![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Археология. Камень | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Что собой представляют стоячие и лежачие камни, мы тогда еще не подозревали. Но давняя затаенная мечта - как бы это приблизить наших археологов к Куликову полю, заставить их поверить, что именно здесь, на Куликовом поле, истоки протославянской культуры, а может быть, и истоки культуры культур - не давала покоя. А чтобы археологи поверили, что на Куликовом поле что-то найдется для них интересное, нужны более веские аргументы, чем расчеты, необходимы явные следы пребывания человека. Что значит для археолога камень, пусть даже и стоячий, если возле камня нет захоронения, по которому можно было хоть как-нибудь датировать камень, его установку? Большинство стел Монголии и Забайкалья не поддаются датировке, потому что вокруг них обычно нет захоронений, а если и есть, то более позднего времени и говорить всерьез о неолите не приходится. ...С большим волнением пересекали мы густо заросшие травой ухабы, чтобы взглянуть на Белоозерские лежачие камни, один из которых как будто бы обозначился стоячим. Велика была наша радость, ведь мы шли вооруженные тремя фотоаппаратами
После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры, и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда. Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор. Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом. Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены еще в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид. 3. Разграбление пирамид. Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хеопса и Хефрена пусты. Еще в древности были разрушены храмы при пирамиде Хефрена. Огромные статуи фараона Хефрена были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках.
Джордж Картер заявил, что ему удалось обнаружить печи и грубые орудия из камня, возраст которых оценивается в 80 90 тысяч лет и соответствует последнему межледниковому периоду. Критики только посмеялись над этими утверждени]ями, окрестив артефакты Картера «картефактами». Позже имя Картера будет публично опорочено в гарвардском курсе по «Фантастической археологии». Джордж Картер, тем не ме]нее, дал ясные критерии, позволяющие отличить найденные им инструменты от обломков камней, которые обрели свою нынешнюю форму в результате воздействия природных сил. И специалисты по вопросам археологии каменного века, та]кие, как Джон Виттофт (John Witthoft) подтвердили обосно]ванность претензий Картера. В 1973 году Джордж Картер предпринял более тщатель]ные исследования в Тексас-Стрит, пригласив многих археоло]гов приехать и увидеть стоянку собственными глазами. Одна]ко, как сказал Картер, почти никто не откликнулся на это приглашение: «Ученые из Университета Сан-Диего наотрез отказались даже взглянуть на проводившиеся у них под бо]ком работы»
Австралийские аборигены и сегодня живут - или до недавнего времени жили - в древнем каменном веке, т. е., в палеолите. Довольно высокоразвитые народы Центральной и Южной Америки, по всей вероятности, не умели обрабатывать металлы (и уж во всяком случае не знали железа) и оставались в неолите до XVI века, т. е. до начала испанской колонизации. Поэтому археологи не могут руководствоваться возрастом геологических слоев при определении культурной принадлежности следов человеческой деятельности - для этой цели определяется возраст так называемого “культурного слоя”. В перерывах между оледенениями на большей части Европы устанавливался влажный и теплый климат, близкий к современному. В эти межледниковые эпохи обширные пространства на севере и востоке континента зарастали лиственными лесами или превращались в непролазные топи. Увеличившиеся атмосферные осадки резко подняли уровень воды в реках. Их эрозионная активность повысилась также в результате изостатических горообразовательных процессов в глубинных районах северных материков.
К предметам, связанным с бытом волхвов, следует отнести находки неолитических кремневых орудий и стрел. Такая находка была сделана В. А. Городцовым в вятическом кургане у с. Барыбина. Исследователь сопоставил её с обычаем хоронить колдунов с "громовыми стрелами".(Городцов В. А. Археология. Каменный период. М., 1923, с.77-78.) Обычно под громовыми стрелами подразумевают фульгуриты, но вполне вероятно, что к ним причисляли и изделия каменного века. Подобные находки есть и в других местах. Особый интерес представляет кремневый наконечник копья, найденный в Новгороде в слоях рубежа XIII - XIV вв. Кремень оправлен в серебро с чернью. М. В. Седова определяет дом, в котором найден этот талисман, как дом волхва, так как в его фундаменте зарыты 4 детских черепа.(Седова М. В. Амулет из древнего Новгорода. - Сов.археология, 1957, № 4, рис. 1. с. 166-167.) Наличие православного восьмиконечного креста на серебряной оправе говорит о любопытном синкретизме представлений этого колдуна-знахаря. Прямых сведений о волхвах и их роли в общественной жизни молодого государства Руси в IX - X вв. у нас мало
Благодаря работам американских (Т.Проскурякова, Д Келли, Г.Бернин, Дж.Кублер и др.) и советских (Ю.В. Кнорозов, Р.В. Кинталов) исследователей удалось убедительно доказать, что монументальная скульптура майя I тыс. н.э. – стела, притолоки, рельефы и панели (а также иероглифические надписи на них) – это мемориальные памятники в честь деяний майяских правителей. Они рассказывают о рождении, вступлении на престол, войнах и завоеваниях, династических браках, ритуальных обрядах и прочих важных событиях из жизни светских владык почти двух десятков городов-государств, которые существовали, по данным археологов, в Центральной области майя в I тыс. н.э. Совершенно по-иному определяется сейчас и назначение некоторых пирамидальных храмов в городах майя. Если прежде они считались святилищами важнейших богов пантеона, а сама пирамида – лишь высоким и монолитным каменным постаментом для храма, то за последнее время под основаниями и в толще ряда таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов правящих династий (открытие А.Руса в Храме Надписей, Паленке и др.). Заметные изменения претерпели за последнее время о характере, структуре и функциях крупных майяских «центров» I тыс. н.э. Широкие исследования археологов США в Тикале, Цибилчальтуне, Энце, Сейбале, Бекане и др. выявили наличия там значительного и постоянного населения, ремесленного производства, привозных изделий и многих других черт и признаков, свойственных древнему городу как в Старом, так и в Новом Свете.
