![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Александр Невский. Жизнеописание | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
А на самом деле, сразу после смерти Петра, Россия стала добычей немцев, а русские верхи пошли в духовную кабалу к Западу. То есть, свершилось то, чего больше всего боялся Александр Невский. Русь попала в духовное рабство к Западу. II Глубочайший овраг начинается с маленькой трещины в земле. Ошибка, совершенная государственным деятелем очень часто вырастает впоследствии в гигантскую катастрофу. В своем жизнеописании отца Петра I, историк Костомаров делает правильный вывод. "В истории, как в жизни, раз сделанный промах влечет за собою ряд других, и испорченное в нисколько месяцев и годов, исправляется целыми веками". Как на пример поразительного антиисторического подхода, можно указать на следующее заключение Ключевского: "С поворота на этот притязательный путь (то есть путь Петра Первого), государство стало обходиться народу в несколько раз дороже прежнего и без могучего подъема производительных сил России, совершенного Петром, народ не оплатил бы роли, какую ему пришлось играть в Европе". Возникает вопрос, а для чего это русскому народу нужно было во что бы то ни стало играть какую-то роль в Европе? Разве немцы развивали свое государство для того, чтобы играть роль во Франции, а французы в Германии
Ныне землею трясеть и колеблеть, безаконья грехи многая от земля отрясти хощеть, яко лествие от древа. Аще ли кто речеть: “Преже сего потрясения беша и рати, и пожары быша же”, — рку: “Тако есть, но — что потом бысть намъ? Не глад ли? не морови ли? не рати ли многыя? Мы же единако не покаяхомъся, дондеже приде на ны языкъ немилостивъ попустившю богу; и землю нашю пусту створша, и грады наши плениша, и церкви святыя разориша, отца и братью нашю избиша, матери наши и сестры в поруганье быша”. Ныне же, братье, се ведуще, оубоимъся прощенья сего страшьнаго и припадемъ Господеви своему исповедающесь: да не внидем в болши гневъ Господень, не наведемъ на ся казни болша первое» (Слово преподобного отца нашего Серапиона // Памятники литературы Древней Руси: XIII век. С. 440, 442). Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988. Кн. 1. Т. 4. Стб. 20. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Кн. 1. Вып. 1–3. С. 158. В предисловии к своему сочинению М. Хитров сетует: «к великому сожалению, в рассказе о св. Александре Невском нам приходится довольствоваться скудными историческими известиями», поскольку «летописные известия о лицах и событиях XIII и XIV веков кратки, отрывочны и сухи».
Уникальное, пожалуй, явление в истории европейской агиографии (жизнеописание святых) появление на Руси "Сказания о Борисе и Глебе" (XII в.) - о первых канонизированных русских святых, юных князьях Борисе и Глебе, принявших смерть от своего старшего брата Святополка Окаянного. С пронзительной силой заявила здесь о себе идея кротости, смирения, добровольного приятия мученичества во имя Христа. Из этого события, как из зерна, выросла наша многовековая история с ее трагедиями и загадками: братоубийство, нескончаемое на протяжении веков (от розни удельных князей, приведшей к монголо-татарскому завоеванию Руси, от Смутного времени, церковного раскола - до гражданской войны 1917-20). Не отсюда ли и покорность, терпение народа? Но есть и некая религиозная тайна в этом смирении, жертвенности (образы страстотерпцев Бориса и Глеба в одном из сказаний являются воинам Александра Невского, вдохновляя их в сражении с врагом). При идеале смирения древнерусскому человеку в то же время свойственно развитое чувство внутреннего достоинства, различение ценностей истинных и мнимых в человеке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Святой Александр Невский принес всю свою жизнь на жертву спокойствия своего народа. Он показал русскому народу, что есть ещё в них сила для защиты родины. Если бы не он, Новгородская земля не пала бы в зависимость от Золотой Орды, а была бы разделена между немцами, литовцами, шведами. Поскольку Русь во время правления Александра в Новгород была ослаблена, и удельные княжества зализывали раны после нашествия Батыя, Новгороду не помог бы не кто, а силы, точнее умения вести бой, у них не было. Кто знает, чем бы закончились противостояния русского народа против баскаков. Святой Александр Невский, никогда не преклонявший колен перед татарским Ханом, показал всем, что каждый поклоняется своему одному богу. Этим он вырази глубокую веру в Бога православного. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И.В. Петрова, Б.Г. Смирнов «Великий князь Александр Невский» Изд. Лениздат. Л., 1992. Г.М. Прохоров, С.С. Бычков, И. Сайко, В. Савиных «Жизнеописание достопамятных людей земли русской X-XX вв.» Изд. Московский рабочий. М., 1992 С.В. Новиков «История отечества, справочник школьника» Изд. Москва. М., 1996 «Энциклопедия «История России», под редакцией М. Оксёновой. Изд. «Аванта ».М., 1998 А.О. Ишимова «История России» Изд. ЛПО «Типография им. И.Федорова». Л., 1991. 17
Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира [278]. А вскоре, 21 мая 1725 года, Екатериной I был учрежден орден святого Александра Невского один из высших в Российской империи. После революции он прекратил существование, однако во время Великой Отечественной войны образ победоносного полководца вновь оказался востребованным, и по рекомендации товарища Сталина Президиум Верховного Совета СССР указом от 29 июля 1942 года заново учредил орден Александра Невского рельефное изображение княжеского лика помещено в центре покрытой рубиново-красной эмалью серебряной пятиконечной звезды В итоге едва ли не всякому нашему соотечественнику Александр Невский знаком со школьной скамьи по одной из пятнадцати редакций житийной повести XIV века «О храбрости благоверного и великого князя», написанной при участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла; по беллетризованным жизнеописаниям; по историческим романам; по картинам Хенрика Семирадского, Николая Рериха и Павла Корина, наконец, по фильму Сергея Эйзенштейна [279] (все это, по счастью, в значительной мере избавляет меня от необходимости перед началом повествования напоминать основные факты биографии героя)
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Порхова» Областные юношеские Александро-Невские православные чтения Имя Александра Невского в православии Порховского края Реферат ученика 10 «А» класса Иванова Александра Руководитель: учитель истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Порхова» Яковлева Лариса Анатольевна Порхов, 2006 ПЛАН Введение. Цель и задачи работы Основная часть. Имя святого Александра Невского в православии Порховского края Жизнеописание святого Александра Невского Памятники церковной архитектуры дореволюционного периода: а) часовня Александра Невского на монастырском подворье Никандровского монастыря б) церковь Александра Невского при Порховском духовном училище в) церковь во имя Александра Невского в погосте Ситня г) колокол с изображением святого Александра Невского на кладбищенской церкви в Дубровно 3. Возрождение. Новая часовня в честь Александра Невского в деревне Страшницы Заключение Литература Приложения Введение. Цель и задачи работыВскоре после кончины Александра Невского стали чтить как святого. Горячим почитателем его памяти был Петр I . Там, где в 1240 году Александр разгромил шведов, по приказанию Петра была выстроена Александро-Невская лавра - первый монастырь новой столицы Российского государства.
Поучение епископа Сепариона Владимирского (1274 - 1275гг.) типично для этого подхода. Винил за страдания, преимущественно, русских князей, которые истощили силы нации своими междоусобными войнами, допустили распад Киевской Руси и вследствие чего не смогли дать ордынским полчищам отпор. Но Сепарион Владимирский не останавливался на этом. Он упрекал простых людей за приверженность к пережиткам язычества и призывал каждого русского человека покаяться и стать христианином по духу, а не только по званию. Среди жизнеописаний князей первого столетия периода татаро-монгольского нашествия особый интерес представляют жития великого князя Ярослава Всеволодовича и его сына Александра Невского. Биография Ярослава Всеволодовича сохранилась только в отрывках. Она была задумана как первый акт национальной трагедии, в которой главная роль отводилась великому князю Ярославу Всеволодовичу. Во вступлении с восторгом описывается счастливое прошлое русской земли. По всей видимости, за ним должно было следовать описание постигшей Русь катастрофы, но эта часть была утеряна.
На южной стороне бассейна устроили трёхступенный каскад со статуей «Зимы». В 1798 году заменили деформированные свинцовые статуи Нептуновской колесницы на бронзовых, привезённых Павлом I из Нюрнберга. Вместо «Зимы» поставили статую аполлона Бельведерского. «Нептун» с его уникальной скульптурной группой - один из ценнейших памятников петергофского ансамбля. Не уделила я много внимания и дворцу Марли, или, как его называли, «Малые приморские палаты». (6, с.428). В Марли не было помещений парадного назначения, однако разнообразные элементы в отделки комнат придавали им декоративное изящество. Дворец был предназначен для временного проживания царской семьи и именитых гостей. А со второй половины XVIII века дворец становится мемориальным музеем Петра I. Территория Петергофа со временем расширялась. Так, в XIX веке была присоединена территория Монкуражской дачи. Эта территория стала называться «Александрией». Здесь был построен небольшой сельский дворец «Коттедж», Фермерский дворец и Капелла, церковь Александра Невского.
