![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Химия |
Зоопсихология | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Основная тема психологической мысли античности и средних веков - проблема души (Аристотель, "О душе" и др.). В 17-18 вв. на основе механистической философии складывается детерминистский подход к психике. В сер. 19 в. на стыке с физиологией возникает экспериментальная психология (психофизика, психофизиология и др.). В 1870-80-х гг. складывается как самостоятельная дисциплина, отличная от философии и физиологии. В русле идей неокантианства возникла дуалистическая концепция "двух психологий" естественно-научной и культурно-исторической (см. Понимающая психология). Главные течения психологии 20 в. - гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ; в нач. 1960-х гг. сложились (преимущественно в США) гуманистическая психология, когнитивная психология. Отрасли психологии: психофизиология, зоопсихология и сравнительная психология, социальная психология, детская психология и педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и др
При цирковой дрессировке, рассчитанной на зрелищный эффект, раньше практиковался преимущественно болевой метод — наказание животного за каждое неправильное движение. В настоящее время его в основном сменил гуманный метод дрессировки, основанный на учете особенностей естественного поведения животного, его предварительном приручении, хорошем с ним обращении и пищевом подкреплении правильно выполняемых движений. Иногда применяется смешанный метод — поощрение правильных и наказание за неправильные движения. Дрессировка является значительно более сложным процессом, чем простое обусловливание, и не сводится лишь к выработке цепей условных рефлексов. Специфическая трудность заключается в том, чтобы дать животному понять, что от него требуется, какие движения оно должно выполнить. Между тем эти движения хотя и входят в видотипичный репертуар поведения, являются зачастую непривычными или трудноосуществимыми в заданных дрессировщиком условиях. Советский зоопсихолог М.А.Герд, детально разработавшая теорию дрессировки, делит поэтому процесс дрессировки на три стадии: наталкивания, отработки и упрочения.
Борис Диденко Хищная власть Философско-публицистическое эссе Б.Диденко посвящено проблеме зла, порождаемого властными структурами. Автор анализирует опасности, исходящие от морально невменяемой хищной власти, и перспективы человечества на рубеже нового тысячелетия. Проблема власти рассмотрена с позиций новой концепции антропогенеза, становления Homo Sapiens, согласно которой человечество не является единым видом. Оно состоит из четырех видов, два из которых хищные, с ориентацией на людей. Эти злокозненные существа привносят в наш мир бесчеловечную жестокость, бесчестность и бессовестность. Именно они на протяжении всей истории существования человечества оказываются у власти, образуют чудовищный конгломерат «сильных мира сего». Отсюда и соответствующие столь печальные для людей последствия. Для философов, антропологов и всех интересующихся проблемой человека на фоне кризиса культуры и цивилизации. ХИЩНАЯ ВЛАСТЬ. ЗООПСИХОЛОГИЯ СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО Стадное чувство должно господствовать в стаде,P но не выходить за его пределы
Наконец, Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимодействия индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несёт в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Для понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином «личность», необходимо проанализировать теорию в её существенных деталях. Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны, не лишь более или менее полезны психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого поведения, а также при обсуждении результатов. Психология включает в себя такие дисциплина как социальная психология, зоопсихология, психология восприятия, возрастную психологию, тренинг поведения и в том числе и психологию личности.
При негативном воспитании три «основных» типа деформируются в «злостно-забитый», «мягко-забитый» и «угнетенный». Из них также лишь последний обладает нравственностью (даже обостренной, что свойственно неоантропам). «Интеллектуальные особенности, эмоции, воля, темперамент это всё производные. Но вот чем человек действительно отличается от животного, так это нравственностью» утверждает современный психолог Иг. Смирнов, и с ним трудно не согласиться. Таким образом, хищные представители человечества с нравственной точки зрения действительно не являются людьми. Понятно, что их внутренний мир должен быть весьма отличным от психологии нехищных людей. Они-то и есть те самые, которых Гегель определил «морально невменяемыми», а Шопенгауэр «лишенными морального сознания». «Второсигнальные», обладающие речью, рассудком и потому предельно опасные звери среди людей! Их следовало бы именовать хищные гоминиды, и,.в принципе, заниматься ими должна бы такая отрасль знания, как зоопсихология. Но вместо содержания в исследовательских вольерах именно эти злокозненные существа на протяжении всей истории существования человечества оказываются у власти, образуют чудовищный конгломерат «сильных мира сего»
Мной были использованы такие источники – “Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии”, “Хрестоматия по психологии” и другие. Эти книги помогли мне раскрыть эту тему. Авторы этих книг очень интересно и доступно рассказывают о зарождении психики, приводятся многочисленные эксперименты, доказывающие различия психики животных от человеческого сознания. II. Развитие психики в животном мире. Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные – окружающая природа, люди, различные предметы. И невещественные – образы людей и предметов, воспоминания о них, переживания, таинственные, подчас, трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.
