![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Архитектура Руси XIII - XIVвв. | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Читателей — за внимание к книге. Приложение. Этапы христианизации Руси X–XI вв. — Крещение князей и их приближенных. Захват христианами городов — основных сакральных центров. Разгром открытого и организованного противодействия насаждению христианства, удаление волхвов с политической арены. ХI–ХIII вв. — Крещение городских общин. Прекращение конкуренции волхвов и князей и утрата последними интереса к насаждению христианства. Переход религиозной войны в "холодную" фазу. Поучения против язычества. Параллельное существование двух культов в городской среде (при господстве язычества в сельской округе). XIII–XIVвв. — Ликвидация церковью (при поддержке татар) городского язычества. Прекращение языческих обрядов в городах, прекращение функционирования крупных святилищ. Начало проникновения христианства в сельскую округу. Отмирание обряда кремации. XIV–XVI вв. — Христианизация сельских жителей. Возникновение синкретического "народного православия". Угасание язычества, как самостоятельного культа. XVII–XVIII вв. — Последние упоминания о русских язычниках. XVIII–XIX вв. — Евангелизация русской деревни, искоренение "обрядоверия" и "пережитков язычества" в православном крестьянстве. XX в. — Падение Российской империи и православной церкви
Но этим отчасти подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви, совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I. 2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым обмазка фасадов придавала монолитный облик.
Внимая плачу Ярославны… // Русская литература. 1986. № 4. С. 3-14. 668 Кайдаш С. «Ярославна рано плачет»: Героиня «Слова о полку Игореве» в кругу современниц // Наука и религия. 1986. № 3. С. 22-27; Он же. Сила слабых: Женщины в истории России (ХI-ХIХ вв.). М., 1989. С. 13-34. 669 Ипатьевская летопись. Указ. изд. С. 428. 670 Там же. С. 275. 671 Там же. С. 359. 672 Иоаннисян О.М. Основные этапы развития галицкого зодчества // Древнерусское искусство. Художественная культура Х- первой половины ХIII в. Указ. изд. С. 50-52. 673 Там же. С. 53-58. 674 Ипатьевская летопись. Указ. изд. С. 335-336. 675 Там же. С. 292. 676 Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 2-3. Указ. изд. С. 185-186. 677 Там же. С. 519. 678 «Слово о полку Игореве». Л., 1953. С. 49. 679 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1982. С. 508-510. 680 Ипатьевская летопись. Указ. изд. С. 359. 681 Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв. Л., 1982. С. 108; Он же. Строительное производство Древней Руси. Х-XIII вв. СПб., 1994. С. 46. 682 Ипатьевская летопись. Указ. изд. С. 441-442. 683 Раппопорт Н. А
Система управления завоеванными землями. Великое княжество Владимирское и Золотая Орда. Борьба русского народа против Золотой Орды. Последствия монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига для дальнейшего развития нашей страны. Тормозящее воздействие монголо-татарского завоевания на развитие русской культуры. Разгром и уничтожение культурных ценностей. Ослабление традиционных связей с Византией и другими христианскими странами. Упадок ремесел и искусств. Устное народное творчество как отражение борьбы с захватчиками. Монголо-татарское завоевание Руси и золотоордынское иго в оценках историков. Русские земли и княжества во второй половине XIII- середине XVв. Политическая карта Восточной Европы после монголо-татарского нашествия. Перемещение центра русской политической жизни во Владимир. Великое княжество Литовское и Русское. Литва и южные и юго-западные земли Руси. Дикое поле. Золотая Орда и Русь. Апогей политической раздробленности Руси на рубеже XIII-XIVвв. Восстановление экономики после Батыева погрома. Приток населения в междуречье Оки и Волги. Боярская и монастырская вотчины. Поместное землевладение. "Черные земли". Формы феодальной ренты.
