочестие являлось одним из наиболее социально приемлемых оправданий вмешательства «второго пола» в исключительно мужскую область деятельности, поскольку «перо - как меч - считалось мужской прерогативой» . Религиозные убеждения, вступая в противоречие с идеалом покорности и пассивности, иногда являлись побудительным мотивом публичных акций. Возможность религиозного оправдания независимых действий во многом обеспечила массовое участие женщин в радикальных сектах и в религиозно-олитических конфликтах эпохи ранних европейских революций в целом (см. ). Важное место в обсуждении проблемы «гендер и власть» занимает анализ политического аспекта гендерной дифференциации, который чрезвычайно рельефно выявляется именно в переломные эпохи. Историческая ситуация и события XVI века, в том числе появление в результате династических инцидентов во многих странах Европы государей женского пола и регентствующих матерей при несовершеннолетних монархах (Изабелла в Кастилии, Мария и Елизавета Тюдор - в Англии, Мария Стюарт - в Шотландии, Екатерина Медичи и Анна Австрийская - во Франции и др.), оставили яркий след в политической мысли этого времени.
Так получилось, что король опасно заболел и, вообразив, что пришел его последний час, покаялся перед женой и матерью в своих прегрешениях, поклявшись немедленно отправить кардинала в отставку. Тут же образовался новый заговор во главе с обиженным герцогом де Монморанси. Анна Австрийская уведомила принца Орлеанского о его близком восшествии на престол, который он наследует вместе с рукой королевы после смерти короля. Уже обсуждали, как поступить с кардиналом, уже решили его обезглавить, когда Людовик неожиданно для всех начал выздоравливать. Разумеется, кардиналу донесли о заговоре во всех подробностях, но он не торопился мстить. Это было одной из отличительных черт Ришелье: не действовать сгоряча, дать эмоциям улечься, а врагам успокоиться. Тем страшнее потом обрушивался на их головы карающий удар. Видя, что кардинал бездействует, заговорщики решили поменять тактику и добиваться от короля отставки кардинала, сгоряча им обещанной. Король увиливал и тянул время не только потому, что боялся Ришелье, но и потому, что понимал: могущество Франции без кардинала немыслимо
Кроме "физического" рождения, овеществления из красок талантом художника, "Мона Лиза" пережила и второе рождение, как миф. Произошло это недавно, в XIX столетии от Рождества Христова. Нет, и среди современников и ближайших потомков мастера из Винчи, были люди ценившие ее. Например, прославленный Рафаэль и Джорджо Вазари первый историк европейского искусства. Именно в принадлежащей его перу биографии Леонардо находим мы имя модели - мона Лиза. И первый восторженный отзыв о картине. Хотя есть здесь одна пикантная подробность: человек, воспевший неземное совершенство портрета жены флорентинца Франческо дель Джокондо, сам его никогда не видел. И, конечно, король Франции Франциск I, покровитель художника. Его коллекция стала основой богатейшего луврского собрания, но как попала туда "Джоконда" не выяснено до сих пор, ведь после смерти мастера она покинула Францию Несколько веков "Мона Лиза" оставалась произведением хорошо известным в узких кругах (имевших доступ в королевскую резиденцию, где она хранилась). К числу ее поклонников можно отнести: Людовика XIII и герцога Бекингэма, пытавшегося приобрести ее (так, что не только Анна Австрийская была яблоком раздора в отношениях французского короля и первого друга короля английского), Наполеона Бонапарта (некоторая время "Мона Лиза" висела в его личных покоях).
Церковь представляла собой прелестное готическое здание. Из сохранившихся старинных гравюр до нас дошел лишь ее силуэт. В период с XIII-го до XV-го века церковь ремонтировалась и восстанавливалась, но в XVII-м веке, ее площадей стало явно недостаточно. Первоначальный проект церкви был выполнен Джаст-Орел Меиссониром. В 1642 новый священник округа, основатель известной семинарии и религиозной конгрегации Сен-Сюльпис Жан-Жак Олье (Олир) решил восстановить церковь по планам архитектора Кристофа Гамарда, которому принадлежит и проект алтаря. Первый камень здания был заложен герцогом Орлеана в 1646 году (по другой версии первый камень заложила Анна Австрийская, жена Луи XIII). Гамард умер в 1665 году и был заменен Луи Ле Во, которого сменил, в свою очередь, в 1670 году Даниэль Життард. К 1675 году были закончены часовня Девы, хоры, алтарь и галерея. В то же время работы по сооружению трансепта были только начаты. Из-за финансовых трудностей, работы по строительству были остановлены в 1678 году. Они были возобновлены только в 1714 году благодаря новому священнику округа Жану-Батисту Ланге де Жержи, под управлением архитектора Жиль-Мари Оппенорда, ученика Франсуа Мансара, который закончил всю церковь в 1745 году, в год ее торжественного посвящения.