Английский археолог Флиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца в году, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет. Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма около 150. По мере того как сооружалась пирамида, насыпь удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что по этим насыпям камень тащили на деревянных санях. И действительно археологи обнаружили остатки таких саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когда строительство в основном заканчивали, наклонную насыпь разравнивали, а поверхность пирамиды закрывали облицованными блоками. Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире. С инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы сложенные людьми. Однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами, пережив тысячелетия.
Но нужно было еще найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определенном порядке. Словом, строительство Стонхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу. Два вида камней В самом деле, при строительстве Стонхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов. Долерит - это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название - синий камень. Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения. Хотя синие камни Стонхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключен тайный смысл всего сооружения. Первое, на чем единодушно сошлись археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы.
Поэтому мы сегодня можем оценивать произведения искусства, перегнувшиеся многотысячелетние рубежи. Стоунхендж. Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Руины этого уникального сооружения лежат в 130 км. к юго – западу от Лондона солсберийской равнине с болотами и холмами Девоншира. Стоунхедж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения трои. В прошлом Стоунхенджа явственно прослеживаются неколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга тысячелетиями. На самой ранней стадии (около 5100 года н.э.) возникли ров и внутренний вал в виде окружности. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень (''пятка бегущего монаха''), а внутри – расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами жертвоприношений. Позднее в пространстве внутри вала двумя концентрическими кругами были установлены голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато – голубоватого оттенка). Каменные глыбы этого сооружения достигали высоты почти 8 метров и весили 50 тонн. Стоунхендж вдоль и поперек исследован десятками ученых. Совместными усилиями историков, археологов, геологов, антропологов, химиков, инженеров строителей была воссоздана картина как, когда и кем был построен на Солсберийской равнине каменный испалин.
При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.Письменность (клинопись).Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией.
Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач. В художественной речи возможны и отклонения от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной для смысла произведения. Они могут выражаться в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм. Особенно часто этот прием используется для создания комического эффекта или яркого, выразительного художественного образа. Пример. Затопленный морем город нашли недавно. Археологи еще не делали там раскопок: для этого требовались слишком прочные скафандры. Но и беглый осмотр свидетельствовал, что несколько тысячелетий назад это был богатый торговый город. Дома, площади, улицы поглотил сыпучий песок. Лучше всего сохранился храм, сложенный из огромных каменных глыб, - их не поколебало сильное землетрясение, разрушившее город, обратившее берег в морское дно.
Доисторической условно именуют эпоху, предшествующую появлению письменности. Археологи, однако, прилагают это понятие и к обществам, которые обладают письменностью, до настоящего времени не расшифрованной. В соответствии с этим принципом племена майя классической эпохи, обитавшие на востоке Мезоамерики, прежде причисляли к доисторическим, но после осуществленной в последние два десятилетия 20 в. успешной дешифровки системы их письма относят к историческому периоду. Вслед за прочтением в 19 в. клинописи и египетских иероглифов был дешифрован целый ряд древних систем письма, и создавшие их народы перешли в категорию исторических. Археологи настаивают на таком употреблении термина, поскольку культуру народов, письменность которых не расшифрована, исследуют теми же методами, что и культуру бесписьменных народов. В таких случаях археолог лишен важнейшей возможности руководствоваться письменными данными и должен опираться в своих построениях исключительно на материальные свидетельства. Археологи, изучающие первобытную эпоху, обычно специализируются на каком- то конкретном регионе, а иногда и периоде. Например, исследователи палеолита изучают древнейшие археологические памятники Африки и Европы, уделяя преимущественное внимание каменным орудиям.
