![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Биография С.А. Токарева (советского этнографа) | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Хотя такой символ возник несравненно позже, не исключено, что рог стал служить им еще в каменном веке. Впрочем, не менее вероятно, что таким образом люди увековечили образ женщины, приготовившей магический опьяняющий или дурманящий напиток, способный переносить человека в «мир иной», мир видений, галлюцинаций. Согласно версии советского этнографа С. А. Токарева, эти женские статуэтки изображают хозяйку очага или хранительницу огня: «следы подобного мифологического образа, предмета семейно-родового культа, сохранились у многих современных народов, особенно у народов Сибири». У аборигенов Австралии, а также у некоторых африканских племен существуют предания о том времени, когда женщины господствовали над мужчинами (австралийцы особо чтили женщин-первопредков). Вообще, у многих народов женщина служила олицетворением плодородия и соответствующее божество было преимущественно женского рода. При этом мать-прародительница представлялась не как молодая красивая женщина, а как пожилая опытная многознающая и владеющая магическими приемами. По словам Т. Г
На телах животных и рядом с ними были нанесены насечки, символизирующие полет дротика и ранение зверя. Многие рисунки носят следы от метания в них настоящих копий и дротиков. Рисунков так много, что местами они наползают друг на друга. ( 4) Разновидность магии Существуют различные классификации магических обрядов и церемоний. Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов является классификация, разработанная крупным советским этнографом и религиоведом С. А. Токаревым в его известной работе «Сущность и происхождение магии». Он предложил различать магические ритуалы . по степени сложности . по направленности магического акта . по технике действия . по сфере применения . по целям, которые данный ритуал преследует. В зависимости от общей направленности магического действа С. А. Токарев различает две группы магии: . агрессивные, или протрептические . защитные, оборонительные, или профилактические. (2) Если первые своей целью имеют перенесение тем или иным способом магической силы на объект, то вторые имеют обратную цель: отстранить, отогнать вредные магические влияния, защититься от их действия.
Критик-злопыхатель из «Литературки» явно не удосужился прочитать ни одной из книг Л.Н., ибо приведенная выше мысль присутствует в каждой из них. Более того — она суть концепции, она — и рефрен в гумилевских книгах и статьях. Если кто-то (в последнем эпизоде Г. Зюганов) хочет опираться на нечто конструктивное в теории межнациональных отношений, то на кого же, как не на Л. Гумилева? Может быть, именно безграмотные нападки с разных сторон говорят о значимости сделанного им? «Догумилевская» советская этнография — официальная, академическая — была настолько стерильно-чистой и надежно-безошибочной, что и не могла вызывать споров; это была наука «не о том». О своем методе и его происхождении Л. Гумилев рассказывал следующее: «Описанный (знание языка, общение, экспедиции) способ изучения этнографии отнюдь не традиционен, но подсказан жизнью, точнее биографией автора, не имевшего многих возможностей, которые есть у научных сотрудников АН (Академии наук. — С.Л.). Так и пришлось автору стать не научным работником, а ученым»44
Стефаненко Т. 1. Конфигурации культур У истоков этнопсихологии в США стоит Ф. Боас, который принёсГ на американский континент идеи В. Вундта. В Колумбийском университете у Боаса учились многие известные американские этнологи, но в трудах его учеников от идей Вундта очень скоро осталось только стремление выявить связи между внутренним миром человека и культурой. Однако в своих исследованиях они не отказались от использования психологических концепций, обратив особое внимание на классический психоанализ 3. Фрейда, а впоследствии и на идеи К. Юнга, Э. Фромма, К. Хорни, А. Маслоу. В результате зародилась теория «Культура и личность», занявшая пространство между культурной антропологией и психологией. Можно согласиться с советским этнографом С. А. Токаревым (1978), который так определяет основные особенности теории «Культура и личность»: а) возвращение к индивидуальной психологии; б) разработка понятия «личность» как первичной единицы, определяющей структуру целого; в) особый интерес к процессу формирования личности; г) особое внимание к сексуальной сфере.