И это в книге, которая претендует на статус энциклопедии!!! Может быть, причина досадного недоразумения в том, что книга французская, а для французов история Руси XIII века тема малознакомая? Это было бы оправданием, если бы не одно «но»: на французский язык энциклопедия переведена с чешского издания. Ну не могут наши чешские братья-славяне, которые сами не раз сражались с немецкими рыцарями, не знать о том, как их разгромил Александр Невский. Кинофильм «Александр Невский» великого Эйзенштейна они что ли не смотрели?! Впрочем, и французы неоднократно скрещивали оружие с нем цами. Вряд ли бы они отказали себе в удовольствии польстить своему национальному самолюбию и не воспользовались возможностью еще раз уколоть бывшего врага, припомнив, как молодой русский князь Александр нанес немецким рыцарям сокрушительное поражение. Так почему же в энциклопедии, посвященной истории военного искусства, не нашлось места для великого полководца Руси Александра Невского? Ответ прост — об этом полководце и о битвах, в которых он одержал победы, за пределами бывшего СССР ничего не известно
При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям. Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства. Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким показателем такой общности «стиля эпохи», говорящим о том, что романское искусство – понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой, воскрешающей в памяти замечательные изделия из слоновой кости.
Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар экономике Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться. Упадок Великой Литвы неотделим от общего процесса разложения Речи Посполитой – после Северной войны (1700-1721) княжество и Корона Польская неотвратимо двигались навстречу своему концу. Польская конституция 3 мая 1791 года ликвидировала федеративное устройство и уничтожила самостоятельность Великого княжества. Через четыре года прекратило свое существование и само польско-литовское государство Теперь прежние земли Великого княжества Литовского стали территорией новых независимых государств – Литвы, Белоруссии, Украины, России. Государственным гербом Литвы стала разновидность знаменитой «Погони» – старинного герба Великого княжества. Мощный тяжеловооруженный всадник стремительно скачет, сметая все на своем пути. 2. АРХИТЕКТУРА Литвы XIII – XVI веков Сложность формирования средневекового литовского государства, с разноязычным населением, в основном славянским, отразилась на характере его культуры и искусства.
Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262 г .расправились с баскаками и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее - в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено. Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала существовать под тяжелым бременем монголо-татарского ига. Борьба Руси XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа и его нарождающейся государственности. Географически расположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказалась одновременно меж двух огней. С севера продолжались попытки захвата русских городов и земель потомками варягов -шведами. Положение еще более усугубилось с появлением на западных границах немецких рыцарей, развернувших активную военно- колонизационную деятельность в Прибалтике.
Ныне землею трясеть и колеблеть, безаконья грехи многая от земля отрясти хощеть, яко лествие от древа. Аще ли кто речеть: “Преже сего потрясения беша и рати, и пожары быша же”, — рку: “Тако есть, но — что потом бысть намъ? Не глад ли? не морови ли? не рати ли многыя? Мы же единако не покаяхомъся, дондеже приде на ны языкъ немилостивъ попустившю богу; и землю нашю пусту створша, и грады наши плениша, и церкви святыя разориша, отца и братью нашю избиша, матери наши и сестры в поруганье быша”. Ныне же, братье, се ведуще, оубоимъся прощенья сего страшьнаго и припадемъ Господеви своему исповедающесь: да не внидем в болши гневъ Господень, не наведемъ на ся казни болша первое» (Слово преподобного отца нашего Серапиона // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. С. 440, 442). Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988. Кн. 1. Т. 4. Стб. 20. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн. 1. Вып. 1–3. С. 158. В предисловии к своему сочинению М. Хитров сетует: «к великому сожалению, в рассказе о св. Александре Невском нам приходится довольствоваться скудными историческими известиями», поскольку «летописные известия о лицах и событиях XIII и XIV веков кратки, отрывочны и сухи».
В дореволюционной историографии сосуществовали «указная» и «безуказная» теории возникновения и утверждения крепостного права. В советской историографии, начиная с Б. Д. Грекова, утверждается концепция постепенного зарождения и развития крепостного права со времен «Русской Правды», через судебники XV—XVI вв. и до Соборного Уложения 1649 г. В дальнейшем большинство историков отказались видеть крепостное право в законодательстве до конца XV в. Некоторые из них в качестве компромисса стали проводить разграничение понятий «крепостничество» — проявление внеэкономического принуждения в различных формах при феодализме — и «крепостное право» — прикрепление крестьян к земле феодала в законодательстве, начиная с конца XV в. В данном реферате мы будем придерживаться последней точки зрения, т.е. мы попытаемся проследить становление крепостного права на Руси начиная с XV в. и до принятия Соборного Уложения 1649 г. Предварительно мы рассмотрим вопрос происхождения термина «крепостное право» (в связи с которым затронем тему холопства на Руси) и дадим общую картину положения крестьянства в удельной Руси (XIII-XIV вв.). Следует отметить, что данный реферат на 99% является компиляцией выдержек из работ русских историков.
