![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Людвиг Фейербах | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
В июне 1848 - мае 1849 вместе с Марксом издавал в Кельне "Новую Рейнскую газету", в 1849 участвовал в вооруженном восстании в Юго-Зап. Германии. В ноябре 1849 переехал в Лондон, в ноябре 1850 - в Манчестер, где работал в торговой конторе, с 1870 жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью 1 Интернационала. После его смерти был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: "Положение рабочего класса в Англии" (1845); "Святое семейство" (1845), "Немецкая идеология" (1845-46), обе совместно с Карлом Марксом; "Крестьянская война в Германии" (1850); "Революция и контрреволюция в Германии" (1851-52); "Анти-Дюринг" (1878); "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884); "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (1886); "Диалектика природы" (1873-82, опубликована 1925); "Крестьянский вопрос во Франции и Германии" (1894). ЭНГЕЛЬСА ПИК - одна из вершин Шахдаринского хр., на юго-западе Памира. Высота 6510 м
Такой объективизацией является возникновение объективной противоположности мирового духа – природы. Относительно субъективного духа человека, то подобную объективизацию можно наблюдать в виде овеществления его деятельной активности. Такое предметное инобытие субъективного духа уже не есть «своим», а является «чужим». Овеществление у Гегеля всегда становится отчуждением. Процесс «отчуждения» постоянно прогрессирует, постоянно поглощает внутреннюю суть диалектического беспокойства субъективного духа. 16. Диалектика Гегеля. Законы и категории диалектики. (Энгельс. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии) 1. Философия Гегеля. Первый изложил принцип диалектического метода. Истинное значение и революционный характер гегелевской философии состояло в том, что она разделалась со всякими представлениями об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Истина, которую должна познать философия, представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, истина теперь заключалась в самом процессе познания.
В известном смысле "вся эта вереница философов выступает как единый философ, проживший как бы две с половиной тысячи лет, в течение которых он "продолжал мыслить" [1]. Философ каждый раз переосмысливает схемы решения "вечных" вопросов, наполняет их реалиями своей эпохи, своей культуры, своей жизни. Сократовское "я знаю только то, что ничего не знаю" в последующие эпохи становится то знаменем скептицизма и агностицизма, то превращается в формулу, выражающую христианский провиденциализм, то становится признаком внутренней свободы. Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. Для Ф.Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция - вопрос о сущности счастья, для Руссо - вопрос о причинах социального неравенства, для Канта - вопрос о сущности человека, для Камю - вопрос о смысле жизни. Ф.Энгельс в своей работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" сформулировал основной вопрос по-иному. "Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию" [2]. 1 Ортега и-Гассет X
смотреть на рефераты похожие на "Материализм Л.Фейербаха " РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РЕФЕРАТ МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХА студента 1 курса группы 11-м факультета международных отношений Нечаевой Анастасии Сергеевны Научный руководитель: Абрамова Л.П. Дата сдачи: Оценка: Подпись руководителя: Санкт- Петербург 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Л.ФЕЙЕРБАХА 5 ГЛАВА 2. ТРАКТОВКА ФЕЙЕРБАХОМ РОЛИ ФИЛОСОФИИ 8 ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК В КОНЦЕПЦИИ ФЕЙЕРБАХА 11 ГЛАВА 4. СМЫСЛ ЛЮБВИ, ДРУЖБЫ, САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ФЕЙЕБАХА 14 ГЛАВА 5. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ 17 ГЛАВА 6. НЕДОСТАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛЮДВИГА ФЕЙЕРБАХА 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25 ВВЕДЕНИЕ Людвиг Фейербах - последний представитель так называемой немецкой классической философии. Его можно было бы отнести и к последнему представителю философии нового времени и в какой-то мере его можно считать философом, относящемуся к другому пласту периода истории философии, к современной философии.
