![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Житие Великого князя Андрея Боголюбского | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Это житие напечатано в Правосл. собеседн. (1858. Ч. 1 [124]) и написано, по всей вероятности, вскоре после открытия мощей святого Леонтия в 1164 г. во дни великого князя Андрея Боголюбского. Ибо сочинитель выражается об этом князе: "Егда сьздаша церковь камену в Ростове на месте погоревшая церкви повелением благочестиваго князя нашего Андрея...", и проч. (с. 310). Если так, то свидетельство этого жития о мирной кончине святого Леонтия древнее свидетельства о мученической кончине, которое принадлежит Симону, епископу Владимирскому, писавшему уже ок. 1225 г. В списках второй редакции, начинающейся словами: "Бе блаженный, иже во святых, отец наш великий Леонтий, рождейся в Констянтине граде", излагается сполна то же самое содержание, только пообширнее, и в начале прибавлено, что Леонтий "от уны версты" оставил мир, пошел в монастырь и "бысть мних" и что "за премногую его добродетель и блаженнаго ради разума" поставлен был епископом Ростову (рук. Рум. муз. № 434. Л. 425 [55]; Новг. Соф. библ. № 410. Л. 411 [11]; моей библ. № 39. Л. 170 [26])
На правый фланг был послан полк князя Ивана Стриги Оболенского, чтобы не допустить притока свежих сил из восточных владений Новгорода. В центре, во главе самой мощной группировки, выступил сам государь. Безвозвратно минули времена, когда в 1170 г. «мужи вольные» — новгородцы — наголову разбили рати московского князя Андрея Боголюбского. Словно тоскуя по тем временам, на исходе XV в. безвестный новгородский мастер создал икону, на которой изображена та славная победа. Теперь всё было иначе. 14 июля 1471 г. 40-тысячное войско — всё, что смогли собрать в Новгороде, — сошлось в битве с отрядом Даниила Холмского и Федора Хромого. Как повествует летопись, «.вскоре побежали новгородцы, гонимы гневом Божиим. Полки же великого князя гнались за ними, кололи их и секли». В плену оказались посадники, у которых был найден текст договора с Казимиром IV. В нём, в частности, были и такие слова: «А пойдёт князь великий Московский на Великий Новгород, ибо тебе нашему господину честному королю всести на конь за Великий Новгород противу великого князя».
Мы видели, что и прежние Великие Князья любили свои Удельные, или наследственные, города более Владимира, совершая в нем только обряд восшествия на главный престол Российский: Димитрий Александрович жил в Переславле Залесском, Михаил Ярославич в Твери; следуя той же естественной привязанности к родине, Иоанн Даниилович не хотел выехать из Москвы, где находилась уже и кафедра Митрополии: ибо Святой Петр, имев несколько раз случай быть в сем городе, полюбил его красивое местоположение и доброго Князя, оставил знаменитую столицу Андрея Боголюбского, правимую тогда уже одними Наместниками Княжескими, и переселился к Иоанну. «Если ты, - говорил он Князю в духе пророчества, как пишет Митрополит Киприан в житии Св. Петра, - если ты успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнее всех иных Князей, и род твой возвеличится; кости мои останутся в сем граде; святители захотят обитать в оном, и руки его взыдут на плеща врагов наших». Иоанн исполнил желание старца и в 1326 году, 4 августа, заложил в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Богоматери, при великом стечении народа
Легенда о Кучке имеет под собой некоторую историческую основу. Хотя о нем самом летописи не упоминают, но зато хорошо известны некие Кучковичи, сыгравшие важную роль в убийстве князя Андрея Боголюбского. Этот факт прекрасно связывается с легендой о ссоре Юрия Долгорукого и Кучки - ведь тогда получается, что Кучковичи (сыновья Кучки) отомстили за убийство своего отца. Кроме того, по летописям известны и "Кучковы села". Правда, к возникновению Москвы они прямого отношения не имеют, так как стояли довольно далеко от Боровицкого холма - в районе современных Сретенских ворот. Но и в этих отрывочных косвенных сведениях о Кучке историки увидели возможность построить целые теории о происхождении, жизни и смерти загадочного боярина. Сочинялись даже биографии Кучки, в которых он предстает то старшиной - князьком славян-вятичей, то вождем финно-угорского племени, то богатым переселенцем из Новгорода. Существовали также легенды о каком-то Вуколе, или Буколе, который вел отшельническую жизнь в здешних лесах, а потом вдруг почему-то предсказал новому городу великую судьбу.