Именно отрицательные АИ кислорода и обладают повышенной биологической активностью. Они - те “витамины”, без которых воздух мертв. Электричество растворено в воздухе, и мы впитываем его при дыхании. Люди и животные - электрические существа, ибо все процессы обмена в организме являются электрохимическими. Чижевский Александр Леонидович (26.01 .1897, г. Цехановец, ныне Польша - 20.12.1964, Москва) - советский биофизик, историк, социальный психолог и поэт, основоположник гелиобиологии - науки о солнечно-земных причинно- следственных связях, - и аэроионификации. Сын учёного-артиллериста Л.В.Чижевского. Александр Леонидович Чижевский был эрудированным и многосторонне одарённым человеком. Он окончил Московский археологический институт (1917) и Московский коммерческий институт (1918). Учился также на физико-математическом (1915-19) и медицинском (1919-22) факультетах Московского университета. В 1917-27 гг. преподавал курс физических методов археологии в Московском университете и Московском археологическом институте. Профессор Лаборатории зоопсихологии Наркомпроса РСФСР (1925-31). В 1931 г. организовал Центральную научно-исследовательскую лабораторию ионизации. В 1937-42 гг. возглавлял две лаборатории при Управлении строительством Дворца Советов, а в 1958-62 гг. - Лабораторию аэроионификации при Госплане СССР.
Сравнительная психология – наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Значение зоопсихологии: 1. помощь в решении коренных задач общей психологии, для выявления биологических корней психической деятельности человека и закономерностей происхождения и развития его сознания. 2. помощь в выявлении биологических основ развития детской психики 3. вклад в педагогическую психологию: общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение 4. без данных зоопсихологии не может обойтись антропология при решении проблемы происхождения человека 5. изучение расстройств психической деятельности животных позволяет лечить психические болезни людей 6. помощь сельскому хозяйству, рыболовству, звероводству, охотничьему хозяйству. Проблемы, которыми занимается зоопсихология: · Происхождение психического отражения, его зарождение и периодизация его развития · Врождённое и приобретённое у животных (научение, изменение поведения в онтогенезе и его границы) · Закономерность онтогенеза поведения, психики у различных таксономических групп животных · Антропогенетически значимые черты в поведении и психике животных. 2.Предмет и задачи этологии и бихевиоризма. Методы исследования и основные парадигмы.
Психика не могла более представляться изолированным "островом духа". В психологии фундаментальным становится соотношение "организм-среда", вместо отдельного организма. Это порождает новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привёл к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, а его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) его психический склад. Понятие об индивидуальных вариациях является составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Стало быть, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Позже оно превратилось в разветвлённую ветвь дифференциальной психологии. Кроме того, дарвинизм стимулировал изучение психики в животном мире, и стал основанием зоопсихологии, широкого изучения (с помощью объективных экспериментальных методов) механизмов психической регуляции поведения животных. Ч.Дарвин, анализируя инстинкты как побудительные силы поведения, подверг критике версию об их разумности.
Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологического исследования – такие, как дифференциальная психология (импульс которой придала идея Дарвина о том, что уже генетические факторы – наследственность – определяют различия между людьми), детская психология (Дарвину принадлежит "Биографический очерк одного ребенка"), зоопсихология (см. работу Дарвина "Инстинкт") и др. Билет 14. 1. Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки. Вунд и все такое. 2. бихевиоризм и его значение для современной науки. Уже было где-то выше Билет 15. 1. Дифференциация психологических знаний, становление и развитие отраслей психологии. 2. Гуманистическая психология. Уже было. Билет 16. 1. Оформление прикладных направлений в психологии. Психотехника На протяжении веков педагогика и медицина представляли две главные области практического приложения психологических знаний. На рубеже XX века индустриальный прогресс, обратив интересы психологии к производственной, трудовой деятельности, обусловил зарождение психотехники (термин введен В.Штерном), под которой понималось использование психологии в экономике и промышленности.