С 1770 годов в Петербургском строительстве отчетливо прослеживается развитие классицизма на основе античных римских принципов эпохи Возрождения. Некоторые из них, именно: архитектор Старов И.Е. (1745-1808 гг.) возводит Таврический дворец (1883-1789 гг.) пейзажным садом; Троицкий собор (1778-1790 гг.) в Александро-Невской Лавре. Постройка собора имела важное идейно-патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница Александра Невского. Кроме названных выше величайших строений, Старов занимался проектированием для южных губерний, разработал планы новых городов Николаева и Екатеринославля; в последней зодчий выстроил дворец наместника края – Г.А.Потемкина. Архитектор Волков Ф.И. (1755-1803 гг.). К 1790 году разработал образцовые проекты казарменных зданий, подчинив их облик принципам классицизма. Самыми крупными произведениями являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.) на набережной Невы. Ансамбль Главного Почтамта (1782-1789 гг.). Архитектор Кваренги и Джакомо (1744-1817 гг.). В творениях Кваренги ярко воплощены черты строгого классицизма.
История государства и права России Контрольная работа Хотемовой Н.М. Сыктывкарское высшее педагогическое училище (колледж) им.И.А.Куратова. 1999 г. I. Нормы гражданского права в Псковской судебной грамоте. В период феодальной раздробленности Руси наряду с основным источником права – “ Русской правдой “- использовались так называемые местные правовые акты. К ним относится и законодательный сборник- Псковская судная грамота, которая сформулировала ряд новых норм и оказала большое влияние на развитие русского права. Она датируется 1397 годом, хотя ученые считают, что она составлена в несколько приемов, т.к. в нее вошла грамота князя Константина Дмитриевича, бывшего князем в Пскове в 1407-1414г.г., а весь сборник утвержден при участии священства пяти соборов, из которых последний относится к 1462 году.1 Источники сборника указаны в его заглавии. Он составлен на вече на основании грамот князей Александра и Константина и записанных обычаев.2 Под князем Александром Ю.К. Краснов признает Александра Невского, спасшего в 1241 году Псков от немцев.
Способность быстро оценить позицию неприятеля и воспользоваться его слабыми сторонами, стремительно ударить в нужном направлении неизменно приносила Суворову победы и обратила на него внимание в европейских армиях. В краковском замке. Штакельберг сидя в краковском замке не особо заботился о военной службе. Он был человек в возрасте и любил скромные маленькие удовольствия. В то время как Штакельберг был на балу небольшое войско конфедератов захватило краковский замок. После прибытия в краковский замок Суворов вызвал к себе офицеров и отчитав их он отпустил всех кроме Штакельберга. - Седина в бороду бес в ребро, - сказал он ему. Штакенберг побагровел. - Провинность свою вы исправите, а потом под суд. После этого почти три месяца русские брали краковский замок. Польская война была закончена, причем успех ее почти всецело принадлежал Суворову. За эту войну он получил ордена Анны первой степени, Георгия третьей степени, Александра Невского и чин генерал-майора. Наступил мир. В Петербурге генерала обласкали, достойно наградили, но придворная жизнь была слишком тяжела для Суворова.
Однако сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. Понимая это, наиболее дальновидные русские князья - Александр Невский и Даниил Галицкий - предприняли более гибкую политику по отношению к Орде и хану. Понимая, что экономически слабое государство никогда не сможет противостоять Орде, Александр Невский взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Список литературы
Последние два слова объектной части титула Ивана III на печати1497 года — «великий князь» — уже хорошо знакомы вам. Титул великих князей потомки Юрия Долгорукого и Александра Невского носили с начала XIV века. Однако в титуле 1497 года есть еще одно определение характера власти Ивана III — «господарь» (государь). Этот титул как княжеский известен и раньше. Уже Дмитрий Шемяка, претендовавший на великокняжеский трон, в 1446 году на своих монетах велел выбить: «осподарь всея земли Русской». Однако этот термин в титуле московского князя окончательно утвердился во время падения Великого Новгорода — в 1478 или после присоединения Твери в 1485 году. Что же скрывалось под термином «государь»? Дело в том, что государем именовали не только великого князя; еще раньше «господарем» называли каждого холоповладельца, права которого по отношению к «рабам» и «рабыням» были практически неограниченны. также неограниченны были и права государя в качестве главы государства по отношению к своим подданным. Процесс объединения государства и централизации власти в руках государя сопровождался понижением статуса бывших самостоятельных князей. Признание новгородцами Ивана III «государем» должно было повлечь, и действительно повлекло, за собой низведение жителей господина Великого Новгорода до уровня его «холопов», а самый город лишило гордого наименования «господин». таким образом, титул Ивана III на печати 1497 года — это титул признания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси; вне пределов Руси его употребление было чревато различными внешнеполитическими осложнениями.