Однако в своих исследованиях они не отказались от использования психологических концепций, обратив особое внимание на классический психоанализ 3. Фрейда, а впоследствии и на идеи К. Юнга, Э. Фромма, К. Хорни, А. Маслоу. В результате зародилась теория «Культура и личность», занявшая пространство между культурной антропологией и психологией. Можно согласиться с советским этнографом С. А. Токаревым (1978), который так определяет основные особенности теории «Культура и личность»: а) возвращение к индивидуальной психологии; б) разработка понятия «личность» как первичной единицы, определяющей структуру целого; в) особый интерес к процессу формирования личности; г) особое внимание к сексуальной сфере. Начало разработки теории «Культура и личность» относится к концу 20-х началу 30-х гг. В 1932 г. появилась знаменитая статья ученицы Ф. Боаса Р. Бенедикт (1887-1948) «Конфигурации культур», в которой она выдвинула новаторскую идею о фундаментальных различиях между культурами, каждая из которых имеет свою культурную доминанту: «Каждое человеческое общество когда-то совершило ... отбор своих культурных установлений[13]
Японские острова в период неолита были заселены пещерными людьми — так называемыми земляными пауками, жившими не только в пещерах, но ив землянках, и мохнатыми жителями гор, употреблявшими лишь растительную пищу. Последние имели характерные черты предков айнов, но противопоставлялись им, по-видимому, из-за того, что уже восприняли земледелие. Не исключено, что на территории Японских островов жили и другие этнические группы, но основное население все же состояло из предков современных айнов, поэтому период дзёмон иногда именуется “страной айнов”. Советский этнограф Л. Я. Штернберг убедительно показал, что реликты в культе, физический тип и язык свидетельствуют о южном происхождении айнов. Эта точка зрения разделяется и современными советскими востоковедами. В частности, В. Р. Кабо доказывает, что на существовавшем в древности материке Сунда (район совр. Индонезии) обитала этническая общность, часть которой при поднятии уровня Мирового океана и затоплении этого материка двинулась на юго-восток — в Австралию, а другая — на северо-восток, в Японию.
Поиски аналогов показали, что устройство окон-отверстий рядом с печью встречалось в жилищах в XVIII — XIX вв. в и имело широкий ареал распространения. В начале XIX в. Ф. Шперк, описывая жилище крестьян Верхоленского округа Иркутской губернии, упоминал небольшое волоковое окно в кути, служащее «отчасти продушиной (для вентиляции)»> . В кратком сообщении, опубликованном в журнале «Советская этнография» в 1936 г. , говорилось, что на территории уже исчезнувшего Ницинского завода, археологи нашли избу горнорабочего, построенную в XVIII в. В углу жилища стояла русская печь, напротив которой вместо окна был сделан узкий прорез. Следующее упоминание в литературе об окне-отверстии относится к исследованиям этнографов в 1950-х гг. в Нижнем Тагиле. Подробное описание и чертеж дома, который также был назван постройкой XVIII в., позволяют более четко определить размеры и расположение такого окна. В стене, находившейся рядом с печью, на высоте 1,1 м от пола было прорублено отверстие размером 16х2 см. Автор сообщал, что выяснить его назначение не удалось и предположил, что оно служило для присмотра за хозяйственными постройками на дворе.
История возникновения паранджи. СОДЕРЖАНИЕ. Введение. 1. Женские головные накидки. 2. Происхождение паранджи. 3. Паранджа. 4. Лицевая занавеска. Заключение. "О, Пророк! скажи своим женам, дочерям и женам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления" (Коран, сура 33). ВВЕДЕНИЕ. Среди великого множества и разнообразия женской одежды, существующей у разных народов, большой интерес вызывают головные женские накидки азиатских народов. Особенно привлекательной в плане изучения является паранджа, которая в нашей стране стала неким символом головных накидок вообще. В средствах массовой информации паранджой называют любую головную накидку, закрывающую лицо женщины в исламских странах. Большинству людей мало что скажут названия головных накидок, таких как хиджаб или абайя, но если сказать им, что это накидки закрывающие лицо женщины, то, скорее всего, можно услышать: ”А, паранджа ”. Вопрос о происхождении и времени появления различных видов головных накидок не раз привлекал внимание советских этнографов. Исследования по истории паранджи, расцвет которой пришелся на конец XIX начало XX века у народов Средней Азии, на начальном этапе были затруднены: борьба с басмачами и экономический кризис не способствовали исследованию среднеазиатского костюма.
В этом - основа для диалога и постепенного синтеза двух антропологических научных школ. Первым шагом здесь мог бы быть поиск к тех парадигм в культуре, которые неизменны на протяжении всего времени ее существования. Ценностные доминанты, очевидно, такими парадигмами не являются. Изучение традиции в динамики, синтез динамического и адаптационного подходов, может вычленить те ее элементы, которые присутствуют во всех модификациях данной традиции - сколь бы случайными они не казались в каждой конкретной их них, те элементы, которые могут быть названы культурными или этническими константами. Мои собственные исследования показывают, что они относятся к моделям действия, комфортным для того или иного народа. ishkov V.A. he Crisis i Sovie E h ography. // Curre A hropology, Vol. 33, 4. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. / Советская Этнография, 1981, 2, с.87. Чистов К.В. Традиция, “традиционное общество” и проблема варьирования. / Советская этнография, 1981, 2, с.106 Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений. В кн.: Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума.