Уже в скором времени Ришелье заметили благодаря ловкости и хитроумию, проявленным им при налаживании компромиссов с другими группами и красноречивой защите церковных привилегий от посягательств светских властей. В феврале 1615 года ему было даже поручено произнести парадную речь от имени первого сословия на заключительной сессии. В следующий раз Генеральным штатам предстояло собраться лишь 175 лет спустя, накануне Французской революции. Возвышение Ришелье при королевском дворе. При дворе молодого Людовика ХIII обратили внимание на 29-летнего епископа. Наибольшее впечатление таланты Ришелье произвели на королеву-мать Марию Медичи, которая по-прежнему фактически правила Францией, хотя в 1614 году ее сын уже достиг совершеннолетия. Назначенный духовником королевы Анны Австрийской - молодой супруги Людовика XIII, Ришелье вскоре добился расположения ближайшего советника и фаворита Марии Кончино Кончини (известного также как маршал д'Анкр). В 1616 году Ришелье вошел в королевский совет и занял пост государственного секретаря по военным делам и внешней политике. Новый пост требовал от Ришелье активного участия во внешней политике, к которой он до тех пор не имел отношения.
В общем, разъяренный Людовик собрался лично арестовать Фуке, прямо во время праздника, но его удержали от этого Кольбер и Анна Австрийская . Арест сюринтенданта финансов произошел в Нанте 27 августа 1661 г. Процесс по его делу проходил в обстановке грубого давления на судей и вызвал строптивость палаты Правосудия. Тем временем непопулярные меры правительства по сокращению выплат по государственным займам вызвали рост оппозиционных настроений в средних слоях парижан, и защищавшийся с самообладанием Фуке стал восприниматься как невинная жертва деспотизма. Он ловко воспользовался этим и приводил на суде неоспоримые цифры и факты, бросавшие тень на Анну Австрийскую и косвенно на самого короля. Заметим, что состояние, которым владел сюринтендант к моменту своего падения, точно никем не подсчитано: все соответствующие документы уничтожены. Возможно, оно было сравнимо с состоянием Ришелье, а может быть, и вовсе являлось фикцией, поскольку Фуке отождествлял себя с государственной казной. Корона фактически проиграла этот процесс: в декабре 1664 г. суд приговорил Фуке не к смертной казни, а лишь к изгнанию из страны. Король своей властью ужесточил приговор, заменив изгнание пожизненным заключением в суровой крепости Пинероло в Северной Италии, где Фуке и скончался в 1680 г.
Я назначаю вас капитаном мушкетеров!» Сын Атоса виконт Рауль де Бражелон в свите придворных встречает в Гавре принцессу Генриэтту, сестру короля Англии и невестку короля Франции. Кокетливая принцесса распаляет пламя любви в сердцах сопровождающего её герцога Бекингэма и графа де Гиша. Вскоре это перестает быть тайной для двора. Если удалить Бекингэма в Англию несложно (королева-мать Анна Австрийская просит его об этом по праву возлюбленной его покойного отца), куда сложнее обстоят дела с подданными Людовика XIV. Виконт де Бражелон невольно подслушивает разговор де Гиша с виконтом де Вардом, отзывающимся чересчур легкомысленно не только о принцессе, но и о д’Артаньяне. «В сердце Гиша вы вселяете страсть к невесте его повелителя, — делает Рауль замечание де Варду. — Меня — желаете восстановить против близкого друга моего отца». В ссору Рауля с де Вардом вмешается Бекингэм, покидающий Францию, где дуэли запрещены: он — к услугам де Варда! В поединке на морском берегу оба тяжело ранены. Бекингэм возвращается в Лондон, де Вард залечивает раны вдали от Парижа, сдерживая нетерпение поскорее туда вернуться. Им нанесена Раулю еще одна рана.
И хотя, за редким исключением, Сабатини обращается не к легендам, а к реальной истории и даже заверяет в предисловии о «твердом намерении скрупулезно придерживаться подлинных, засвидетельствованных фактов», обращение с историческим материалом и сам отбор его были рассчитаны на то, чтобы развлечь читателя «на сон грядущий». Об этом можно судить хотя бы по историческим сюжетам, особенно хорошо знакомым нашему читателю. Герой рассказа «Оскорбление Бекингэма» - небезызвестный поклонник Анны Австрийской. Сабатини настаивает на неопровержимости подробностей его дерзкого ухаживания за французской королевой. И все же не может отказаться от удовольствия внести свою лепту в легендарную историю с алмазными подвесками хотя бы для того, чтобы показать, как Дюма в «Трех мушкетерах» - а эту книгу Сабатини называл «самым замечательным из когда-либо написанных исторических романов» - пренебрег некоторыми фактами, известными из сочинений Ларошфуко. В рассказе «Лжедмитрий» Сабатини и вовсе, полагаясь на собственную интуицию по поводу неясного происхождения самозванца, «раскрывает» историческую тайну, примирив разные версии.