Московская Государственная Академия Приборостроения и Информатики РЕФЕРАТ по культурологии на тему: АРХИТЕКТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, Романский стиль. Выполнил студент 1 курса группы ЭУ-2 0719 Яшин Е.Н. Москва 98 Содержание Романская архитектура1.Строительные приёмы, тектоника. 2.Здания и архитектурные комплексы. Романская архитектура. Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру XI-XIII вв., поскольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные строительные приёмы римлян, а также была наиболее распространена у романских народов. И то, и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы. Это исторический стиль зрелого средневековья, характеризующийся общностью типов зданий, их конструктивных приёмов и выразительных средств. Собственно романскому периоду (XI-XIII вв.) предшествовал довольно длительный период архитектуры раннего средневековья (V-X вв.). Архитектура раннего средневековья несёт на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и культуры западноевропейских стран.
Ныне же, братье, се ведуще, оубоимься прощенья сего страшьнаго и припадемъ Господеви своему исповедающесь: да не внидем в болши гневъ Господень, не наведемъ на ся казни болша первое»33 32 Долгов В.В., Котляров ДА, Кривошеев Ю.В., Пузанов В.В. Формирование российской государственности. С. 412. 33 Слово преподобного отца нашего Серапиона // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981. С 440, 442 Никакого потом для людей того времени не существовало. Никакого освобождения от нечистых народов, нашествие которых должно было завершиться воцарением антихриста, не предвиделось. Наступили последние времена. А потому и выбирать путь дальнейшего развития не приходилось. Эта мысль с предельной ясностью выражена в словах митрополита Кирилла, произнесенных якобы во время погребения князя: «"Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!"». На что присутствовавшие здесь «иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии и вси людие глаголааху; "Уже погыбаемь!"» И «бысть же вопль, и кричание, и туга, яка же несть была, яко и земли потрястися», - заключает агиограф 34.
В исследованиях по истории русского литературного языка очень мало работ, которые затрагивали бы и разъясняли проблему взаимодействия словаря литературного языка как Киевской, так и Московской Руси со словарями других областных древнерусских культурных центров. Соотношения северновеликорусской и южновеликорусской стихий в составе лексики государственно-деловой и разговорной речи допетровской Руси не раскрыты. И все же вопрос о диалектных различиях письменно-деловой речи, особенно усилившихся в период феодальной раздробленности, необыкновенно важен для характеристики как внутреннего существа самой деловой речи, так и ее отношения к литературному языку. Характерно, например, что даже в таком замечательном памятнике, как "Слово Даниила Заточника", обычно относимом к литературе Северо-Восточной Руси XIII в. (к северному Переяславлю), исследователи находили словарные черты, позволяющие искать родину его в пределах Южной Руси; например, ссылались на такие слова и выражения: на бразнах жита (ср. совр. укр. борозна); крапли с небеси идутъ (ср. совр. укр. крапля); лЬпше, лЬпши, лЬпшии (ср. совр. укр. лiпше, лiпш, лiпший); утинаютъ от вЬтвь (ср. совр. укр. утинати, утнути, утяти) и нек. др. . Летописно-проложное Житие Владимира, появившееся в севернорусской письменности XIV в., особенностями лексики резко отличается от языка ранних летописей киевского периода.