Два всадника князь Иван и его спутник боярин Протасий в изумлении взирают на дивную гору с заснеженной вершиной. Ее явление непостижимо: «а место же тамо равно, ни холмов не имея, а время не снежное беяше» (120, 111). Но особенно красочно эта история изложена в Мазурин-ском летописце (конец XVII века). Здесь, кроме горы и снега, появляется третий символ широкое поле, по которому ехал князь с Протасием. Митрополит объяснил Ивану его видение так: «Поле великое твое государьство Московское, а гора великая ты, государь, а снег на горе, то аз многогрешный; начат снег таяти, то преже мне умрети, а после меня и тебе, государю, преставитися, егда услышиши старца к тебе при-шедша и у дверей толкущеся, и ты уразумееши жития твоего конец». С тех пор князь Иван «всегда старца того ожидаше пришествия» (32, 84). На месте видения снежной горы князь Иван устроил монастырь с храмом в честь иконы Боголюб-ской Божией Матери (32, 84). Эта икона со времен Андрея Боголюбского считалась палладиумом Владимирской Руси (58, 133). В соборе Высоко-Петровского монастыря хранились частицы мощей митрополита Петра и был устроен придел во имя московского первосвятителя, выросший позднее в самостоятельный храм (55, 41)
На правый фланг был послан полк князя Ивана Стриги Оболенского, чтобы не допустить притока свежих сил из восточных владений Новгорода. В центре, во главе самой мощной группировки, выступил сам государь. Безвозвратно минули времена, когда в 1170 г. «мужи вольные» — новгородцы — наголову разбили рати московского князя Андрея Боголюбского. Словно тоскуя по тем временам, на исходе XV в. безвестный новгородский мастер создал икону, на которой изображена та славная победа. Теперь всё было иначе. 14 июля 1471 г. 40-тысячное войско — всё, что смогли собрать в Новгороде, — сошлось в битве с отрядом Даниила Холмского и Фёдора Хромого. Как повествует летопись, «.вскоре побежали новгородцы, гонимы гневом Божиим. Полки же великого князя гнались за ними, кололи их и секли». В плену оказались посадники, у которых был найден текст договора с Казимиром IV. В нём, в частности, были и такие слова: «А пойдёт князь великий Московский на Великий Новгород, ибо тебе нашему господину честному королю всести на конь за Великий Новгород противу великого князя».
О Мономахе составилось предание, по которому империя в лице императора Алексея Комнена передала русскому князю знаки царского сана - венец и бармы, а греческий митрополит Неофит совершил над ним обряд царского помазания. Это предание имело потом большой вес на Руси, указывая на преемственность русского самодержавия от греческого. Образец царской власти был таким образом дан; но еще много требовалось времени, чтобы он нашел себе приложение в самой жизни Русского государства. Среди удельных порядков сама иерархия могла пока говорить только о единстве и мире земли и о повиновении младших князей старшему, как отцу. С наибольшей ясностью мысль о верховной власти усвоена была только в северной Руси, где впервые явились князья самовластцы, Андрей Боголюбский и Всеволод. Владимирская летопись говорит о своих князьях несравненно с большим благоговением, чем новгородская и южные летописи. Рассказав, например, об убиении великого князя Андрея, она предает убийц проклятию и долго распространяется о святости княжеской власти, сравнивает князя по власти с Богом, доказывает, что противник власти противится Богу и проч.
