![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Золотая Орда и ее падение | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Примерно в центре этого гигантского и совершенно бесполезного десятикилометрового сооружения располагалась турецкая крепость Ор-Капы с четырехтысячным гарнизоном, охранявшим единственный проход через ров. Обойдя крепость и форсировав ров, русские с минимальными потерями (шесть убитых) легко овладели валом, а вскоре им сдалась и сама крепость. Впервые нога русского солдата ступила на землю Крыма, начался очередной этап драмы русско-крымских отношений. Ему предшествовали столетия набегов татарских орд на южные пределы России и Украины. Не раз и не два грозные и безжалостные воины крымского хана подступали к Москве, сжигали ее посады, сеяли смерть в десятках городов русского Центра. Сотни тысяч русских пленников мужчин, женщин, детей были захвачены во время бесчисленных набегов крымских татар на Россию и проданы на невольничьих рынках Гёзлева, Кафы, других городов Причерноморья. После распада Золотой Орды и падения Казанского и Астраханского ханств Крымский хан считал себя повелителем Великого Московского князя русского царя, и лишь Петр I в начале XVIII века прекратил выплачивать татарам ежегодную дань, которую в России стыдливо называли «поминками»
Как в золотоордынский период, так и в то время, в эпоху образования независимого Крымского ханства, события истории Крыма неясны. История Крымского ханства получает достоверный характер только с начала близких отношений с Турцией. Неясна и личность родоначальника династии, даже его происхождение. Ясно только, что власть досталась ему нелегко, после упорной борьбы с противниками, в которой он обнаружил тонкий политический ум, энергию и хитрость. Проведший свою юность в Литве, в качестве беглеца, он получил престол, благодаря поддержке польско-литовского государства в 1428 г., но вскоре лишился его и вторично захватил власть в 1434 г. и царствовал до смерти в 1466 г. Собственное национальное имя его было Девлет, мусульманское Бирди, а прозвища Хаджи и Гирей он принял при вторичном занятии престола по связи с обстоятельствами своего детства. Прозвище Гирей было впоследствии принято его сыном Менгли и стало династическим прозвищем Крымских ханов. Хаджи Девлет Гирей вел двойственную политику по отношению к Московскому государству и генуэзцам и помогал литовцам и полякам в их борьбе с Золотой Ордой. С падением в 1453 г.
Обойдя крепость и форсировав ров, русские с минимальными потерями (шесть убитых) легко овладели валом, а вскоре им сдалась и сама крепость9. Впервые нога русского солдата ступила на землю Крыма, начался очередной этап драмы русско-крымских отношений. Ему предшествовали столетия набегов татарских орд на южные пределы России и Украины. Не раз и не два грозные и безжалостные воины крымского хана подступали к Москве, сжигали ее посады, сеяли смерть в десятках городов русского Центра. Сотни тысяч русских пленников — мужчин, женщин, детей — были захвачены во время бесчисленных набегов крымских татар на Россию и проданы на невольничьих рынках Гёзлева, Кафы, других городов Причерноморья. После распада Золотой Орды и падения Казанского и Астраханского ханств крымский хан считал себя повелителем великого Московского князя — русского царя, и лишь Петр I в начале XVIII века прекратил выплачивать татарам ежегодную дань. Теперь, 22 мая 1736 года, наступил черед Крыма — Миних получил приказ разорить дотла цветущий край, названный в указах «гнездом разбойников»
Ситуация напоминает начало татаро-монгольского ига, но теперь все в точности наоборот: Московия играет роль Золотой Орды, поддерживает войны ханов. Казань же под сильным натиском русских оказалась данником России и это признал ее хан Магомет-Амен. Заключение. Можно подвести итоги: с самого начала периода монгольских нашествий на Русь церковь была на стороне силы и власть имущих. Это было продиктовано тем, что церковь имела земельные владения, но они были по сравнению с землями князей многим меньше и беднее. В некоторой степени жадность и стремление получить неограниченную власть, можно сказать даже, что это была скорее зависть русского духовенства к Римскому папе и его неограниченной власти и богатству. По пришествии же монголов на Русь, церковь терпела убытки и разорения, но они не сравнимы с теми богатствами и размерами тех земель, которые получило духовенство при хане Золотой Орды Менгли-Гирее. Церковь была довольна: князья терпят убытки, русские люди ищут приюта у церквей, больше стали вспоминать о подаянии, о грехах своих. В период упадка в Золотой Орде и падения монгольского ига церковь, предвидя усиление Москвы, поддержала стремление русского народа вернуть себе свободу.