Министерство образования Российской Федерации Хабаровский Государственный Педагогический УниверситетКонтрольная работа № 1По Отечественной историитема: Русь и Золотая Орда в 13-15вв. Дискуссии о влиянии монголо-татарского ига на развитие русских земель. Выполнила студентка 1 курса ОЗО ИЗО Семенихина Юлия Александровна Проверила : Романова В.В.г.Хабаровск 2006гПлан. Введение 3. 1. Русь и Золотая Орда в 13-15вв 4. 1)Битва на Калке. 4. 2)Начало нашествия 5. 3)Поход на Русь 7. 4)Русь и Орда . Правление Невского. 9. 2. Влияние монголо-татарского ига на развитие русских земель. 15. Вывод. 17. Список литературы 18. Введение. В переломные моменты истории, ещё не ставшей прошлым, а представляющей бурное настоящее, довольно обычны — пожалуй, даже традиционны обращения к древним временам. При этом не только проводятся параллели, сопоставляются события разных эпох, но и делаются попытки усмотреть в давних деяниях предков посевы, которые всходят сегодня. Именно так обстоит дело с внезапно возникшим пристальным интересом к истории Руси XIII-XV веков, то есть периоду, хорошо известному под названием изд.Весь мир 1997г
2) материалы частной переписки (например, новгородские берестяные грамоты ХI века, частные письма на бумаге, сохранившиеся в большом количестве, начиная с XVII века), которые дают богатейший материал для изучения живой народной речи, так как писались обычными людьми, а не писцами; 3) деловые памятники - официальные документы (дарственная великого князя Мстислава новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 года), «Русская правда» - свод законов Древней Руси (XIII век), которые тоже отражают особенности живой речи; 4) рукописные книги (большинство древнерусских рукописных книг - это церковные произведения, списки текстов старославянского происхождения: евангелия, Псалтырь (сборник духовных стихов), минеи (сборники церковных чтений), кондакари (сборники церковных песнопений), поучения отцов церкви и жития святых;
Искусство Руси заслуживает внимательного и подробного рассмотрения. Мне бы хотелось лишь слегка коснуться его, наметив основные черты. В архитектуре стиль нашел претворение в застройке первоначального Петербурга, позднее - других городов. Прежде всего это отразилось на планировке города, на самих зданиях. Барокко на Руси вытесняло средневековую цельность, сплоченность декора с конструкцией. Фасады барокко специфичны своей театральностью, динамичностью, ритмической сложностью. Развитие фасадной декорации барокко приводит к возникновению дополнительной пространственной зоны. Большое значение для дворцовых интерьеров имела монументально- декоративная живопись. Основное средство образной выразительности - язык символов и аллегорий, использование мифологических сюжетов, представления о мироздании. Типично орнаментика, патетика, аффектация, возвышенность. Наиболее значительная роль принадлежала плафонной живописи. Круг мастеров: Пильман, Гарсиа, Соловьев, семья Адольских. В целом, характерна свежесть, рационализм, буржуазность. Локальность культурного развития средневековья сменялась более выраженным единством, в основе которого буржуазные связи, становление русской нации и национальной культуры. XIII. Заключение Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв.
Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию. Представление о тогдашнем уровне знаний могут дать энциклопедии XI века – изборники 1073 и 1076 годов, в которых помещены статьи по грамматике, философии и другим дисциплинам. Возможно даже, что некоторые русские люди учились в заграничных университетах. Зодчество и архитектура в Киевской Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Давайте в общих чертах рассмотрим планировку древнего Киева: на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки.
Зодчие Галича использовали белый камень — местный известняк, из которого они возводили храмы самого разного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане — ротонды. К сожалению, талицкая архитектура нам известна в основном по литературным описаниям, однако в результате археологических работ последних лет все яснее становится характер этой художественной школы. Восстановить подлинный облик храмов Западной Руси особенно трудно, потому что католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякие следы русской культуры. Церковь Пантелеймона близ Галича (начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей говорит о высоком уровне галицкой архитектурной школы. Интересно отметить, что если техника кладки и убранство галицких храмов связано с романским зодчеством, то план этих четырехстолп-ных крестово-купольных церквей типичен для русской архитектуры XII в. Заметим здесь же, что в те страшные десятилетия второй половины XIII в., когда большая половина русских земель была выжжена монголо-татарами, для Галича и Волыни (западной части княжества) это было относительно благополучное время.
![]() | 978 63 62 |