Потом от греческих мастеров иконописное искусство стали принимать и русские. В ХI веке в киевопечерском монастыре встречаем первого, известного по имени иконописца, преподобного Алипия, который из безвозмездного писания икон для церквей и частных лиц сделал для себя христианский подвиг. Житие его рассказывает, что ангел писал за него иконы, когда он был болен, что иконы его оставались целыми во время пожаров украшенных им церквей. Издревле существовал обычай украшать иконы богатыми ризами. Особенно украшались и чествовались иконы чудотворные. Самыми замечательными из них были: 1) икона Богоматери Печерская, принесенная из Царьграда греческими мастерами; 2) икона Богоматери Смоленская (Одигитрия), присланная из Царьграда к Всеволоду Черниговскому, потом (в 1111 году) перенесенная в Смоленск Владимиром Мономахом; 3) Владимирская, бывшая прежде в женском монастыре в Вышгороде, потом перенесенная во Владимир князем Андреем Боголюбским; 4) икона Знамения Божией Матери в Новгороде; 5) святителя Николая Зарайского, в 1224 году принесенная из Корсуня в Зарайск Корсунянином Евстафием, которому трижды являлся святитель, повелевая нести свою икону в Рязанскую землю.
Когда же рязанские князья попытались от него отделиться, Всеволод арестовал большинство из них и отправил с семьями на север. По городам же разослал своих сыновей и посадников. Контроль над Южной Русью он держал, не позволяя усиливаться ни одной из двух враждовавших линий — Мономаховичам и Ольговичам. После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями началась междоусобица, осложнявшаяся отношениями с Новгородом. Всеволод завещал владимирский стол не старшему сыну Константину, князю ростовскому, а среднему — Юрию, который и правил во Владимире в 1212—1216 годах. В числе его союзников был брат Ярослав Всеволодович, владевший Переяславлем-Залесским и княживший тогда в Новгороде. Этот самовластный князь поссорился с новгородцами из-за того, что незаконно расправлялся со своими политическими соперниками, сторонниками сидевшего до него торопецкого князя Мстислава Удалого, дочь которого Ростиславна, кстати, была женой Всеволода. Князь наказал новгородцев по примеру своего великого дяди Андрея Боголюбского — он запер «низовой» хлеб в предварительно занятом Торжке. Новгородцы в ответ вступили в союз с Константином Всеволодовичем, старшим братом Юрия и Ярослава, и вновь пригласили к себе Мстислава Удалого. В 1216 г. на реке Липице под Юрьевым-Польским новгородцы победили коалицию владимирских князей, отстояли свою политическую независимость и помогли сесть Константину во Владимире.
Убийство князя Андрея Боголюбского Великий князь Андрей Юрьевич обладал трудным и тяжелым характером. Как писал С.М.Соловьев "он был повелителен и строг с окружавшими его". Став самостоятельным, он разогнал все отцово окружение и родственников, а также бояр, слуг и, даже, дружинников, и приблизил к себе новых людей. Они-то, "новые люди" и стали причиной его гибели. Первая жена Андрея Юрьевича была дочерью боярина Кучки, и за какую-то провинность князь казнил одного из ее родственников, вроде бы ее брата. Брат казненного, Яким, был одним из приближенных слуг князя, то есть из "новых людей", но он стал опасаться за свою жизнь, и может быть не совсем напрасно, так как Андрей Юрьевич был изрядным самодуром. Вначале Яким сговорился со своим зятем Петром, что им надо как-то извести князя, а то им всем придет скорая смерть. Ведь казнил же он одного из Кучковичей! Что помешает великому князю начать массовые казни? Потом они стали подговаривать некоторых из княжеских слуг, среди которых были и иностранцы, которых русские князья уже и в те времена охотно приглашали на службу.
Для этого днища древних русских лодий вырубались из одного ствола липы, дуба или осины и перегонялись в Киев, Новгород и другие города. Если судно предназначалось для морского плавания, высоту борта увеличивали за счёт досок, набитых внакрой, край на край, отчего и сами лодьи назывались набойными. Такие суда поднимали по 40 – 60 воинов с оружием и припасами. Как правило, лодьи ходили на вёслах, но были оснащены мачтой с реей и при попутных ветрах в море использовался парус. Для устойчивости на морской волне вокруг лодьи привязывался толстый тростниковый пояс, служивший одновременно кранцем для защиты бортов при абордажных схватках. В «Русской правде» в первой половине XI в. говорится о лодьях заморских и набойных, о стругах и чёлнах. Все они были без палуб. Изобрёл крытые (палубные) суда великий князь Изяслав Мстиславич; при отражении нападения на Киев князя Андрея Боголюбского в 1151 г. Изяслав с большим успехом применил лодьи с палубами, укрывавшими гребцов и в то же время служившими помостами для воинов. Эти суда имели по одному рулевому веслу (потеси) на носу и на корме, так что могли двигаться вперёд и назад, не поворачиваясь в узостях и на крутых коленах рек.