I и Princ(ipia philosophiae Принц. философии, I, 1-5 Цитируется по Истории Философии Людвиг Фейербах Т1 Стр 20). Но тем самым через сомнение, через полное и абсолютное сомнение через отрицание всего чувственного, через отрицание математематических истин, бога и даже своего собственного тела Декарт утверждает существование духа, который находит и проявляет себя именно в этом полном и абсолютном сомнении. И акт сомнения, акт отрицания по Декарту есть в то же время первый и основной акт мышления а значит и акт утверждения существования, бытия духа. Cogito ergo sum есть основной краеугольный камень философии Декарта. Я мыслю, следовательно я существую, я подвергаю отрицанию всё материальное всё чувственное, что окружает меня, я подвергаю сомнению всё духовное, я уничтожаю в своём мышлении абсолютно всё и этот акт уничтожения отрицания всего и вся есть в тоже время акт рождения духа, акт рождения мысли. В сомнении родился дух Декарта. Но это сомнение по Декарту не есть всё разъедающий душу скепсис, не есть мрачный демон, который в слепом своём неистовстве разрушает всё и вся
Художественная фантазия относится к фантазии первого рода. Любые художественные образы, сколь бы фантастичны они ни были, выступают всегда лишь как особые средства и приемы более глубокого понимания реальных человеческих характеров и судеб. Народный эпос или сказка отличаются от религиозных мифов прежде всего тем, что они не требуют веры в реальность сверхъестественных, фантастических образов и событий. То же самое можно сказать и о профессиональном искусстве. Эту особенность искусства отметил в свое время немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах. „.Искусство, - писал он, - не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные". Л. Фейербах указал здесь на принципиальное отличие художественной фантазии от религиозной. Всякая религиозная фантазия стремится выдать свои продукты за реальность. Продукты человеческой фантазии, результаты деятельности человеческого воображения превращаются в религии в самостоятельные существа, в особые объекты.
К сожалению, мы очень мало знаем о том, что думали древние мыслители по поводу того, каким должен быть человек, чтобы стать счастливым, и начинаем "открывать Америку" заново. Не лучше ли обратиться к опыту прошедших веков? Анализ большого числа сентенций великих мира сего позволяет прийти к выводу о том, что стремление к счастью генетически заложено в каждом человеке и составляет неотъемлемую часть его природы. Осуществление же этого стремления вручено человеку как дар его свободной воли. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пьетро Помпонацци (1462-1525) считал, что .человеку естественно стремиться к счастью и избегать несчастья. Французский философ, теолог, физик и математик Блез Паскаль (1623-1662), стоявший у самых истоков философии Нового времени, выразил свои мысли на этот счет в следующем высказывании: Все люди стремятся к счастью — из этого правила нет исключений; способы у всех разные, но цель одна. Счастье — побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься. Людвиг Фейербах (1804-1872), великий антрополог, представитель "золотого века" немецкой философской мысли, посвятивший много сил познанию человеческой природы, утверждал, что .где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще и что стремление к счастью — это стремление стремлений.
Отвергая гегелевский идеализм, Фейербах не воспринял и его диалектику. Он не понял, что диалектику можно развивать и на неидеалистической основе. Тем не менее значение Фейербаховской критики идеализма огромно. Учение Фейербаха, несмотря на его односторонность, сыграло важную роль в формировании философских взглядов КАРЛА ГЕНРИХА МАРКСА (1818-1883) и ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА (1820-1895). Основные труды: К. Маркса — «Экономическо-философские рукописи» (1844), «Снятое семейство» (1845), «Тезисы о Фейербахе» (1845), «Немецкая идеология» (1846), «Капитал» (1857-1867) и др.; Ф. Энгельса — «Анти-Дюринг» (1876-1877), «Диалектика природы» (1873-1882), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886) и др.; К. Маркса и Ф. Энгельса — «Манифест Коммунистической партии» (1848) и др. В чем же состояла принципиальная новизна основных идей марксизма как одного из многих течений мировой философской мысли? 1. Марксизм с идеалистической на материалистическую почву поставил гегелевскую диалектику и превратил ее в науку о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах функционирования и развития объективного мира и отображающего его человеческого сознания. 2. Представители домарксовского материализма ограничивались установлением зависимости человека от природы, что приводило их на путь идеализма.