Исследованием папуасских языков занимается главным образом Австралийский национальный университет (Канберра). Австралийскими учеными (А. Кейпелом, Вурмом, Д.К. Лейкоком и др.) была проделана значительная работа по изучению папуасских языков Центрального Нагорья, округов Сепик, района Телефомин и многих других, они издают серию "Публикации канберрского лингвистического кружка". Папуасские языки исследуют также ученые США, Нидерландов, Англии, ФРГ, Японии. Первые публикации по папуасским языкам в СССР принадлежат Д.В. Бубриху. А.А. Леонтьевым впервые в советском языкознании были даны общие сведения по папуасским языкам. Советским этнографом Бутиновым дано описание языка бонгу, в ряде его работа содержатся ценные лингвистические сведения по некоторым папуасским языкам. В некоторых публикациях советских ученых исторического и этнографического характера, посвященных данному ареалу, также затрагиваются лингвистические проблемы папуасских языков. Список литературы Пучков П.И. Население Океании. М., 1967. Бутинов Н.А. Папуасы Новой Гвинеи. М., 1968. Леонтьев А.А. Папуасские языки. М., 1974. Леонтьев А.А. Социальные, лингвистические и психологические факторы языковой ситуации в Папуа - Новой Гвинее // О языках, фольклоре и литературе Океании. М., 1978. Capell A.A. A li guis ic survey of he sou h-Wes er Pacific. 2 ed., oumea, 1962. Capell A.A. A survey of ew Gui ea la guages. Syd ey, 1969. Li guis ics i Ocea ia. he Hague, 1971. ew Gui ea area la guages a d la guage s udy. V. 1. Papua la guages a d he ew Gui ea li guis ic sce e, ed. by S.A. Wurm. Ca berra, 1975. Н.К. Верба. ПАПУАССКИЕ ЯЗЫКИ.
Головокружительная карьера М. Г. Первухина невольно заставляет задуматься о том, что происходило в стране, о людях, о времени, об идеалах. Несомненно, продвижению молодых специалистов способствовало то, что в конце 1930-х гг. страна лишилась ряда хозяйственных руководителей. Но с другой стороны, время и высшее руководство СССР удивительно точно и безошибочно отбирали кандидатов в опустевшие руководящие кресла. Именно тогда начали складываться биографии крупнейших советских промышленников – "сталинских наркомов", которые на своих плечах вынесли эвакуацию и развертывание производства в тылу, послевоенное восстановление народного хозяйства, индустриальный рывок 1950–1960-х гг., позволивший вывести Советский Союз на оборонный паритет с Западом и запустить человека в космос. В должности наркома электростанций и электропромышленности М. Г. Первухин проработал год и 4 месяца. В апреле 1940 г. он, по распоряжению И. В. Сталина, назначается заместителем председателя Совета народных комиссаров В. М. Молотова. Одним из главных участков его работы в системе высшего руководства народным хозяйством оставалась энергетика.
Создание национальных областей и округов, преобразование культуры и быта отсталых народов требовали углублённого их изучения. С этой целью уже в 1917 была создана Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран, в 1930 на её базе - институт по изучению народов СССР. Важное значение имела деятельность Комитета содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК (1924-35), одним из руководителей которого был Богораз. В 1926 был создан журнал «Этнография» (с 1931 - «Советская этнография»). Для координации работ в области Этнография и смежных дисциплин в 1933 был организован институт антропологии, археологии и Этнография в Ленинграде, в 1937 на его основе - Институт этнографии АН СССР. В послереволюционной Этнография наметилась тенденция формирования историко-материалистического подхода к исследованию первобытного общества и культуры (П.И. Кушнер, В.К. Никольский). В конце 20 - начале 30-х гг. в советской Этнография и большинстве других гуманитарных наук развернулись дискуссии, призванные преодолеть теоретические разногласия и утвердить марксистские принципы (этнографическое совещание 1929 и археолого-этнографическое совещание 1932).