Выделяя людей в коляске, Брюллов как бы подчеркнул их привилегированное положение. Лишь после них взгляд переходит к трем всадникам, сопровождающим коляску. Но не только портреты увлекали Брюллова. Живя в чужой стране, он внимательно приглядывался к ее жизни, укладу, обычаям. Вот почему во время первого пребывания в Италии, затем в Греции и Турции, как и теперь в Испании, большое значение в его творчестве получил бытовой жанр. Акварель «Процессия испанских слепых», известная нам по литографии и старому дагерротипу, являет один из примеров бытового жанра Брюллова. Художник передал в ней испанский народный обычай, наблюденный в Барселоне. По улице, усаженной ветвистыми деревьями, движется, в облачении служителей католической церкви, процессия слепых музыкантов, играющих на скрипках. Воспроизведя шествие слепых музыкантов, сопровождаемых детьми-поводырями, ребячливо исполняющими свои обязанности, Брюллов показал также конную стражу, оберегающую «спокойствие» города. Изображение стражи напоминало о царившей в Испании реакции, возглавляемой министром Наварэсом, уничтожившим кортесы. Народные обычаи Испании столь увлекли Брюллова, что он решил запечатлеть их в другом варианте акварели, о чем сообщал П. Р. Багратиону. Акварель «Ришелье, танцующий перед Анной Австрийской» несомненно продиктована первой исторической хроникой—«Людовик XIV и его век».
Только мадам де Шеврез сохранила присутствие духа и деятельно искала союзников в борьбе за освобождение заключенного. Союзников ей найти не удалось. Тогда она вызвала в Нант мать Шале. Следствие, тем временем, не спеша катилось к неизбежному финалу. Шале признавал подлинность письма от испанского короля, но отвергал копию собственного письма, утверждая, что он писал совсем не то. Также он утверждал, что в письме к де Леску не было ни слова ни об убийстве короля, ни о женитьбе Гастона на Анне Австрийской, которая на восемь лет старше его. А затем Шале и вовсе объявил предъявленные ему письма подделкой людей кардинала. Если бы дело было только в Шале, то предъявленных доказательств вполне хватило бы для его казни, но тут были замешаны королева и герцог Анжуйский. И как бы ни был доверчив король, какие бы чувства он ни испытывал к своей жене и своему брату, но даже ему требовались более веские доказательства вины обвиняемых. А король начал сомневаться, так как на него оказывали противоположное влияние некоторые придворные. Секретарь кабинета Тронсон и старший камергер Советер, объясняли королю, что идея женить непокорного Гастона на м-ль де Монпансье является не такой уж удачной, как она казалась вначале.
От своей второй жены, Марии Медичи, Генрих IV имел пятерых детей, в том числе Людовика XIII. Людовик XIII, женатый на Анне Австрийской, дочери Филиппа III Испанского, оставил двух сыновей: Людовика XIV, и Филиппа, который получил титул герцога Орлеанского и сделался родоначальником младшей Бурбонской династии. Сын Людовика XIV от брака с Марией-Терезией Австрийской, дочерью Филиппа IV, дофин Луи, умер уже в 1711 году, оставив от брака с Марией- Анной Баварской трех сыновей. оставшийся в живых внук сделался в 1715 г. наследником Людовика XIV, под именем Людовика XV. Последний имел от Марии Лещинской, сына дофина Луи, который оставил наследника Людовика XVI и Луи- Станислава-Ксавье, графа Прованского, который в 1814 году занял французский престол под именем Людовика XVIII Шарля Филиппа, графа Артуа, наследовавшего только что названному брату под именем Карла Х. Людовик XVIII не имел детей, Карл же Х оставил двух сыновей. Со смертью Генриха V в 1883 году угасла старшая линия Бурбонов. Орлеанская линия, вступившая на французский престол в 1830 г. и низложенная в 1848 г., ведет свое начало от второго сына Людовика XIII и брата Людовика XIV, герцога Филиппа I Орлеанского умершего в 1701 г. 1.2.Бурбоны – короли Франции Во время правления первого Бурбона Генриха IV (1589-1610) большим потрясением для монархии и единства страны стали начавшиеся в 1562 г. религиозные войны — католической партии противостояли кальвинисты, очень сильные и влиятельные, несмотря на то, что гугеноты тогда составляли менее 10% всего населения.