Ему требовалось больше фактического материала, чем он мог найти. Поэтому неудивительно, что многое из того, что он говорил и писал, кажется наивным или слишком упрощённым. Научный материал бихевиоризма, который имел в своем распоряжении Уотсон, касался условных и безусловных рефлексов. Но его понятие безусловного рефлекса было подчинено принципу причинности, который соответствовал схеме действия и противодействия и слишком сильно соответствовал распространенному в 19 веке представлению о механизме. Это представление господствовало и в работах русского физиолога И. П. Павлова, опубликованных примерно в то же время. Психология "стимула и реакции", развивавшаяся на протяжении последующих 3-4-х десятилетий, также не изменила этого представления. Из всех результатов, достигнутых им, наибольшее значение придавалось тем, которые легче всего можно было повторить на опыте. Большей частью они основались на наблюдении за животными: за собаками Павлова и белыми крысами зоопсихологов. Считалось, что поведение человека не отличается от поведения животных особым своеобразием и подчиняется тем же законам. Для подтверждения своего утверждение о том, что психология представляет собой точную науку, и чтобы собрать дальнейший материал для своей книги, Уотсон опирался на результаты анатомии и психологии.
На основе методик обучения обезьян зоопсихолог И.Пепперберг (Pepperberg, 1987) разработала оригинальный метод общения с попугаем Алексом (африканским серым жако), причем в качестве языка-посредника использовалась собственно человеческая речь. Известно, что попугаи могут произносить до 300 слов, варьировать слова в предложениях, использовать фразы ситуативно и вступать в ситуативные диалоги со своими воспитателями. Пепперберг впервые удалось поставить эксперименты, с помощью которых можно судить об уровне "языкового мышления" у попугая. Разработанный ею метод отличается тем, что в процессе обучения участвуют одновременно два обучающих человека. Один (основной) обучающий обращается как к человеку (второму обучающему), так и к попугаю. Второй обучающий является, с одной стороны, учеником и моделью для ответов попугая, а с другой - как бы его соперником. Алекс научился не только называть предметы, но и определять несколько форм (треугольная, четырехугольная), несколько цветов, а также указывать материал. Он может отвечать на вопросы, например, "Сколько здесь предметов? Сколько из них круглых? А сколько кожаных? Сколько черных?" У него также наблюдается ситуативная связь между негативной ситуацией и отрицанием "нет".
В результате один из них, Вагнер, неправомерно связывал другого с чисто механистической физиологической школой, а другой, Павлов, так же неправомерно не дал никаких исключений для зоопсихологов, стоящих на антиантропоморфистских позициях. Объективную сущность позиций Павлова и Вагнера подметил ещё в дооктябрьские годы Н.Н. Ланге. Критикуя психофизический параллелизм, или "параллелистический автоматизм" не может объяснить, каким образом и почему развилась психическая жизнь. В своей "Психологии" Ланге отделяет взгляды Павлова от механистической системы "старой физиологии" и показывает, имея ввиду школу Павлова, что в "самой физиологии мы встречаем ныне стремление к расширению старых физиологических понятий до их широкого биологического значения. В частности, такой переработке подверглось понятие о рефлексе - этой основе чисто механистического толкования движений животного". Таким образом, Ланге уже тогда увидел, что механистическая концепция рефлекса, восходящая к Декарту, подвергается переработке в павловском учении об условных рефлексах.
1. ПРЕДМЕТ И ОБЕКТ ЗООПСИХОЛОГИИ Сравнительная психология: - детская психология - зоопсихология - антропопсхология Сравнительная психология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных,особенно приматов. Особая область — изучение интеллекта животных. Иногда сравнительная психология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука. Зоопсихология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное иприобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка. Предмет и объект зоопсихологии: Объект — поведение, практическая деятельность животных. Предмет — их психическое отражение, т. е. психика. Этология и психология ВНД имеют тот же объект. Этологи изучают поведение животных, но их интересуетсам феномен поведения, двигательная картина. Поведение — систематический признак (как окраска, например). Это грамма — подробное описание, основанное навидеосъемке и подробно по-кадрово анализируемое. В результате возникает картина поведения животного в различных ситуациях (функциональные схемы), выявляющаячерты сходства с представителями близких и далеких групп.