С этими идеями Сперанский познакомился еще будучи семинаристом Александро-Невской семинарии, где в самообразовании своем он вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия, заинтересовался существующими в человеческом обществе механизмами властвования и средствами управления людьми. В этом ему выступила в помощь богатая семинарская библиотека, в которой всегда можно было найти труды Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо, Дидро и др. Нужно отметить, что это веление сердца, изучать общественно-политические науки и в частности труды европейских просветителей возникло у Сперанского не случайно. Во многом оно было обусловлено теми настроениями, которые царили в то время в России. Недавняя эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, ознаменованная разработкой новой официальной идеологии, имевшей цель повысить общеевропейский престиж империи, усвоение либеральной фразеологии, контакты с европейскими мыслителями – все это наложило серьезный отпечаток на несколько поколений людей. Сперанский получил достаточно высокую теоретическую подготовку к моменту восшествия на престол Александра Iи явился для молодого императора настоящей находкой.
Старая, тревожная мысль, звучавшая ещё в "Слове о полку Игореве". Буря прошла над Русью, но "древо отцов" устояло. Согнутое, с обломанными ветвями, оно не было вырвано с корнем из родной почвы. Данницей Орды, под её управлением, но сохранилась традиционная русская государственность. Наступили времена иных подвигов. Героический мученический всплеск утих, не находя почвы для своего роста «Русь смирися». Сколько их было, безвестных судеб, людей, несших крест терпения и поругания! Чем они жили, на что надеялись? В судьбах тех, чья память не поглощена забвением, хорошо видна удивительная стойкость. С самых первых лет ига громадная внутренняя сила проявилась в деятельности многих русских князей. Складывается особый тип национального служения — терпеливой твердости и политической выдержанности действий по отношению к завоевателям для блага своей земли. Об этих «отечестволюбцах», трудившихся «про отчину свою и отечество», писали летописцы, слагались предания, повести, жития, исторические песни. Среди собирателей и защитников русской земли самой яркой звездой на небосклоне ХIII столетия сияет имя Александра Невского. В историю вошли его громкие победы над ливонцами, но за блеском славы почти не проглядывают трагический, жертвенный облик, его ранняя смерть, предсмертные черные одежды схимника.
Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства. Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н. К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М. И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С. И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г. М. Козинцев); комедии: «Веселые ребята», «Волга-Волга» (реж. С. А. Герасимов), «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» – своеобразный псевдоним) Г. Н. и С. Д. Васильевых – «Чапаев» (1934 г.). Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. С одной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы, создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г. С. И. Вавилов основал Физический институт АН им. П. Н. Лебедева (ФИАН), тогда же создан Институт органической химии, в Москве П. Л. Капица создает Институт физических проблем, в 1937 г. создан Институт геофизики.
В этом случае с реальной причинностью сочетается по древнерусским представлениям причинность сверхреальная. Древнерусская литература вплоть до XVII в. не знает, или почти не знает, условных персонажей. Имена действующих лиц исторические: Борис и Глеб, Феодосии Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский. Это все лица, сыгравшие значительную роль в самой истории Руси: князья, полководцы, епископы и митрополиты, реже — бояре. Но есть среди них и лица безвестного происхождения: святые отшельники, основатели скитов, подвижники — и этим лицам также приписывается влияние на ход мировой истории: их молитвами, их нравственным воздействием на людей.24 Большое место в литературе периода Киевской Руси занимал поучительно-бытовой жанр. К нему относятся притчи. Они входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников. Притчи повествуют о вечном. Все совершающееся в мире имеет две стороны. Одна — это то, что произошло, и в этом есть реальная причинность (например, недостаток единства или недостаток заботы о сохранности родины — причина поражения; мужество и храбрость воинов — причина победы).
Пропагандировалась постоянно концепция о Москве как «новом Вечном Городе, наследнице Рима и Константинополя». Церковная иерархия постоянно предупреждала царей об их священном долге превратить Московию в «новую христианскую империю». Таким образом, в формировании идей о величии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отечеству — Руси-матушке, особом пути России и т. д., которые составили важнейшие компоненты политического сознания россиян, важную роль сыграла и православная вера. Подтверждением этого является и то, что многие атрибуты и символы православной церкви стали одновременно и символами российской государственности (храм Василия Блаженного, храмы в самом Кремле, храм Христа Спасителя, Исаакиевский собор). Церковь возвела в ранг святых выдающихся деятелей, которые в строгом смысле не являлись ее служителями (Св. Ольга, Св. Владимир, Александр Невский и другие). Неотъемлемой частью политической культуры являются элементы политического сознания, прежде всего доминирующие в данном обществе или наиболее распространенные среди членов данной социальной группы.
![]() | 978 63 62 |