В голове у было множество других планов, но 11 мая 1610 г., во время “пробки” на Рю де-ла-Ферроннери, он был рарезан. Еще при жизни короля градостроительные работы были переданы частным подрядчикам. Строительный бум оставил после себя не только множество дворянских и мещанских особняков в Марэ и к северу от Лувра, но и большое число монастырей, активизировавшиеся в эпоху Контрреформации. Иноческие обители строились в квартале Марэ, в предместье Сент-Оноре, но прежде всего — в предместье Сен-Жак, откуда отправлялись паломники в Компостеллу, к гробнице апостола Иакова. В этом районе, благодаря щедрым вкладам королев Марии Медичи и Анны Австрийской, вырос “святой городок”. Религиозная жизнь выражалась и в появлении семинарии и благотворительных учреждений. В 1622 г. Парижская кафедра получила статус архиеписковской, и город стал религиозной столицей Франции. Фронда 1648-49 гг. привела к новым беспорядкам, и Людовик XIV перенес королевскую резиденцию в Версаль, что ввергло нестабильную парижскую экономику в серьезный кризис.
Ришелье, кардинал - первый министр, обладающий фактически неограниченной властью даже над королем Людовиком XIII, так или иначе участвующий во всех событиях, происходящих в романе,.и плетущий хитроумные интриги, направленные главным образом против королевы Анны Австрийской. Р. олицетворяет собой главную противостоящую мушкетерам силу, с которой они, однако, справляются, а в конечном счете достигают и примирения. Франция в романе Дюма предстает разделенной на два лагеря, в одном из которых правит король и обитают мушкетеры, а в другом властвует кардинал Р. со своими гвардейцами. Столкновение противопоставленных друг другу лагерей неизменно является завязкой любой коллизии романа. Движимый, с одной стороны, государственными интересами, а с другой - не нашедшей отклика любовью к королеве, Р. всеми силами пытается погубить ее, а заодно и мушкетеров, постоянно оказывающихся на его пути и выручающих ее величество. Однако, в отличие от Миледи, Р. - открытый, он чужд двуличия, и поэтому его образ не окрашен лишь темными тонами, не наделен однозначно отрицательными качествами. Р. способен по достоинству оценить прямоту, честь и благородство мушкетеров и неоднократно предлагает им перейти на свою сторону.
В последний момент пе-}эед началом боевых действий королева Анна Австрийская, боящаяся потерять власть в результате задуманного С.-М. государственного переворота, посылает ему ложное сообщение о неверности Марии Гонзага; потеряв любовь, тот отказывается и от политической борьбы, сдается в руки Ришелье и, несмотря на предложения оставшихся на свободе заговорщиков организовать ему побег, добровольно идет на казнь вместе со своим верным другом де Ту, не оставившим его в беде. Хотя при создании своего романа Виньи вдохновлялся опытом Вальтера Скотта, его С.-М. - персонаж более драматический, чем романтический. По своей сюжетной роли он - центральное действующее лицо, а не "фигурант" исторического события, как большинство главных героев Скотта. Его характер не анализируется автором непосредственно, а раскрывается, как в театральной пьесе, извне, через его реплики, монологи и поступки; он постоянно находится в остродраматической ситуации, в которой испытывается поведение людей перед лицом чужой неверности. С.-М. сталкивается с предательским поведением Людовика XIII, ведущего двойную игру с кардиналом и его врагами-заговорщиками, он вынужден совершить измену королю, подняв восстание и пригласив в страну иноземные войска, в критический момент от него отступаются высокопоставленные союзники, его интимное объяснение с Марией подслушивает переодетый священником агент Ришелье, наконец, после коварного письма королевы неверной ему оказывается (в его глазах) уже сама Мария; исключение в этой цепи измен составляет лишь преданная дружба де Ту. Список литературы
Многие дворяне ненавидят всесильного министра; из этого недовольства рождается заговор с целью устранения кардинала от власти. В него оказываются вовлеченными брат короля Гастон Орлеанский и Анна Австрийская. Главой заговорщиков становится всеобщий любимец Сен-Мар. Ради свержения Ришелье мятежные дворяне согласны вступить в сговор с Испанией и ввести в страну вражеские войска. Ознакомившись с планами заговорщиков, королева отказывается их поддерживать, но обещает сохранить в тайне все, что ей известно. Случайно узнав о замыслах Сен-Мара, де Ту упрекает друга в предательстве интересов отчизны. В ответ Сен-Мар рассказывает ему о своей любви к Марии — ведь именно ради нее он стал придворным, ради нее хочет быть «добрым гением» Людовика и уничтожить тирана-кардинала. Иначе ему остается только умереть. Де Ту в отчаянии: он видел Марию при дворе, и она показалась ему легкомысленной кокеткой. Однако ради друга он готов на все, даже на участие в заговоре. Знатные заговорщики собираются в салоне куртизанки Марион Делорм и приносят Сен-Мару клятву верности. «Король и мир» — таков их клич. Подписав договор с испанцами, Сен-Мар с молодым Лобардемоном отсылает его в Испанию.
![]() | 978 63 62 |