Об этом свидетельствуют опыты Н.Ладыгиной-Котс, В.Келера, Ло Сенг Цая и многих других ученых . Более того, высокоорганизованным животным присущи интеллект и мышление как высшие формы психической деятельности . Для того, чтобы полнее раскрыть ученикам средней школы эти процессы, мы предлагаем: во-первых, ознакомить их с результатами опытов выдающихся ученых-этологов и зоопсихологов в целях популяризации науки и современных ее достижений; во-вторых, учитывая, что "основной элемент любого обучения - мотивация - достижим лишь в условиях использования широкой гаммы обучающих экспериментов, среди которых заслуживает упоминания опыт непосредственного участия школьников в ряде практических видов деятельности" , мы рекомендуем к проведению на факультативных (или внеклассных) занятиях ряд гуманных, легко поддающихся воссозданию экспериментов с животными, которые дадут учащимся, помимо навыков бережного обращения с "братьями меньшими", также и представление об их мыслительных способностях. В качестве одного из таких экспериментов мы можем предложить опробованный нами "тест на смышленость" Ло Сенг Цая , очень ярко иллюстрирующий способность животных к абстрактному мышлению.
Во второй главе их связь с проблемой элементарного мышления животных рассмотрена более подробно. Зоопсихология — направление отечественной психологии, изучающее проявления, закономерности и эволюцию психического отражения у животных разного уровня развития. Предметом исследований зоопсихологов является происхождение и развитие (фило- и онтогенез) психических процессов у животных, а также предпосылки и предыстория человеческого сознания. Большой фактический материал, накопленный зоопсихологией, изложен в учебнике К. Э. Фабри (1976), а также в работах его учеников (Дерягина, 1986; Мешкова, Федорович, 1996). Примерно такие же задачи имеет и сравнительная психология — направление исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных различных эволюционных ступеней развития (см.: Ярошевский, 1997). Сравнительно-психологическими в иностранной научной литературе обычно называют исследования способностей животных к обучению и рассудочной деятельности, проводящиеся в условиях лаборатории. Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — основанное Дж.
Трудность эта станет понятна читателю, если он примет в соображение, что для вопроса об эволюции психических свойств палеонтология дает очень мало, а именно только довольно отрывочные сведения о строении мозга ископаемых животных и некоторые, сделанные на основании строения ископаемых форм умозаключения об их образе жизни (Абель). Психоэмбриологическое исследование, т. е. учение о развитии психических свойств, вследствие отрывочности произведенных исследований до сих пор дало тоже немного; сравнительная зоопсихология в этом отношении дает гораздо больше, но и здесь приходится постоянно учитывать недостатки самого метода, затрудняющие его применение. Основным из этих недостатков является то, что при сравнительно-психологическом исследовании (как и при сравнительно-анатомическом) мы имеем дело с конечными членами эволюционных рядов, эволюционировавших независимо друг от друга, а не с последовательными членами одного и того же филогенетического ряда.) В типе членистоногих мы видим постепенное повышение инстинктивной деятельности, причем у высших представителей типа, у насекомых, инстинкты сделались необычайно высокими и сложными и достигли высокой степени совершенства, вследствие чего сознательная психика если не атрофировалась, то, во всяком случае, отступила на задний план.
Зорина Зоя Александровна, Полетаева Инга Игоревна Сознание человека— наиболее сложная функция его психики. Основные свойства сознания, зачатки которых были исследованы у животных. Наблюдения и экспериментальные доказательства того, что человекообразные обезьяны обладают способностью опознавать себя в зеркале, обнаруживают понимание и прогнозирование действий других особей, а также способны использовать такие знания в своих целях, т.е. манипулировать поведением сородичей. 1. Основные характеристики сознания. В этой главе мы обратимся к рассмотрению проблемы, изучение которой считают одной из основных задач зоопсихологии (Фабри, 1976) — предпосылкам и предыстории человеческого сознания. Сознание — это наиболее сложная форма человеческой психики, высшая ступень психического отражения, связанная со «способностью идеального воспроизведения действительности в мышлении» (Большой энциклопедический словарь, 1996). Сознание представляет собой «специфическое состояние мозга, позволяющее осуществлять совокупность важнейших когнитивных процессов — ощущение и восприятие, память, воображение и мышление» (Соколов, 1997).
![]() | 978 63 62 |