Но эротическое влечение приобретало при этом иной облик. В самом деле, если кто-то отказывается от полового акта, то это вовсе не означает, что он отрекается от любви. Ведь в эросе есть духовное начало. В эпоху средневековья возник брак особого типа. Мужчина и женщина жили под одной крышей. Однако не вели половой жизни. Это был так называемый духовный брак. Отшельники, отправляясь в пустыню, брали с собой служанок, но вовсе не для любовных утех. Делались попытки возвысить сексуальную любовь до сферы любви духовной. Патриархальное общество воспринимало женщину в двух ипостасях — как созидательницу и как разрушительницу. Она была символом двойственной биологической природы, единства любви и смерти. Средневековая религия устранила этот дуализм. Дева Мария превратилась в символ любви и жизни. Но исчезла ли человеческая потребность в персонификации злой силы? Нет, не исчезла Кроме образов Девы Марии и Прекрасной Дамы в средневековом сознании возникает «черный символ» — ведьма В противовес злым сатанинским чарам культивируется светлое чувство — амор (Гуревич П. С.) Людвиг Фейербах из книги «Сущность христианства» Святой дух обязан своим личным существованием только одному имени, одному слову.
До сих пор ещё в ходу поговорка : человек предполагает, а бог располагает . Чтобы подчинить общественные силы господству общества, необходимо действие . И когда это действие будет совершено, когда общество, взяв во владения всю совокупность средств пр-ва, и планомерно управляя ими, освободит этим путём себя и своих членов от того рабства, в котором нынче их держат, но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы, средства пр-ва, тогда следовательно человек будет не только предполагать, но и располагать, исчезнет последняя чуждая сила, которая до сих пор ещё выражается в религии, а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать . Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди этого направления решили принимать действительный мир таким, какой он есть на самом деле .
Поэтому каждый философ на протяжении всей истории прежде всего пытался объективно разобраться в духовных ориентирах своего времени, социальных и моральных ценностях, мировоззрении. Размышляя над судьбой человечества, И. Кант (1724-1804) прогнозировал вечный мир, возможность которого гарантирует природа. Вечный мир возможен лишь в далеком будущем. Общество должно подняться до такого уровня развития, считал философ, чтобы люди сами себя заставили достичь состояния мира. Согласно этической теории Канта добром является то, что соответствует повелениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и не зависящего от условий, в которых живет человек. Людвиг Фейербах (1804-1872) трактовал человека как часть природы, считая, что сущность человека неизменна, а его чувства и желания определяют его поведение и выступают главными критериями исторического процесса. Человек в своей деятельности руководствуется не абстрактными категориями, а личным стремлением к счастью. Необходимо создать условия для счастья человека, сделать условия жизни человеческими.
Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена ”абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”. Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина. Антропологический материализм Л. Фейербаха. В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах.
Антропологический материализм Л.Фейербаха. 1. Введение. Отказ от традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основу единства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такой определенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мир человека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположник немецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель (1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подверг пересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать в качестве такового историю человечества в целом. Гегель создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839 году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией. Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого как биологическое существо, абстрактный индивид. 2. Антропологический материализм Л. Фейербаха. В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах.
Философия антропологического материализма Людвига Фейербаха (1804–1872) Людвиг Фейербах является одним из выдающихся представителей немецкой классической философии. Из предыдущих лекций видно, что немецкая классическая философия не была однообразным и монолитным явлением. Философия Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля отличаются друг от друга, а подчас и противоречат друг другу, хотя они и принадлежат к одному направлению – идеализму. Философия Людвига Фейербаха прямо противостоит этому направлению. Он явился родоначальником материалистической линии в немецкой классической философии. В начале своего становления как философа и мыслителя он был на позиции Гегеля, считая себя его последователем и учеником. Он отдает должное гегелевской диалектике, которая побуждает к творческому подходу в рассмотрении бытия мира. Но постепенно он отходит от спекулятивного характера гегелевской философии, поскольку она не позволяет, по его мнению, понять подлинную природу человека, сущность религии и сущность природы. В концентрированной форме свою философскую позицию он выразил в своем фундаментальном труде «Сущность христианства» и ряде работ по проблемам природы, этики.