После смерти Юрия Долгорукого князем Ростово-Суздальского княжества стал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский, правивший до 1174 года. Он как и его отец, продолжал борьбу с Новгородом и Волжской Булгарией, стремился расширить границы своего княжества. Именно Андрей Боголюбский начал борьбу за гегемонию ростово-суздальских князей в русских землях. Он, претендуя на титул великого князя всех земель Руси, в 1169 году захватил Киев и учинил там полный разгром, превзойдя в этом половцев. Но, завладев титулом великого киевского князя, Андрей Боголюбский в отличие от отца княжить в Киеве не остался, а вернулся в свое княжество. Попытки честолюбивого и властолюбивого князя подчинить себе Новгород, князей всех русских земель, объединить их вокруг Ростово-Суздальского княжества потерпели крах. Именно в этих действиях князя Андрея Боголюбского проявилась идея объединения земель, т.е. установленья государственного единства. Но она была осознана далеко не всеми князьями. Андрей Боголюбский в своем княжестве проводил властную политику. Усиливая свою власть, он наступал на права и привилегии боярства. Между ними и князем развернулась нешуточная борьба.
Литература Владимиро-Суздальской Руси связана прежде всего с именем святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского. В его княжение возникает новая архиерейская кафедра — Суздальская; древняя, но ранее незначительная, Ростовская, приобретает особое значение. С этим периодом связано Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери; Житие святителя Леонтия Ростовского — до возвышения Москвы — покровителя северо-восточных земель. Огромное впечатление производит Повесть о мученической смерти князя Андрея Боголюбского (не оформленная в виде жития, но сохранившаяся в составе летописей), если ее рассказать непосредственно на месте трагической гибели князя в исторических помещениях княжеской резиденции в Боголюбове. Древние Полоцк и Смоленск оставили нам Жития преподобной Евфросинии Полоцкой и преподобного Авраамия Смоленского. Часть произведений этого периода носила не местный, а общерусский характер. Здесь следует отметить Вопрошание Кирика Новгородца к архиепископу Нифонту, произведение, дающее представление о церковно-обиходной практике того времени.
С этой же целью князь Андрей строит в новой столице величественный Успенский собор (1160), по высоте равный Киевской Софии, в который перевозит из Киева икону Владимирской Богоматери, гениальное византийское произведение, ставшее главной святыней всей Владимирской, а затем и Московской Руси. Под сводами Владимирского Успенского собора венчались на великое княжение московские государи вплоть до Ивана III. В 1408 г. храм был заново расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Андрей Боголюбский был незаурядным, образованным человеком, при нем во Владимире велась огромная работа по созданию музыкальных и литературных произведений, связанных с культом Богородицы. Под окнами княжеского дворца в Боголюбове была возведена первая церковь Покрова Богородицы, до сих пор восхищающая нас своей стройностью и поэтичностью. На торжественных похоронах князя Андрея Боголюбского во Владимире в Успенском соборе пел хор. Упоминание о нем в Лаврентьевской летописи под 1175 г. с названием "Луцина чадь" — одно из первых упоминаний о хоре, очевидно названном так по имени его руководителя Луки.
Но Леонтий своей молитвой оживил умерших. После этого события местные жители уверовали во Христа и приняли крещение. Согласно Житию, Леонтий, совершив многие чудеса, с миром отошел к Господу. Но вот "Киево-Печерский патерик" сообщает совершенно иные сведения о святом. Согласно Патерику, Леонтий был не греком, а русским, принявшим иноческий постриг в Киево-Печерской обители. Став Ростовским епископом, Леонтий отдал все силы христианскому просвещению. Повествуя о последних днях Леонтия Ростовского, патерик сообщает о мученической кончине епископа: "Его же неверные, много мучив, убили". Современные ученые отдают предпочтение сведениям "Киево-Печерского патерика". Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского восстания около 1074 г. Мощи ростовского епископа были открыты в 1164 г. при великом князе Андрее Боголюбском. С этого времени начинается официальное прославление Леонтия Ростовского, как святого. День памяти: 23 мая (5 июня). Но сведения “Киево-Печерского Патерика” интересны еще тем, что здесь Леонтий Ростовский называется третьим в списке русских святых.
Ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев (в миру – Симеон Агафонникович, 1641-1691 гг., казнен, как участник заговора Софьи Алексеевны) пользовался особым расположением князя Василия Голицына (1643-1714 гг.) и царевны-регенши Софьи Алексеевны (1658-1704). Идеологами петровских преобразований пер.чет. XYIII в. были выдающиеся выходцы из Украины Феофан Прокопович (1681-1736 гг.), Стефан Яворский (1658—24 ноября 1722), Арсений Сатановский. В 50-е гг. XYIII ст. из десяти членов российского Священного Синода – девять были выходцами из Малоросии. В конечном счете, к началу XYIII в., в следствии церковной реформы патриарха Никона (интересно, что, после фактического отстранения от власти 1658 г. Никон-Никита даже пытался бежать на Украину!) и обширной реформаторской деятельности Петра I Алексеевича Великого, традиционная московская культура XY-нач. XYIII вв., по существу, оказалась вытесненной в старообрядческие скиты. На смену старомосковской культуре в Северо-Восточную Русь пришла культура украинская (малороссийская). В п.п. XYIII в. на фундаменте малороссийской культурной традиции, периодическими культурными интервенциями из стран Западной Европы, формировалась общенациональная народная культура Российской империи XYIII-XX вв. Тем временем, крестьянская война 1648-1653 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого круто развернула «украины земли русской» к скрывавшемуся за лесными чащобами новому русскому центру – второй «отчине» киевского князя Андрея Боголюбского (ок. 1111-1174 гг.). 8 января 1654 года на Переяславской Раде крестьянская Украина присягнула на верность московской династии Романовых (1613-1917 гг.). В результате, запорожские казаки, в силу своего военного опыта, возглавившие украинское крестьянское движение, неожиданным образом, оказались у кормила огромного земледельческого края.
К этому времени достаточно обширные территории ее уже распались на множество отдельных самостоятельных княжеств. Сам Киев мало-помалу утрачивал положение общерусского центра, с трудом сохраняя статус религиозной столицы Руси. После разгрома, учиненного в 1169 году Владимирским князем Андреем Боголюбским и особенно Смоленским князем Рюриком Романовичем в 1203 году, город уже оправиться не смог и почти навсегда лишился прежнего блеска и могущества. На смену ему, приобретая все большее и большее политическое и экономическое значение, вставали новые русские города Рязань и Владимир. Полоцк же и Новгород Великий, отделившись окончательно, почти полностью утратили прежние связи с остальными русскими землями. Жизнь на Руси тем временем шла своим чередом. Города украшались новыми соборами и княжескими хоромами, вокруг городских стен возделывались поля и разбивались сады. Междоусобные войны князей чередовались с непродолжительными перемириями, сопровождавшимися клятвами в верности и целованиями креста. Но через некоторое время клятвы забывали, хоромы и соборы разрушали и жгли, сады разоряли, а поля вытаптывали, после чего все приходилось заново отстраивать, восстанавливать, возделывать.
Санкт-Петербургский институт управления и права Факультет международного менеджмента и туризма КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: Культура России тема: Золотое кольцо России: Владимир, Суздаль, Боголюбово Студентка: Пыжикова В.О. (первый курс, очная форма обучения) Научный руководитель: Земцова И.В. Санкт-Петербург 2006 Оглавление Введение Глава 1. «Золотое кольцо» России Глава 2. Суздаль Глава 3. Владимир Глава 4. Боголюбово Заключение Список использованной литературы Приложение Введение В Золотое кольцо России входят города: Сергиев-Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Плес, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Юрьев-Польский, Палех, Шуя, Углич. В своей курсовой работе я познакомлю читателя с тремя древнейшими городами Золотого кольца России: Владимир, Суздаль, Боголюбово, объединяющей чертой которых является белокаменное зодчество. Белокаменная летопись на Руси начинается с 1165 года – со времен постройки по велению князя Андрея Боголюбского храма Покрова на Нерли. В отличие от сооружений Киевской Руси, где использовался кирпич-плинфа, во владимирско-суздальских и московских сооружениях с XIII-XIV веков использовались блоки белого камня.
![]() | 978 63 62 |