Итальянские колонии на побережье Черного и Азовского морей. Симферополь, 1915, с. 47. 30) Барсамов Н. Феодосия. Историко-краеведческий очерк.- Симферополь, 1957, с. 31-32. 31) Рамм Б. Я. Папство и Русь в X-XV веках.- М.- Л., 1959, с. 211-212. 32) Пашуто В. Т. Возрождение Великороссии и судьбы восточных славян. В кн.: Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства.- М., 1982, с. 25. 33) Карпов С. П. Путями средневековых мореходов. Черноморская навигация Венецианской республики в XIII-XV вв.- М., 1994. 34) Секиринский С. А. Очерки истории Сурожа IX-XV веков. Симферополь, 1955, с. 28. 35) Микаелян В. А. На Крымской земле. История армянских поселений в Крыму.- Ереван, 1974, с. 72. 36) См. об этом: Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв. Ч. II, с. 446; Якобсон А. Л. Средневековый Крым.- М.- Л., 1964. с. 176. 37) Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.- Л., 1950, с. 88. 38) Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1.- СПб., 1884, с. 162. 39) Гейд В. Цит. соч., с. 48. 40) Карпов С. П
Внешняя политика Ивана III. Падение ордынского владычества Во второй половине XV в. Золотая Орда представляла собой ряд независимых государств. Наиболее крупными из них были Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства. В Крымской Орде утвердилась династия Гиреев, с которой московский государь Иван III поддерживал дружеские отношения. Москва и Крым имели общего врага - хана Большой Орды. Слабый золотоордынский хан Ахмет (Ахмат) со своей стороны пытался воздействовать на Русь в союзе с Литвой, но из-за невозможности организовать объединенный поход ограничивался набегами на московские границы. Так, в 1472 г. он совершил поход к берегам Оки, но на Москву идти так и не решился. Иван III проводил все более независимую от ордынцев политику. С 1476 г. он вообще прекратил выплату дани - "выхода". В ответ на это Ахмет собрал большую армию и двинулся к Москве. В сентябре 1480 г. русские и ордынские войска сосредоточились у притока р. Оки - на р. Угре. В октябре Ахмет дважды пытался перейти Угру, но был отброшен назад московскими воеводами, а обещанная ему помощь из Литвы так и не подошла (Казимир IV был занят отражением набега крымского хана Менг-ли-Гирея).
Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приемы операций. Кое-что перешло в Россию из Ордынской экономики: всем известное слово «таможня» происходит от названия ордынского налога «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги» пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан, башмак, колпак – эти и другие предметы одежды вместе с названиями были переняты у восточных соседей. На нескольких столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России. Взаимному проникновению культур способствовали и смешанные браки. Нередко наши юноши женились на татарках. Иногда действовал и политический расчет – ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижно. Позднее татарские вельможи стали переселяться в Россию после падения Золотой Орды и положили начало таким известным родам как Годуновы, Глинские, Тургеневы, Шереметьевы, Урусовы, Шахматовы. Заключение. Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что до завоевательных походов монгольские кочевые племена находились на стадии разложения первобытно-общинного строя.
Курултаю предшествовала война, в которую в той или иной степени были вовлечены правители всех улусов Монгольской империи. Хаган Хубилай продемонстрировал неспособность сохранить контроль над всеми уделами бескрайней империи и вскоре вынужден был смириться с утратой верховной власти над ними. Предпринимаемые с 1270-х гг. попытки Хубилая и его преемников восстановить власть над добившимися самостоятельности улусами успеха не имели. Начиная с этого времени правитель Золотой Орды Менгу-Тимур от своего имени (а не имени великого хана) издает ярлыки и чеканит монету. Он не только стал чеканить монету от своего имени, но и поместил на ней новый титул: "правосудный великий хан". Так, ханский титул был официально закреплен за правителями Золотой Орды. Это нашло отражение и в русских летописях: ордынский властитель с этого времени именуется в них "великий цесарь" . В заключение можно сказать, что Улус Джучи не только добился независимости от империи, но впоследствии стал в определенной степени ее преемником в политическом и геополитическом отношении. Начиная с XIV в. уже не Монгольская империя и не Монгольское ханство (возникшее после падения империи Юань в 1368г.), а именно Улус Джучи - Золотая Орда становится главной доминирующей силой Евразии.