1. Роман «Доктор Живаго» как произведение русской и мировой литературы 2. Юрий Андреевич Живаго – представитель интеллигенции в романе Литература 1. Роман «Доктор Живаго» как страница русской и мировой литературы Двадцать третьего октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе — величайшее произведение. Недаром оно признано шедевром мировой литературы. Используемая литература: Альфонсов В.Н. Поэзия Б. Пастернака – Л. Советский писатель,1990 Вильмонт Н.Н. О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. --М. Советский писатель , 1989 «Доктор Живаго» Б.Пастернака – ( С разных точек зрения). --М. Советский писатель, 1990 Лютов В. Русские писатели в жизни – Урал L D,1999 Масленникова З.А. Портрет Б.Пастернака-- М. Сов. Россия, 1990 Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. -- М. Советский писатель,1989 14
Процесс превращения этноса в нацию принято называть нациезацией этноса, а целенаправленные действия государства, его политических институтов или этнополитической элиты по превращению этноса в нацию - нациестроительством. Список литературы Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1998. Гемнер Э. Нации и национализм. М, 1991. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992, № 1. Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. № 3.
Тем не менее, переходя в иной мир, душа предка приобретала, по мнению половцев, особые возможности и силы для того, чтобы помогать людям (обычно родным), приносящим ей жертвы. Это убеждение свойственно всем народам, у которых господствующей формой религии был культ предков. Широкое распространение половецких каменных статуй, находки святилищ с ними свидетельствуют в первую очередь о том, что культ предков был главным компонентом их религиозных представлений. Археологи обнаружили у подножья одной из статуй скелетик убитой девочки (пленной?). В русских сказках сохранился образ Булата-молодца, который, спасая побратима-царевича, превратился в каменное изваяние, и расколдовать его можно было, только полив на него кровь детей царевича. Возможно, в сказке отражен действительно существовавший у половцев жестокий обычай окроплять временами статуи предков детской кровью2. По словам крупнейшего советского этнографа, культ почитаемого предка является соединением «трех первичных представлений: идей души умершего, тотемического прародителя и семейно-родового покровителя»3.
По данным советского этнографа В.П. Курылева:» распашка пастбищ в Турции производится на основании обычного права, согласно которому тот, кто сумеетразработать под посев сельское пастбище, становиться его хозяином». В османский период община выступала, как единый социальный и хозяйственный организм. У неё была общая трудовая жизнь, единый ритм сельскохозяйственных работ. Все было починено интересам коллектива. Он один устанавливал порядок использования земель, севообороты и сроки проведения сельскохозяйственных работ. Непреложной нормой общинной жизни была взаимопомощь. В османскую эпоху существовал неписанный закон взаимной выручки и всеобщей круговой поруки. Этим правилам руководствовались, как при собственно земледельческих работах, так и в делах по домашнему хозяйству. «Окучивание крестьяне производят сообща, – пишет В.П. Курылев, – переходя по очереди от поля одного хозяина к полю другого. Чье поле будут мотыжить на следующий день решают накануне вечером. Хозяин поля должен приготовить хорошие угощения для всех, кто будет ему помогать».
СССР. М.: Мысль, 1986. 3. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциологические исследования в СССР // Социологические исследования. 1981, № 1. 4. Бойко В. Социальное развитие народов нижнего Амура / Отв. ред. А.П.Окладников. Новосибирск: Наука, 1977. 5 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 6 Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотнесении предметных областей этнографии, истории и социологии // Советская этнография. 1978, № 4. 7. Губогло М.Н. Переломные годы. М.: ИЭА РАН, 1993. 8. Джунусов М. С. О некоторых национальных особенностях образа жизни в условиях социализма // Социологические исследования. 1975, № 2. 9. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР.
Советский пистолет ТТ системы Токарева образца 1933 года Калибр - 7.62 мм Масса - 940 г Масса без патронов - 854 г Длина - 195 мм Емкость магазина - 8 патронов Прицельная дальность стрельбы - 50 м Начальная скорость пули - 420 мс В годы второй мировой войны короткоствольное оружие прошло серьезную проверку. Системы, выдержавшие ее, продолжили службу, остальные пришлось отправить “в отставку”. Опыт войны породил и новые тактико-технические требования к пистолетам, в частности им предстояло компактнее, легче, надежнее и скорострельнее. Например, в нашей стране 37-летний конструктор Макаров создал пистолет под 9 мм патрон. Увеличение калибра позволило сохранить ту же, что и ТТ, убойную силу при значительном уменьшении начальной скорости пули, отчего выиграла меткость, так необходимая для оружия самообороны. Действие автоматики ПМ было построено на самом простом принципе - отдаче свободного затвора, применение самовзводно-ударного механизма позволило стрелку быстрее открывать огонь и вести его с высокой скорострельностью.
![]() | 978 63 62 |