Как это ни удивительно, он сохранился до наших дней: по-видимому, столь некрасива Клеопатра в своей скульптурной копии, что римляне решили оставить ее для потомков – в качестве издевки. Клеопатра явилась в Рим, поразив зевак пышностью свиты, поселилась в лучшем дворце в аристократическом районе Сады Цезаря, устраивала царские приемы, сводя с ума причудливыми нарядами римских модниц. Она привезла с собой не только фальшивого мужа Птолемея, но и сына Цезариона, что было воспринято сенатом как унизительная пощечина. Намек читался ясно: Клеопатра мечтала, что когда-нибудь ее сын станет первым человеком Рима. Но не прошло и года, как Цезарь был убит сенаторами, а с ним погибла и мечта. Антоний и Клеопатра В 1892 году в Александрии археологи нашли обломок колоссальной двойной статуи, созданной почти две тысячи лет назад. Восстановить ее не удалось: бог ведает, куда девались другие части скульптуры? Судя по всему, монумент разрушили люди и разбросали камни, где попало; осталась только эта огромная каменная глыба. Ученые смогли лишь определить, что статуя изображала египетскую царицу Клеопатру и ее любовника, римского диктатора Марка Антония. Оба покончили с собой во время захвата Александрии римскими легионерами Октавиана.
Рост количества кладов римских монет и серебра, найденных на землях восточных славян, свидетельствует о развитии у них торговли. Предметом экспорта было зерно. О славянском экспорте хлеба во II—IV вв. говорит заимствование славянскими племенами римской хлебной меры — квадрантала, получившего название четверик (26, 26л) и существовавшем в русской системе мер и весов до 1924 г. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям- хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли.
Она приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено много готовых блоков. Как оказалось, это был брак. Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге, на строительство которой ушло 10 лет и которая, по словам Геродота, только немного проще сооружения пирамид. Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали, используя для этого камень и песок. Пирамида возводилась на коренном известняковом массиве, расчищенном от наносного песка и гравия. Геродот утверждает, что сооружение пирамиды длилось 20 лет. Во время ежегодных разливов Нила крестьяне были свободны от сельскохозяйственных работ, и над сооружением пирамиды работало непрерывно в течении каждых трёх месяцев по 100 тысяч человек. Английский археолог Флиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца в году, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет. Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подъёма около 15°. По мере того как сооружалась пирамида, насыпь удлиняли.
Во времена Раннего царства широкое распространение и значительное совершенство получило строительство из кирпича-сырца. Как считают археологи, кирпичный свод египтяне умели возводить уже при I династии. В то же время в Египте широко использовали и дерево. По всей видимости, страна тогда была гораздо богаче деревом, чем позже. Об этом свидетельствует и изображение, относящееся ко времени около I династии, на котором показаны целые ряды густых деревьев в Западном нагорье. Подземные склепы царей I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева. Об этом же свидетельствуют и остатки домашней обстановки. В раннеегипетском зодчестве камень применялся в ограниченном объеме. Однако его обнаруживали даже в гробницах частных лиц I династии, где он не был такой уж редкостью. От конца II династии сохранился большой царский склеп с каменным полом и такими же стенами, а также каменный костяк дверей храма. Необходимо отметить, что уже при I династии на отдельных плитах ясно видны следы обработки их медными орудиями.
В одному лише Галичі відоме розташування не менше ЗО мурованих монументальних споруд, однак лише частина їх вивчена археологами. Будівництво найбільшого в Галичі храму — Успенського собору пов'язують зі створенням тут єпископи' 1157 р. Це — яскравий зразок галицької білокам'яної архітектури. Різьблені оздоби збереглись на своєму первісному місці тільки в храмі Пантелеймона поблизу Галича. Тут портали обрамлені колонами з капітелями корінфського ордеру. Західний, головний портал — перспективний, заглиблений у стіну. Його верхня частина прикрашена стилізованим орнаментом. Про чудові храми Данила Галицького в Холмі знаємо з літописної розповіді. Особливою красою вирізнялась церква Івана. В ній капітелі опорних стовпів прикрашали різьблені скульптурні маски. Всередині поверхня куполу була із "зорями золотими на лазурі, а внутрішній поміст (церкви) був вилитий з міді і чистого золота, так що блищав, як дзеркало". Вікна прикрашало "римське скло" (вітражі), портали було оздоблено "каменем тесаним галицьким білим і зеленим холмським". Різьба на них настільки вразила літописця, що він повідомив ім'я скульптора — "хитреця" Авдія.
Процесс ковки вызывал изменение кристаллического состояния металла, при котором медь становилась тверже. Кроме наборов инструментов в гробницах знати медные орудия труда были найдены археологами на местах работы - в каменоломнях и копях. На каменных блоках, из которых были сложены пирамиды, видны следы только каменных и медных орудий. Бронза, т. е. сплав меди с оловом, тогда еще не была известна, из меди во времена Древнего царства изготовляли орудия для обработки не только дерева и мягких сортов камня, но также и твердого камня - гранита и базальта, о чем свидетельствуют следы медных инструментов, оставшиеся на них. Только ковкой и перековкой орудий древние кузнецы достигали их поразительной твердости. Химический анализ медных орудий показал, что со временем металл терял свойства, приобретенные ковкой. Со времен Раннего царства для покрытия деревянных изделий употребляли тонкую листовую медь — ее прикрепляли медными гвоздиками. Водосточные желоба в пирамидных и храмовых сооружениях были выложены медными листами без следов припоя.
![]() | 978 63 62 |