Формы движения материи: носитель формы - система из вида материи и условий существования, процессвзаимодействия между ними - конкретная форма движения материи, сущность - процесс воспр-ва и пр-ва видов материи и форм, отношений. Людвиг Фейербах иконец классической немецкой философии. Энгельс: когда, как и почему была создан диалектич материализм. Введ - как относится ДМ к классич нем ф-фии. Гл1. -критич анализ идеалит ф-фии Гегеля. Все действ-ное - реально, а все реальное - действ-но? По Гегелю: 1. Действ-м явл только то, что явл необх-тью. 2. Истина -процесс познания. 3. Система Гегеля: абс идея есть абс дух - абс истина. Можно создать законч знание о мире. Основа мира - понятие. Гл2. - анализ недост-вматер-ма Фейербаха. Осн вопрос - что первично (матер или идеал), познаваем ли мир (есть ли связь между сущн и явл-м). Три черты огранич-ти: механицизм - вмире действ-ны только з-ны мех (свед высш форм движ материи к низш), метафиз-ть - отсутствие матер поним общ-ва - матер-чески воспр только природа. ПоФейербаху: сознание - св-во, присущее матер-му, мысль - веществ продукт работы чел мозга (матер-ты XIX в, Бюхнер), в общ-ве идеи правят миром (матер-ты XVIIIв), не согласен, что сознание порожд-ся бытием (как живут, так и думают). Гл3. - критика идеал поним общ-ва в ф-фии Фейербаха.
Истинное существо - любит, мыслит, хочет. Высший закон - любовь к человеку. Философия должна исходить не из некоей абсолютной идеи, а из природы, живой действительности. Природа , бытие - субъект познания, а мышление производно. Природа - первичное, идеи - ее порождения, функция человеческого мозга. Это были для молодого Чернышевского настоящие откровения. Он находил то, что искал. Особенно поразила его главная мысль , показавшаяся совершенно справедливой, - что "человек всегда воображал себе бога человеческим по своим собственным понятиям о себе". В 1850 году он уже записал :"Скептицизм в деле религии развился у меня до того , что я почти решительно от души предан учению Фейербаха". В 1877 году Чернышевский писал из сибирской ссылки сыновьям: "Если вы хотите иметь понятие о том, что такое по моему мнению человеческая природа, узнавайте это из единственного мыслителя нашего столетия, у которого были совершенно верные, по - моему , понятия о вещах. Это - Людвиг Фейербах. В молодости я знал целые страницы из него наизусть. И сколько могу судить по моим потускневшим воспоминаниям о нем, остаюсь верным последователем его". 4. Взгляды на теорию познания Чернышевский критикует идеалистическую сущность гносеологии Гегеля и его российских последователей, указывая, что она переворачивает с ног на голову истинное положение вещей, что она идет не от материального мира к сознанию, понятиям, а, напротив, от понятий к реальным предметам, что она рассматривает природу и человека как порождение абстрактных понятий, божественной абсолютной идеи.
Философия природы: абсолютная идея начала существовать вне себя. Возникает природа - механика, рассматривающая инертные материи; органическая физика изучает функционирующие сустемы; физика изучает нефункционирующие системы. Философия духа (учение об индивидуальном сознании , истории общества, формах общественного сознания). Субъективный дух - антропология ( изучает духовную деятельность, связаную с телесной); феноменология (изучает сознание как таковое); психология (изучение форм сознания). Объективный дух: право (воплощение воли человека в вещах в отношении собственности); мораль (о внутреннем мире личности); нравственность (о семье, гражданском обществе). Абсолютный дух: учение об искусстве, учение о религии, учение о философии. Философия - абсолютно конечный продукт саморазвития духа. Философия - эпоха, схваченная в мыслях. Работы: "Наука логики", "Энциклопедия филосовских наук". Людвиг Фейербах 1804-1872 Религия - продукт деятельности людей, она является формой связи между людьми. Люди обожествляют то, что имеет над ними какую-либо власть.
Дело в том, что эта теория не является неотъемлемой частью психоанализа и поэтому не может претендовать на поддержку психоаналитической теории в целом. Это, можно сказать, всего лишь отдельный вопрос. На самом деле, критический подход Фрейда к религии связан его личностными особенностями; это своеобразный метапсихоанализ – некая концепция, основанная на осмыслении личного опыта, слабо связанная с фрейдовскими клиническими представлениями. Если провести разграничение и отделить проективную теорию от основной части психоаналитической теории Фрейда, становится понятна ее широкая популярность за границами психоанализа. Приведем пару свидетельств в пользу этого подхода к проективной теории. Во-первых, сама теория появилась гораздо раньше: ее ясно изложил Людвиг Фейербах в книге «Сущность христианства» (1841, 1957). Толкование Фейербаха было широко известно в кругах европейских интеллектуалов, а юный Фрейд читал Фейербаха запоем (см. Gedo приведем его разговор с Бесси, их экономкой: «.Впервые я всерьез задумался о Боге.
![]() | 978 63 62 |