Русские военные отряды участвовали также в войсках Кубилая при завоевании южного Китая во второй половине XIII века. Монгольская империя, совершенно единая при первых великих ханах, быстро начала распадаться на отдельные государства - китайское, персидское, Джагатайское, Золотую Орду. Тем не менее, связь между отдельными монгольскими государствами продолжала еще долго существовать, и долго еще поддерживались вассального типа отношения различных монгольских государей к лицу великого хана, пребывавшего в Китае со времен знаменитого Кубилая (5). Таким образом, до падения монголов в Китае, то есть до середины XIV века (1368), поддерживалось, хотя и ослабленное, единство всей имперской монгольской системы. Наглядным документом этого имперского единства является любопытный чертеж монгольской империи, относящийся к 1331 году. На этом чертеже монгольская империя разгорожена чертою на несколько отдельных частей, но все они вместе слагаются в целое единство. Части эти следующие: 1) Основное ядро - Срединная Империя (Китай) - Империя Тоб-Тимура; 2) Персия - Держава Бу-Саина (Абусаида); 3)Туркестан - Джагатайская Держава (в первой половине XVI века она разделилась на две половины); 4) Кипчацкое Царство - Держава Ю-Джу - Бу (Узбека).
Именно ордынское иго привело к разделению восточнославянского племени на три ветви: великорусскую, малорусскую и белорусскую. Тем не менее, в этот период осуществился некий новый синтез, в результате чего возникло новое сильное Московское государство, непохожее на Киевскую Русь. Вполне правдоподобна мысль "евразийцев" (Н.С. Трубецкого, Л.Н. Гумилева и др.), что мистическую идею государства Русь восприняла не только от Византии — но и от Орды. Оказавшись включенной в ордынскую систему государственности, Русь осознала очевидные преимущества централизованной власти. Контакт с Ордой предопределил последующее движение России на Восток. Список литературы 1.Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига. М., 1989. 2.Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М., 1950. 3.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. 4.Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992 5.Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. (Материалы юбилейной научной конференции). М. 1983. 6. Лурье Я.С. Россия древняя и Россия новая. СПб, 1997. 7.Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. М., 1998. 8.Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ2 ГЛАВА 0.ЗОЛОТАЯ ОРДА И РУСЬ4 ГЛАВА 0. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV - НАЧАЛЕ XVI в.11 0.0.Усиление Московского княжества12 0.0.Русь на рубеже XIV-XV вв.14 0.0.Завершение территориального объединения русских земель15 0.0.Административное деление и местное управление в XIV-XVI вв.17 0.0.Падение ордынского ига19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ24 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего реферата - Золотая Орда и ее роль в истории Отечества. Актуальность и необходимость настоящего исследования вызвана сегодня двумя диаметрально противоположными точками зрения, одна их них традиционная и прописана во всех школьных учебниках и многих учебниках для ВУЗов, суть ее состоит в признании отрицательной роли, другая признает положительное историческое влияние на наше Отечество. Разрабатывая тему реферата мной были изучены документы характеризующие обе позиции. Неоценимую помощь в изучении вопросов темы мне оказали труды выдающихся историков - И. Я. Фроянова, Г.В.Вернадского, Р.Г.Скрынникова, Н.И. Костомарова, Н.М.Карамзина Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества один из самых сложных в истории Руси.
Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края. До 10 в., в свой догородской период, он был отдельно стоящим неукрепленным поселением. В домонгольский период, с 10 по I пол. 13 в., крепость развивала свои военные и торговые функции. Уже в 12 в. Казанский Кремль становится каменным форпостом на северной границе Волжской Булгарии. Со II пол. 13 в. до I пол. 15 в. Кремль (или, по-татарски, Керман) превращается в центр Казанского княжества в составе Золотой Орды. После распада Золотой Орды Казанский Кремль - военный и административный центр Казанского ханства, независимо просуществовавшего с 1438 по 1552 год. Историческая преемственность основного предназначения Казанского Кремля обусловила вслед падению Казани его превращение в административный и военный центр присоединенного Поволжья (1552-1708 гг). С 1708 года Кремль - центр 1-ой, а со II пол. 18 в. - 2-й Казанской губернии. С 1922 по 1992 год Казанский Кремль продолжал выполнять свое предназначение как административный центр Татарской автономной республики, а с 1992 года как государственный центр Республики Татарстан в составе Российской Федерации.
Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия великий князь осуществлял лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово- административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV-XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на праве общей собственности. С ослаблением власти удельных князей великий князь становился подлинным властителем на всей территории государства. Таким образом, централизация явилась внутренним источником великокняжеской власти. Внешним было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. С Куликовской битвы (1380 г.) эта зависимость становится формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы и новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя "государями всея Руси".
Ислам в Чечне Проникновение ислама в 13-15 вв. в чеченские племена и общины сплотило народ по принципу "братьев-мусульман". В качестве официальной религии ислам впервые был принят в царстве Симсим на юго-востоке Чечни в эпоху Золотой Орды. Это исламское государственное образование (на территории нынешних Ножайюртовского и Гудермесского районов) имело союзнические отношениях с единоверной Ордой, в то время как жители юго-западных обществ (мялхи, мелхистинцы, лам-акки) оставались преимущественно христианами и в правовом отношении придерживались адата - кодекса родовых законов. Ислам принимали жители неподвластной Орде вольницы Нашах по мере того, как они переселялись на равнинные земли. К моменту падения Золотой Орды ислам в предгорьях Кавказа уже укрепился довольно прочно. Его постулаты (шариат) оказались для местного населения даже более привлекательными, чем законы общиного права - адата. Тем более, что ряд принципиальных положений адата и шариата совпадали. О том, что большинство чеченцев еще в 15-16 веках были мусульманами, свидетельствуют захоронения того времени. К 1405 - 1406 годам относится сооружение первого из дошедших до нас религиозного мусульманского памятника - мавзолея Борга-Каш у селения Плиево (Назрановский район).
Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В ХIV-ХVI вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле. Ф. Энгельс считал власть главы централизованного государства прогрессивным явлением, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства». Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали праве на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями.
В 1502 году Менгли-Гирей добил Золотую Орду и выгналсына Ахмата,Шиг-Ахмета. Золотая Орда перестала существовать. Палостолетия длившееся на Русси татарское иго. Падение татарского ига, угнетавшего и унижавшего русский на-род, сопровождавшегося систематическим террором, кровопролити-ем,массовыми убийствами и разорением,имело громадное историческоезначение. Русь сбросила с себя "подавляющие ее цепи татарскогоига"(маркс),надолго задержавшие экономическое и культурное разви-тие русской земли, оторвавшие ее от передовых западноевропейскихстран и способствовавшие ее отсталости. В борьбе с Золотой Ордойвыросло и окрепло молодое Русское государство,нашедшее в себе си-лы и для ниспровержения татарского ига и для борьбы с врагами сЗапада. В конце XV века Руси снова угрожало окрепшее и усилившеесяпри Казимире Польско-Литовское государство.Начав против него вой-ну,Иван понимал,что он ведет дорьбу за воссоединение Руси,за соз-дание единого Русского государства с включением в его состав всехстаринных русских земель, захваченных некогда Литвой и и Влынской.Он воевал за Русь в границах киев-ских времен : от Волги до Галича и Черной Руси, от Мурмана до Пе-реяславля, Канева, Черкас и Олешья.
В частности, они добились значительных результатов в хозяйственном освоении Восточно-Европейской равнины, в социально-экономическом развитии страны, в строительстве городов, в формировании древнерусской народности, в утверждении раннефеодальной государственности, в установлении мирных контактов со многими оседлыми народами Восточной Европы. В настоящей работе будут рассмотрены основные этапы развития русских земель в период с XIII в. - время упадка Киева и эпохи феодальной раздробленности, по XV в.- время освобождения от ига Золотой Орды и образования Великорусского государства. 1. Образование новых государственных центров на Руси и появление новых внешних врагов, нашествие татар в XIII веке 1.1. Начало XIII века, упадок Киева К исходу XII века падение Киева стало совершенно очевидным. Этот великолепный город, возбуждавший удивление иностранцев своею красотой и богатством, стал беднеть и пустеть. Население Киева и окружающих его Днепровских волостей начало искать других мест для поселения, убегая от половецкого разорения и княжеских усобиц.
Заключение Rультура Волжской Булгарии оказала существенное влияние на быт и образ жизни народов Поволжья и Приуралья. После покорения Волжской Булгарии войсками Батыя (1236-37) терр. края вошла в состав Золотой Орды. В период её существования происходили осн. процессы этнокульт. консолидации тюркояз. народов и формирования татар. народа (см. Татары). В 1-й пол. 15 в. на терр. края образовалось Казанское ханство, нас. к-рого унаследовало этнокульт. и соц.-экон. культуру Волжской Булгарии и Золотой Орды. В Казанском ханстве окончательно сформировалась народность поволжско-приуральских татар. Длит. борьба между Русским гос-вом и Казанским ханством за господство на волж. торг. путях и в Волго-Уральском регионе завершилась падением последнего и присоединением его земель к Русскому гос-ву (см. Казанское взятие 22.8(2.9)- 2(13).10.1552). Управление краем было передано Приказу Казанского дворца. В 1555 учреждена Казанская епархия, гл. обязанностью к-рой являлась христианизация народов Ср. Поволжья и Приуралья. Началось стр-во церквей и монастырей.
![]() | 978 63 62 |